Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Кировоградского городского округа» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И. Порошина» СОГЛАСОВАННО: УТВЕРЖДАЮ: На заседании методического совета муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества им. Е.И.Порошина» _______________А.А.Пчелина «26» августа 2024 г. «26» августа 2024 г. Протокол № 4 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Театр, в который играют дети» (дополнительное образование детей 9-17 лет) Срок реализации 4 года Составитель: Педагог дополнительного образования Половцева Ирина Васильевна Кировград 2024 г. 1. Пояснительная записка Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основании следующих нормативно-правовых документов: Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ 2014 г.); Федеральная целевая программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Устав МАУ ДО «ЦДТ», утвержденный Постановлением Администрации Кировградского городского округа от 05.07.2021 г. № 475. Направленность программы: художественная. Актуальность. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка, в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально- духовную сущность детей во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже удивляются, возмущаются и сопереживают. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование и сочинительство. Все это может дать театр. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно театральная деятельность, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский) С древних времен различные формы театрального действа служили наглядным эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр стал еще и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим мастерством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание. Отличительные особенности программы. Программа ориентирована на разновозрастной коллектив обучающихся, осуществляется дифференцированный подход к обучению. Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра. Здесь ребенок выступает, с одной стороны в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), а с другой (на более высоких ступенях) – художника, композитора, режиссера, автора спектакля (отрывки) в целом. В программе делается акцент на общее развитие личности, включая её физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по сценическому движению, а так же большое количество произведений музыки и изобразительного искусства. Это непосредственно связано с синтетическим характером театральной деятельности, где существует не только зримая взаимосвязь искусств, но и взаимосвязь, имеющая скрытую форму и проявляющаяся во внутренних процессах создания образа отдельного героя или спектакля в целом. Материал для постановок подбирается таким образом, чтобы каждый обучающийся играл разноплановые роли, в различных жанрах и стилях, что позволит раскрыть его творческую индивидуальность. Адресат программы. Набор в группу осуществляется на свободной основе. Возраст обучающихся по программе 9 -17 лет. Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребёнку. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется. Возрастные характеристики. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в новые виды деятельности. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к обучению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В этом возрасте у них достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка. Немаловажное значение в развитии младшего школьника приобретает обучение в учреждении дополнительного образования. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в коллективных делах (участие в спектаклях, постановках). Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. В среднем школьном возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. Поэтому педагог должен быть внимателен к внутреннему миру обучающегося, больше уделять внимание индивидуальной работе. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Средний школьный возраст самый благоприятный для творческого развития. Усиливаются и раздумья над будущей профессией. Старший школьный возраст - период жизненного самоопределения человека, период интенсивного формирования личности. Это период формирования мировоззрения, целостной системы научных, нравственных и эстетических взглядов, с позиций которых старшеклассник воспринимает явления окружающего мира и определяет свое место в обществе. В связи с расширяющимся жизненным и художественным опытом у старшеклассника возрастают возможности для полноценного художественного восприятия театрального искусства. Старшеклассник вполне способен разобраться в художественной ткани спектакля: за конкретной жизненной ситуацией, за действиями и поступками героев увидеть развивающуюся мысль режиссера, воспринять его нравственноэстетическую позицию, его взгляд на мир. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Продолжительность академического часа: 45 минут, перерыв между занятиями - 10 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 864 часа. Срок освоения программы. Срок освоения программы 4 года. Уровневость. «Стартовый уровень» – предполагает знакомство с основами театральной деятельности; формирование навыков передачи позой, жестом, движением основных эмоций, развитие речи, внимания, фантазии, воображения; «Базовый уровень» - предполагает формирование навыков исполнительской деятельности, развитие импровизации, постановка голоса, взаимозависящее общение. «Продвинутый уровень» – предполагает совершенствование творческого потенциала обучающихся, акцент делается на обучение мастерству ведущего для расширения профессионализма в общении с людьми, полном раскрытии себя как личности, а также умение располагать к себе зрителей. Программой предусмотрена работа актерской группы (наиболее творческих, артистичных детей) для подготовки спектаклей и участия в их постановках. Благодаря уровневости образовательного процесса, от простого к сложному, с помощью актёрского тренинга (изображение животных, «спонтанные задания», этюды, сценическая речь, сценическое движение и т.д.) и через включение каждого в творческую деятельность достигается основная цель. Формы обучения. Обучение проводится в очной форме. Формы реализации программы: групповая. Виды занятий. Теоретические. Традиционные, комбинированные и практические занятия: тренинги, беседы, лекции, игры, праздники, конкурсы. Формы подведения результатов. Участие во внутренних и городских конкурсах, спектаклях. Цель программы – развитие и самореализация личности ребенка через приобщение к театральному искусству. Задачи программы: Обучающие: -формирование теоретических знаний и практических умений по основам актерского мастерства, сценической речи, сценического движения; -формирование у детей и подростков устойчивого интереса к театральному искусству; -знакомство с историей развития мирового театра; -активизация общего интереса обучающихся к искусствам различных направлений: изобразительного, музыкального, пластического и т.