Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Кировоградского городского округа» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина» СОГЛАСОВАННО: На заседании методического совета Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И.Порошина» «26» августа 2024 г. Протокол № 4 УТВЕРЖДАЮ: Директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И.Порошина» _______________ А.А.Пчелина «26» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Грамматика» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации – 2 года Автор-составитель: Пономарева Ольга Григорьевна педагог дополнительного образования Кировград 2024 г. Пояснительная записка Направленность (профиль) общеразвивающей программы: социальнопедагогическая. Актуальность программы: своевременность, современность, соответствие потребностям времени, детей и родителей (законных представителей). Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Реализация общеобразовательной программы позволяет создать равные «стартовые» возможности каждому ребенку, учитывает потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, предоставляя выбор деятельности и разнонаправленные возможности индивидуального развития. Программа разработана на основе Закона об образовании в Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования и Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7лет) научные руководители: Н. А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова (М.: Просвещение, 2012), допущенной Министерством образования Российской Федерации. Программа способствует реализации социально-педагогического сопровождения и предназначена для организации подготовки детей 5 – 7 лет к обучению в школе. Современность программы состоит в том, что она позволяет создать для дошкольников особое, личностно-ориентированное пространство, развивать творческие способности, интеллектуальные и личностные качества каждого ребенка. Разнообразие видов деятельности, которое предоставляется ребенку в рамках программы, позволяет воспитывать и обучать детей дошкольного возраста, исходя из личных познавательных интересов. Соответствие потребностям времени заключается в том, что программа позволяет успешно решать проблемы, с которыми сталкиваются дети при начале школьного обучения: - резкая перемена основного вида деятельности с игровой на учебную; - проблема педагогического сопровождения развития ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение; - знакомство с новым социальным сообществом, усвоение социальных норм поведения в среде сверстников и взрослых. Сегодня учреждения дополнительного образования оказывают различные образовательные услуги. Выбор таких услуг определяется, прежде, требованиями родителей ребенка или дополнительными образовательными программами для детей дошкольного возраста. Одним из таких востребованных направлений в нашем Центре детского творчества является работа Школы раннего развития. Программа позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а также подготовить его к новой социальной роли школьника. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. И поэтому становится возможным формирование предпосылок будущей учебной деятельности детей, а главное – формирование психологической готовности к обучению – интереса и потребности в познании нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям. Отличительные особенности программы: Отличается программа от других программ тем, что подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственной произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности: готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе образования. Включение в программу обучающих мультфильмов и нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также является отличительной чертой данной образовательной программы. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, интерактивные проекты, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи. Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что у ребенка всегда есть возможность выбора видов и способов деятельности в рамках решения образовательной задачи, поставленной педагогом. Вариативность содержания программы предполагает учет познавательных интересов, помогает ребенку мыслить и действовать творчески. Нет условного и только одного правильного решения – любая задача может иметь несколько разных решений. Если подходить к процессу обучения с этой точки зрения, то можно научить ребенка не расстраиваться, если что-то не получилось, подбирать оптимальные решения для поставленной задачи. Этот принцип учит творческому мышлению, умению находить новые ранее не изученные пути и способы решения задач. Ведь после окончания школы не