Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Мастерская рукоделия"
Уровень образования
- Дополнительное образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
1 и 2 год обучения
Содержание учебного плана первого года обучения
1. Введение в программу
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство учащихся с содержанием работы объединения. Организация рабочего места. Входящая диагностика.
Практика: Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений и интересов обучающихся.
2. Основы бумажной пластики
2.1. Материалы и инструменты.
Теория: Сведения о бумаге, картоне, клее, красках, лаках, гипсе, пластмассе, мехе и других материалах. Их использование. Инструменты, применяемые при обработке различных материалов: ножницы, пилы, молотки, плоскогубцы, круглогубцы и т. д. Назначение инструментов, правила пользования ими. Практика: Упражнения в раскрое материалов. Обучение учащихся пользованием инструмента. Приёмы работы инструментом. Изготовление из плотной бумаги силуэтов зверей, самолетов и ракет.
2.2. Первоначальные графические знания и умения.
Теория: Расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, невидимого контура, сгиба, осевая, сплошная тонкая. Расширение понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах и плоских деталях. Условные обозначения диаметра и радиуса. Деление окружности на 3, 4, 6, 8, 12 частей и чтение основных размеров. Орнамент - узор с ритмичным чередованием отдельных элементов. Принципы построения узора (ритм, симметрия) Симметрия (равновесие элементов). Ахроматические цвета (белый, серый, черный). Понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Понятие о масштабе.
Практика: Вычерчивание и вырезание развёрток игрушек, моделей. Орнамент, состоящий из геометрических элементов, в полосе, круге, квадрате.
2.3. Изготовление изделий из бумаги и картона.
Теория: Сведения о видах, свойствах, производстве и применении бумаги и картона. Знакомство с технологическими операциями при работе с бумагой. Знакомство с изготовлением плоских и объемных деталей. Способы соединения деталей технических поделок. Подвижные и неподвижные соединения (клей, заклёпки из мягкой проволоки). Аппликация.
Практика: Отработка навыков работы по шаблонам и трафаретам. Технологические операции: складывание, сгибание, надрезание, резание, прокалывание. Аппликация.
2.4. Художественное оформление изделий.
Теория: Понятие о технической эстетике. Изображение технических объектов. Понятие о форме, цвете. Подбор цветовой гаммы для художественного оформления поделок из плотной бумаги силуэтов зверей, самолетов и ракет. Художественное оформление поделок. Знакомство с видами росписей: дымковской, орловской, тульской, гжелью.
Практика: Макетирование домиков для игрушек. Обклеивание цветной бумагой, пленкой; покраска готовых изделий.
3. Основы художественной обработки различных материалов
Теория: Беседа «Что умеют делать золотые руки» (о народных умельцах). Сведения о лепных работах. Инструменты для лепки: ножи, стеки, лопатки формовочные. Общие правила лепки. Способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, оттягивание, прищипывание. Приёмы работы с пластилином, тестом, папье-маше, гипсом. Приспособления и формы для лепных работ. Формовка гипсовых изделий. Художественное оформление изделий. Организация рабочего места. Применение пенопласта в изготовлении поделок. Пластмассы в быту и на производстве. Использование пенопласта в технике и моделизме. Сведения о производстве пенопласта и его свойствах. Особенности механической обработки. Правила безопасной работы с пенопластом. Использование поролона и пластмассы в поделках. Технология художественной обработки ткани, кожи, меха. Использование бросового материала в изготовлении поделок.
Практика: Технологические пробы различных способов художественной обработки материалов. Творческие игры и упражнения в приёмах обработки различных материалов с целью достижения декоративно-художественного эффекта. Изготовление композиций, панно, игрушек, поделок, изделий из различных материалов с использованием художественной обработки их по образцам, рисункам, замыслу, словесному описанию.
4. Основы технического моделирования и конструирования
4.1. Конструирование технических объектов.
Теория: Понятие о машине, модели и макете. Различие между ними. Основные элементы машин и механизмов, их взаимодействие, назначение. Набор деталей конструктора, которые крепятся болтами и гайками, и инструментов (гаечные ключи). Способы соединения. Элементы конструирования технических объектов.
Практика: Конструирование моделей путём сгибания бумаги: самолёт, лодка, стаканчик для воды, шапочка походная и др. Сборка моделей машин, механизмов, сооружений и других устройств из готовых деталей наборов конструктора по образцам, рисункам с элементами самостоятельного конструирования. Работа с конструктором.
4.2. Изготовление объёмных макетов и моделей из разных материалов.
Теория: Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: призме, цилиндре, конусе. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Сопоставление формы окружающих предметов с геометрическими телами. Понятие о развёртках простых геометрических тел (куба, параллелепипеда, цилиндра, конуса) и выкройках.
Практика: Изготовление из плотной бумаги или тонкого картона моделей геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным вычерчиванием разверток. Изготовление макетов и моделей на основе выполнение разверток (макеты и модели самолетов, ракет и др.). Изготовление поделок из готовых объёмных форм: спичечных коробков и различных коробок. Изготовление объемных действующих моделей из разных материалов и оформление. Художественное оформление модели с учетом особенностей данной формы назначения изделия.
4.3. Изготовление подарков и сувениров.
Теория: Беседа «Каждая душа праздника просит». История праздников с учётом дней красного календаря.
Практика: Изготовление сувениров, подарков, игрушек, ёлочных украшений, цветов, сказочных героев, открыток и прочее из разного материала.
4.4. Работа над экспонатами к выставке.
Теория: Беседа «Учёные и изобретатели в области науки и техники». Просмотр детских технических журналов и другой литературы о развитии техники. Выбор экспоната и его обсуждение. Составление эскиза, наброска, зарисовки, рисунка мысленного образа поделки. Подготовка материала.
Практика: Изготовление из разных материалов экспонатов к выставке. Художественное оформление экспоната.
4.5. Экскурсии, игры, конкурсы.
Практика:
Подготовка и проведение конкурсов, игр, экскурсий.
5. Итоговое занятие.
Теория: Беседа «Чему мы научились на занятиях в объединении «Мастерская идей». Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка. Обсуждение плана работы на второй год обучения. Награждение лучших обучающихся.
3.4. Содержание учебного плана второго года обучения
1. Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Краткие сведения из истории развития техники. Беседа «Значение техники в жизни людей». Знакомство учащихся с содержанием работы объединения.
Практика: Изготовление поделки на свободную тему по собственному замыслу.
2. Бумажная пластика.
2.1. Материалы и инструменты.
Теория: Расширение сведений о бумаге, картоне и других материалах, их использование. Инструменты, применяемые при обработке бумаги, картона. Назначение инструментов, правила пользования ими.
Практика: Объемная аппликация на заданную тему.
2.2. Графическая подготовка.
Теория: Начальные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже. Различия этих графических изображений. Масштаб, нанесение размеров. Правила и порядок чтения изображений объемных деталей (наглядного изображения, чертежа развертки и т. д.).
Практика: Создание образа модели технического объекта (по собственному замыслу) путем манипулирования геометрическими фигурами с поиском оригинальной или усовершенствованной формы и конструкции. Изготовление этих моделей. Оформление модели, по собственному замыслу с учетом особенностей формы и назначения изделия.
2.3. Изготовление моделей, макетов и игрушек из бумаги, картона.
Теория: Закрепление знаний по правилам безопасной работы различным инструментом. Расширение сведений о бумаге и картоне. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Подвижные и неподвижные соединения (клей, заклепки из мягкой проволоки). Художественное оформление изделий с применением красок (акварель, гуашь), цветных карандашей и фломастеров. Цветовые сочетания.
Практика: Изготовление игрушек, макетов и архитектурные сооружений из картона.
3. Основы художественной обработки различных материалов
Теория: Беседа «Народные художественные промыслы нашего края». Обобщение ранее полученных сведений о правилах и способах лепки, инструментах для лепных работ. Приёмы работы с пластилином, тестом, папье-маше, гипсом. Приёмы обработки мягкой проволоки. Работа с кожой. Применение пенопласта, пластмассы и поролона в изготовлении поделок. Технология художественной обработки ткани, кожи, меха. Использование бросового материала в изготовлении поделок.
Практика: Закрепление различных способов художественной обработки разных материалов с целью достижения декоративно-художественного эффекта. Изготовление композиций, панно, игрушек, поделок, изделий из разных материалов с использованием художественной обработки их по образцам, рисункам, замыслу, словесному описанию.
4. Техническое конструирование и моделирование
4.1. Технические понятия.
Теория: Понятие о технологических процессах и операциях в быту и на производстве (беседы о производстве, встречи с представителями производства). Знакомство с технологическими картами. Знакомство с содержанием труда рабочих по отдельным профессиям (слесарь, маляр, плотник, станочник, монтажник, сборщик и т.д.).
Практика: Работа по технологическим картам. Изготовление летающих и плавающих моделей, а также моделей транспорта из картона.
4.2. Основы конструирования из наборов конструкторов.
Теория: Углубление знаний о простейших машинах и механизмах. Понятие о двигателях и движителях (колесо, воздушные, гребные винты и др.). Конструктивные элементы детали (шип, паз, отверстие), их назначение и графическое изображение. Понятие о стандарте и стандартных деталях (на примере набора конструктора).
Практика: Конструирование моделей из наборов готовых деталей конструктор Lego WeDo 2.0. Сборка моделей машин, механизмов, и других технических устройств и сооружений из готовых деталей наборов конструктора.
4.3. Изготовление макетов и моделей из разных материалов.
Теория: Углубление знаний о свойствах различных материалов, их использовании. Различные способы соединения деталей. Понятие о развёртках. Знакомство и порядок изготовления модели.
Практика: Изготовление из плотной бумаги или тонкого картона различных моделей с предварительным вычерчиванием разверток.
4.4. Разработка и изготовление технических объектов по собственному замыслу.
Практика: Собственные разработки детей.
4.5. Изготовление подарков и сувениров.
Теория: История праздников с учётом дней красного календаря.
Практика: Изготовление сувениров, подарков, игрушек, ёлочных украшений, цветов, сказочных героев, открыток и прочее из разного материала. Проведение праздников.
4.3. Работа над экспонатами к выставке.
Теория: Беседа «Учёные и изобретатели в области науки и техники». Просмотр детских технических журналов и другой литературы о развитии техники. Выбор экспоната и его обсуждение. Составление эскиза, наброска, зарисовки, рисунка мысленного образа поделки. Подготовка материала.
Практика: Изготовление из разных материалов экспонатов к выставке. Художественное оформление экспоната.
4.4. Экскурсии, игры, конкурсы.
Практика: Подготовка и проведение конкурсов, игр, экскурсий.
5. Итоговое занятие.
Теория: Беседа «Чему мы научились на занятиях в объединении «Мастерская идей».
Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка. Награждение обучающихся грамотами. Индивидуальные беседы о продолжении занятий в объединениях других направлений.
Практики
Нет
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Не используются