д., которые используются для постановки спектакля. Развивающие: -владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; -принимать и сохранять цель на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности; -адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем -организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; -устанавливать причинно-следственные связи; -владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Воспитательные: -воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); -формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. 2. Содержание общеразвивающей программы 2.1. Первый год обучения. Задачи обучения: Обучающие: -формирование знаний основ театральной культуры; -теоретических основ актерского мастерства; -законов сценического действия; -принципов построения литературной композиции; -умения воспроизводить свои действия в заданной ситуации; -формирование владения элементами внутренней и внешней техники актера; -приемами аутотренинга и релаксации; -сценической пластикой. -развивать чувство ритма, музыкальность и координацию движений; -речевое дыхание, дикцию и артикуляцию; -фантазию и воображение, внимание и память; -развить желание у обучающегося играть на сцене. Развивающие: -принимать и сохранять цель на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности; -адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем -организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Воспитывающие: -воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Учебно – тематический план № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Всего Теори Прак тика я Техника 3 1 2 1. Вводное занятие. безопасности. 1.1. Игры-знакомства. Знакомство с 3 правилами поведения и Форма аттестации/ контроля Наблюдение 1 2 9 3 6 2.1. Мир театра: виды, структура, 3 основные профессии. 3 0 Опрос 2.2. Я 6 3 3 Опрос 3. 60 9 51 18 3 15 Тест 18 выполнение Тест на 2. безопасности на сцене Основы театральной культуры. – зритель. Культура поведения в театре. Основы сценического движения. Ритмика. 3.1. Ритм и движение 3.2. Музыка и движение 21 3 на выполнение 3.3. Координация, 4. ориентация, 21 пространство Основы актёрского мастерства. 3 18 Тест на выполнение 10 47 4.1. Тело актёра. Снятие мышечного 30 напряжения. Подготовка голосового аппарата. 3 27 Тест на выполнение 4.2. Внимание и память. 12 3 9 Творческое задание 4.3. Воображение и фантазия. 12 3 9 Творческое задание 4.4. Я и мой партнёр. Партнёрское взаимодействие 3 1 2 Творческое задание 5. Основы сценической речи. 5.1. Дыхание. 60 18 0 0 60 18 5.2. Артикуляция. Дикция. 21 0 21 Тестовый тренинг 5.3. Рождение звука. 21 0 21 Контрольное задание 24 зачетному 24 0 0 24 24 Наблюдение 3 3 0 0 3 3 Зачет 216 26 190 6. Постановка. 6.1. Репетиции к спектаклю 7. Итоговое занятие. 7.1. Отчетное выступление (самостоятельная работа группе) Всего: 57 Тестовый тренинг в Содержание учебно – тематического плана Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1.1. Игры-знакомства. Знакомство с правилами поведения и безопасности на сцене. Теория. Беседа «Зачем люди ходят в театр?». Установка правил поведения на занятиях, в коллективе, на сценических площадках. Взаимоуважение. Практическая работа. Игры на знакомство, на сплочение. Тема 2. Основы театральной культуры. 2.1. Мир театра: виды, структура, основные профессии. Теория. Театр, его виды, отличие, структура. 2.2. Я – зритель. Культура поведения в театре. Теория. Рассказ о технических средствах сцены, Театральное закулисье. Трудовые актёрские будни. Практическая работа. Экскурсия в театр. ее оформлении. Тема 3. Основы сценического движения. Ритмика. 3.1. Ритм и движение. Теория. Понятие «ритм». Ритмический рисунок. Чередование ритма. Практическая работа. Упражнения для развития чувства ритма у обучающихся. Простые ритмические упражнения – хлопки, шаг, хлопки и шаг. Чередование простых ритмических упражнений. Смена упражнений по сигналу. 3.2. Музыка и движение. Теория. «Ритм в музыке, ритм в движении» Практическая работа. Простые упражнения под музыку: с хлопками, шаговые, простой шаговый рисунок. Характер музыки и характер движения. Ритм и характер. 3.3. Координация, ориентация, пространство. Теория. Объяснение темы. Практическая работа. Упражнения на координацию движений. Чередование. Чередование по сигналу. Чередование движений и места выполнения их с учетом стоящего рядом партнёра. Упражнение на ориентировку в пространстве. С музыкой. Без музыки. Учитывая характер музыки. Простые повторения движений под музыку. Тема 4. Основы актёрского мастерства. 4.1. Снятие мышечных зажимов. Подготовка голосового аппарата. Теория. Мышечные зажимы, их виды. Как работает горло. Практическая работа. Упражнения, игры и пластический тренинг для снятия мышечного напряжения: «напряжение-расслабление», «перекат напряжений», «огонь-лёд», «ртуть», «зажимы по кругу», «центр тяжести, «растём», «потянулись-сломались», «насос и надувная кукла». Игры: «Море». «Змейка». «Лес», «Пушинки». «Кукольный магазин» и т.д. В упражнения включаются упражнения на дыхание и звуки, речь, напряжение и расслабление. 4.2. Внимание и память. Теория. Виды внимания. Память. Практическая работа. Упражнения на развитие внимания и памяти: «Круги внимания», «Угадать шумы – искусственные, радио-шумы и т.д.», «Слышать одного» и т.д. Игры: «Знакомство», «Что изменилось», «Волшебный сундучок», «Телеграмма». Музыкальные игры: «Повторяй за мной». Народные игры: «Ладошки», «Веревочка», «Колечко», «Летает – не летает» и т.д. Игровые упражнения, игры на развитие слуховой и зрительной памяти. Игровые упражнения на память физических действий: «Разведчики», «В музее», Снежный ком», «Хлопки», «Муха», «Тройка или Абракадабра», «Тень», «Поза», «Слушаем тишину», «Телефон», «Конспиратор» и т.д. 4.3. Воображение и фантазия. Теория. Воображение как рычаг. Практическая работа. Игровые упражнения: «Оркестр», «Пантомима», «Рассказ-картинка», «Продолжи сказку», «Юный скульптор», «Предложение из слов», «Рассказ наоборот», «Три предмета», «Таинственные коробочки»; упражнение «Юный скульптор» 4.4. Я и мой партнёр. Сценическое взаимодействие. Теория. Виды сценического общения. Установление контакта. Практическая работа. Упражнения на сплочение актёрского ансамбля. «Эстафета движений», «Зеркало», «Восприимчивость». Тема 5. Основы сценической речи. 5.1. Дыхание. Практическая работа. Дыхательные упражнения для снятия напряжения с окологортанной мускулатуры, улучшения кровоснабжения верней части лёгких, вентиляции лёгких. Диафрагмальное дыхание, полное дыхание, дыхание для устранение мышечных зажимов. Дыхательные упражнения с физическими движениями, в положении сидя, в положении лёжа. 5.2. Артикуляция. Дикция. Практическая работа. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на устранение дефектов звукопроизношения. Скороговорки, чистоговорки, долгоговорки, потешки и пословицы. Слоговые цепочки на сочетание согласных звуков с линейкой гласных: У – О – А – Э – И – Ы. Йотированные гласные строятся так: Ю – Е – Я – Е – И – И (Санкт-Петербургская школа сценической речи). Линейка гласных Московской школы: И – Э – А – О – У – Ы. Упражнения на тренировку согласных звуков П-Б (губные), В-Ф (губнозубные), К-Т (заднеязычные), Т-Д (передне-язычные), Ш-Ж, Ч-Щ (шипящие), С-З (свистящие), отдельно тренируются звуки Ц (свистящий), Х (заднеязычный), Л,М,Н,Р (сонорные). Активный массаж кистей и стоп. 5.3. Рождение звука. Практическая работа. Упражнения на совершенствование голосовых данных. Постановка голоса. Упражнения на свободу мышц, участвующих в дыхательном процессе, в процессе фонации и дикции, на мышечную активность, голосовую выносливость, тембровую подвижность голоса, объёмность, звуковысотный диапазон, динамический диапазон. Тема 6. Постановка. 