Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Кировоградского городского округа» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина» СОГЛАСОВАННО: На заседании методического совета Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И.Порошина» «26» августа 2024 г. Протокол № 4 УТВЕРЖДАЮ: Директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И.Порошина» _______________ А.А.Пчелина «26» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы хореографии» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации – 2 года Автор-составитель: Серебрякова Александра Алексеевна, педагог дополнительного образования Кировград 2024 г. Оглавление ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ .................................................................2 Пояснительная записка .............................................................................................................3 Направленность (профиль) программы ...................................................................................3 Актуальность программы..........................................................................................................3 Нормативно-правовые документы, послужившие основанием для разработки данной программы: .....................................................................................................................................4 Адресат общеразвивающей программы ..................................................................................5 Возрастные особенности детей дошкольного возраста ( 5-7 лет) ............................................5 Режим занятий ............................................................................................................................6 Объем общеразвивающей программы .....................................................................................6 Срок освоения ............................................................................................................................6 Формы обучения ........................................................................................................................6 Виды занятий: ............................................................................................................................7 Цель и задачи образовательной программы ...............................................................................7 Цель образовательной программы ...........................................................................................7 Задачи программы .....................................................................................................................7 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ..........................................................8 Учебный план (1 год обучения)................................................................................................8 Содержание учебно-тематического плана(1 год обучения) ..................................................9 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ........................................................12 Учебный план (2 год обучения)..............................................................................................12 Содержание учебно-тематического плана(2 год обучения) ................................................13 Планируемые результаты ...........................................................................................................16 Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. ....................................................................17 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ......................................................18 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год ..................................................18 Комплекс организационно-педагогических условий...............................................................19 Условия реализации программы ............................................................................................19 Кадровое обеспечение .............................................................................................................20 Формы аттестации ...................................................................................................................20 Список литературы ......................................................................................................................23 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Направленность (профиль) программы: художественная. Актуальность программы. Сегодня, как никогда, актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста, оптимизация развития опорно-двигательного аппарата ребенка, формирование правильной осанки дошкольников. Занятия по обучению хореографии совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Занятия дают организму физическую нагрузку и побуждают воспитанника к достижению успеха. Используемые движения оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Весь процесс физического напряжения проходит на фоне специально подобранного музыкального материала, который стимулирует воспитанников на двигательную активность, вызывая желание многократно повторять движения под музыку. Гармоничное соединение движения и музыки во время занятий по хореографии дают возможность пластического самовыражения, помогают в формировании атмосферы положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же те психологические процессы, которые лежат в их основе. Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с тенденциями развития дополнительного образования, и согласно Концепции развития дополнительного образования детей способствует: • созданию необходимых обучающихся, условий позитивной для личностного социализации и развития профессионального самоопределения; • удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. • формированию и развитию творческих способностей учащихся, выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся. Нормативно-правовые документы, послужившие основанием для разработки данной программы: • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические организации требования режима работы к устройству, содержанию образовательных и организации дополнительного образования детей» (далее - СанПиН). • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе проектированию с «Методическими дополнительных рекомендациями общеразвивающих по программ (включая разноуровневые программы)». • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Адресат общеразвивающей программы. Программа школы раннего развития по предмету «Хореография» адресована обучающимся дошкольного возраста (с 5 до 7 лет). Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, физиологическими и психологическими особенностями детей, что предполагает возможность и необходимость корректировки режима детей. Программа модифицированная, рассчитана на 2 года обучения. Возрастные особенности детей дошкольного возраста ( 5-7 лет) Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возраст двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развить не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Для маленьких детей является проблема ориентация в пространстве, определение правой и левой ноги. Движения детей этого возраста беспорядочны и хаотичны. Одно из первичных задач, следовательно, является развитие красоты и логики простейшего движения вообще и танцевальных движений в частности. Важным также является формирование осанки, исправление физических недостатков (сколиоз, кифоз и т.д.). В занятиях используются приемы лечебной гимнастики способствующих развитию специальных данных и корректирующих недостатки природной осанки ребенка, также регулируют работу вестибулярного аппарата, координируют движения, развивают гибкость, ловкость, шаг и направлены на оздоровление организма. Большое значение принадлежит музыке, поэтому на первых годах обучения первоочередной задачей является приобретение детьми координации слуховых и двигательных навыков. В дальнейшем двигательные чувства совершенствуются и движения исполняются в соответствии с музыкой. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Объем общеразвивающей программы - 72 часа. Первый год обучения – 36 учебных часов (36 недель). Первый год обучения – 36 учебных часов (36 недель). Срок освоения. Срок реализации программы - 2 года. Программа выстроена таким образом, что материал предыдущего года, повторяется, углубляется и расширяется в следующем учебном году. Формы обучения: -групповые; -индивидуальные занятия с солистами и неуспевающими; -индивидуально-групповые; -коллективные репетиции двух или трех групп. Виды занятий: -практические занятия -мастер-классы (выпускников или приглашенных профессионалов) -открытые занятия (для младших групп и родителей) -беседы Цель и задачи образовательной программы Цель образовательной программы – создание условий способствующих раскрытию и развитию творческого потенциала ребенка, формирования культуры личности посредством хореографического искусства. Задачи программы: Образовательные - формировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала - ознакомить с основами музыкальной грамоты развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер Развивающие - развить внутреннюю собранность, внимание - сформировать способность к волевым действиям - избавить от стеснительности, зажатости, комплексов - развить способность эмоциональное состояние Воспитательные передавать посредством танца определенное - сформировать у обучающихся такие ценные качества как, адаптивность, инициативность, креативность, общительность, трудолюбие, честность, чувство собственного достоинства - развить чувство ответственности, самокритичность, умение радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех - воспитать потребность в систематических занятиях. - формировать устойчивый интерес к танцу Оздоровительные - укрепить здоровье - содействовать правильному физическому развитию организма: выработки правильной и красивой осанки, укрепить все группы мышц Эстетические - сформировать интерес к музыкальной культуре -приобщить обучающихся к достоянию культуры, путем ознакомления с историей возникновения и развития танца СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Учебный план (1 год обучения) № Название раздела Количество часов (модуля) (теория/практика) 1 Вводное занятие 1(0.5/0.5) опрос 2 Основы 1(0.5/0.5) опрос, творческое задание 8(2/6) Выполнение задания, п.п. Формы аттестации/ контроля музыкальной культуры 3 Подготовительные упражнения наблюдение 4 Ориентация в 7(2/5) Творческое задание 8(3/5) Выполнение задания, пространстве 5 Танцевальные элементы 6 творческое задание Этюды, 10(2/8) открытый урок, отчетный танцевальные игры, концерт массовые танцы 7 Итоговое занятие Итого 1(-/1) Творческое задание, опрос 36(10/26) - Содержание учебно-тематического плана(1 год обучения) 1.Вводное занятие – 1 час. Беседы о важности занятий для развития художественного вкуса, эстетического и физического развития детей. Содержание и форма занятий. Внешний вид (костюм для занятий). Роль подготовки к занятиям, дисциплина на занятиях. Отношение к группе, отношение между детьми. Режим занятий. 2. Основы музыкальной культуры -1 час. Теория (0,5 ч.): История танцевального искусства. Прослушивание музыкальных произведений, переживающих разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных. Изучается понятие «мелодия», темп музыки, ускорение, замедление. Практика (0,5 ч.): Упражнения, развивающие музыкальное чувство: марш, легкий бег, подскоки и т.д.; Упражнения на ритм. Развитие умения выражать в движениях характер музыки и ее настроения, передавая как контрасты, так и тонкие нюансы: изящество, тревожность, грусть, безмятежность, восторг и т.