программа 2024 Хореография для старших НОВАЯ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества им. Е.И. Порошина»

Согласованно:
на заседании методического совета
муниципального автономного учреждения
дополнительного образования
«Центр детского творчества им. Е.И.
Порошина»
«05» августа 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю:
Директор муниципального автономного
учреждения дополнительного образования
«Центр детского творчества им.Е.И.
Порошина»
А.А. Пчелина
«09» августа 2024г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хореография»
(дополнительное образование детей 10-17 лет)
Срок реализации 5 лет

Разработчик:
Педагог дополнительного
образования
Пчелина Анна Александровна
Концертмейстер
Титова Елена Николаевна

Кировград
2024 год

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы хореографии» составлена в
соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными
документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
3. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008
утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, регулирующий организацию и
осуществление
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, в том числе особенности
организации
образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов
4. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей», утвержденный
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41
- Уставом МАУ ДО «ЦДТ»;
- Образовательной программой МАУ ДО «ЦДТ»;
- Внутренними локальными актами МАУ ДО «ЦДТ»
направленность (профиль) программы – художественная.
-актуальность программы:
- востребованность занятий к хореографическому искусству у
общественности в лице родителей и детей;
- в формировании здоровой, физически развитой личности;
- в развитии творческих способностей, креативности, мобильности у детей
дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.
В наши дни увеличение статической и информационной нагрузки сопровождается
снижением уровня двигательной активности, и как следствие ухудшение физического и
психического состояния. Двигательная активность является необходимым условием
поддержания состояния здоровья. Занятия хореографией призваны развивать: силу,
выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать
трудности. Актуальным на сегодняшний день является – формирование культуры
личности ребенка, где приоритет отдается овладению общечеловеческими нормами
нравственности, развитию таких
«свойств» личности, как

интеллигентности, адекватности, чувства собственного достоинства, ответственность в
поступках «самостроительства». Наиболее эффективной представляется собственная
хореографическая деятельность детей, где каждый становится на время актером,
творчески осмысляющим происходящее.
Программа отвечает требованиям муниципальной и региональной политики в сфере
образования.
-отличительные особенности:
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Хореография» рассчитана на 3 года обучения. Особенностью проведения занятий по
программе является то, что содержание предлагаемого материала не имеет четких границ.
На одном занятии может идти изучение элементов классического и народного танцев,
одновременно идет развитие и музыкального воспитания, решаются вопросы
всестороннего развития обучающихся. В связи с этим занятия в коллективе проходят в
интегрированной форме, объединяющей теоретический материал и практику. Учитывая
собственный опыт работы, введение теоретических понятий через практику способствует
лучшему усвоению материала.
Основная установка в работе с детьми не стремление к высоким исполнительским
достижениям, как самой цели, а использование навыков, знаний и умений, полученных по
ритмике и танцу для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, в атмосфере
доброжелательности, любви и уважения. Хореографические данные в занятиях по танцу
имеют очень важные значение, но по статистике ребенок с хорошими данными один на
тысячу. Программа предусмотрена практически для всех детей, кто проявил желание
заниматься хореографией. Уже после первого, второго года обучения все дети выступают
на отчетном концерте коллектива. И показывают хороший результат.
Критериями оценки результатов обучения служит освоение комплексной
программы обучения, успешное участие в фестивалях и конкурсах, а также создание
стабильного коллектива, заинтересованность учащихся в выбранном виде деятельности.
Работа с родителями имеет большое значение – это 50% успеха работы с детьми.
Система родитель-ребенок и его увлечения – важный элемент в воспитании, как родителя,
так и ребенка. Родительские собрания, отчетные выступления, открытые уроки для
родителей, личные индивидуальные беседы, привлечение к изготовлению костюмов,
подготовка праздников дает свои положительные результаты.
-адресат программы:
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, физиологическими и
психологическими особенностями детей, что предполагает возможность и необходимость
корректировки режима детей.
Программа является продолжением программы «Основы хореографии» модифицирована,
рассчитана на 5 обучения (для детей 10-17 лет)

1 модуль (2 года обучения, дети 10-12лет)
основы классического танца,
основы народно-сценического танца
2 модуль(2 года обучения, дети 13-15 лет) – классический танец, народно - сценический
танец, основы современного танца
3модуль(1 год обучения, дети 16-17лет) – современный танец, классический танец,
народно-сценический танец
Возрастные особенности
10-12 лет - в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного
мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных
процессов - возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать
все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои
желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов,
даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в
физиологии детей этого возраста - быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях,
поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от
25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста
отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная
эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие
движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность.
Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах
этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в
пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает
наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира.
Поэтому
эти
дети
особенно
чувствительны
к
воспитательным
воздействиям
эстетического
характера.
13-15 лет - в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные
перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным
ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может
выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим).
Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным
ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и
головокружению.
Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования
желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность,
обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними
происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в
самоутверждении, стремлении к самостоятельности - оно исходит из желания быть и
считаться

взрослым.
Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими.
«Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным это несравненно
лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность - родная сестра
подлости». Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят
обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим
миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно
скрывается.
16-17 лет (9-11 классы) - в физиологическом отношении это период интенсивного
развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к
физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает
потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает
желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в
суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности,
уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой.
Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах.
-режим занятий:
1 год обучения 2 часа в неделю, 2 раза (144часа в год) 2год
обучения 2часа в неделю , 3раза (216 часов в год)
3 год обучения 2часа в неделю, 3 раза в неделю (216часов в год)
4 год обучения 2часа в неделю, 3раза в неделю (216 часов в год)
5 год обучения 2часа в неделю, 3 часа в неделю (216 часов в год)
Программа рассчитана на 5лет обучения.
объем программы 1008 учебных часа (38 недель)
Программа выстроена таким образом, что материал предыдущего года, повторяется,
углубляется и расширяется в следующем учебном году.
формы обучения:
-групповые;
-индивидуальные занятия с солистами и неуспевающими;
-индивидуально-групповые;
-коллективные репетиции двух или трех групп;
виды занятий:
-практические занятия
-мастер-классы (выпускников или приглашенных профессионалов)
-открытые занятия (для младших групп и родителей)
-беседы
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель образовательной программы – создание условий способствующих раскрытию и
развитию творческого потенциала ребенка, формирования культуры личности
посредством хореографического искусства.
Задачи программы:
Образовательные

- формировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения
программного материала
-формировать
поэтапное
овладение
каждой
возрастной
группой
классическим, народным и современным экзерсисом
- ознакомить с основами музыкальной грамоты
Развивающие
- развить внутреннюю собранность, внимание
- сформировать способность к волевым действиям
- избавить от стеснительности, зажатости, комплексов
-развить
способность
передавать
посредством
танца
определенное
эмоциональное
Воспитательные
- сформировать у обучающихся такие ценные качества как, адаптивность,
инициативность, креативность, общительность, трудолюбие, честность, чувство
собственного достоинства
- развить чувство ответственности, самокритичность, умение радоваться успехам других
и вносить вклад в общий успех
- воспитать потребность в систематических занятиях.
- формировать устойчивый интерес к танцу
Оздоровительные
- укрепить здоровье
- содействовать правильному физическому развитию организма: выработки правильной
и красивой осанки, укрепить все группы мышц
Эстетические
- сформировать интерес к музыкальной культуре
-приобщить обучающихся к достоянию культуры, путем ознакомления с историей
возникновения и развития танца.
-содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Тема

Количе
ство Часов

Теория

Практи
ка

1
2.

Вводное занятие
Шаги (все виды).

1
15

1
0

0
15

3.

Упражнение
для
развития
отдельных групп мышц и
различных частей тела.
Партерная гимнастика.

20

0

20

22

0

22

4.

Формы
контроля

опрос
практическое
задании,
контрольный
урок
практическое
задание
практическое
задание

5.

Элементы
танца.

25

5

20

практическое
задание,
контрольный
урок

6.

Элементы
сценического танца.

25

5

20

практическое
задание,
контрольный
урок, отчетный
концерт

7.

Прыжки.

15

5

10

8.

Постановочная работа.

15

5

10

9.

Концертная деятельность.

4

0

4

10.

Итоговое занятие.

2

-

2

практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
контрольный
урок, отчетный
концерт

ИТОГО:

классического

народно-

144 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (1год обучения)
1. Вводное занятие – 1 час.
теория
На первом занятии проводится беседа о танце, его красоте и выразительности, об
обязательной согласованности движений. Рассказ учащимся о том, как они должны вести
себя на занятии: заниматься сознательно, вдумчиво, обращать внимание на замечания,
сделанные другим ученикам, запоминать замечания и правильные мышечные ощущения,
участвовать на занятии активно и т.д.
Требования к уровню подготовки детей после 2-го года обучения. Расписание занятий.
Форма и обувь (народные туфли, балетные туфли).
2. Шаги
практика 15 часов.
Для концентрации внимания и начала урока выполняются все виды шагов в движении по
кругу, по диагонали и прямо (дополнительно по четырем точкам):
- танцевальные с вытягиванием стопы;
- шаркающие шаги;
- естественно-бытовые шаги;
- марш с сильно вытянутыми стопами;

- шаги с высоко поднятыми коленями;
- шаги на высоких полупальцах;
- то же с высоко поднятыми коленями;
- шаги на носках и пятках;
- шаги на внутреннем и внешнем своде стопы;
- легкий бег;
- то же с высоким подъемом ног, согнутых коленях вперед и назад (с захлестом);
- pas amboite, поочередное выбрасывание прямых ног вперед на 45°;
- pas couru – мелкий бег на полупальцах;
- pas chasse.
При исполнении этих движений необходимо ритмично двигаться, в соответствии с
различным характером музыки, ее динамикой (громко, умеренно, тихо; громче-тише).
Подключаются элементарные движения рук (подъем на опускание, вперед и в стороны),
координируя их с движениями ног.
3. Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных частей тела
практика 20 час.
- Поочередные наклоны головы (по четырем точкам, с приседаниями и releve).
- Круговые движения плеч (поочередные и одновременные).
- Сведение плеч вперед и их раскрытие, выравнивание (без сведения лопаток сзади).
- Растягивание локтей и плеч с согнутыми руками «в замок», за спиной
«бабочка».
- Поочередные наклоны вперед с сомкнутыми руками «в замок», сзади и спереди.
- Разнообразные releve в свободной позиции в сочетании с plie.
4. Партерная гимнастика
Практика- 22часа
Упражнения на укрепления мышц поясничного отдела, позвоночника и мышц
спины: - вытягивание поясничного отдела в положение сидя (у стены);
- то же с согнутыми в коленях ногами;
- развороты колен направо и налево в положении лежа и сидя.
Упражнения
для
развития
подвижности
тазобедренного
сустава
(выворотности).
Лежа на спине:
- отведение и приведение ноги, согнутой в коленном суставе в сторону, поочередно и
одновременно;
- отведение и приведение вытянутой ноги с подъемом на 45-60° в сторону поочередно
и одновременно;
- passé, поочередно, с двух ног.
Лежа на животе:
- passé, поочередно, с двух ног;