6.1. Репетиции к зачетному спектаклю. Практическая работа. Репетиция отдельных сцен, картин на площадке, в «выгородке»; коллективные сцены. Генеральные репетиции в декорациях. Тема 7. Итоговое занятие. 7.1. Отчетное выступление. Практическая работа. Театрализованная постановка. (самостоятельная работа в группе). Планируемые результаты. Предметные: -сформированность знаний основ театральной культуры; -теоретических основ актерского мастерства; -законов основ сценического действия; -принципов построения литературной композиции; -умения воспроизводить свои действия в заданной ситуации; -владение элементами внутренней и внешней техники актера; -приемами аутотренинга и релаксации; -сценической пластикой. -чувством ритма, музыкальностью и координацией движения; -речевым дыханием, дикцией и артикуляцией; -сформированность желания у обучающегося играть на сцене. Метапредметные: -принимать и сохранять цель на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности; -адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем -организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Личностные: -устанавливать причинно-следственные связи -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности; -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для партнеров образом; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое высказывание; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками; -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. 2.2. Второй год обучения. Задачи обучения: Обучающие: -формирование знаний основ театральной культуры; -знаний истории театра и театрального искусства; -теоретических основ актерского мастерства; -принципов построения литературной композиции; -умение воспроизводить действия в заданной ситуации; -умение представлять движения в воображении и мыслить образами; -умение работать с художественным произведением; владение приемами аутотренинга и релаксации; -сценической пластикой. Развивающие: -принимать и сохранять цель на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности; -адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Воспитывающие: -воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); -формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Учебно – тематический план № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Всего Теори Прак тика я Техника 3 1 2 1. Вводное занятие. безопасности. Форма аттестации/ контроля 1.1. Игры на сплочение. Правила 3 поведения и безопасности на сцене 1 2 Наблюдение 2. История театра. 2.1. Античный театр 9 3 9 3 0 0 Опрос 2.2. Театр эпохи средневековья. 3 3 0 Опрос 2.3. Итальянский театр комедии 3 дель арте. 3. Основы сценической 24 пластики. 3 0 Опрос 4 20 3.1. Разминка. Дыхание, разогрев, растяжка 12 2 10 Тестовый тренинг 3.2. Владение телом. 12 Психологический жест. 4. Основы техники 75 актёра. Эмоции, интеллект, воображение. 2 10 Тестовый тренинг 11 64 4.1. Сценическое внимание. 12 2 10 Творческое задание 4.2. Фантазия и воображение 12 2 10 Творческое задание 4.3. Сценическая память 15 2 13 Творческое задание 4.4. Атмосфера 12 2 10 Творческое задание 4.5. Предлагаемые обстоятельства 9 1 8 Творческое задание 4.6. Темпо-ритм 15 2 13 Творческое задание 60 10 50 5.1. Действенная задача. 12 Достижение цели 5.2. Оценка факта. Событие 12 2 10 2 10 5.3. Столкновение атмосфер 5.4. Зона молчания. 12 2 10 12 2 10 5.5. Рождение слова 12 2 10 6. Основы Сценическая речь. 6.1. Орфоэпия 18 6 3 1 15 5 6.2. Работа над художественным 12 текстом. Логика. 7. Постановка. 24 7.1. Репетиции к зачетному 24 2 10 0 0 24 24 Наблюдение 3 3 0 0 3 3 Зачет 216 38 178 5. Актёрское исполнительское мастерство. Сценическое действие. Этюд. контрастных спектаклю 8. Итоговое занятие. 8.1. Отчетное выступление (самостоятельная работа группе) Всего: Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Творческое задание Контрольное задание Творческое задание в Содержание учебно – тематического плана Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1.2. Игры на сплочение. Правила поведения и безопасности на сцене. Теория. Установка правил поведения на занятиях, в коллективе, на сценических площадках. Взаимоуважение. Практическая работа. Игры на сплочение. Тема 2. Беседы о театре 2.1. Античный театр. Теория. Возникновение греческого театра. Театр времен Эллады. Римский театр. 2.2. Театр эпохи средневековья. Теория. Театральная культура средневековья. Средневековый бродячий театр. 2.3. Итальянский театр комедии дель арте. Теория. Возникновение театра дель арте. Карнавал. Маска. Тема 3. Основы сценической пластики. 3.1. Разминка. Дыхание, разогрев, растяжка. Теория. Дыхание как основа хорошего самочувствия и рабочего состояния актера. Практическая работа. Упражнение на раскрепощение. Биоэнергетические упражнения на снятие телесных зажимов, упражнения на владение телом, упражнения на коммуникацию и сплоченность. 3.2. Владение телом. Психологический жест. Теория. Тело и эмоции. Как найти психологический жест. Практическая работа. Упражнения на владение телом: «Мышечный контролёр», «Воздух-желе-камень», «Маслёнка», «Упор», «Багажная полка», и т.д. Упражнения на психологический жест: найти на ПЖ следующие действия – тащить, волочить, открывать, закрывать, разрывать, мять и т.д. Упражнения на поиск психологического жеста. Упражнения, посвященные телу актера: «Воображаемый центр в груди», «Формирующие движения», «Плавные движения», «Реющие движения», «Излучающие движения», «Воображаемое тело». Упражнения на четыре основных актерских качества: легкость, форму, целостность (завершенность), красоту. Тема 4. Техника актёра. Эмоции, интеллект, воображение. 4.1. Сценическое внимание. Теория. Виды сценического внимания. «Внимание – есть процесс» Практическая работа. Упражнения для тренинга внимания: «Путешествие внутрь тела», «Погружение в арбуз», «Следите за стрелкой», «Чем вы заняты?», «Остановите мгновение», «Сконцентрируйтесь на цвете», «Поймайте звук». Тренинг воспоминаний. От воспоминаний – к действию. «Когда вы ели мороженое», «Вспомнить имена и лица», «Воссоздайте событие» и т.д. 4.2. Фантазия и воображение. Теория. Фантазия и воображение – непременное условие существования актера на сцене. Практическая работа. Импровизация под музыку. Имитация и сочинение различных необычных движений. Сочиняем сказку вместе (по фразе, по одному слову) Примеры упражнений: «Воображаемый телевизор».Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Упражнения на развитие фантазии и воображения. 4.3. Сценическая память. Теория. Память как адрес воздействия на сознание. Практическая работа. Упражнения: «Простые действия», «Ищите монету», «Драка без побоев», «Память чувств», «Чувственные объекты внимания», «Ощущение себя в пространстве», «Освобождение от телесных зажимов», «Освобождение от зажимов в позе», «От позы к жесту», «Действия с воображаемыми предметами», «Действия с воображаемыми ощущениями», «Действия с предметами реальными и воображаемыми», «Оправдание действия вымыслом», «Действие ради действия», «Действие «для чего-то», «Разложить сказку на действия», «Ощущение пространства в массовых сценах». Этюды для физических действий. 