Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Кировоградского городского округа» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина» СОГЛАСОВАННО: УТВЕРЖДАЮ: На заседании методического совета Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И.Порошина» Директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И.Порошина» «26» августа 2024 г. _______________ Протокол № 4 А.А.Пчелина «26» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Художественный труд» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации – 2 Автор-составитель: Паздникова Евгения Михайловна, педагог образования Кировград 2024 г. дополнительного Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Художественный труд» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273. • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008)». • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11). • Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва « Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». • Устав МАУ ДО «ЦДТ». • Образовательная программа МАУ ДО « ЦДТ». • Внутренние локальные акты МАУ ДО « ЦДТ». - направленность общеразвивающей программы – художественная. - актуальность программы: актуальность программы художественной состоит в том, что интеграция разных видов деятельности средствами декоративно-прикладного творчества, на которых строятся занятия, обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Таким образом, особый акцент программы – творческая деятельность. В процессе работы с разными материалами дети познают их свойства, возможности преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги и пластилина. Воспитывается стремление добиваться положительного результата. - отличительные особенности: данной программы состоят в том, что деятельность обучающихся нацелена на приобретение знаний, умений, навыков, которые будут способствовать развитию умения рассказать о своей работе; выполнять необходимые операции по изготовлению поделки, владеть инструментами, обозначенными в программе; поиск новых решений в проблемных ситуациях; развитие личностных качеств (наблюдательности, внимания, аккуратности, мелкой моторики, памяти); уважению к обществу, человеку труда. Художественный труд - это творческая, социально-мотивированная деятельность ребенка, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего пользу и красоту. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность ,тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Предполагается упрощенный ограниченными возможностями. - адресат программы: вариант для детей с Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, физиологическими и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, что предполагает возможность и необходимость корректировки режима детей. - возрастные особенности детей дошкольного возраста: Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности, периодом интенсивного развития творческих возможностей. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, в том числе и познавательной. Ведущая роль принадлежит восприятию – идет формирование и совершенствование сенсорных процессов, т. е., представление о разновидностях свойств предметов, об основных эталонах (цвет, форма, величина). Формируется память , усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношений. Формируется свое «Я» у каждого ребенка, что способствует развитию самосознания, самоуважения, рефлексии и полноценному становлению личности. Программа модифицированная, рассчитана на 2 года обучения. Основное содержание программы составляют практические работы, направленные на формирование элементарных трудовых умений и навыков. Вид групп – постоянный набор детей по заявлению родителей. 1год обучения - дошкольники 5-6 лет 2год обучения – дошкольники 6-7 лет. - режим занятий: Наполняемость групп 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. - объем общеразвивающей программы 36 учебных часов; программа выстроена таким образом, что материал предыдущего года обучения повторяется, углубляется и расширяется в следующем учебном году. - формы обучения : - фронтальная; - групповая; - индивидуальная; - коллективная работа. - виды занятий : - беседы; видеообзоры; занятия в форме игры, путешествия; практические занятия; дидактические игры и упражнения; открытые занятия; выставки; применяется прием совместной деятельности с родителями . Цель и задачи общеобразовательной программы Цель программы: развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения в ходе формирования художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи программы : Обучающие : - формировать образное, пространственное мышление, умение выразить свою мысль; формировать знания в области