Компьютерная грамота для детей с ОВЗ

Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Кировоградского
городского округа»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества им. Е.И. Порошина»

СОГЛАСОВАННО:
На заседании методического совета
муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Центр
детского творчества им. Е.И. Порошина»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор муниципального автономного
учреждения дополнительного образования
«Центр детского творчества им.
Е.И.Порошина»

«26» августа 2024 г.
Протокол № 4

_______________А.А.Пчелина
«26» августа_2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Компьютерная грамота»
(для детей с ограниченными возможностями здоровья 7-18 лет)
Срок реализации 1 год

Составитель:
Педагог дополнительного
образования
Боброва Елена Викторовна

Кировград
2023 г.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

2.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) общеобразовательной общеразвивающей программы:
техническая.
Актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы.
Данная программа социально-педагогической направленности.
В современных условиях дополнительное образование несёт в себе огромные возможности
в деле адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа «Компьютерная грамотна» отражает социальный заказ образовательного
учреждения на обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с тем,
чтобы содействовать как можно лучшей подготовки к самостоятельной активной
общественной жизни, учитывает общие закономерности и специфические
особенности детей.
Информационные компьютерные технологии
помощник
в
освоении
нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика.
2. ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы», СанктПетербург 2020 г.
Программа предполагает знакомство с программами Microsoft Word, Paint, Microsoft Power
Point.
Адресат общеразвивающей программы
Программа предназначена для учащихся 7-18 лет и рассчитана на один год обучения и
предполагает повтор обучения по данной программе в связи с различными особенностями
детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа является
коррекционной: способствует развитию личности ребенка; в условиях группы обеспечит
каждому учащемуся возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной
работе. Формирование знаний и умений осуществляется на доступном для учащихся
уровне.
Принципы формирования учебных групп
Свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю (72 часа в год).
Программа рассчитана на один год обучения и предполагает повтор обучения по данной
программе в связи с различными особенностями детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Особенности организации образовательного процесса - реализация разноуровневой
общеразвивающей программы по уровням сложности: базовый (1 год обучения) предполагает минимальную сложность содержания, использование и реализация
общедоступных и универсальных форм организации материала.
2

2.2. Нормативно-правовая база
Нормативно-правовые документы, послужившие основанием для разработки данной
программы:
•

Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273).

•

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам).
•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г.
№41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические
требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных организации дополнительного образования детей» (далее СанПиН).
•

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

•

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).

•

Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации образовательных программ».
Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики
в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях
модернизации образования.

3

2.3. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через
практическую подготовку к самостоятельной жизни средствами овладения компьютерной
грамотности.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи.
Обучающие:
• способствовать
формированию
информационной
и
функциональной
компетентности;
• формировать практические умения и навыки работы с компьютером;
• получение теоретических знаний и практических навыков в области компьютерного
дизайна;
Развивающие:
• развивать у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе
освоения компьютерной грамотности;
• развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ, зрительное
восприятие в целом, координацию в системе «глаз- рука»;
• использовать процесс обучения для дальнейшего развития учащихся и коррекции
недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
Воспитательные:
• воспитывать положительные качества личности и характера (аккуратность,
трудолюбие и др.);
• способствовать, развитию самостоятельности, ответственности, активности;
• воспитывать умение планировать свою работу и доводить начатое дело до конца.

Форма обучения - фронтальная, индивидуальная, групповая.
Виды занятий: беседа (получение нового материала); самостоятельная деятельность
(дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух
занятий); познавательная игра; просмотр видео материалов, презентаций; разработка
творческих проектов и их презентация; участие детей в разнообразных мероприятиях.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие, презентация.

