Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Кировоградского городского округа» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина» СОГЛАСОВАННО: На заседании совета УТВЕРЖДАЮ: методического Директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И.Порошина» Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И.Порошина» «26» августа 2024 г. _______________ Протокол № 4 А.А.Пчелина «26» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» Возраст обучающихся: 6-18 лет Срок реализации – 3 года Автор-составитель: Конюхов Петр Александрович, педагог дополнительного образования Кировград 2024 г. Раздел I. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность данной программы – физкультурно-спортивная. Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина. На занятиях дети учатся правилам и приемам игры, которые затем закрепляют на практике. С помощью репродуктивного способа воспроизводства полученной информации, учащиеся в игре самостоятельно применяют теоретические знания, учитывая особенности сложившейся ситуации. Для закрепления полученных на занятиях навыков, шахматисты принимают участие в соревнованиях. Итоговым результатом успеваемости обучающихся является присвоение им спортивных разрядов. Для более продуктивного усвоения учебного материала в работе с учащимися предусмотрены физкультпаузы. Во время перерывов дети могут поиграть в дартс или настольный теннис, благоприятно влияющие на их эмоциональный фон. Актуальность программы В текущую эпоху информационного взрыва быстрая смена технологий привела к тому, что полученные человеком знания и навыки быстро устаревают. Наиболее мощные фирмы тратят до 25% прибыли на переподготовку персонала. Но личность всячески сопротивляется переходу в незнакомую среду. Анализ конфликта показал, что в основе лежит отсутствие потребности интеллектуальной активности. Еще Генри Форд отмечал, что «для большинства людей необходимость мыслить является наказанием». Развить заложенные в человеке природные задатки и сформировать навыки творческого мышления может только образование. Причем классическая система образования, основанная на запоминании, накоплении информации зачастую на это неспособна. В основу «проблемного обучения» заложен постулат, что формирование культуры мышления непосредственно в учебном процессе будет происходить тогда, когда учебный проблему. материал вводится не как описательный, а как содержащий некую Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа как раз и направлена на развитие творческого мышления обучающихся, основанного на гибком принятии решений в Основная проблемы, уровне условиях дефицита времени. особенность творческого стиля мышления- умение анализировать устанавливать связи; выявлять противоречия, находить для них решения на идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений. Отличительные особенности образовательной общеразвивающей программы Программа модифицированная. Аналогом для написания программы послужила программа для шахматных кружков Дворцов и Домов пионеров и общеобразовательных школ, согласно которой рассматриваются учебные темы: «Исторический обзор развития шахмат», «Дебют», «Миттельшпиль», «Эндшпиль», «Спортивный режим и физическая подготовка шахматистов». В данной программе используемые темы раскрыты шире, с учетом собственного опыта работы, обогащенного методическими идеями флагманов современной шахматной педагогики в лице Пожарского В.А., Сухина И.Г., Кострова В.В., Дворецкого М.И. Это позволяет сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, находят закономерности. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Примечание. В процессе обучения возможны изменения в изучении учебных тем в связи с выступлением детей в соревнованиях и гибкой корректировкой их подготовки. Адресат программы Данная программа предназначена для обучения школьников в возрасте от 6 до 18 лет. Занятия по программе проводятся с объединением детей разного возраста с частично переменным составом. Учащиеся набираются по желанию. Число учащихся в объединениях первого года обучения – 15 человек, второго - третьего года обучения – 12 - 15 человек. Режим занятий В первый год обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа. Во второй и третий годы обучения занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. После каждого урока делается перерыв 10 минут. Объем программы Программа рассчитана на 3 года обучения. Продолжительность каждого года обучения составляет 36 учебных недель. Объем академических часов за первый год обучения составляет 144 часа, за второй год обучения – 216 часов, третий год обучения – 216 часов. Общий объем программы составляет 576 часов. Срок освоения программы рассчитан на 3 года. Каждый год обучения состоит из 36 учебных недель. Уровневость 1 год обучения - «Стартовый уровень». 