композиции, цветоведения, формообразования; научить творчески использовать полученные умения и практические навыки. Воспитывающие : - воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательность; чувство коллективизма, уважение к труду других; стремление к разумной организации своего свободного времени; поддерживать потребность в самоутверждении; формировать психологическую готовность к учебной деятельности. Развивающие : - развивать художественный вкус, фантазию; мелкую моторику, совершенствовать навыки работы с различными материалами и простейшими инструментами; развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности. Содержание общеразвивающей программы Учебно-тематический план 1 год обучения № Название темы Количество часов Всего Теория Практи ка Формы контроля 1. Вводное занятие. Инструктаж. 1 1 - Опрос 2. Виды бумаги . Свойства бумаги. 1 - 1 Опрос 3 Базовые оригами 2 - 2 .Анализ работ. 4 Оригами « Птицы». 2 0,5 1,5 Анализ работ 2 0,5 1,5 Творческое задание 0,5 1,5 Творческое задание 5 Рисование. формы «ЕЁ 6 Величество ЛИНИЯ». Оригами « Наши 2 верные друзья» 7 Оригами « Аквариум» 2 0,5 1,5 Выставка 8 Рисование « Выставка рукавичек» 1 - 1 Творческое задание 9 Аппликация « Идет волшебница Зима». Динамические модели. 2 0.5 1,5 Творческое задание 10 2 11 Оригами. По мотивам 2 народных сказок. - 0.5 Творческое задание 2 1,5 Открытый урок 12 Оригами. кораблики» «Плывут 2 13 Оригами « Цветы для мамы» 14 15 Оригами «Фрукты» Аппликация «Веселая геометрия». 16 Аппликация «Бабочкакрасавица» 1,5 Творческое задание 2 0,5 1,5 Творческое задание 2 - 2 Творческое задание 2 0,5 1,5 Творческое задание 2 - 2 Творческое задание 17 Оригами. вещи. 2 - 2 Творческое занятие 18 Аппликация. Узор в 2 круге. Оригами 2 «Лесная полянка» - 2 Творческое задание - 2 Открытый урок 1 1 - Выставка 36 6,5 30.5 19 Полезные 0.5 Итоговое занятие. 20 Итого: Учебно-тематический план 2 год обучения № Название темы Количество часов Всего Теория Практи ка Формы контроля 1. Вводное занятие. Инструктаж. 1 1 - Опрос 2. Виды бумаги . Свойства бумаги. 1 - 1 Опрос форм. .Анализ 3. Аппликация « В стране 2 Листопадии» . 0.5 1,5 Творческое задание 4. Оригами «Лесная полянка». 0,5 1,5 Творческая работа - 2 Взаимоанализ работ 0,5 1,5 Творческое задание 0,5 - 2,5 1 Творческое задание Открытый урок 1 - 1 Творческое задание 1 - 1 Творческое задание Аппликация 11. «Веселые улитки». 2 - 2 Творческое задание 12. Оригами. Динамические 2 - 2 Анализ работ 13. Аппликация 2 - 2 Выставка « Цветы для 2 мамы». Открытка. - 2 Творческое задание - 2 Творческое задание 5. 6. Аппликация «Фрукты в 2 вазе» Аппликация «Снегири, 2 Синички» 7. Гофрирование бумаги. 8. Оригами из «Совушки». 3 кругов 1 Оригами. 9. 10. 2 «День Снеговика».Открытка. Бумагопластика. Маски. модели.. «Кошки,кошки…» 14. Оригами 15. Аппликация «Сказочная 2 птица». 16. Рисование « Космос, 2 ракеты, планеты» Выставка - 2 17. Оригами. «Букашечки» 3 0,5 2.5 Творческое задание 18. Оригами. «Забавные 2 - 2 Творческое задание человечки». Открытый урок Оригами «Чаепитие» . 19. 2 0,5 1,5 1 1 - 36 5 31 Итоговое занятие. 20. Итого: Выставка Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения Вводное занятие -1 час. Введение в учебную программу. Правила безопасной работы и личная гигиена. Инструменты и материалы .Организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Виды бумаги. Свойства бумаги. -1 час. Теория: Из истории бумаги. Рассматриваем коллекцию . Практика: изучаем свойства бумаги – мнется, рвется, намокает и пр. Проводим мини-опыты. Базовые формы Оригами. -2 час. Теория : Условные обозначения. Знакомство со схемами оригами. Практика : приемы выполнения базовых схем «:треугольник», «книжка», «двер»ь, «воздушный змей», «конфета», « письмо». Оригами. «Птицы»- 2 час. Теория : Повторяем приемы складывания «воздушный змей». базовых форм « книжка» и Практика : Изготовление поделок голубь и жар-птица. «Её Величество Линия» -2 час. Теория : Знакомство с различными видами линий – прямая, зигзаг ,волнистая, сплошная, прерывистая. Их графическое изображение. Практика : Выполнение рисунка с использованием этих линий ( по замыслу). Оригами «Наши верные друзья». -2 час. Теория: Беседа о собаках и кошках. Загадки и стишки. Анализ схем для складывания фигурок. Базовая форма «треугольник». Практика: Выполнение схем головки и туловища; сборка изделий; украшение мордочек; оформление аппликации на альбомном листе. Оригами «Аквариум» - 2 час. Теория: Загадки о рыбках. Беседа об аквариумных рыбках; рассматривание иллюстраций; анализ поделки. Практика: выполнение схемы ; украшение поделки; оформление картинки в альбоме. «Выставка рукавичек». Рисование. -1 час. Теория : Загадки . Рассматриваем рукавичек. иллюстрации и готовые образцы Практика : Обводим ладошки на листе бумаги и украшаем; оформляем фон. Любуемся результатами работы. Аппликация «Идет Волшебница Зима» -2 час. Теория : Беседа о времени года – зима. Какая она? Какие игры у детей зимой ( лепят снеговика). Что необходимо для выполнения работы. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Практика : Вырезание по кривым линиям; сборка изделия; заполнение фона. Чтение стихов о зиме. Оригами. Динамические модели. -2 час. Теория: Что такое динамические модели. Приемы складывания базовых форм» треугольник» и « двери.» Практика : Выполнение поделок « Зайчики» , «Чудики». Оригами. «По мотивам народных сказок» -2 час. Теория : Народная сказка «Колобок». Дети вспоминают героев и краткий сюжет сказки. Понятие «симметричное вырезание»; техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Практика : выбор бумаги; анализ фигурок; анализ схемы «треугольник»; выполнение и украшение фигурок. Оригами «Плывут кораблики» -2 час. Теория : Дети рассказывают, какие лодки, катера, парусники приходилось видеть; рассматриваем иллюстрации; анализируем поделку. Практика : Изготовление парусника , на котором хотелось бы отправиться в путешествие. Аппликация « Цветы для мамы». -2 час. Теория: Стихи и загадки о цветах. Понятие о шаблонах. Рассматривание иллюстраций с изображением цветов. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Вводится новый прием симметричного вырезания ( способом сложения бумаги в несколько раз). Практика :. Приемы складывания и вырезания цветов из квадрата, круга. Оформление картинки. Оригами « Фрукты» -2 час. Теория : Загадки о фруктах .Узнавание формы. Выбор бумаги. Практика: работа по схемам. Украшение фигурок. Аппликация «Веселая геометрия» -2 час. Теория: Геометрические фигуры. Техника безопасности при работе с ножницами. Практика : Вырезание геометрических фигур по прямым и криволинейным линиям; составление фигурок животных . Выставка работ. Аппликация « Бабочка – красавица» - 2 час. Теория: Загадки о цветах и бабочках . Презентация о бабочках. Шаблоны. Техника безопасности. Выбор материала для работы. Понятие «симметрия в рисунке». Практика : Графическая работа – обводка по шаблонам. Вырезание по фигурным линиям. Оформление изделия. Оригами. « Полезные вещи»- 2 час. Теория: Беседа «Полезные вещи в быту»- кошелек, сумочки, пакеты. Анализ поделок. Анализ базовых форм. Практика : Изготовление поделок по схемам. Аппликация « Узор в круге» -2 час. Теория: Знакомство с понятием « орнамент», «симметрия и ассиметрия « в рисунке. Техника безопасности. Практика : Вырезание по фигурным линиям. Составление симметричного изображения. Аппликация «Лесная полянка»-2 час. Теория: Использование шаблона. Способ симметричного вырезания. (Корзинка с грибами) .Составление изображений из частей. Техника безопасности. Практика :Совершенствование приемов работы ножницами. Симметричное вырезание; составление композиции. Итоговое занятие 1 час. Подведение итогов проделанной работы. Подготовка к выставке. Содержание учебно-тематического плана 2 год обучения Вводное занятие -1 час. Введение в учебную программу. Правила безопасной работы и личная гигиена. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Практика: Рациональное расположение рабочем столе. инструментов и материалов на Базовые формы оригами – 1 час. Теория: Из истории оригами. Инструктаж при работе с ножницами, клеем, карандашами, фломастерами. Практика: закрепление приемов складывания базовых форм. Аппликация « В стране Листопадии» -2 час. Теория : Презентация «Краски осени». Приемы вырезания фигурных листьев. Симметричное вырезание. Техника безопасности. Практика: выполнение творческого задания. Оригами. «Лесная полянка» -2 час. Теория: Презентация о ёжиках. Анализ образцов. Практика: работа по схемам. Оформление картинки мелкими деталями. Аппликация « Фрукты в вазе» -2 час. Теория : Повторяем названия фруктов, приемы симметричного вырезания, рассматриваем иллюстрации. Техника безопасности. Практика: Работа с помощью шаблонов. Симметричное вырезание вазы. Оформление картинки. Аппликация «Снегири. Синички»».