Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логическое мышление"

Уровень образования

  • Дополнительное образование

Формы обучения

  • Очная

Нормативный срок обучения

2 года

Аккредитация

Аккредитации не подлежит согласно части 1 статьи 92 Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации»


Язык(–и) на которых осуществляется обучение

русский
Язык(–и), на которых осуществляется обучение (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)

  • 1 и 2 год обучения


    1 год обучения

     

    Вводное занятие -1 час.

    Теория: введение в программу; инструктаж по технике безопасности; правила внутреннего распорядка.

    Признаки предметов -6 час.

    Теория: Развивать представление о свойствах (цвете, величине, форме) предметов окружающего мира на наглядной основе. Развивать умение мыслить логически, рассуждать.

    Практика:  Определение цвета предметов; классификация предметов по их цвету; выявление закономерности в чередовании цветов. Определение формы  предметов; классификация предметов по форме. Понятие размера предметов: большой, средний, маленький; сравнение и классификация предметов по их размеру. Объединение предметов по какому-либо признаку.  Описание предметов.  Дидактические игры.

    Цифры и числа – 12 час.

    Теория: Знакомство с порядком следования чисел натурального ряда. Знакомство с порядковыми числительными. Закрепляем умение сравнивать числа. Запись числа в порядке возрастания и убывания. Уменьшение и увеличение чисел на 1. Определение пропущенного числа. Состав числа 1-5. Знакомство со знаками математической символики.  Понятие «задача».

    Практика: Стихи о цифрах. Дидактические игры. Работа в печатных пособиях. Решение и составление задач.

    Отношения между понятиями – 4 час.

    Теория: Развивать образное и словесно-логическое мышление. Родо-видовые отношения. Противоположные понятия.

    Практика: Дидактические игры.

    Геометрические фигуры – 5 час.

    Теория: Уточнить знание  известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Анализировать форму предметов в целом  и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению. Знакомство с объемными геометрическими телами.

    Практика: Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать  на плоскости фигуры из частей и разбивать их на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

    Время и пространство – 1 час.

    Теория: Способствовать развитию у детей временных представлений. Развивать целостность восприятия. Понятие времени суток, дней недели, их последовательности. Движение во времени: прошлое, будущее, настоящее.

    Практика: Знакомство с моделью суток, моделью года. Формирование представления об определении времени по часам.

    Ориентировка в пространстве  - 2 час.

    Теория: Учимся ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции. Уточнять отношения на-над-под, справа-слева, посередине- спереди-сзади, снизу-сверху. Совершенствовать опыт ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов.

    Практика: Графические работы в тетради. Работа с компасом.

    Лабиринты – 1 час.

    Теория:  Понятие «лабиринт». Учимся концентрировать внимание, осмысливать то, что видим, затем действовать.

    Практика: Ориентировка в лабиринтах.

    Приборы измерения -1час.

    Теория: Дать понятие приборов измерения, расширить знания о них  (различные виды термометров, часов).

    Практика: Графические зарисовки.

    Решение логических задач – 2 час.

    Теория: Закрепляем приобретенные навыки в решении задач. Прививаем навыки решения логических задач. Развиваем мыслительные процессы.

    Практика: Развиваем внимание и сообразительность при решении головоломок, задач-шуток.

    Итоговое занятие – 1 час.

    Теория: Подведение итогов.

    Практика: Развивающие тесты.

     

    Содержание учебно-тематического плана

    2 год обучения

     

    Вводное занятие – 1 час.

    Теория: введение в программу; инструктаж по технике безопасности; правила внутреннего распорядка.

    Признаки предметов -3 час.

    Теория: Закрепить знания о цвете, форме, размере предметов.

    Практика: Обобщить и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку. Описание предметов.  Дидактические игры.

    Действия предметов – 2 час.

    Теория: Научить определять и называть действия предметов; обобщать и классифицировать предметы по их действиям.

    Практика: Описание и определение предметов через их признаки, составные части и действия.

    Цифры и числа – 6 час.

    Теория: Закрепить порядок следования чисел натурального ряда, прямой и обратный счет, возрастание и убывание числа. Состав числа 6-9. Знаки математической символики «=», «>», «<».

    Практика: Решение неравенств. Решение и составление задач.

    Последовательность событий – 3 час

    Теория: Подготовка к введению понятия «алгоритм». Определение последовательности событий.

    Практика: Дидактические игры. Составление и выполнение алгоритма.

    Понятие «Множество» и его элементы -2 час.

    Теория: Вводим понятие «множество», «элемент множества».

    Практика: Определяем принадлежность элемента множеству, задаем множества. Дидактические игры.

    Симметрия фигур. Симметрия в природе -2 час.

    Теория: Понятие «симметрия», «ось симметрии».

    Практика: Нахождение симметрии в геометрических фигурах, цифрах, буквах, в природе.

    Ориентировка в пространстве -3 час.

    Теория: Учимся ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции. Уточнять отношения на-над-под, справа-слева, посередине- спереди-сзади, снизу-сверху. Совершенствовать опыт ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов. «Говорящие рисунки»- карты.

    Практика: Графические работы в тетради. Графические диктанты.