4.4. Атмосфера. Теория. Понятие «атмосфера». Контраст атмосфер. Практическая работа. Упражнения на создание атмосфер «Учитель – ученик», «Продавец – покупатель», «Билетный кассир на вокзале – пассажир» и т.д. 4.5. Предлагаемые обстоятельства. Теория. Понятие «предлагаемые обстоятельства». Предлагаемые обстоятельства как активизатор сценического действия. Практическая работа. Этюды. «Если бы ...», «Я в предлагаемых обстоятельствах». Упражнения на выполнение сценического действия в предлагаемых обстоятельствах. 4.6. Темпо-ритм. Теория. Понятие «темп» и «ритм». Виды темпо-ритмов. Шкала темпоритмов. Градация темпо-ритмов и переключение скоростей. Практическая работа. Этюды на соответствие внешнего и внутреннего темпо-ритма. Этюды на контраст внешнего и внутреннего темпо-ритма. Этюды на физическое действие с разными предлагаемыми обстоятельствами. Тема 5. Актёрское исполнительское мастерство. Сценическое действие. Этюд. 5.1. Действенная задача. Достижение цели. Теория. Понятие «действенная задача», цель – условие выполнения действенной задачи. Практическая работа. Этюды на тему «Чего я хочу? Для чего я это делаю?» 5.2. Оценка факта. Событие. Теория. Понятие «факт» и «событие». Практическая работа. Этюды на «факт». Этюды «на событие». Этюды на «оценку факта». 5.3. Столкновение контрастных атмосфер. Теория. Две атмосферы. Объективная атмосфера и субъективные чувства. Атмосфера и содержание. Внутренняя динамика атмосферы. Практическая работа. Темы этюдов: «Расставание», «Угадайка», «Хлестаков и все-все-все», «Дети». 5.4. Зона молчания. Теория. Понятие «зона молчания». Второй план. Практическая работа. Темы этюдов: «Не «Объяснительная записка», «Письмо от друга». 5.5. Рождение слова. могу решить задачу», Теория. Понятие «словесное» и «бессловесное» действие. Обстоятельство «рождения» слова. Практическая работа. Темы этюдов: «Не хочу!», «Прости», «Надоело!» Тема 6. Основы сценической речи. 6.1. Орфоэпия. Теория. Понятие об орфоэпии. Орфоэпические нормы. Практическая работа. Произношение гласных и согласных звуков. Классификация согласных звуков. 6.2. Работа над художественным текстом. Логика. Теория. Роль логики речи в искусстве словесного действия. Роль знаков препинания в процессе деления текста на речевые такты. Логический анализ текста. Логические интонации. Практическая работа. Работа над художественным текстом: рассказ от первого лица. Основные задачи и принципы работы над текстом от первого лица. Логический анализ текста: тембр, тема, сила, пауза, ударение, знаки препинания, смысловые ударения. Тема 7. Постановка. 7.1. Репетиции к зачетному спектаклю. Практическая работа. Репетиция отдельных сцен, картин на площадке, в «выгородке»; коллективные сцены. Генеральные репетиции в декорациях. Тема 8. Итоговое занятие. 8.1. Отчетное выступление. Практическая работа. Театрализованная постановка. (самостоятельная работа в группе). Планируемые результаты. Предметные: -сформированность знаний основ театральной культуры; -знаний истории театра и театрального искусства; -теоретических основ актерского мастерства; -принципов построения литературной композиции; -умения воспроизводить действия в заданной ситуации; -умения представлять движения в воображении и мыслить образами; -умения работать с художественным произведением; владения приемами аутотренинга и релаксации; -сценической пластикой. Метапредметные: -принимать и сохранять цель на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности; -адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем -организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. -устанавливать причинно-следственные связи -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности; -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для партнеров образом; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое высказывание; Личностные: -воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; развитые навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. 2.3. Третий год обучения. Задачи обучения: Обучающие: -формирование теоретических знаний и практических умений по основам актерского мастерства, сценической речи, сценического движения; -формирование у детей и подростков устойчивого интереса к театральному искусству; -знакомство с историей развития мирового театра; -активизация общего интереса обучающихся к искусствам различных направлений: изобразительного, музыкального, пластического и т.д., которые используются для постановки спектакля. Развивающие: -владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; -принимать и сохранять цель на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности; -адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем -организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; -устанавливать причинно-следственные связи; -владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Воспитательные: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); -формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Учебно – тематический план № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Всего Теори Прак тика я Техника 3 1 2 1. Вводное занятие. безопасности. 1.1. Игры на общение. Правила 3 поведения и безопасности на сцене 2. 2.1. 2.2. 3. История русского театра. Рождение театра на Руси Русский театр 17-19 век Основы сценического движения. 6 3 3 42 Форма аттестации/ контроля 1 2 Наблюдение 6 3 3 1 0 0 0 29 Опрос Опрос 3.1. Основные правила 12 сценического движения: отказ, посыл, тормоз 3.2. Комплекс упражнений для 15 разминки 3.3. Баланс и координация 15 4. Основы актёрского мастерства. 87 2 10 Тестовый тренинг 0 15 Тестовый тренинг 0 15 Тестовый тренинг 10 77 4.1. Воздействие. Выбор объекта общения. Виды сценического общения. 4.2. Установление контакта с партнером. с невидимым 4.3. Контакт партнером. Безмолвное общение 4.4. Сила сценического восприятия партнера. Лучеиспускание и лучевосприятие 4.5. Оценка информации персонажа. 18 2 16 Творческое задание. 6 1 5 6 1 5 Творческое задание. Групповое задание. 15 2 12 Групповое задание. 21 2 19 4.6. Распознавание мотивов. Тренинг наблюдения. Этюдынаблюдения. 5. Основы сценической речи. Стихосложение. 5.1. Текст и техника стиха 21 2 19 Творческое задание. Творческое задание. 51 12 39 9 1 8 Творческое задание. 5.2. Рифмообразующие факторы 12 стиха. Рифма. Строфа. 9 3 Творческое задание. 5.3. Содержательность стихотворной формы. Ритмические законы стиха. 5.4. Практическое освоение стихотворной речи. 6. Постановка. 6.1. Репетиции к зачетному 18 2 16 Творческое задание. 12 0 12 Групповое задание. 24 24 0 0 24 24 Наблюдение 3 3 0 0 3 3 Зачет 216 30 186 спектаклю 7. Итоговое занятие. 7.1. Отчетное выступление (самостоятельная работа группе) Всего: в Содержание учебно – тематического плана Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1.3. Игры на общение. Правила поведения и безопасности на сцене. Теория. Установка правил поведения на занятиях, в коллективе, на сценических площадках. Практическая работа. Игры на общение. Тема 2. История русского театра. 2.1. Рождение театра на Руси. Теория. Обрядовый театр крестьянской Руси. Церковный театр московской Руси. Театр эпохи Петра I. Театр Екатерины II. Крепостной театр. 