Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им.Е.И.Порошина» СОГЛАСОВАНО: Методический совет Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им.Е.И.Порошина» УТВЕРЖДАЮ: Директор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им.Е.И.Порошина» «26» августа 2024г. _____________А.А.Пчелина Протокол № 4 «26» августа 2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МЕДИАЦЕНТР» (дополнительное образование детей 11-17 лет) Срок реализации 1 год Составитель: Педагог дополнительного образования Верховодко Елена Евгеньевна Кировград 2024 1 Пояснительная записка Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основании следующих нормативноправовых документов: Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ 2012 г.); Федеральная целевая программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Устав МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И. Порошина (далее - Центр). 1. Направленность программы 2. Уровень сложности программы 3. Педагогическая целесообразность 4. Адресат программы Социально-педагогическая. Программа направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей, формированию у обучающихся знаний, направленных на написание статей, заметок, развитию умений и навыков работы с различными источниками информации. Стартовый уровень, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала по журналисткой деятельности, которые допускают освоение специализированных знаний в области компьютерных программ, видео и фото съемке материала, обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках общеразвивающей программы. Внедрение образовательной программы обусловлена тем, что в процессе реализации программы обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека с культурными ценностями, осознанием их приоритетности. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебнопознавательные мотивы. Набор в группу осуществляется на свободной основе. Возраст обучающихся по программе 11 -17 лет. Возрастные особенности учитываются в процессе 2 5. Особенности обучения в текущем учебном году по программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, реализация проектов. 6. Актуальность обучения через индивидуальный подход к ребёнку. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется. Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации к познанию и раскрытие их способностей. Объединение «МЕДИАЦЕНТР» реализует творческие способности учащихся через создание газеты. Подготовка газетного материала требует вовлечения обучающихся в различные формы деятельности. Это теоретическая и рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерная работа: набор материала, правка, макетирование, печать. В результате работы по выпуску газетного материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в коллективе. Создание газет нацеливает обучающихся на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. На занятиях учитывается индивидуальное развитие детей. Для выравнивания степени активности используются разные по сложности задания. Практическая значимость данной программы выражается в том, что программа отвечает возрастным возможностям и потребностям обучающихся, призвана ответить на запрос активистов на новые знания, технологии, умения, связанные с их деятельностью в области журналистики. Дать представление об особенностях применения информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров журналистики, начиная с заметки и заканчивая очерком – вершиной журналистского мастерства. Программа призвана развивать у обучающихся навыки работы с различными источниками информации, научить ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое для применения в практической деятельности. Научить самостоятельно, искать, извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать и 3 7. Особенности организации образовательного процесса по программе с указанием: • количества учебных часов по программе; • количества учебных часов согласно расписанию; • информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы 8. Цель программы 9. Задачи программы преобразовывать необходимую информацию для выпуска газеты. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Продолжительность академического часа: 40 минут, перерыв между занятиями - 10 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 204 часа. Виды занятий. Методы работы с обучающимися: обучающие лекции, практикумы, групповая (командная) деятельность, индивидуальные консультации. Методы сбора информации: анкетирование, соцопрос, интервью, мониторинг социальных сетей. Формы обучения. Обучение проводится в очной форме. Формы реализации программы: групповая. При необходимости возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Курс обучение предусматривает теоретическую и практическую часть. В теоретическую программу входит: изучение основных понятий журналистики, программного обеспечения с использованием информационных технологий. Практическая часть состоит: подготовка журналистского материала. Раскрытие творческого потенциала, развитие интеллектуальных способностей, социализация каждого обучающегося через включение его в журналистскую деятельность. Создание и выпуск газеты. 1.Образовательные: познакомить обучающихся с основами журналистики; познакомить с основными терминами журналистики; дать представление об основных технических принципах создания печатных изданий, газет; познакомитьс основными этапами поиска и разработки темы для подготовки материалов; научить писать разные виды постов для блога (информационные, полезные (образовательные), развлекательные); обучить алгоритму написания читаемых текстов и их продвижению в сетевой аудитории, основным способам получения и распространения информации через сеть Интернет, навыкам выступления перед публикой и камерой; познакомить с основами создания фотографии, 4 10. Ожидаемые результаты видеороликов; совершенствование и развитие навыков литературного творчества; познакомить с основами безопасности в социальных сетях; повышение грамотности. 2. Воспитательные: сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы; воспитание информационной культуры; воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции. 3. Развивающие: повышение коммуникативных способностей детей; развитие социально-активной позиции; развитие и расширение коммуникативных способностей, совершенствование речевых и риторических навыков; развитие стремления к самостоятельному творческому поиску; развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность. В результате обучения сформированы следующие компетенции: 1. Предметные : умение построить устное и письменное сообщение; умение работать в различных жанрах публицистического стиля; самостоятельная подготовка и публикация материалов в газете/социальных сетях. 2. Личностные: мотивация к творческому процессу и формирование активной жизненной позиции; умение общаться с отдельным человеком и аудиторией; ответственное отношение к работе и повышение самооценки за счет успешности в творческой деятельности. 3. 3.Метапредметные: умение писать качественные, грамотные тексты, легкие для восприятия; умение работать над выполнением задания как индивидуально, так и в команде; владение навыками организации и планирования своей деятельности; развитие фантазии, образного мышления, воображения; овладение культурой общения с медиа; умение использовать навыки работы с различными источниками информации и анализировать информацию. Форма проведения промежуточной и итоговой 5 аттестации предусмотрена: Оценка результатов внеурочной деятельности учащихся может быть в виде грамот и похвальных листов за исследовательскую, проектную и творческую активность, за участие и победы в конкурсах, практикумах, викторинах. 11. Комплекс организационно педагогических условий Выпуск печатного издания – газеты. – Материально – техническое обеспечение. - учебный кабинет; - стол для педагога 1 шт.; - стул для педагога 1 шт.; - столы для обучающихся 10 шт.; - стулья для обучающихся 15 шт.; - компьютер или ноутбук 6 шт.; - проектор для показа презентаций 1шт.; - учебная доска 1 шт.; - выход в интернет. - технические средства: тетради, ручки, фломастеры Информационное обеспечение. - электронные презентации; - видеоролики; - социальные сети. 12. Разработчик программы Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДТ им.Е.И.Порошина» Елена Евгеньевна Верховодко Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДТ им.Е.И.