    Информация. Органы чувств – 3 час.

    Теория: Понятие «информация». Способы представления информации. Виды общения (устное, письменное, жестами).

    Практика: 5 каналов получения информации.

    Компьютер. Составные части компьютера -1час.

    Теория: Виды компьютеров, их назначение, составные части персонального компьютера.

    Практика: Кроссворд. Стихи о компьютере.

    Работа в текстовом редакторе «Word» -2 час.

    Теория: Как создавать, хранить, передавать, получать, обрабатывать информацию.

    Практика: Знакомство с клавиатурой. Набор текста.

    Работа в графическом редакторе «Paint» - 4час.

    Теория: Назначение программы. Инструменты для создания и обработки рисунков.

    Практика: творческие работы по темам: «Космос», « Техника», «Замки».

    Решение логических задач -3 час.Хочу такой сайт

    Теория: Закрепляем приобретенные навыки в решении задач. Прививаем навыки решения логических задач. Развиваем мыслительные процессы.

    Практика: Развиваем внимание и сообразительность при решении головоломок, задач-шуток, ребусов.

    Итоговое занятие – 1 час.

    Теория: Подведение итогов.

    Практика: Развивающие тесты.

     

    .

    Планируемые  результаты

    - требования к уровню подготовки 1 года обучения:

     

         Специфика данной  программы  заключается  в том,   что  ее  содержание ориентировано  прежде  всего  на   развитие  практических   умений.       Это обстоятельство,   а  также         психолого  –   педагогические     особенности дошкольников  не  позволяют выделить отдельным разделом блок  «знания». Изучив данный курс,  дошкольники  овладевают  следующими     умениями:

    1  год обучения

    -  умение  сравнивать  предметы  по  длине,  высоте,  ширине,  узнавать  цвет предмета;

    -  умение  ориентироваться  в  ограниченном  пространстве;

    -  умение  находить общий  признак  предметов,  находить  лишний  элемент;

    -  умение  распознавать  геометрические фигуры и находить  в   окружающей обстановке предметы , сходные  по  форме;

    -  умение  воспроизводить   предметы   с      помощью   счетного     материала, геометрических  фигур и  графических  изображений;

    -  умение  соотносить       запись      чисел   1 – 5  с   количеством  элементов ;

    -  количественный  и  порядковый  счет  в  пределах  5.

    -  умение   составлять  и   решать   простые  задачи    с    помощью    счетного материала;

    -  умение   устанавливать  пространственно  –  временные   отношения.

    2  год обучения

    умение правильно устанавливать пространственно- временные отношения, находить последовательность событий и нарушение порядка ;                            -  умение непосредственно сравнивать предметы по размеру, форме, цвету;

    -  умение  практически  измерять  величины   мерками;

    -  умение  выделять  и  выражать  в  речи  признаки  сходства  и       различия отдельных предметов;

    -  умение  объединять  совокупность предметов  в  единое  целое,     выделять часть   совокупности;

    -  умение  распознавать   изученные  геометрические   фигуры,   находить   в окружающей  обстановке  предметы,  сходные по форме;

    -  умение  ориентироваться   в     ограниченном  пространстве   с     помощью элементарного  плана;

    -  умение продолжить заданную закономерность, составленную из предметов или фигур;   умение  самостоятельно   составлять    подобные   цепочки;

    -  умение  находить  общий  признак  совокупности  предметов,       находить лишний  элемент;

    -  умение  соотносить с количеством запись чисел   1 – 10;

    -  количественный  и  порядковый счет в  пределах   1-10;

    -  умение  составлять  и  решать  простые   задачи  на нахождение  суммы   и разности  на      основе счетного материала,  записывать их,  используя знаки математической  символики;

    -  умение  связно высказываться;

    -  умение  находить ошибки и пути  их исправления;

    -  умение  анализировать строение  предмета.

        Иметь понятие:

    о  множестве и  его элементах;

    -  об  алгоритме,  как  последовательности  действий;

    -  о  симметрии  фигур;

    -  о  составных частях ПК;   каналах  получения   информации;     о работе   в текстовом и графическом  редакторе.

         

    - Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы:

    В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:

    - устойчивый познавательный интерес к изучению элементарной математики;

    - чувство восприятия пространства, формы, времени;

    - навык самостоятельной работы при выполнении практических заданий;

    - ориентации на понимание успеха в деятельности;

    - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:

    трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

    В сфере метапредметных результатов обучающиеся научатся:

    - планировать свои действия;

    - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;

    - адекватно воспринимать оценку окружающих;

    - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в решении элементарных задач;

    - приобретать практические навыки и умения в работе с печатными пособиями;

    - развивать фантазию, воображение, память, логическое мышление;

    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

    - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    К концу обучения будут уметь :

    - выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

    - сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности;

    - ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

    - разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

    - сопоставлять части и целое для предметов и действий;

    - называть главную функцию (назначение) предметов;

    - расставлять события в правильной последовательности;

    - выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

    - применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

    - описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

    - находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

    - проводить аналогию между разными предметами;

    - запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать. рассуждать;

    - проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, выслушивать, помогать по необходимости.  

     

Практики

Нет


Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Не используются

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».