Независимая оценка качества дополнительного образования детей (НОК ДОД)

18.04.2022

Статья 95. Независимая оценка качества образования

18.04.2022

Статья 95. Независимая оценка качества образования

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, установление качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренной пунктом 1 части 2 настоящей статьи (далее - организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети "Интернет" информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.

5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.

Статья 22. Общественная экспертиза

18.04.2022

Статья 22. Общественная экспертиза

1. Под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.2. Проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами.3. Общественная экспертиза может проводиться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.4. Инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

КонсультантПлюс: примечание.

Решением совета Общественной палаты РФ от 15.05.2008, протокол N 4-С, утверждено Положение о порядке проведения общественной экспертизы.

5. Порядок проведения общественной экспертизы устанавливается ее организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.6. Если проведение общественной экспертизы в соответствии с федеральным законодательством является обязательным, организатор общественной экспертизы может привлечь на общественных началах к проведению общественной экспертизы специалиста в соответствующей области знаний (общественного эксперта) либо сформировать экспертную комиссию. Экспертная комиссия формируется из общественных экспертов, имеющих соответствующее образование и квалификацию в различных областях знаний.7. Отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".8. Срок проведения общественной экспертизы не может превышать сто двадцать дней со дня объявления о проведении общественной экспертизы, если иное не установлено федеральными законами.9. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, должен содержать:

1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза;

3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза.

10. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность

18.04.2022

(утверждены заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 1 апреля 2015 г.)

Настоящие Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

1. Общие положения

Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:

  • привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
  • координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
  • совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.

Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:

1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):

  • в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
  • для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
  • для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;

2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:

  • оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;
  • оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
  • определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

3. Заинтересованными организациями:

  • для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.

4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

  • в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.

5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:

  • в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и др.;

2. Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)

1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:

  • определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
  • выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
  • выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
  • выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
  • определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
  • создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.

2. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:

  • обучающиеся;
  • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
  • педагогические работники и их представители;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • работодатели и их объединения;
  • федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

3. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:

  • организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие, кроме прочего, функции по проведению процедур независимой оценки качества образования (далее - организации ОКО, организации-операторы);
  • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;
  • иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.

Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:

  • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;
  • разработка инструктивных и методических материалов;
  • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
  • разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
  • обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;
  • проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;
  • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);
  • иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.

4. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:

  • создают условия для развития организаций ОКО;
  • создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;
  • координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;
  • организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
  • организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

  • сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в соответствии с требованиями оценочной процедуры;
  • необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;
  • по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
  • использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.

6. Организации-операторы.

Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:

  • установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;
  • определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;
  • определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;
  • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;
  • разработка инструктивных методических материалов;
  • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
  • разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
  • обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;
  • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).

7. Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

  • повышения эффективности управления образованием;
  • повышения качества подготовки обучающихся;
  • корректировки подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;
  • популяризации подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
  • развития разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.

8. При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов НОК ПО органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:

  • информационное сопровождение процедур НОК ПО, открытость методик, на основе которых они проводятся;
  • условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе в сети "Интернет" достоверных данных, полученных в ходе НОК ПО.

Значительному повышению качества принимаемых решений на основании НОК ПО способствует всестороннее обсуждение не только результатов, но и основных характеристик процедуры оценки с экспертным и профессиональным сообществами, работодателями и их объединениями, общественными советами, а также самими участниками образовательных отношений и заинтересованными гражданами.

Результаты НОК ПО могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.

3. Проведение независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОК ОД)

1. Функции НОК ОД:

  • определение соответствия предоставляемого организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
  • ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе образовательной организации (программы) для получения образования, соответствующего их интересам, потребностям и возможностям;
  • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • обеспечение различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей) достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности образовательных организаций, для обоснованного принятия управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) и разработки программ и мер повышения качества образовательных услуг;
  • повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

2. Для выполнения работ (оказания услуг) по проведению НОК ОД могут привлекаться организации-операторы, в том числе:

  • федеральные организации, осуществляющие функции по оценке качества образования;
  • организации, подведомственные федеральным и региональным органам управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в данном субъекте Российской Федерации (в соответствующем муниципалитете);
  • иные организации, которые обладают необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования, социологических исследований, рейтингования организаций социальной сферы.

