Компьютер и я /доп.образование детей 12-16 лет/ Малышев А.С.
Направленность (профиль) программы: техническая.
Актуальность
программы. В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех
сферах человеческой деятельности. Использование современных информационных технологий
является необходимым условием успешного развития как отдельных отраслей, так
государства в целом.
В связи с возрастающим спросом на высококвалифицированных
специалистов в области информационных технологий, а также уверенных
пользователей персонального компьютера, у учащихся возникает необходимость
ориентироваться в операционных системах, обладать базовыми навыками
самостоятельного сервисного обслуживания
и ремонта компьютерной техники, с целью дальнейшей профессиональной ориентации
в области IT-технологий.
Образовательная программа «Компьютер и я»
реализуется в направлении технической деятельности, в рамах
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДОД).
Отличительные особенности общеразвивающей программы. Программу отличает практическая направленность преподавания в
сочетании с теоретической, творческий поиск, научный и современный подход.
Программа включает изучение устройства компьютера, семейства операционных
систем (ОС), организации сетей и многое другое. Полученные знания помогут
обучающимся на практическом опыте убедиться в высокой эффективности программных
пакетов. В дальнейшем это позволит обучающимся самостоятельно проходить все
этапы проектной деятельности, создавать творческие работы, собирать компьютер из
комплектующих, устанавливать и настраивать операционные системы различных
семейств, настраивать роутер, подключать компьютер к локальной сети,
настраивать доступ к общим ресурсам сети и многое другое. Программа построена с
учетом специфики дополнительного образования.
Адресат общеразвивающей программы. Программа «Компьютер и я» адресована
обучающимся 6 - 9 классов общеобразовательной школы (12-16 лет) без
ограничений возможностей здоровья, проявляющих интерес к компьютерной технике. Состав группы – 12 человек.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю - 2 часа по 45 минут,
перемена 10 минут. Занятия проводятся в строгом соответствии с нормами СанПиН: обязательное проведение физкультминутки,
непрерывное нахождение учащихся за компьютерами не превышает 10-15 минут, сразу
после работы на компьютере следует минутка релаксации с обязательным
выполнением гимнастики для глаз.
Объем общеразвивающей программы - 144 часа.
Срок освоения. Срок реализации программы - 1 год
Уровневость общеразвивающей программы. Уровень программы - базовый, направлена на
освоение специализированных знаний и умений гарантировано обеспечивает
трансляцию общей и целостной картины в рамках программы.
Программой предусмотрено ознакомление
учащихся с современной компьютерной техникой, приобретение
знаний и умений по её самостоятельному сервисному обслуживанию, подбор и установка программного обеспечения,
необходимого для полноценного функционирования компьютерной техники.
Первый
блок — это работа с программным обеспечением: операционные системы, программы, связанные с дизайном, графикой, аудио- и
видеомонтажом, анимацией и версткой текста, антивирусные программы - 90
часов.
Отдельным блоком идет изучение локальных сетей, составных частей
компьютера, занятия по ремонту и настройке компьютерной техники, компьютерной
безопасности – 54 часа.
Теоретическую часть занятий следует соединить
с практическими
упражнениями. При условии недостаточного количества компьютеров, учащихся можно
объединять в пары. Основная деятельность учащихся – знакомство с составными
элементами компьютерной техники. В блок обучения
внесено изучение устройства компьютера, элементы сервисного обслуживания,
использование компьютера в быту. Перед учащимися ставится два задания:
·
произвести
самостоятельную разборку и сборку компьютера на составные части;
·
провести
самостоятельное обслуживание и ремонт неисправного компьютера с целью
восстановления его функциональности.
Формы обучения. Занятия проводятся в группах по 12 человек (по количеству
компьютеров в компьютерном классе).
Виды
занятий: беседа, лекция,
практическое занятие, семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг,
мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и др.
Формы
подведения результатов: зачёт, мастер-класс, презентация проекта, практическое занятие, открытое
занятие.
1.1. Цель
и задачи общеразвивающей программы
Цель: формирование информационной
культуры, алгоритмического мышления, познавательных и творческих способностей обучающихся в
процессе освоения информационно-коммуникационных технологий посредством
проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
·
Обучить работе с операционными системами и программным
обеспечением компьютера, с файловой структурой компьютера;
·
Обучить терминологии и основным понятиям в области
информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники;
·
Обучить навыкам самостоятельного сервисного обслуживания и ремонта
компьютерной техники;
·
Развивать гибкие (soft) компетенции (4К: критическое мышление,
креативное мышление, коммуникация, кооперация);
·
Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели,
самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность.