Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина» Согласованно: на заседании методического совета муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина» «05» августа 2024г. Протокол № 1 Утверждаю: Директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им.Е.И. Порошина» А.А. Пчелина «09» августа 2024г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Хореография» (дополнительное образование детей 10-17 лет) Срок реализации 5 лет Разработчик: Педагог дополнительного образования Пчелина Анна Александровна Концертмейстер Титова Елена Николаевна Кировград 2024 год Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная программа «Основы хореографии» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р 3. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, регулирующий организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов 4. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 - Уставом МАУ ДО «ЦДТ»; - Образовательной программой МАУ ДО «ЦДТ»; - Внутренними локальными актами МАУ ДО «ЦДТ» направленность (профиль) программы – художественная. -актуальность программы: - востребованность занятий к хореографическому искусству у общественности в лице родителей и детей; - в формировании здоровой, физически развитой личности; - в развитии творческих способностей, креативности, мобильности у детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. В наши дни увеличение статической и информационной нагрузки сопровождается снижением уровня двигательной активности, и как следствие ухудшение физического и психического состояния. Двигательная активность является необходимым условием поддержания состояния здоровья. Занятия хореографией призваны развивать: силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности. Актуальным на сегодняшний день является – формирование культуры личности ребенка, где приоритет отдается овладению общечеловеческими нормами нравственности, развитию таких «свойств» личности, как интеллигентности, адекватности, чувства собственного достоинства, ответственность в поступках «самостроительства». Наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый становится на время актером, творчески осмысляющим происходящее. Программа отвечает требованиям муниципальной и региональной политики в сфере образования. -отличительные особенности: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Хореография» рассчитана на 3 года обучения. Особенностью проведения занятий по программе является то, что содержание предлагаемого материала не имеет четких границ. На одном занятии может идти изучение элементов классического и народного танцев, одновременно идет развитие и музыкального воспитания, решаются вопросы всестороннего развития обучающихся. В связи с этим занятия в коллективе проходят в интегрированной форме, объединяющей теоретический материал и практику. Учитывая собственный опыт работы, введение теоретических понятий через практику способствует лучшему усвоению материала. Основная установка в работе с детьми не стремление к высоким исполнительским достижениям, как самой цели, а использование навыков, знаний и умений, полученных по ритмике и танцу для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, в атмосфере доброжелательности, любви и уважения. Хореографические данные в занятиях по танцу имеют очень важные значение, но по статистике ребенок с хорошими данными один на тысячу. Программа предусмотрена практически для всех детей, кто проявил желание заниматься хореографией. Уже после первого, второго года обучения все дети выступают на отчетном концерте коллектива. И показывают хороший результат. Критериями оценки результатов обучения служит освоение комплексной программы обучения, успешное участие в фестивалях и конкурсах, а также создание стабильного коллектива, заинтересованность учащихся в выбранном виде деятельности. Работа с родителями имеет большое значение – это 50% успеха работы с детьми. Система родитель-ребенок и его увлечения – важный элемент в воспитании, как родителя, так и ребенка. Родительские собрания, отчетные выступления, открытые уроки для родителей, личные индивидуальные беседы, привлечение к изготовлению костюмов, подготовка праздников дает свои положительные результаты. -адресат программы: Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, физиологическими и психологическими особенностями детей, что предполагает возможность и необходимость корректировки режима детей. Программа является продолжением программы «Основы хореографии» модифицирована, рассчитана на 5 обучения (для детей 10-17 лет) 1 модуль (2 года обучения, дети 10-12лет) основы классического танца, основы народно-сценического танца 2 модуль(2 года обучения, дети 13-15 лет) – классический танец, народно - сценический танец, основы современного танца 3модуль(1 год обучения, дети 16-17лет) – современный танец, классический танец, народно-сценический танец Возрастные особенности 10-12 лет - в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера. 13-15 лет - в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению. Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности - оно исходит из желания быть и считаться взрослым. Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность - родная сестра подлости». Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается. 