2.2. Русский театр 17-19 веков Теория. Начало национально-бытового театра в России. Московский художественный театр. Тема 3. Основы сценического движения. (Метод биомеханики по Мейерхольду). 3.1. Основные правила сценического движения: отказ, посыл, тормоз. Теория. Понятия «отказ», «посыл», «тормоз» в сценической пластике. Практическая работа. Показ упражнений на три основных правила сценического движения: отказ, посыл, тормоз. 3.2. Комплекс упражнений для разминки. Практическая работа. 1 вариант. Комплекс «Семь потягиваний». 2 вариант. «Пять жемчужин Тибета». Упражнения для физического разогрева. Упражнения на освобождение от зажимов. 3.3. Баланс и координация. Теория. Понятие «баланс» и «координация» Практическая работа. Вводный тренинг на баланс и координацию. Упражнения: «Невидимый камень», «Веер», «Баланс», «Пропасть», и т.д. Тема 4. Основы актёрского мастерства. 4.1. Воздействие. Выбор объекта общения. Виды сценического общения. Теория. Выбор объекта Установление контакта. общения. Виды сценического общения. Практическая работа. Упражнение на виды сценического общения: взаимодействие на сцене с другим партнёром; взаимодействие с неодушевлённым предметом; взаимодействие со зрителями; взаимодействие с самим собой. Упражнения на установление контакта с партнёром. Групповые упражнения «Один против всех». Одиночные, парные и групповые этюды на взаимодействие с партнером. 4.2. Установление контакта с партнером. Теория. Установление контакта с партнером, виды контакта. Практическая работа. Упражнения «Легенда о горе, «Шаг», «Молекула», «Девочка, самурай, дракон» - направлены на психо-физическую разминку и работу в командах. Упражнения «Баланс», «Кто я?» «Эхо», «Марионетка (кукла) на ниточках» - направлены на взаимопонимание в паре, на чувство друг друга. Упражнения «Ангел-хранитель», «Змейка» - направлены на доверие в команде. 4.3. Контакт с невидимым партнером. Безмолвное общение. Теория. Понятие «Безмолвное общение», виды общения. Практическая работа. Упражнения в парах. «Зеркало», «Скульпторы», «Угадай эмоцию», «Руки». 4. 4.Сила сценического восприятия партнёра. Лучеиспускание и лучевосприятие. Теория. Понятие «Лучеиспускание и лучевосприятие» Практическая работа. Упражнения: «Экскурсия», «Ожидание», «Ссора», «Один играет, другие танцуют», «Актёры – инструменты в оркестре», «Получил письмо», «Излучение сигнала «Я здесь!» и т.д. 4.5. Оценка информации персонажа. Теория. Персонаж как средство воплощения сценического замысла. Практическая работа. Выполнение упражнений и этюдов: «В музее», «Студенты», «Сейчас не три часа дня, а три часа ночи. Почему мы занимаемся тренингом в три часа ночи?», «Старая квартира в наследство», «Нашел портмоне!». 4.6. Распознавание мотивов. Тренинг наблюдения. Этюды-наблюдения. Теория. Мотив – движущая сила сценического замысла. Практическая работа. Тренинговые задания на распознавания мотивов. Этюды-наблюдения. Тема 5. Основы сценической речи. Стихосложение. 5.1. Текст и техника стиха. Теория. Чем отличается проза и стих. Практическая работа. Работа с текстом. 5.2. Рифмообразующие факторы стиха. Рифма. Строфа. Теория. Виды рифм. Размер. Строфа. Практическая работа. Работа с текстом. 5.3. Содержательность стихотворной формы. Ритмические законы стиха. Теория. Размеры стиха. Клаузула. Виды рифмовки. Повторение. Звукопись. Виды рифм. Твердые формы стихов. Содержательность стихотворной формы. Ритмические законы стиха. Система стихосложения. Практическая работа. Работа с текстом, «проба пера». 5.4. Практическое освоение стихотворной речи. Практическая работа. Задание. Прочитать стихотворение, определить межстиховую паузу, смысловую паузу, межстиховую паузу при переносе. Работа с логикой стиха. Определение рифм, характера стиха. Тема 6. Постановка. 6.1. Репетиции к зачетному спектаклю. Практическая работа. Репетиция отдельных сцен, картин на площадке, в «выгородке»; коллективные сцены. Генеральные репетиции в декорациях. Тема 7. Итоговое занятие. 7.1. Отчетное выступление. Практическая работа. Театрализованная постановка. (самостоятельная работа в группе). Планируемые результаты. Предметные: -знать основы театральной культуры; -знать историю театра и театрального искусства; -теоретические основы актерского мастерства; -этапы работы над спектаклем; -законы сценического действия; -принципы построения литературной композиции; -уметь воспроизводить свои действия в заданной ситуации; -представлять движения в воображении и мыслить образами; -находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; -самостоятельно работать над сценическим образом и ролью; самостоятельно анализировать постановочный план; -создавать точные и убедительные образы. -владеть элементами внутренней и внешней техники актера; -приемами аутотренинга и релаксации; словесным действием в спектакле; -сценической пластикой. Метапредметные: -уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; -прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. -устанавливать причинно-следственные связи -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности; -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для партнеров образом; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое высказывание; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками; -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Личностные: -воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -развитые навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. 2.4. Четвертый год обучения. Задачи обучения: Обучающие: -формирование теоретических знаний и практических умений по основам актерского мастерства, сценической речи, сценического движения; -формирование у детей и подростков устойчивого интереса к театральному искусству; -знакомство с историей развития русского театра первой половины XX века; активизация общего интереса обучающихся к искусствам различных направлений: изобразительного, музыкального, пластического и т.д., которые используются для постановки спектакля. Развивающие: -владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; -принимать и сохранять цель на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности; -адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем -организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; -устанавливать причинно-следственные связи; -владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Воспитательные: -воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Учебно – тематический план № п/п Наименование разделов и тем 1. Вводное занятие. безопасности. Количество часов Всего Теори Прак тика я Техника 3 1 2 Форма аттестации/ контроля игра. Правила 3 1.1. Командная поведения и безопасности на сцене 1 2 Наблюдение История русского театра Советский театр Театр рубежа 20-21 столетия Основы сценического движения. 3.1. О действенном анализе пьесы и роли 6 3 3 48 6 3 3 6 0 0 0 42 Опрос Опрос 6 1 5 Творческое задание. 3.2. Выбор пьесы. Читка. Открытие 15 пьесы. Впечатление и видение. Тренинг впечатлений. 3.3. Жанровые особенности пьесы. 9 Тренинг жанра. 1 14 Групповое задание. 1 6 Творческое задание. 3.4. Особенности поведения 6 русского боярства 16-17 веков 3.5. Особенности стилевого 6 поведения западноевропейского общества 16-18 столетия 3.6. Стилевые особенности в 6 поведении русского и 1 5 Тестовый тренинг 1 5 Тестовый тренинг 1 5 Тестовый тренинг 8 49 1 5 Творческое задание. 