д. Развитие способности различать жанр произведения - плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец), песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш (разный по характеру) и выражать это в соответствующих движениях, в словесных описаниях, использовать элементарные музыкальные термины и понятия (например, «мелодия», «аккомпанемент», «регистр» и др.). 3.Подготовительные упражнения – 8 часов. Теория (2 ч.): Понятия «корпус, «апломб» в танце. Строение скелета человека, опорно-двигательного аппарата. Практика (6 ч.): Навыки выполнения движений, упражнений на формирование правильной осанки, постановку корпуса для исполнения танцев. Основные исходные положения (шестая позиция ног, свободная первая позиция ног, свободная вторая позиция ног). Основные положения рук (вдоль корпуса, на поясе, прямая вторая позиция рук). Постановка корпуса (понятие «подтянутый корпус»; положение головы, повороты, наклоны, вращение). Упражнения для плечевого пояса (поочередное поднимание и опускание, тоже двумя плечами, вращательные движения). Упражнения на гибкость (наклоны, перегибы, скручивание корпуса). Стопы (подъем на полупальцы, «перекаты» с полупальцев на пятки, приседание по шестой позиции с разворотами корпуса). Прыжки (по шестой позиции, раскрывая ноги в стороны и соединяя (одна нога вперед, вторая назад). 4.Ориентация в пространстве – 7 часов Теория (2 ч.): Понятие: линии, круга, колонна. Практика (5ч.): Построение различных рисунков: кругов, линий, «воротца», «звездочка», «змейка», «улитка». Различные танцевальные игры для развития ориентации в пространстве. 5.Танцевальные элементы – 8 часов. Теория (3 ч.): Понятия «корпус, «апломб» в танце. Практика (5 ч.): Различные виды шагов со сменой темпа, ритма, характера (с носка; топающий; с высоким подниманием колен; на полупальцах) ⎯ бег (на полупальцах в продвижении и на месте; с высоким коленом; он же с захлестом назад; он же выбрасывая ноги вперед ⎯ прыжки (высокий прыжок на обеих ногах; поочередно с ноги на ногу; в повороте по четвертям) ⎯ подскоки, перескоки, проскоки, галоп (прямой, боковой). ⎯ шаг польки. ⎯ различные виды шагов, бега, хлопков в сочетании друг с другом. ⎯ приставные шаги (с приседаниями, в разных направлениях) ⎯ переменный шаг. ⎯ элементы народного танца (притопы, прихлопы, «ковырялочка», «гормошка», «ёлочка»). 6. Этюды, танцевальные игры, массовые танцы – 12 час. Теория (2 ч.): понятие этюда, массовых танцев, танцевальных игр. Формирование навыка исполнения танцевальных движений этюда, навыков сценического мастерства. Практика (8 ч.): Музыкальные загадки: комбинации, образно-ритмические, танцевально-игровые, сюжетно-ролевые этюды. Разучивание простых по технике исполнения танцевальных этюдов. 7. Итоговое занятие Практика- 1 часа. Показ для педагогов и родителей итогового занятия СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Учебный план (2 год обучения) № Название раздела Количество часов (модуля) (теория/практика) 1 Вводное занятие 1(0.5/0.5) опрос 2 Основы 1(0.5/0.5) опрос, творческое задание 8(2/6) Выполнение задания, п.п. Формы аттестации/ контроля музыкальной культуры 3 Подготовительные упражнения 4 Ориентация в наблюдение 7(2/5) Творческое задание 8(3/5) Выполнение задания, пространстве 5 Танцевальные элементы 6 Этюды, творческое задание 10(2/8) танцевальные игры, открытый урок, отчетный концерт массовые танцы 7 Итоговое занятие Итого 1(-/1) Творческое задание, опрос 36(10/26) - Содержание учебно-тематического плана(2 год обучения) 1.Вводное занятие – 1 час. Беседы о важности занятий для развития художественного вкуса, эстетического и физического развития детей. Содержание и форма занятий. Внешний вид (костюм для занятий). Роль подготовки к занятиям, дисциплина на занятиях. Отношение к группе, отношение между детьми. Режим занятий. 2. Основы музыкальной культуры -1 час. Теория (0,5 ч.): История танцевального искусства. Прослушивание музыкальных произведений, переживающих разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных. Изучается понятие «мелодия», темп музыки, ускорение, замедление. Практика (0,5 ч.): Упражнения, развивающие музыкальное чувство: марш, легкий бег, подскоки и т.д.; Упражнения на ритм. Для занятий ритмикой подбираются доступные музыкальные произведения, которые соответствуют возрасту детей, используются музыкальные загадки. Освоение музыкального произведения и определение темпа движения: - устойчивость в темпе; - переключение с одного темпа на другой; - постепенное ускорение или замедление темпа. Определение характера и динамики движений: - отражение в движении характера музыки; - отражение в движении динамических оттенков (форте, пиано, легато, стаккато). Передача движением ритмического рисунка: - хлопками, шагами; - бегом и другими танцевальными элементами; - соблюдение пауз; - синкопированными движениями. Определение метра: - движение, отмечающее начало такта; - вступление в движение на такт позднее своего соседа; - затактовое построение. В заданиях фигурные построения могут наглядно передавать структуру музыкального отрывка (часть, предложения, фраза). Используется импровизация под музыку (исполнение этюдов, танцевальных игр, песен). 3.Подготовительные упражнения – 8 часов. Теория (2 ч.): Понятия «корпус, «апломб» в танце. Строение скелета человека, опорно-двигательного аппарата. Практика (6 ч.): Навыки выполнения движений, упражнений на формирование правильной осанки, постановку корпуса для исполнения танцев. Повторяется и закрепляется материал 1-го года обучения с увеличением мышечной нагрузки, ускоряется темп исполнения: -постановка корпуса: стоя, лежа, сидя; -изучение позиции ног: I, II, III; -изучение положения рук: I, II, III; -основные положения рук в паре: «воротца», «корзинка», «замочек», «лодочка»; -работа головы (наклоны в разные стороны, круговые); -работа плеч (подъем; опускание; отведение вперед, назад; вращение поочередное и вместе); -работа корпуса (наклоны в разные стороны, развороты с приседаниями, прыжками, скручивание); -работа стоп (подъем на полупальцы; «перекаты»; приседаниями; приседание с поднятием поочередно колен; «пистолет»); -прыжки (по шестой позиции, поочередно; в высоту и длину). 