будет готовых шаблонов для решения жизненных проблем. Адресат общеразвивающей программы: • обучающиеся (программа ориентирована на детей 5-7 лет); • педагоги (для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности); • родители (для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов). Обучающиеся школы раннего развития – дети 5-7 лет, посещающие ДОУ или находящиеся на домашнем воспитании, по состоянию здоровья имеющие разрешение на посещение учреждения дополнительного образования в вечернее время с 18-00 до 20.00 часов, посещающие занятия в сопровождении родителей (лиц, их заменяющих), или иных родственников. Возрастные особенности детей 5-6 лет - старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные грамматические конструкции. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. В этом возрасте идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. В этом возрасте формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту определяющей является сформированность личностной культуры - компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия. Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме. Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в: - наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; - заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; - наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям. «Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи: - всестороннее воспитание ребенка; - подготовка к усвоению предметов, изучаемых в школе. В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании. Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с разными педагогами, привык к ним и разным требованиям, «почувствовал» школьные стены. Именно такие условия и созданы в Школе раннего развития «Умка». Дошкольники активно общаются с педагогами и между собой, знакомятся с системой «звонок-урок-звонок - перемена-звонок-урок», приобретают опыт участия в разных формах учебных занятий и культурно-массовых мероприятий. Режим занятий. Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут. Наполняемость группы – 15 человек. Год обучения День недели Время понедельник среда 18.00 – 18.30 18.40 – 19.10 19.20 – 19.50 вторник четверг 18.00 – 18.30 18.40 – 19.10 19.20 – 19.50 1-ый год обучения 2-ой год обучения Срок реализации (освоения) общеобразовательной общеразвивающей программы Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения в объеме 72 часа, второй год также в объеме 72 часа. Итого 144 часа. Уровневость общеразвивающей программы – стартовый. Формы обучения – фронтальная, групповая. Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер – класс, экскурсия, открытое занятие, праздник, игровая программа, тренинг. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы Цель общеобразовательной общеразвивающей программы - достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе, а именно: - сохранение и укрепление здоровья; - развитие личностных качеств; - формирование ценностных установок и ориентаций; - развитие творческой активности; - формирование и развитие психических функций познавательной сферы; - развитие эмоционально-волевой сферы; - развитие коммуникативных умений; - развитие умений действовать по правилам. Форма обучения по данной программе – занятия призваны решать следующие задачи: - систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их; развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей; - развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций; - развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству; - формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения; - формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности; - воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям. Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов: 1. Гуманистический принцип предполагает: — всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей; — защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности; — усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям; 2. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает: — как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты; — как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей; 3. Принцип творческой активности предполагает: — стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач; — участие в коллективных формах работы; — создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося. 4. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе. Содержание общеразвивающей программы «Школа раннего развития» Учебный (тематический) план программы «Грамматика» 1-й год обучения Номер Номер раздела занятия 1 Тема 2 1 2 3 3 Вводное занятие «Давайте знакомиться!» Знакомство с алфавитом. Понятие «Звук» Понятие о гласном звуке. Звук (У). Звуко-буквенный анализ слова. Понятие «Буква». Количество часов Теория Практика 4 5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Работа в тетрадях. 4 5 6 Звук (А). Понятие «звук» и «буква». Учимся составлять предложения. Лексическая тема «Осенние приметы». Слияние гласных (А-У), (У-А). Работа в тетрадях. Чтение (А-У), (У-А). Работа в тетрадях. 7 Стихотворение «Азбуки». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. 0,5 0,5 8 Гласный звук (И). Работа со схемой слова. 0,5 0,5 9 Гласный звук (О). Артикуляция. Игра «Услышь звук в слове». Работа в тетрадях. 0,5 0,5 10 Гласный звук (Ы). Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. Гласный звук (Э). Альбом, с. 32-33. 0,5 0,5 0,5 0,5 12 Гласные звуки (Е) – (Ё). Игра «Подбери слово». 0,5 0,5 13 Звуки (М) – (Мь). Место звука в слове. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 11 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Слияние (М) – (А); (М) – (О). Звуки (К) – (Кь). Место звука в слове. Чтение «Азбука-подсказка». Слияние согласных и гласных звуков (К) – (А), (М) – (А), (К) – (О), (К) – (И) и (М) – (О). Звуки (В) – (Вь). Место звука в слове. Работа в тетрадях. Упражнение «Назови звук». Повторение гласных звуков. Лексическая тема «Птицы». Устные упражнения «Услышь и назови». Звуки (Н) – (Нь). Место звука в слове. Альбом с.52 Звуки (Х) – (Хь). Место звука в слове. Альбом с.10-11 Обобщающее занятие: гласные и согласные звуки. Чтение по таблицам. Чтение и разучивание стихотворения «Взялись буквы за руки». Работа в тетрадях. Звук (Ж) . Место звука в слове. Альбом с.42-43. Звуки (З) – (Зь). Альбом с. 15 Работа в тетрадях. Звуки (Д) – (Дь) Альбом с. 23 Чтение слогов. Звуки (Ш), (Щ). Игра «Подбери словечко». Понятие «слово» и «предложение». Работа в тетрадях. 26 Звуки (Р) – (Рь). Альбом с.59 27 Звуки (Г) – (Гь). Альбом с.29 28 Звуки (Ф) – (Фь). Альбом с.38. Игры «Я знаю пять…(цветов, овощей, игрушек, видов транспорта) (Ъ) и (Ь). Игра «Назови наоборот». Работа в тетрадях. Звуки (Т) – (Ть). Игра «Найди гласный звук». Работа в тетрадях. Звук (Ц). Разучивание стихотворения «Волшебная азбука». Звук (Ч). Альбом с. 32 29 30 31 32 33 Буквы, обозначающие 2 звука: (Ю) – (Я). Слияние гласных и согласных. Инсценировка «Как у старой бабки…». Сказочные загадки. Подготовка к итоговому празднику «Волшебный мир детства». Разучивание диалогов, сценки, стихотворений. Итого часов по программе теория/практика: 34 35 36 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0.5 0,5 0,5 0,5 1 18,5 Итого часов по программе: 17,5 36 2-ой год обучения Номер Номер раздела занятия 1 Тема 2 1 3 Вводное занятие. Понятие «звук» и «буква». Звуко-буквенный анализ слова. Количество часов Теория Практика 4 5 1 2 Гласные звуки и буквы. Деление слов на слоги. 0,5 0,5 0,5 0,5 Артикуляционная гимнастика. Стихотворение «Азбуки». Учимся составлять предложения. Работа в прописях. Упражнение «Назови звук». Звук и буква (И). Работа в прописях. Работа в альбомах, с. 25 – чтение буквенного ряда. Упражнение «Услышь звук и хлопни в ладоши». 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 7 Игровое познавательное занятие «Мир сказок». Учимся составлять предложения. 0,5 0,5 8 Альбом с. 24-26. Работа в прописях. Игра «Найди звук». 0,5 0,5 9 Звуко - буквенный анализ. Упрямое слово «пальто». Альбом с. 26-27 0,5 0,5 10 Гласный звук (Ы). Альбом с.34-35. Работа в прописях. Гласный звук (Э). Альбом, с. 32-33. Слияние звуков. Таблицы чтения. 0,5 0,5 0,5 0,5 12 Пальчиковая гимнастика. Альбом с. 38-39. Чтение слогов и односложных слов. Работа в прописях с.8 0,5 0,5 13 Лексическая тема «Животные». Альбом с.30. Работа в прописях с.9 Буква (М). Альбом с.45. Прописи с.10. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3 Игра «Услышь и повтори». Работа в прописях. Чтение слогов. 4 5 6 11 14 15 16 17 Буква (К). Стихотворение «Как у нашей бабки…». Альбом. Работа в прописях с.11 Буква (В). Место звука в слове. Работа в прописях, с.12-13 Буква (Р). Артикуляционная гимнастика. Прописи с.14. 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Повторение гласных звуков (индивидуально). Чистоговорка. Ю.Коринец «Лапки» Буква (Б). Лексическая тема «Птицы». Твердые и мягкие согласные. Стихотворение «У совы» Повторение гласных звуков. Игра «Услышь звук». Работа в прописях. Чтение по таблицам. Понятие «слово» и «предложение». Лексическая тема «Зима». Работа в прописях, с.17 Лексическая тема «Хвойные деревья» . С.