-2час. Теория: Презентация о птицах. Анализ картинки. Закрепление приемов вырезания. Работа с шаблоном. Учимся делать разметку с помощью шаблона и экономно расходовать материал. Техника безопасности. Практика: Работа с шаблонами. Сборка изделия из мелких частей. Оформление. Гофрирование бумаги-3 час. Теория :Знакомство с новым видом работы. Приемы работы. Практика : Изготовление поделок «Бабочка», «Рыбка» , « Ежик». Оригами из кругов. -2 час. Теория :Рассматривание поделок, выполненных детьми. Анализ образцов. Практика : Обводка по шаблону и вырезание кругов . Сборка изделия «Совушка». Оригами. Открытка. -1 час. Теория: «День Снеговика» - презентация. Практика : Работа по схемам. Оформление поделки. Бумагопластика . Маска – 1 час. Теория: Симметричное вырезание с внутренними мелкими деталями. Техника безопасности. Практика : Обводка при помощи шаблона; вырезание; украшение. Аппликация « Веселые улитки – 2 час. Теория: Интересные факты про улиток. Презентация. Техника безопасности. Практика: Обводка по шаблону, вырезание деталей туловища и домика. Сборка и украшение. Оригами. Динамические модели. -2 час. Теория : Анализ образцов. Анализ схем. Практика : Работа по схемам. «Птичка» , « Рыбка» . «Каркающая ворона». Аппликация « Кошки, кошки…»-2 час. Теория : Интересные факты про кошек. Забавное видео. Раскладка шаблонов с целью экономии материала. Техника безопасности. Практика : Обводка шаблонов, вырезание сложных линий строго по контуру. Оформление. Оригами «Цветы для мамы)» -2 час. Теория : Приемы выполнения открыток. Выбор материала. Выбор образца. Техника безопасности. Практика: Выполнение творческого задания. Оформление. Аппликация « Сказочная птица» -2 час. Теория: Рассматривание иллюстраций. Анализ поделки. В каких сказках живет такая птица? Практика: Выбор бумаги для основы и узоров. Выбор шаблона. Вырезание, украшение. Рисование « Космос, ракеты, планеты» -2 час. Теория: Рассказ о космосе, воздушных видах транспорта, рассматривание иллюстраций космических кораблей. Материал – цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. Практика : Дети самостоятельно рисуют силуэт ракеты, спутников, звезд. Оригами « Букашечки» - 3 час. Теория : Интересные факты про букашечек. Анализ образцов. безопасности при работе с ножницами. Техника Практика : Выбор материала, выполнение заготовок для мотыльков, божьих коровок. Оригами «Забавные человечки» – 2 час. Теория: Работы из полосок бумаги. Анализ образцов. Техника безопасности. Практика: Сборка изделий по схемам. Оригами « Чаепитие». -2 час. Теория : Оригами из кругов или квадратов. Анализ образцов. Презентация «Чайные традиции». Рассматривание иллюстраций. Практика : пироженое). Выполнение творческого задания ( чашка, тарелочка, Итоговое занятие -1 час. Теория: Подведение итогов проделанной работы Подготовка к выставке. Планируемые результаты - требования к уровню подготовки 1 года обучения: К концу учебного года воспитанники 1 года обучения должны знать/ понимать : - названия используемых инструментов и материалов; - правила организации рабочего места, приемы безопасной работы; - приемы выполнения различных форм из пластилина; - суть термина « аппликация»; - суть термина « оригами»; - условные обозначения; - понятия «угол» , « сторона»; названия геометрических фигур. Уметь : - владеть инструментами, обозначенными в программе; - соблюдать правила безопасной работы; - выполнять необходимые операции по изготовлению поделок; - вырезать и выкладывать изображения предметов, состоящих из 3-4 частей; - наклеивать готовые формы; - уметь изобразить основные линии и формы; - выполнять приемы складывания в оригами. К концу учебного должны знать/понимать: года воспитанники 2 года обучения - названия применяемых инструментов , приспособлений и материалов, обозначенных в программе; - приемы безопасной работы; - виды бумаги, свойства бумаги; - суть термина « оригами»; - виды базовых форм в оригами; - геометрические формы и тела ; - суть термина «аппликация»; - приемы многослойного складывания и вырезания изделий; - приемы нетрадиционной техники рисования; - условные обозначения. Уметь: - владеть инструментами , соблюдать правила безопасной работы; - узнавать и выполнять приемы складывания базовых форм оригами; - выполнять приемы симметричного вырезания по контуру, выполнять многослойное вырезание; - составлять композиции на листе бумаги4 - вырезать прямоугольную и криволинейную заготовки; - передавать в рисунке выразительность образа, используя формы и линии; - изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; - уметь рассказать о своей работе. - Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы В сфере личностных результатов у обучающихся будут сформированы: - учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, как к одному из видов изобразительного искусства; - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха/неуспеха в творческой деятельности; - заложены основы социально-ценностных личностных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к труду, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважения к чужому труду и его результатам, культурному наследию. В сфере метапредметных результатов обучающиеся научатся: - выбирать художественные материалы, средства выразительности для создания творческих работ; художественной - решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, о правилах композиции, об усвоенных