4

2.4. Планируемые результаты
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в
процессе занятий по программе.
Должны знать:
• знать правила поведения в компьютерном классе;
• назначение и функциональные возможности текстового редактора Microsoft Word
• назначение и функциональные возможности приложения Microsoft Power Point;
• технологию работы в приложении Microsoft Power Point;
• объекты и инструменты приложения Microsoft Power Point;
• основные объекты презентации;
• назначение и виды шаблонов для презентации;
• основные элементы управления презентацией;
• структуру окна программы;
• этапы и приемы создания презентации в PowerPoint.
• технологию работы с каждым объектом презентации.
Должны уметь:
• уметь осуществлять действия с компьютером (включать, выключать, сохранять
информацию на диске, выводить информации на печать);
• называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок
и пр.);
• работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование,
печать);
• работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать
их и сохранять);
• создавать и оформлять слайды;
• изменять настройки слайда;
• располагать на слайде текст и графику;
• использовать различные режимы отображения слайдов;
• применять различное оформление слайдов;
• удалять, перемещать и копировать слайды;
• выбирать и настраивать анимацию текстового и графического объектов;
• вставлять в презентацию звук и видеоклип;
• отбирать необходимую информацию для выбранной темы презентации,
воспользовавшись ресурсами Интернета;
• создавать презентацию на заданную тему.
Изучение материала проходит под контролем учителя, с обязательным освоением основных
навыков и приёмов практической работы в электронных презентациях. В процессе
обучения учащиеся закрепляют знания на практике и выполняют итоговую работу по курсу,
демонстрируя все полученные знания при защите своей работы, рассказывая процесс её
выполнения.
В результате изучения данного курса учащиеся должны создавать простейшие презентации
из 4-5 слайдов. В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в группе,
бережного отношения к имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры
5

общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и
логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.

2.5. Воспитательный потенциал
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, воспитанный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В
соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в
сфере образования цель воспитания обучающихся в: развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи
воспитания обучающихся: • усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); •
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие); • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов
освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ООО.
Программа направленна на созидание, патриотизм и стремление к межнациональному
единству, способствующих развитию умений строить коммуникацию, отношения в
обществе, расти здоровыми гармонично развитыми личностями
Формы воспитательной работы:
По количеству участников: индивидуальные – беседы, занятия с одним
воспитанником; групповые – группа нескольких участников находятся в
непосредственном контакте и взаимодействии (воспитанники группы); массовые – в
процессе задействованы участники нескольких групп для проведения праздников и
различных мероприятий.
Виды деятельности отображаются в формах познавательной, трудовой, художественноэстетической, игровой, ценностно-ориентированной и коммуникативной деятельностях
воспитанников.
По степени затраты времени для подготовки формы воспитательной работы:
требующие предварительной подготовки.
В зависимости от метода воспитательного воздействия формы воспитательной работы
используются следующие виды:
1.
Словесные (Беседы, лекции)
2.
Наглядные (Выставки: Рождественская сказка, Веселая масленица; фестивали,
посещение музея КИКМ)
3.
Практические (Конкурсы по темам МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И. Порошина»,
праздники: День рождения коллектива, Я знаю – ВСЕ!)
6

3.Учебный план
Учебный (тематический) план
Количество часов
№ п\п

Наименование
разделов и тем

Всего Теория

Практические
занятия

Формы
контроля

1

Компьютер для
начинающих.

12

6

6

Практ. раб.№ 16

2

Информационные
технологии.

22

7

15

Практ. раб.
№ 7-20

3

Назначение
приложения PowerPoint.

4

2

2

Опрос по ЗУН
Практ. раб.
№ 21

4

Базовая
технология
создания презентации

12

2

8

Практ. раб.
№ 22-29

5

Создание
презентации,
состоящей из нескольких
слайдов.

16

-

16

Задания
для
тренировки

6

Создание презентации по
теме «Мой город».

6

1

5

Контр.
вопросы

Итого:

72

18

54

7

4. Возрастные особенности
Возрастные особенности детей 7-11 лет
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 7 до 11 лет. В
дошкольном и младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами
развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач. Общими
характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность,
продуктивность и устойчивость. Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка
резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе на занятиях, научить
их учиться, быть внимательным, усидчивым. У ребенка должен быть достаточно развит
самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется
синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать
связи между элементами воспринимаемого. Эти особенности необходимо учитывать при
общении с ребёнком и его развитии. Это возраст достаточно заметного формирования
личности.
Возрастные особенности детей 12-18 лет — переходный от детства к юности.
Характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Стоит обратить внимание на
такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это
значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки, а быстрая
переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том
же деле. Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята
занимаются с удовольствием и длительное время. Значимой особенностью мышления
подростка является его критичность. Средний школьный возраст — самый благоприятный
для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные
ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам
интересно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в
дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Система оценочных суждений,
нравственных идеалов неустойчива. Работа педагога должна быть направлена на
формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных
суждений. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства
подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка
иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство,
эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому педагог должен быть
внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной
работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. Необходимо обратить внимание на
8

