ВИМ_ЦДТ

Муниципальное казённое учреждение «Управление образования
Кировоградского городского округа»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества им. Е.И. Порошина»
СОГЛАСОВАННО:
На заседании методического совета
Муниципального автономного
учреждения дополнительного
образования «Центр детского
творчества им. Е.И.Порошина»
«26» августа 2024 г.
Протокол № 4

УТВЕРЖДАЮ:
Директор муниципального
автономного учреждения
дополнительного образования «Центр
детского творчества им.
Е.И.Порошина»
_______________ А.А.Пчелина
«26» августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА»

Возраст учащихся от 8 до 17 лет
Срок реализации 3 года
Составитель:
Музыкальный руководитель –
Мартысевич Сергей Васильевич

Кировград
2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ........................................ 3
1.1. Пояснительная записка ...................................................................... 3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ............................... 12
1.3. Содержание общеразвивающей программы .................................. 14
1.4. Планируемые результаты по итогам освоения программы ......... 30
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ......................................................................................... 33
2.1. Условия реализации программы ..................................................... 33
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................. 42

2

ГЛАВА 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.
Программа

Пояснительная записка

«Вокально-инструментальная

музыка»

составлена

в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными
программными документами:
1. Федеральный

закон

от

29

декабря

2012г.

№ 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями
от 01 сентября 2023 года.
2. Концепция
утвержденной

развития

дополнительного

распоряжением

образования

детей,

правительства

Российской

Федерации

просвещения

Российской

Федерации

от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Приказ
от 09.11.2018

Министерства

г.

осуществления

№ 196

«Об

утверждении

образовательной

Порядка

деятельности

по

организации

и

дополнительным

общеобразовательным программам».
4. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций

дополнительного

образования

детей»,

утвержденный

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.
5. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования
к

условиям

организации

осуществляющих
основным

обучения

образовательную

и

воспитания

деятельность

общеобразовательным

программам

по
для

в

организациях,

адаптированным
обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья», утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 10.07.2015 № 26.

3

6. Устав МАУ ДО «Центр детского творчества» от 05.07.2021 г.
№ 475.
Срок реализации программы – 3 года. Данная программа вокальноинструментальной музыки рассчитана как на детей и подростков, освоивших
основные навыки игры на музыкальных инструментах и желающих
продолжить музыкальное и песенное творчество в составе вокальноинструментальной группы, так и на желающих приступить к освоению
основных навыков игры на музыкальных инструментах в музыкальном
коллективе.
Программа

включает

в

себя

как

многоуровневую,

так

и

дифференцированную систему подготовки в зависимости от начального
уровня учащихся МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И. Порошина», представленную в
трех независимых учебных циклах («Нулевой», «Стартовый» и «Базовый»).
На каждой ступени обучения предполагается освоение более сложных
приемов игры на музыкальных инструментах и разучивание более сложных
форм музыкальных произведений.
Специфика
на начальном

работы

этапе

вокально-инструментального

организации

занятий,

предполагает

ансамбля
набор

и

распределение учащихся на подгруппы по степени проявления музыкальных
способностей (с учетом социометрических измерений) для последующей
классификации

учебных

групп

по

разным

учебным

циклам.

При формировании ВИА также учитываются возрастные, психологические,
эстетические, вокально-ритмические и другие личностные особенности
конкретных детей.
Обучение строится по групповому и коллективному принципу. Занятия
проводятся в звеньях по 5-12 человек на инструментах, выбранных
учащимися

в

соответствии

с

их

интересами.

Основной

состав

инструментальной части ансамбля может состоять из ударных инструментов,
бас-гитары, ритм-гитары, соло-гитары, синтезатора. Наряду с ними могут
быть также включены другие музыкальные инструменты (скрипка, флейта,
4

духовые инструменты, бубен, шейкер и т. д.). Количество вокалистов
в ансамбле может составлять от одного и более участников. Возможны
варианты

совмещения

обязанностей

вокальной

и

инструментальной

деятельности. Также предполагается наличие в составе минимум 1-го
участника – звукорежиссера (звукооператора).
Важной составляющей программы является индивидуальный подход
к обучению. Учебная работа направлена на выявление индивидуальных
способностей и особенностей детей. Музыкальные занятия способствуют
созданию реальных условий эффективного развития детей, обладающих
определенными

способностями,

позволяют

определить

возможные

перспективы профессиональной ориентации учащихся.
Направленность (профиль) программы: художественная.
Актуальность программы:
На современном этапе возрастает интерес детей к новым музыкальным
жанрам, где одной из проблем музыкального образования становится
противопоставление теорий и взглядов, установка на развлекательные формы
массовой культуры, где чрезмерное преобладания музыкального ширпотреба
искажает художественный вкус. Одним из принципов музыкального
образования неизменно остается признание музыкального творчества в его
различных проявлениях как одного из важнейших стимулов развития
ребенка. Однако задача педагога заключается и в том, чтобы помочь ребенку
правильно разобраться во всем многообразии музыкальной палитры,
не лишая при этом возможности каждому ученику проявить себя в разных
видах музыкальной деятельности.
Интерес
профилактику

учащихся

к

асоциального

деятельности
поведения

ВИА

позволяет

проводить

детей,

заполнить

активным

содержанием их свободное время, создать условия для социального и
культурного самоопределения, а также помогает преодолеть неуверенность
в себе, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство
коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и
5

собственную значимость. Таким образом, игра в ансамбле стимулирует
развитие художественного вкуса и воспитывает по-настоящему культурного
человека.
Новизна

программы

заключается

в

комплексном

подходе

при изучении музыкального искусства, а также реализации программы
в контексте компетентностного подхода в образовании, где в рамках
программы предусмотрено приобретение опыта социальных практик,
адаптируемых в условиях нынешних реалий.
Существенное различие данной программы от классического подхода
заключается в том, что результат деятельности (исполнение) выступает
не только как средство эстетического воздействия на слушателя, но и как
средство музыкально-творческого развития личности самих учащихся,
основанное на потребности в выражении своих чувств, мыслей, взглядов.
Концепция развития дополнительного образования в рамках данной
программы позволяет существенным образом воплотить в жизнь миссию
по развитию мотивации подрастающих поколений, превращение феномена
дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого
вариативного

образования,

обеспечивающего

конкурентоспособность

личности, общества и государства в целом.
Педагогическая целесообразность:
Обучение

основывается

на

педагогическом

дифференцированного подхода в развитии, обучении

и

принципе
воспитании

обучающегося.
Ребенок, исполняя музыкальные произведения в ансамбле, должен
быть активен, и находиться в эмоциональном тонусе. Для этого учитываются
возрастные

возможности

и

индивидуальные

особенностей

детей

и

подростков.
Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают
естественное

побуждение

подростка к
6

творческому самовыражению,

дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими умениями
и навыками владения музыкальными инструментами.
Отличительные особенности программы:
1. Многозадачность, развитие учащегося, как творца-музыканта.
Помимо специфических музыкальных знаний и умений, учащиеся получают
навыки актерского мастерства, сценического движения, особых способов
организации речи, а также соблюдения технических условий, что в целом
способствует раскрытию насыщенного спектра способностей обучаемых.
2. Организация процесса занятий по данной программе построена
на основе применения системно-деятельностного подхода, что позволяет
не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного
и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать мотивацию и
потребность в непрерывном самостоятельном овладении умениями и
навыками в соответствии тенденциям современного общества. В процессе
обучения молодое поколение уверенно вступает на новые ступени
по развитию музыкальных умений и навыков, воплощая свои творческие
задумки и идеи в ходе выполнения заданий.
3. Говоря о формах занятий по данной программе, речь идет не только
о творческом развитии, гражданском становлении и ценностных ориентирах
подрастающего поколения, но и о профессионально-личностном пути
развития и становления, включающем в себя багаж освоенных умений.
4. С учетом наиболее характерного недостатка схожих по структуре
учебных