К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:

  • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы.

Привлечение организаций на роль оператора НОК ОД может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:

  • разработка методики и инструментария проведения оценки;
  • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДО, формирование баз данных;
  • обработка и анализ информации, полученной в ходе НОК ДО;
  • распространение (публикация, организация обсуждения и др.) результатов проведенной оценки;
  • иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД органы управления образованием реализуют следующие функции:

  • формируют общественные советы по проведению НОК ОД. Формирование таких общественных советов осуществляется с обязательным участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее - общественные организации). В случае если при органе управления образованием уже существует действующий общественный совет, функции и полномочия по проведению НОК ОД могут быть возложены на него. Делегирование полномочий по проведению НОК ОД действующему общественному совету может осуществляться только при условии согласования с соответствующим общественным советом;
  • утверждают Положение об общественном совете по проведению НОК ОД. В случае делегирования полномочий по проведению НОК ОД уже существующему общественному совету орган управления образованием должен утвердить внесение изменений и дополнений в Положение соответствующего общественного совета;
  • разрабатывают с учетом предложений общественного совета по проведению НОК ОД техническое задание для организации ОКО (организации-оператора);
  • размещают информацию о результатах НОК ОД на своих официальных сайтах и официальном сайте Минобрнауки России;
  • рассматривают и учитывают в своей управленческой деятельности результаты НОК ОД, рекомендации по совершенствованию системы образования, предоставленные общественным советом по проведению НОК ОД;
  • обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Для этого могут быть использованы сервисы интерактивного голосования, электронное анкетирование, обсуждение на открытых коммуникативных площадках (форумах).

Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве образовательной деятельности организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении организации-оператора, ответственного за проведение НОК ОД, а также при необходимости предоставляют организации-оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).

4. Общественные советы по проведению НОК ОД:

  • определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится НОК ОД;
  • формируют предложения для разработки технического задания для организации-оператора, принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с организацией оператором;
  • устанавливают при необходимости критерии НОК ОД (дополнительно к установленным пунктом 4 статьи 95.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" критериям);
  • проводят НОК ОД с учетом информации, представленной организацией-оператором;
  • представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты НОК ОД, а также предложения об улучшении их деятельности.

Общественный совет по НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав указанного общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

5. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД организации, осуществляющие образовательную деятельность, выполняют следующие функции:

  • предоставляют в открытом доступе в сети "Интернет" отчет о результатах самообследования, а также информацию о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • по результатам участия в процедурах НОКО разрабатывают, согласовывают с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
  • используют результаты НОКО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.

6. Основные критерии и соответствующие параметры оценки деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В качестве основных критериев НОК ОД выступают:

  • открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  • удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Данные критерии являются обязательными при проведении НОК ОД. Дополнительно к ним органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут включить в проведение НОК ОД иные критерии, отражающие характеристики образовательных организаций и программ, важные для соответствующей системы образования.

Введение (при необходимости) дополнительных критериев НОК ОД осуществляется общественным советом по проведению НОК ОД.

7. НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

Каждая процедура НОК ОД может охватывать различные группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Группы участников таких процедур могут формироваться следующим образом:

  • полный охват всех организаций определенного типа;
  • выборочный охват организаций определенного типа.

При выборочном охвате необходимо точно определить характеристики организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании которых будет проводиться отбор участников НОК ОД.

В частности, это могут быть:

  • характеристики контингента обучающихся (например, школы, работающие в сложном социальном контексте);
  • территориальная отнесенность (например, дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности);
  • ведомственная принадлежность;
  • объемные показатели организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, малокомплектные школы);
  • специализация образовательных программ;
  • иные характеристики.

8. Процедуры НОК ОД осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Они призваны способствовать:

  • развитию конкурентной среды в системе образования;
  • популяризация подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
  • сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.

Информация о результатах НОК ОД размещается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".

Результаты оценки являются значимыми для широкого круга заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и других заинтересованных групп пользователей. Необходимо обеспечивать свободный доступ к полученным результатам НОКО.

9. Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах НОК ОД должна размещаться в открытом доступе и содержать:

  • описание методов и индикаторов, используемых при формировании Форм образовательных организаций;
  • сведения о баллах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
  • анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов.

При формировании Форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или реализуемых ими образовательных программ необходимо учитывать специфику факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).

Все информационные источники, используемые для построения Форм, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (данные ведомственной статистики, базы данных, мнения обучающихся, учителей и родителей (законных представителей) и т.п.).

Формы, представленные в открытом доступе, должны содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в Формы, могут получить разъяснения о методологии, направить свои комментарии.

При построении Форм в сфере общего и дополнительного образования детей целесообразно опираться на "Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации", утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 года.

3. Результаты независимой оценки качества образования могут быть представлены в различных формах (далее - Формы):

Рейтинг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу "от лучших - к худшим".

Рэнкинг - это форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка.

Таблица лиг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу), считаются примерно равными по данным показателям.

Топ лучших - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой выделяются только те участники, которые попали в список "лучших". Количество "лучших" для топа определяют организаторы (заказчики) оценки. Для этого используют, как правило, круглые числа: Топ-100. Список "лучших" может также определяться самими оценками, полученными участниками при проведении оценочной процедуры. В этом случае "лучшие" - это те, кто получил оценку не ниже заданного порога.

Аналитические материалы - это форма обобщенного представления результатов оценки качества образования, при которой индивидуальные оценки участников могут вообще не упоминаться, либо использоваться в качестве единичных отдельных примеров. Аналитические материалы могут быть оформлены как инфографика либо как текстовый документ. Примерами текстовых аналитических материалов являются публичные доклады, отчеты о результатах и перспективах деятельности образовательных организаций и систем.

4. Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития независимой оценки качества образования

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 95 "Независимая оценка качества образования");
  • Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной Палате Российской Федерации";
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295;
  • Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации";
  • Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
  • Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. N 951 "О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р";
  • Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
  • "Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации", утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 г. http://www.oprf.ru/files/2014dok/reyting_obrazovanie01122014.pdf;

В качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. N 13-312 "О подготовке публичных докладов".

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

18.04.2022

Настоящие Методические рекомендации по организации независимой оценки дополнительного образования детей (далее - Методические рекомендации) подготовлены в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного 30 ноября 2016 г. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

Основания для разработки Методических рекомендаций:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании);

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;

приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";

приказ Минфина России от 22 июля 2015 г. N 116н "О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и порядке ее размещения";

Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленные Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 г. N АП-512/02.

Методические рекомендации по организации независимой оценки дополнительного образования детей адресованы руководителям и специалистам региональных и муниципальных органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования; руководителям и педагогическим работникам организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; сотрудникам организаций, осуществляющих деятельность в сфере оценки качества образования; представителям общественных советов при региональных и муниципальных органах управления образованием.

Методические рекомендации раскрывают цели, задачи, направления и механизмы организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, способы представления и использования их результатов.

I. Общие сведения

Определение.

Независимая оценка качества образования (далее - НОК ДОД) - оценочная процедура, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Закона об образовании направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

НОК ДОД включает в себя следующие процедуры:

- независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам (подпункт 1 пункта 2 статьи 95 Закона об образовании);

- независимую оценку качества дополнительных общеобразовательных программ, осуществляемую в форме общественной экспертизы (статья 22 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации").

Цели и задачи.

НОК ДОД осуществляется в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг дополнительного образования детей, а также в целях повышения качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

НОК ДОД согласно "Концепции развития дополнительного образования детей" является одним из механизмов развития дополнительного образования детей.

В приоритетном проекте "Доступное дополнительное образование для детей" независимая оценка качества рассматривается как источник информации для общедоступного федерального информационного портала с региональными и муниципальными сегментами по вопросам дополнительного образования детей (далее - "Навигатор"), который позволяет семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивает возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка, а также выступает как механизм оценки и учета достижений обучающихся.

Развитие системы независимой оценки качества дополнительного образования способствует индивидуализации образования, созданию инструментов общественного участия в управлении системой дополнительного образования, принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней, повышению удовлетворенности граждан качеством дополнительных общеобразовательных программ.Хочу такой сайт

Субъектами НОК ДОД выступают:

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления;

- общественные советы по НОК ДОД при соответствующих органах власти;

- организации, реализующие процедуры НОК ДОД;

- эксперты, привлекаемые для проведения оценки;

- организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы.

В целях обеспечения проведения НОК ДОД органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления реализуют следующие функции:

- создают условия для развития организаций, реализующих процедуры НОК ДОД, в том числе обеспечивают механизмы стимулирования и поддержки некоммерческих социально ориентированных организаций, осуществляющих деятельность по проведению НОК ДОД в форме грантов (субсидий);

- создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ДОД на соответствующем уровне;

- координируют работу субъектов НОК ДОД на соответствующем уровне;

- формируют реестры экспертов и экспертных организаций, которые могут привлекаться к проведению НОК ДОД;

- организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ДОД на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;

- организуют разработку методических рекомендаций по разработке программ развития и модернизации образовательных программ на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

С целью учета особенностей системы дополнительного образования детей и реализации задач приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендуется обеспечивать формирование и функционирование общественного совета по проведению НОК ДОД или комиссии по проведению НОК ДОД в составе действующего общественного совета, реализующего функции независимой оценки качества образования.

В качестве организаций, реализующих процедуры НОКДОД (далее - организация-оператор), могут привлекаться:

- организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете);

- некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;

- коммерческие организации, имеющие опыт проведения процедур НОК ДОД;

- иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

При проведении НОК ДОД привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется заказчиком.

В рамках реализации работ (услуг) по проведению НОК ДОД организации-операторы осуществляют:

- разработку методики и инструментария проведения НОК ДОД;

- проведение апробации разработанного инструментария;

- разработку инструктивных и методических материалов;

- сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДОД, формирование баз данных;

- разработку программного обеспечения для сбора и (или) анализа указанных данных;

- обработку и анализ информации, получаемой в ходе НОК ДОД;

- подготовку отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители [законные представители] и другие заинтересованные группы пользователей);

- иные виды работ (услуг), обеспечивающие проведение НОК ДОД и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Организация-оператор обеспечивает прозрачность всех процедур НОК ДОД, открытость и доступность результатов проведенных оценок, предоставляет каналы обратной связи для выражения мнения по поводу проведения НОК ДОД для всех заинтересованных субъектов.

Организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы:

- обеспечивают открытость и доступ к информации об условиях и результатах осуществления образовательной деятельности по реализуемым дополнительным общеобразовательным программам;

- осуществляют контроль качества реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программ на основе полученных результатов НОК ДОД;

- по результатам участия в процедурах НОК ДОД разрабатывают план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;

- используют результаты НОК ДОД для решения задач развития системы дополнительного образования детей.

II. Независимая оценка качества подготовки обучающихся

по дополнительным общеобразовательным программам

Независимая оценка качества подготовки обучающихся в соответствии с положениями Закона об образовании (статья 95.1) проводится по инициативе участников отношений в сфере образования.

Участниками отношений в сфере дополнительного образования детей могут выступать:

- обучающиеся;

- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;

- педагогические работники и их представители;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность;

- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам проводится в целях получения информации об уровне освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ или их частей, развития навыков, способностей, формирования знаний и ценностей в соответствующих областях, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:

- определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых дополнительных общеобразовательных программ;

- выявление уровня образовательных достижений обучающихся, оценку динамики его изменения (прогресса);

- получение информации о качестве подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программ для использования в рамках информационного портала - "Навигатора";

- обеспечение принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации) в сфере образования, направленных на повышение качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.