2 год обучения - «Базовый уровень». 3 год обучения - «Продвинутый уровень». Формы обучения: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям). Виды занятий: 1) комбинированное (теория и практика), 2) участие в соревнованиях. 1) Беседа, лекция (по теории дебютов в группе 3 года обучения), практические упражнения, конкурс решения задач, работа с шахматными Интернет- ресурсами, самостоятельная подготовка (в домашних условиях), мастер-класс с известными людьми,творческий отчёт (для СМИ и родителей), презентация вида спорта для его популяризации, видеоурок, шахматный фестиваль, тренинг по организации и судейству соревнований. 2) Виды соревнований - Обычные турнирные партии с контролем времени, соответствующие разрядным нормамтурнира. - Тематические турниры (на различные шахматные темы). - Занимательные игры на шахматной доске (поддавки, шахматы с кубиком, шахматы по двахода, прогрессивные шахматы, шахматы Фишера (с изменением начальной расстановки шахматных фигур) и многие другие). - Участие в сеансах одновременной игры против тренера или других более сильныхшахматистов. - Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30 мин., 15 мин.,10 мин. или 5 мин. на всю партию. - Турниры с добавлением времени за каждый ход (современный регламент всехофициальных соревнований). - Товарищеские матчи с другими коллективами. - Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе соревновательный и обучающийэлементы. являясь связующим звеном между обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией. - Шахматные партии с консультацией: одна группа учащихся играет против другой, имеяправо совещаться по поводу выбора хода. Формы подведения результатов: беседа, конкурс решения задач, тест, соревнование, присвоение спортивного разряда, выступление за команду (клуба, города, региона), получение почетного звания (чемпион класса, школы, кружка, города, региона). 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: Создание условий для развития личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры. Задачи: Обучающие: получение воспитанниками качественного шахматного образования; обучение навыку самостоятельной работы с шахматной литературой; формирование умений и навыков практической игры; получение учащимися рейтинга Российской федерации шахмат; выполнение учащимися спортивных разрядов. Первый год обучения: шахматы; научить правилам игры в познакомить с историей происхождения шахмат; основные простые маты; научить ставить обучить простейшим тактическим комбинациям; научить правильно разыгрывать дебют; научить записи шахматной партии; дать первоначальные навыки участия в соревнованиях; научить разыгрыванию элементарных окончаний. Второй год обучения: дать знания об элементах стратегии; углубить понятия о тактических операциях; научить 2-3 дебютным системам за белых и черных; научить правилам поведения во время соревнований; познакомить с навыками самостоятельной работы с литературой; научить разыгрыванию основных базовых окончаний партии. Третий год обучения: научить навыкам организации и проведения шахматного турнира; научить основам стратегии; познакомить с проведением анализа партии; научить основам судейства соревнований; познакомить с навыками самостоятельной работы в процессе самосовершенствования; познакомить с красивыми идеями в области шахматных этюдов; научить разыгрыванию острых дебютных систем; научить реализации минимального материального преимущества в партии; изучение сложных окончаний. Развивающие: развитие интереса к шахматам; развитие самостоятельности; мышления; развитие ответственности; развитие активности. Воспитательные: развитие логического формирование здорового образа жизни; воспитание чувства взаимопомощи; воспитание дисциплинированности и целеустремленности; формирование культуры общения и поведения в коллективе. 