1 5 2 14 Творческое задание. Групповое задание. 1 8 2. 2.1 2.1. 3. западноевропейского общества 19 и начала 20 столетия 4. Основы актёрского 57 мастерства. Исполнительское искусство. 4.1. Словесное действие. Подтекст. 6 Второй план. 4.2. Жанры. Стиль. Стилизация. 6 Тренинг роли в разных жанрах. 4.3. Замысел режиссёра и актёра. 15 Зрительное решение пьесы. Тренинг воображения. 4.4. Конфликт как основа пьесы. 9 Тренинг обнаружения конфликта. Творческое задание. 4.5. Сценическая атмосфера. Тренинг восприятия. 4.6. Физическое действие. Тренинг физического действия. 4.7. Перевоплощение и зерно роли. Этюд и импровизация. Тренинг импровизации. 5. Основы сценической речи. литературного 5.1. Нормы произношения и дикция. Орфоэпия. 5.2. Работа актёра над словом. Творческое задание. Групповое задание. Групповое задание. 6 1 5 6 1 5 9 1 8 54 15 4 1 50 14 15 1 14 5.3. Выявление идейного смысла 9 произведения. Владение овладения стилевыми особенностями произведения. 5.4. Речевой хор 15 1 8 1 14 6. Постановка. 6.1. Репетиции 0 0 45 45 Наблюдение 0 0 3 3 Зачет 26 190 к 45 зачетному 45 спектаклю 7. Итоговое занятие. 7.1. Отчетное выступление 3 на 3 Групповое задание. Творческое задание. Групповое задание. Групповое задание. конкурсе, фестивале (самостоятельная работа группе) Всего: в 216 Содержание учебно – тематического плана Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Командная игра. Правила поведения и безопасности на сцене. Теория. Установка правил поведения на занятиях, в коллективе, на сценических площадках. Практическая работа. Командная игра. Тема 2. История русского театра. 2.1. Советский театр. Теория. Русский театр в предреволюцонный период. Культурная революция и театр. Ломка старой театральной машины и организационные основы советского театрального строительства. М.А. Булгаков на сцене МХТ. Театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В.Э. Мейерхольд: режиссёрская модель театра 20 века. Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров. Творчество А. Коонен. Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос, Ю.П. Любимов. Театр «Современник». Новый тип актёра в спектаклях 60-70 годов. Драматургия 60-70 годов. 2.2. Театр рубежа 20-21 столетия. Теория. «Новая драма – 2» в российском театре рубежа 20-21 веков, направления, литературные особенности, театральное воплощение. Тема 3. Основы сценического движения. 3.1. О действенном анализе пьесы и роли. Теория. Метод действенного анализа и его составляющие. Определение событийного ряда. Практическая работа. Тренинг событий. Этюды. 3.2. Выбор пьесы. Читка. Открытие пьесы. Впечатление и видение. Тренинг впечатлений. Теория. Опасность видения. Практическая работа. Читка пьесы. Тренинг впечатлений. 3.3. Жанровые особенности пьесы. Тренинг жанра. Теория. Что такое жанр. Жанровые различия пьес. Определяющее значение жанра. Практическая работа. Тренинг жанра. 3.4. Особенности поведения русского боярства 16-17 веков. Теория. Боярское обхождение 16-17 столетий. Облик боярина. Особенности пластического стиля поведения. Туалет боярина. Наклоны и поклоны. Поведение на пиру. «Поцелуйный обряд». Хозяйка боярского дома. Особенности поведения боярина и членов его семьи. Свадебный пир. Женская пластика. Позы боярыни. Практическая работа. Упражнения на отрабатывание поз, поклонов, походки, пластики. 3.5. Особенности стилевого поведения западноевропейского общества 1618 столетия. Теория. Общие сведения о культуре Западной Европы в 16-17 веке. Воспитание мужской молодёжи. Воспитание дочерей. Женский костюм. Мужской костюм. Оружие. Нравы и обхождение. Этикет и хороший тон. Правила вызова на дуэль. Осанки и походки. Школа большого плаща. Школа широкополой шляпы. Разновидности поклонов. Поклоны конца 17, начала 18 столетия. Практическая работа. Упражнения на отрабатывание женской осанки, девичьей осанки, мужской осанки. Поклоны. Упражнения с плащом. Надеть и снять плащ. Ходьба в плаще. Походка. Постановка. Поклон. Подбросить и поймать плащ. Двойное запахивание. Мантия. Упражнения с широкополой шляпой. Построение. Поклоны. Бытовые позы со шляпой. Женская осанка и походка. Поклоны женщин и девушек. Мужские поклоны. Упражнения. 3.6. Стилевые особенности в поведении русского и западноевропейского общества 19 и начала 20 столетия. Теория. Уклад жизни общества 19 и начала 20 века. Эпоха общественных потрясений. Быт светского общества. Хороший тон в костюме. Хороший тон в поведении на улице. Смокинг. Фрак. Сюртук. Визитка. Прогулка. Прогулка под руку. Экипаж. Хороший тон в приветствиях. Головной убор. Поклоны. Рукопожатие. Поцелуи. Принадлежности костюма и обращение с ними. Перчатки. Кашне. Шаль. Лорнет. Монокль. Кольца. Носовой платок. Хороший тон в беседе. Хороший тон в визите. Хороший тон в поведении за столом. Пользование салфеткой. Пользование столовыми принадлежностями. Фрукты за столом. Хороший тон на балу. Маскарад. Хорошие манеры. Пластика русской барышни. Книксен. Пластика светской дамы. Пластика светского мужчины. Обращение с цилиндром. Практическая работа. Упражнение «Приглашение» со словами «Прошу вас», «Садитесь», «Пожалуйста». Упражнение «Приглашение средним жестом», «Приглашение огромным жестом». Тренировочные упражнения. Упражнение в смокинге, фраке, сюртуке, визитке. Утренний туалет. Положение «Сидя». Пластика русского офицера. Осанка и походка. Шаг, остановка, поворот, положение рук. Военный поклон 19 столетия. Ходьба и поклон. Упражнение «Предложить руку даме», «Отдать честь». Как носить шпагу, шашку, палаш, саблю. Упражнение на пластику русской барышни. Книксен. Ходьба и книксен. Обращение с длинной юбкой. Обращение с веером. Книксен с веером. Упражнения на пластику светской дамы. Походка и поклон. Упражнения на пластику светского мужчины. Осанка, походка, положение рук. Мужской поклон. Упражнения на обращение с цилиндром. Официальный поклон. Почтительный поклон. Обращение с тростью. Дама и господин: прогулка. Пластика чиновника. Осанка и походка. Поклон. Осанка и походка. Поведение домашней прислуги. Этюды «Господин и горничная». Тема 4. Основы актёрского мастерства. Исполнительское искусство. 4.1. Словесное действие. Подтекст. Второй план. Теория. Понятие «Словесное воздействие», «оценка», «пристройка». Слово как «средство воздействия» или «словесное действие». Специфика актёрского искусства. Актёрское озвучивание роли. «Говорить – значит действовать.» Понятие «Подтекст». Лепка фразы. Техника или технология лепки фразы. Перспектива речи. Сопоставление и противопоставление. Пояснение (разъяснение, уточнение). Способы словесного воздействия. Три причины звучания фразы: видение, лепка фразы, способ воздействия. Логика действий в паузе и монологе. Понятие «Второй план» в определении В.И. Немировича-Данченко. Внутренний монолог героя. Практическая работа. Этюды на словесное воздействие, на «лепку фразы». Упражнения и этюды на перспективу речи и построение интонации речи. 4.2. Жанры. Стиль. Стилизация. Тренинг роли в разных жанрах. Теория. Что такое жанр? Жанровые различия пьес. Определяющее значение жанра. Практическая работа. Чтение пьес. Тренинг определения жанров. Контрольные вопросы. 4.3. Замысел режиссёра и актёра. Зрительное решение пьесы. Тренинг воображения. Теория. Замысел как основа сценического решения пьесы. Как рождается замысел. Режиссёрское видение и зрительное решение пьесы. Практическая работа. Тренинг замысла. Этюды на создание «романа жизни» для каждого из героев пьесы. 