Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Кировоградского городского округа» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина» СОГЛАСОВАННО: УТВЕРЖДАЮ: На заседании методического совета муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И.Порошина» _______________А.А.Пчелина «12» ноября 2024 г. «12» ноября 2024 г. Протокол № 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Эстрадный вокал» (дополнительное образование детей 7-17 лет) Срок реализации 5 лет Составитель: Педагог дополнительного образования Рякшина Оксана Анатольевна Кировград 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» (далее Программа) соответствует художественной направленности и составлена в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным Законом РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ( в редакции 2013г.); - Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года ( распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г № 996-р); - Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022. № 678-р); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г № 196 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.08.2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Уставом МАУ ДО «ЦДТ», утвержденный Постановлением Администрации Кировградского городского округа от 05.07.2021 г. № 475. Актуальность Программы так же заключается в том, что обеспечивает возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние разработана Программа «Эстрадный вокал», направленная на духовное развитие обучающихся. Программа предназначена для детей 7-17 лет. На программу принимаются дети с предварительным отбором, цель которого выявить одаренных детей для их дальнейшего музыкального развития. На прослушивании особое внимание уделяется наличию вокальных данных ребенка. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут Общее количество часов в неделю – 2 часа Занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу, Программа рассчитана на 5 лет Объем программы 360 часов, по 72 час в каждом году обучения. Организация образовательного процесса. Форма реализации Программы – традиционная. Форма обучения - индивидуальная (с возможностью работы в дуете). Перечень видов занятий: практическое занятие, репетиция. Перечень форм подведения итогов: концерт, фестиваль, конкурс. Цель Программы: Развитие вокальных данных и музыкально-эстетического вкуса обучающихся через приобщение их к основам мировой музыкальной культуры. Задачи Обучающие: - обучить детей и подростков эстрадному пению; - познакомить с мировой эстрадной культурой; - сформировать эстрадно-исполнительские качества Развивающие: - разносторонне развить вокальный слух и музыкальную память; - развить личную инициативу и творческую фантазию в трактовке произведений; - развить стремления к самосовершенствованию. Воспитательные: - приобщить обучающихся к духовным ценностям, содействовать развитию их интеллекта; - воспитать уважительное отношение к зрителю; - воспитать чувство взаимовыручки и взаимопомощи; Цели и задачи по годам обучения. Первый год обучения Цель : Развитие вокальных данных обучающегося. Задачи: Развивающая: Развить у обучающихся художественный вкус и познавательный интерес к лучшим образцам отечественной и зарубежной джазовой и популярной музыки; Воспитательная: Воспитать уважительное отношение к зрителю; Обучающие: Дать знания: - об образовании звука - о работе вокального аппарата - об охране голоса и основных правилах гигиены - о музыкальных терминах - о творческой деятельности известных авторов и исполнителей Научить: - через вокальные упражнения добиваться мышечной раскрепощенности губ, языка, корня языка ,мягкого нёба - применять на практике освоенные приёмы вдоха и выдоха - ритмически непринуждённо двигаться под заданную мелодию -передавать в упражнениях эмоциональное состояние Второй год обучения Цель: Индивидуальное певческое развитие детей через приобщение их к основам мировой музыкальной культуры. Задачи: Развивающие: Развивать музыкально-эстетический вкус. Расширить общий кругозор Воспитательная: Воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи. Обучающие: Дать знания: - о системе упражнений на дыхание; - о системе упражнений для развития резонаторов; - об основных стилях и направлениях джазовой и эстрадной музыки; - о жизни и творчестве известных исполнителей и коллективах; - о музыкальной терминологии. Научить: - пользоваться приобретенными знаниями и навыками вдоха и выдоха в упражнениях и произведениях; - добиваться ровности звучания головного и грудного резонаторов; - самостоятельно заниматься сценическим оформлением номера; - анализировать своё и чужое вокальное исполнение. Третий год обучения Цель: Расширение параметров вокального эстрадного исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей обучающихся). Задачи: Развивающие: Развивать выдоха); певческое