программ (копирование методов работы

профессиональных

музыкальных коллективов) данная программа главным образом нацелена
на выполнение основных задач дополнительного образования – эстетическое
воспитание, а также формирование и развитие личностных качеств
учащихся. Все эти признаки определяют нарицательно жанр «Вокальноинструментальный ансамбль» как самобытное явление отечественной
культуры.
7

Принцип формирования групп:
Группы могут комплектоваться как по возрастным критериям, так и
по уровню подготовки. В зависимости от уровня подготовки для каждой
группы определяется учебный цикл, предусмотренный программы обучения
(с 1-го по 3-й год обучения). Количественный состав детей в подгруппе
(от 6 до 12 человек, в зависимости от количества инструментов и наличия
солистов-вокалистов)

рекомендуется

не

превышать,

т. к.

увеличение

количества обучаемых в одной группе негативно скажется на результатах
работы. В отличие от оркестров, в которых одну партию играет несколько
исполнителей, в ансамбле каждым участником исполняется индивидуальная
партия.
Адресат программы: учащиеся 8-17 лет.
• Возрастные особенности детей 8-9 лет:
«Младший школьный возраст» – это особый период в жизни ребенка.
На начальных этапах дополнительной общеобразовательной программы
обучения происходит перестройка всей системы отношений ребенка с
действительностью, где отношение «ребенок – педагог» начинает определять
отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Решение
основной задачи развития требует особой деятельности. Она называется
учебной деятельностью, но полностью формируется не всегда и не у всех
детей. Наиболее благоприятные условия для формирования учебной
деятельности в данном возрасте создаются, если получение образования
строится на основе деятельностной теории учения, где решение задачи
достигается поиском того действия, с помощью которого можно так
преобразовать условия задачи, чтобы достигнуть требуемой цели.
Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому.
Процесс обучения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан
с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Поэтому
необходимо сформировать познавательную мотивацию. Формирование такой
познавательной мотивации чрезвычайно тесно связано с содержанием и
8

способами обучения. Действительная мотивация будет иметь место тогда,
когда дети будут сами стремиться на занятия, где им будет хорошо, приятно,
содержательно и интересно. Формы игровой деятельности позволяют сделать
смысл вещей более явным для ребенка. С помощью игры ребенок
приближает к себе смысл этих вещей. В младшем школьном возрасте игра
продолжает иметь хотя и вспомогательное, но все-таки существенное
значение. Она позволяет овладеть высокими общественными мотивами
поведения.
• Возрастные особенности детей 10-12 лет:
Дети 11-12 лет находятся в переходном возрасте – от младшего
возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть
младшим

подростковым

возрастом.

Возраст

связан

с

постепенным

обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление
независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять,
не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам
взрослых.
Однако,

несмотря

на

внешние

противодействия,

проявляемые

по отношению к взрослому, ребенок испытывает потребность в поддержке.
Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает
в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпровождение
помогают детям по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых.
• Возрастные особенности детей 13-15 лет:
Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется
выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную
с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания,
не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят
к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями,
к протестному поведению. Даже в целом нормально протекающему
подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность,
дисгармоничность развития.
9

Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и
женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Формируется
новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости
ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и
мнимые. Общение со сверстниками является ведущим типом деятельности
в подростковом возрасте, где осваиваются нормы социального поведения,
морали и т. п. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность
у подростков

смягчаются

при

теплых,

доверительных

отношениях

с близкими взрослыми.
• Возрастные особенности детей 15-17 лет:
Периодизация старшего школьного возраста определяется как ранняя
юность. Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь
тем, что подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.
Ему предстоит в скором времени выйти на путь трудовой деятельности и
определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к
учащемуся и условия, в которых происходит его формирование как
личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к
выполнению гражданских обязанностей. Самоопределение, как личностное,
так и профессиональное, – характерная черта юношеского возраста. Ведущая
деятельность – учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим,
начинают

побуждать

учебную

деятельность.

Проявляется

большая

избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной
деятельности – стремление приобрести профессию.
Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу
собственных

возможностей,

способностей

и

личностных

качеств.

Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску
закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастают
концентрация внимания, объем памяти, логика восприятия учебного
материала, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется
умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит
10

существенная

перестройка

самостоятельность,

эмоциональной

решительность,

сферы,

критичность

и

проявляется

самокритичность,

неприятие лицемерия, ханжества, грубости. Следует учитывать, что юность –
решающий этап формирования мировоззрения.
Уровни (ступени) общеразвивающей программы:
В реальной практике дополнительного образования сформировать
однородную группу практически невозможно, поэтому часто возникают
проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся по разным
характеристикам

(учебным,

неповторимы

своей

в

физическим,

психическим

индивидуальности:

по-разному

и

пр.).

Дети

воспринимают

информацию, по-разному анализируют, переключаются на новый вид
деятельности, у них разные интересы, внимание, память, работоспособность.
Но их надо включить в деятельность, обозначив зоны актуального и
ближайшего

развития.

Данная

программа

обучения

предполагает

дифференциацию учебного процесса по подгруппам на разных стадиях
(учебных циклах) изучения программы:
1. «Нулевой уровень» (1-й год обучения);
2. «Стартовый уровень» (2-й год обучения);
«Базовый уровень» (3-й год обучения).

3.

Особое значение имеет самооценка детей, когда они заявляют
о своих притязаниях на освоение того или иного уровня сложности,
пытаются

описать

свой

индивидуальный

маршрут,

формулируют

образовательные цели, определяют механизм их достижения.
Режим занятий:
− 1-й год обучения – 2 учебных часа в неделю / 36 учебных недель
(1 академический час = 45 минут);
− 2-й год обучения – 4 учебных часа в неделю / 36 учебных недель
(1 академический час = 45 минут);

11

− 3-й год обучения – 6 учебных часов в неделю / 36 учебных недель
(1 академический час = 45 минут).
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения:
− 1-й год обучения = 72 учебных часа (36 недель);
− 2-й год обучения = 144 учебных часов (36 недель);
− 3-й год обучения = 216 учебных часов (36 недель).
Особенности организации образовательного процесса:
− организация образовательного процесса в соответствии с учебным
планом;
− максимальное количество обучающихся в группе 12 человек;
− постоянный состав группы;
− очная форма обучения.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная,
групповая, коллективная.
Виды занятий:
− беседа, лекция;
− практическое занятие, тренинг, мастер-класс.
Формы подведения результатов: собеседование, опрос, анализ,
творческий проект, открытое занятие, творческий отчет, концерт, конкурс,
фестиваль.

1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

Цель: формирование музыкальной культуры воспитанников на основе
вокально-инструментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:

12

− ознакомление с качественными образцами современной мировой и
отечественной

музыки,

расширение

областей

знаний

о

структуре

гармонизации, ритмики и многообразии аранжировок различных стилей и
жанров;
− ознакомление в рамках технической составляющей с музыкальной
аппаратурой, инструментами и их коммутацией;
− обучение

разнообразным

приемам

игры

на

музыкальных

инструментах и вокальному мастерству;
− обучение основам музицирования и импровизации.
Развивающие:
− развитие

музыкальных,

творческих

способностей,

внимания,

памяти, музыкального слуха, мышления, воображения;
− развитие

устойчивого,

глубокого

интереса

и

любви

к исполнительству, побуждение к творческому самовыражению;
− развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
− воспитание творческой дисциплины, навыков культуры поведения
в обществе;
− воспитание

чувства

ответственности,

коллективизма,

взаимовыручки;
− воспитание духовно-нравственных качеств, установок, взглядов,
убеждений;
− формирование активной гражданской позиции и мировоззрения
в целом;
− приобщение

к

ценностям

культуры российского народа.