Результаты НОК ДОД могут использоваться в процедурах приема в организации профессионального и высшего образования в установленных законодательством формах.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется в форме оценивания результатов:

- выполнения обучающимися проектной работы, контрольных заданий (тестов, выступлений), исследований, сдачи нормативов и др.;

- конкурсных состязаний (соревнования, олимпиады, фестивали, смотры и др.), в том числе конкурсов проектов, исследовательских работ (индивидуальных и групповых).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления:

- формируют перечни (реестры) конкурсных мероприятий, результаты участия в которых признаются в рамках независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, а также реестры организаций, осуществляющих независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам путем проведения конкурсов (состязаний) или в виде контрольных заданий (тестов, сдачи нормативов), определяя порядок их ведения;

- обеспечивают поддержку развития системы многоэтапных и разноуровневых конкурсных мероприятий;

- обеспечивают поддержку деятельности организаций, осуществляющих независимую оценку качества подготовки обучающихся;

- обеспечивают информирование участников образовательных отношений о возможностях проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.

Независимая оценка качества деятельности организаций по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в отношении каждой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в организации.

Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам путем проведения конкурсов (состязаний) или в виде контрольных заданий (тестов, сдачи нормативов), устанавливают группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся, формы фиксации (сертификации) достижений.

Организационные механизмы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам реализуются в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленными Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 г. N АП-512/02.

На основании результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, качества дополнительных общеобразовательных программ соответствующие органы власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления обеспечивают подготовку рекомендаций для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители [законные представители] и другие заинтересованные группы пользователей).

III. Независимая оценка качества дополнительных

общеобразовательных программ (общественная экспертиза)

Образовательная программа является ключевым документом, определяющим содержание дополнительных общеобразовательных программ. Образовательная программа разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Качество образовательной программы является обязательным условием качества образовательной деятельности, условием достижения высоких образовательных результатов.

Механизмом оценки качества дополнительных общеобразовательных программ является общественная экспертиза.

Общественная экспертиза дополнительных общеобразовательных программ проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования детей с целью определения соответствия содержания программ заявленным в них целям и задачам, потребностям обучающихся, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.

Общественная экспертиза дополнительных предпрофессиональных программ проводится с учетом федеральных государственных требований.

Общественная экспертиза дополнительных общеобразовательных программ проводится организацией-оператором на основании добровольной заявки авторов программы или организации, реализующей данную программу.

В целях обеспечения проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования:

- формируют реестр организаций, осуществляющих функции по проведению общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ;

- создают условия для их работы;

- обеспечивают информирование организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, о возможности проведения общественной экспертизы.

Организации-операторы, осуществляющие функции по проведению общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ:

- разрабатывают критерии и методики проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ;

- проводят отбор экспертов, которые могут привлекаться для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, с учетом требований приказа Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. N 556 "Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы";

- проводят подготовку экспертов (при необходимости);

- обеспечивают информирование организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, о критериях, методике, процедуре и результатах проведения общественной экспертизы.

Проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ организуется таким образом, чтобы исключить конфликт интересов. Это обеспечивается за счет:

- независимости привлекаемых экспертов, которая определяется как отсутствие взаимозависимых связей между экспертом и организацией (представителями организации), подавшей программу на общественную экспертизу;

- анонимностью сторон - экспертов и организации (представителей организации), подавшей программу на экспертизу.

Отбор экспертов для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ может осуществляться с использованием государственного (регионального) реестра экспертов и экспертных организаций.

Организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, обеспечивают открытость и доступность для экспертов текстов образовательных программ в соответствии с требованиями Закона об образовании (статья 29) и приказа Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".

Процедура подачи заявки на проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, регламент проведения экспертизы и представления ее результатов формируются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, с учетом настоящих Методических рекомендаций.

IV. Представление (открытость) процедур и результатов

НОК ДОД

В соответствии с основными целями и задачами НОК ДОД прозрачность проведения оценочных процедур и открытость результатов независимой оценки являются основными условиями ее эффективности. Прозрачность и открытость НОК ДОД обеспечивается за счет:

- прозрачности процедуры формирования общественных советов и открытости их деятельности;

- прозрачности процедур конкурсного отбора организаций-операторов;

- прозрачности процедур проведения НОК ДОД;

- открытости и доступности результатов НОК ДОД.

В соответствии с требованиями Закона об образовании (статья 95) открытость НОК ДОД обеспечивают:

- организации-операторы, осуществляющие независимую оценку качества образования, путем представления информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет";

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, путем представления информации на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" (bus.gov.ru);

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления путем представления информации на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" (bus.gov.ru).