Порошина» Елена Евгеньевна Верховодко 6 Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы «МЕДИАЦЕНТР» Учебно-тематический план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Количество часов Тема занятия Знакомство. Вводное занятие. Техника безопасности, правила поведения в учреждении. Понятие о журналистике и профессии журналиста. СМИ. Редакция газеты. Функции сотрудников редакции. Создание учебной модели детской редакции. Обсуждение рубрик газеты. Разработка композиции и макета газеты. Информация. Способы сбора и обработки информации Подбор тем и иллюстраций для будущей газеты. Разработка плана статей. Распределение ответственных за рубрику, колонку, полосу номера. Индивидуальная творческая работа юных журналистов. Редактирование и набор текстов. Языковые средства публицистического высказывания: ➢ свойства устной речи, техника речи; ➢ качества письменной речи. Жанры журналистики. Заметка Жанры журналистики. Интервью Жанры журналистики. Репортаж Жанры журналистики. Статья Социологическая деятельность в журналистике Верстка газеты. Издательская программа. Печать. Обсуждение. Анализ проделанной работы. Печатные издания и их роль в жизни человека. Жанры газетно-журнальной публицистики. Текст. Тема и идея текста. Дополнительная информация в процессе создания газетного текста. Методы сбора информации Подбор тем и иллюстраций для будущей газеты. Разработка плана статей. Индивидуальная творческая работа юных журналистов.Редактирование текстов. Верстка газеты. Издательская программа. Печать. Обсуждение. Анализ проделанной работы. Газета. Какая она должна быть? Анализ рубрик печатных изданий. Стили речи. Макет газеты. Приступаем к работе над номером. Обсуждение Теория Практика Всего 2 2 4 4 11 15 4 8 12 4 8 12 6 26 8 12 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 6 7 2 3 2 9 12 3 3 6 6 2 1 2 1 2 7 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. рубрик газеты. Разработка композиции и макета школьной газеты . Подбор тем и иллюстраций для будущей газеты. Разработка плана статей. Индивидуальная творческая работа юных журналистов.Редактирование текстов. Верстка газеты. Издательская программа. Печать. Обсуждение. Анализ проделанной работы. Газетная статья- основа газеты. Виды информации. Методы сбора, источники информации. Анализ собранной информации.Интервью. Репортаж. Очерк. Приступаем к работе над номером. Обсуждение рубрик газеты. Разработка композиции и макета газеты . Подбор тем и иллюстраций для будущей газеты. Разработка плана статей. Индивидуальная творческая работа юных журналистов. Редактирование и набор текстов. Верстка школьной газеты. Издательская программа. Печать. Обсуждение. Анализ проделанной работы. Создание статьи: разработка плана статьи; редактирование текста. Приступаем к работе над номером. Обсуждение рубрик газеты. Разработка композиции и макета газеты. Подбор тем и иллюстраций для будущей газеты. Разработка плана статей. Индивидуальная творческая работа юных журналистов. Редактирование и набор текстов. Верстка газеты. Издательская программа. Печать. Обсуждение. Анализ проделанной работы. Государственная Дума о свободе печати. Законы о СМИ. Российские законы о СМИ. Реклама в газете. Газетные новости. Ответственность при сборе информации. Приступаем к работе над номером. Обсуждение рубрик газеты. Разработка композиции и макета газеты. Подбор тем и иллюстраций для будущей газеты. Разработка плана статей. Индивидуальная творческая работа юных журналистов. Редактирование текстов. Верстка газеты. Издательская программа. Печать. Обсуждение. Анализ проделанной работы. Редакционно-издательская деятельность. Оформление праздничных выпусков, дизайн газеты. Коллажи. Верстка, ее основные правила. Приступаем к работе над номером. Обсуждение рубрик газеты. Разработка композиции и макета газеты. Подбор тем и иллюстраций для будущей газеты. Разработка плана статей. Индивидуальная творческая работа юных журналистов. Редактирование и набор текстов. Верстка газеты. Издательская программа. Печать. Обсуждение. Анализ проделанной работы. Газетный мир. Этапы развития прессы. Особенности 1 2 2 1 2 2 1 1 2 1 2 2 2 1 2 2 1 1 2 1 2 2 2 1 2 2 2 3 3 2 2 3 3 2 1 3 1 2 3 2 2 3 3 1 3 2 8 научных, справочных, художественноразвлекательных журналов и газет. Виды газет: массовый тираж, малотиражные, единичные. Макет первой полосы. Макет полосы новостей. Макет праздничной «развертки» - сдвоенной полосы. Приступаем к работе над номером. Обсуждение рубрик газеты. Разработка композиции и макета газеты Подбор тем и иллюстраций для будущей газеты. Разработка плана статей. Индивидуальная творческая работа юных журналистов. Редактирование и набор текстов. Верстка газеты. Издательская программа. Печать. Обсуждение. Анализ проделанной работы. Приступаем к работе над номером. Обсуждение рубрик газеты. Разработка композиции и макета газеты . Подбор тем и иллюстраций для будущей газеты. Разработка плана статей. Индивидуальная творческая работа юных журналистов.Редактирование и набор текстов. Публичные выступления. Подведение итогов работы издательского центра Подбор кандидатов в редакцию газеты на новый учебный год. Мероприятия объединения и участие в мероприятиях МАУ ДО «ЦДТ им.