дыхание (увеличение продолжительности фонационного Развивать навыки певческой артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата); Расширить диапазон голоса. Воспитательные: Воспитывать эстетический вкус у обучающихся; Воспитывать трудолюбие, целеустремленность и упорство в достижении поставленных целей. Обучающие: Обучить певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование); Обучить терминологии связанной с вокальными навыками. Четвертый год обучения Цель: Расширение параметров вокального эстрадного исполнительства (формирование ровности и силы звука в разных регистрах, дыхательные упражнения, эмоциональность исполнения, сценическая культура). Задачи: Развивающие: Развивать навыки певческого дыхания (до автоматизма); Развивать гармонический и мелодический слух. Развивать музыкально - эстетический вкус и самостоятельность в творчестве; Воспитательные: Приобщать обучающихся к основам музыкальной культуры; Формировать устойчивый интерес к пению. Обучающие: Расширить музыкальный кругозор; Обучить приемам выразительного пения; Обучить музыкально - ритмическим движениям, танцевальным элементам. Пятый год обучения Цель: Расширение параметров вокального эстрадного исполнительства обучающихся (формирование певческого дыхания, развитие навыков певческой артикуляции, формирование ровности и силы звука в разных регистрах, формирование навыков самостоятельной работы с микрофоном под минусовую фонограмму, развитие динамических возможностей голоса, манера пения, эмоциональность исполнения). Задачи: Развивающие: Развивать певческое дыхание. Развивать навыки певческой артикуляции (дикционная ясность и четкость синхронного произношения согласных при пении в различных нюансах, темпах, регистрах); Воспитательные: Воспитать эстетический вкус учащихся; Воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; Воспитать чувство коллективизма; Воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества. Обучающие: Научить приемам выразительности сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений; Научить сценическим движениям; Научить работать с микрофоном под минусовую фонограмму. Обучить приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Название тем Всего Теория Практика Формы контроля и аттестации 1 Постановка голоса 37 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 1.1 2 6 Педагогическое наблюдение 5 0,5 4.5 Мягкое небо 6 0.5 5,5 1.5 Гимнастика для губ и языка 6 0.5 5,5 1.6 Корень языка 8 1 7 1.7 Резонаторные ощущения 8 1 7 1.8 М узыкальные термины 2 0,5 1,5 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 1.9 Охрана голоса и основные правила гигиены 0,5 0.5 Педагогическое наблюдение 2 История развития мирового эстрадного иск усства 4 4 Педагогическое наблюдение 3 Актерские способности вокалиста 20 3 17 Педагогическое наблюдение 3.1 Этюды, игры 4 0,5 3,5 3.2 Декламация на дыхании 4 0.5 3,5 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 3.3. Танцевальная импровизация под музык у Простые танцевальные элементы 6 1 5 6 1 5 2,5 0,5 2 72 16 56 45,5 8,5 Образование звука и работа вокального аппарата 2 2 1.2 Вдох и выдох 8 1.3 Вдохи в грудь 1.4 3.4 4. Особенности физического развития вокалиста ИТОГО Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ТЕМА1. Постановка голоса. 1.1. теория: Образование звука и работа вокального аппарата. теория: Образование звука. Строение и работа вокального аппарата. 1.2. Вдох и выдох. теория: Особенности выполнения вдоха и выдоха. практика: Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики. Длинный вдох - длинный выдох (Д-Д). Короткий вдох – короткий выдох (К-К). Короткий вдох – длинный выдох (К-Д). 1.3. Вдохи в грудь. теория: Озвученные и не озвученные вдохи в грудь. Приемы выполнения вдохов. практика: Выполнение упражнений на звуки А Э О Ы. Выполнять с эмоциональным состоянием (удивление, восторг, радость, испуг). Для раскрепощения аппарата добавляется раскрытие рук, медленное поднятие глаз. Делается стоя, сидя, приседая. 1.4. Мягкое небо. теория: Приемы тренировки мышц мягкого нёба. Эмоциональное состояние. практика: Выполнение упражнений «зевок», «диалог поросят», «шприц». Вдох на звук;- вдох и выдох на одном звуке;- вдох на 1-5 звуках; « Греческие крики» (вдохи на шёпоте) на гласных «А», «О», «Э». 1. 5. Гимнастика для губ и языка. теория: Методика разогрева артикуляционного аппарата. практика: Выполнение гимнастики для губ и языка: - покусать кончик языка (4-8 раз), - пожевать язык попеременно с одной стороны и с другой стороны на коренных зубах, - пощелкать языком, меняя конфигурацию рта, - попротыкать языком верхнюю, нижнюю губы, щеки - упражнение «иголочка», - «щеточка» чистить зубы круговыми движениями языка, - покусать нижнюю губу от одного края до другого, потом верхнюю, - «обиженное лицо – обрадованное лицо», - вытянуть губы трубочкой, вращение в обе стороны на звуки «Н», «М» . 