Я. Маршак «Про все на свете». Альбом с.12. Прописи с.18 -19. Лексическая тема «Насекомые». Игра «Закончи строчку». Работа в прописях, с.20 Буква (Ж). Прописи с.21 Буква «З». Игра «Подбери словечко». Альбом с.15-17 Понятие «слово» и «предложение». Работа в прописях с.21-22. Буква (Д). Альбом с.24, прописи с.22-23. Игра «Что общее?» Игра «Придумай предложение». Викторина «Первоцветы». Прописи с.23-24. Буква (Р). Альбом с.59-60. Игры «Я знаю пять…(цветов, овощей, игрушек, видов транспорта) Буква (Г). Игра «Назови наоборот». Работа с рабочей тетрадью дошкольника (Ф). Буква (Ц). Игра «Найди гласный звук». Работа с рабочей тетрадью дошкольника (Ц). Буква (Ч). Разучивание стихотворения «Взялись буквы за руки…». Прописи с. 25-26 Буквы (Ш) - (Щ). Прописи с.27-28 Чтение слов, игровые задания «Составь предложение», «Найди ошибку» . Инсценировка «Три сказки о принцессах». Сказочные загадки. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 36 Подготовка к итоговому празднику «Волшебный мир детства». Разучивание диалогов, сценки, стихотворений. Итого часов по программе: 1 17,0 Содержание программы 1 год обучения Вводное занятие «Давайте знакомиться» - 1 час «Понятие о гласном звуке. Звук (У) » - 1 час «Звуко-буквенный анализ слова. Понятие «буква». Звук (А) - 2 часа «Слияние и чтение гласных (У-А), (А-У) » - 2 часа «Стихотворение «Азбуки». Пальчиковая гимастика. Звук (И)» - 2 часа «Гласные звуки (О), (Ы), (Э), (Е) –(Ё) - 4 часа «Согласные звуки (М) - (Мь). Слияние (М)-(О), (М)-(А). «Звуки (К) – (Кь). Место звука в слове. - 2 часа «Слияние согласных и гласных звуков (К) - (А), (М) - (А), (К) - (О), (К) -(И) и (М) – (О). Знакомство со звуками (В) – (Вь) - 2 часа «Повторение гласных звуков». Лексическая тема «Птицы». Устные упражнения - 2 часа «Звуки (Н) – (Нь), (Х) – (Хь). Место звука в слове». - 2 часа «Обобщающее занятие: гласные и согласные звуки. Чтение по таблицам. Работа в тетрадях - 2 часа «Звук (Ж), (З) – (Зь) - 2 часа «Звуки (Д)-(Дь), чтение слогов. Звуки (Ш), (Щ). Понятие «слово» и «предложение» - 2 часа «Звуки (Р) –(Рь), (Г) – (Гь) - 2 часа «Звуки (Ф)-(Фь). Словесные игры. (Ъ) и (Ь). Игра «Назови наоборот» - 2 часа «Звуки (Т – Ть). Игра «Найди гласный звук». - 1 час «Звуки (Ц), (Ч). Чтение и разучивание стихотворения «Волшебная азбука» - 2 часа «Буквы, обозначающие 2 звука: (Ю) – (Я). Слияние гласных и согласных - 1 час «Инсценировка «Как у старой бабки…» . Сказочные загадки - 1 час Подготовка к итоговому празднику «Волшебный мир детства». – 1 час ИТОГО: 36 часов 2 год обучения Вводное занятие Понятие «звук» и «буква». Звуко-буквенный анализ слова «Гласные звуки и буквы А, У, О, И, Э, Ы» . - 1 час 19,0 «Деление слов на слоги». - 1 час «Словесные игры. Работа в прописях. Чтение слогов». - 1 час «Артикуляционная гимнастика. Учимся составлять предложения» - 1 час «Упражнения «Назови звук». Звук и буква (И). - 1 час «Работа в альбомах. Чтение буквенного ряда». - 1 час «Игровое познавательное занятие «Мир сказок» «Учимся составлять предложение». - 1 час «Работа в прописях. Словесные игры» . - 1 час «Звуко-буквенный анализ. Упрямое слово «пальто». - 1 час «Гласные звуки (Ы) - (Э). Слияние звуков. Таблицы чтения. – 2 часа «Пальчиковая гимнастика. Чтение слогов и односложных слов». – 1 час «Лексическая тема «Животные». Прописи. – 1 час Буква (М). Прописи. - 1 час Буква (К). Стихотворение «Как у старой бабки…» - 1час Буква (В). Место звука в слове. Прописи. - 1 час Буква (Р). Артикуляционная гимнастика. – 1 час Повторение гласных звуков (индивидуально). Чистоговорки. Ю. Коринец «Лапки» - 1 час Буква (Б). Лексическая тема «Птицы». Твердые и мягкие согласные. - 1 час Повторение гласных звуков. Работа в прописях. - 1 час Чтение по таблицам. Понятие «слово» и «предложение» - 1 час Лексическая тема «Зима». Прописи - 1 час Лексическая тема «Хвойные деревья». С.Я.Маршак «Про все на свете» – 1 час Лексическая тема «Насекомые». Игра «Закончи строчку». - 1 час Буква (Ж). Работа в прописях - 1 час Буква (З). Игра «Подбери словечко». Закрепление понятия «слово» и «предложение» – 1 час Буква (Д). Игра «Что общее?» - 1 час Игра «Придумай предложение». Викторина «Первоцветы». – 1 час Буква (Р). Словесные игры. – 1 час Буква (Г). Игра «Назови наоборот». Рабочая тетрадь - 1 час Буква (Ц). Игра «Найди гласный звук» - 1 час Буква (Ч). Разучивание стихотворения «Взялись буквы за руки…» - 1 час Буквы (Ш)-(Щ). Прописи. – 1 час Чтение слов, игровые задания «Составь предложение», «Найди ошибку» - 1 час Инсценировка «Три сказки о принцессах». Сказочные загадки. – 1 час Подготовка к итоговому празднику «Волшебный мир детства» - 1 час ИТОГО: 36 часов Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст. 1. Лексическая и грамматическая работа: – обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи; – употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений). 