1 год обучения
Вводное
занятие -1 час.
Теория: введение в программу; инструктаж
по технике безопасности; правила внутреннего распорядка.
Признаки
предметов -6 час.
Теория: Развивать представление о
свойствах (цвете, величине, форме) предметов окружающего мира на наглядной
основе. Развивать умение мыслить логически, рассуждать.
Практика: Определение цвета предметов; классификация
предметов по их цвету; выявление закономерности в чередовании цветов.
Определение формы предметов;
классификация предметов по форме. Понятие размера предметов: большой,
средний, маленький; сравнение и классификация предметов по их размеру.
Объединение предметов по какому-либо признаку. Описание предметов. Дидактические игры.
Цифры
и числа – 12 час.
Теория: Знакомство с порядком следования
чисел натурального ряда. Знакомство с порядковыми числительными. Закрепляем
умение сравнивать числа. Запись числа в порядке возрастания и убывания.
Уменьшение и увеличение чисел на 1. Определение пропущенного числа. Состав
числа 1-5. Знакомство со знаками математической символики. Понятие «задача».
Практика: Стихи о цифрах. Дидактические
игры. Работа в печатных пособиях. Решение и составление задач.
Отношения
между понятиями – 4 час.
Теория: Развивать образное и
словесно-логическое мышление. Родо-видовые отношения. Противоположные
понятия.
Практика: Дидактические игры.
Геометрические
фигуры – 5 час.
Теория: Уточнить знание известных геометрических фигур, их
элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Анализировать
форму предметов в целом и отдельных их
частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по
контурным образцам, по описанию, представлению. Знакомство с объемными
геометрическими телами.
Практика: Распознавать фигуры независимо
от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости фигуры из частей и разбивать их
на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их
характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по
собственному замыслу.
Время
и пространство – 1 час.
Теория: Способствовать развитию у детей
временных представлений. Развивать целостность восприятия. Понятие времени
суток, дней недели, их последовательности. Движение во времени: прошлое,
будущее, настоящее.
Практика: Знакомство с моделью суток,
моделью года. Формирование представления об определении времени по часам.
Ориентировка
в пространстве
- 2 час.
Теория: Учимся ориентироваться на листе
бумаги в клетку по словесной инструкции. Уточнять отношения на-над-под,
справа-слева, посередине- спереди-сзади, снизу-сверху. Совершенствовать опыт
ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов.
Практика: Графические работы в тетради.
Работа с компасом.
Лабиринты
– 1 час.
Теория: Понятие «лабиринт». Учимся концентрировать
внимание, осмысливать то, что видим, затем действовать.
Практика: Ориентировка в лабиринтах.
Приборы
измерения -1час.
Теория: Дать понятие приборов измерения,
расширить знания о них (различные виды
термометров, часов).
Практика: Графические зарисовки.
Решение
логических задач – 2 час.
Теория: Закрепляем приобретенные навыки
в решении задач. Прививаем навыки решения логических задач. Развиваем
мыслительные процессы.
Практика: Развиваем внимание и
сообразительность при решении головоломок, задач-шуток.
Итоговое
занятие – 1 час.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Развивающие тесты.
Содержание
учебно-тематического плана
2 год обучения
Вводное занятие
– 1 час.
Теория: введение в программу; инструктаж
по технике безопасности; правила внутреннего распорядка.
Признаки
предметов -3 час.
Теория: Закрепить знания о цвете, форме,
размере предметов.
Практика: Обобщить и классифицировать
предметы по какому-либо общему признаку. Описание предметов. Дидактические игры.
Действия
предметов – 2 час.
Теория: Научить определять и называть
действия предметов; обобщать и классифицировать предметы по их действиям.
Практика: Описание и определение
предметов через их признаки, составные части и действия.
Цифры
и числа – 6 час.
Теория: Закрепить порядок следования
чисел натурального ряда, прямой и обратный счет, возрастание и убывание
числа. Состав числа 6-9. Знаки математической символики «=», «>», «<».
Практика: Решение неравенств. Решение и
составление задач.
Последовательность
событий – 3 час
Теория: Подготовка к введению понятия
«алгоритм». Определение последовательности событий.
Практика: Дидактические игры.
Составление и выполнение алгоритма.
Понятие
«Множество» и его элементы -2 час.
Теория: Вводим понятие «множество»,
«элемент множества».
Практика: Определяем принадлежность
элемента множеству, задаем множества. Дидактические игры.
Симметрия
фигур. Симметрия в природе -2 час.
Теория: Понятие «симметрия», «ось
симметрии».
Практика: Нахождение симметрии в
геометрических фигурах, цифрах, буквах, в природе.
Ориентировка
в пространстве -3 час.
Теория: Учимся ориентироваться на листе
бумаги в клетку по словесной инструкции. Уточнять отношения на-над-под,
справа-слева, посередине- спереди-сзади, снизу-сверху. Совершенствовать опыт
ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов.
«Говорящие рисунки»- карты.
Практика: Графические
работы в тетради. Графические диктанты.