13

и

традициям

многонациональной

Содержание общеразвивающей программы

1.3.

Таблица 1
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№

Наименование раздела,

п/п

темы

Формы

Практ

аттестации /

Теория

Раздел 1. ВИА в мире музыки.
1.1.

Количество часов

Правила ТБ и ПБ. Вводное
занятие. История ВИА.

ика

Всего

4

0

4

2

0

2

2

0

2

8

20

28

контроля
Собеседование.

Знакомство с
1.2.

инструментальным составом
ВИА.

Раздел 2. Музыкальная грамота.
2.1.

Музыкальный звук и его
свойства.

Опрос.
2

4

6

2.2.

Система длительности звуков.

2

4

6

2.3.

Ритм. Метр. Размер.

2

4

6

2.4.

Сокращение нотного письма

2

4

6

0

4

4

8

32

40

2.5.

Ритмические рисунки в
ансамбле.

Раздел 3. Игра в ансамбле.
3.1.

3.2.
3.3.

Коллективная сыгранность
участников ансамбля.
Разучивание музыкального
репертуара.
Классное выступление.

ИТОГО:

Собеседование.
Анализ.

Собеседование.
Творческий проект.

2

24

26

Открытое занятие.
Творческий отчет.

6

6

12

0

2

2

20

52

72

14

Содержание учебно-тематического плана
(1-й год обучения)
•

Раздел 1. ВИА в мире музыки.
✓ Тема 1.1. Правила ТБ и ПБ. Вводное занятие. История ВИА.

Теория. Правила ТБ и ПБ. Вводное занятие. Техника безопасности
при игре на электромузыкальных инструментах и эксплуатации
звукоусиливающей аппаратуры. История возникновения ВИА. Жанры, стили,
направления в музыкальной индустрии вокально-инструментальной музыки.
Различие между ВИА и электронной музыкой.
✓ Тема 1.2. Знакомство с инструментальным составом ВИА.
Теория. История возникновения музыкальных инструментов ансамбля.
Устройство и технические характеристики инструментов ансамбля.
Функциональность инструментов, соответствие их применения и роли
в составе музыкального коллектива.
•

Раздел 2. Музыкальная грамота.
✓ Тема 2.1. Музыкальный звук и его свойства.

Теория. Музыкальная терминология. Тон и полутон, знаки альтерации.
Интервалы. Способы записи звуков (ноты, табулатура). Музыкальный лад
(мажор, минор).
Практика. Тренировка слуха – музыкальный лад, интервал.
✓ Тема 2.2. Система длительности звуков.
Теория.

Длительности

(целая,

половинная,

четверть,

восьмая,

шестнадцатая и т. д.), паузы.
Практика. Определение длительностей нот по характеру исполнения.
Написание штилей нот.
✓ Тема 2.3. Ритм. Метр. Размер.
Теория. Такт и тактовая черта. Затакт. Простые размеры. Сильная и
слабая доли такта.

15

Практика. Группировка длительностей по тактам. Определение
размера.
✓ Тема 2.4. Сокращение нотного письма.
Теория. Буквенное обозначение нот, аккордов. История возникновения
буквенной записи нот и аккордов. Особенности записи партитур в эстрадном
(вокально-инструментальном) жанре.
Практика. Чтение и запись знаков сокращения (ноты, аккорды,
табулатуры).
✓ Тема 2.5. Ритмические рисунки в ансамбле.
Практика. Наложение ритмического рисунка. Ритмический диктант.
Повторение хлопками ритмического рисунка. Сочинение и воспроизведение
ритмического рисунка.
•

Раздел 3. Игра в ансамбле.
✓ Тема 3.1. Коллективная сыгранность участников ансамбля.

Теория. Основы ансамблевой игры. Расположение инструментов
в ансамбле. Функции каждого инструмента в ансамбле. Понятие партитуры.
Настройка инструментов – основа чистоты исполнения. Понятие ритмсекции

в

составе

ансамбля.

Звуковой

баланс

между

вокалом

и

инструментами. Принципы использования трезвучий, пентатоник, гамм
в коллективной игре.
Практика. Одновременное начало и окончание игры. Ансамблевое
исполнение простых упражнений. Ритмические упражнения на одном
аккорде. Единство темпа и согласованное соблюдение силы звука. Развитие
музыкально-слуховой дисциплины. Отработка навыков исполнительского
мастерства, в т. ч. импровизационного характера.
✓ Тема 3.2. Разучивание музыкального репертуара.
Теория. Подбор репертуарных песен для исполнения. Особенности
музыкального стиля в вокально-инструментальном исполнении.
Практика.

Разбор

партий

в

ВИА.

Работа

над

аппликатурой

инструментальной партии. Работа над звукоизвлечением и динамикой.
16

Подбор тембров для инструментов. Точное выдерживание длительностей
нот. Работа над целостностью музыкального произведения.
✓ Тема 3.3. Классное выступление.
Практика. Итоговое занятие. Повторение выученного репертуара.
Подготовка и выступление на классном мероприятии.
Планируемые результаты
(Ожидаемые результаты по итогам 1-го года обучения)
•

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести

обучающийся в процессе занятий по программе.
Учащийся должен знать:
− правила

техники

безопасности

при

работе

с

музыкальной

аппаратурой и инструментами;
− современные музыкальные стили и направления;
− истоки стилей и направлений;
− значение термина «ансамбль»;
− музыкальную терминологию;
− основы нотной грамоты и нотного письма;
− первичный навык чтения нот;
− строение и обозначения аккордов;
− понятие «аккомпанемента» и «соло»;
− настройку инструментов;
− общие сведения о музыкальных инструментах, ее устройство,
назначение;
− базовые приемы исполнения на инструменте;
− устройство инструмента, приемы извлечения звука.
Учащийся должен уметь:
− читать ноты с листа в пределах одной октавы;
− читать произведение по табулатуре;
17

− настраивать и ухаживать за инструментом;
− играть аккорды по буквам;
− слаженно и уравновешенно играть в составе ансамбля;
− исполнять несложные ритмические рисунки;
− исполнять в составе ВИА 1-3 несложных разнохарактерных
произведений.
Таблица 2
Учебно-тематический план
(2-й год обучения)
№

Наименование раздела,

п/п

темы

Количество часов

Формы

Практ

аттестации /

Теория

ика

Всего

Раздел 1. Стили направления

Собеседование.

4

0

4

4

0

4

6

30

36

2

2

4

2

2

4

0

6

6

Многоголосье.

2

20

22

Раздел 3. Игра в ансамбле.

12

82

94

6

36

42

6

46

52

музыкального искусства.
1.1.

Правила ТБ и ПБ. Вводное
занятие. Стили музыки.

Раздел 2. Основа и альтернатива
вокальных навыков.
2.1

2.2.

2.3.
2.4.

3.1.
3.2.

Дыхание, звукообразование,
дикция.
Частотное и тембральное
интонирование вокала.
Пение в унисон.

Развитие ансамблевых
навыков.
Разучивание песен и

контроля

Собеседование.
Анализ.
Творческий проект.