1.3. Содержание программы Учебный план 1 года обучения № раздела Кол-во часов Всего Название раздела 1 Основные правила игры 20 Форма аттестации/контроля Теория Практика 10 10 Опрос, практические задания 2 История происхождения шахмат 2 1 1 Практическое задание 3 Эндшпиль 30 15 15 Опрос, практические задания 4 Миттельшпиль 40 20 20 Практические задания 5 Дебют 20 10 10 Практические задания 6 Турниры, конкурсы решения задач 33 - 33 Практические задания , выступление в соревнованиях 144 56 88 Итого Учебный план 2 года обучения № Название раздела раздела Кол-во часов Форма аттестации/контроля Всего 1 2 Исторический обзор развития шахмат 20 Дебют 30 Теория Практика 10 10 Опрос, практические задания 20 10 Опрос, практические задания 3 Миттельшпиль 50 25 25 Практические задания 4 Эндшпиль 40 20 20 Практические задания 5 Турниры, конкурсы решения задач 76 - 76 Практические задания , выступление в соревнованиях 216 75 141 Итого Учебный план 3 года обучения № раздел Название раздела а Кол-во часов Всего Фор /контроля аттеста ц Теория Практика 1 Исторический обзор развития шахмат 40 20 20 Опрос, задания практические 2 Дебют 40 20 20 Опрос, задания практические 3 Миттельшпиль 50 25 25 Опрос, задания практические 4 Эндшпиль 20 10 10 Опрос, задания практические 5 Спортивный режим и физическая подготовка шахматистов 4 4 - 5 Турниры, конкурсы решения задач 62 - 62 216 79 137 Итого Опрос Практические задания , выступление в соревнованиях Содержание учебного плана 1 год обучения 1. Основные правила игры. Теория: Цель игры. Ходы фигур. Ценность шахматных фигур. Рокировка. Шах и мат. Пат. Вечный шах. Случаи ничьей. Взятие на проходе. Запись партии. Практика: Отработка полученных знаний за доской. 2. История происхождения шахмат Теория: Легенда о происхождения шахмат Практика: Игра в древние шахматы. 3. Эндшпиль. Теория: Определение эндшпиля. Активность короля. Матование одинокого короля. Пешечные окончания. Оппозиция. Цугцванг. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Ферзь против пешки. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв. Практика: Упражнения по диаграммам. Ответы на устные вопросы. Практические партии с наблюдением и пояснением педагога. Отработка полученных знаний за доской. Решение этюдов. 4. Миттельшпиль. Теория: Понятие о тактике. Основные тактические приёмы. Связка, неполная связка, двойной удар, отвлечение, завлечение. Использование слабости последней горизонтали, превращения пешки, уничтожение защиты. Размен. Определение стратегии. Принципы реализации материального преимущества. План игры. Оценка позиции. Центр,централизация. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Практика: Упражнения, решение задач. 5. Дебют. Теория: Основные принципы игры в дебюте. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Различные виды дебютов. Дебютные ловушки. Практика: партии с Разбор примеров на демонстрационной шахматной доске. Тематические пояснением педагога. Изучение показательных партий из творчества выдающихся шахматистов. 6. Турниры, конкурсы решения задач. Календарь соревнований № Мероприятие Сроки проведения Место проведения 1 Первенство кружка по классическим шахматам Ноябрь - январь ЦДТ 2 Товарищеская встреча с командой школы № 1 Ноябрь ЦДТ 3 Личное первенство среди школьников КГО Декабрь ЦДТ 4 Новогодний блицтурнир Декабрь ЦДТ 5 Новогодний блицтурнир Январь Невьянск 6 Рождественский турнир Январь ЦДТ 7 Блицтурнир к Дню Защитника Отечества Февраль ЦДТ Примечание 8 Блицтурнир к Дню Защитника Отечества Февраль В. Тагил 9 Турнир по быстрым шахматам Март ЦДТ 10 Турнир среди школьников до 12 лет Апрель Новоуральск 11 Товарищеская встреча с командой п. Нейво-Рудянка Апрель Нейво-Рудянка 12 Турнир ко Дню Победы Май ЦДТ 13 Турнир ко Дню Защиты детей Май ЦДТ 2-ой год обучения 1. Исторический обзор развития шахмат. Теория:Шахматы в культуре стран Арабского Халифата. Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Итальянская школа шахмат. Филидор. Французские и английские шахматисты. А. Андерсен. Наследие Пола Морфи. Борьба за звание чемпиона мира. Практика:Знакомство с творческим наследием мастеров прошлого. 2. Дебют. Теория:План в дебюте. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу. Стратегические идеи защиты двух коней, дебюта четырех коней, шотландской партии, шотландского гамбита, сицилианской защиты. Практика:Подбор дебютного репертуара, изучение показательных партий из творчества выдающихся шахматистов, разбор собственных партий. 