Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1.
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы.
Данная программа реализуется в рамках комплексной программы «Школа раннего
развития». При разработке программы опирались на следующие нормативно-правые
документы:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. №
1726-р;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Министерство образования и науки России от 18.11.2015г.093242; - Приказом Министерства образования и науки России от 23.08.2017г. №816
«Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляемыми
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.06.2019г.
№ МР-81/02 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г.
№ 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. №533) «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- «Требованиями
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам для
включения в
систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования
детей
Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области
«Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
- Уставом Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Центр детского творчества имени Евгения Ивановича Порошина».
Данная программа обусловлена следующими обстоятельствами:
- более ранним началом систематического обучения в школе,
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и
увлечением их компьютерного общения, вследствие чего возникает недостаток
познавательного, развивающего общения родителей и детей,
- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к
уровню математических представлений выпускников детского сада.
Данная программа обусловлена тем, что в дошкольном возрасте закладываются
основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную
науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К
тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума,
2
потому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. Запрос
родителей дошколят стал важным критерием в необходимости программы «Математика
для дошкольников».
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка,
формирование его познавательных и творческих способностей.
Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Прививание ребенку
знания из области математики, обучение его выполнению различных действий – разовьет
у него память, мышление, творческие способности. Программа предполагает личностно –
ориентированный подход к каждому ребенку, а именно ценностное отношение к каждому
ребенку, готовность педагога помочь ему, быть партнером, что позволяет детям
применить свои способности, развивать свои склонности, сформировать опыт собственной
творческой деятельности.
Программа «Математика для дошкольников» ориентирована на потребность детей и
их родителей на основе социального запроса, не предполагает конкурсного отбора.
Цель программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие
элементарных математических представлений в соответствии с повышенными
требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи.
Задачи программы первого года обучения:
Образовательные:
- ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью
чисел натурального ряда;
- знакомство с геометрическими телами, формой предметов, размерами, цветом;
- формирование представлений о величине, времени; - ознакомление с
пространственными отношениями.
Развивающие:
-формирование умения считать до 10;
-формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения; формирование психических процессов (ощущение, восприятие, представление);
-формирование вариативного и образного мышления (фантазии, воображение,
творческие способности);
-формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия);
-формирование умений и навыков обдумывать и планировать действия,
осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго
придерживаться, заданным, правилам алгоритма.
Воспитательные:
формирование эстетического отношения к окружающей действительности;
воспитание аккуратности, трудолюбия, целеустремленности;
воспитание положительного отношения ребёнка к сотрудничеству со взрослыми,
детьми к собственной деятельности, её результату.
3
Задачи программы второго года обучения:
Образовательные:
Формирование понятия: множество, много, один;
формирование пространственно-временных представлений;
формирование знаний состава чисел 2-10;
формировать знания о числах второго десятка, двузначных числах;
знакомство с геометрическими фигурами, формой предметов, размерами,
цветом.
Развивающие:
формирование умение ориентироваться на листе бумаги, во времени,
пространстве;
формировать умения считать до 20.
формирование способности к порядковому, прямому и обратному счету;
развитие
психических
процессов
(ощущение,
восприятие,
представление).
-
развитие вариативного и образного мышления (сложение и вычитание);
- формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия);
формирование умений и навыков обдумывать и планировать действия,
осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго
придерживаться, заданным, правилам алгоритма.
Воспитательные:
формирование
эстетического
отношения к
окружающей действительности;
-
воспитание аккуратности, трудолюбия, целеустремленности;
воспитание положительного отношения ребёнка к сотрудничеству со
взрослыми, детьми к собственной деятельности, её результату.
-
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и
уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его
общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме
организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных
математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом
возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и
стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Адресат программы: дети 5-7 лет.
Восприятие детей 5-7 лет становится более развитым. Они оказываются способными
назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных
объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети
способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету;
выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. У детей 5-7 лет совершенствуется
ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 78 названий
4
предметов. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только
основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму
прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко
выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях
восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они
должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных
признаков.
Срок освоения (продолжительность) программы: программа разработана на 2 года
обучения.
Режим занятий.
Общее количество часов в год: 32.
Количество часов и занятий в неделю - 1.
Длительность занятий определяется возрастом детей:
- первый год обучения - не более 30 мин (дети 5-6 лет) - второй
год обучения - не более 30 мин (дети 6-7 лет).
Перемена между занятиями - 10 мин. В середине непосредственно образовательной
деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Минимальное и максимальное число обучающихся, одновременно находящихся в
учебной группе (от 10 до 12 человек). Группы формируются с учетом возраста и
интересов детей.
Формы обучения: очная.
Объём программы: 64 часа на весь период обучения (32 часов в год).
Виды занятий.
Специально организованная деятельность (занятие) состоит из нескольких частей,
объединенной одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды
деятельности: игровые, с предметами, со счетным материалом и т.д.