18

Творческий проект.
Открытое занятие.
Творческий отчет.

инструментальных пьес.
Собеседование.

Раздел 4. Концертная

3

деятельность.

7

10

Открытое занятие.
Творческий отчет.

4.1.

Манера поведения на сцене.

1

1

2

4.2.

Урок-концерт.

1

2

3

4.3.

Гастрольная деятельность.

1

4

5

25

119

144

ИТОГО:

Конкурс.
Фестиваль.

Содержание учебно-тематического плана
(2-й год обучения)
•

Раздел 1. Стили направления музыкального искусства.
✓ Тема 1.1. Правила ТБ и ПБ. Вводное занятие. Стили музыки.

Теория. Основы ТБ и ПБ в условиях ВИА. История возникновения
направлений музыки. Понятие «живой» и «электронной» музыки, их
специфика, условная классификация по стилистическим направлениям.
Принципы создания музыки в популярных современных жанрах.
•

Раздел 2. Основа и альтернатива вокальных навыков.
✓ Тема 2.1. Дыхание, звукообразование, дикция.

Теория. Работа над особенностями произношения при пении.
Практика. Дыхательная гимнастика. Смена дыхания в процессе пения.
Упражнения

для

артикуляционного

аппарата.

Комплекс

вокальной

гимнастики.
✓ Тема 2.2. Частотное и тембральное интонирование вокала.
Теория. Понятия манеры исполнения. Особенности частотного и
тембрального интонирования в зависимости от выбранного стиля исполнения
(академическое, эстрадное народное, народно-характерное, альтернативное).
Практика. Вокальное интонирование в выбранном стиле и манере
исполнения.
19

✓ Тема 2.3. Пение в унисон.
Практика. Пение упражнений в унисон. Работа над ровным звучанием
во всем диапазоне голоса.
✓ Тема 2.4. Многоголосье.
Теория.

Классификация

половозрастным

певческих

характеристикам.

голосов

по

Принципы

диапазону

создания

и

партий

для многоголосья (терции, кварты, квинты и т. д.).
Практика. Пение с элементами многоголосья. Работа над диапазоном
голоса в условиях многоголосного исполнения.
•

Раздел 3. Игра в ансамбле.
✓ Тема 3.1. Развитие ансамблевых навыков.

Теория.

Сравнительный

анализ

аудио/видеоматериала

профессиональных музыкальных коллективов.
Практика. Одновременное начало и окончание игры. Ансамблевое
исполнение простых и сложных синкопированных ритмов. Ритмические
упражнения по заданной гармонической последовательности (секвенции).
Единство темпа и согласованное соблюдение силы звука. Развитие
музыкально-слуховой дисциплины. Отработка навыков исполнительского
мастерства, в т. ч. импровизационного характера.
✓ Тема 3.2. Разучивание песен и инструментальных пьес.
Теория. Подбор репертуара для исполнения. Знакомство с партитурой.
Прослушивание оригинала с обсуждением мелодического материала.
Практика.

Работа с инструментальными

партиями.

Подбор

и

исполнение оригинальной или вариативной аппликатура инструментальной
партии. Точное выдерживание длительностей нот. Работа в дуэтах: ударные –
бас, ритм – соло и т. д. Соединение основных партий. Работа над точностью
звукоизвлечения

и

динамическим

насыщением

партий.

Ритмическая

слаженность ансамбля. Подбор тембров для инструментов. Соединение
вокальной

и

инструментальной

партий.

музыкального произведения.
20

Работа

над

целостностью

•

Раздел 4. Концертная деятельность.
✓ Тема 4.1. Манера поведения на сцене.

Теория. Выработка интеллигентного и свободного поведения на сцене.
Практика. Развитие навыка прямого общения со зрительным залом.
✓ Тема 4.2. Урок-концерт.
Теория. Повторение пройденного материала.
Практика. Отчетный концерт. Итоговое занятие.
✓ Тема 4.3. Гастрольная деятельность.
Теория. Беседа о культуре поведения.
Практика. Участие в окружных, городских, межрегиональных и
прочих общественных мероприятиях. Участие в мастер-классах, конкурсах,
фестивалях и т. д.
Планируемые результаты
(Ожидаемые результаты по итогам 2-го года обучения)
•

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести

обучающийся в процессе занятий по программе.
Учащийся должен знать:
− правила

техники

безопасности

при

работе

с

музыкальной

аппаратурой и инструментами;
− классификацию музыкальных жанров и примеры их ярких
представителей;
− принципы создания музыки в составе ВИА;
− состав аккордов, входящих в 2-3 тональности, и их устное и
письменное обозначение;
− стандартное применение основных секвенций в построении
гармонии;
− механизм звукообразования;
− технику исполнения на инструменте и приемы звукоизвлечения;
21

− основы вокального искусства;
−

приемы одноголосого и многоголосного исполнения вокальной

партии;
− навыки пения в сопровождении ансамбля или фонограммы;
− культуру поведения на репетиции и на сцене.
Учащийся должен уметь:
− определять стиль, направление предложенного произведения;
− гармонически ориентироваться в 2-3 тональностях;
− предугадывать последовательность аккордов в гармоническом
пространстве;
− самостоятельно разучивать несложные мелодии;
− слаженно и уравновешенно играть в составе ансамбля;
− исполнять различные ритмические рисунки;
− исполнять сольно инструментальные партии;
− играть совместно с ансамблем солирующие партии;
− исполнять вокальные партии «а-капелла»;
− выразительно исполнять многоголосные вокальные партии;
− петь в составе ансамбля в различном диапазоне;
− исполнять в составе ВИА 3-5 разнохарактерных произведения;
− обладать коммуникативными навыками внутри коллектива и за его
пределами.
Таблица 3
Учебно-тематический план
(3-й год обучения)
№

Наименование раздела,

п/п

темы

Раздел 1. Музыкальное

Количество часов

Формы

Практ

аттестации /

Теория

3
22

ика

5

Всего

8

контроля
Собеседование.

оборудование.

Анализ.

Правила ТБ и ПБ. Вводное
1.1.

занятие. Коммутация

1

2

3

1

2

3

1

1

2

7

23

30

1

8

9

6

15

21

12

88

100

оборудования.
1.2.

1.3.

Способы подключения
аппаратуры.
Эксплуатация музыкального
оборудования.

Раздел 2. Развитие навыков
вокального исполнения.
2.1.

2.2.

Расширение певческого
диапазона.
Работа над вокальным
репертуаром.

Раздел 3. Игра в ансамбле.
3.1.

3.2.

Развитие ансамблевых
навыков игры.
Разучивание песен и
инструментальных пьес.

Раздел 4. Актерское мастерство и
сценическое искусство.
4.1.

4.2.

Работа над сценическим
образом.
Работа над художественным
образом.

Раздел 5. Звукозапись.
5.1.

Создание «домашних
условий» звукозаписи.

6

32

38

6

56

62

2

16

18

1

6

7

1

10

11

4

36

40

2

0

2

36

36

5.3.

Сведение и мастеринг.

2

0

2

4

0

4

2

0

2

Распространение

Творческий отчет.

Собеседование.
Творческий проект.
Творческий отчет.

Собеседование.
Творческий проект.

0

6.1.

Творческий проект.

Открытое занятие.

Процесс звукозаписи.

коллективного творчества.

Творческий проект.

Открытое занятие.

5.2.

Раздел 6. Продвижение

Анализ.

23

Творческий отчет.

Собеседование.
Опрос.

