Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математика для дошкольников" ШРР
Уровень образования
- Дополнительное образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
1 и 2 год обучения
Первый год обучения
1. Водная часть. Число и цифра 1. (1 час)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре. Тренировать мыслительные операции. Знакомство с развивающими играми и дидактическим материалом: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.
Практика: Дидактические игры: «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам». Игра «Числа 1 и 2». Форма контроля: входная диагностика.
2. Число и цифра 2. Раньше. Позже. Пара. (2 часа)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре. Сформировать понимание того, что с течение времени происходит изменение внешнего вида предметов. Уточнить понимание детьми значение слова «пара».
Практика: Дидактические игры: «Два обруча», «Дорожки», «Найди пару», «Кто, где живёт?», «Числа 1 и 2».
Форма контроля: наблюдение.
3. Счет до трех. Число и цифра3. (1 час)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре 3, умение считать до трех.
Практика: Дидактические игры: «Найди лишнее», «Объедини по 2, 3,4 признакам», «Равно – неравно», «Два обруча». Игры-головоломки «Танграмм». Игра «Число 3». Форма контроля: наблюдение.
4. Счет до четырех. Число и цифра 4. (1 час)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех. Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановке.
Практика: Дидактические игры: «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», развивающие кубики: «Хамелеон», «Сложи узор», «Кубик для всех». Игра «Число 4». Форма контроля: наблюдение.
5. Куб. (2 часаа)
Теория: Сформировать представление о кубе.
Практика: Игра «Число 5». Форма контроля: творческая работа.
6. Вверху, внизу. Шире, уже. (1 час)
Теория: Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний». Сформировать умение сравнивать предмет по ширине.
Практика: Дидактические игры: «Далеко – близко», «Высоко – низко», «Назови – где….», «Угадай время года?», «Неделя». Игра «Дачный поселок». Форма контроля: наблюдение.
7. Счет до пяти. Число и цифра 5 (1 час)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти.
Практика: Игра «Число 5». Форма контроля: наблюдение.
8. Прямоугольник (2 часа)
Теория: Сформировать представление об овале, способность к распознанию овала и выделению фигур формы овала из множества фигур разной формы. Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы.
Практика: Игра «Рамка для картины». Форма контроля: наблюдение.
9. Внутри. Снаружи. Впереди. Сзади. Между (2 часа)
Теория: Уточнить понимание слов «сзади», «между», их грамотное употребление в речи. Уточнить понимание слов «внутри», «снаружи», их грамотное употребление в речи.
Практика: Игра «Строим ворота». Форма контроля: наблюдение.
10. Числовой ряд, Порядковый счет (4 часа)
Теория: Сформировать представление о числовом ряде. Сформировать у детей представление о порядковом счете.
Практика: Игры: «Строительство домов», «Разноцветные флажки».
11. Счет до 6-ти. Число и цифра 6 (1 час)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре 6, счет до шести.
Практика: «Веселый поезд». Форма контроля: творческая работа.
12. Число и цифры 1-7. Счет до семи. Число и цифра 7. (2 часа)
Теория: Дать представление о числе и цифре 7, счет до семи. Счет до 7 в прямом и обратном порядке, соотношение цифры 1-7 с количеством.
Практика: отгадывание загадок на число 7, самостоятельная работа на карточках на состав числа 7; работа с наборами палочек Кюизенера. Форма контроля: наблюдение.
13. Сравнение по ширине, толщине и высоте, по длине. (2 часа) Теория: Сравнивание предметов по толщине, по высоте, ширине, длине.
Практика: Игры: «Кастрюльки», «Зайка». Форма контроля: наблюдение.
14. Счет до восьми. Число и цифра 8. План (карта путешествий) (2 часа).
Теория: Дать представление о числе и цифре 8, счет до 8. Ориентация по элементарному плану, определение взаимного расположение предметов в пространстве.
Практика: выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера.
Игры: «Состав числа по признаку», «Новоселье» работа парами, «Дорога к дому». Форма контроля: творческая работа.
15. Геометрические тела Цилиндр, Конус, Призма и пирамида (4 часа)
Теория: Дать представление о цилиндре, о конусе, о призме и пирамиде, предметы конической формы в окружающей обстановке. Геометрических фигурах. Первые представления о замещении свойств знаками-символами.
Практика: Игры: «Сделай фигуру», «Найди клад», «Угадай – ка», «Автотрасса», «Где чей гараж?», «Выращивание дерева».
Выделение в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форму, размер, толщину), абстрагирование одних свойств от других, называние их. Форма контроля: наблюдение.
16. Выше. Ниже. (1 час)
Теория: Уточнить понимание слов «выше», «ниже», их грамотное употребление в речи.
Практика: Игра «Стулья для семьи». Форма контроля: наблюдение.
17. Счет до девяти. Число и цифра 9. (1 час)
Теория: Дать представление о числе и цифре 9, счет до 9. Ориентация по элементарному плану, определение взаимного расположение предметов в пространстве.
Практика: выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера.
Игры: «Состав числа по признаку», «Новоселье» работа парами, «Дорога к дому». Форма контроля: наблюдение.