Широко практикуются игровые технологии:
- имитация игры и игры упражнения с предметами,
- ролевые сюжеты математического содержания;
- игры с правилами без сюжета;
- игры - упражнения с ориентировкой на определенные достижения.
Программа математического развития детей дошкольного возраста содействует
эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным
общим образованием. Содержание данной программы обеспечивает целостное развитие
личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.
5
В предлагаемую программу по дополнительному образованию дошкольников
включены следующие разделы:
- Логические карточки.
- Цветные счетные «Палочки Кюизенера».
- Числа и цифры. Операции над ними.
- Логические задачи.
- Геометрические фигуры и тела.
Итогом программы является проведение интерактивного мероприятия в рамках
комплексной программы «Школа раннего развития» с поздравлением и вручением
документов о завершении учебного года.
Уровневость программы: традиционная.
1.2. Учебный (тематический) план
Учебный (тематический) план для первого года обучения
№№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Название темы
Вводное занятие Число и
цифра 1.
Число и цифра 2.
Раньше. Позже.
Пара.
Счет до трех.
Число и цифра 3.
Счет до четырех. Число и
цифра 4.
Квадрат. Куб.
Вверху, внизу. Шире,
уже.
Счет до пяти.
Число и цифра 5
Прямоугольник
Внутри.
Снаружи.
Впереди. Сзади. Между
Числовой ряд,
Порядковый счет
Счет до 6-ти.
Число и цифра 6
Общее
количество
Теория
учебных
часов
Формы
Практика промежуточной
аттестации
1
0
1
2
0,5
1,5
1
0
1
1
0
1
2
0,5
1,5
1
0
1
1
0
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
4
1
3
1
0
1
Входная
диагностика
(собеседование)
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Творческая
работа
Анализ работ
Анализ работ
Анализ работ
Творческая
работа
6
Число и цифры 17. Счет
до семи.
Число и цифра 7.
Сравнение по ширине,
толщине и высоте, по
длине.
12
13
Счет до восьми.
Число и цифра8. План
(карта путешествий)
14
Геометрические тела
Цилиндр, Конус, Призма
и пирамида
15
Выше. Ниже.
16
17
18
19
Наблюдение
2
0,5
1,5
Наблюдение
2
0,5
2
1,5
0,5
Творческая
работа
1,5
Наблюдение
4
1
3
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
Счет до девяти. Число и
цифра 9.
Счет до десяти. Число и
цифра10.
Повторение.
Счет до десяти.
Итого:
32
5,5
Творческая
работа
Наблюдение
Наблюдение
Итоговая
диагностика
26,5
Учебный (тематический) план для второго года обучения
Общее
Формы
количество
Название темы
Теория Практика промежуточной
учебных
аттестации
часов
11 Водная часть Множества и
6
1
5
Входная
диагностика
совокупности
(собеседование)
22 Пространственновременные
4
1
3
Наблюдение
представления
№№
33 Числа и операции над ними
12
2
10
Наблюдение
44 Геометрические фигуры,
величина
55 Заключительное занятие
9
1
8
1
0
1
Творческое
задание
Итоговая
диагностика
Итого:
32
5
27
7
1.3. Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения
1. Водная часть. Число и цифра 1. (1 час)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре. Тренировать мыслительные
операции. Знакомство с развивающими играми и дидактическим материалом: палочки
Кюизенера, блоки Дьенеша.
Практика: Дидактические игры: «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам».
Игра «Числа 1 и 2». Форма контроля: входная диагностика.
Число и цифра 2. Раньше. Позже. Пара. (2 часа)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре. Сформировать понимание
того, что с течение времени происходит изменение внешнего вида предметов. Уточнить
понимание детьми значение слова «пара».
Практика: Дидактические игры: «Два обруча», «Дорожки», «Найди пару», «Кто,
где живёт?», «Числа 1 и 2».
Форма контроля: наблюдение.
2.
Счет до трех. Число и цифра3. (1 час)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре 3, умение считать до трех.
Практика: Дидактические игры: «Найди лишнее», «Объедини по 2, 3,4 признакам»,
«Равно – неравно», «Два обруча». Игры-головоломки «Танграмм». Игра «Число 3».
Форма контроля: наблюдение.
3.
Счет до четырех. Число и цифра 4. (1 час)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до
четырех. Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в
предметах окружающей обстановке.
Практика: Дидактические игры: «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово
яйцо», развивающие кубики: «Хамелеон», «Сложи узор», «Кубик для всех». Игра «Число
4». Форма контроля: наблюдение.
4.
Куб. (2 часаа)
Теория: Сформировать представление о кубе.
Практика: Игра «Число 5». Форма
контроля: творческая работа.
5.
Вверху, внизу. Шире, уже. (1 час)
Теория: Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний»,
«нижний». Сформировать умение сравнивать предмет по ширине.
Практика: Дидактические игры: «Далеко – близко», «Высоко – низко», «Назови –
где….», «Угадай время года?», «Неделя». Игра «Дачный поселок». Форма контроля:
наблюдение.