- отведение и приведение вытянутой ноги с подъемом на 45-60° в сторону поочередно
и одновременно.
Упражнение для развития гибкости лежа на животе:
- прогибы назад в плечевом поясе (руки в третьей позиции);
- то же в поясничном отделе позвоночника;
- то же в грудном отделе позвоночника. Лежа
на спине:
- перенос прямых ног спереди в положении за голову;
- группировка из положения лежа в положение сидя;
- волна;
- лягушка;
- корзинка.
Упражнения для развития и укрепления мышц живота и брюшного пресса:
- Grand battement во всех направлениях (на спине, животе, на боку, стоя на коленях и
ладонях);
- Растяжки (сидя в паре).
5. Элементы классического танца – 25 час.
теория-5 часов
История классического танца. Основные элементы классического танца: позиции рук
и ног.
практика-20 часов
В начале года при изучении экзерсиса учащиеся стоят лицом к палке, затем по мере
освоения исполняют движения одной рукой за палкой.
- Plie;
- Battement tendu (по I позиции);
- Battement tendu jete (по I позиции);
- Rond de jambe en parterre
- Sur lu cou – de - pied u passé
- - Releve lent на 45° и 90° (крестом)
- Grand Battement ent jete (крестом)
Танцевальные движения (полька, галоп, вальсовая дорожка по кругу и линиям,
шаг полонеза).
6. Элементы народно-сценического танца – 25 час.
теория-5 часов
Русский
народный
танец: основные
особенности,
основные
элементы,
костюм.
практика-20 часов
Простейшие элементы изучаются как у станка, так и на середине зала. Затем из
разученных элементов составляются танцевальные этюды или законченные по форме
танцевальные постановки.
Экзерсис у станка (лицом к палке).
1. Demi – plie.
2. Battement tendu
(с переходом стопы с носка на каблук).
3. Каблучные упражнения (вынесение рабочей ноги на каблук во все
направления).

Экзерсис на середине зала.
Изучение элементов русского танца:
⎯ поклон в русском характере;
⎯ положение рук;
⎯ положение рук в парах;
⎯ движение рук (раскрытие в сторону и закрытие на пояс, движение рук с платком).
⎯ Ходы:
⎯ простой ход;
⎯ переменный ход;
⎯ боковой ход «гармошка»;
⎯ боковой шаг;
⎯ шаркающий (кадрильный).
⎯ Танцевальные движения:
⎯ «ковырялочка»;
⎯ «моталочка»;
⎯ подготовка к дробям;
⎯ притопы;
⎯ удары полупальцами;
⎯ удары каблуком;
⎯ «ключи» I, II, III;
⎯ хлопки и хлопушки для мальчиков (одинарные по бедру и голенищу).
Движения обычно строятся по кругу, по линии танца. Для развития мышц кистей рук и
освоения мелких движений кистями той или иной национальности разучиваются
подготовительные упражнения:
⎯ характерное положение рук;
⎯ сгибание и разгибание в запястье;
⎯ вращение внутрь и наружу;
⎯ волнообразные движения;
⎯ щелчки пальцами;
⎯ мягкое движение рук от предплечья;
⎯ переводы из стороны в сторону через низ;
⎯ раскрытие и закрытие через позиции в сторону или вверх.
7. Прыжки
практика-15часов
⎯ Temps leve sauté по I позиции.
⎯ Temps leve sauté по VI позиции.
⎯ Temps leve sauté и согнутыми коленями (поджатые).
⎯ Temps leve sauté с продвижением вперед, назад, направо, налево.
⎯ Temps leve sauté по ¼ поворота в обе стороны поочередно.
Различные комбинации прыжков, соскоков, перескоков.
8. Постановочная работа

теория-5часов
Построение композиций. Правила создания хореографического номера. Средства
выразительности. Коммуникативные аспекты танцевального выступления - «танцор»«зритель».
Практика-15часов
-работа над танцевальным репертуаром.
-постановка хореографических номеров.
-репетиционная работа
-генеральная репетиция
9. Концертная деятельность
Практика-4часа
Выступления на мероприятиях ЦДТ и отчетном концерте.
10. Итоговое занятие
Практика-2часа
Открытый урок для педагогов и родителей.
1. Экзерсис у станка.
2. Экзерсис на середине.
3. Прыжки.
4. Танцевальный этюд.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1
2.
3.

Тема

Вводное занятие
Воспитание
музыкальной
культуры.
Классический экзерсис у палки.

Количес
тво часов

Теория

Практик а

Формы
контроля

2
6

2
4

0
2

32

4

28

опрос
практическое
задание
практическое
задание,
ткрытый урок

4.

Танцевальные
элементы
классического танца на середине.

34

6

28

5.

Прыжки.

20

0

20

6.

Народно-сценический экзерсис у палки.

30

6

24

7.

Танцевальные
элементы
народного танца на середине.

32

4

28

практическое
задание.
ткрытый урок
практическое
задание
практическое
задание,
контрольный
урок
практическое
задание,
контрольный
урок

8.

Постановочная работа.

40

0

40

Выступления
мероприятиях
ЦДТ,
контрольный рок,
отчетный урок

9.

Концертная деятельность.

18

0

18

10.

Итоговое занятие.

2

-

2

мониторинг
усвоения
программы
мониторинг
усвоения
программы

Итого:

216 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Вводное занятие – 2 часа
Требование
к уровню
подготовки
детей после 2-го года обучения.
Перспективы. Расписание занятий.
2. Воспитание музыкальной культуры – 6 час.
теория-4часа
Прослушивание музыкальных классических произведений и музыки разных народов
мира.
практика-2
Практические упражнения для развития музыкальности осуществляются непосредственно
на уроке классического и народного танца. Ритмические рисунки в движениях.
Импровизация под музыку.
4. Классический экзерсис у палки – 32 часа
теория-4часа
Методика работы мышц. Объяснение правил исполнения. Терминалогия (название
упражнений, перевод названий на русский язык)
Практика-28часов
Постановка корпуса, позиции рук и ног у станка:
⎯ Battement tendu;
⎯ Battement tendu jete;
⎯ Rond de jambe en parterre
⎯ Sur lu cou – de - pied u passé
⎯ Battement frappe
⎯ Releve на полупальцах
⎯ Battement developpes
⎯ Releve lent на 45° и 90° (крестом)
⎯ Grand Battement ent jete (крестом)
Перегибы корпуса. Растяжки.