3. Миттельшпиль, Теория:Сложные комбинации на сочетание идей. Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака фигурами. Пешечно-фигурная атака. Форпост. Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь. Проблемы центра. Закрытый пешечный центр. Подвижный пешечный центр. Пешечно фигурный центр. Роль центра при фланговых операциях. Практика: Решение за доской упражнений и учебных позиций. 4. Эндшпиль. Теория:Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях. Поля соответствия в пешечных окончаниях. Ладейные окончания. Принцип Тарраша. Позиция Филидора. Построение «мост». Коневые окончания. Слоновые окончания. Практика: Отработка полученных знаний за доской. Решение этюдов. Отработка техники реализации на шахматной доске. 5. Турниры, конкурсы решения задач. Календарь соревнований для групп 2 и 3 года обучения № Мероприятие Сроки проведения Место проведения 1 Первенство кружка по классическим шахматам Октябрь - март ЦДТ 2 Товарищеская встреча с командой школы № 1 Ноябрь ЦДТ, школа 1 3 Фестиваль «Нейва» Ноябрь Новоуральск 4 Мемориал памяти А.А. Алехина Ноябрь В. Салда Декабрь ЦДТ 5 Личное первенство среди школьников КГО 6 Турнир ко Дню Конституции Декабрь Невьянск 7 Фестиваль памяти Г.М. Андреева Декабрь Новоуральск Примечание 8 Международный фестиваль «Каменный цветок» Декабрь Н. Тагил 9 Новогодний блицтурнир Декабрь ЦДТ 10 Новогодний блицтурнир Декабрь В. Пышма 11 Новогодний блицтурнир Январь Невьянск 12 Рождественский турнир Январь ЦДТ 13 Рождественский турнир Январь В. Тагил 14 Блицтурнир ко Дню Защитника Отечества Февраль ЦДТ 15 Блицтурнир ко Дню Защитника Отечества Февраль В. Тагил 16 Мемориал КраченкоВиноградова Февраль Новоуральск 17 Чемпионат ГЗО по классическим шахматам Март В. Тагил 18 Турнир ко Дню Победы Май ЦДТ 19 Турнир ко Дню Победы Май В. Пышма 20 Турнир ко Дню Победы Май Невьянск 21 Турнир ко Дню Победы Май Новоуральск 22 Турнир ко Дню Защиты детей Май ЦДТ 3-ий год обучения 1. Исторический обзор развития шахмат. Теория: Проникновение шахмат в Россию. Первый русский мастер А.Д. Петров. Плеяда русских мастеров. М.И. Чигорин — основоположник русской шахматной школы. Первые чемпионы мира — В. Стейниц, Э. Ласкер, Х.-Р. Капабланка, А. Алехин. Творчество З. Тарраша, А. Нимцовича, Р. Рети. Чемпионы мира — М.М. Ботвинник, М. Таль, В. Смыслов, Т. Петросян. Шахматные корифеи — Д. Бронштейн, П. Керес. Чемпионы мира — А. Карпов, М. Карлсен. Практика: Знакомство с творчеством прославленных спортсменов. 2. Дебют. Теория:Методы работы над дебютом. Принципы составления дебютного репертуара. Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты, французской защиты, принятого ферзевого гамбита. Защиты Алехина, защиты Уфимцева, защиты Нимцовича. Практика: Разбор типичных ошибок. Просмотр партий-миниатюр. Составление и ведение дебютной картотеки. 3. Миттельшпиль. Теория: Атака на короля. Атака нерокировавшегося короля, атака короля при односто ронних рокировках, атака короля при разносторонних рокировках. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающих ходов. Защита в шахматной партии. Пассивная и активная защита. Требования к защите: определение момента, с которого нужно переходить к защите, составление плана защиты, перегруппировка сил, экономизм защитительных мероприятий. Контратака. Пешечный перевес: в центре, на ферзевом фланге, на королевском фланге. Пешечные цепи. Блокада пешки и пешечной цепи. Пешечный прорыв. Подвижность слона и коня в миттельшпиле. Слабые и сильные поля. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Теория «островков». Создание слабостей в лагере соперника. Практика: Решение учебных позиций, тематические турниры. 4. Эндшпиль. Теория:Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных окончаних. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. Сложные ладейные окончания. Практика: Решение учебных позиций. Решение этюдов. 5. Спортивный режим и физическая подготовка шахматистов. Теория: Гигиена умственного труда. Круглогодичность тренировок. Циклы, периоды, этапы подготовки шахматиста. Тренировочная нагрузка и работоспособность. Система восстанови тельных мероприятий. Структура индивидуального занятия. Закаливание и его сущность. Роль закаливания в деле предупреждения инфекционных и простудных заболеваний. Средства закаливания и методика их применения. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Значение питания как фактора обеспечения, сохранения и укрепления здоровья. Понятие об основном обмене, об энергетических тратах при различных физических и умственных нагрузках и восстановлении. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Значение правильного режима дня юного шахматиста. Утренняя гимнастика и водные процедуры. Двигательная активность шахматиста. Вредное воздействие курения и спиртных напитков на здоровье и работоспособность шахматиста. 6. Турниры, конкурсы решения задач. (см. выше Календарь соревнований) 1.4. Планируемые результаты Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками в процессе обучения определённых результатов – метапредметных, личностных и предметных. Метапредметные результаты освоения программы. Познавательные универсальные учебные действия: – умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познава тельную цель деятельности в области шахматной игры; - умение определять для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, способность развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; – владение методами систематизации шахматных знаний; – способность находить наиболее эффективный способ решения учебной задачи; – умение находить необходимую информацию; – овладение важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. Коммуникативные УУД: – умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; – способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; – умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); – умение организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, способность работать индивидуально и в группе. Регулятивные УУД: – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные результаты освоения программы: - формирование основ российской, гражданской идентичности; – формирование ответственного отношения к учению; – готовность к саморазвитию и самообучению; – ориентацию на моральные нормы и их выполнение; – развитие чувства прекрасного; – формирование основ шахматной культуры; – формирование навыков творческого подхода при решении различных задач; – приобретение навыков сотрудничества со сверстниками и старшими; – воспитание доброжелательности, отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; – дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; – понимание важности бережного отношения к собственному здоровью. Предметные результаты: - приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; – владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; – приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры. К концу первого года обучения по данной программе учащиеся должны знать: игры в шахматы; термины; историю происхождения шахмат; абсолютную ценность фигур; фигур, их способности; стадии шахматной партии; основные шахматные устную нотацию; элементы шахматной доски; уметь: правильно расставлять в первоначальном ориентироваться на шахматной доске; рокировать короля; маты, нападать на защищать свои фигуры; объявлять шах и ставить простейшие проводить простые тактические приемы, овладеть записью шахматной партии, первоначальные навыки участия получить в соревнованиях, выполнить норматив детского разряда по шахматам. К концу второго года обучения по данной программе учащиеся должны знать: историю шахмат достейницевского периода; Филидора; дебюте; основы отдельных дебютов; способы борьбы за центр; названия три положении фигуры на шахматной доске; фигуры противника; правила теорию понятие инициативы в сложные комбинации на сочетание идей; простейшие методы реализации материального преимущества; элементарные основы судейства и организации шахматных соревнований. приемы; уметь: применять сложные тактические овладеть навыками самостоятельной работы над шахматами; овладеть основными техническими приемами в эндшпиле; принимать участие в городских и в выездных соревнованиях; выполнить норматив юношеского разряда по шахматам. К концу третьего года обучения по данной программе учащиеся должны знать: историю развития шахмат в России; характеристику основных современных дебютов; по несколько дебютов за белый и черный цвет; углубленно изучить тему «Атака на короля» способы борьбы в сложных окончаниях партий; творчество выдающихся шахматистов; о психологической и волевой подготовке; о режиме шахматиста и методике тренировки