16-17 лет (9-11 классы) - в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах. -режим занятий: 1 год обучения 2 часа в неделю, 2 раза (144часа в год) 2год обучения 2часа в неделю , 3раза (216 часов в год) 3 год обучения 2часа в неделю, 3 раза в неделю (216часов в год) 4 год обучения 2часа в неделю, 3раза в неделю (216 часов в год) 5 год обучения 2часа в неделю, 3 часа в неделю (216 часов в год) Программа рассчитана на 5лет обучения. объем программы 1008 учебных часа (38 недель) Программа выстроена таким образом, что материал предыдущего года, повторяется, углубляется и расширяется в следующем учебном году. формы обучения: -групповые; -индивидуальные занятия с солистами и неуспевающими; -индивидуально-групповые; -коллективные репетиции двух или трех групп; виды занятий: -практические занятия -мастер-классы (выпускников или приглашенных профессионалов) -открытые занятия (для младших групп и родителей) -беседы 2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель образовательной программы – создание условий способствующих раскрытию и развитию творческого потенциала ребенка, формирования культуры личности посредством хореографического искусства. Задачи программы: Образовательные - формировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала -формировать поэтапное овладение каждой возрастной группой классическим, народным и современным экзерсисом - ознакомить с основами музыкальной грамоты Развивающие - развить внутреннюю собранность, внимание - сформировать способность к волевым действиям - избавить от стеснительности, зажатости, комплексов -развить способность передавать посредством танца определенное эмоциональное Воспитательные - сформировать у обучающихся такие ценные качества как, адаптивность, инициативность, креативность, общительность, трудолюбие, честность, чувство собственного достоинства - развить чувство ответственности, самокритичность, умение радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех - воспитать потребность в систематических занятиях. - формировать устойчивый интерес к танцу Оздоровительные - укрепить здоровье - содействовать правильному физическому развитию организма: выработки правильной и красивой осанки, укрепить все группы мышц Эстетические - сформировать интерес к музыкальной культуре -приобщить обучающихся к достоянию культуры, путем ознакомления с историей возникновения и развития танца. -содержание программы УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Тема Количе ство Часов Теория Практи ка 1 2. Вводное занятие Шаги (все виды). 1 15 1 0 0 15 3. Упражнение для развития отдельных групп мышц и различных частей тела. Партерная гимнастика. 20 0 20 22 0 22 4. Формы контроля опрос практическое задании, контрольный урок практическое задание практическое задание 5. Элементы танца. 25 5 20 практическое задание, контрольный урок 6. Элементы сценического танца. 25 5 20 практическое задание, контрольный урок, отчетный концерт 7. Прыжки. 15 5 10 8. Постановочная работа. 15 5 10 9. Концертная деятельность. 4 0 4 10. Итоговое занятие. 2 - 2 практическое задание практическое задание практическое задание контрольный урок, отчетный концерт ИТОГО: классического народно- 144 ч. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (1год обучения) 1. Вводное занятие – 1 час. теория На первом занятии проводится беседа о танце, его красоте и выразительности, об обязательной согласованности движений. Рассказ учащимся о том, как они должны вести себя на занятии: заниматься сознательно, вдумчиво, обращать внимание на замечания, сделанные другим ученикам, запоминать замечания и правильные мышечные ощущения, участвовать на занятии активно и т.д. Требования к уровню подготовки детей после 2-го года обучения. Расписание занятий. Форма и обувь (народные туфли, балетные туфли). 2. Шаги практика 15 часов. Для концентрации внимания и начала урока выполняются все виды шагов в движении по кругу, по диагонали и прямо (дополнительно по четырем точкам): - танцевальные с вытягиванием стопы; - шаркающие шаги; - естественно-бытовые шаги; - марш с сильно вытянутыми стопами; - шаги с высоко поднятыми коленями; - шаги на высоких полупальцах; - то же с высоко поднятыми коленями; - шаги на носках и пятках; - шаги на внутреннем и внешнем своде стопы; - легкий бег; - то же с высоким подъемом ног, согнутых коленях вперед и назад (с захлестом); - pas amboite, поочередное выбрасывание прямых ног вперед на 45°; - pas couru – мелкий бег на полупальцах; - pas chasse. При исполнении этих движений необходимо ритмично двигаться, в соответствии с различным характером музыки, ее динамикой (громко, умеренно, тихо; громче-тише). Подключаются элементарные движения рук (подъем на опускание, вперед и в стороны), координируя их с движениями ног. 3. Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных частей тела практика 20 час. - Поочередные наклоны головы (по четырем точкам, с приседаниями и releve). - Круговые движения плеч (поочередные и одновременные). - Сведение плеч вперед и их раскрытие, выравнивание (без сведения лопаток сзади). - Растягивание локтей и плеч с согнутыми руками «в замок», за спиной «бабочка». - Поочередные наклоны вперед с сомкнутыми руками «в замок», сзади и спереди. - Разнообразные releve в свободной позиции в сочетании с plie. 4. Партерная гимнастика Практика- 22часа Упражнения на укрепления мышц поясничного отдела, позвоночника и мышц спины: - вытягивание поясничного отдела в положение сидя (у стены); - то же с согнутыми в коленях ногами; - развороты колен направо и налево в положении лежа и сидя. Упражнения для развития подвижности тазобедренного сустава (выворотности). Лежа на спине: - отведение и приведение ноги, согнутой в коленном суставе в сторону, поочередно и одновременно; - отведение и приведение вытянутой ноги с подъемом на 45-60° в сторону поочередно и одновременно; - passé, поочередно, с двух ног. Лежа на животе: - passé, поочередно, с двух ног; - отведение и приведение вытянутой ноги с подъемом на 45-60° в сторону поочередно и одновременно. Упражнение для развития гибкости лежа на животе: - прогибы назад в плечевом поясе (руки в третьей позиции); - то же в поясничном отделе позвоночника; - то же в грудном отделе позвоночника. Лежа на спине: - перенос прямых ног спереди в положении за голову; - группировка из положения лежа в положение сидя; - волна; - лягушка; - корзинка. Упражнения для развития и укрепления мышц живота и брюшного пресса: - Grand battement во всех направлениях (на спине, животе, на боку, стоя на коленях и ладонях); - Растяжки (сидя в паре). 