4.4. Конфликт как основа пьесы. Тренинг обнаружения конфликта. Теория. Понятие «конфликт». Обнаружение конфликта. Практическая работа. Тренинг обнаружения конфликта. Этюды на обнаружение конфликта. 4.5. Сценическая атмосфера. Тренинг восприятия. Теория. Что такое атмосфера театра. Настройка восприятия. Восприятие актера и зрителя. Атмосфера спектакля. Практическая работа. Тренинг «вникания» в атмосферу произведения. Чем отличается одна пьеса от другой. Тренинг распознавания атмосферы. Этюды на решение атмосферы пьесы. Этюды на «создание» атмосферы. 4.6. Физическое действие. Тренинг физического действия. Теория. Что такое верное физическое действие. Туалет актёра. Практическая работа. Туалет актёра – комплекс упражнений, благодаря которому развивается сенсорная система, то есть органы чувств для поддержания сценической формы и хорошего сценического самочувствия. Этюды и импровизации – индивидуальные и групповые. Импровизация на тему отрывков из пьес. 4.7. Перевоплощение и зерно роли. Этюд и импровизация. Тренинг импровизации. Теория. Этюд и импровизация. Практическая работа. Тренинговые задания. Тренинг импровизации. Тема 5. Основы сценической речи. 5.1. Нормы литературного произношения и дикция. Орфоэпия. Теория. Классификация гласных и согласных звуков. Практическая работа. Тренировка произношения ударных и безударных гласных на стихотворных текстах. Произношение согласных звуков. 5.2. Работа актёра над словом. Теория. Воздействие слова на зрителя. Выбор литературного материала. Создание чувственных впечатлений: зрительных, осязательных, слуховых, двигательных. Ассоциативные связи. Как действовать словом. Практическая работа. Работа с логикой текста. Тренинг создания активного целенаправленного действия, логику действия. 5.3. Выявление идейного смысла произведения. Владение овладения стилевыми особенностями произведения. Теория. Идейный замысел пьес русских и советских авторов. Языковая манера и языковой образ произведения. Язык, как средство выражения авторской идеи, основное смысловое наполнение. Конструкция фразы. Язык и стиль. Авторская идея. Практическая работа. Работа над текстами в разных жанрах и стилях. Работа над текстом в спектакле. 5.4. Речевой хор. Практическая работа. Групповая работа над стихотворным текстом. Тема 6. Постановка. 6.1. Репетиции к зачетному спектаклю. Практическая работа. Репетиция отдельных сцен, картин на площадке, в «выгородке»; коллективные сцены. Генеральные репетиции в декорациях. Тема 7. Итоговое занятие. 7.1. Отчетное выступление на конкурсе, фестивале (самостоятельная работа в группе). Практическая работа. Театрализованная постановка. (самостоятельная работа в группе). Планируемые результаты. Предметные: -знать основы театральной культуры; -знать историю театра и театрального искусства; -теоретические основы актерского мастерства; -этапы работы над спектаклем; -законы сценического действия; -принципы построения литературной композиции; -уметь воспроизводить свои действия в заданной ситуации; -представлять движения в воображении и мыслить образами; -находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; -самостоятельно работать над сценическим образом и ролью; самостоятельно анализировать постановочный план; -создавать точные и убедительные образы. -владеть элементами внутренней и внешней техники актера; -приемами аутотренинга и релаксации; словесным действием в спектакле; -сценической пластикой. Метапредметные: -уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; -прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. -устанавливать причинно-следственные связи -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности; -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для партнеров образом; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое высказывание; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками; -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Личностные: -воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -развитые навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. 3. Комплекс организационно – педагогических условий Материально – техническое обеспечение. - учебный кабинет; - актовый зал с наличием сцены; - стол для педагога 1 шт.; - стул для педагога 1 шт.; - столы для обучающихся 15 шт.; - стулья для обучающихся 15 шт.; - компьютер или ноутбук 1 шт.; - проектор для показа презентаций 1шт.; - учебная доска 1 шт.; - палас 3 х 5 м 1 шт.; - настольное зеркало 10 х 15см 15 шт.; - игровой реквизит; - спортивный инвентарь; - декорации и реквизит для постановок; - детские костюмы для спектаклей. Информационное обеспечение. - электронные презентации; - видеопостановки; - аудиозаписи спектаклей. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования – Копосова Анна Ирадионовна. Педагогический стаж 20 лет, в МАУ ДО «ЦДТ» - 20 лет. Методические материалы. иллюстративный и демонстрационный материал: • • • • • • • • • • История театра; Основы театральной культуры; Основы сценического движения. Ритмика; Основы актёрского мастерства: Основы сценической речи. таблицы, схемы «Изготовление декораций», «Изготовление костюмов». раздаточный материал: карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»; карточки с заданиями к разделу «История театра». Основы театральной культуры; вспомогательные таблицы; материалы для проверки освоения программы: • карточки с заданиями для занятий-зачётов, экзамена-выступления по разделам программы; • творческие задания; тесты по разделам; • кроссворды, викторины и др. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Входной контроль - оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса. Входной контроль проводится в сентябре-октябре. Текущий контроль осуществляется в процессе прохождения программы по каждой изученной теме (разделу) Формы текущего контроля: -тестовый тренинг; -опрос; -творческое задание; -итоговое мероприятие; -спектакль; -участие в фестивалях и конкурсах различного уровня. Промежуточная аттестация проводится по окончании каждого полугодия текущего учебного года. Итоговая аттестация – оценка качества усвоения обучающимися содержания по завершении освоения всего курса программы. Если учащийся в течение учебного года добивается успехов (становится победителем или призером) на конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п., то он считается аттестованным. Формы проведения текущего контроля успеваемости, входного контроля, промежуточной и итоговой аттестации определяются педагогом дополнительного образования исходя из содержания дополнительной общеразвивающей программы с учетом особенностей контингента обучающихся и могут быть следующими: тестирование, опрос, тестовый тренинг, творческое задание, фестиваль, конкурс, концерт, групповое задание, открытое занятие, спектакль. Оценочные материалы. Диагностическая карта результатов освоения программы группы 1- 2 года обучения. № Фамилия, имя п\п Предметные результаты баллы уровни вх пр вх пр Метапредметные результаты баллы уровни вх пр вх пр Личностные результаты баллы уровни вх пр вх пр Диагностическая карта результатов освоения программы группы 3 -4 года обучения № Фамилия, имя п\п Предметные результаты баллы уровни пр ис пр ис Метапредметные результаты баллы уровни пр ис пр ис Личностные результаты баллы уровни пр ис пр ис 4. Список литературы 4.1. Нормативная литература. 