способах действий; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими; развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения ; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; - формировать собственное мнение и позицию. Предметными результатами являются: - устойчивый познавательный интерес к творческой деятельности; -понимание значения труда в жизни человека; адекватно оценивать правильность выполнения действий; умение вносить коррективы ; - осуществлять поиск информации с использованием литературы и СМИ; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности ; - в результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности , как умение замечать прекрасное, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы: Материально – техническое обеспечение: - Учебный кабинет. - Ученические столы и стулья. - Доска. - Шкафы для хранения пособий и раздаточного материала. - Ножницы, клей, краски, кисточки и карандаши, цветная бумага; - Телевизор, магнитофон, ноутбук. .- Наглядно-дидактический материал. - Раздаточный материал. - Образцы готовых изделий. - Схемы базовых форм оригами. - Схемы поэтапного изготовлении поделок. - Стенд со сменной выставкой. - Игровые атрибуты. - Подборки стихотворений, загадок, скороговорок. Информационное обеспечение: Вспомогательная литература, разработки методических материалов по темам программы; книги и журналы; диски с обучающими материалами, интернетисточники. Кадровое обеспечение : Педагог дополнительного образования Луконина Татьяна Михайловна. Стаж работы 34 года. Формы аттестации: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - фото и видео; - журнал посещаемости; - выполненная работа. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - открытый урок; - выставки; - диагностическая карта; Оценочные материалы. Мониторинг освоения детьми программы проводится руководителем 2 раза в год (в начале и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. -контрольный урок. -открытый урок. В основе программы лежат педагогические принципы: Принцип системности и последовательности предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность предлагаемой информации. «Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» - Я.А.Каменский. Принцип сочетания научности и доступности материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов. Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности способствует адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые и нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание). Принцип наглядности дидактических пособий. предполагает использование наглядных, Принцип результативности – в программе указано, что должен знать и уметь каждый обучающийся. Принцип целеполагания обучаемого. отражает систему целей обучающихся и Принцип связи с жизнью - уметь устанавливать взаимосвязь процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в быте человека. Принцип природосообразности обучения предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста; при этом учитывается необходимость социализации ребенка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности. Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность программ к реальным условиям жизни и деятельности обучающихся. Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические. Чаще всего их сочетание. Список литературы Для педагога: Агапова И.,Давыдова М. 100 лучших Оригами для детей.- М.,2006. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. - М.,2008. Белошистая А.Б., Жукова О.Г. Бумажные фантазии. - М.,Просвещение.2010. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.М.,1998. Григорьева Г.Г., Изобразительная деятельность дошкольников - М., 1999. Долженко Г.И. 100 оригами .- Ярославль: Академия развития.,2000. Денисова Л. Я учусь рисовать .- М.,2007. Дорогов Ю.И.,Дорогова Е.Ю. Секреты оригами для дошкольников Ярославль: Академия развития., 2004. Дамен Йенс-Хельге Волшебные цветы оригами.- Харьков ., 2012. Згурская М.П. Бумажные фантазии Оригами. - Ростов н/Д., 2007. Коваль М.Б. Внешкольные учреждения. Проблемы, перспективы.-М., Институт развития личности,1989. Коломийский Я.Л.,Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М..Просвещение.1988. Левина М. 365 веселых уроков труда.- М.,1999. Мосин И.Г. Рисование. Екатеринбург., 1997. Острун Н. ,Лев А. Оригами. Динамические модели. - М.,2006. Петрова И.М. Аппликация для дошкольников. - СПб.,2007. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.- Ярославль: Академия развития,1998. Для обучающихся и родителей: Денисова Л. Я учусь рисовать. - М.,2007. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина.- М.:Айрис Пресс,2006. Лыкова И.А. Неужели из бумаги? Азбука аппликации. - Смоленск.,2006.