Е.И.Порошина» Итого: 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 1 2 3 2 2 1 2 3 1 2 3 2 2 2 3 2 24 24 148 204 1 2 56 Перечень творческих заданий, игр; тем проектов, исследований, наблюдений № п/п 1 2 3 4 Наименование элементов перечня Рефераты на темы: «Хочу сообщить», «А у нас…», «Я удивлѐн…», «Тема дня», «Давайте подумаем»; Интеллектуальные игры: «Профессия журналист», «Стили речи», «Законы о СМИ», «Газетный мир», «Веселый ребус». Самостоятельные проекты - участие в творческих конкурсах и медиапроектах. Групповые проекты - участие в издательских проектах, подготовка медиапродукции для школьных мероприятий. 9 Содержание программы ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России Журналистика XVIII века. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец». Журналистика XIX века. Журналы «Современник», «Отечественные записки». Журналистика XX века. Истоки нравственных основ журналисткой этики. Дискуссия о профессиональной этике журналиста. ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ. Газета – первое старейшее средство СМИ, оплот живого и качественного языка. Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Жанр: информативный (хроника, заметка, репортаж – оперативный отклик), аналитический (статья, обзор, рецензия) и художественно-публицистический ( очерк, фельетон, эссе). Текст: основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение, особенности газетного языка. Что такое авторский почерк. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ? Составляющие хорошей газеты: содержание - текст, актуальность; оформление (дизайн) иллюстрации, цвет, шрифт. Формирование рубрик газеты. Стили речи. Сущность слова. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Профессиональная лексика, современный сленг. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер, сканер). Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD) Задания. Найдите в газетных стилистических фигур. и журнальных публикациях примеры тропов и ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. 10 Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Что значит «Взять интервью»? Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ. Плагиат. Выбор темы. Формат статьи. Заголовок. План статьи: вступление, основная часть, выводы. Подготовка к публикации. Редактирование текста (работа с текстами, замена, обоснование). Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра. Оцените уровень мастерства автора. Создание и презентации своих собственных статей. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА о гласности, свободе печати, рекламе. Российские законы о СМИ. Закон РФ «О средствах массовой информации», статья 47 «Право журналиста». Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная. Задание: Создать рекламу самой необычной вещи. РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РИД включает: издание газет, сборников, книг, буклетов. Специальная деятельность: выпуск теле и аудио выпусков. Основные принципы оформления и дизайна газеты. Верстка и ее основные правила. Издательские программы. Праздничные выпуски. Иллюстрации. Что такое коллаж. Задание: Разработка собственного коллажа. ГАЗЕТНЫЙ МИР. Этапы развития прессы. Первые газеты древнего Рима. Первая бумажная газета в Китае. Российская журналистика Х1Х века. Особенности научных, справочных, развлекательных газет и журналов. Виды газет: массовый тираж, малотиражные, рукописные, стенные. Особенности выпуска школьной газеты. Задание: Найти примеры разновидностей газет. МЕРОПРИЯТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ И УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ ЦДТ ИМ.Е.И.ПОРОШИНА. Практика. Совместные праздники, родительские собрания, экскурсии. Сбор информации о концертах, фестивалях, выставках, спектаклях творческих объединений Центра (репортажи, интервью, заметки, зарисовки). ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Подведение итогов работы издательского центра. Подбор кандидатов в редакцию газеты на новый учебный год. 11 12 Список дополнительной литературы: 1. Семѐнов П.П. Компьютерная газета как средство развития учащегося (Текст) П.П.Семѐнов // Классный руководитель. - 2000., - №6. 2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности (Текст)Г.ВЛазутина//Учебник.-2001.,Издательство: «Аспект Пресс»., С.240. журналиста 3. Корконосенко С.Т.Основы журналистской деятельности// Учебник для бакалавров, под ред. С.Т. Корконосенко., С.156. 4. Аникьева М.А. Издательское дело. Полиграфия//Пособие для студентов, С.72. 13