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ 2014 г.); 2. Федеральная целевая программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»; 3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Устав МАУ ДО «ЦДТ». 4.2. Литература для педагога 1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства) 2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – Москва АСТ. 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства) 3. 4. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. Пособие /Б.Е. Захава. – 5-е изд. – Москва: РАТИ-ГИТИС. 2008 Зверева Н.А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов /Н.А. Зверева, Д.Г. Ливнев. – Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008 Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга /М. Кипнис. – Москва: АСТ. 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства) 6. Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ.2010. – (Золотой фонд актерского мастерства) 7. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва: ГИТИС, 2005 8. Кнебель М.О. Слово о творчестве актера / М.О. Кнебель. – Москва: РАТИ_ГИТИС, 2009 9. Кутьмин С.П. Краткий словарь театральных терминов /С.П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2003 10. Кутьмин С.П. Характер и характерность: учебно-методическое пособие / С.П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2004 11. Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза. – Москва: АСТ. 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства) 12. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра /В.И. НемировичДанченко. – Москва: АСТ; Зебра Е; ВКТ. 2009. – (Актерская книга) 13. Полищук В. Библия актерского мастерства. Уникальное собрание актерских тренингов по методикам величайших режиссеров / В. Полищук, Э. 5. Сарабьян. – Москва: АСТ. 2014 (Библия мастерства) 14. Русский драматический театр: энциклопедия. – Москва: Большая Российская энциклопедия. 2001 15. Современная театральная педагогика: от теории к практике. Сборник научно-методических материалов, посвящённый 5-летию Высшей школы сценических искусств /Сост.-ред. О.С. Руднева, Н.В. Сероштанова/ Под общей редакцией Д.В. Трубочкина. – М.: ВШСИ, 2017 Сорокин В.Н. Мизансцена – как пластическое выражение сути драматургического материала / В.Н. Сорокин, Л.Я. Сорокина // Искусство и образование. – 2010. - №1(63) – С. 19-27 17. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью / К.С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства) 18. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / К.С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства) 19. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства / К.С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства) 20. Театр. Актер. Режиссер. Краткий словарь терминов и понятий / сост. А. Савина. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2010 – ( Мир культуры, истории и философии) 21. Теоретические основы создания актерского образа. – Москва: ГИТИС, 2002 22. Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII – первой половины XIX веков: учебное пособие. – Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2005 23. Чехов М.А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М.А. Чехов. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства) 16. 1. 2. 3. 4. 6. 7. 8. 4.3. Литература для обучающихся. Безымянная О. «Школьный театр» - М.: Рольф, 2016; Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства. «Школьный театр»; Гиппиус С.В. Гимнастика чувств, 2010; Грачева В. Актерский тренинг. Теория и практика – СПб.: Речь, 2009; 5. А.П. Ершова Уроки театра на уроках в школе. Театрализованное обучение школьников 1-11 класс – М.: 2010; Ершова А., Букатов В. Актерская грамота подросткам. Ивнеевка – 2004; Никитина А.Б. Театр, где играют дети – М.: Владос, 2011; Энциклопедия «Я познаю мир. Театр» - М.: Астрель, 2006. 4.4. Интернет-источники. 1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru. 2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/ 3. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www/art-world-treatre.ru/ 4. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: http://skit.boom.ru/musik/teatr/What_takoe_teatr.htm 5. Планета театра: (новости театральной жизни России). – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/artikles 6. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru 7. Хрестоматия актера. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat Аннотация В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка, в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально- духовную сущность детей во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже удивляются, возмущаются и сопереживают. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование и сочинительство. Все это может дать театр. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно театральная деятельность, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский) С древних времен различные формы театрального действа служили наглядным эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр стал еще и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим мастерством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание. Цель программы – развитие и самореализация личности ребенка через приобщение к театральному искусству. Задачи программы: Обучающие: -формирование теоретических знаний и практических умений по основам актерского мастерства, сценической речи, сценического движения; -формирование у детей и подростков устойчивого интереса к театральному искусству; -знакомство с историей развития мирового театра; -активизация общего интереса обучающихся к искусствам различных направлений: изобразительного, музыкального, пластического и т.д., которые используются для постановки спектакля. Развивающие: -владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; -принимать и сохранять цель на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности; -адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем -организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; -устанавливать причинно-следственные связи; -владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Воспитательные: -воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); -формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 864 часа, из них: - теория – 120 часов: - практика – 744 часа. Нормы оснащения. - учебный кабинет - требуется 1 помещение на группу, используется 100% времени реализации программы; - актовый зал с наличием сцены - используется 50% времени реализации программы; - школьная мебель (парта и стул)– не менее 15 шт., используется 60% времени реализации программы; - компьютер или ноутбук – требуется 1 шт., используется 100% времени реализации программы; - проектор для показа презентаций – требуется 1 шт., используется 60% времени реализации программы; - игровой реквизит – требуется 5 комплектов, используется 80% времени реализации программы; - спортивный инвентарь – требуется 5 комплектов, используется 80% времени реализации программы. Полный срок реализации программы: 4 года. Вид деятельности: Театральное искусство. Форма обучения: Очная.