Грамматика /доп.образование детей 5-7 лет/ Пономарева О.Г.
Адресат общеразвивающей программы:
• обучающиеся (программа ориентирована на детей 5-7 лет);
• педагоги (для
углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической
образовательной деятельности);
• родители (для информирования о целях, содержании,
организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым
обучающимся образовательных результатов).
Обучающиеся школы раннего развития – дети 5-7 лет,
посещающие ДОУ или находящиеся на домашнем воспитании, по состоянию здоровья имеющие разрешение на посещение учреждения дополнительного
образования в вечернее время с 18-00 до 20.00 часов, посещающие занятия в
сопровождении родителей (лиц, их заменяющих), или иных родственников.
Возрастные
особенности детей 5-6 лет - старший
дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной
сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым
возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества,
формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют
представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка
к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим
недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам,
подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт
личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда
мы можем понять, каким будет человек в будущем.
К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать
вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще
более расширяются и углубляются. Внимание детей становится более устойчивым и
произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в
течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен
действовать по правилу, которое задается взрослым.
На шестом году жизни ребенка происходят
важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой
правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых,
дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого
года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может
читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость
голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике
или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять
обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные
слова.
Словарь детей также активно пополняется
существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений
(библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами,
обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и
наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной
деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые
существительные, существительные множественного числа в родительном падеже,
следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых
трехзвуковых слов. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые
диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной
речью.
В
основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные
извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за
счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные,
просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный
запас и развивается способность использовать в активной речи различные грамматические
конструкции. Речевые умения детей позволяют полноценно
общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и
незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы
(звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно
образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных,
прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на
различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются
первые попытки осознать грамматические особенности языка.
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут
целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не
отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны
изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся
похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не
только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к
сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут
передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.
Если на
протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное
внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное
внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на
определенных предметах и объектах.
К концу дошкольного
возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память
начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что
позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно
большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой
задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ
запоминания – повторение.
К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает
развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое
мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять
существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию
способности сравнения, обобщения, классификации. В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое
позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах
различных предметов и явлений.
В этом возрасте идет развитие творческого воображения, этому
способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность
представляемых образов и впечатлений.
У
ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания
успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения
взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то
положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе
сверстников.
В этом возрасте формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и
возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего
новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего
возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу»
постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Успехи
школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка
в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту определяющей является сформированность личностной культуры - компетентность,
которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и
компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность
проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью
речевых и неречевых средств. Ребенок
умеет слушать другого и согласовывать с ним
свои действия.
Социальная компетентность позволяет
дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и
сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет
попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может
сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность
характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному
экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию,
речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение).
Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет
представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с
универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
С приходом
в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми,
выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно
говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его
ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень
интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано
положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий,
правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе
имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя
позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять
общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная
готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и
формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и
учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении
подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в
детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая
призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
-
подготовка к усвоению предметов, изучаемых в школе.
В
итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют
то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к
обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье,
успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в
дальнейшем воспитании.
Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему
дошкольнику необходимо не просто
рассказывать о школе, не просто
«дать поиграть в школу», а создать
условия, чтобы он хоть на несколько минут
побыл настоящим учеником: посидел за
партой, пообщался с разными педагогами, привык
к ним и разным требованиям, «почувствовал» школьные стены. Именно такие условия
и созданы в Школе раннего развития «Умка».
Дошкольники активно общаются с педагогами и между собой, знакомятся с системой
«звонок-урок-звонок - перемена-звонок-урок», приобретают опыт участия в разных
формах учебных занятий и культурно-массовых мероприятий.
Режим
занятий.
Одно
учебное занятие длится 30 минут. Между
занятиями – перерыв 10 минут.
Наполняемость группы – 15 человек.
Год
обучения |
День недели |
Время |
1-ый
год обучения |
понедельник среда |
18.00 – 18.30 18.40 – 19.10 19.20 – 19.50 |
2-ой
год обучения |
вторник четверг |
18.00 – 18.30 18.40 – 19.10 19.20 – 19.50 |
Срок реализации (освоения) общеобразовательной
общеразвивающей программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Первый год обучения в объеме 72 часа,
второй год также в объеме 72 часа. Итого 144 часа.
Уровневость
общеразвивающей программы – стартовый.
Формы
обучения – фронтальная, групповая.
Виды занятий
– беседа, практическое занятие,
мастер – класс, экскурсия, открытое
занятие, праздник, игровая программа, тренинг.