6.
8
Счет до пяти. Число и цифра 5 (1 час)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти.
Практика: Игра «Число 5». Форма
контроля: наблюдение.
7.
Прямоугольник (2 часа)
Теория: Сформировать представление об овале, способность к распознанию овала и
выделению фигур формы овала из множества фигур разной формы. Сформировать
представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник и выделять его из
множества фигур разной формы.
Практика: Игра «Рамка для картины». Форма
контроля: наблюдение.
8.
Внутри. Снаружи. Впереди. Сзади. Между (2 часа)
Теория: Уточнить понимание слов «сзади», «между», их грамотное употребление в
речи. Уточнить понимание слов «внутри», «снаружи», их грамотное употребление в речи.
Практика: Игра «Строим ворота». Форма
контроля: наблюдение.
9.
10. Числовой ряд, Порядковый счет (4 часа)
Теория: Сформировать представление о числовом ряде. Сформировать у детей
представление о порядковом счете.
Практика: Игры: «Строительство домов», «Разноцветные флажки».
11. Счет до 6-ти. Число и цифра 6 (1 час)
Теория: Сформировать представление о числе и цифре 6, счет до шести.
Практика: «Веселый поезд». Форма
контроля: творческая работа.
12. Число и цифры 1-7. Счет до семи. Число и цифра 7. (2 часа)
Теория: Дать представление о числе и цифре 7, счет до семи. Счет до 7 в прямом и
обратном порядке, соотношение цифры 1-7 с количеством.
Практика: отгадывание загадок на число 7, самостоятельная работа на карточках на
состав числа 7; работа с наборами палочек Кюизенера. Форма контроля: наблюдение.
13. Сравнение по ширине, толщине и высоте, по длине. (2 часа) Теория:
Сравнивание предметов по толщине, по высоте, ширине, длине.
Практика: Игры: «Кастрюльки», «Зайка». Форма
контроля: наблюдение.
14. Счет до восьми. Число и цифра 8. План (карта путешествий) (2 часа).
Теория: Дать представление о числе и цифре 8, счет до 8. Ориентация по
элементарному плану, определение взаимного расположение предметов в пространстве.
Практика: выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера.
9
Игры: «Состав числа по признаку», «Новоселье» работа парами, «Дорога к дому».
Форма контроля: творческая работа.
15. Геометрические тела Цилиндр, Конус, Призма и пирамида (4 часа)
Теория: Дать представление о цилиндре, о конусе, о призме и пирамиде, предметы
конической формы в окружающей обстановке. Геометрических фигурах. Первые
представления о замещении свойств знаками-символами.
Практика: Игры: «Сделай фигуру», «Найди клад», «Угадай – ка», «Автотрасса»,
«Где чей гараж?», «Выращивание дерева».
Выделение в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форму,
размер, толщину), абстрагирование одних свойств от других, называние их. Форма
контроля: наблюдение.
16. Выше. Ниже. (1 час)
Теория: Уточнить понимание слов «выше», «ниже», их грамотное употребление в
речи.
Практика: Игра «Стулья для семьи». Форма
контроля: наблюдение.
17. Счет до девяти. Число и цифра 9. (1 час)
Теория: Дать представление о числе и цифре 9, счет до 9. Ориентация по
элементарному плану, определение взаимного расположение предметов в пространстве.
Практика: выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера.
Игры: «Состав числа по признаку», «Новоселье» работа парами, «Дорога к дому».
Форма контроля: наблюдение.
18. Счет до десяти. Число и цифра 10. (1 час)
Теория: Дать представление о числе и цифре 10, счет до 10. Ориентация по
элементарному плану, определение взаимного расположение предметов в пространстве.
Практика: выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера.
Игры: «Состав числа по признаку», «Новоселье» работа парами, «Дорога к дому».
Форма контроля: наблюдение.
19. Счет до десяти. (1 час)
Теория: Представление о числе и цифре10, счет до 10.
Практика: Игра «Кораблик» работа парами.
Форма контроля: контрольные задания, вопросы викторины. Праздник
«Поиск клада знаний».
10
Второй год обучения
1. Водная часть. Множества и совокупности. Понятие множества.
Много и один (6 часов)
Теория: Общие понятия множества, «один» и «много», длиннее, короче, равные по
длине. Основные операции над множеством. Свойства предметов (цвет, форма, размер,
толщина, материал). Объединение предметов в группы по сходным признакам (двум,
трем, четырем). Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, толщине и т.д.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком.
Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и
неравенства.
Логические игры. Игры – головоломки
Установление равно численности двух совокупностей (групп) предметов с помощью
составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).
Практика: Игры: «Змейка», «У кого больше», «Столбики». Д/игры: «Разложи
правильно», «Помоги муравьишкам», «Дорожки», «Кто, где живёт?», «Назови друзей»,
«Два обруча» «Украсим ёлочку». Игрыголоволомки: «Танграмм», «Пифагор»,
«Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Сравнение предметов и совокупностей. Форма
контроля: входная диагностика.