1.6. Корень языка. теория: Методика раскрепощения мышцы корня языка, гортани. практика: Выполнение упражнений для корня языка. «Собачка спит» плюс внутренний монолог. «Пассажир в автобусе». «Лягушка». «Щелчки языком». «Куить». «Змеиное жало». «Суперфальцет». 1.7. Резонаторные ощущения. теория: Приемы освоения и развития головного и грудного резонаторов. практика: выполнение упражнений для развития резонаторных ощущений («Мычание – нычание»); Упражнения развития резонаторных ощущений и ампушурного развития; Упражнение «Лошадка». 1.8. Музыкальные термины. теория: Музыкальные термины. практика: Научить понимать применять музыкальные термины. Письменный опрос. 1.9. Охрана голоса и основные правила гигиены теория: Строение голосового аппарата. Основные заболевания голосового аппарата. Способы предупреждения и профилактика заболеваний. Тема 2. История развития мирового эстрадного искусства. теория: Блюз. Песни американских негров. Импровизация в блюзе. Влияние блюзов на джаз, рок и профессиональную академическую музыку xx века. Рапсодия в блюзовых тонах для фортепиано с оркестром Дж. Гиршвина. История джаза. Новый Орлеан. Стили джаза. Чикаго. Свинг. Бибоп, Кул, Симфо джаз. История джаза в России Корнет и Луи Армстронг. История жизни и творчества Луи Армстронга. Рок-н-ролл. История возникновения рок-н-ролла. Элвис Пресли – король рок-нролла Бадди Холи, Джерри Ли Льюис. Вудстонский фестиваль (1969г.). Битлз. Джон Ленон, Пол Макартни, Джордж Харрисон, Ринго Стар. Жизнь и творчество “Битлз”. Тема 3. Актерские способности вокалиста 3.1. Этюды, игры. теория: Особенности передачи актерского образа. Приемы передачи эмоционального состояния: радости, восторга, удивления, страха, печали и т. д. практика: Работа над этюдами, игровые упражнения. “ Кошка и воробей”, “Печатная машинка”, “Голодная кошка и сытый кот “ 3.2. Декламация на дыхании. теория: Основы декламации на дыхании практика: Чтение стихов (басни) с контролем дыхания. 3.3. Танцевальная импровизация под музыку. теория: Элементы музыкальной выразительности. практика: Освоение элементов музыкальной выразительности. Выполнение заданий на импровизацию. 3.4. Простые танцевальные движения. теория: Танцевальный элемент. Танцевальная композиция. практика: Знакомство и разучивание танцевальных элементов. Выработка умения соединить движения в танцевальную композицию. ТЕМА 4. Особенности физического развития вокалиста. теория: Важность укрепления мышц брюшного пресса для вокалиста. Физические упражнения на развитие мышц брюшного пресса. практика: Выполнение упражнений на развитие мышц брюшного пресса. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Второй год обучения УЧЕБНЫЙ ПЛАН № НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ всего теория практика Формы контроля и аттестации 1 Постановка голоса 39 3,5 35,5 Педагогическое наблюдение 1.1 Дыхательные упражнения «Порции» 5 0,5 5 Педагогическое наблюдение 1.2 Дыхательная гимнастика Стрельниковой 6 0,5 6 Педагогическое наблюдение 1.3 1.4 1.5 1.6 Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании. 3 Упражнения на развитие грудного резонатора 6 Упражнения для развития головного резонатора 6 Упражнения на сглаживание регистров 0,5 3 Педагогическое наблюдение 0,5 6 Педагогическое наблюдение 0,5 6 Педагогическое наблюдение 6 0,5 6 Педагогическое наблюдение 1.7 Блюзовые упражнения 5 0,5 5 Педагогическое наблюдение 1.8 2 3 4 Музыкальные терминамы в эстрадном пении 2 Работа над произведениями Постановка номера 14 Этюды на развитие актерских способностей, импровизация Танцевальные движения 2 0 Педагогическое наблюдение 2 12 Педагогическое наблюдение 5 1 4 Педагогическое наблюдение 8 8 Педагогическое наблюдение 5 Творческая деятельность известных исполнителей 6 ИТОГО 72 Педагогическое 6 наблюдение 9 63 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 год обучения) ТЕМА 1. Постановка голоса. 1.1. Дыхательные упражнения «Порции» теория: Понятия «активный вдох», «активный выдох». Методика выполнения практика: Выполнение дыхательных упражнений «Порции». 1.2. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. теория: Особенности дыхательной гимнастики Стрельниковой. Правила выполнения гимнастики. практика: Отработка упражнений. Отработка координации правильного вдоха и выдоха с движением головы или корпуса. Выполнение упражнений с движениями головы «Болванчик, с движением корпуса: «Насос», «Колено», «Выпад». 1.3. Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании. теория: Понятия: «крайний обертон», «нижняя форманта». Приемы пения на дыхании. Практика: Отработка приемов пения на дыхании. Выполнение упражнений: «Шприц», «Качали», «Голубь». Отработка атаки звука при помощи живота. Разработка мышц брюшного пресса. 1.4. Упражнение для развития грудного резонатора. Теория: Грудной резонатор (трахеи, бронхи, легкие, наполненные воздухом). Сила звука. Практика: Отработка упражнений на развитие грудного резонатора: упражнения на звуки, на созвучия, на слоги. 