Приказ на ответвенных за прием маломоб.граждан

Приложение 1
к Приказу № 13/1 от 01.03.2023г.
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ
1 .Обращение к человеку, когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь
непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые
присутствуют при разговоре.
2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему
руку: даже тем, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне можно
пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.
3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо
видит или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с
вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент
вы обращаетесь, и назвать себя.
4. Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а
затем спрашивайте, что и как делать.
5. Адекватность и вежливость: обращайтесь к взрослым инвалидам как к
взрослым здоровым людям, а не как к детям. Обращаться к ним по имени и на ты
возможно только в том случае, если вы хорошо знакомы и ваш собеседник позволяет вам
такое обращение.
6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной
коляске - то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже может
раздражать. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека,
который ее использует.
7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком,
испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы,
ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него.
Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите,
что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.
8. Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся
инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на
одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может,
читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно,
постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, руки), не мешало.
9. Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который
плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в
глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут
читать по губам.
10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или
"Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.

Приложение 2
к Приказу № 13/1 от 01.03.2023г.
Порядок предоставления услуг инвалидам
в здании МАУ ДО «ЦДТ им.Е.И. Порошина»
1 .Возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.
2.Возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к
месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта,
предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий.
3 Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и
возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
4 Адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в
сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).

2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует
непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре.
При знакомстве с инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку,
расположить к с себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и
других присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к кому в
данный момент обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется
подождать, пока указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае
положительного ответа спросить, что и как делать для оказания помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по имени,
взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности в
общении, необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда
указанное лицо самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на одном
зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с
гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в
различных группах мышц) реагировать на непроизвольные движения указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо привлечь
внимание указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным лицом
рекомендуется смотреть прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно произносить
окончания слов, предлоги и местоимения.
3. Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении.
Сотрудники обязаны встретить, вежливо объяснить где находиться нужный объект
инвалиду, убедиться в доступности прохода куда следует передвигаться. Запрещается
прикасаться к инвалидной коляске и менять ее местоположение без согласия инвалида или
лица с ОВЗ. При открытии тяжелых дверей, при передвижении по паркету или коврам с
длинным ворсом рекомендуется предложить помощь инвалиду или лицу с ОВЗ.
пользующемуся инвалидной коляской или костылями. Сотрудники должны помнить, что
инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и толчки
могут привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи.
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо,
дружелюбно и не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается
перебивать, поправлять данное лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует
только тогда, когда собеседник закончил формулировать свою мысль. При разговоре
рекомендуется смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт. В беседе
стараться задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка головы,
подтверждающих, что информация воспринята и осмысленна. В случае, если фраза не
понятна, рекомендуется попросить собеседника повторить ее. Сотрудники обязаны
помнить, что нельзя пытаться ускорять разговор, так как лицу с нарушениями речи
требуется большее количество времени для формирования высказывания.
Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным лицом займет больше

времени. При возникновении проблем в устном общении необходимо предложить
использовать другой способ общения: взрослому, посетившему МАУ ДО «ЦДТ им.Е.И.
Порошина» - написать, напечатать; ребёнку - показать жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения.
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык,
выражаться точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и образных
выражений, если только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знаком.
Следует исходить из того, что лицо с задержкой в развитии имеет жизненный опыт, как и
любой другой взрослый человек. Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии
дееспособны и могут подписывать документы, давать согласие на медицинскую помощь и
т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет
много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное
зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое
периферическое зрение, у других слабое прямое при хорошем периферическом. Данные
критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его
лица и учитывать при общении. При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения,
сотрудник должен поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех
присутствующих лиц. В первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением
зрения, куда он следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае положительного
ответа помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять лицо с нарушением зрения
осторожно, не сдавливая его руку. Сопровождая лицо с нарушениями зрения, сотрудник
должен передвигаться на объекте МАУ ДО «ЦДТ им.Е.И. Порошина» без резких
движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось от помощи в
сопровождении по объекту МАУ ДО «ЦДТ им.Е.И. Порошина», при этом сотрудник
заметил, что указанное лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан подойти и помочь
лицу выбраться на нужный путь.
Для ориентации лица с нарушением зрения на объекте МАУ ДО «ЦДТ им.Е.И.
Порошина» необходимо кратко описать местонахождение, характеризовать расстояние до
определенных предметов; своевременно предупредить о препятствиях: ступенях, низких
притолоках, трубах и т.п.
Запрещается давать команды собакам-поводырям, трогать, играть с ними. Следует
помнить, что собака-поводырь выполняет служебную функцию при лице с нарушением
зрения. Если сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения присесть, следует
направить руку данного лица на спинку стула или подлокотник. При необходимости
зачитывания лицу с нарушением зрения какой-либо информации сначала следует
предупредить данное лицо об этом. Читать необходимо все, воздержавшись от
комментариев: название, даты, текст документа - от заголовка до конца, не пропускать
редко употребляемые или международные слова. При чтении какого-либо документа лицу
с нарушением зрения рекомендуется для убедительности дать ему документ в руки. Если
лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном порядке
прочитать документ вслух данному лицу, при необходимости для полного восприятия
текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с нарушением зрения от
ответственности, обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько
типов и степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с лицами с
нарушением слуха. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у
собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при общении. В процессе

диалога с лицом с нарушением слуха следует смотреть прямо на него. Не затемнять лицо,
не загораживать его руками, волосами или какими-то предметами.
Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность следить за выражением лица
собеседника.
Для привлечения внимания лица с нарушением слуха следует назвать его по
имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. При
общении говорить следует максимально четко, артикулируя и замедляя свой темп речи,
внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения, так как данная группа лиц
испытывает значительные затруднения в восприятии отдельных звуков. В диалоге
использовать простые фразы и избегать несущественных слов, при необходимости
перефразировать сообщение с использованием более простых синонимов, если собеседник
не понял информацию. Если сотрудник сообщает информацию, которая включает в себя
сложный термин, рекомендуется для восприятия лицом с нарушением слуха написать ее,
или донести любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. При работе с
данной группой лиц возможно использовать язык жестов, выражение лица и телодвижения
для пояснения смысла сказанного. Если общение происходит через сурдопереводчика,
необходимо помнить, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к
переводчику


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».