2. Пространственно-временные представления. Ориентация в пространстве.
Ориентация во времени. Ориентация на листе бумаги (4 часа)
Теория: Понятия: вверху, внизу, слева, справа. Предлоги: над, под, в, на, за, перед,
между. Представления: рядом, далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, в центре.
Название дней недели и месяцев, с промежутками времени: утро, день, вечер, ночь.
Времена года. Мера времени: секунда, минута, час. Понятия: долго, дальше, скоро, скорее,
потом, давно, быстро, медленно. Клеточка, строчка, столбик клетки, страница, лист.
Практика: Дидактические игры: «Далеко – близко», «Высоко – низко», «Назови –
где….», «Угадай время года?», «Неделя». Игры: «Наоборот», «Назови пропущенное
слово», «Дни недели». Форма контроля: наблюдение.
3. Числа и операции над ними. Цвет – это число, число – это цвет, образование
«семеек». Числа и цифры первого десятка (12 часов)
Теория: Знакомство с цветными палочками – числами в пределах 10. Составление
«коврика». Числа – соседи. Предшествующее и последующее число. Деление предметов
на 2 и 4 равные и неравные части, нахождение части от целого, составление целого из
частей. Виды счёта (прямой, обратный, порядковый). Состав числа от 2 – 10 (4 часа).
Формирование общих представлений о сложении, как объединении групп предметов в
одно целое. Формирование общих представлений о вычитании, как удалении части
предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Понятия «целое – часть».
Решение задач на сложение предметов, фигур, палочек Кюизенера, используя числа в
цвете. Понятия «слева, справа, посередине». Образование второго десятка (один – на –
дцать – 11 и т. д.); двузначные числа – составляем из палочек. Счёт до 20. Счет двойками
(парами) до 20, счёт тройками до 21.
11
Практика: Составление «коврика на вычитание» из палочек Кюизенера».
Отношения между группами предметов (больше, меньше, одинаковое количество). Задачи
на вычитание. Работа с предметами, фигурами.
Математические знаки: +, -, =, =, <,>. Использование этих знаков при составлении и
решении арифметических задач и неравенств.
Решение задач творческого характера.
Д/игры: «Вычислительные машины», «Цветная лесенка», «Реши задачу по
карточкам», «Сложение и вычитание», «Волшебные домики». Игры: «Считай дальше»,
«Бусы», «Разноцветные вагончики». Игра – соревнование «Веселый поезд». Форма
контроля: наблюдение.
4. Геометрические фигуры, величина. Выявление и абстрагирование свойств (9
часов)
Теория: Развитие умений выделять в предметах от одного до четырех различных
свойств (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни свойства от других,
называть их. Первые представления о замещении свойств знаками-символами.
Осваивание умений строго следовать правилам при выполнении действий,
понимание того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.
Практика: Игра «Скворечник». Сравнивание предметов по одному, двум и трем
свойствам, видеть в них общее и различное. Сравнивание предметов и овладение этим
умением в разных ситуациях: когда в их поле зрения находятся не только сравниваемые
предметы, но и другие. Классифицирование и обобщение предметов по одному, двум,
трем и четырем свойствам: сначала по заданным свойствам, затем — по самостоятельно
выделенным. Переход от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам
к выделению закономерностей. Разбивание множества на классы по совместимым
свойствам. Производить логические операции «не», «и», «или», умений с помощью этих
операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о
свойствах предметов.
Игры: «Дорожки», «Найди пару», «Две дорожки», «Дачный поселок»,
«Где чей гараж?», «Засели домик», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок»,
«Журавушка», «Угадай фигуру», «Построй дом», «Раздели блоки – 1», «Раздели блоки –
2», «Алгоритм», «Архитекторы», «Детская площадка», «Угостим медвежат», «На свою
веточку», «Кто хозяин», Игра «Изменение конструкции дома». Форма контроля:
наблюдение.
5. Заключительное занятие. (1 час)
Теория. Правила выполнения заданий викторины.
Практика: контрольные задания, вопросы викторины. Праздник «Поиск клада
знаний».
Форма контроля: Итоговый контроль.
12
1.4. Планируемые результаты
1 год обучения Предметные:
Знают (имеют представление):
- числа от 1 до 10 и их графическое изображение;
- порядковый и обратный счет в пределах 10;
- предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее;
- состав числа о 2 до 10;
- счет в пределах 20 без операций над ними.
- знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно.
- простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая,
горизонтальные и вертикальные линии.
- практическое использование линейки для измерения длин, сторон и начертания
отрезков в сантиметрах;
- понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом,
высоко, низко, глубоко;
- геометрические фигуры: плоские - треугольник, круг, квадрат, прямоугольник,
овал, многоугольник; объемные – куб, кирпичик, пирамида, шар, пластина. вершины, стороны, углы фигур;
- основные цвета и их оттенки;
- названия сторон и углов клетки;
- строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7);
- предлоги: в, на, под, за, перед, между, от, к; - временные части суток: утро, день,
вечер, ночь; - названия дней недели; месяцев и времен года.