1.5. Упражнение для развития головного резонатора. Теория: Понятие «Головные резонаторы». Тембр и окраска звука. Методика выполнения упражнений. Практика: Выполнение упражнений на развитие головных резонаторов. 1.6. Упражнение на сглаживание регистров. Теория: Однорегистровый диапазон. Смешение звуков. Методика выполнения упражнений на сглаживание регистров. Практика. Выполнение упражнений на сглаживание регистров. 1.7. Блюзовые упражнения. теория: Методика выполнения блюзовых упражнений. практика: Отработка чистого интонирования интервалов в более сложных ритмических и мелодических упражнениях на слоги 1.8. Музыкальные терминамы в эстрадном пении. теория: Субтон. Свинг. Фурлатто. Скэт. Импровизация. Модуляция. Арт-Рок. Ректайм. Джаз. Блюз. Спиричуэл. Диксиленд. Свит джаз. ТЕМА 2. Работа над произведением. Постановка номера. Теория: Содержания произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности. Текст песни. Мелодия. Эмоциональная передача содержания. Актерская задача. Практика: Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами на слоги, без текста. Работа над текстом без мелодии (проговаривание на дыхании), соединение отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работу над звукообразованием. Работа над эмоциональной передачей содержания исполняемого произведения и решение актерских задач. Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для постановки номера и работа с микрофоном под фонограмму на сцене. ТЕМА 3. Этюды на развитие актерских способностей, импровизация. теория: Импровизация на сцене. Наблюдательность, воображение, творческая инициатива. практика: Выполнение творческих заданий, этюдов, музыкальных сценок, импровизаций. ТЕМА 4. Танцевальные движения. практика: Выполнение упражнений с более сложным ритмическим рисунком. Выполнение упражнений под классическую музыку, народную, эстрадную музыку. Отработка элементов современных танцев типа: «диско-бит», «авто-стоп», «диско-фант», «джайв», «джаз-танец» (с использованием видеоаппаратуры). ТЕМА 5. Творческая деятельность известных исполнителей. теория: Золотой век джаза. Новый Орлеан в начале 30-х годов. «Рифф» Билл Каунт Бэйси. Аранжировщик Флетгер Хенденсон, Дюк Эллингтон. Солисты и импровизация: Бесси Смит, Элла Фитцжеральд, Билли Холидей. Жизнь и творчество. Расцвет «Свинга». Дирижер и кларнетист – Бенни Гудмен. Революция «бопа». Новый стиль джаза (1940). Телониус Монк, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер. Группы: «Дип-Пепл», «Пинк Флоид», «Роллинг Стоунз». Группы: «Аквариум», «Машина времени», «Браво», «ДДТ», «Кино». Рок в России. История создания групп Б.Гребенщикова, А.Макаревич, Е.Хавтан, Ю.Шевчук, В.Цой. прослушивание записей. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Третий год обучения УЧЕБНЫЙ ПЛАН № 1 НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Певческие навыки Формы контроля и всего теория практика аттестации 24 4 20 Педагогическое наблюдение 2 Пение произведений 30 8 22 Педагогическое наблюдение 3 Сценическая постановка номеров 12 4 8 Педагогическое наблюдение 4 Эмоционально-выразительное исполнение (воображение, память, 3 1 2 наблюдение сценическая пластика) 5 Технические средства Педагогическое 3 1 2 Педагогическое наблюдение ИТОГО 72 18 54 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (3 год обучения) ТЕМА 1. Певческие навыки Теория: Певческая установка. Гигиена голоса. Устройство голосового аппарата, голосообразование. Правильная артикуляция гласных звуков. Знакомство с музыкальными терминами. Вокальный зевок. Подача звука (бросок мяча). Опора дыхания. Его значение, особенности, виды. Практика: Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков обучающихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлиненного выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Фонетическая ритмика. Дикционные упражнения. Артикуляционные упражнения. Скороговорки. Отработка упражнений на использование резонаторов ротовой полости (зубы, твердое небо), доведение постановки артикуляционного аппарата до автоматизма при разговоре и пении. ТЕМА 2. Пение произведений Теория: Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара: жанр, эмоциональная окраска. Основные сведения о работе над текстом произведения, последовательность разбора текста (проставление акцентов, пауз, дыханий и т.д.) Анализ песни (настроение, художественное содержание, средства выразительности и др.). Рассказ о произведении, стиле, эпохе, композиторе. Понятие «музыкальный образ песни», «слова-образы». Практика: Разбор мелодии произведения (движение мелодии, темп, ритмический рисунок, динамика и акценты). Разбор текста произведения (эмоциональная составляющая, паузы, дыхание). Работа над мелодией (разучивание мелодии в виде вокализа, без привязки к словам). Диапазон и сложные места (самые высокие и низкие ноты, скачки, хроматические переходы и прочие места, требующие внимательного разучивания). Соло, одноголосное и двухголосное исполнение песенного репертуара. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Исполнение произведения в конечном варианте под фонограмму. ТЕМА 3. Сценическая постановка номеров Теория: Закрепление понятия о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Взаимосвязь между песней и сценическими движениями, элементы танцевальных стилей. Знакомство с терминологией эстрадного танца. Эстетика сценического движения. Практика: Практическая работа по созданию эстрадного номера. Сценические движения. Разработка хореографических зарисовок для вокальных номеров. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Выработка навыков ориентации в пространстве сцены. Двигательные упражнения и танцевальные движения, инсценировка песен. Регулирование мышечных напряжений – преодоление “зажима” в различных движениях. Соединение вокальных навыков исполнения произведения с танцевальной частью постановки номера. Отработка выхода на номер и ухода после исполнения номера. ТЕМА 4. Эмоционально-выразительное исполнение Теория: Что такое актерское мастерство и для чего оно необходимо вокалисту. Атрибутика внешнего вида: костюм, макияж, прическа. Культура поведения на сцене. Владение собой, устранение волнения на сцене. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Практика: Упражнения на развитие воображения, памяти, творческих способностей, устранение страха и зажима, развитие сценического движение и речи, приобретение уверенности в себе, открытости, умения не бояться публики. Специальные упражнения по актерскому мастерству: мимические, «пение в маску», по сценической пластике. Воспитание самовыражения через движение и пение. Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя спокойно, раскрепощенно. Развитие умения перевоплощения, в соответствии с характером музыкального произведения. ТЕМА 5. Технические средства Теория: Основы сценического технического оборудования. Вокальные эффекты. Правила работы с компьютером (включение и выключение фонограммы). Практика: Пение с вокальными эффектами микрофонов и без. Пение с мониторами и без (разница, особенности работы поведения с микрофонами при наличии мониторов на сцене). Пение в зале (спускаясь со сцены) – особенности звука, микрофонов. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Четвертый год обучения УЧЕБНЫЙ ПЛАН № 1 НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Певческие навыки всего теория 26 4 Формы контроля и практика аттестации 22 Педагогическое наблюдение 2 Пение произведений 28 8 20 Педагогическое наблюдение 3 Сценическая постановка номеров 12 4 8 Педагогическое наблюдение 4 Эмоционально-выразительное 3 1 2 исполнение 5 Педагогическое наблюдение Технические средства 3 1 2 Педагогическое наблюдение 72 ИТОГО 18 54 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА(4 год обучения) ТЕМА 1. Певческие навыки Теория: Сведения о строении певческого аппарата, необходимости разогрева связок перед пением. Знакомство с музыкальными терминами. Вокальный зевок. Подача звука. Резонаторы (грудной, головной). Регистры голосов (грудной, центральный, головной, фальцет, микст). Теория «лифта» (освобождение голоса). Практика: Вокальные упражнения (распевание). Упражнения на постановку речевого и певческого дыхания. Постановка речевого дыхания. Дыхательные упражнения. Фонетическая ритмика. Дикционные упражнения. Артикуляционные упражнения. Скороговорки. Упражнения на развитие навыка двухголосного пения. Взаимоконтроль и самоконтроль за правильностью выполнения упражнений. ТЕМА 2. Пение произведений Теория: Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара: жанр, эмоциональная окраска. Основные сведения о работе над текстом произведения, последовательность разбора текста (проставление акцентов, пауз, дыханий и т.д.) Анализ песни (настроение, художественное содержание, средства выразительности и др.). Работа над произведениями различных жанров. Рассказ о произведении, стиле, эпохе, композиторе. Практика: Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Диапазон и сложные места (самые высокие и низкие ноты, скачки, хроматические переходы и прочие места, требующие внимательного разучивания). Соло, одноголосное и двухголосное исполнение песенного репертуара. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. Исполнение произведения в конечном варианте под фонограмму. ТЕМА 3. Сценическая постановка номеров Теория: Знакомство с видами и типами сценического движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста. Взаимосвязь между песней и сценическими движениями, элементы танцевальных стилей. Знакомство с терминологией эстрадного танца. Эстетика сценического движения. Практика: Практическая работа по соединению с различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения. Практическая работа по созданию эстрадного номера. Разработка хореографических зарисовок для вокальных номеров. Отработка сценических движений. Выработка навыков ориентации в пространстве сцены. Двигательные упражнения и танцевальные движения, инсценировка песен. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Отработка выхода на номер и ухода после исполнения номера. ТЕМА 4. Эмоционально-выразительное исполнение Теория: Условия создания яркого сценического образа. Жесты вокалиста, мимика, глаза и улыбка. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Основы сценического мастерства. Сценический имидж. Практика: Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Воспитание самовыражение через движение и пение. Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя спокойно, раскрепощенно. Развитие умения перевоплощения, в соответствии с характером музыкального произведения. ТЕМА 5. Технические средства Теория: Основы сценического технического оборудования. Вокальные эффекты. Правила работы с компьютером (включение и выключение фонограммы). Практика: Пение с вокальными эффектами микрофонов и без. Пение с мониторами и без (разница, особенности работы поведения с микрофонами при наличии мониторов на сцене). Пение в зале (спускаясь со сцены) – особенности звука, микрофонов. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Пятый год обучения УЧЕБНЫЙ ПЛАН № 1 НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Певческие навыки всего 26 теория 6 Формы контроля практика и аттестации 20 Педагогическое наблюдение 2 Работа над произведением 28 8 20 Педагогическое наблюдение 4 Эмоционально-выразительное 3 1 2 исполнение (тренинги, сценические Педагогическое наблюдение этюды, мимика, жесты) 5 Технические средства 3 1 2 Педагогическое наблюдение 72 ИТОГО 20 52 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (5 год обучения) ТЕМА 1. Певческие навыки Теория: Отличие народной, академической и эстрадной манеры исполнения. Практика: Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Дети продолжают учиться петь чисто в унисон, подголоски, более сложные и протяженные двухголосные построения. Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Дыхательные упражнения. Дикционные упражнения. Артикуляционные упражнения. Скороговорки. Взаимоконтроль и самоконтроль за правильностью выполнения упражнений. ТЕМА 2. Работа над произведением Теория: Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара: жанр, эмоциональная окраска. Основные сведения о работе над текстом произведения, последовательность разбора текста (проставление акцентов, пауз, дыханий и т.д.) Анализ песни (настроение, художественное содержание, средства выразительности и др.). Работа над произведениями различных жанров. Рассказ о произведении, стиле, эпохе, композиторе. Практика: Разбор мелодии произведения (движение мелодии, темп, ритмический рисунок, динамика и акценты). Разбор текста произведения (эмоциональная составляющая, паузы, дыхание). Работа над мелодией. Диапазон и сложные места (самые высокие и низкие ноты, скачки, хроматические переходы и прочие места, требующие внимательного разучивания). Соло, одноголосное и двухголосное исполнение песенного репертуара. Исполнение произведения в конечном варианте под фонограмму. ТЕМА 3. Сценическая постановка номеров Теория: Понятие: танцевальные движения, стили, манеры исполнения. Движение и пение – особенности работы над ними. Взаимосвязь между песней и сценическими движениями, элементы танцевальных стилей. Знакомство с терминологией эстрадного танца. Продолжают знакомиться с элементами хореографии в песенном искусстве, с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика». Практика: Формирование пластической культуры вокалистов через моторно – двигательные упражнения, изучение движений в соответствии с песенным репертуаром. Практическая работа по созданию эстрадного номера. Разработка хореографических зарисовок для вокальных номеров. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Двигательные упражнения и танцевальные движения, инсценировка песен. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Работа с жестом. Соединение вокальных навыков исполнения произведения с танцевальной частью постановки номера. Отработка выхода на номер и ухода после исполнения номера. Изучение понятий: интервал, дистанция, перестановка в сценической постановке номера. Отработка концертных номеров с хореографическими зарисовками. ТЕМА 4. Эмоционально-выразительное исполнение Теория: Понятие “сценическое искусство”. Основы сценического мастерства. Сценический имидж. Практика: Тренинги (для развития смелости и непосредственности в окружающей обстановке), сценические этюды – чтобы понять характер героя, действия вокального произведения. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Воспитание самовыражение через движение и пение. Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя спокойно, раскрепощенно. Развитие умения перевоплощения, в соответствии с характером музыкального произведения. ТЕМА 5. Технические средства Теория: Основы сценического технического оборудования. Вокальные эффекты. Практика: Работа с микрофоном. Пение с вокальными эффектами микрофонов и без. Пение с мониторами и без (разница, особенности работы поведения с микрофонами при наличии мониторов на сцене). Пение в зале (спускаясь со сцены) – особенности звука, микрофонов. Планируемые результаты К концу 1-го года обучения, обучающиеся должны знать, понимать: - как образуется звук - о работе вокального аппарата - об охране голоса и основных правилах гигиены - музыкальные термины - о творческой деятельности известных авторов и исполнителей. Обучающиеся должны уметь: - через вокальные упражнения добиваться мышечной раскрепощенности губ, языка, корня языка, мягкого неба - применять на практике освоенные приемы вдоха и выдоха - ритмически непринужденно двигаться под заданную мелодию - передавать в упражнениях эмоциональное состояние. К концу 2-го года обучения, обучающиеся должны знать, понимать: - цикл упражнений на дыхание - цикл упражнений для развития резонаторов - основные стили и направления джазовой и эстрадной музыки - жизнь и творчество известных исполнителей и коллективов - музыкальную терминологию Обучающиеся должны уметь: - пользоваться приобретенными знаниями и навыками вдоха и выдоха в упражнениях и произведениях - добиваться ровности звучания головного и грудного резонаторов - самостоятельно заниматься сценическим оформлением номера - исполнить 1-2 концертных номера - анализировать свое и чужое исполнение. К концу 3-го года обучения, обучающиеся должны знать, понимать: - минимальный перечень музыкальной терминологии. Понятия: певческая установка, певческое дыхание, диафрагма, атака звука, голосоведение, дикция, артикуляция, тембр, регистры, резонаторы. - основы вокальных навыков; - правила пения; - типы дыхания; - средства музыкальной выразительности. Обучающиеся должны уметь: – применять правила пения на практике; – свободно пользоваться навыками певческого дыхания; – петь естественно, ровным по тембру голосом; – петь чисто и устойчиво соло (в зависимости от способностей ученика); – применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; – выразительно петь, сочетая пение со сценическим движением; – сценически оформлять концертный номер; – работать с микрофоном. К концу 4-го года обучения, обучающиеся должны знать, понимать: – строение певческого аппарата; – резонаторы и регистры голосов; – распевки и репертуар четвертого года обучения; – виды и типы сценического движения; Обучающиеся должны уметь: – пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всем диапазоне ровным по тембру звуком; – петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы; – петь на два голоса с сопровождением, без сопровождения; – правильно пользоваться микрофоном; – держаться на сцене. К концу 5-го года обучения, обучающиеся должны знать, понимать: - чем отличаются народная, академическая и эстрадная манеры исполнения; – распевки и репертуар пятого года обучения; – основы сценического мастерства; – знают правила охраны голоса в предмутационный период. Обучающиеся должны уметь: - петь эмоционально, в соответствии с характером произведения; – полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты; – петь двухголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус; – правильно пользоваться микрофоном; – использовать танцевальные движения при выступлениях с концертными номерами. Обучение по Программе будет способствовать развитию у обучающихся следующих компетентностей. Учебно-познавательная компетентность: - умение самостоятельно планировать свою деятельность; - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно; - принимать активное участие в концертах, фестивалях, конкурсах; - сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов. Коммуникативная компетентность: - слушать друг друга, работая в паре; - участвовать в коллективном обсуждении; - договариваться и приходить к общему мнению, работая в паре; - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности ( под руководством педагога). Компетенция личностного самосовершенствования: - воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; - выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям; -потребность в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном образовании; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - внимательного отношения к музыке, как живому образному искусству; - мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Основные характеристики образовательного процесса 2. Количество учебных недель 36 3. Количество учебных дней 72 4. Количество часов в неделю 2 5. Количество часов на учебный год 72 Количество недель в I полугодии 16 Количество недель во II полугодии 20 7. Начало занятий 1 сентября 8. Каникулы 30 декабря – 9 января 10. Окончание занятий 31 мая 6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение 1. Кабинет для теоретических и практических занятий. 