Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина» Принята на заседании методического совета муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина» Протокол №4 от_26 августа_2024 г. Утверждаю: Директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина» _________________/Пчелина А.А./ 26 августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская рукоделия» Возраст обучающихся: 8-14 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Некрасова С.С. педагог дополнительного образования Кировград 2024 2 Содержание: 1.Основные характеристики ………………………………………………..3 1.1.Пояснительная записка………………………………………………….3 1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы………………………....5 1.3.Планируемые результаты………………………………………………..6 2.Содержание общеразвивающей программы……………………………..7 2.1.Учебный план………………………………………………………….....7 2.2.Учебный (тематический) план первого года обучения………………...9 2.3.Учебный (тематический) план второго года обучения………………....11 2.4.Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения...12 2.5.Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения...16 3.Организационно-педагогические условия……………………………........19 3.1.Календарный учебный график……………………...…………………….19 3.2.Условия реализации общеразвивающей программы………………........19 3.3.Формы подведения итогов аттестации и оценочные материалы……….20 4.Список литературы……………….……………………………………..........25 3 1. Основные характеристики 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская рукоделия» имеет художественную направленность. Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; • Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242; • Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 № ВК-1232/09; • СП2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • СанПиН1.2.3685 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • Образовательной программой МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И. Порошина»; • Уставом и внутренними локальными актами муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина». Вязание развивает оба полушария головного мозга, мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики влечет за собой улучшение качества письма, памяти и внимания, мышления, развития речи, наблюдательности и воображения, а также аккуратности и усидчивости. 4 Актуальность общеразвивающей программы Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Отличительные особенности общеразвивающей программы Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, прихватки, игрушки, сумки, одежду и элементы её украшения. Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал - пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий. Обучение по данной программе способствует профессиональному самоопределению. Адресат общеразвивающей программы В группы приходят дети, не имеющие специальных навыков из области вязания крючком. Программа разработана для обучающихся 8-14 лет. Возраст младшего школьника характеризуется тем, что у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Детям интересно познавать что-то новое, ими неизученное. Они очень рады тому, что сделали своими руками. Изделие, созданное своими руками, можно подарить своим родным и близким. Дети среднего школьного возраста энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны; боятся поражения, легко ранимы и чувствительны к критике. У них пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг, что приводит к часто сменяющим друг друга увлечениям. Подростки иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. 5 Занятия помогают учащимся противостоять стрессам и переутомлениям. Количество детей, одновременно находящихся в группе 10-12 человек. Это позволяет работать группе дружно, слаженно, а педагогу помогать учащимся в возникших трудностях при обучении. Режим занятий Продолжительность одного академического часа-45 мин. Перерыв между учебными занятиями-10 мин. Общее количество часов в неделю-6 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Объем общеразвивающей программы – 432 часа на весь период обучения, 216 часов в год. Срок освоения общеразвивающей программы. Программа рассчитана на 2 года обучения. Уровневость общеразвивающей программы: «Стартовый уровень» - первый год обучения. «Базовый уровень» - второй год обучения. «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. «Базовый уровень» предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно- тематического направления программы. -форма обучения – очная. -форма работы – групповая. -виды занятий – беседа, объяснение, практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие. -формы подведения результатов – беседа, тестирование, мониторинг, анализ работ, мини-выставка, выставка работ учащихся. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: Овладение навыками вязания различных изделий крючком, в дальнейшем побуждая использовать в создании вязаных изделий собственные оригинальные идеи. Задачи программы: Обучающие задачи: 1) познакомить с видами пряжи, нитей; 2) обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами; 6 3) научить основным приемам вязания; 4) формировать умение читать и применять на практике схемы различных узоров; 5) научить выполнять сборку и оформление готового изделия; 6) учить самостоятельно создавать и выполнять различные вязаные изделия. Развивающие: 1) способствовать развитию мелкой моторики учащихся, 2) развивать образное мышление, 3) развивать художественный вкус и чувство прекрасного, 4) развивать фантазию, творческие способности. Воспитательные: 1) воспитывать эстетический и художественный вкус, стремление к красоте и желание ее создавать, 2)воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, желание довести начатое дело до конца. 1.3. Планируемые результаты По освоению программы планируются следующие результаты. Метапредметные результаты – означают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий – регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности • организация и согласование совместной познавательно-трудовой деятельности с учащимися в группе • самостоятельное создание и выполнение различных вязаных изделий, используя оригинальные идеи Личностные результаты – включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. • проявление познавательных интересов и творческой активности • сформированность уважительного отношения к труду • развитие эстетического и художественного вкуса • развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности Предметные результаты: По освоению стартового уровня учащиеся должны получить следующие знания и умения: Знания: • инструкцию по технике безопасности • название и назначение используемых материалов и инструментов • основные приемы вязания крючком, их условные обозначения 7 Умения: • правильно и безопасно пользоваться инструментами • выполнять основные приемы вязания крючком • закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли • вязать несложные изделия в разных техниках • сшивать и оформлять изделия По освоению базового уровня учащиеся должны получить следующие знания и умения: Знания: • инструкцию по технике безопасности • основные приемы вязания крючком, их условные обозначения • последовательность изготовления изделий Умения: • выполнять основные приемы вязания крючком • читать и пользоваться схемами узоров • различать техники вязания • выполнять более сложные изделия 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1.Учебный план Уровень год сложност обучени и я стартовый 1 разделы (модули) Вводное занятие, ТБ Виды пряжи Плетение из ниток (макраме) Основные приёмы вязания крючком Техника вязания по кругу Техника вязания количество академических часов формы промежуточной (итоговой) аттестации всего теория практика 2 2 беседа 2 18 2 6 12 беседа анализ работ 18 4 14 тестирование 12 2 10 анализ работ 12 2 10 кроссворд 8 квадрата Изготовление плоских вязаных изделий Изготовление объёмных вязаных изделий Изготовление игрушек амигуруми Итоговые занятия Досуговая деятельность базовый 2 Вязание из плюшевой пряжи Вязание из пушистой пряжи «Травка» Вязание из тонкой пряжи «Ирис» Выполнение изделий крючком Вязание сумки Изготовление вязаной картины Вязание декоративной подушки Декорирование изделий в разных 28 4 24 беседа мини-выставка 72 14 58 анализ работ, мини-выставка 36 6 30 анализ работ 8 - 8 выставка мониторинг 8 - 8 Итого на стартовом уровне: 216 часов 30 6 24 презентация работ 24 4 20 выставка 24 4 20 мини-выставка 26 8 18 беседа, анализ работ 10 2 8 анализ работ 20 4 16 выставка 20 2 18 мини-выставка 22 3 19 беседа 9 техниках Изделия, обвязанные крючком Итоговые занятия Досуговая деятельность 22 3 19 анализ работ 9 - 9 выставка мониторинг 9 - 9 Итого на базовом уровне: 216 часов. Всего по программе: 432 часа. 2.2.