следующие аспекты: формирование нравственных качеств личности; знакомство с
примерами положительных идеалов. Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности
развития и поведения подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших
противоречивых условиях реальной жизни. Особое значение для подростка в этом возрасте
имеет возможность самовыражения и самореализации.

9

4.1. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план

№ п\п

№
в теме

Дата

Кол-во
часов

Наименование
разделов и тем

Теория

Пр.
зад.

Электронные
учебные
материалы

1. Компьютер для начинающих – 12 часов

1

2

3

4

5

1

1

Презентация
«Техника
безопасности»
Анимация
«Технология
и
безопасность работы.
Рабочее
пространство.
Осанка.»

1

Презентация
«Знакомство
с
компьютером».
Анимация
«Компьютер,
его
история, роль в жизни
человека»

1

Анимация «Основные
устройства
(системный
блок,
монитор,
мышь,
клавиатура) и их
назначение.»

Устройство ввода «мышь». 1

Анимация «Мышь и
ее назначение»
Анимация
«Назначение кнопок
мыши»
Анимация
«Вспомогательная
кнопка мыши»

Практическая работа №1.
Мышь и её назначение.

Упражнение
«Движение мышью»
Игра
«Спасение
мяча»
Игра «Раскраска»

Техника безопасности в
компьютерном классе.

2

Знакомство с
компьютером.

3

Основные устройства, их
функции, взаимосвязь,
программное управление
работой компьютера.

4

5

10

1

Игра
комнаты»

6

7

8

6

7

8

Устройство ввода
«клавиатура».

Анимация «Группы
клавиш
и
их
назначение».
Анимация
«Вспомогательные
клавиши Windows».
Анимация
«Дополнительная
цифровая
клавиатура».
Анимация «Приемы
работы с текстом».

1

Практическая работа №2.
Знакомство с клавиатурой.

Практическая работа №3.
Группа алфавитноцифровых клавиш. Группа
функциональных клавиш.

«Уборка

1

Анимация
«Положение
рук.
Привязка клавиш к
пальцам»
Тренажер
«Тренировка набора
символов».

1

Анимация
«Алфавитно
–
цифровые клавиши.
Положение рук».
Анимация
«Функциональные
клавиши».
Тренажер
«Набор
символов правой и
левой рукой»
Тренажер
«Набор
символов
обеими
руками»
Анимация
«Блок
клавиш управления
курсором»

9

10

9

10

Практическая работа №4.
Клавиши управления
курсором.

Практическая работа №5.
Запускаем программы.
11

1

1

Упражнение «Отдели
предложения»
Упражнение «Вставь
пропущенные слова»
Упражнение
«Диктант».
Анимация
«Компьютерные
программы».

Управляем компьютером с
помощью меню.

11

11

Практическая работа №6.
Выполняем вычисления с
помощью
приложения.
Калькулятор.

12

12

Ввод и вывод данных.

1

1

2. Информационные технологии – 22 часа
Презентация
«Текстовый
редактор Microsoft W
ord»

13

1

Текстовый
редактор Microsoft Word.

14

2

Практическая работа №7.
Вводим текст.

15

3

Подготовка
документов.

16

4

Практическая работа №8.
Редактируем текст

17

5

Основные
объекты
1
текстового документа.

18

6

Практическая работа №9.
Работаем с фрагментами
текста. Форматируем текст.

19

7

Этапы
подготовки
1
документа на компьютере.

20

8

Практическая
работа
№10. Создание таблиц.

1

21

9

Практическая работа №11.
Форматирование таблиц.

1

22

10

Практическая работа №12.
Вставка готового рисунка.