2.Ноутбук 3. Фортепиано 4. 3еркала. 5. Звукоусиливающая аппаратура. 6.Сцена. 7.Концертные костюмы, реквизиты. Кадровое обеспечение По программе может работать педагог дополнительного образования без предъявления требований к категории, имеющий музыкальную подготовку. Методические материалы По источнику информации: - словесные (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение); - наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстраций, видеофильмов с концертов, прослушивание песенного материала); фрагментов - практические (воспроизводящие и творческие упражнения, деление− целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого, пение упражнений.); - аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического− мышления); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание− художественных впечатлений). Приоритетной педагогической технологией является здоровьесберегающая технология. Ведущий принцип данной технологии – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Программный материал осваивается поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных вокальных данных обучающегося. Каждый обучающийся в процессе обучения должен последовательно освоить технику эстрадного пения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовая раскрепощенность, координация голоса). Обучение основано индивидуального на организации творчества, что самонаблюдения, будет самоанализа способствовать реализации возможностей и способностей ребенка. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ /КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для определения результативности усвоения обучающимися программы в соответствии с общими целью и задачами предусмотрены следующие формы аттестации: - публичные выступления отдельных солистов и вокальных дуэтов; - контрольные занятия; - открытые занятия; - участие в концертных программах. - участие в конкурсах, фестивалях; и ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Предмет Уровень Сольное пение высокий Выше среднего средний Вокальные дуэты высокий Выше среднего Критерии оценки уровня Яркое, артистичное исполнение произведений, соответствие авторскому стилю. Исполнение программы на опертом дыхании с безупречной артикуляцией, выровненном звучании голоса по всему диапазону. Осмысленное выполнение исполнительских задач, поставленных педагогом. Проявление творческой индивидуальности. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Хорошее осмысленное исполнение произведений, недостаточное владение вокально-техническими навыками, наличие одной ошибки в средствах музыкальной выразительности. Незначительные ошибки в интонировании мелодии, неточное знание словесного текста, вялость артикуляционного аппарата, невыразительное исполнение, тусклый звук. Допускается при оценке знаний в связи с проявлением некоторых особенностей психического и физического развития, выявленных в процессе дальнейшего обучения. Активная работа на занятиях, знание своей партии во всех произведениях, участие во всех концертах вокального коллектива. Участие в конкурсах и фестивалях Всероссийского и Международного уровней. Регулярное посещение вокальных занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин. Активная работа на занятиях, сдача партий всей вокальной программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная неточность), участие в концертах. средний Пассивная работа на занятии, наизусть некоторых произведений. незнание СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ф.З. « Об образовании в российской федерации» [Текст]:-М.; Эксмо, 2013.-203с. 2.Гонтаренко,Н.Б. Секреты вокального мастерства [Текст]:пособие для педагогов/ Н.Б.Гонтаренко.- Феникс, 2007. – 156с. 3.Дмитриев,Л.Б. Основы вокальной методики [Текст]: книга/ Л.Б.Дмитриев.-М.; Музыка, 2000.-675с. 4. Далецкий, Т. О вокальной культуре эстрадного исполнителя [Текст]: Молодёжная эстрада, № 5/ Т. Далецкий.- 2003.-36с. 5.Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей [Текст]: учеб. для вузов/ Д. Карнеги.- М.Прогресс, 2008.-160с. 6. Кузьгов, Р.Ж. Основы вокального мастерства [Текст]: учеб.пособие для пед.доп.обр./ Р.Ж. Кузьгов.- Павлодар, 2011.- 105с. 7.Павлищева,О. Методика постановки голоса [Текст]:пособие для педагогов/ О.Павлищева.-М.; Музыка, 2003.- 124с. 8.Романова, Л.В. Школа эстрадного вокала [Текст]: учеб.пособие-СПБ/ Л.В.Романова.-Лань, 2007.- 40с. 9. Рыцарева, М.Г. Музыка и я. [Текст]: энциклопедия/ М.Г. Рыцарева- М., Музыка, 2002.- 367с. 10.Стрельникова, Дыхательная гимнастика Стрельниковой вокалистов, методика постановки голоса. www. musicaIwave.ru для