5. Элементы классического танца – 25 час. теория-5 часов История классического танца. Основные элементы классического танца: позиции рук и ног. практика-20 часов В начале года при изучении экзерсиса учащиеся стоят лицом к палке, затем по мере освоения исполняют движения одной рукой за палкой. - Plie; - Battement tendu (по I позиции); - Battement tendu jete (по I позиции); - Rond de jambe en parterre - Sur lu cou – de - pied u passé - - Releve lent на 45° и 90° (крестом) - Grand Battement ent jete (крестом) Танцевальные движения (полька, галоп, вальсовая дорожка по кругу и линиям, шаг полонеза). 6. Элементы народно-сценического танца – 25 час. теория-5 часов Русский народный танец: основные особенности, основные элементы, костюм. практика-20 часов Простейшие элементы изучаются как у станка, так и на середине зала. Затем из разученных элементов составляются танцевальные этюды или законченные по форме танцевальные постановки. Экзерсис у станка (лицом к палке). 1. Demi – plie. 2. Battement tendu (с переходом стопы с носка на каблук). 3. Каблучные упражнения (вынесение рабочей ноги на каблук во все направления). Экзерсис на середине зала. Изучение элементов русского танца: ⎯ поклон в русском характере; ⎯ положение рук; ⎯ положение рук в парах; ⎯ движение рук (раскрытие в сторону и закрытие на пояс, движение рук с платком). ⎯ Ходы: ⎯ простой ход; ⎯ переменный ход; ⎯ боковой ход «гармошка»; ⎯ боковой шаг; ⎯ шаркающий (кадрильный). ⎯ Танцевальные движения: ⎯ «ковырялочка»; ⎯ «моталочка»; ⎯ подготовка к дробям; ⎯ притопы; ⎯ удары полупальцами; ⎯ удары каблуком; ⎯ «ключи» I, II, III; ⎯ хлопки и хлопушки для мальчиков (одинарные по бедру и голенищу). Движения обычно строятся по кругу, по линии танца. Для развития мышц кистей рук и освоения мелких движений кистями той или иной национальности разучиваются подготовительные упражнения: ⎯ характерное положение рук; ⎯ сгибание и разгибание в запястье; ⎯ вращение внутрь и наружу; ⎯ волнообразные движения; ⎯ щелчки пальцами; ⎯ мягкое движение рук от предплечья; ⎯ переводы из стороны в сторону через низ; ⎯ раскрытие и закрытие через позиции в сторону или вверх. 7. Прыжки практика-15часов ⎯ Temps leve sauté по I позиции. ⎯ Temps leve sauté по VI позиции. ⎯ Temps leve sauté и согнутыми коленями (поджатые). ⎯ Temps leve sauté с продвижением вперед, назад, направо, налево. ⎯ Temps leve sauté по ¼ поворота в обе стороны поочередно. Различные комбинации прыжков, соскоков, перескоков. 8. Постановочная работа теория-5часов Построение композиций. Правила создания хореографического номера. Средства выразительности. Коммуникативные аспекты танцевального выступления - «танцор»«зритель». Практика-15часов -работа над танцевальным репертуаром. -постановка хореографических номеров. -репетиционная работа -генеральная репетиция 9. Концертная деятельность Практика-4часа Выступления на мероприятиях ЦДТ и отчетном концерте. 10. Итоговое занятие Практика-2часа Открытый урок для педагогов и родителей. 1. Экзерсис у станка. 2. Экзерсис на середине. 3. Прыжки. 4. Танцевальный этюд. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п 1 2. 3. Тема Вводное занятие Воспитание музыкальной культуры. Классический экзерсис у палки. Количес тво часов Теория Практик а Формы контроля 2 6 2 4 0 2 32 4 28 опрос практическое задание практическое задание, ткрытый урок 4. Танцевальные элементы классического танца на середине. 34 6 28 5. Прыжки. 20 0 20 6. Народно-сценический экзерсис у палки. 30 6 24 7. Танцевальные элементы народного танца на середине. 32 4 28 практическое задание. ткрытый урок практическое задание практическое задание, контрольный урок практическое задание, контрольный урок 8. Постановочная работа. 40 0 40 Выступления мероприятиях ЦДТ, контрольный рок, отчетный урок 9. Концертная деятельность. 18 0 18 10. Итоговое занятие. 2 - 2 мониторинг усвоения программы мониторинг усвоения программы Итого: 216 ч. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Вводное занятие – 2 часа Требование к уровню подготовки детей после 2-го года обучения. Перспективы. Расписание занятий. 2. Воспитание музыкальной культуры – 6 час. теория-4часа Прослушивание музыкальных классических произведений и музыки разных народов мира. практика-2 Практические упражнения для развития музыкальности осуществляются непосредственно на уроке классического и народного танца. Ритмические рисунки в движениях. Импровизация под музыку. 4. Классический экзерсис у палки – 32 часа теория-4часа Методика работы мышц. Объяснение правил исполнения. Терминалогия (название упражнений, перевод названий на русский язык) Практика-28часов Постановка корпуса, позиции рук и ног у станка: ⎯ Battement tendu; ⎯ Battement tendu jete; ⎯ Rond de jambe en parterre ⎯ Sur lu cou – de - pied u passé ⎯ Battement frappe ⎯ Releve на полупальцах ⎯ Battement developpes ⎯ Releve lent на 45° и 90° (крестом) ⎯ Grand Battement ent jete (крестом) Перегибы корпуса. Растяжки. 4. Танцевальные элементы классического танца на середине – 34 часа теория-6часов Методика работы мышц на середине класса. практика-28часов Экзерсис на середине (по мере усвоения упражнений у палки в той же последовательности). Изучение port de brass (подготовительное, первое, третье); pas balance. Разучиваются элементы вальса (вперед, назад, в повороте). 5. Прыжки Практика-2часа Повторяются все прыжки 2-го года обучения. Знакомство с новыми названиями прыжков и их переводы. 1. Маленькие прыжки – tens leve sauté (I, II, V позиция); petits changements de pied (вначале разучивается лицом к палке); petits echappee (лицом к палке); assemble (лицом к палке). 