4.Ориентация в пространстве – 7 часов Теория (2 ч.): Изучение разновидностей композиционного рисунка. Понятия: линии, колонки, круг, интервал, шеренги, равнение в линиях и колонках. Понятие − полный поворот, пол-поворота, поворот налево, направо. Диагональ. Практика (5ч.): Упражнением с перестроением композиционного рисунка: круги, линии, звездочки, воротца и т.д. Самостоятельный выбор рисунка. Продвижение в различных рисунках по одному и в паре с построениями. Объемность рисунка и его выразительность. 5.Танцевальные элементы – 8 часов. Теория (3 ч.): правила исполнения танцевальных элементов, повторение изученных несложных движений и комбинаций. Названия основных движений « польки» Практика (5 ч.): упражнение на развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки. ⎯ формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, импровизировать, создавая пластичный образ; ⎯ совершенствование основных движений и элементов танца, работа над выразительностью в различных сочетаниях друг с другом. ⎯ прыжки с увеличением амплитуды, смещением темпа, ритма. ⎯ соединение элементов комбинации, логические цепочки, положения партнеров в паре. ⎯ хлопки с мальчиками как элементы хлопушек, подготовка к присядкам «мячик». Дополнительно: подскоки вперед, на месте, назад, в повороте 6. Этюды, танцевальные игры, массовые танцы – 12 час. Теория (2 ч.): понятие этюда, массовых танцев, танцевальных игр. Формирование навыка исполнения танцевальных движений этюда, навыков сценического мастерства. Практика (8 ч.): Музыкальные загадки: комбинации, образно-ритмические, танцевально-игровые, сюжетно-ролевые этюды. Разучивание простых по технике исполнения танцевальных этюдов. 7. Итоговое занятие Практика- 1 часа. Показ для педагогов и родителей итогового занятия. Планируемые результаты Требования к уровню подготовки I года обучения: К концу первого года обучения дети должны научиться двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки. Реагировать на начало музыки и ее окончание. Исполнять движение в соответствии с темпом и ритмом музыки. Уметь ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков. Иметь определенные танцевальные навыки и выполнять танцевальные движения. Мальчики и девочки должны знать правила исполнения движения в паре. Требования к уровню подготовки II -го года обучения: К концу второго года обучения дети должны знать и уметь: - двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки; - реагировать на начало музыки и ее окончание; - исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки; - давать характеристику прослушанному произведению; - хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков; - уметь сохранять интервалы в движении; - выполнять и исполнять танцевальные композиции; - передавать игровые образы различного характера. Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. Личностными результатами изучения хореографии являются: - развитое эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально- ценностном отношении к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов; - позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей; - развитие творческих способностей; - развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных знаний; Учащиеся научатся: - высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни - решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы - проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно творческой деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты). Метапредметными результатами изучения хореографии являются: освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях: - сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства; - работа с разными источниками информации; стремление самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач; Учащиеся научатся: -наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; - выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.); - находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства; - передавать свои впечатления в устной и письменной форме. Предметными результатами занятий являются: - устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; - понимание значения танца в жизни человека; - освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений; - знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Учащиеся научатся: - понимать роль хореографии в жизни человека; - эмоционально воспринимать и оценивать танец; - размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; - высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; - понимать специфику хореографического языка; - получать представление о средствах танцевальной выразительности; ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год № Основные характеристики образовательного процесса п/п 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 36 3 Количество часов в неделю 1 4 Количество часов 36 5 Недель в I полугодии 18 6 Недель во II полугодии 18 7 Начало занятий 1 сентября 8 Каникулы 29 октября – 6 ноября 9 Выходные дни 31 декабря – 8 января 10 Окончание учебного года 31 мая Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение программы: Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода: - помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН; - танцевальный станок; - зеркальная стена; - репетиционная форма; - танцевальная обувь; - музыкальный центр; - коврики; - аудио материалы с фонограммами; - видео с записями выступлений творческого объединения; - видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов. -альбом с фотографиями выступлений творческого объединения По мере необходимости планируется усовершенствование материальнотехнического оснащения: - пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой постановки); Информационное обеспечение: ⎯ Вспомогательная литература ⎯ Папка с разработками теоретических материалов по темам программы ⎯ Диски с обучающим материалом ⎯ Интернет Кадровое дополнительного специальное обеспечение: образования (Руководитель Программу без реализует категории, любительского один образование творческого педагог среднее- коллектива, преподаватель, Свердловский колледж искусств и культуры г. Екатеринбург) Серебрякова Александра Алексеевна. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - фото и видео; - журнал посещаемости; - выполненная работа. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - открытый урок; - выступление; - диагностическая карта; - соревнования, конкурсы; Оценочные материалы. Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. -контрольный урок. -открытый урок. -отчетный концерт. -участие в конкурсах и результаты. В основе программы лежат педагогические принципы: доступности -принцип и индивидуализации; предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение по силе его заданий. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. -принцип постепенного повышения требований; новым, к более сложным упражнениям, постепенный переход к по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам. -принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. -принцип сознательности и активности; предполагает обучение,опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. -принцип повторяемости материала; хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых, двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. -принцип наглядности; в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. Большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления. Используя разнообразные и доступные движения классического, народного и современного танцев у коллектива создается свой танцевальный репертуар, имеющий целью воспитание личности учащегося, нравственной направленности его сознания. Танцевальные коллектив активно занимается концертной деятельностью, выступает на различных площадках города, а также участвует в областных конкурсах и фестивалях. Танцевальные постановки направлены на раскрытие индивидуальности детей, на воспитание этических отношений исполнителей друг к другу, на развитие техники и выразительности исполнения. Также уделяется особое внимание к развитию познавательной деятельности за счет систематического проведения бесед о хореографическом искусстве, совместных просмотров видеофильмов о танцах, посещение концертов, балетов, фестивалей. Организация занятий по хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Метод показа. Разучивание нового движения, позы, педагог предваряет точным показом Словесный метод. Разговорная речь, будучи тесно связанное с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Музыкальное сопровождение как методический прием. Правильно выбранная музыка несет в себе те эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в танце. Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого как подсказывает музыка. направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, как поиск собственных красок и оттенков в исполнении. Метод иллюстративной наглядности. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказов о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение, именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. Список литературы Литература для педагога: Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г). 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей". 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические организации требования режима работы к устройству, содержанию образовательных и организаций дополнительного образования детей. 6. Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества имени Евгения Ивановича Порошина» г. Кировград. Литература, использованная при составлении программы: 1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования – М., 1984. 2. Базарова Н.П. Классический танец. – М., 1968. 3. Брышкова Т. Азбука хореографии. – С.Петербург, 1996. 4. Белова Е. Ракурсы танца – М., 1972. 5. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М., 1984. 6. Богаткова Л. Хоровод друзей – М., 1957. 7. Ваганова Н. Основы классического танца. – М., 1980. 8. Васильева В. Танец. – М., 1968. 9. Внешкольник. 1999, 2000, 2001. 10.Выготский Л.С. Психология творчества. – М., 1976. 11.Головкина С.М. Уроки классического танца в старших классах. – М., 1989. 12.Дополнительное образование. 2000, 2001. 13.Захаров Р. Сочинение танца. – М., 1989. 14.Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. 15.Методическая разработка для преподавателей хореографических школ. Классический танец. – М., 1989. 16.Коваль М.Б. Внешкольные учреждения. Проблемы, перспективы. – М.: Институт развития личности, 1989. 17.Костровицкая В. Сто уроков классического танца. – Л., 1986. 18.Лопухов Ф. Хореографические откровенности. – М., 1972. 19.Луцкая Е. Жизнь в танце. – М.: Искусство, 1986. 20.Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985. 21.Подольский И.Г. Педагогика. – М., 1996. 22.Преподавание хореографических дисциплин. Классический танец непрофессиональных коллективов. – Екатеринбург. 23.Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М., 1982. 24.Руководство по растяжке связок и мышц. – М., 1990. 25.Стуколкина М. Уроки характерного танца. Четыре экзерсиса. – М., 1972. 26.Сауна Х. Латинский народный танец. – М., 1983. 27.Ткоченко Т.С. Народный танец. Часть 1, часть 2. – М., 1973. 28.Ткоченко Т.С. Работа с танцевальным коллективом. – М., 1958.