Учебный (тематический) план первого года обучения № п/п 1 2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4 4.1 4.2 4.3 5 6 Название раздела, темы Вводное занятие, техника безопасности Виды пряжи Плетение из ниток ( макраме): Браслет «Полоски» Браслет «Полоскишевроны» Браслет «Шашечкишевроны» Браслет «Французские узелки» Браслет «Прямые узлы» Брелок «Человечек» Основные приемы вязания крючком: Упражнения в вязании воздушных петель Упражнения в вязании столбиков Открытка из вязаных цепочек Техника вязания по кругу Техника вязания Всего Количество часов Теория Практика 2 2 - Формы аттестации/контр оля Беседа 2 18 2 6 12 Беседа Беседа 3 3 1 1 2 2 Анализ работ Анализ работ 3 1 2 Анализ работ 3 1 2 Анализ работ 3 3 18 1 1 4 2 2 14 Анализ работ Анализ работ Тестирование 4 2 2 Беседа 8 2 6 Беседа 6 2 4 Анализ работ 12 2 10 Анализ работ 12 2 10 Кроссворд 10 7.1 квадрата Изготовление плоских вязаных изделий: Вязание закладки 7.2 Вязание прихватки 14 2 12 Изготовление объемных 72 14 58 12 2 10 Анализ работ Пальчиковые куклы к сказке «Теремок»: 8.2.1 Вязание мышки 60 12 48 Мини-выставка 10 2 8 Анализ работ 8.2.2 Вязание лягушки 10 2 8 Выставка работ 8.2.3 Вязание зайца 10 2 8 Мини-выставка 8.2.4 Вязание лисы 10 2 8 Анализ работ 8.2.5 Вязание волка 10 2 8 Анализ работ 8.2.6 Вязание медведя 10 2 8 Выставка работ 36 6 30 22 4 18 9.2 Изготовление игрушек амигуруми Изготовление вязаного зверя Вязание кукол 14 2 12 10 Итоговые занятия 8 - 8 11 Досуговая деятельность 8 - 8 216 42 7 8 28 4 24 Беседа 14 2 12 Анализ работ Мини-выставка Тестирование вязаных изделий: 8.1 Вязание брелоков 8.2 9 9.1 Итого: 11 174 Беседа Анализ работ Беседа Анализ работ Выставка работ Мониторинг 2.3.Учебный (тематический) план второго года обучения № п/п 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 4 4.1 4.2 5 6 6.1 6.2 7 8 8.1 8.2 9 Название раздела, темы Количество часов Всег Теори Практик о я а Вязание из плюшевой 30 6 24 пряжи. Мир животных: Вязание совы 10 2 8 Вязание круглого кота 10 2 8 Вязание зайчика 10 2 8 Вязание из пушистой 24 4 20 пряжи «Травка»: Вязание домашних 12 2 10 животных Вязание диких животных 12 2 10 Вязание из тонкой 24 4 20 пряжи «Ирис» Вязание салфетки 12 2 10 Вязание брелока 12 2 10 Выполнение изделий 26 8 18 крючком Вязание шарфа 14 4 10 Вязание повязки 12 2 10 Вязание сумки 10 2 8 Изготовление вязаной 20 4 16 картины Натюрморт 10 2 8 Пейзаж 10 2 8 Вязание декоративной 20 2 18 подушки Декорирование изделий 22 3 19 в разных техниках: Декорирование бисером 12 2 10 Декорирование атласными лентами Изделия, обвязанные крючком 10 1 9 22 3 19 12 Формы аттестации/контроля Презентация работ Выставка работ Мини-выставка Беседа Анализ работ Выставка Мини-выставка Беседа Анализ работ 9.1 9.2 10 Аксессуар Подушка Итоговые занятия 10 12 9 1 2 - 9 10 9 11 Досуговая деятельность 9 - 9 216 36 180 Итого: Выставка работ 2.4.Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Вводное занятие, техника безопасности Теория: Значение и актуальность ручного вязания. Цели и задачи творческого объединения. Правила техники безопасности при работе. Демонстрация изделий. 2. Виды пряжи Теория: Ознакомление с видами ниток, пряжи. 3. Плетение из ниток (макраме) 3.1. Браслет «Полоски» Теория: Понятие правый узел. Схематическое изображение плетения. Практика: Подготовка ниток, цвета. Плетение браслета, используя правый узел. 3.2. Браслет «Полоски-шевроны» Теория: Понятие правый и левый узлы. Схематическое изображение плетения. Практика: Выбор ниток, цвета. Плетение браслета, используя правый и левый узлы. 3.3. Браслет «Шашечки-шевроны» Теория: Понятие правый и левый узлы. Схематическое изображение плетения. Практика: Выбор ниток, цвета. Плетение браслета, используя правый и левый узлы. 3.4. Браслет «Французские узелки» Теория: Понятие французский узелок. Схематическое изображение плетения. Практика: Подготовка ниток, цвета. Плетение браслета, используя узлы по спирали. 13 3.5. Браслет «Прямые узлы» Теория: Понятие прямой узел. Схематическое изображение плетения. Практика: Подготовка ниток, цвета. Плетение браслета, используя прямые узлы. 3.6. Брелок «Человечек» Теория: Понятие прямой узел. Схематическое изображение плетения. Практика: Подготовка ниток, цвета. Плетение брелока, используя прямые узлы. 4. Основные приемы вязания крючком. 4.1.Упражнения в вязании воздушных петель. Теория: Понятие воздушная петля. Обозначение воздушной петли на схеме. Практика: Положение рук и нити при вязании крючком. Вязание воздушных петель. 4.2.Упражнения в вязании столбиков. Теория: Понятие полустолбик, столбик, столбик с накидом. Обозначение столбиков на схеме. Практика: Вязание полустолбиков, столбиков, столбиков с накидом. 4.3. Открытка из вязаных цепочек Теория: Понятие воздушная петля. Обозначение воздушной петли на схеме. Практика: Выполнение эскиза (цветок или узор на открытке). Вязание цепочек из воздушных петель различных цветов. Приклеивание цепочек на картон. 5. Техника вязания по кругу Теория: Понятие техника вязания по кругу. Обозначение вязания по кругу на схеме. Практика: Упражнения в вязании по кругу 6.Техника вязания квадрата Теория: 14 Понятие техника вязания квадрата. Обозначение вязания квадрата на схеме. Практика: Упражнения в вязании квадрата 7.Изготовление плоских вязаных изделий: 7.1. Вязание закладки Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания. Практика: Подготовка ниток, цвета. Выполнение составных частей изделия. Сборка. 7.2. Вязание прихватки Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания. Практика: Подготовка ниток, цвета. Выполнение составных частей изделия. Сборка. 8. Изготовление объемных вязаных изделий: 8.1. Вязание брелоков Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Техника вязания по кругу. Практика: Подготовка ниток, цвета. Выполнение составных частей изделия. Сборка. 8.2. Пальчиковые куклы к сказке «Теремок»: 8.2.1. Вязание мышки Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Техника вязания по кругу. Практика: Подготовка к работе. Выбор пряжи. Выполнение составных частей изделия: вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка изделия. 8.2.2. Вязание лягушки Теория: Техника вязания по кругу. Понятие прибавление и убавление петель. Практика: Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка. 8.2.3. Вязание зайца Теория: 15 Техника вязания по кругу. Понятие прибавление и убавление петель. Практика: Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка. 8.2.4. Вязание лисы Теория: Техника вязания по кругу. Понятие прибавление и убавление петель. Практика: Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка. 8.2.5. Вязание волка Теория: Техника вязания по кругу. Понятие прибавление и убавление петель. Практика: Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка. 8.2.6. Вязание медведя Теория: Техника вязания по кругу. Понятие прибавление и убавление петель. Практика: Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка. 9. Изготовление игрушек амигуруми: 9.1. Изготовление вязаного зверя Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 9.2. Вязание куклы Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 10. Итоговые занятия Практика: Подведение итогов. Оформление работ. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. 11. Досуговая деятельность Практика: 16 Работа с детским коллективом, с родителями, клубные дни, выставки. 2.5.Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 1. Вязание из плюшевой пряжи. Мир животных: 1.1.Вязание совы Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 1.2.Вязание круглого кота Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 1.3.Вязание зайчика Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 2. Вязание из пушистой пряжи «Травка»: 2.1. Вязание домашних животных Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 2.2. Вязание диких животных Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 3. Вязание из тонкой пряжи «Ирис»: 3.1. Вязание салфетки Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на 17 схеме. Техника вязания по кругу. Практика: Выполнение изделия по схеме. 3.2. Вязание брелока Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 4. Выполнение изделий крючком: 4.1. Вязание шарфа Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания. Практика: Выполнение изделия. Оформление изделия. 4.2. Вязание повязки Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 5. Вязание сумки Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 6. Изготовление вязаной картины: 6.1. Натюрморт Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 6.2. Пейзаж Теория: 18 Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 7. Вязание декоративной подушки Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 8. Декорирование изделий в разных техниках: 8.1. Декорирование бисером Теория: Понятие декорирование бисером. Практика: Подборка цветовой гаммы, работа по эскизу, вышивка бисером. 8.2. Декорирование атласными лентами Теория: Понятие декорирование атласными лентами. Практика: Подборка цветовой гаммы, работа по эскизу, вышивка атласными лентами. 9. Изделия, обвязанные крючком: 9.1. Аксессуар Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 9.2. Подушка Теория: Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания. Практика: Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия. 10. Итоговые занятия Практика: Подведение итогов. Оформление работ. 19 11. Досуговая деятельность Практика: Работа с детским коллективом, с родителями, клубные дни, выставки. 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график № Основные характеристики п/п Образовательного процесса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель I полугодия Недель II полугодия Начало занятий Каникулы Выходные дни 10 Окончание учебного года 1 год обучения 2 год обучения 34 68 6 216 16 18 09.09. 28.12-8.01. 4-6 ноября, 23-25 февраля, 8-10 марта, 1-5 мая, 8-11 мая. 34 68 6 216 16 18 08.09. 29.12-11.01. 4 ноября, 21-23 февраля, 7-9 марта 1-3 мая, 7-9 мая. 29.05. 31.05. 3.2. Условия реализации общеразвивающей программы Материально-техническое обеспечение: • столы; • стулья; • шкаф для хранения незаконченных изделий; • вязальные крючки №1-6; • ножницы; • швейные иглы для шитья и вышивания с широким ушком; • набор булавок; 20 • бусины, бисер, глазки, носики для декора готовой игрушки; • пряжа для вязания различных цветов и разной фактуры; • холофайбер (или синтепон) для наполнения игрушек; • ленты атласные; • мулине; • бисер разного диаметра; • нить для бисера; • бисерные иглы. Информационное обеспечение: • схемы изделий; • образцы вязания; • образцы изделий; • фото вязаных изделий; • интернет-сайты для поиска схем, описаний. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования. Методические материалы: • Бигель А. Вяжем игрушки. 100 лучших идей. М.: Астрель, Кладезь, 2013. • Аскарова О. Милые игрушки крючком. М.:издательство АСТ, 2023. • Белова Е.С. Вяжем игрушки крючком. М.: АСТ, 2014. • Волшебный клубок: 700 новых узоров для вязания крючком. М.: АСТ Астрель, 2010. • Михайлова Т.В. Азбука вязания крючком и спицами. М.: Издательство АСТ, 2016. • Цветкова С. Вяжем уютную сказку. М.:издательство АСТ, 2023. • Шанюк М. Игрушки крючком. Учебник для начинающих. М.: Издательские решения, 2019. • Яркова Т. Амигуруми для всех и каждого. М.:издательство АСТ, 2023. 3.3. Формы аттестации и оценочные материалы В учебно-воспитательном процессе используются различные формы промежуточного и итогового контроля знаний: беседа, тестирование, кроссворды, анализ работ, мониторинги, мини-выставки, выставки работ. 21 Таблица 1 Таблица «Мониторинг развития навыков учащихся декоративноприкладного направления» Применяется метод наблюдения. В таблицу записываются баллы от одного до пяти: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – неудовлетворительно, 1 – не владеет. Оценивается в начале года и в конце. Ф.И. ребенка Мелкая моторика начало года конец года Аккуратность выполнения работ начало конец года года Воображение Творческое оформление работ начало года начало года конец года конец года Таблица 2 Таблица «Мониторинг развития навыков учащихся общеразвивающей программы» Применяется метод наблюдения. В таблицу записываются баллы от одного до пяти: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – неудовлетворительно, 1 – не владеет. Оценивается в начале года и в конце. Ф.И. ребенка Подбирает цветовые сочетания начало конец года года Работает по схеме Различает техники вязания начало года начало года конец года 22 конец года Выполняет изделие самостоятельно начало конец года года Кроссворд на тему Вязаный квадрат По вертикали: 1. Материал, используемый для вязания (пряжа). 2. Пряжа, внешний вид которой имеет утолщения и узелки (букле). 3. Начальная петля в вязании крючком (воздушная). 