6. Народно-сценический экзерсис у палки – 30 час теория-6часов Методика исполнения элементов народного танца Практика-24часа ⎯ Demi-plie (резкое и плавное). ⎯ Battement tendu (с носка на каблук). ⎯ Battement tendu (с работой пятки опорной ноги). ⎯ Каблучные упражнения (с работой опорной пятки, а сочетании с ковырялочкой). ⎯ Flic-flac «от себя к себе» в сторону (стоя лицом к станку). ⎯ Подготовка к «веревочке» (лицом к станку). ⎯ Дробное выстукивание. 7. Танцевальные элементы народного танца на середине -32часа теория-4часа Русский,татарский народный танец. Особенности, основные элементы. Положение рук в массовых танцах (движение рук из стороны в сторону, скрещивание на груди, поднятие вверх). практика-28часов Ходы и основные движения: ⎯ Простой, дробный. ⎯ Беговой шаг (с отбрасыванием назад). ⎯ Боковой шаг («припадания»). ⎯ Переменный. ⎯ «Ковырялочка», «моталочки», «моталочки с подскоком на полупальцах». ⎯ Дробные перестукивания. ⎯ Ключи I, II, III. ⎯ Вращения по диагонали и на середине. ⎯ Разучивание татарского национального материала: ⎯ Переменный ход. ⎯ «Трилистник». ⎯ Тройной притоп. ⎯ «Гармошка» (на каблук). ⎯ Постановка рук в танце. ⎯ Бегунец. 8. Постановочная работа практика-40часов Разучивание русского танца Разучивание татарского танца. 9. Концертная деятельность практика-18часов Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города, отчетном концерте. 10. Итоговое занятие УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3год обучения № п/п Тема Количество часов 2 35 Теория Практика 0 5 2 30 Форма контроля опрос практическ ое задание, контрольны й урок 1. 2. Вводное занятие. Классический экзерсис у станка. 3. Классический экзерсис на середине. 24 4 20 практическ ое задание, контрольны й урок 4. Allegro в классическом танце. 20 0 20 5. Народный экзерсис у станка. 36 6 30 6. Танцевальные элементы народного танца. Направления современного танца, особенности танцевальных движений. Экзерсис современного танца. 40 7 33 6 2 4 практическ ое задание практическ ое задание контрольны й урок Практическ ое задание 10 0 10 7. 8. практическ ое задание 9. Постановочная работа. 20 2 18 открытый урок, отчетный концерт 10. Репетиционная работа. 8 0 8 практическ ое задание. Открытый урок, конкурсы 11. 12. Концертная деятельность. Итоговое занятие. 18 2 0 0 18 2 конкурсы мониторинг выполнения программы Итого: 216 ч. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (3 год обучения) 1. Вводное занятие теория-2 Требование к уровню подготовки детей после 2-го года обучения. Требование к 3 году обучения, перспективы. Расписание занятий. Знакомство с новичками. 2. Классический экзерсис у станка – 35 час теория-5 Правила исполнения новых движений классического танца. Терминология классического танца. практика-30часов ⎯ Deme-plie (по всем позициям, кроме IV); ⎯ Battement tendu (по V позиции); ⎯ Battement tendu jete (по V позиции); ⎯ Rond de jambe en parterre; ⎯ Sur lu cou – de - pied u passé; ⎯ Battement frappe; ⎯ Releve на полупальцах; ⎯ Battement developpes (по I позиции); ⎯ Releve lent на 45° и 90° (крестом); ⎯ Grand Battement ent jete (крестом). Растяжки у станка. Перегибы корпуса в разных направлениях. 3. Классический экзерсис на середине – 24 часа теория-4 Правила исполнения движений классического танца на середине практика-20 Позиции рук в классическом танце. Temps lie вперед, назад. Повороты корпуса из положения en face в epaulement и обратно, сочетается с port de bras. Изучение поз классического танца: croisee, efface. Port de bras на середине. 4. Allegro практика-20 Закрепление прыжков 3-го года обучения, сочетая плавный и четкий темпы. Комбинации из проученных прыжков. 5. Народный экзерсис у станка – 36 час теория-6часов Правила исполнения движения у станка в народном характере. практика-30 1. Demi-plie c grand plie (в сочетании с port de bras). 2. Battement tendu (с носка на каблук). 3. Battement tendu (с работой пятки опорной ноги, с одинарным и двойным ударом; с «ковырялочкой» в сторону). 4. Каблучные упражнения (с работой опорной пятки, а сочетании с ковырялочкой). 5. Flic-flac «от себя к себе» в сторону (стоя лицом к станку). 6. Подготовка к «веревочке». 7. Дробное выстукивание: удары с переступанием; удары в V, VI позиции в сочетании; соскоки, каблучки; 1-й ключ в повороте; молоточки. 6. Танцевальные элементы народного танца – 40 час теория- 7часа Правила исполнения элементов народного танца, вращений практика-33часа Дробные движения в русском характере: ⎯ «Хромающая дробь» с продвижением вперед. ⎯ «Двойная дробь» в сочетании с подскоком. ⎯ «Дробная дорожка» с продвижением и заключительным ударом. ⎯ «Ключи» в ¼ поворота. ⎯ Комбинации «веревочки». ⎯ Припадание в повороте по четвертям. ⎯ Комбинации «моталочек, «ковырялочек». ⎯ Вращение на месте. ⎯ Вращение по диагонали (подскоки, беговая крутка, дробные). 7. Направления современного танца, особенности танцевальных движений-6часов теория-1час Характеристика и сравнение стилей хип-хоп, рок-н-ролл, стек, модерн, фанк, джаз, фолк Рассказ, показ и просмотр видео. Взаимосвязь и отличие пластики тела в классическом и современном танцах. Отличие манеры исполнения движений народного и современного танца. практика-5часов Разучивание комбинаций в разных стилях, применение их в танцевальных постановках. 8. Экзерсис современного танца практика-10часов -проработка положений корпуса в современном танце: параллельно полу вперед, по диагонали, со смещенным центром тяжести. -работа над положениями и движениями головы: повороты (с середины, без середины), вращение (половинка спереди, половинка сзади, полный круг) -изучение положения рук и ног: параллельные позиции, выворотные позиции, комбинированные, позиции с завернутой внутрь стопой. -упражнение на расслабление и напряжение мышц: медленная и быстрая концентрация, вытяжка и втяжка мышц спины, вращение (половинка спереди, сзади, полный круг), выдвижение и втяжка параллельно полу -изучение специфики шагов, прогибов, вращение в танце: хип-хоп, джаз, модерн. 