мультимедийной
информации.
Культурно-массовая

6.2.

деятельность.

Раздел 7. Концертная
деятельность.
Манера поведения на сцене.

7.1.

Психология концертного

7.2.

выступления.
Гастрольная деятельность.

7.3.

ИТОГО:

2

0

2

4

12

16

1

2

3

2

2

4

1

8

9

36

180

216

Собеседование.
Открытое занятие.
Творческий отчет.
Конкурс.
Фестиваль.

Содержание учебно-тематического плана
(3-й год обучения)
•

Раздел 1. Музыкальное оборудование.
✓ Тема 1.1. Правила ТБ и ПБ. Вводное занятие. Коммутация

оборудования.
Теория. Разновидности сигнальных кабелей и разъемов. Понятие
сигнала стерео/моно, экранирования, сечения и сопротивления кабелей.
Виды и назначение кабелей. Основные разъемы для подключения
акустической аппаратуры: Jack, Canon XLR, Speakon, RCA и т. п.
Использование мультикора, прокладка акустических и сетевых проводов.
Практика.

Определение

вида

кабеля

и

разъема. Определение

источника неисправности при коммутации музыкального оборудования и
инструментов.
✓ Тема 1.2. Способы подключения аппаратуры.
Теория.

Подбор

правильной

коммутации

для

аппаратуры

и

электроинструментов. Понятие о «линейном» и «микрофонном» типе
сигналов. Характеристика комбоусилителей и «кабинетов», активных и

24

пассивных мониторов, беспроводной и прочей специфической музыкальной
аппаратуры. Оборудование места для звукооператора.
Практика.
микрофонов

к

Подключение

электромузыкальных

комбоусилителям

и

прочим

инструментов

акустическим

и

системам.

Подключение источников звука и процессоров эффектов. Сбалансированное
распределение звука на сцене и в условиях акустического помещения.
Размещение звуковой аппаратуры (микшерного пульта, усилительных
компонентов, акустических систем, мониторов).
✓ Тема 1.3. Эксплуатация музыкального оборудования.
Теория. Уход и условия хранения музыкальных инструментов и
звукоусиливающей аппаратуры для поддержания технического состояния и
увеличения срока службы эксплуатации.
Практика.

Ревизирование

соединительных

шнуров,

штекеров

инструментов. Своевременная чистка от пыли и регулярная настройка
инструментов. Проверка соединительных шнуров на шумы и обрывы.
Проверка на отсутствие механически повреждений.
•

Раздел 2. Развитие навыков вокального исполнения.
✓ Тема 2.1. Расширение певческого диапазона.

Теория. Гигиена певческого голоса.
Практика. Распевки для расширения диапазона голоса.
✓ Тема 2.2. Работа над вокальным репертуаром.
Теория. Выбор музыкального произведения для сольного исполнения.
Практика.

Разучивание

вокальной

партии.

Работа

над звукоизвлечением. Работа с микрофонами – у микрофонной стойки и
без нее. Устранение ошибок в исполнении.
•

Раздел 3. Игра в ансамбле.
✓ Тема 3.1. Развитие ансамблевых навыков игры.

Теория. Просмотр и обсуждение аудио/видео материала с репетиций и
концертов. Разбор технических элементов инструментального и вокального
исполнения.
25

Практика.

Устранение

недостатков

аранжировки,

технической

неслаженности и т. п. Ритмические упражнения по заданной гармонической
последовательности (секвенции). Отработка навыков исполнительского
мастерства, в т. ч. импровизационного характера.
✓ Тема 3.2. Разучивание песен и инструментальных пьес.
Теория. Подбор репертуара для исполнения. Знакомство с партитурой.
Прослушивание оригинала с обсуждением мелодического материала.
Практика.

Работа с инструментальными

партиями.

Подбор

и

исполнение оригинальной или вариативной аппликатура инструментальной
партии. Точное выдерживание длительностей нот. Работа в дуэтах: ударные –
бас, ритм – соло и т. д. Соединение основных партий. Работа над точностью
звукоизвлечения

и

динамическим

насыщением

партий.

Ритмическая

слаженность ансамбля. Подбор тембров для инструментов. Соединение
вокальной

и

инструментальной

партий.

Работа

над

целостностью

музыкального произведения.
•

Раздел 4. Актерское мастерство и сценическое искусство.
✓ Тема 4.1. Работа над сценическим образом.

Теория. Формирование сценической культуры. Развитие способностей
«держаться в образе».
Практика. Музыкально-игровые импровизации для передачи чувств.
Средства выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения.
✓ Тема 4.2. Работа над художественным образом.
Теория.

Развитие

умения

заражать

зрителя

своими

мыслями,

представлениями, чувствами.
Практика. Постановка номеров. Создание музыкально-двигательного
образа песни. Работа над созданием музыкально-сценического рисунка
произведения.
•

Раздел 5. Звукозапись.
✓ Тема 5.1. Создание «домашних условий» звукозаписи.
26

Теория.

Минимум

технического

обеспечения.

Основные

тонкости

оборудования

работы

с

ПО.

и

программного

Создание

партий

в музыкальных «секвенсорах». Создание необходимых условий для процесса
звукозаписи, сведения и мастеринга. Понятие и назначение VST-плагинов
виртуальных эффектов.
✓ Тема 5.2. Процесс звукозаписи.
Практика. Процесс подготовки и записи партий музыкальных
инструментов.
✓ Тема 5.3. Сведение и мастеринг.
Теория. Сведение, обработка записанных партий, панорамирование.
Завершение процесса звукозаписи, сведение в финальный трек.
•

Раздел 6. Продвижение коллективного творчества.
✓ Тема 6.1. Распространения мультимедийной информации.

Теория. Принципы и основы таргетированной рекламы и процесса
дистрибуции творческих результатов деятельности. Работа соц. сетями и
дистрибуторами цифровых музыкальных площадок.
✓ 6.2. Культурно-массовая деятельность.
Теория. Принципы сотрудничества и участия в сфере культурномассовых мероприятий.
•

Раздел 7. Концертная деятельность.
✓ Тема 7.1. Манера поведения на сцене.

Теория. Выработка интеллигентного и свободного поведения на сцене.
Формирование

сценической

культуры.

Практика.

Формирование

собственного стиля исполнения. Формирование чувства удовольствия
от непосредственного общения с партнером, зрительным залом.
Практика. Развитие навыка прямого общения со зрительным залом.
✓ Тема 7.2. Психология концертного выступления.
Теория.

Эмоциональное

состояние

исполнителей

и

общий

коллективный тонус. Психологический настрой на концертное выступление.
27

Практика.