2. Развитие связной речи: – ответы на вопросы, участие в диалоге; – подробный пересказ текста по зрительной опоре; – составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок; 3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха: – знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; – выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; – выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных; – «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. 4. Обучение звуко-слоговому анализу: – звуковой анализ состава слогов и слов; – дифференциация понятий «звук» и «буква»; – соотнесение букв и звуков. 5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру). Планируемые результаты. • Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; • отвечать на вопросы педагога; • задавать свои вопросы; • подробно пересказывать текст по зрительной опоре; • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; • выделять звук в начале слова; • различать звуки и буквы; • узнавать и называть буквы русского алфавита; • соединять звуки в слоги. Требования к освоению программы: в результате изучения курса по образовательной программе «Грамматика» дети приобретают следующие общеучебные умения, навыки и универсальные способы деятельности и ключевые компетенции детей дошкольного возраста: технологическая компетентность, информационная компетентность, социально-коммуникативная компетентность для успешного усвоения русского языка в школе, в частности: технологическая компетентность: умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации; умение планировать этапы своей деятельности; умение понимать и выполнять алгоритм действий; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов; умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.); умение понимать и принимать задание и предложение взрослого; умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях; умение организовать рабочее место; умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов. Информационная компетентность: умение ориентироваться в некоторых источниках информации; умение делать выводы из полученной информации; умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности; умение задавать вопросы на интересующую тему; умение получать информацию, используя некоторые источники; умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. Социально-коммуникативная компетентность: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать свое мнение; умение принимать участие в коллективных делах; умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь; умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. 1-ый год обучения К концу учебного года ребенок должен: ・ правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду); ・ различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие; ・ делить слова на слоги; ・ дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; ・ определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного); ・ произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание; ・ рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы; ・ выполнять упражнения для пальцев и кистей рук. 2-ой год обучения К концу учебного года ребенок должен: ・ знать буквы русского алфавита; ・ печатать буквы русского алфавита в рабочей тетради; ・ понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»; ・ определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце; ・ различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные; ・ пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат); ・ уметь записывать слово условными обозначениями, буквами; ・ соотносить звук и букву; ・ писать слова, предложения условными обозначениями, буквами; ・ определять ударение в слове и обозначать соответствующим значком; ・ проводить звуковой анализ слов; ・ читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты; ・ правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»; ・ составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его. К концу года у детей должны быть сформированы теоретические языковые представления: - о гласных и согласных (твердых - мягких, звонких – глухих) звуках; - о слове как семантической единице, в которой порядок следования звуков определяет его значение; - о слове как структурной единице предложения; - о слове как грамматической единице; - о слове как членимой единице состоящей из слогов; - об ударном слоге; - о предложении как синтаксической единице; - о предложении как структурной единице текста. практические языковые умения: - владеют общими речевыми навыками (речевое дыхание, темп, ритм, интонационная выразительность речи); - имеют - Речь N ( или - речевые дефекты сглажены при ФФН диз. м.