9. Постановочная работа -15часов теория-5часов Композиционное построение танца, работа с партнером. практика-15часов Разучивание рабочих комбинаций, этюдов народного, классического, современного танца. Постановка хореографических номеров. 10. Репетиционная работа практика-8часов Репетиции одной или нескольких групп. Отработка концертных номеров в классе и на сцене. 11. Концертная деятельность практика-18 Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города, отчетном концерте, участие в областных фестивалях и конкурсах. 12. Итоговое занятие практика -2часа - экзерсис у станка. - экзерсис на середине. -прыжки. - вращение. - этюд в народном характере - этюд в современном стиле. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Тема Количест во часов Теория Практика Формы контроля 1. Вводное занятие. 2 0 2 опрос 2. Классический экзерсис у станка. 28 8 20 3. Классический экзерсис на середине. 30 8 22 практическое задание, контрольный урок практическое задание, контрольный урок 4. Allegro в классическом танце. 16 0 16 5. Народный экзерсис у станка. 36 6 30 6. Танцевальные элементы народного танца на середине. 44 6 38 7. Экзерсис современного танца. 16 4 12 практическое задание, открытый урок 8. Лексика современного танца. 10 0 10 практическое задание, открытый урок, отчетный концерт 9. Постановочная работа. 24 6 18 открытое занятие, отчетный концерт 10. Концертная деятельность. 18 0 18 11. Итоговое занятие. 2 0 2 мониторинг выполнения программы мониторинг выполнения практическое задание практическое задание практическое задание, открытый урок отчетный урок программы Итого: 216 ч. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (4 год обучения) 1. Вводное занятие – 2 часа теория-2часа Требование к уровню подготовки детей после 3-го года обучения. Требование к 4 году обучения, перспективы. Расписание занятий. Знакомство с новичками. 2. Классический экзерсис у станка – 28 част теория-8 Терминология и правила исполнения классических движений у станка. практика-20часов ➢ Deme-plie (по всем позициям, кроме IV); ➢ Battement tendu (по V позиции); ➢ Battement tendu jete (по V позиции); ➢ Rond de jambe en parterre; ➢ Sur lu cou – de - pied u passé; ➢ Battement frappe; ➢ Releve на полупальцах; ➢ Battement developpes (по I позиции); ➢ Releve lent на 45° и 90° (крестом); ➢ Grand Battement ent jete (крестом с plie). Растяжки у станка. Перегибы корпуса в разных направлениях. 3. Классический экзерсис на середине – 30 час теория-8часов Изучение терминологии, методика новых упражнений. практика-22часов Перенесение упражнений, проученных у палки, на середину в той же последовательности. Разучивание новых движений port de bras II, III. Повторение croisee, efface. Разучивание арабесков 1, 2. Port de bras на середине. 4. Allegro практика-16 Повторение движений, выученных ранее, в более сложных комбинациях. Разучивание движений по pas assamble вперед и обратно; sissonns simple; pas glissade; sissonne fermee. 5. Народный экзерсис у станка – 36 часов теория-6часов Методика исполнения новых движений, манера исполнения Практика-30часов Повторяются все выученные движения у станка, усложняется ритмический рисунок. 1. Demi-plie c grand plie (в сочетании с port de bras). 2. Battement tendu (с работой пятки опорной ноги, с одинарным и двойным ударом; с «ковырялочкой» в сторону). 3. Каблучные упражнения (с работой опорной пятки, а сочетании с ковырялочкой). 4. Flic-flac (веер) в цыганском характере. 5. Подготовка к «веревочке». 6. Дробное выстукивание: удары с переступанием; удары в V, VI позиции в сочетании; соскоки, каблучки; 1-й ключ в повороте; молоточки. 6. Танцевальные элементы народного танца на середине – 44 часа теория-6часов Народно-характерный танец. Украинский танец: особенности, основные элементы, костюм. практика-38часов Повторение и усложнение ранее изученных движений, синкопированные дробные движения, трюковые подскоки. Вращение на середине зала, по диагонали, по кругу. Разучивание лексики украинского танца: ➢ Положение рук ➢ «Бегунец» ➢ «Тынок» ➢ «Обертас» ➢ «Веревочка» ➢ «Голубцы» Исполняется в чистом виде, затем в комбинациях. 7. Экзерсис современного танца – 16 час теория-4часа Методика исполнения движений современного танца. практика-12часов -упражнения на изоляцию отдельных центров тела, отдельных группа мышц и подвижности суставов: плечевого пояса (поднимание, опускание, полукруг, вращение, выдвижение вперед, назад); грудной клетки (выдвижение по точкам, полукруги спереди, сзади, вращение); тазобедренного сустава (по квадрату, по диагонали, полукруги, круги, восьмерка, вперед, назад); коленные чашечки (развороты, вращения, вперед, назад). -упражнения на координацию рук, ног, корпуса головы. Шаги, переходы с одновременной работой рук, корпуса. -прыжки в движении, на месте. Экзерсис «non-stop»: demi и grand plie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. -Demi и grand plie в сочетании с releve. - Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот. - Battement tendu с использованием brash. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска. -Battement tendu jete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот. - Battement tendu jete с использованием brash. Battement tendu jete с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 45 градусов -Rond de jambe par terre с подъемом на 90 градусов. - Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand battman jete по всем направлениям через developpes. -арабески. -упражнения stretch-характера (растяжка). 