4. Танцевальные элементы классического танца на середине – 34 часа
теория-6часов
Методика работы мышц на середине класса.
практика-28часов
Экзерсис на середине (по мере усвоения упражнений у палки в той же
последовательности). Изучение port de brass (подготовительное, первое, третье); pas
balance. Разучиваются элементы вальса (вперед, назад, в повороте).
5. Прыжки
Практика-2часа
Повторяются
все прыжки
2-го года обучения.
Знакомство
с новыми
названиями прыжков и их переводы.
1. Маленькие прыжки – tens leve sauté (I, II, V позиция); petits changements de pied (вначале
разучивается лицом к палке); petits echappee (лицом к палке); assemble (лицом к палке).
6. Народно-сценический экзерсис у палки – 30 час
теория-6часов
Методика исполнения элементов народного танца
Практика-24часа
⎯ Demi-plie (резкое и плавное).
⎯ Battement tendu (с носка на каблук).
⎯ Battement tendu (с работой пятки опорной ноги).
⎯ Каблучные упражнения (с работой опорной пятки, а сочетании с
ковырялочкой).
⎯ Flic-flac «от себя к себе» в сторону (стоя лицом к станку).
⎯ Подготовка к «веревочке» (лицом к станку).
⎯ Дробное выстукивание.
7. Танцевальные элементы народного танца на середине -32часа
теория-4часа
Русский,татарский народный танец. Особенности, основные элементы. Положение рук в
массовых танцах (движение рук из стороны в сторону, скрещивание на груди, поднятие
вверх).
практика-28часов
Ходы и основные движения:
⎯ Простой, дробный.
⎯ Беговой шаг (с отбрасыванием назад).
⎯ Боковой шаг («припадания»).
⎯ Переменный.
⎯ «Ковырялочка»,
«моталочки»,
«моталочки
с
подскоком
на
полупальцах».
⎯ Дробные перестукивания.
⎯ Ключи I, II, III.
⎯ Вращения по диагонали и на середине.
⎯ Разучивание татарского национального материала:

⎯ Переменный ход.
⎯ «Трилистник».
⎯ Тройной притоп.
⎯ «Гармошка» (на каблук).
⎯ Постановка рук в танце.
⎯ Бегунец.
8. Постановочная работа
практика-40часов Разучивание
русского танца Разучивание
татарского танца.
9. Концертная деятельность
практика-18часов
Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города,
отчетном концерте.
10. Итоговое занятие
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3год обучения

№
п/п

Тема

Количество
часов
2
35

Теория

Практика

0
5

2
30

Форма
контроля
опрос
практическ
ое задание,
контрольны
й урок

1.
2.

Вводное занятие.
Классический экзерсис у
станка.

3.

Классический экзерсис на
середине.

24

4

20

практическ ое
задание,
контрольны й
урок

4.

Allegro в классическом танце.

20

0

20

5.

Народный экзерсис у станка.

36

6

30

6.

Танцевальные элементы
народного танца.
Направления
современного танца,
особенности танцевальных
движений.
Экзерсис современного танца.

40

7

33

6

2

4

практическ ое
задание
практическ ое
задание
контрольны й
урок
Практическ
ое задание

10

0

10

7.

8.

практическ ое
задание

9.

Постановочная работа.

20

2

18

открытый урок,
отчетный
концерт

10.

Репетиционная работа.

8

0

8

практическ ое
задание.
Открытый
урок,
конкурсы

11.
12.

Концертная деятельность.
Итоговое занятие.

18
2

0
0

18
2

конкурсы
мониторинг
выполнения
программы

Итого:

216 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (3 год обучения)

1. Вводное занятие
теория-2
Требование к уровню подготовки детей после 2-го года обучения. Требование к 3 году
обучения, перспективы. Расписание занятий. Знакомство с новичками.
2. Классический экзерсис у станка – 35 час
теория-5
Правила исполнения новых движений классического танца. Терминология классического танца.
практика-30часов
⎯ Deme-plie (по всем позициям, кроме IV);
⎯ Battement tendu (по V позиции);
⎯ Battement tendu jete (по V позиции);
⎯ Rond de jambe en parterre;
⎯ Sur lu cou – de - pied u passé;
⎯ Battement frappe;
⎯ Releve на полупальцах;
⎯ Battement developpes (по I позиции);
⎯ Releve lent на 45° и 90° (крестом);
⎯ Grand Battement ent jete (крестом).
Растяжки у станка. Перегибы корпуса в разных направлениях.
3. Классический экзерсис на середине – 24 часа
теория-4

Правила исполнения движений классического танца на середине
практика-20
Позиции рук в классическом танце. Temps lie
вперед, назад.
Повороты корпуса из положения en face в epaulement и обратно, сочетается с port de bras.
Изучение поз классического танца: croisee, efface. Port de
bras на середине.
4. Allegro
практика-20
Закрепление прыжков 3-го года обучения, сочетая плавный и четкий темпы.
Комбинации из проученных прыжков.
5. Народный экзерсис у станка – 36 час
теория-6часов
Правила исполнения движения у станка в народном характере.
практика-30
1. Demi-plie c grand plie (в сочетании с port de bras).
2. Battement tendu (с носка на каблук).
3. Battement tendu (с работой пятки опорной ноги, с одинарным и двойным ударом; с
«ковырялочкой» в сторону).
4. Каблучные
упражнения
(с работой
опорной
пятки, а сочетании
с
ковырялочкой).
5. Flic-flac «от себя к себе» в сторону (стоя лицом к станку).
6. Подготовка к «веревочке».
7. Дробное выстукивание: удары с переступанием; удары в V, VI позиции в сочетании;
соскоки, каблучки; 1-й ключ в повороте; молоточки.
6. Танцевальные элементы народного танца – 40 час
теория- 7часа
Правила исполнения элементов народного танца, вращений
практика-33часа
Дробные движения в русском характере:
⎯ «Хромающая дробь» с продвижением вперед.
⎯ «Двойная дробь» в сочетании с подскоком.
⎯ «Дробная дорожка» с продвижением и заключительным ударом.
⎯ «Ключи» в ¼ поворота.
⎯ Комбинации «веревочки».
⎯ Припадание в повороте по четвертям.
⎯ Комбинации «моталочек, «ковырялочек».
⎯ Вращение на месте.
⎯ Вращение по диагонали (подскоки, беговая крутка, дробные).
7. Направления
современного
танца,
особенности
танцевальных
движений-6часов
теория-1час

Характеристика и сравнение стилей хип-хоп, рок-н-ролл, стек, модерн, фанк, джаз, фолк
Рассказ, показ и просмотр видео. Взаимосвязь и отличие пластики тела в классическом и
современном танцах. Отличие манеры исполнения движений народного и современного
танца.
практика-5часов
Разучивание комбинаций в разных стилях, применение их в танцевальных постановках.