уметь: анализировать сыгранные партии, выявлять ошибки и работать над самосовершенствованием; цепко защищаться в тяжелой ситуации; совершенствоваться в изучении приемов эндшпиля и миттельшпиля; применять в партии тактические приемы; норматив взрослого разряда по шахматам; Российской шахматной федерации. выполнить получить рейтинг Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение: • кабинет для занятий, вместимостью на 12-15 человек; • шахматные столики - 12 шт. с наборами шахматных фигур (при проведении соревнованийвыносятся в коридор); • настенная демонстрационная (магнитная) шахматная доска с фигурами; • школьная доска для записей; • шахматные часы (механические) - 6 шт., • складной стол для настольного тенниса (для проведения физкультпауз); • книжный шкаф с шахматной библиотекой; • различные настольные игры, кроссворды, головоломки (для развития мышления); • домашний нетбук для жеребьевки соревнований; тетради и ручки для записи шахматных партий. Информационное обеспечение: домашний нетбук для жеребьевки соревнований, школьная доска для записей информации, стенд для таблиц и объявлений, для информи рования учеников и для проведения онлайн занятий создана группа «Гамбит» в Ватсап. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования - Дубов Анатолий Витальевич, образование — высшее, стаж работы в данном учреждении - 25 лет. Методические материалы: книжный шкаф с шахматной библиотекой, разделы: история шахмат, психология шахматной борьбы, эстетика шахмат, шахматные решебники, учебники по обучению шахматной теории, книги по стратегии и тактике, монографии по ключевым разделам — по дебютам, эндшпилю, подборка книг выдающихся шахматистов; стенд с лучшими достижениями наших шахматистов (дипломы, грамоты, фотографии); музей спортивной славы (медали и Кубки); тесты, головоломки (для развития мышления); различные настольные игры, кроссворды, спортинвентарь: стол для н\ тенниса, дартс, мячи, скакалки, эспандеры, городки, боулинг, переменах); При серсо и др.(для активного отдыха на бланки для записи ходов, таблицы, заявки и прочее; организации работы с детьми по данной программе используется система дидактических принципов: • принцип психологической комфортности— создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; • принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; • принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; • принцип вариативности— у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; • принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы позволяют с позиции развивающего обучения обеспечить решение задач интеллектуального и личностного развития. В работе используются игровая технология, ИКТ, рейтинговая, мотивация через отбор на личные и командные соревнования, выполнение спортивных разрядов, завоевание спортивных званий и почётных трофеев. Это помогает сформировать у детей устойчивый интерес к занятиям шахматами, позволяет им поэтапно увидеть путь саморазвития к намеченной цели. 2.2. Формы аттестации и контроля Результативность выполнения программы проводится с помощью наблюдения педагога, решения этюдов, а также решения тестов различного уровня, выступления на турнирах, присвоения разрядов. Текущий контроль осуществляется в течение учебного года с помощью наблюдения педагога, решения этюдов, выступления на турнирах. Итоговая аттестация – на основании выполнения учениками квалификационных разрядов (в зависимости от степени таланта и трудолюбия в течение рассматриваемого периода). 3. Список литературы Нормативно-правовые акты 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - N 53 (ч. 1). Ст. 7598. 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение ПравительстваРФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действиефедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (ред. от 18.05.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010. 4. Приказ Минобрнауки утверждении РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования" (ред. от 29.12.14) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 9. - 28.02.2011. 5. Приказ Минобрнауки утверждении России от 17.05.2012 N 413 "Об федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" (ред. от 29.12.14) // Российская газета. - N 139. - 21.06.2012. 6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка примененияорганизациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации общеобразовательных программ 7. Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 8. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях кпрограммам дополнительного образования детей" // Вестник образования. - N 2. - 2007. 9. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 N ВК-641/09 "О направлении методическихрекомендаций" Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 10. "Обутверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" // Российская газета. - N 226. - 03.10.2014. Литература, используемая педагогом в процессе обучения 1. Авербах Ю.М. Школа эндшпиля / Ю.М. Авербах. – М.: Тера-спорт, 2000. – 250 с. 2. Авербах Ю. М. Школа середины игры / Ю.М. Авербах. – М.: 2000. - 128 с. 3. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы / В.Г. Гришин. – М.: Просвещение, 1991. - 250 с. 4. Журавлев Н.И. В стране шахматных чудес / Н.И. Журавлев. – М.: Международная книга,1991. – 56 с. 5. Интерактивная обучающая программа «Шахматная школа для 2 – 4 разрядов»[Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Москва 2002. – 1 эл. отп. диск (CD-ROM). 6. Костров В. Шахматные тест партии. Полуоткрытые начала / В. Костров. – СПб., 2000. - 96с. 20 7. Костров В. Шахматные тест партии. Закрытые начала / В. Костров. – СПб., 2003. 96 с. 8. Костров В. 2000 шахматных задач. Часть 4 / В. Костров. – СПб., 2004. - 91 с. 9. Костров В. 2000 шахматных задач. Часть 2 / В. Костров. – СПб., 2004 - 91 с. 10. Костров В. Как играть шахматные окончания. Мастер – класс / В. Костров. – СПб., 2003. 96 с. 11. Костров В. Как играть шахматные окончания. Уроки мастерства / В. Костров. – СПб., 2003. - 96 с. 12. Костров В. Как играть шахматные окончания. 2-й год / В. Костров. – СПб., 2003. - 96 с. 13. Костров В. Как играть шахматные окончания. 1-й год / В. Костров. – СПб., 2003. - 96 с. 14. Костров В. 1000 шахматных задач 1-й год / В. Костров. – СПб., 2006. - 96 с. 15. Костров В. 1000 шахматных задач 2-й год / В. Костров. – СПб., 2006. - 96 с. 16. Костров В. 1000 шахматных задач 3-й год / В. Костров. – СПб., 2006. - 96 с. 17. Костров В. Шахматный решебник. Костров. – СПб., 2005. - 96 с. 18. Костров В. Шахматный учебник 2 – 3 разряды / В. Костров. – СПб., 2003. - 128 с 19. Костьев А.Н. Шахматы. Программы средней школы. Физическая культура (внекласснаяработа): легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная гимнастика, волейбол, художественная гимнастика, шахматы, гандбол / А.Н. Костьев. – М.: Просвещение, 1981. – 267 с. 20. Мультимедийная программа «Курс дебютов» [Электронный ресурс]. Электронныеданные. – Москва 2003. – 1 эл.отп.диск (CD-ROM). 21. Мультимедийная образовательная программа «Динозавры учат шахматам) [Электронныйресурс]. – Электронные данные. – Москва, 2002. – 1 эл.отп.диск (CD-ROM). 22. Мучник Х.Л. Первые шахматные уроки / Х.Л. Мучник. М.: Воениздат, 1980. – 150 с. 2 23. Пожарский В. Школа шахмат / В. Пожарский. – Ростов-на-Дону, 2007. – 256 с. 24. Пожарский В. Школа шахмат в этюдах / В. Пожарский. – Ростов-на-Дону, 2007. – 256 с. 25. Пожарский В. Шахматный учебник на практике / В. Пожарский. – Ростов-на-Дону, 2008. – 375 с. 26. Пожарский В. Шахматный учебник / В. Пожарский. – Ростов-на-Дону, 2001. - 416 с. 2.36. Сейраван, Я. Шахматный учебник стратегии / Я. Сейраван. – М., 2007. - 256 с. 27. Смыслов В.В. Тайны ладейного эндшпиля / В.В. Смыслов. – М., 2003. - 95 с. 28. Сухин И. Приключение в шахматной стране / И. Сухин. - М., 2003. -144 с. 29. Шашин Б.С. Пешки – душа шахмат / Б.С. Шашин. - М., 1982. - 72 с. 30. «Шахматная тактика. Задачник по тактике для начинающих шахматистов"(L) (2000 -2002) [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Москва, 2002. – 1 эл.отп.диск (CDROM). 31.Юдович М.М. Занимательные шахматы / М.М. Юдович. – М.: ФИС, 1976. - 150 с. Литература для учащихся и родителей 1. Гершунский Б. Шахматы – школе / Б. Гершунский. – М.: Педагогика, 1991. 2. Гришин В. Малыши играют в шахматы / В. Гришин. – М.: Просвещение, 1991. 3. Зенков Г. Первый шах / Г. Зенков. – Прокопьевск: Пласт, 1993. 4. Каган И. В ваших руках короли / И. Каган. – Петрозаводск: Карелия, 1990. 5. Каган И. Шахматы для начинающих / И. Каган. – Петрозаводск: Карелия, 1990. 6. Костенюк А. Как научить шахматам / А.Костенюк. – М., 2008. 7. Сухин И. Приключения в шахматной стране / И. Сухин. – М.: Педагогика, 1991. –