8. Лексика современных танцев практика-10часов Разучивание учебных комбинаций в стиле хип-хоп, модерн. Вращение в стиле модерн по диагонали. Постановка рук. 9. Постановочная работа теория-6часов Построение композиции, работа в паре , группами. фанк, рок-н-ролл, практика-24часа Разучивание рабочих комбинаций, этюдов народного, классического, современного танца. 10. Концертная деятельность практика-18часов Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города, отчетном концерте, участие в областных фестивалях и конкурсах. 11. Итоговое занятие практика-2часа -экзерсис у станка -экзерсис на середине -прыжки -вращение -этюд в народном характере -этюд в современном стиле УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Тема 1. 2. Вводное занятие. Классический экзерсис у станка. Количество часов 2 34 Теория 0 4 Практик а 2 30 Формы контроля опрос практическое задание, открытый урок 3. Классический экзерсис на середине. 24 4 20 практическое задание, открытый урок 4. Allegro в классическом танце. 20 5 15 5. Народный экзерсис у станка. 36 6 30 6. Танцевальные элементы народного танца на середине. 40 5 35 практическое задание практическое задание практическое задание, открытый урок, отчетный концерт 7. Экзерсис современного танца. 16 4 12 8. Лексика современного танца. 16 0 16 9. Постановочная работа. 10 0 10 отчетный концерт, конкурс 10. Концертная деятельность. 19 0 19 11. Итоговое занятие. 2 0 2 мониторинг выполнения программы мониторинг выполнения программы Итого: практическое задание практическое задание, открытый урок, отчетный концерт 216 ч. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (5 год обучения) 1. Вводное занятие теория-2часа Требование к уровню подготовки детей после 4-го года обучения. Требование к 5 году обучения, перспективы. Расписание занятий. Знакомство с новичками. 2. Классический экзерсис у станка – 34 часа теория-4часа методика исполнения движений классического танца у станка практика-30часов Повторение пройденных упражнений с увеличенной нагрузкой и усложнением построения комбинаций. Работа над правильностью и чистотой исполнения упражнений. Усложнение ранее изученных движений подъемом на полупальцы. 3. Классический экзерсис на середине – 24 часа теория-4часа Терминология, методика исполнения танцевальных движений. Практика-20часов Повторение упражнений с сохранением той же последовательности (в положении en face, затем постепенно с epaulement, с чередованием). 4. Allegro – 20 часа теория-5часов Терминология, методика исполнения прыжков. практика-15часов Повторение движений, выученных ранее, в более сложных темпах комбинациях. Разучивание развернутых комбинаций для развития танцевальности и техники. 5. Народный экзерсис у станка – 36 часа теория-6часов Методика исполнения движений у станка практика-30часов Повторяются все движения с ускорением, в развернутых комбинациях. 6. Танцевальные элементы народного танца на середине – 40 часов теория-5часов Русский народный танец (уральские особенности) Цыганский танец: особенности, основные элементы, костюм -элементы русского танца (основные ходы, крутки, дроби) -элементы татарского танца -элементы украинского танца -элементы цыганского танца и т.д. 7. Экзерсис современного танца – 16 часов теория-4часов Методика исполнения элементов современного танца. практика-12часов Изолированные центры и ареалы центров (части центров). Положение коллапса (свободное держание тела) во время изоляции. Голова: -наклоны вперед-назад; -наклоны из стороны в сторону (ухом к плечу); -повороты в правую и левую стороны; -свинговое раскачивание; -zundary (зундари) – смещение шейных позвонков вперед-назад, из стороны в сторону. Руки над головой согнуты в локтях, ладонь в ладонь. Плечевой пояс: - подъем и опускание одновременно двух плеч (с остановкой в центре и без остановки); -оппозиционное движение плеч (одно вверх, другое-вниз); - параллельное одновременное движение двух плеч (вперед, центр, назад, центр); -twist (твист) изгиб плеч. Одно вперед, другое- назад. С акцентом вперед и назад. Руки в V позиции. Грудная клетка: -движения из стороны в сторону, по точкам. Пелвис (бедра): -движение вперед-назад, из стороны в сторону; -полукруги справа-налево через переднюю дугу и заднюю дугу; Руки:(изолированные движения ареалами руки, кистью, предплечьем) -положение flex-сокращенная ладонь; -круги в параллельных направлениях двух предплечий; -круги кистью в параллельных направлениях; -положение «свастика». Ноги:(изолированные движения ареалов ног) -положение flex- сокращенная стопа; -рoint- натянутая стопа, круги стопой; -свинговое раскачивание ноги из стороны в сторону и вперед-назад; -круги голеностопом в свободном положении, нога в воздухе, колено согнуто. Развитие мышечного чувства через сочетание работы мышц в различном ритмическом рисунке и с различной расстановкой музыкальных акцентов. Упражнения и комбинации, выстроенные на синкопированном и пунктирном ритме. Шаги и прыжки с работой рук и головы. Шаги с работой мышц плечевого пояса. Вращение. Усложнение и разнообразие растяжки. Развитие прыгучести. Броски (в различных направлениях). Комбинации танцевальных движений с работой нескольких групп мышц. 8. Изучение лексики современного танца – 16 часов теория-4часа Характеристика направлений в современной хореографии. Практика-12часов -изучение и проработка движений танцев фанк, рок и т.д. Ходы, шаги с работой рук и корпуса (плавные и резкие). Разучивание волн корпуса, рук; джаз повороты с волной; различные вращения с прыжками. -изучение энергетических потоков при исполнении движений разных направлений хореографии. Характеристика классического джаза и модерна. Различия в эмоциональной окраске этих направлений. Проработка положений корпуса используемых в современном танце. Использование 8 положений рук в джаз танце. -проработка позиции ног. -упражнение на координацию: рук с различными por de brass; ног (с помощью простых движений различных ритмических рисунков); корпуса с помощью swing (качание) и twist (скручивание); с помощью ориентации в пространстве; с помощью изоляции разных частей тела. -проработка пируэтов (с перемещением в пространстве; со сменой вертикальных уровней и т.