8. Экзерсис современного танца
практика-10часов
-проработка положений корпуса в современном танце: параллельно полу вперед, по
диагонали, со смещенным центром тяжести.
-работа над положениями и движениями головы: повороты (с середины, без середины),
вращение (половинка спереди, половинка сзади, полный круг)
-изучение положения рук и ног: параллельные позиции, выворотные позиции,
комбинированные, позиции с завернутой внутрь стопой.
-упражнение на расслабление и напряжение мышц: медленная и быстрая концентрация,
вытяжка и втяжка мышц спины, вращение (половинка спереди, сзади, полный круг),
выдвижение и втяжка параллельно полу
-изучение специфики шагов, прогибов, вращение в танце: хип-хоп, джаз, модерн.
9. Постановочная работа -15часов
теория-5часов
Композиционное построение танца, работа с партнером.
практика-15часов
Разучивание
рабочих
комбинаций,
этюдов
народного,
классического,
современного танца. Постановка хореографических номеров.
10. Репетиционная работа
практика-8часов
Репетиции одной или нескольких групп.
Отработка концертных номеров в классе и на сцене.
11. Концертная деятельность
практика-18
Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города,
отчетном концерте, участие в областных фестивалях и конкурсах.
12. Итоговое занятие
практика -2часа
- экзерсис у станка.
- экзерсис на середине.
-прыжки.
- вращение.
- этюд в народном характере
- этюд в современном стиле.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№
п/п

Тема

Количест во
часов

Теория

Практика

Формы
контроля

1.

Вводное занятие.

2

0

2

опрос

2.

Классический экзерсис у станка.

28

8

20

3.

Классический экзерсис на
середине.

30

8

22

практическое
задание,
контрольный
урок
практическое
задание,
контрольный
урок

4.

Allegro в классическом танце.

16

0

16

5.

Народный экзерсис у станка.

36

6

30

6.

Танцевальные элементы
народного танца на середине.

44

6

38

7.

Экзерсис современного танца.

16

4

12

практическое
задание,
открытый
урок

8.

Лексика современного танца.

10

0

10

практическое
задание,
открытый урок,
отчетный
концерт

9.

Постановочная работа.

24

6

18

открытое
занятие,
отчетный
концерт

10.

Концертная деятельность.

18

0

18

11.

Итоговое занятие.

2

0

2

мониторинг
выполнения
программы
мониторинг
выполнения

практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание,
открытый урок
отчетный урок

программы
Итого:

216 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (4 год обучения)
1. Вводное занятие – 2 часа
теория-2часа
Требование к уровню подготовки детей после 3-го года обучения. Требование к 4 году
обучения, перспективы. Расписание занятий. Знакомство с новичками.
2. Классический экзерсис у станка – 28 част
теория-8
Терминология и правила исполнения классических движений у станка.
практика-20часов
➢ Deme-plie (по всем позициям, кроме IV);
➢ Battement tendu (по V позиции);
➢ Battement tendu jete (по V позиции);
➢ Rond de jambe en parterre;
➢ Sur lu cou – de - pied u passé;
➢ Battement frappe;
➢ Releve на полупальцах;
➢ Battement developpes (по I позиции);
➢ Releve lent на 45° и 90° (крестом);
➢ Grand Battement ent jete (крестом с plie).
Растяжки у станка. Перегибы корпуса в разных направлениях.
3. Классический экзерсис на середине – 30 час
теория-8часов
Изучение терминологии, методика новых упражнений.
практика-22часов
Перенесение упражнений, проученных у палки, на середину в той же последовательности.
Разучивание новых движений port de bras II, III. Повторение croisee, efface. Разучивание
арабесков 1, 2.
Port de bras на середине.
4. Allegro
практика-16
Повторение движений, выученных ранее, в более сложных комбинациях. Разучивание
движений по pas assamble вперед и обратно; sissonns simple; pas glissade; sissonne fermee.
5. Народный экзерсис у станка – 36 часов
теория-6часов
Методика исполнения новых движений, манера исполнения
Практика-30часов
Повторяются все выученные движения у станка, усложняется ритмический рисунок.
1. Demi-plie c grand plie (в сочетании с port de bras).

2. Battement tendu (с работой пятки опорной ноги, с одинарным и двойным ударом; с
«ковырялочкой» в сторону).
3. Каблучные
упражнения
(с работой
опорной
пятки, а сочетании
с
ковырялочкой).
4. Flic-flac (веер) в цыганском характере.
5. Подготовка к «веревочке».
6. Дробное выстукивание: удары с переступанием; удары в V, VI позиции в сочетании;
соскоки, каблучки; 1-й ключ в повороте; молоточки.
6. Танцевальные элементы народного танца на середине – 44 часа
теория-6часов
Народно-характерный
танец. Украинский
танец: особенности,
основные
элементы, костюм.
практика-38часов
Повторение и усложнение ранее изученных движений, синкопированные дробные
движения, трюковые подскоки.
Вращение на середине зала, по диагонали, по кругу. Разучивание лексики украинского танца:
➢ Положение рук
➢ «Бегунец»
➢ «Тынок»
➢ «Обертас»
➢ «Веревочка»
➢ «Голубцы»
Исполняется в чистом виде, затем в комбинациях.
7. Экзерсис современного танца – 16 час
теория-4часа
Методика исполнения движений современного танца.
практика-12часов
-упражнения на изоляцию отдельных центров тела, отдельных группа мышц и
подвижности суставов: плечевого пояса (поднимание, опускание, полукруг, вращение,
выдвижение вперед, назад); грудной клетки (выдвижение по точкам, полукруги спереди,
сзади, вращение); тазобедренного сустава (по квадрату, по диагонали, полукруги, круги,
восьмерка, вперед, назад); коленные чашечки (развороты, вращения, вперед, назад).
-упражнения на координацию рук, ног, корпуса головы. Шаги, переходы с одновременной
работой рук, корпуса.
-прыжки в движении, на месте.
Экзерсис «non-stop»: demi и grand plie с переводом стоп и коленей из выворотного
положения в параллельное и наоборот.
-Demi и grand plie в сочетании с releve.
- Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот.
- Battement tendu с использованием brash. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги
во время вынесения на носок или броска.