п., ОНР) -умеют воспринимать звучащее слово как последовательность звуков-фонем (выполняют анализ слова); - различают функциональные характеристики звуков в слове, отмечая их соответствующей фишкой. - понимают смыслоразличительную функцию звуков-фонем (находят и различают на слух акустически близкие звуки-фонемы)-определяют количество слогов в слове; - определяют ударный слог в слове; - читают открытые слоги, опираясь на знание особенностей позиционного принципа чтения; - умеют составлять модель предложения. Комплекс организационно – педагогических условий Условия реализации программы: -материально – техническое обеспечение - для занятий используются кабинеты, имеющие необходимый перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в расчете на количество обучающихся: - парты и стулья в соответствии с измерением роста ребенка; - учебная доска; - ноутбук; - проектор; - учебно-методический комплект учебников, рабочих тетрадей по направлению деятельности программы; - средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объектызаместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы). - в соответствии с принципом предметности, дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки). - информационное обеспечение - аудиосказки, записи диалогов на английском языке, музыкальные плейлисты разной тематики, музыкальные сборники. - видеоматериалы по темам занятий, видеофильмы, видеопрезентации, мультфильмы по безопасности жизнедеятельности (ПДД, пожарная безопасность, безопасность на воде, в природе), обучающие интернетпрограммы https://Logiclike.com/cabinet#/course/logic , «Уроки тетушки Совы», https://www.youtube.com/watch?v=BpSaciKszhQ (ПДД для дошкольников домовенок Бу и Маленький автомобильчик), https://youtu.be/ofkbNrPN2zs (ЗОЖ для малышей - Смешарики и распорядок дня). Вся информация об использованных интернет-ресурсах, образовательных и учебных программах разной тематики и конкурсах находится на сайте МАУ ДО «ЦДТ» - https://cdt-profiedu.ru. - кадровое обеспечение - Пономарева Ольга Григорьевна – педагог дополнительного образования по грамматике, высшее педагогическое образование, 1 кв. категория, стаж работы – 21 год. - методические материалы 1. Аджи А.В. - «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада». ТЦ «Учитель», Воронеж 2006г. 2. Бортникова Е.Ф. – Мои первые прописи 5 - 6 лет. – Екатеринбург: ООО «Изд. дом Литур», 2019. – 32с. 3. Бортникова Е.Ф. – Мои первые прописи 6 - 7 лет. – Екатеринбург: ООО «Изд. дом Литур», 2019. – 32с. 4. Бортникова Е.Ф. – Проверяем готовность ребенка к школе. – Екатеринбург: ООО «Изд. дом Литур», 2018. – 32с. 5. Бортникова Е.Ф. – Развиваем внимание и логическое мышление 5-6 лет. Екатеринбург: ООО «Изд. дом Литур», 2018. – 32с. 6. Герасимова А.С. – Программа развития и обучения дошкольника 6 лет. – СПб.: «Изд. дом Нева», 2000 г. – 96 с. 7. Гурина И.В. – Букварь. – ООО «Издательство Фламинго», 2019г. – 24с. 8. Готовимся к письму. Части 1-2. – Киров, 2019г. – 32с. 9. Дружинина М.А. – Занимательная грамматика. Книга для чтения взрослыми детям. – ООО «Алтей-Бук», 2018г. – 96с. 10. Ельцова О.М. - «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». Издательство «Учитель», Волгоград 2009 г. – 96с. 10. Изучаем грамоту, части 1-2. Тетрадь с заданиями для детей. – Киров, 2019г. – 32с. 11.Изучаем математику, части 1-2. Тетрадь с заданиями для детей. – Киров, 2019г. – 32с. 12. Жукова Н.С. – Букварь: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2017г. – 96 с.: ил. 13. Математика для малышей, части 1-2. Тетрадь с заданиями для развития детей. – Киров, 2019г. – 32с. 14. Мигунова Н.В. – Азбука веселых букв. Для чтения взрослыми детям. – ООО «Алтей – Бук», 2018г. – 80с. 15. Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е.ВЕРАКСЫ, Т.С. КОМАРОВОЙ, М.А. ВАСИЛЬЕВОЙ. /подготовительная группа/ 15. Прописи. Штриховка и дорисовка. Серия «Рабочая тетрадь дошкольника» М.: «Стрекоза». – 2019г. – 32с. 16. Рисуем по клеточкам. Тетрадь с заданиями для развития детей. Части 1-2. – Киров, 2019г. – 32с. 17. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. – Развиваем технику чтения, для детей 5-7 лет. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2019г. – 32с. 18. Счет. Тетрадь с заданиями для детей. – Киров, 2019г. – 32с. 19. Учебно-методический комплект С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: • С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц - «Учим ребёнка говорить и читать» Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. • С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц - « Я учусь говорить и читать»Альбомы (1,2 часть) для индивидуальной работы. 20. Учимся читать. Методическое пособие для занятий с детьми 3-5 лет. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2015. – 48с. 21. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. – М.: АСТ, 1999г. – 608 с. 22. Цифры. Тетрадь с заданиями для детей. – Киров, 2019г. – 32с. 23. Цуканова С.П. – Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» - М.: Изд-во Гном, 2017г. – 32с. 24. Читаем слова. Тетрадь с заданиями для детей. – Киров, 2019г. – 32с. 25. 30 занятий для успешной подготовки к школе, 6 лет. Рабочая тетрадь дошкольника. – Киров, 2016г. – 32с. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя. Наиболее доступным и результативным методом контроля является проводимое педагогом планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью детей. В связи с тем, что результаты наблюдений за поведением и деятельностью детей нелегко удержать в памяти, педагогами ведутся специальные записи в дневниках, отражающие как общие, так и конкретные факты, касающиеся детей. Педагогический дневник на группу детей заполняется педагогом с сентября по май. Мониторинг образовательной деятельности – заполняется педагогом на каждого ребенка в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Качественные показатели сформированности теоретических представлений и практических умений: низкий уровень (1), средний уровень (2), высокий уровень (3) № п/п Ф.Имя Параметры Теоретическая подготовленность обучающихся (1-3) С. М. Практическая подготовленность (1-3) С. М. Уровень воспитания (1-3) С. М. Уровень развития (1-3) С. М. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. • Требования к организации контроля за учебно - познавательной деятельностью обучающихся: индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ребенка, за его личной деятельностью, не допускающий подмены результатов обучения отдельных детей итогами работы коллектива (группы), и наоборот; • • • • • • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебнопознавательной деятельности детей; разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса детей к его проведению и результатам; всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все виды деятельности, обеспечивать проверку знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы педагога, основанные на недостаточном изучении уровня развития детей или предвзятом отношении к некоторым из них; дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные качества детей, требующий педагогического такта, адекватной методики контроля; единство требований педагогов, работающих с данной группой детей, а также родителей. Приложение 1. Методические рекомендации по работе с родителями в организации учебно-воспитательного процесса. При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу. Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению благополучного эмоционально коллективе. поставленных целей, а также созданию - психологического климата в детском В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем: 1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этогоуспешности обучения. 2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения. 3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе. 4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления. При подготовке конкретного занятия педагог должен: - оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых представлений, знаний, умений и навыков; - предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка; - учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях; - предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности. Работа с родителями будущих первоклассников. При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога», предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации лекций и консультаций для родителей рекомендовано задействовать учителя начальной школы. Примерный план работы с родителями на учебный год Сентябрь: 1. Праздник «Здравствуй, школа!» для детей и родителей 1-го года обучения. Октябрь: 1. Родительское собрание «Школа раннего развития «Умка – самые распространенные вопросы по организации обучения в ШРР». 2. Консультация психолога «Ваш ребенок пойдет в школу». Ноябрь: 1. Лекция «Готов ли ваш ребенок к первому классу». 2. Консультация «Развитие внимания, мышления и памяти ребенка в семейном воспитании». Январь: 1. Лекция «Учимся, играя!» - использование игровой деятельности в развитии познавательных способностей детей. 2. Консультация «Развитие психических процессов детей 6-7 летнего возраста». Март: 1. Лекция «Первые дни ребенка в школе» 2. Консультация логопеда «Диагностика психолого-физиологической готовности детей к школе. Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей». Май: 1. Праздник для выпускников ШРР «Волшебный мир детства».