Информация.
Органы чувств – 3 час.
Теория: Понятие «информация». Способы
представления информации. Виды общения (устное, письменное, жестами).
Практика: 5 каналов получения
информации.
Компьютер.
Составные части компьютера -1час.
Теория: Виды компьютеров, их назначение,
составные части персонального компьютера.
Практика: Кроссворд. Стихи о компьютере.
Работа
в текстовом редакторе «Word»
-2 час.
Теория: Как создавать, хранить,
передавать, получать, обрабатывать информацию.
Практика: Знакомство с клавиатурой.
Набор текста.
Работа
в графическом редакторе «Paint»
- 4час.
Теория: Назначение программы.
Инструменты для создания и обработки рисунков.
Практика: творческие работы по темам:
«Космос», « Техника», «Замки».
Решение
логических задач -3 час.
Теория: Закрепляем приобретенные навыки
в решении задач. Прививаем навыки решения логических задач. Развиваем
мыслительные процессы.
Практика: Развиваем внимание и
сообразительность при решении головоломок, задач-шуток, ребусов.
Итоговое
занятие – 1 час.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Развивающие тесты.
.
Планируемые результаты
- требования к уровню
подготовки 1 года обучения:
Специфика данной программы
заключается в том, что
ее содержание
ориентировано прежде всего
на развитие практических умений. Это обстоятельство, а
также психолого –
педагогические особенности дошкольников не
позволяют выделить отдельным разделом блок «знания». Изучив данный курс, дошкольники
овладевают следующими умениями:
1 год обучения
- умение
сравнивать предметы по
длине, высоте, ширине,
узнавать цвет предмета;
- умение
ориентироваться в ограниченном
пространстве;
- умение
находить общий признак предметов,
находить лишний элемент;
- умение
распознавать геометрические
фигуры и находить в окружающей обстановке предметы ,
сходные по форме;
- умение
воспроизводить предметы с
помощью счетного материала, геометрических фигур и
графических изображений;
- умение
соотносить запись чисел
1 – 5 с количеством элементов ;
- количественный и
порядковый счет в
пределах 5.
- умение
составлять и решать
простые задачи с
помощью счетного материала;
- умение
устанавливать
пространственно – временные
отношения.
2 год обучения
- умение правильно
устанавливать пространственно- временные отношения, находить последовательность
событий и нарушение порядка ; - умение непосредственно сравнивать предметы
по размеру, форме, цвету;
- умение
практически измерять величины
мерками;
- умение
выделять и выражать
в речи признаки
сходства и различия отдельных предметов;
- умение
объединять совокупность
предметов в единое
целое, выделять часть совокупности;
- умение
распознавать изученные геометрические фигуры,
находить в окружающей обстановке
предметы, сходные по форме;
- умение
ориентироваться в ограниченном пространстве с
помощью элементарного плана;
- умение продолжить заданную закономерность,
составленную из предметов или фигур;
умение самостоятельно составлять подобные
цепочки;
- умение
находить общий признак
совокупности предметов, находить лишний элемент;
- умение
соотносить с количеством запись чисел
1 – 10;
- количественный и
порядковый счет в пределах 1-10;
- умение
составлять и решать
простые задачи на нахождение суммы
и разности на основе счетного материала, записывать их, используя знаки математической символики;
- умение
связно высказываться;
- умение
находить ошибки и пути их
исправления;
- умение
анализировать строение предмета.
Иметь понятие:
- о множестве и
его элементах;
- об
алгоритме, как последовательности действий;
- о
симметрии фигур;
- о
составных частях ПК;
каналах получения информации; о работе в текстовом и графическом редакторе.
-
Личностные,
метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по
итогам освоения программы:
В сфере личностных
универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
- устойчивый познавательный
интерес к изучению элементарной математики;
- чувство восприятия
пространства, формы, времени;
- навык самостоятельной работы
при выполнении практических заданий;
- ориентации на понимание
успеха в деятельности;
- заложены основы социально
ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность,
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
В сфере метапредметных
результатов обучающиеся научатся:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и
пошаговый контроль в своей деятельности;
- адекватно воспринимать
оценку окружающих;
- приобретать и осуществлять
практические навыки и умения в решении элементарных задач;
- приобретать практические
навыки и умения в работе с печатными пособиями;
- развивать фантазию,
воображение, память, логическое мышление;
- учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей деятельности.
К концу обучения будут уметь :
- выделять свойства предметов,
находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- сравнивать,
классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей
действительности;
- ориентироваться в
пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
- разбивать множество на
подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- сопоставлять части и целое
для предметов и действий;
- называть главную функцию
(назначение) предметов;
- расставлять события в
правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или
изображенную последовательность действий;
- применять какое-либо
действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок
действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в
неправильной последовательности простых действий;
- проводить аналогию между
разными предметами;
- запоминать, воспроизводить
усвоенный материал, доказывать. рассуждать;
- проявлять доброжелательное
отношение к сверстнику, выслушивать, помогать по необходимости.
|