1

23

11

Практическая работа №13.
Объекты WORDART

1

12

Компьютерная
графика.
Графические
редакторы 1
(Paint).

24

текстовых

12

1

1

Презентация
текста»

«Ввод

Анимация «Приемы
работы с текстом»

1
2

1
Презентация
«Подготовка
документа к печати»

Анимация
«Изображения
компьютере»

на

25

13

Практическая
работа
№14.Знакомимся
с
инструментами
графического
редактора Paint. Начинаем
рисовать.

1

Анимация
«Редактирование
растровых
изображений»

26

14

Устройства
ввода
1
графической информации.

27

15

Практическая
№15.Совмещение
объектов.

28

16

Практическая работа №16.
Использование кривой.

1

29

17

Практическая работа №17.
Конструирование
объёмных фигур.

1

30

18

Практическая работа №18.
Выполнение наклонов.

1

31

19

Практическая работа №19.
Монтаж
рисунка
из
объектов.

1

31

20

Мультимедийные
технологии.

21

Практическая работа №20.
Создаем комбинированные
документы.

33

работа
1

Анимация
«Представление звука
в компьютере»

1

1

3. Назначение приложения PowerPoint – 4 часа

34

35

1

Возможности и область
использования
приложения Microsoft
PowerPoint. Типовые
объекты презентации.

1

2

Запуск и настройка
приложения Microsoft
PowerPoint. Назначение
панелей инструментов.

1

13

Презентация
«Создание
презентаций».

36

3

Практическая работа №21.
Группы инструментов
среды Microsoft PowerPoint

2

4. Базовая технология создания презентации – 12 часов
37

1

Практическая работа №22.
Режимы презентаций.

38

2

Практическая работа №23.
Выбор
шаблона
оформления.

1

39

3

Практическая работа №24.
Создание презентации.

1

40

4

Практическая работа №25.
Художественное
оформление презентации

1

41

5

Вставка звука и видео
1
клипов в Презентацию.

42

6

Практическая работа №27.
Звуки и видеоизображения.

43

7

Настройка анимации звука
1
или клипа.

44

8

Практическая работа №26.
Настройка анимации

1

45

9

Практическая работа №28.
Гиперссылки
в
презентации.

2

46

10

Назначение управляющих
1
кнопок

47

11

Практическая работа №29.
Создание
управляющих
кнопок.

1

Презентация «Этапы
создания
презентаций».

1

1

5. Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов – 16 часов
48

1

Подбор материала для
презентации
«Любимый
праздник».

1

49

2

Создание
презентации
«Любимый праздник»

1

14

50

3

Художественное
оформление презентации
«Любимый праздник».

1

51

4

Настройка
презентации
праздник»

1

52

5

Подбор материала для
презентации
«Моя
любимая книга».

1

53

6

Создание презентации

1

54

7

Художественное
оформление презентации

1

55

8

Настройка
презентации

1

56

9

Подбор материала для
презентации.
Тема
по
собственному выбору.

1

57

10

Создание презентации

1

58

11

Художественное
оформление презентации

1

59

12

Настройка
презентации

1

60

13

Подбор материала для
презентации
«Виды
транспорта»

1

61

14

Создание презентации

1

62

15

Художественное
оформление презентации

1

63

16

Настройка
презентации

1

анимации
«Любимый

анимации

анимации

анимации

6. Создание презентации по тематике «Мой город» - 6 часов
64

1

Подбор материала
презентации

65

2

Создание презентации

1

66

3

Художественное
оформление презентации

1

15

для

1

67

4

Настройка
презентации

анимации

68

5

Защита презентации

Итого – 72 часа

16

1
2

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Компьютер для начинающих.
Техника безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. Основные
устройства, их функции, взаимосвязь, программное управление работой компьютера.
Устройство ввода «мышь». Устройство ввода «клавиатура». Ввод и вывод данных.
Учащиеся должны знать:
• правила техники безопасности при работе в компьютерном классе;
• основные блоки персонального компьютера и назначение его основных устройств.
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры использования компьютеров;
• осуществлять ввод-вывод данных.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №1. Мышь и её назначение.
Практическая работа №2. Знакомство с клавиатурой.
Практическая работа №3. Группа алфавитно-цифровых клавиш. Группа функциональных
клавиш.
Практическая работа №4. Клавиши управления курсором.
Практическая работа №5. Запускаем программы. Управляем компьютером с помощью
меню.
Практическая работа №6. Выполняем вычисления с помощью приложения. Калькулятор.
Тема 2. Информационные технологии.
Текстовый редактор Microsoft Word. Подготовка текстовых документов. Основные
объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.
Компьютерная графика. Графические редакторы (Paint). Устройства ввода графической
информации. Мультимедийные технологии.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
• работать в текстовом редакторе Microsoft Word (выбор шрифта, набор текста,
форматирование, печать);
• работать в графическом редакторе Paint (создавать собственные рисунки,
редактировать их и сохранять).
Компьютерный практикум
Практическая работа №7. Вводим текст.
Практическая работа №8. Редактируем текст.
Практическая работа №9. Работаем с фрагментами текста. Форматируем текст.
Практическая работа №10. Создание таблиц.
Практическая работа №11. Форматирование таблиц.
Практическая работа №12. Вставка готового рисунка.
Практическая работа №13. Объекты WORDART
Практическая работа №14.Знакомимся с инструментами графического редактора Paint.
Начинаем рисовать.
Практическая работа №15.Совмещение объектов.
Практическая работа №16. Использование кривой.
17

Практическая работа №17. Конструирование объёмных фигур.
Практическая работа №18. Выполнение наклонов.
Практическая работа №19. Монтаж рисунка из объектов.
Практическая работа №20. Создаем комбинированные документы. Мультимедийные
технологии.
Тема 3. Назначение приложения Microsoft PowerPoint.
Возможности и область использования приложения PowerPoint. Типовые объекты
презентации. Запуск и настройка приложения PowerPoint. Назначение панелей
инструментов.
Учащиеся должны знать:
• назначение и функциональные возможности PowerPoint;
• объекты и инструменты Microsoft PowerPoint;
• технологию настройки Microsoft PowerPoint.
Компьютерный практикум
Практическая работа №21. Группы инструментов среды Microsoft PowerPoint
Тема 4. Базовая технология создания презентации.
Постановка задачи на конкретном примере. Выделение этапов создания презентации. I этап
— создание фона. II этап — создание текста. III этап — вставка рисунков в презентацию.
IV этап — создание анимации текста. V этап — настройка анимации рисунков. VI этап —
запуск и отладка презентации. Вставка звука и видео клипов в Презентацию. Настройка
анимации звука или клипа. Назначение управляющих кнопок. Алгоритм создания
управляющих кнопок.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №22. Режимы презентаций.
Практическая работа №23. Выбор шаблона оформления.
Практическая работа №24. Создание презентации.
Практическая работа №25. Художественное оформление презентации
Практическая работа №26. Настройка анимации
Практическая работа №27. Звуки и видеоизображения.
Практическая работа №28. Гиперссылки в презентации.
Практическая работа №29. Создание управляющих кнопок.
Учащиеся должны знать:
• объекты, из которых состоит презентация;
• этапы создания презентации;
• технологию работы с каждым объектом презентации;
• назначение управляющих кнопок;
• какие операции осуществляются с их помощью.
Учащиеся должны уметь:
• создать слайд;
• изменить настройки слайда;
• создать анимацию текста, изображения;
• вставить в презентацию звук и видео клип;
• настроить анимацию клипа;
• создавать управляющие кнопки.
Тема 5. Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов
18

Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание нескольких
слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.
Учащиеся должны уметь:
• создать презентацию из нескольких слайдов;
• пользоваться Сортировщиком слайдов.
Тема 6. Создание презентации по теме «Мой город». Практикум.
Описание назначения презентации как составляющей проекта. Использование ресурсов
Интернета для отбора необходимой информации для презентации. Технология создания
собственного фона презентации – создание и вставка рисунка.
Учащиеся должны уметь:
• создавать презентацию в рамках данной темы.