Размещение результатов НОК ДОД на сайте bus.gov.ru осуществляется согласно приказу Минфина России от 22 июля 2015 г. N 116н "О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и порядке ее размещения".

Прозрачность процедуры формирования общественного совета по проведению НОК ДОД обеспечивают: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, при которых создаются общественные советы.

Прозрачность процедуры формирования общественного совета обеспечивает возможность для заинтересованных представителей общественности и общественных организаций осуществить следующие действия:

- выдвинуть кандидатуры своих представителей для включения в общественный совет по НОК ДОД;

- принять участие в отборе кандидатов для их включения в общественный совет по НОК ДОД;

- высказать свое мнение по составу общественного совета по НОК ДОД и по каждой из предложенных кандидатур.

Общественный совет по проведению НОК ДОД обеспечивает открытость информации о своей работе через оперативное опубликование в открытых источниках информации, в том числе на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти в сети "Интернет", о заседаниях общественного совета, обсуждаемых ими вопросах, принятых решениях.

Организация-оператор обеспечивает открытость процедуры проведения НОК ДОД, возможность уточнения и (или) проверки формируемых оценок.

Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах НОК ДОД размещается в открытом доступе, в том числе на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти в сети "Интернет", и содержит:

- описание методов, показателей и индикаторов, используемых при проведении НОК ДОД;

- регламенты процедур проведения НОК ДОД;

- результаты НОК ДОД, представленные в форме базы данных, на основании которых могут быть построены различные рейтинги-навигаторы;

- анализ и интерпретацию полученных результатов.

Результаты НОК ДОД должны быть опубликованы с учетом информационных интересов и возможностей основных категорий заинтересованных субъектов - обучающихся и их родителей, работников системы дополнительного образования, руководителей системы дополнительного образования.

Результаты НОК ДОД целесообразно размещать в сети "Интернет" на сайтах, востребованных указанными группами пользователей, а также в средствах массовой информации, имеющих широкую читательскую аудиторию.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленными Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 г. N АП-512/02, для представления результатов независимой оценки могут быть использованы различные информационные форматы: базы данных полученных оценок по каждому показателю, рэнкинг-навигатор, рейтинг, таблица лиг, топ лучших, аналитические материалы.

Для обеспечения понятности и доступности информации о результатах НОК ДОД при их публикации используются различные визуальные решения: инфографика, интерактивные диаграммы, картограммы и др.

При выборе форматов и оформлении результатов НОК ДОД необходимо учитывать специфику факторов, влияющих на качество предоставления услуг дополнительного образования детей (территориальное расположение, направленность и уровень дополнительных общеобразовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).

При проведении НОК ДОД допускается сопоставление оценок только между программами одинаковых направленности и уровня.

Размещение информации о результатах НОК ДОД необходимо сопровождать активной разъяснительной работой и широким общественным обсуждением с участием профессиональной и родительской общественности, бизнес-сообщества, представителей органов власти, авторитетных деятелей в соответствующих областях науки, искусства, спорта.

Публикации результатов НОК ДОД в открытых источниках должны быть оборудованы механизмами обратной связи, посредством которых отдельные пользователи или организации могут получить разъяснения о методологии, направить свои комментарии.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, руководители организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, обеспечивают открытость информации об использовании результатов НОК ДОД в управлении развитием системы дополнительного образования детей на соответствующем уровне.

Такая информация включает:

- рекомендации по развитию системы дополнительного образования детей, разработанные специалистами на основании результатов НОК ДОД;

- сведения об управленческих решениях (в виде нормативных правовых документов), принятых на основании результатов НОК ДОД;

- информацию о реализации управленческих решений, принятых на основании результатов НОК ДОД.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления обеспечивают создание и функционирование коммуникативных площадок для обсуждения вопросов, связанных с проведением НОК ДОД, ее результатами, выявленными в ходе проведения оценки проблемами и способами их решения. Коммуникативные площадки могут быть открытыми и общедоступными или ориентированными на определенные категории пользователей: экспертное сообщество, потребителей образовательных услуг, руководителей системы образования и образовательных организаций, других.

Результаты НОК ДОД представляются на общедоступном федеральном "Навигаторе", который позволяет семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивая возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».