Электроника и Arduino /доп.образование детей 12-18 лет/ Малышев А.С.
Актуальность общеразвивающей программы
заключается в том, что в рамках курса «Электроника и Arduino» учащимися на
практике рассматривается процесс проектирования и изготовления роботизированных
систем с элементами «Умного дома». Учащиеся постигают принципы работы
радиоэлектронных компонентов, электронных схем и датчиков. На доступном уровне
изучаются основы работы техники и микроэлектроники, иллюстрируется применение
микроконтроллеров в быту и на производстве.
Наиболее
подготовленные ребята могут участвовать в городских, областных, общероссийских,
международных соревнованиях. С этой целью их знакомят с техническими
требованиями заданий схемотехнике - робототехнике, предоставляемыми на
соревнования, с условиями проведения соревнований.
Новизна программы.
В современных
требованиях к обучению, воспитанию и подготовке детей к труду важное место
отведено формированию активных, творческих сторон личности. Применение
робототехники на базе микропроцессоров Arduino, различных электронных компонентов
(датчиков и модулей расширения) в учебном процессе формирует инженерный подход
к решению задач, дает возможность развития творческого мышления у детей,
привлекает школьников к исследованиям в межпредметных областях.
Отличительной
особенностью данной программы является:
·
Формирование инженерного подхода к решению
практических задач по изготовления роботизированных систем с использованием
платы Arduino UNO;
·
Развитие компетентности в микроэлектронике,
схемотехнике, электротехнике.
·
Изучение основ программирование на языке C++.
Адресат программы: программа
«Электроника и Arduino» рассчитана на 2 года обучения и удовлетворяет
техническим потребностям детей и подростков в возрасте от 12 до 18 лет в
области робототехники. Обоснованность продолжительности программы, является то,
что в связи с возрастом учащихся (с 12 лет) на первом году обучения даем им
базовые знания по электротехнике и программированию. На второй год обучение
учащиеся погружаются в более сложное конструирование «умных» устройств и занимаются
проектной деятельностью. Число детей, одновременно находящихся в группах 12
человек.
Учащиеся первого
года обучения - дети 12 - 14 лет, проявляющие интерес к техническому
творчеству и робототехнике. По окончании первого года обучения, учащиеся будут
знать понятие электрическая цепь, основные законы электричества, принцип работы
и назначение электрических элементов и датчиков, основы программирования на
языке С++. Учащиеся будут уметь читать и собирать принципиальные схемы,
использовать электрические элементы и датчики, программировать микроконтроллер
Arduino на языке С++.
Занятия
2-го года обучения направлены на приобретение практических навыков у детей
15-18 лет. Продолжается изучение возможностей платформы Arduino с платами
расширения (шилдами). После окончания второго года обучения учащиеся будут
уметь подключать и использовать в проектной деятельности различные платы,
значительно расширяющие возможности Arduino для создания автоматизированных
устройств.
Режим занятий:
·
Первый год обучения: 2 раза в неделю
по 2 академических часа с переменами 10
минут
·
Второй год обучения: 2 раза в неделю
по 3 академических часа с переменами 10 минут
(Академический час 45 минут).
Объем общеразвивающей
программы: 360 часов.
Первый
год обучения – 144 учебных часа (34 недели)
Второй
год обучения - 216 учебных часа (36 недель)
Срок освоения общеразвивающей
программы: 70 учебных недель за 2 года обучения в соответствии с учебным
планом.
Уровневость
общеобразовательной программы:
Содержание
и материал Программы организованы по принципу дифференциации в соответствии со
следующими уровнями сложности: Первый год обучения – «Стартовый уровень»
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы.
Второй
год обучения – «Базовый уровень» использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний;
личностное самоопределение и самореализацию; обеспечение адаптации к жизни в
обществе, профессиональной ориентации.
Формы
организации образовательного процесса:
Фронтальная, индивидуально-групповая и
групповая.
Виды
занятий:
·
Вводное
занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации деятельности и предлагаемым планом работы на текущий
год.
·
Ознакомительное
занятие – педагог знакомит обучающихся с новыми методами работы
в зависимости от темы занятия.
·
Занятие на
конструирование и программирование по образцу – занятие, предоставляющее
возможность изучать азы конструирования и программирования по образцу, схеме.
Тематическое занятие – на котором детям предлагается работать над
моделированием по определенной теме Занятие содействует развитию творческого
воображения обучающихся.
·
Занятие-проект – на таком
занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе направления работы, не
ограниченного определенной тематикой. Обучающиеся, участвующие в работе по
выполнению предложенного задания, рассказывают о выполненной работе, о ходе
выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
·
Конкурсное
игровое занятие – строится в виде соревнования для повышения активности
обучающихся и их коммуникации между собой.
·
Комбинированное
занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
·
Итоговое
занятие – служит подведению итогов работы за учебный год.
Формы
подведения результатов: беседа, практические занятия, мастер-классы и
эксперименты. В качестве итоговых занятий проводятся защита проектов, опрос, тестирование.
В программе используются различные виды педагогических
технологий: группового обучения, проблемного обучения и технология проектной деятельности.