19

5. Условия реализации ДОП
Организационно-педагогические условия
5.1. Календарный учебный график
№

Основные характеристики образовательного процесса

Кол-во
часов

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

273

3

Количество часов в неделю

п/п

1 год обучения

4

2

Количество часов
1 год обучения

72

5

Недель в I полугодии

16

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

1.09

8

Каникулы

-

9

Выходные дни

31.12 – 8.01

10

Окончание учебного года

31.05

20

5.2. Материально –техническое обеспечение программы

1.
2.
3.
4.
5.

Компьютерные столы, учебные столы, стулья.
Компьютер — Asus (1 шт.), ноутбук — Lenovo (9 шт.), нетбук - Packard (6 шт.);
Принтер - HP Deskjet;
сканер - Mustek.
сеть Интернет;
Кадровое обеспечение

Программу реализует один педагог дополнительного образования –
Боброва Елена Викторовна
Образование – высшее, 2000 г. Нижне-Тагильский государственный педагогический
институт (НТГПИ). Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 38 года. В МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И. Порошина» - 14 лет.

21

5.3. Методическое обеспечение
Формы обучения
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая
деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат
практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в
программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и
компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для
обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в
программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность
выполнения работы для обучающихся.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся по соблюдению правил электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления
учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или
общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах
различной сложности и трудоёмкости, учитывая особенности обучающихся и уровнем их
общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований
охраны здоровья детей.
Формы работы
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
• фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
• индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем
помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности
учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
• групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно
построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить
помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе
деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению
задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является
ориентирование учеников на создание подгрупп с учётом их возраста и опыта
работы.
При организации образовательного процесса используются Методы:
Словесный:
• объяснение
• диалог (педагога с учащимся)
• беседа
Практические работы:
22

упражнения
• тренажёры
• игры
• тесты
• викторины
Наглядный:
• показ
• наблюдение
• просмотр видеоматериалов
Стимулирование и мотивация:
• ситуация успеха
Формы организации:
• фронтальный опрос
• фронтально-индивидуальная работа на компьютере
• фронтальное тестирование
• эвристическая беседа
• викторина
• вопросы по теме
• работа с клавиатурным тренажером
• тренажер мыши
• выполнение различных развивающих заданий на компьютере
•

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Примерная структура занятия:
Организационный момент (1 мин.)
Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие
внимания (3 мин.)
Разбор нового материала. (7 мин.)
Физкультминутка (2 мин.)
Работа за компьютером (15 мин.)
Подведение итогов занятия (2 мин.)

Дидактические средства:
иллюстрации, таблицы, карточки, электронные задания, презентации, тренажеры,
тесты, презентации, тексты из учебника и пр.
Примерный тематический перечень электронных средств
учебного назначения
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием
тем с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
• электронное пособие из Интернета
• компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом;
• клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
• компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
• компьютерные мозаики;
23

•

логические игры на компьютере.
5.4.

Формы аттестации/контроля оценочных материалов

Аттестация/Контроль

Срок проведения

Форма

Входная диагностика

Начало учебного года

Беседа, тесты
Торренса

Текущий

Во время занятия

Диагностика

Девиса,

наблюдение
Периодический

По итогам
периода

Итоговый

По
итогам
обучения

учебного Практическая
работа,
проект, викторина, тесты,
собеседование, выставка
работ
срока Тесты Девиса, Торренса,
выставка
работ,
формирование Портфолио

Для отслеживания результатов образовательной деятельности по программе
«Компьютерная грамота» проводятся различные виды контроля результативности усвоения
программного материала: входная диагностика, текущий контроль, периодический
контроль, итоговый контроль.
Входная диагностика. Проводится в начале учебного года с целью определения уровня
развития детей, выявления имеющихся знаний. Входной контроль осуществляется в форме
беседы, тестирования.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого
обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль служит для
определения педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому
обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде
педагогического анализа результатов тестирования, опросов, самостоятельных и
практических работ, активности обучающихся на занятиях.
Итоговый контроль проводится в виде педагогического анализа результатов выполнения
учащимися диагностических тестов, участие в выставке работ. В процессе проведения
итоговой аттестации оценивается результативность освоения программы.