Возможные

нештатные

ситуации

и

варианты

их

исправления.
✓ Тема 7.3. Гастрольная деятельность.
Теория. Беседа о культуре поведения.
Практика. Участие в окружных, городских, межрегиональных и
прочих общественных мероприятиях. Участие в мастер-классах. Участие в
конкурсах, фестивалях. Участие в отчетном концерте.
Планируемые результаты
(Ожидаемые результаты по итогам 3-го года обучения)
•

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести

обучающийся в процессе занятий по программе.
Учащийся должен знать:
− правила

техники

безопасности

при

работе

с

музыкальной

аппаратурой и инструментами в условиях концертной и репетиционной
деятельности;
− назначение музыкальной и звукоусиливающей аппаратуры, ее
свойства и характеристики;
− основы

коммутации

звукового

оборудования

в

условиях

концертной и репетиционной деятельности;
− основы звукооператорской работы;
− понятия гигиены голоса и слуха;
− основы инструментальной и вокальной импровизации, построенные
на понятиях тональности, секвенции, трезвучий, гамм, пентатоники;
− принципы создания аранжировки музыкального произведения;
− технику исполнения на инструменте с различными приемами
звукоизвлечения;
− основы сценической культуры и актерского мастерства;
− принципы организации процесса звукозаписи;
28

− типы музыкальных редакторов, их назначение, стандартные
функции интерфейса управления;
− принципы организации концертного выступления;
− принципы организации таргетированной рекламы и дистрибуции
музыкального творчества.
Учащийся должен уметь:
− самостоятельно

осуществлять

подключение

музыкальных

инструментов в условиях концертной и репетиционной деятельности;
− гармонически ориентироваться в 3-5 тональностях;
− самостоятельно подбирать по слуху и разучивать несложные
фрагменты мелодии;
− слаженно и уравновешенно играть в составе ансамбля;
− импровизировать по ступеням пентатоники;
− аккомпанировать солисту, солировать под аккомпанемент;
− выразительно

исполнять

многоголосные

вокальные

партии

в различных направлениях;
− исполнять в составе ВИА 3-5 разножанровых произведений;
− выражать свой стиль исполнения;
− ориентироваться в проектах звукозаписи собственных музыкальных
треков;
− ориентироваться

в

способах

распространения

результатов

музыкального творчества;
− обладать навыками общения со зрителями;
− воплощать сценический и художественный образ на сцене;
− положительно влиять на эмоциональной настрой коллектива и
зрителя.
− применять сценические навыки на выступлении;
− ориентироваться в проектах звукозаписи собственных музыкальных
треков.
29

1.4.

Планируемые результаты по итогам освоения программы

Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
− определять и формулировать цель деятельности на занятиях;
− проговаривать последовательность действий

при

исполнении

произведений;
− высказывать предположение (версию) по исполнению музыкальных
произведений;
− объяснять выбор наиболее подходящих действий для выполнения
задания;
− выполнять практическую работу по предложенному педагогом
плану.
2. Познавательные УУД:
− ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже
известного;
− добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя
свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
− перерабатывать полученную информацию;
− делать выводы в результате совместной работы всего объединения;
− сравнивать и группировать предметы и их образы;
− учиться совместно с педагогом и другими партнерами давать
эмоциональную оценку деятельности коллектива на занятии.
3. Коммуникативные УУД:
− доносить свою позицию до других;
− уметь слушать и понимать речь других;
− вставать на позицию другого человека;
− вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и искусства;
− продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
30

− осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность.
Личностные результаты:
− оценивать жизненные ситуации (поступки, события) с точки зрения
собственных

ощущений

(события

внутри

творческого

объединения,

обсуждения музыкальных произведений);
− в предложенных ситуациях оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
− называть и объяснять свои чувства и ощущения, полученные
в результате знакомства с произведениями музыкального искусства;
− объяснять отношение к содержанию с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
− самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения;
− выявлять самые простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей);
− в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, совершать поступок.
Предметные результаты:
− сформировать знания о вокально-инструментальном искусстве и
музыке в целом, как о системе, интенсивно развивающемся явлении,
о закономерностях и принципах его функционирования;
− сформировать осознания тесной связи между эстетическим,
языковым,

литературным,

интеллектуальным,

духовно-нравственным

развитием личности и ее социальным ростом;
− овладеть навыками исполнительского мастерства на музыкальных
инструментах в коллективе и под собственный аккомпанемент;
31

− уметь

применять

навыки

исполнительского

мастерства,

сценического и художественного воплощения при достижении необходимых
задач;
− учитывать исторические культурные аспекты в процессе изучения
художественного произведения;
− владеть теоретическими, музыкально-эстетическими знаниями.
Ключевые компетенции в результате освоения программы:
− языковые

(позволяют

осуществлять

речевую

деятельность

в соответствии с языковыми нормами языка в данном виде деятельности,
а также способствует развитию языковых способностей обучаемых);
− социально-личностные (формируют отношение к самому себе, как
к личности и к взаимодействию личности с другими участниками коллектива
и общества в целом);
− личностноадаптивные (формируют умение применять знания
на деле в ходе вокально-инструментальной деятельности, использовать
новую информацию и коммуникативные технологии, придумывать новые
пути решений);
− коммуникативные

(вырабатывают

способность

общаться

эффективно, продуктивно и качественно);
− информационно-познавательные

(определяют

способность,

направленную на реализацию потребностей при обмене информацией);
− социокультурные

(вырабатывают

способность

оперировать

системой социокультурных знаний и умений при осуществлении общения
в условиях диалога культур, то есть на межкультурном уровне).

32

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.

Условия реализации программы

Помещение для занятий ВИА должно быть звукоизолирующим,
соответствующим нормам электро и пожаробезопасности, с умеренным
звучанием инструментов, тщательно настроенных. Помещение должно быть
достаточно просторным, учитывая то, что детям необходимо пространство
для сценического движения. В небольших помещениях следует уделить
особенное внимание звучанию ударных инструментов (при необходимости
заглушать

их

или

использовать

бамбуковые

палочки

и

щетки).

Для небольших помещений желательно применение электронной барабанной
установки.
Для

организации

эффективного

процесса

занятий

допускается

применять:
− портативный ноутбук с программным обеспечением категории
«музыкальный редактор», «музыкальный секвенсор» по типу свободного
распространения («shareware»);
− внешняя звуковая карта USB;
− комплект инструментов и расходных материалов для мелкого
ремонта аппаратуры и коммутаций (мультиметр, отвертки, паяльник т. д.);
− библиотека музыкальной литературы для учащихся и педагога;
− партитуры музыкальных произведений.
В дидактическое обеспечение входят следующие компоненты:
− разноуровневые задания и тесты;
− музыкальные файлы для обработки;
− готовые фонограммы;
− презентации;
− обеспечение вариативности доступа к необходимым источникам
посредством применения сети интернет.
33

•

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Специальное помещение для занятий ВИА.
2. Хозяйственный инвертарь:
− столы и стулья для учащихся и педагога;
− кладовая или стеллажи для хранения коммутационной аппаратуры,
костюмов и пр.
3. Музыкальное оборудование:
− гитарный комбоусилитель от 200 Вт (2 шт.);
− бас-гитарный кабинет от 200 Вт;
− микшерный пульт;
− активные колонки мощностью от 200 Вт (4 шт.);
− ноутбук;
− внешняя звуковая карта USB;
− профессиональные студийные наушники.
4. Музыкальные инструменты и принадлежности:
− электрогитара (2 шт.);
− гитара полуакустическая;
− гитарный процессор (2 шт.);
− бас-гитара;
− стойка для гитар и бас-гитары (4 шт.);
− гитарный тюнер (2 шт.);
− синтезатор;
− стойка для синтезатора;
− малая ударная установка (бас-бочка, малый барабан, альт-том,
тенор-том, напольный том, хай-хет, крэш-тарелка, райд-тарелка, педаль,
стул);
− комплект микрофонов для подзвучки ударной установки;
− электронная ударная установка;
− перкуссия (шейкер, маракасы, бубен, колокольчики и т. д.);
34

− шнуровые вокальные микрофоны (4 шт.);
− пюпитры (4 шт.);
− коммутационные провода для муз. инструментов типа «Jack-Jack»;
− коммутационные провода для микрофонов типа «Canon-Canon»;
− коммутационные сигнальные провода типа «XLR-XLR»;
− сетевые провода 220 v;
− сетевые удлинители с выключателем 220 v;
− блоки питания 12v 3A;
− прочий расходный материал (струны для электрогитар, медиаторы,
барабанные палочки, запасные ремешки или цепи для педали, элементы
питания).
•

Информационное обеспечение:

− организация

доступа

к

интернет-источникам

с

учебно-

методической литературой;
− организация доступа к учебному материалу в сети интернет;
− организация места в сетевом мультимедийном пространстве
для обмена информацией (личный блог педагога, соц. сети и т. д.)
комбинация синхронной и асинхронной форм дистанционной поддержки
(онлайн и офлайн) с применением способов дистанционного контроля и
самоконтроля;
− внедрение
с применением
интернет

возможности

дифференцированного

автоматизированного

(составление

процесса

интерактивных

обучения

заданий

в

обучения
посредством

яндекс-формах,

теоретические онлайн-тесты, применение учебных платформ типа Skillbox,
Moodle, Learnme, Mentimeter и т. д.).