умеют:
- считать от 1 до10 и от 10 до 1; до 20;
- находить и сравнивать числа – соседи;
- решать простейшие арифметические задачи, используя знаки (+), (-),
(=).
-
находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;
изменять геометрические фигуры по 1 -2 признакам;
подбирать и группировать предметы по 2-3 признакам;
ориентироваться на листе, в тетради в клетку (0.7)
ориентироваться в пространстве; во времени (время суток, дни недели, месяцы,
времена
года);
13
правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;
- сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, высота,
-
длина, ширина, толщина;
использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины
предметов;
измерять длину отрезков, записывать их значение в сантиметрах;
рисовать узоры (на слух) в тетрадях;
срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по
клеточкам;
логически формулировать ответы;
продолжать логический ряд фигур и предметов; - решать
математические загадки, ребусы, головоломки. владеют:
навыками счета до 10;
навыками использования линейки; Метапредметные:
имеют первоначальный интерес к математическим задачам;
имеют предпосылки пространственного и математического мышления.
Личностные:
- имеют предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца.
- обладают основами коммуникативных навыков при работе в паре,
коллективе;
- наблюдается
положительная
процессов дошкольников.
динамика
развития
мыслительных
2
год обучения
Предметные:
Знают (имеют представление):
- числа от 1 до 20;
- порядковый счет в пределах 20; счет двойками до 21;
- состав числа первого и второго десятка;
- предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее;
- понятия: до, между, после, рядом;
- названия сторон и углов клетки в тетради;
- знаки (+),(-),(=), (<), (>), неравно и правильно их использовать;
- прием попарного сравнения, методы наложения и приложения;
- масштаб, план;
- направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, вперед, назад, в
том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против
часовой стрелки;
14
плоскостные геометрические фигуры, их вершины, стороны, углы;
объемные геометрические тела; умеют:
- считать от 1 до20 и от 20 до 1;
- считать двойками в пределах 20;
- считать тройками в пределах 21;
- считать десятками до 100;
- считать с использованием порядковых числительных (первый, второй
…) в пределах 20;
- знать состав числа первого и второго десятка;
- правильно использовать знаки (-), (+), (<), (>), (=), неравно, при решении задач и
примеров;
- преобразовывать равенства и неравенства и наоборот;
- сравнивать предметы по различным признакам: размер, цвет, форма, высота, длина,
ширина, толщина, вес; - сравнивать предметы по 3-4признакам;
- выбирать и группировать предметы по 3-4признакам;
- пользоваться приемом попарного сравнения и методами наложения и приложения;
- называть простейшие геометрические понятия: точку, отрезок, луч, угол, прямую
линию, ломаную линию, кривую линию, разомкнутую линию, замкнутую линию;
- пользоваться ученической линейкой для измерения отрезков, углов, высоты, длины
и ширины предметов и геометрических фигур;
- начертить отрезки заданной длины;
- правильно называть и показывать все известные геометрические фигуры, их
вершины, стороны и углы; - делить фигуры на равные и неравные части;
- собирать фигуры из нескольких частей;
- собирать из геометрических фигур предметы окружающего мира;
- изменять фигуры по 2-3 признакам (размер, цвет, форма);
- показывать и называть объемные геометрические фигуры, находить в окружающем
мире предметы, имеющие форму объемных тел;
-ориентироваться в пространстве;
- выбирать и называть направления движения;
- правильно использовать в речи предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к,
через;
- ориентироваться в клеточке, в тетради в клеточку (0,7см), на листе бумаги; на
доске;
- ориентироваться по плану и по словесной инструкции;
- ориентироваться в сутках, в днях недели, в месяцах, во временах года;
- определять время и правильно устанавливать время на макете часов;
- выполнять графические диктанты на слух;
- раскрашивать и штриховать, рисовать по памяти;
15
- срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и по клеточкам; в разных
масштабах;
- находить отличия предметов, логические связи и закономерности;
- знать и называть слова-антонимы;
Владеют:
- навыками сборки мозаики, кубиков, конструктора по образцу, по словесной
инструкции, по плану, по заданной теме, по замыслу; навыками счета до 10;
- навыками описания последовательности сборки конструктора; Метапредметные:
- имеют интерес к математическим задачам;
- имеют пространственное и математическое мышление.
Личностные:
- умеют грамотно отвечать на поставленный вопрос, находить и исправлять ошибки;
- имеют предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить
начатое дело до конца.
- обладают основами коммуникативными навыками при работе в паре, коллективе;
- наблюдается положительная динамика развития мыслительных процессов
дошкольников.