д.). 9. Постановочная работа – 10 часов практика-10часов Разучивание рабочих комбинаций, этюдов народного, классического, современного танца. Работа над лексикой новых номеров. Разводка композиционного рисунка. Репетиции номеров в классе и на сцене. 10. Концертная деятельность – 19 часов практика-19часов Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города, отчетном концерте, участие в областных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах. 11. Итоговое занятие – 2 час. -экзерсис у станка. -экзерсис на середине. -прыжки. -вращение. Этюд в народном характере. Этюд в современном стиле. -планируемые результаты Требования к уровню подготовки 1 года обучения К концу 1 года обучения дети должны уметь и знать: ⎯ правил основных движений классического и народного танца. ⎯ выполнять упражнения развивающего комплекса. ⎯ уметь исполнять движения с затактом. ⎯ уметь выразить характер музыки в движении. ⎯ уметь станцевать простейший русский танец на следующих движениях: притопы, припадания, ключ, гармошка. Требования к уровню подготовки 2 года обучения К концу 2 года обучения дети должны знать и уметь: ⎯ особенности классического танца. ⎯ понимать специфику и нюансы исполнения движений классического танца. ⎯ уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса. ⎯ выполнять танцевальные композиции технично, выразительно, эмоционально. ⎯ выполнять танцевальные комбинации классического танца. ⎯ ориентироваться на сценической площадке. ⎯ выступать с хореографическими номерами на мероприятиях. и Требования к уровню подготовки 3года обучения К концу 3 года обучения дети должны уметь и знать: ⎯ особенности классического народного танца. ⎯ основы современного танца. ⎯ уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса. ⎯ уметь станцевать композиции народного, классического и современного танца. ⎯ исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально. ⎯ ориентироваться на сценической площадке, выступать с номерами на мероприятиях ⎯ участвовать на конкурсах разного уровня Требования к уровню подготовки 4 года обучения К концу 4 года обучения дети должны знать и уметь: ⎯ танцевать композиции классического, народного, современного танца. ⎯ особенности классического народного танца. ⎯ уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса. ⎯ исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально. ⎯ ориентироваться на сценической площадке. ⎯ выступать с номерами на мероприятиях. ⎯ участвовать на конкурсах различного уровня Требования к уровню подготовки 5 года обучения К концу 5 года обучения дети должны знать и уметь: ⎯ танцевать композиции классического, народного, современного танца. ⎯ особенности классического народного танца. ⎯ уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса. ⎯ исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально. ⎯ ориентироваться на сценической площадке. ⎯ выступать с номерами на мероприятиях. ⎯ танцевальные жанры и стили современного танца. ⎯ правила сценического поведения. ⎯ исполнять движения и комбинации разделов программы. ⎯ хорошо координировать, гармонично владеть всем телом. народного ⎯ анализировать, сравнивать, обобщать увиденные танцевальные произведения, определять стиль и характер музыкального произведения. исполнять основной концертный репертуар, активно участвовать в концертно-творческой деятельности коллектива и в конкурсах различного уровня. Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. Личностными результатами изучения хореографии являются: - развитое эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов; - позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей; - развитие творческих способностей; - развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных знаний; Учащиеся научатся: - высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни - решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы - проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно творческой деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты). Метапредметными результатами изучения хореографии являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях: - сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства; - работа с разными источниками информации; стремление самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач; Учащиеся научатся: -наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; - выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.); - находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства; - передавать свои впечатления в устной и письменной форме. Предметными результатами занятий являются: - устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; - понимание значения танца в жизни человека; - освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений; - знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Учащиеся научатся: - понимать роль хореографии в жизни человека; - различать лирические, эпические, драматические образы в танце; -определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю - танец классический, народный, эстрадный, современный; - эмоционально воспринимать и оценивать танец; - размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; - высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; - понимать специфику хореографического языка; - получать представление о средствах танцевальной выразительности; - исполнять народный танец, изученные классические танцевальные комбинации, участвовать в концертном исполнении танцевального репертуара класса. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение программы: Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода: - помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН; - танцевальный станок; - зеркальная стена; - репетиционная форма; - танцевальная обувь; - музыкальный центр; - коврики; - аудио материалы с фонограммами; - видео с записями выступлений творческого объединения; - видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов. -альбом с фотографиями выступлений творческого объединения По мере необходимости планируется усовершенствование материальнотехнического оснащения: - пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой постановки); Информационное обеспечение: ⎯ вспомогательная литература ⎯ папка с разработками теоретических материалов по темам программы ⎯ диски с обучающим материалом ⎯ интернет Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования Пчелина Анна Александровна, стаж работы 19 лет. -формы аттестации. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - фото и видео; - журнал посещаемости; - выполненная работа. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - открытый урок; - выступление; - диагностическая карта; - соревнования, конкурсы; Оценочные материалы. Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. -контрольный урок. -открытый урок. -отчетный концерт. -участие в конкурсах и результаты В основе программы лежат педагогические принципы: -принцип доступности и индивидуализации; предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение по силе его заданий. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. -принцип постепенного повышения требований; постепенный переход к новым, к более сложным упражнениям, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам. -принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. -принцип сознательности и активности; предполагает обучение,опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. -принцип повторяемости материала; хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых, двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. -принцип наглядности; в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. Большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления. Используя разнообразные и доступные движения классического, народного и современного танцев у коллектива создается свой танцевальный репертуар, имеющий целью воспитание личности учащегося, нравственной направленности его сознания. Танцевальные коллектив активно занимается концертной деятельностью, выступает на различных площадках города, а также участвует в областных конкурсах и фестивалях. Танцевальные постановки направлены на раскрытие индивидуальности детей, на воспитание этических отношений исполнителей друг к другу, на развитие техники и выразительности исполнения. Также уделяется особое внимание к развитию познавательной деятельности за счет систематического проведения бесед о хореографическом искусстве, совместных просмотров видеофильмов о танцах, посещение концертов, балетов, фестивалей. Организация занятий по хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Метод показа. Разучивание нового движения, позы, педагог предваряет точным показом Словесный метод. Разговорная речь, будучи тесно связанное с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Музыкальное сопровождение как методический прием. Правильно выбранная музыка несет в себе те эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в танце. Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого как подсказывает музыка. направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, как поиск собственных красок и оттенков в исполнении. Метод иллюстративной наглядности. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказов о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение, именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. Концентрический метод. Заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенный движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, физиологическими и психологическими особенностями детей, что предполагает возможность и необходимость корректировки режима детей. Список литературы 1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования – М., 1984. 2. Базарова Н.П. Классический танец. – М., 1968. 3. Брышкова Т. Азбука хореографии. – С.Петербург, 1996. 4. Белова Е. Ракурсы танца – М., 1972. 5. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М., 1984. 6. Богаткова Л. Хоровод друзей – М., 1957. 7. Ваганова Н. Основы классического танца. – М., 1980. 8. Васильева В. Танец. – М., 1968. 9. Внешкольник. 1999, 2000, 2001. 10. Выготский Л.С. Психология творчества. – М., 1976. 11. Головкина С.М. Уроки классического танца в старших классах. – М., 1989. 12. Дополнительное образование. 2000, 2001. 13. Захаров Р. Сочинение танца. – М., 1989. 14. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. 15. Методическая разработка для преподавателей хореографических школ. Классический танец. – М., 1989. 16. Коваль М.Б. Внешкольные учреждения. Проблемы, перспективы. – М.: Институт развития личности, 1989. 17. Костровицкая В. Сто уроков классического танца. – Л., 1986. 18. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. – М., 1972. 19. Луцкая Е. Жизнь в танце. – М.: Искусство, 1986. 20. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985. 21. Подольский И.Г. Педагогика. – М., 1996. 22. Преподавание хореографических дисциплин. Классический танец непрофессиональных коллективов. – Екатеринбург. 23. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М., 1982. 24. Руководство по растяжке связок и мышц. – М., 1990. 25. Стуколкина М. Уроки характерного танца. Четыре экзерсиса. – М., 1972. 26. Сауна Х. Латинский народный танец. – М., 1983. 27. Ткоченко Т.С. Народный танец. Часть 1, часть 2. – М., 1973. 28. Ткоченко Т.С. Работа с танцевальным коллективом. – М., 1958.