-Battement tendu jete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот.
- Battement tendu jete с использованием brash. Battement tendu jete с подъемом пятки
опорной ноги во время выноса на носок или Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 45
градусов
-Rond de jambe par terre с подъемом на 90 градусов.
- Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand battman jete по
всем направлениям через developpes.
-арабески.
-упражнения stretch-характера (растяжка).

8. Лексика современных танцев
практика-10часов
Разучивание
учебных
комбинаций
в стиле хип-хоп,
модерн. Вращение в стиле модерн по диагонали. Постановка рук.
9. Постановочная работа
теория-6часов
Построение композиции, работа в паре , группами.

фанк,

рок-н-ролл,

практика-24часа
Разучивание
рабочих комбинаций,
этюдов народного,
классического,
современного танца.
10. Концертная деятельность
практика-18часов
Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города,
отчетном концерте, участие в областных фестивалях и конкурсах.
11. Итоговое занятие
практика-2часа
-экзерсис у станка
-экзерсис на середине
-прыжки
-вращение
-этюд в народном характере
-этюд в современном стиле
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№
п/п

Тема
1.
2.

Вводное занятие.
Классический экзерсис у станка.

Количество
часов
2
34

Теория
0
4

Практик а
2
30

Формы
контроля
опрос
практическое
задание,
открытый урок

3.

Классический экзерсис на
середине.

24

4

20

практическое
задание,
открытый урок

4.

Allegro в классическом танце.

20

5

15

5.

Народный экзерсис у станка.

36

6

30

6.

Танцевальные элементы
народного танца на середине.

40

5

35

практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание,
открытый урок,
отчетный
концерт

7.

Экзерсис современного танца.

16

4

12

8.

Лексика современного танца.

16

0

16

9.

Постановочная работа.

10

0

10

отчетный
концерт,
конкурс

10.

Концертная деятельность.

19

0

19

11.

Итоговое занятие.

2

0

2

мониторинг
выполнения
программы
мониторинг
выполнения
программы

Итого:

практическое
задание
практическое
задание,
открытый урок,
отчетный
концерт

216 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (5 год обучения)

1. Вводное занятие
теория-2часа
Требование к уровню подготовки детей после 4-го года обучения. Требование к 5 году
обучения, перспективы. Расписание занятий. Знакомство с новичками.

2. Классический экзерсис у станка – 34 часа
теория-4часа
методика исполнения движений классического танца у станка
практика-30часов
Повторение пройденных упражнений с увеличенной нагрузкой и усложнением
построения комбинаций. Работа над правильностью и чистотой исполнения упражнений.
Усложнение ранее изученных движений подъемом на полупальцы.
3. Классический экзерсис на середине – 24 часа
теория-4часа
Терминология, методика исполнения танцевальных движений.
Практика-20часов
Повторение упражнений с сохранением той же последовательности (в положении en face,
затем постепенно с epaulement, с чередованием).
4. Allegro – 20 часа
теория-5часов
Терминология, методика исполнения прыжков.
практика-15часов
Повторение движений, выученных ранее, в более сложных темпах комбинациях.
Разучивание развернутых комбинаций для развития танцевальности и техники.
5. Народный экзерсис у станка – 36 часа
теория-6часов
Методика исполнения движений у станка
практика-30часов
Повторяются все движения с ускорением, в развернутых комбинациях.
6. Танцевальные элементы народного танца на середине – 40 часов
теория-5часов
Русский
народный
танец
(уральские
особенности)
Цыганский
танец:
особенности, основные элементы, костюм
-элементы русского танца (основные ходы, крутки, дроби)
-элементы татарского танца
-элементы украинского танца
-элементы цыганского танца и т.д.

7.
Экзерсис современного танца – 16 часов
теория-4часов
Методика исполнения элементов современного танца.
практика-12часов
Изолированные центры и ареалы центров (части центров). Положение коллапса
(свободное держание тела) во время изоляции.
Голова:
-наклоны вперед-назад;
-наклоны из стороны в сторону (ухом к плечу);
-повороты в правую и левую стороны;

-свинговое раскачивание;
-zundary (зундари) – смещение шейных позвонков вперед-назад, из стороны в сторону. Руки над
головой согнуты в локтях, ладонь в ладонь.
Плечевой пояс:
- подъем и опускание одновременно двух плеч (с остановкой в центре и без остановки);
-оппозиционное движение плеч (одно вверх, другое-вниз);
- параллельное одновременное движение двух плеч (вперед, центр, назад, центр);
-twist (твист) изгиб плеч. Одно вперед, другое- назад. С акцентом вперед и назад. Руки
в V позиции.
Грудная клетка:
-движения из стороны в сторону, по точкам. Пелвис
(бедра):
-движение вперед-назад, из стороны в сторону;
-полукруги справа-налево через переднюю дугу и заднюю дугу; Руки:(изолированные движения
ареалами руки, кистью, предплечьем)
-положение flex-сокращенная ладонь;
-круги в параллельных направлениях двух предплечий;
-круги кистью в параллельных направлениях;
-положение «свастика». Ноги:(изолированные
движения ареалов ног)
-положение flex- сокращенная стопа;
-рoint- натянутая стопа, круги стопой;
-свинговое раскачивание ноги из стороны в сторону и вперед-назад;
-круги голеностопом в свободном положении, нога в воздухе, колено согнуто.
Развитие мышечного чувства через сочетание работы мышц в различном ритмическом
рисунке и с различной расстановкой музыкальных акцентов. Упражнения и комбинации,
выстроенные на синкопированном и пунктирном ритме. Шаги и прыжки с работой рук и
головы. Шаги с работой мышц плечевого пояса. Вращение. Усложнение и разнообразие
растяжки. Развитие прыгучести. Броски (в различных направлениях). Комбинации
танцевальных движений с работой нескольких групп мышц.