18. Счет до десяти. Число и цифра 10. (1 час)
Теория: Дать представление о числе и цифре 10, счет до 10. Ориентация по элементарному плану, определение взаимного расположение предметов в пространстве.
Практика: выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера.
Игры: «Состав числа по признаку», «Новоселье» работа парами, «Дорога к дому». Форма контроля: наблюдение.
19. Счет до десяти. (1 час)
Теория: Представление о числе и цифре10, счет до 10.
Практика: Игра «Кораблик» работа парами.
Форма контроля: контрольные задания, вопросы викторины. Праздник
«Поиск клада знаний».
Второй год обучения
1. Водная часть. Множества и совокупности. Понятие множества.
Много и один (6 часов)
Теория: Общие понятия множества, «один» и «много», длиннее, короче, равные по длине. Основные операции над множеством. Свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина, материал). Объединение предметов в группы по сходным признакам (двум, трем, четырем). Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, толщине и т.д. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Логические игры. Игры – головоломки
Установление равно численности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).
Практика: Игры: «Змейка», «У кого больше», «Столбики». Д/игры: «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам», «Дорожки», «Кто, где живёт?», «Назови друзей», «Два обруча» «Украсим ёлочку». Игрыголоволомки: «Танграмм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Сравнение предметов и совокупностей. Форма контроля: входная диагностика.
2. Пространственно-временные представления. Ориентация в пространстве. Ориентация во времени. Ориентация на листе бумаги (4 часа)
Теория: Понятия: вверху, внизу, слева, справа. Предлоги: над, под, в, на, за, перед, между. Представления: рядом, далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, в центре. Название дней недели и месяцев, с промежутками времени: утро, день, вечер, ночь. Времена года. Мера времени: секунда, минута, час. Понятия: долго, дальше, скоро, скорее, потом, давно, быстро, медленно. Клеточка, строчка, столбик клетки, страница, лист.
Практика: Дидактические игры: «Далеко – близко», «Высоко – низко», «Назови – где….», «Угадай время года?», «Неделя». Игры: «Наоборот», «Назови пропущенное слово», «Дни недели». Форма контроля: наблюдение.
3. Числа и операции над ними. Цвет – это число, число – это цвет, образование «семеек». Числа и цифры первого десятка (12 часов)
Теория: Знакомство с цветными палочками – числами в пределах 10. Составление «коврика». Числа – соседи. Предшествующее и последующее число. Деление предметов на 2 и 4 равные и неравные части, нахождение части от целого, составление целого из частей. Виды счёта (прямой, обратный, порядковый). Состав числа от 2 – 10 (4 часа). Формирование общих представлений о сложении, как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании, как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Понятия «целое – часть». Решение задач на сложение предметов, фигур, палочек Кюизенера, используя числа в цвете. Понятия «слева, справа, посередине». Образование второго десятка (один – на – дцать – 11 и т. д.); двузначные числа – составляем из палочек. Счёт до 20. Счет двойками (парами) до 20, счёт тройками до 21.
Практика: Составление «коврика на вычитание» из палочек Кюизенера». Отношения между группами предметов (больше, меньше, одинаковое количество). Задачи на вычитание. Работа с предметами, фигурами.
Математические знаки: +, -, =, =, <,>. Использование этих знаков при составлении и решении арифметических задач и неравенств.
Решение задач творческого характера.
Д/игры: «Вычислительные машины», «Цветная лесенка», «Реши задачу по карточкам», «Сложение и вычитание», «Волшебные домики». Игры: «Считай дальше», «Бусы», «Разноцветные вагончики». Игра – соревнование «Веселый поезд». Форма контроля: наблюдение.
4. Геометрические фигуры, величина. Выявление и абстрагирование свойств (9 часов)
Теория: Развитие умений выделять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни свойства от других, называть их. Первые представления о замещении свойств знаками-символами.
Осваивание умений строго следовать правилам при выполнении действий, понимание того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.
Практика: Игра «Скворечник». Сравнивание предметов по одному, двум и трем свойствам, видеть в них общее и различное. Сравнивание предметов и овладение этим умением в разных ситуациях: когда в их поле зрения находятся не только сравниваемые предметы, но и другие. Классифицирование и обобщение предметов по одному, двум, трем и четырем свойствам: сначала по заданным свойствам, затем — по самостоятельно выделенным. Переход от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерностей. Разбивание множества на классы по совместимым свойствам. Производить логические операции «не», «и», «или», умений с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
Игры: «Дорожки», «Найди пару», «Две дорожки», «Дачный поселок»,
«Где чей гараж?», «Засели домик», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок», «Журавушка», «Угадай фигуру», «Построй дом», «Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2», «Алгоритм», «Архитекторы», «Детская площадка», «Угостим медвежат», «На свою веточку», «Кто хозяин», Игра «Изменение конструкции дома». Форма контроля: наблюдение.
5. Заключительное занятие. (1 час)
Теория. Правила выполнения заданий викторины.
Практика: контрольные задания, вопросы викторины. Праздник «Поиск клада знаний».
Форма контроля: Итоговый контроль.
Практики
Нет
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Не используются