16
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Программа реализовывается в специально оборудованном кабинете, в котором
имеются:
-детские (ростовые) столы - 12;
-детские стулья – 12;
-стеллаж – 1;
-стол учительский – 1; -стул
учительский - 1.
Техническое
оснащение:
проектор,
компьютер,
экран,
рециркулятор,
бактерицидная лампа, куллер.
Раздаточный материал:
Строительный набор (объемные тела);
Кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо куб», «Занимательные кубики»;
Игры Никитина «Сложи квадрат», «Дроби»;
Цветные счетные палочки Кюизенера – «Число головоломка», «Составь число»,
«Подбери цифру», «Дополни», «Цветные коврики», «По порядку становись», «Что
пропустили?», «Больше – меньше».
Логические блоки Дьенеша – д/и «Логические кубики», «Найди пару», «Угощение
для медвежат», «Архитекторы», «Логический поезд», «Мозаика цифр».
Конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Лего»;
Рамки вкладыши «Монтессори»;
Арифметическое домино;
Коллекции шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);
Мозаика детская;
Набор карточек с цифрами от 0 до 20;
Счетная и ученическая линейка.
Счетные палочки;
Набор планов по ориентации в кабинете и на улице;
Набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);
Набор счетный (с геометрическими фигурами)
Набор игрушек;
Набор плоскостных и объемных фигур;
Интерактивная доска;
Пособия «Круглый год», «Я изучаю дни недели»
Пластилин.
17
Методические материалы
Материал к программе сформирован на основе методических разработок основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; пособия «Игры и
упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л. А.
Венгер, О. М. Дьяченко; пособия «Развитие интеллектуальных способностей
дошкольника» Л. Ф. Тихомирова.
Программа построена с учётом современных требований педагогики и психологии,
обеспечивает единство воспитания и обучения.
В ходе работы педагог использует элементы педагогических технологий:
здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика,
самомассаж, пальчиковая гимнастики, релаксация и др.), технологию организации
самостоятельной деятельности воспитанников (создание ситуации для самостоятельного
решение, предоставление права выбора любой техники при выполнении работы), игровые
технологии (динамические паузы, подвижные игры, психогимнастика и т.д.), технологии
проблемного обучения (извлечение информации, способность оценивать и делать выводы,
умение решать проблемную ситуацию. При организации образовательной деятельности
педагог пользуется следующими приёмами обучения: создание игровой ситуации; показ;
проговаривание последовательность работы. При объяснении материала применяются
наглядные пособия (плакаты, проектор; картотеки, «живой» пример) по каждой теме,
большого количества раздаточного материала: шаблоны, изображения, картинки.
Занятия по программе проходят в виде организованной образовательной
деятельности и состоят из теоретической и практической работы. Использование аудио- и
видеороликов, презентаций в соответствии с учебным (тематическим) планом.
Продолжительность и интенсивность занятий на протяжения всего года
увеличивается постепенно. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для
снятия умственного и физического напряжения, продолжительностью 1-3 минуты. Это
может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая
гимнастика», упражнения для глаз или упражнения для релаксации (физминутки). В
конце каждого занятия подводится итог вместе с детьми, и ставиться задача на
следующее занятие (интригуется). Детям необходимо задать вопросы: «Что нового
узнали?» «Чему сегодня научились?». Детям систематически прививаются навыки
самооценки и взаимооценки деятельности.
В образовательном процессе используются инструкции:
− правила техники безопасности (при перемещении внутри образовательной организации,
в кабинетах образовательной организации, при посещении музыкального зала,
проведении праздников, игре или проведении экспериментирования с песком, проведении
экспериментирования и игр с водой, организации занятий по изобразительной
деятельности и ручному
труду),
− правила пожарной безопасности,
− правила поведения при следовании на улице, на дороге.
18
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы.
Формы и сроки контроля:
Входной контроль – на первом занятии, в форме педагогического наблюдения
Текущий контроль – по окончании каждой темы, в форме: анализа работ.
- контроль за выполнением заданий;
- контроль за соблюдением требований педагога;
- анализ и обсуждение с детьми выполненных заданий (по окончании
работы).
Итоговый контроль – в конце года, в форме игровой комплексной программы.
Итоговый контроль - проводится в конце учебного года. Формы контроля: итоговая
диагностика в виде анализа работ, диагностических материалов.
Для выявления уровня развития творческого развития используется диагностика
уровня познавательного развития детей дошкольного возраста по авторской методике Н.
В. Верещагина.
Уровень познавательного развития оценивается по следующим критериям:
-Сравнивает количество предметов в группах на основе счета до 5, приложением,
наложение.
-Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
-Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.
-Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток,
называет времена года, их признаки, последовательность.
-Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья.
-Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на
плоскости).
Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Диагностические методики:
Диагностика познавательных умений в математической деятельности.
Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится
на занятиях математического кружка.
Критерии наблюдения.
-Восприятие
математической
задачи
и
ориентировочная
основа деятельности:
а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем
подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;
б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути
решения проблемы.
-Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником
в процессе решения математической задачи:
19
а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения,
моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;
б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе,
схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно
или после побуждений со стороны взрослого;
в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе
ориентировки в учебной задаче;
г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4
эталонов (сначала.., затем.., после этого...);
д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.
-Состояние самоконтроля:
а)
умеет
осуществлять
итоговый
самоконтроль
(по
окончании
деятельности);
б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в
процессе деятельности;
в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).
Результат познавательной деятельности: правильность решения математических
задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи
математической задачи и полученного результата.
№
Ф.И.
ребенка
Восприятие
математической
задачи и
ориентировочная
основа деятельности
а
1
б
Практические и
умственные
учебные
действия
а
б
в
г
Состояние
самоконтроля
д
а
б
в
2
3
Диагностика математических умений.
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на
занятиях математического кружка.
(высокий – 3, средний – 2, низкий – 1)
№ Ф.И.
Количество
и счет
Величина
Геометрические
фигуры
Начало Конец Начало Конец Начало
года
года
года
года
года
Ориентир.
во времени
Ориентир. в
пространстве
Логичес
задач
Конец Начало Конец Начало Конец Начало К
года
года
года
года
года
года
1
2
20
2.3. Список литературы.
Литература для педагога:
1. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное
воспитание №8 с. 101 2008г.
2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических
способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.
3. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по
развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.
4. Дошкольная математика М.А. Косицына; В.А, Смирнова 1-2 года обучения.
Москва – 2001г.
5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 2006г.
6. Занимательная математика Г.П. Попова; В.И. Усачева. Волгоград – 2007г.
7. Занятия по развитию математических способностей 6-7 лет. А.В. Белошистая.
Москва – 2004г.
8. Игровые задачи для дошкольников З.А. Михайлова. Санкт – Петербург 2001г.
9. И учеба, и игра: математика. Т.И. Тарабарина; Н.В, Елкина. Ярославль – 2003г.
10.
Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки»
Творческий центр, -М2007г
11.
Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 2007г.
12.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары
Фребеля» Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова. Москва ООО «Издательство
«Варсон» 2014г, Самара ООО «ТД «Светоч» 2014.
13.
Логика и математика для дошкольников, Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая.
Санкт – Петербург – 2004г.
Математика до школы. З.А. Михайлова; Р.Л. Непомнящая. Санкт –
Петербург – 2002г.
15.
Математика от 3 до 7. З.А. Михайлова; Н.С. Камышан; Т.В. Лагода».
16.
Математика: числа второго десятка. Т.Н. Канашевич. Минск – 2008г.
17.
Математика для детей дошкольного возраста. В.В. Зайцев. Москва – 2001г.
18.
Методические советы по использованию дидактических игр с блоками
Дъеныша и логическими играми. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург
ООО «Корвет»
19.
Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание
№12 с. 21 2005г.
14.
20.
Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8
с. 48 2005г.
21.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, - М.,
1990г.
Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, «Детство-пресс» 2007г.
22.
21
Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических
представлений // Дошкольное воспитание №8 с. 42 2005г.
23.
24.
25.
26.
27.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два – ступенька, - М., 2004г.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, - М., 2004г.
Развивающие игры. Б.П. Никитина. Москва – 1994г.
Раз ступенька, два ступенька… Л.Г. Петерсон; Н.П. Холина. Москва –
2004г.
Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для
маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г.
29.
Формирование математических представлений 4-7 лет. программа по
математике. Т.А. Фалькович; Л.П, Барылкина. Москва – 2005г.
28.
Литература для обучающихся (родителей):
Число и цифра 1. Много, один. Инфоурок. [Электронный ресурс]
URL: https://www.youtube.com/watch?v=8QAzjvFZOx0 (дата обращения: 15.06.2022г.)
1.
Много мало. Видеоурок по математике "Понятия «много»,
«один».[Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=YKQ_7bFgm4 (дата обращения: 15.06.2022г.)
3.
Учим цифры. Учимся считать от 1 до 20 с Ежиком Жекой. Развивающие
мультфильмы
для
детей.[Электронный
ресурс]
URL:
https://www.youtube.com/watch?v=SNelM47BYmA (дата обращения:
15.06.2022г.)
4. Конспект НОД в старшей группе «Части суток: утро, день, вечер,
ночь».[Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2018/08/30/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-chasti-sutok-utro-denvecher-noch (дата
обращения: 15.06.2022г.)
2.
5. Рекомендации для родителей " Игры для развития логического мышления детей
4-5 лет".[Электронный ресурс] URL:
https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditelej-igry-dlya-razvitiya-logicheskogomyshleniyadetej-4-5-let-5109073.html (дата обращения: 15.06.2022г.)
6. Симметричные рисунки по клеточкам (25 фото) для самостоятельной работы
дома.[Электронный ресурс] URL: https://papik.pro/po-kletochkam/4949simmetrichnyerisunki-po-kletochkam-25-foto.html (дата обращения:
15.06.2022г.)