4. Как называется несколько воздушных петель, связанных друг за другом (цепочка). 5. Движение, которым нитка надевается на крючок (накид). 6. Пряжа из волокон, окрашенных в разные цвета (меланжевая). 7. Он может быть с накидом или без него (столбик). 8. Когда мы смотрим на изделие, то обращаем внимание на … (цвет). 9. Условные обозначения последовательности вязания (схема). 10. Инструмент для вязания (крючок). 11. Один из видов декоративно-прикладного искусства (вязание). 12. Вязаные изделия создают в доме (уют). По горизонтали: 13.Как по-другому называется вязаный квадрат? (бабушкин квадрат). Приложение 2 23 Тест по теме «Вязание крючком» 1.С чего начинается любое вязание? А. с вязания изнаночных петель; Б. с вязания столбиков без накида; В. с набора петель. 2. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют: А. вытянутыми Б. кромочными В. воздушными 3. Назовите элемент, который в вязании крючком не существует самостоятельно: А. цепочки Б. столбик В. накид 4. Одна или несколько воздушных петель, провязанных перед началом нового ряда, называются петлями… А. цепочки; Б. подъема; В. столбика. 5. При вязании крючком круга от центра: А. сохраняют постоянное количество петель; Б. выполняют прибавки петель, равномерно распределив их в ряду; В. выполняют прибавки петель только в определенных местах ряда. 6. Полотно, связанное крючком состоит из: А. столбиков различного вида, их сочетаний и воздушных петель; Б. лицевых и изнаночных петель и столбиков; В. воздушных петель, столбиков, накидов, лицевых и изнаночных петель. 7. Чему соответствует № крючка: А. длине крючка Б. ширине крючка В. диаметру крючка 8. Какому названию соответствует данное изображение? 24 А. Полустолбик с накидом; Б. Столбик без накида; В. Столбик с двумя накидами. 9. Для окончания вязания крючком: А. провязывают закрепляющий ряд; Б. закрывают последний ряд при помощи вспомогательной нити; В. отрезают нить и протягивают ее в последнюю петлю 10. Воздушные петли при вязании крючком А. используются только для набора начального ряда; Б. участвуют только в расширении полотна; В. используются при наборе начального ряда, вывязывании узоров, расширении полотна. 11. Условные обозначения петель – это… А. рисунок Б. схема В. описание Ответы: 1.В. 2.В. 3.В. 4.Б. 5.Б ,В. 6.А. 7.В. 8.А. 9.В. 10.В 11.Б. 25 4. Список литературы Литература для педагога: 1.Бигель Андрея. Вяжем игрушки. 100 лучших идей. М.: Астрель, Кладезь, 2013. 2.Белова Е.С., Денцова Ю.В. Зверюшки из пряжи, бисера, бумаги. М.: АСТ, 2013. 3.Волшебный клубок: 700 новых узоров для вязания крючком. М.: АСТ Астрель, 2010. 4. Забелина С.В. Вязаные закладки. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. 5. Грузинцева О.П. Вяжем амигуруми. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. 6.Михайлова Т.В. Азбука вязания крючком и спицами. М.: Издательство АСТ, 2016. 7.Скрипина Е.В. Современное ажурное вязание. Рельефные салфетки. М.: Эксмо, 2022. 8. Слижен С.Г. Амигуруми. Веселый зоопарк. М.: Э, 2016. 9.Специальный выпуск газеты «Вязаный креатив» Вязаные медвежата. Н. Новгород : ООО Слог, 2013. 10.Специальный выпуск газеты «Вяжем крючком» Свяжи и подари. Минск : ООО Юнилайб-бел, 2021. 11.Специальный выпуск газеты «Азбука вязания» Учим девочек вязать. Н. Новгород : ООО Газетный мир, 2018. 12.Станибула Н.С., Усикова О.П. Прихватки в технике Пэчворк. М.: АСТ, 2016. 13.Потебня Д.М. Современное макраме. М.: Эксмо, 2020. Литература учащимся: 1.Журнал Валя-Валентина. М.: ООО Гармония, 2016, 2017. 2.Забелина С.В. Прихватки - Зверятки за один час. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. 3.Диана М.: Издательство Бурда, 2015, 2016, 2018. 4.Золотая книга для девочек. М.: АСТ: Астрель, 2009. 26 5.Кружевное вязания. Азбука вязания. №3, 2020. Н.Новгород: ООО «Слог», 2020. 6.Ларсен Кони. Цветочки для девочек. Вяжем крючком. М.: Издательская группа «Контэнт», 2015. 7.Морас Ингрид. Фенечки. Новые идеи. М.: Контэнт, 2014. 8.МакНил Сьюзан. Модные фенечки. М.: Контэнт, 2012. 9.Салфетки, скатерти, дорожки. Вяжем крючком. №5,2021. Н.Новгород: ООО «Слог», 2021. 10.Станибула Н.С. Вязаные закладки для книг крючком. М.: АСТ, 2016. 11.Татьянина Т.И. Вязание крючком. Веселые узоры для детей. М.: Астрель; Спб.: Полигон, 2012. 12.Цветкова С.Н. Амигуруми. Вяжем осеннюю сказку. М.: АСТ, 2023. 27