24

Оценочные материалы
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретические
знания

2.Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Критерии
Соответствие
теоретич.
знаний
ребенка
программным
требованиям

Соответствие
практических умений
и
навыков
программным
требованиям

3.Умение слушать и Адекватность
слышать педагога
восприятия
информации, идущей
от педагога

4.Умение
Способность
организовывать свое самостоятельно
рабочее место
готовить свое рабочее
место к деятельности
и убирать его за собой

5.Владение
специальным
оборудованием,
оснащением

Отсутствие
затруднений
использовании
оборудования,
оснащения

в
и

25

Степень выраженности оцениваемого
качества
1балл миним. уровень (ребенок овладел
менее
½
объема
знаний,
предусмотренных программой)
2балла средний
уровень
(объем
усвоенных знаний составляет более
половины)
3балла максимальный уровень (ребенок
освоил практический весь объем знаний
за конкретный период)
1б миним. уровень (ребенок овладел
менее ½ предусмотренных умений и
навыков)
2б средний уровень (объем усвоенных
умений и навыков составляет более ½)
3 б максим. уровень (ребенок овладел
практически
всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой за конкретный период)
1б минимальный уровень (ребенок
испытывает затруднения при работе,
нуждается в постоянной помощи
педагога)
2б средний уровень (работает с
помощью педагога)
3б максимальный уровень (работает
самостоятельно, без особых трудностей)
1б минимальный уровень (ребенок
испытывает затруднения при работе,
нуждается в постоянной помощи
педагога)
2б средний уровень (работает с
помощью педагога)
3б максимальный уровень (работает
самостоятельно, без особых трудностей)
1б минимальный уровень (ребенок
испытывает затруднения при работе с
оборудованием, оснащением)
2б средний уровень (работает с
оборудованием,
оснащением
с
помощью педагога)

6.Творческие навыки

3б максимальный уровень ( работает с
оборудованием,
оснащением
не
испытывает особых трудностей)
Креативность
в 1б начальный (элементарный) уровень
выполнении
развития креативности, в состоянии
практических заданий выполнять
лишь
простейшие
практические задания
2б репродуктивный уровень (выполняет
в основном задания по образцу)
3б творческий уровень

Мониторинг освоения детьми Программы проводится педагогом, определяется с помощью
устного опроса, тестирования, наблюдения, формирования Портфолио. Тестирование в
совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням:
высокий уровень (В), средний уровень (С), низкий уровень (Н). В конце учебного года
можно проследить динамику усвоения каждого обучающегося.

26

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы и материалы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №
273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением
правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Мин. обр. науки России от 29 августа 2013 г. № 1008 утвержден Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, регулирующий организацию и осуществление
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в
том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
4. Сан Пин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.
5. Концепция комплексной государственной программы «Инженерная школа Урала» на
2015 –2020 годы;
6. Устав МАУ ДО «ЦДТ», утвержденный Постановлением Администрации Кировградского
городского округа от 18.02.2018 г. № 221.

1.
2.
3.
4.

5.

Для педагога
Программа по информатике и ИКТ (системно- информационная концепция)/
Н.В.Макарова - СПб.: Питер, 2020.- 128 с.: ил.
Пользователь персонального компьютера: практические задания Методическое
пособие / В. П. Жуланова, Е. О. Казадаева,
О. Л. Колпаков и др. – 2-е изд., стереотипное. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО,
2021.
Основы компьютерной технологии. Том 1: Учебное пособие для старших классов по
курсу «Информатика и вычислительная техника»/ Ю.А.Шафрин - 3-е изд.,
переработанное.- Москва, АБФ, 2021.
Практикум по компьютерной технологии. Том 2: Учебное пособие для старших
классов по курсу «Информатика и вычислительная техника»/ Ефимова О.В.,
Морозов В.В. - 3-е изд., дополненное и переработанное.- Москва, АБФ, 2019.

Интернет-ресурсы
6. https://www.youtube.com/watch?v=azdl5q7_LXg&ab_channel=%D0%A1%D0%B5%D
1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%
D1%85
7. https://www.youtube.com/watch?v=Uq4QZHpB6w&ab_channel=%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0
%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85
8. https://www.youtube.com/watch?v=OZp2CZFh8-A
27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».