35

•

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования, работающий со вокальноинструментальным ансамблем, помимо основных педагогических задач по
обучению исполнительским навыкам игры в вокально-инструментальном
ансамбле

и

воспитанию

художественно-эстетического

вкуса,

должен

обладать навыками технического обслуживания музыкальной аппаратуры.
•

Методическое обеспечение:

Вокально-инструментальный ансамбль относится к любительским
коллективам, поэтому работа с его участниками отличается от работы
академических

ансамблей

в музыкальных

школах.

В

академическом

исполнительстве процесс работы над произведением выглядит следующим
образом: партитура – замысел – воплощение. Что же касается вокальноинструментальный группы, то там структура музыкально-творческой
деятельности принципиально иная: замысел – партитура – воплощение. А
нередко в практической деятельности встречается и такое явление, когда
творческий процесс заканчивается созданием партитуры, поскольку на
репетиции, в работе над деталями, конкретизацией образа происходит
изменение, иногда и кардинальное, выразительных средств и только на
завершающем этапе создается конечный вариант. Часто участники ансамбля
сами предлагают изменения своей партии, в сторону упрощения или
усложнения.

Само

профессионализма

произведение

исполнителей,

или

может

изменяться

для

воплощения

с

ростом

специальных

художественно-творческих замыслов.
Учебный процесс в ансамбле ка правило протекает в различных
организационных формах и видах – коллективных и индивидуальных,
теоретических и практических, урочных и репетиционных занятиях. Он
включает

разнообразные

виды

деятельности

педагога

и

учащихся,

направленные на овладение знаниями и применением умений и навыков
эстрадного исполнительства:
36

1. Коллективная
способствует

форма

установлению

организации

учебной

доверительных

деятельности

отношений

между

руководителем и учащимися. Они вместе принимают участие в решении
учебных и воспитательных задач, в формировании музыкально-эстетической
культуры, познавательных интересов, используют разнообразные методы и
приемы активизации процесса обучения. При разучивании произведения
руководитель, ставя перед коллективом определенные вопросы (проблемные,
наводящие),

комментируя

и

оценивая

ответы,

должен

стремиться

к самостоятельному участию в обсуждении каждого ученика, сообразуясь
с его индивидуальными возможностями.
2. Индивидуально-групповая учебная работа отличается большей
степенью

самостоятельности,

максимальным

соответствием

уровню

подготовки, развития способностей и творческих возможностей каждого
участника.

Она

упражнений,

наиболее

эффективна

направленных

на

при

выполнении

совершенствование

различных
музыкально-

исполнительских навыков, более глубокое освоение партии. Индивидуальногрупповые

занятия

позволяют

регулировать

скорость

продвижения

учащегося в музыкально-творческом развитии сообразно его подготовке и
возможностям.

Успех

определяется

правильным

подбором

дифференцированного материала, систематическим контролем над их
выполнением, оказанием своевременной помощи руководителем коллектива.
При умелой организации индивидуально-групповых занятий на репетиции
у ребят формируются навыки и потребности в самообразовании.
3. Групповая форма занятий ансамбль делится на исполнительские
группы: солирующую и аккомпанирующую. Групповые занятия приучают
музыкантов к совместному исполнительству, а общение является важным
условием формирования исполнительской культуры, более эффективной
ансамблевой подготовки. Соотношение различных видов организации
учебно-воспитательного процесса на репетиции, выбор оптимальных
вариантов этого сочетания определяются руководителем с учетом сложности
37

репертуара,

содержания

изучаемого

материала,

методов

обучения,

специфики коллектива и индивидуальных качеств каждого участника
в отдельности.
К

настоящему

времени

сложилась

и

получила

широкое

распространение система методов музыкального обучения, включающая
объяснение, рассказ, беседу, показ и моторный метод, но в живом процессе
они тесно связаны между собой. В зависимости от целей занятия различные
методы:
1. Объяснение широко используется в учебном процессе. Основная
его функция – инструктирование, а цель – раскрытие новых понятий, тех или
иных закономерностей исполнительского искусства, разъяснение характера
предстоящих действий, предупреждение наиболее вероятных ошибок.
2. Рассказ

при

работе

с

эстрадным

ансамблем

используется

на теоретических и практических занятиях, особенно при изучении истории
эстрадной и джазовой музыки.
3. Беседа применяется на занятиях для углубления, закрепления и
проверки знаний, систематизации и обобщения ранее изученного материала,
а также для приобретения новых знаний.
4. Показ занимает исключительное место в музыкальном обучении.
Его не могут заменить никакие самые совершенные пособия. Только педагог
может

подметить

ошибку,

дать

совет

и

подсказать

упражнение

для ликвидации замеченных недостатков. Особенно велика его роль
при отработке двигательных навыков. Конечно, показ не должен быть
использован в целях «натаскивания», важно продемонстрировать ученику
результат, которого он должен добиваться. В процессе обучения применяется
и так называемый отрицательный показ, цель которого оттолкнуть
от демонстрируемого (беззлобная карикатура на исполнения воспитанника).
В группу практических методов входят разнообразные упражнения,
помогающие закрепить знания, приобретать и совершенствовать умения и
навыки. В музыкальном обучении можно выделить три группы упражнений:
38

1. Теоретические (устные и письменные). Применяются на занятиях
по музыкальной грамоте и теоретических занятиях.
2. Тренажерные. Тщательная отработка отдельных элементов того
или иного практического действия (гаммы, пентатоника, арпеджио, аккорды).
3. Репетиционные.

Разучивание

и

исполнение

произведения

в определенном порядке, то есть отработка его по отдельным частям.
В реальном процессе обучения методы применяются в различных
сочетаниях. Выбор их определяется многообразием решаемых учебных
задач. На каждом занятии в зависимости от цели и содержания используются
те или иные методы, причем одним из них отводится большая роль, другим
меньшая. Но цель занятия достигается применением не только одного
ведущего метода, а всей совокупности используемых методов и приемов
обучения.
Таким образом, в основе систематизации методов музыкального
обучения в ансамбле лежит музыкально-познавательная деятельность –
способы, с помощью которых приобретаются знания, умения и навыки,
постигаются законы музыкального развития, проникаются в сущность
явлений музыкально-исполнительского искусства. Именно в этом процессе
воспитанники овладевают творческим методом исполнительского искусства,
музыкально-художественного познания.