22
2.4. Приложение.
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Начало учебного года
01 сентября 2024 г.
Окончание учебного года
31 мая 2025 г.
Продолжительность учебного
года
32 учебные недели
Начало занятий (3 группы)
С 18.00 час.
Окончание занятий (3 группы) 19.50 час.
Периодичность текущего
контроля успеваемости и
промежуточной аттестации
обучающихся
Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября
по 09 сентября.
Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по 23
декабря, с 09 января по 19 мая.
Промежуточная аттестация осуществляется в период с 24
по 31 декабря (за 1 полугодие), с 20 по 31 мая.
Праздничные нерабочие дни
Праздничные нерабочие дни: 4 ноября 2024 г., 1-9 января
2025 г., 23 февраля 2025г., 8 марта 2025 г., 1 мая 2025 г., 9
мая 2025 г.
Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год
Месяц Недели
Тема
Взаимодействие с родителями
се
1 нед.
Вводное занятие Число и
Консультация для родителей: «Веселая
нт
цифра 1.
математика дома»
яб
2 нед.
Число и цифра 2. Раньше.
рь
Позже. Пара.
3 нед.
Число и цифра 2. Раньше.
Позже. Пара.
4 нед.
Счет до трех. Число и цифра Буклет: Практический материал для родителей
3.
«Игры по математике»
1 нед. Счет до четырех. Число и
Консультация для родителей «Математика для
ок
цифра 4.
детей 5–7 лет»
тя
бр
2 нед.
Квадрат. Куб.
ь
3 нед.
Квадрат. Куб.
4 нед.
Вверху, внизу. Шире, уже.
Консультации: «Как научить ребенка считать»
«Как помочь ребенку запомнить графическое
написание цифр»
1 нед.
Счет до пяти. Число и цифраКонсультация для родителей «Развитие
но
5
математических способностей у
яб
дошкольников»
рь
2 нед.
Прямоугольник
Беседы по теме: Прямоугольники в природе,
дома.
3 нед.
Прямоугольник
23
4 нед.
де
ка
бр
ь
1 нед.
2 нед.
3 нед.
4 нед.
ян
ва
рь
1 нед.
2 нед.
3 нед.
4 нед.
фе
вр
ал
ь
1 нед.
2 нед.
Внутри. Снаружи.
Впереди. Сзади. Между
Внутри. Снаружи.
Впереди. Сзади. Между
Числовой ряд,
Порядковый счет
Числовой ряд,
Порядковый счет
Памятка для родителей "Что могут родители?"
Рекомендации и индивидуальные беседы по
возникшим трудностям и вопросам порядкового
счета
Индивидуальная, дифференцированная работа
с разными категориями родителей.
Консультация «Порядковый и обратный счет»
Числовой ряд,
Порядковый счет
Числовой ряд,
Порядковый счет
Счет до 6-ти. Число и цифраИнформационно-просветительские материалы
6
(ширмы, папки, буклеты и пр.)
Информационный стенд «Учим математику
дома».
Число и цифры 1-7. Счет
Индивидуальная, дифференцированная работа
до семи. Число и цифра 7.
с разными категориями родителей.
екомендации и индивидуальные беседы по
возникшим трудностям и
вопросам.
Число и цифры 1-7. Счет до
семи. Число и цифра
7.
Сравнение по ширине,
Буклет «Обучение решению арифметических
толщине и высоте, по длине.
задач»
Сравнение по ширине,
толщине и высоте, по длине.
3 нед.
ма
рт
4 нед.
Сравнение по ширине,
толщине и высоте, по длине.
1 нед.
Сравнение по ширине,
толщине и высоте, по длине.
2 нед.
Счет до восьми. Число и
цифра8. План (карта
Родительское собрание на тему «Что мы
научились считать»
Информационный стенд: «Логикоматематические игры на занятиях по фэмп и в
свободное время».
Индивидуальная, дифференцированная работа
с разными категориями родителей.
Консультация: «Как подготовить ребёнка к
общению с компьютером».
24
путешествий)
3 нед.
4 нед.
ап
ре
ль
1 нед.
2 нед.
ма
й
3 нед.
4 нед.
1 нед.
2
3
Счет до восьми. Число и
цифра8. План (карта
путешествий)
Геометрические тела
Цилиндр, Конус,
Призма и пирамида
Геометрические тела
Цилиндр, Конус,
Призма и пирамида
Геометрические тела
Цилиндр, Конус,
Призма и пирамида
Выше. Ниже.
Выше. Ниже.
Счет до восьми. Число и
цифра 9. План (карта
путешествий)
Счет до восьми. Число и
цифра10. План (карта
путешествий)
Повторение. Счет до
десяти.
Консультации: «Компьютер и ребенок: все за и
против»
«Компьютерные развивающие игры для детей
дошкольного возраста»
Анкетирование родителей «Математика в
домашних условиях»
Индивидуальная, дифференцированная работа
с разными категориями родителей «Вопросы и
ответы»
25