8. Изучение лексики современного танца – 16 часов
теория-4часа
Характеристика направлений в современной хореографии.
Практика-12часов
-изучение и проработка движений танцев фанк, рок и т.д. Ходы, шаги с работой рук и
корпуса (плавные и резкие). Разучивание волн корпуса, рук; джаз повороты с волной;
различные вращения с прыжками.
-изучение энергетических потоков при исполнении движений разных направлений
хореографии. Характеристика классического джаза и модерна.

Различия в эмоциональной окраске этих направлений. Проработка положений корпуса
используемых в современном танце. Использование 8 положений рук в джаз танце.
-проработка позиции ног.
-упражнение на координацию: рук с различными por de brass; ног (с помощью простых
движений различных ритмических рисунков); корпуса с помощью swing (качание) и twist
(скручивание); с помощью ориентации в пространстве; с помощью изоляции разных
частей тела.
-проработка пируэтов (с перемещением в пространстве; со сменой вертикальных уровней
и т.д.).
9. Постановочная работа – 10 часов
практика-10часов
Разучивание рабочих комбинаций, этюдов народного, классического, современного танца.
Работа над лексикой новых номеров. Разводка композиционного рисунка. Репетиции
номеров в классе и на сцене.
10. Концертная деятельность – 19 часов
практика-19часов
Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города, отчетном
концерте, участие в областных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.
11. Итоговое занятие – 2 час.
-экзерсис у станка.
-экзерсис на середине.
-прыжки.
-вращение.
Этюд в народном характере. Этюд в
современном стиле.
-планируемые результаты
Требования к уровню подготовки 1 года обучения
К концу 1 года обучения дети должны уметь и знать:
⎯ правил основных движений классического и народного танца.
⎯ выполнять упражнения развивающего комплекса.
⎯ уметь исполнять движения с затактом.
⎯ уметь выразить характер музыки в движении.
⎯ уметь станцевать
простейший
русский
танец на следующих
движениях: притопы, припадания, ключ, гармошка.
Требования к уровню подготовки 2 года обучения
К концу 2 года обучения дети должны знать и уметь:
⎯ особенности классического танца.
⎯ понимать специфику и нюансы исполнения движений классического танца.
⎯ уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
⎯ выполнять
танцевальные
композиции
технично,
выразительно,
эмоционально.

⎯ выполнять

танцевальные
комбинации
классического
танца.
⎯ ориентироваться на сценической площадке.
⎯ выступать с хореографическими номерами на мероприятиях.

и

Требования к уровню подготовки 3года обучения
К концу 3 года обучения дети должны уметь и знать:
⎯ особенности классического народного танца.
⎯ основы современного танца.
⎯ уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
⎯ уметь станцевать композиции народного, классического и
современного танца.
⎯ исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально.
⎯ ориентироваться на сценической площадке, выступать с номерами на
мероприятиях
⎯ участвовать на конкурсах разного уровня
Требования к уровню подготовки 4 года обучения
К концу 4 года обучения дети должны знать и уметь:
⎯ танцевать композиции классического, народного, современного танца.
⎯ особенности классического народного танца.
⎯ уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
⎯ исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально.
⎯ ориентироваться на сценической площадке.
⎯ выступать с номерами на мероприятиях.
⎯ участвовать на конкурсах различного уровня
Требования к уровню подготовки 5 года обучения
К концу 5 года обучения дети должны знать и уметь:
⎯ танцевать композиции классического, народного, современного танца.
⎯ особенности классического народного танца.
⎯ уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
⎯ исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально.
⎯ ориентироваться на сценической площадке.
⎯ выступать с номерами на мероприятиях.
⎯ танцевальные жанры и стили современного танца.
⎯ правила сценического поведения.
⎯ исполнять движения и комбинации разделов программы.
⎯ хорошо координировать, гармонично владеть всем телом.

народного

⎯ анализировать, сравнивать, обобщать увиденные танцевальные
произведения, определять стиль и характер музыкального произведения.
исполнять основной концертный репертуар, активно участвовать в концертно-творческой
деятельности коллектива и в конкурсах различного уровня.
Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые
приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. Личностными
результатами изучения хореографии являются:
- развитое
эстетическое
чувство,
проявляющееся
в эмоциональноценностном отношении к искусству;
- реализация
творческого
потенциала
в процессе
коллективного
(или
индивидуального) исполнения танцевальных образов;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей;
- развитие творческих способностей;
- развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных знаний;
Учащиеся научатся:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни
- решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы
- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно творческой
деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера,
концерты).
Метапредметными результатами изучения хореографии являются освоенные способы
деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации; стремление самостоятельному общению с
искусством и художественному самообразованию;
- умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и
продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач;
Учащиеся научатся:
-наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их;
- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, театр и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других
видов искусства;
- передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
Предметными результатами занятий являются:
- устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к
различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимание значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;

- знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в
различных видах учебно-творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
- понимать роль хореографии в жизни человека;
- различать лирические, эпические, драматические образы в танце;
-определять
по
характерным
признакам
хореографических
композиций
к
соответствующему танцевальному направлению и стилю - танец классический, народный,
эстрадный, современный;
- эмоционально воспринимать и оценивать танец;
- размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах;
- высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- понимать специфику хореографического языка;
- получать представление о средствах танцевальной выразительности;
- исполнять народный танец, изученные классические танцевальные комбинации,
участвовать в концертном исполнении танцевального репертуара класса.
Комплекс организационно-педагогических условий Условия
реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы:
Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия необходимые для
реализации программы в течение всего периода:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН;
- танцевальный станок;
- зеркальная стена;
- репетиционная форма;
- танцевальная обувь;
- музыкальный центр;
- коврики;
- аудио материалы с фонограммами;
- видео с записями выступлений творческого объединения;
- видео материалы с записями выступлений известных
хореографических коллективов.
-альбом с фотографиями выступлений творческого объединения
По мере необходимости
планируется
усовершенствование
материальнотехнического оснащения:
- пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой
постановки);
Информационное обеспечение:
⎯ вспомогательная литература
⎯ папка с разработками
теоретических
материалов
по темам
программы
⎯ диски с обучающим материалом
⎯ интернет

Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования Пчелина Анна
Александровна, стаж работы 19 лет.
-формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и
навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился);
- фото и видео;
- журнал посещаемости;
- выполненная работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытый урок;
- выступление;
- диагностическая карта;
- соревнования, конкурсы;
Оценочные материалы.
Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в
середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса,
тестирования, наблюдения.
-контрольный урок.
-открытый урок.
-отчетный концерт.
-участие в конкурсах и результаты
В основе программы лежат педагогические принципы:
-принцип доступности и индивидуализации; предусматривает учет возрастных
особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение по силе его заданий.
Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка.
-принцип постепенного повышения требований; постепенный переход к новым, к более
сложным упражнениям, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации
организма к нагрузкам.
-принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и
регулярность занятий.
-принцип сознательности и активности; предполагает обучение,опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим
действиям.
-принцип повторяемости материала; хореографические занятия требуют повторения
вырабатываемых, двигательных навыков. Только при многократных повторениях
образуется двигательный стереотип.
-принцип наглядности; в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие
всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с
окружающей действительностью. Большое значение имеет взаимосвязь образного слова и
наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет
вызывать необходимые двигательные представления.

Используя разнообразные и доступные движения классического, народного и
современного танцев у коллектива создается свой танцевальный репертуар, имеющий
целью воспитание личности учащегося, нравственной направленности его сознания.
Танцевальные коллектив активно занимается концертной деятельностью, выступает на
различных площадках города, а
также участвует в областных конкурсах и фестивалях. Танцевальные постановки
направлены на раскрытие индивидуальности детей, на
воспитание этических отношений исполнителей друг к другу, на развитие техники и
выразительности исполнения.
Также уделяется особое внимание к развитию познавательной деятельности за счет
систематического проведения бесед о хореографическом искусстве, совместных
просмотров видеофильмов о танцах, посещение концертов, балетов, фестивалей.
Организация занятий по хореографии обеспечивается рядом методических приемов,
которые вызывают у детей желание творчества.
Метод показа.
Разучивание нового движения, позы, педагог предваряет точным показом
Словесный метод.
Разговорная речь, будучи тесно связанное с движением, жестом и музыкальной
интонацией, оказывается мостиком, который служит соединительным звеном между
движением и музыкой.
Музыкальное сопровождение как методический прием.
Правильно выбранная музыка несет в себе те эмоции, которые маленькие исполнители проявляют
в танце.
Импровизационный метод.
На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности
импровизации, то есть свободного, непринужденного
движения, такого как подсказывает музыка. направлять внимание ребенка на подлинный характер
музыки, как поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод иллюстративной наглядности.
Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказов о танцевальной культуре
прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и
видеофильмами.
Игровой метод.
Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая
отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.
Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение, именно в игре легче всего
корректировать поведение
воспитанников.
Концентрический метод.
Заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенный
движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже
предлагает все более сложные упражнения и задания.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, физиологическими и
психологическими особенностями детей, что предполагает возможность и
необходимость корректировки режима детей.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования – М., 1984.
2. Базарова Н.П. Классический танец. – М., 1968.
3. Брышкова Т. Азбука хореографии. – С.Петербург, 1996.
4. Белова Е. Ракурсы танца – М., 1972.
5. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М., 1984.
6. Богаткова Л. Хоровод друзей – М., 1957.
7. Ваганова Н. Основы классического танца. – М., 1980.
8. Васильева В. Танец. – М., 1968.
9. Внешкольник. 1999, 2000, 2001.
10. Выготский Л.С. Психология творчества. – М., 1976.
11. Головкина С.М. Уроки классического танца в старших классах. – М., 1989.
12. Дополнительное образование. 2000, 2001.
13. Захаров Р. Сочинение танца. – М., 1989.
14. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки.
15. Методическая разработка для преподавателей хореографических школ.
Классический танец. – М., 1989.
16. Коваль М.Б. Внешкольные учреждения. Проблемы, перспективы. – М.: Институт
развития личности, 1989.
17. Костровицкая В. Сто уроков классического танца. – Л., 1986.
18. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. – М., 1972.
19. Луцкая Е. Жизнь в танце. – М.: Искусство, 1986.
20. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
21. Подольский И.Г. Педагогика. – М., 1996.
22. Преподавание
хореографических
дисциплин.
Классический
танец
непрофессиональных коллективов. – Екатеринбург.
23. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Художественные кружки. – М., 1982.
24. Руководство по растяжке связок и мышц. – М., 1990.
25. Стуколкина М. Уроки характерного танца. Четыре экзерсиса. – М., 1972.
26. Сауна Х. Латинский народный танец. – М., 1983.
27. Ткоченко Т.С. Народный танец. Часть 1, часть 2. – М., 1973.
28. Ткоченко Т.С. Работа с танцевальным коллективом. – М., 1958.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».