2.2.
•

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Формы аттестации:

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
− фото/видео отчет;
− звукозапись;
− журнал посещаемости;
− праздник, концерт, конкурс, фестиваль.
39

•

Формы предъявления и демонстрации образовательных

результатов:
− творческий отчет;
− концерт;
− конкурс;
− фестиваль;
− открытое занятие.
•

Оценочные материалы:

Для получения достоверных сведений, отражающих динамику развития
уровня теоретических знаний, практических умений и навыков игры в ВИА и
определения следственных причин возможной неустойчивости необходимо
комплексное применение различных диагностических методов в целях
выявления

сопутствующих

факторов,

нуждающихся

в

коррекции

при последующем их формировании.
Для определения показателей субъективных оценок о сформированном
уровне учебных знаний, умений и навыков в ВИА рекомендовано
применение следующих разработанных диагностических методик:
1. Диагностика уровня развития теоретических знаний, практических
умений и навыков в ВИА.
2. Диагностика уровня исполнительского мастерства в ВИА по итогам
конкурсных и публичных выступлений.
Предложенные диагностические тесты, позволяют комплексно подойти
к изучению особенностей в процессе организации занятий ВИА при их
субъективной оценке или реакции по тем или иным признакам сочетают
в себе следующие необходимые свойства для отражения достоверности
полученных результатов:
− обладают диагностической и прогностической обоснованностью,
т. е. позволяют оценивать актуальный уровень знаний, умений и навыков,
40

а также

составлять

научно-обоснованный

прогноз

относительно

его

вероятного и наиболее эффективного формирования;
− обладают компактностью и удобством для обследования в условиях
дистанционного

режима,

а

также

не

препятствовать

образованию

комфортных условий для испытуемых;
− подтверждают и дополняют друг друга в целях обеспечения
надежности,

точности

и

достоверности

полученных

результатов

исследовательской деятельности.
Анализ результатов каждой диагностики характеризует различные
степени формирования, а также динамику усвоения теоретических знаний,
практических умений и навыков игры в ВИА, где уровень развития
обучаемых предполагает выявление соответствия ожиданию представленной
цели

программы

обучения.

Количественные

показатели

уровня

формирования знаний, умений и навыков подтверждают и дополняют
комплексно положительную или отрицательную динамику оценок каждой
представленной диагностики.

41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные и нормативно-правовые акты
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской
Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: текст с изменениями и
дополнениями от 01 сентября 2023 года: [принят Государственной Думой
21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. –
Москва: Эксмо, 2018. – 144 с. – Текст: непосредственный.
2. Распоряжение

Правительства

РФ

от

31.03.2022

№ 678-р

«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года». – Текст: электронный // Официальный интернет-портал
правовой информации. URL: http://actual.pravo.gov.ru/text.html#pnum=000120
2204040022 (дата обращения: 07.01.2023). – Режим доступа: свободный.
3. Постановление

правительства

РФ

от

11.10.2023 г.

№ 1678

«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ». –
Текст: непосредственный.
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо

Министерства

просвещения

РФ

от

29.09.2023 г.

№ АБ-39/35/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих

формирование

компетентностей,

связанных

функциональной
с

грамотности

эмоциональным,

и

физическим,

интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
42

общего образования, для реализации приоритетных направлений научнотехнологического и культурного развития страны».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
7. Устав МАУ ДО «Центр детского творчества имени Евгения
Ивановича Порошина» от 05.07.2021 г. № 475.
Учебники, учебные пособия, монографии, научные источники
8. Агафошин, П. С.
П. С. Агафошин. –

Школа

Москва:

игры
Музыка,

на

шестиструнной

2008. –

180 с. –

гитаре /
Текст:

непосредственный.
9. Ананьева, М. А. Патриотическое воспитание посредством музыки /
М. А. Ананьева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. –
№5 (295). – С. 301–303.
10.

Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей /

В. П. Анисимов. – Mосква: Владос, 2004. – 130 с. – Текст: непосредственный.
11.
статей /

Багадуров, В. А. Воспитание и охрана детского голоса: Сб.
В. А. Багадуров. –

Москва:

Владос,

2003. –

21 с. –

Текст:

непосредственный.
12.
работе

Белопашенцева, А. С. Теория коллектива А. С. Макаренко в
современных

воспитательных

систем /

А. С. Белопашенцева,

Е. О. Лосинская, Т. Г. Сумина. – Текст: непосредственный // Студенческий
научный форум-2019. – URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018012471
(дата обращения: 01.08.2023).
13.

Бранд, В. В. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля:

Метод. пособие / В. В. Бранд – Москва: Молодая гвардия, 1990. – 30 с. –
Текст: непосредственный.
43

14.

Гаврилова Т. Н. Актуальность использования дистанционных

образовательных технологий в процессе внедрения образовательной системы
нового

поколения /

Т. Н. Гаврилова. –

Текст:

непосредственный //

Межрегиональная конференция «Современные информационные технологии
в образовании». – URL: http://ито-ростов.рф (дата обращения: 01.08.2023).
15.

Гаранян, Г. А. Аранжировка для эстрадных инструментальных и

вокально- инструментальных ансамблей / Г. А. Гаранян. – Москва: Музыка,
1986. – 224 с. – Текст: непосредственный.
16.

Гермаш, Н. П. Современный самоучитель игры на синтезаторе и

фортепиано /

Н. П. Гермаш. –

Москва:

ИТРК,

2016. –

62 с. –

Текст:

непосредственный.
17.

Гвоздева, С. В. Как подобрать аккомпанемент к мелодии.

Практические советы по свободной гармонизации: Пособие для учащихся
музыкального колледжа / С. В. Гвоздева. – Казахстан: КГКП «Рудненский
музыкальный колледж», 2014. – 30 с. –Текст: непосредственный.
18.

Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя /

Д. Б. Кабалевский. –

Москва:

Просвещение,

1981. –

192 с. –

Текст:

непосредственный.
19.

Коновалова, С. А. Педагогическая модель развития творческой

активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного
образования / С. А. Коновалова. – Текст: непосредственный // Педагогика
искусства. – 2011. – №4. – С. 1–7.
20.

Кузнецов, В. А. Теория и методика учебно-творческого процесса

в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях / В. А. Кузнецов. –
Москва: Музыка, 2000. – 244 с. – Текст: непосредственный.
21.

Купинский, К. М. Школа игры на ударных инструментах /

К. М. Купинский. –

Москва:

Музыка,

1982. –

204 с. –

Текст:

непосредственный.
22.

Мещерякова, В. С.

учащимися-гитаристами

в

Освоение
условиях
44

музыкального

инструмента

дополнительного

образования /

В. С. Мещерякова. – Текст: непосредственный // Педагогика искусства. –
2019. – №1. – С. 77–82.
23.

Программа

Примерный

воспитания

диагностический

и

социализации

инструментарий:

обучающихся:

Метод.

рекомендации.

Выпуск 3 / сост. И. В. Адоевцева, О. В. Тайгин. – Кострома: КОИРО, 2019. –
34 с. – Текст: непосредственный.
24.

Саульский, Ю. С.

Аранжировка:

Учеб.-метод.

пособие

для

учащихся муз. училищ (эстрадная специализация) / Ю. С. Саульский. –
Москва: б. и., 1977. – 128 с. – Текст: непосредственный.
25.

Стрелецкий, С. Популярный учебник композиции или как

сочинять песни / С. Стрелецкий. – Москва: ИД Катанского, 2003. – 96 с. –
Текст: непосредственный.
26.

Струве, Г. А.

Методические

рекомендации

к

работе

над

песенным репертуаром / Г. А. Струве. – Санкт-Петербург: Лань., 1997. –
64 с. – Текст: непосредственный.
27.

Холопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура,

тематизм: учеб. пособие для вузов / В. Н. Холопова – Санкт-Петербург: Лань,
2002. – 367 с. – Текст: непосредственный.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».