Программа на летнюю оздоровительную кампанию по робототехнике

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы……………………………………………………..…... 2
2. Пояснительная записка ………………………………………………..….….5
3. Краткая характеристика участников программы…………………………...8
4. Педагогическая идея программы……………...…………………….… ……8
5. Целевой блок программы……………………………………...…….……….8
6. Критерии и способы оценки качества реализации программы……...…….11
7. Содержание и средства реализации программы……………………...…….12
8. Кадровое обеспечение программы……………………………...….………..16
9. Информационно – методическое обеспечение программы……………......17
10. Материально – техническое обеспечение программы…………...………...20
11. Нормативно – правовые документы…………….……………………….….21
12. Список литературы……………………………………………………...…....22
13. Приложение…………………………………………………………………...23

1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название детского лагеря
Полное название
программы
Автор – составитель
программы
Руководитель программы
Юридический адрес
организации
Телефон, факс

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
«Планета роботов»
Комплексная краткосрочная программа летнего
оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Планета Роботов»
Худякова Мария Владимировна, педагог дополнительного
образования
МАУ ДО «ЦДТ»
Директор МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И. Порошина»
Пчелина Анна Александровна
624140, Свердловская область, г.Кировград, ул. Свердлова, 47

Форма проведения

тел./факс 8-34357-6-00-28
сайт - https://cdt-krv.profiedu.ru
e-mail – mou_dod@mail.ru
Оздоровительный лагерь дневного пребывания

Количество смен,
Сроки реализации
Общее количество детей

Июнь 2021 г. - 1 смена
01.06.2022 – 30.06.2022
15 человек

Целевая группа

- обучающиеся МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И. Порошина»

Цель программы

Цель - организация эффективного отдыха и оздоровления детей
в период летних каникул, через создание благоприятные условия
для укрепления здоровья детей, развития творческого и
интеллектуального и технического потенциала личности, ее
индивидуальных способностей и дарований, творческой
активности с учетом собственных интересов, наклонностей и
возможностей.
 Создание условий для организованного отдыха детей.
 Приобщение ребят к техническому творчеству
и
интеллектуальным видам деятельности, стремление к

Задачи программы








познанию окружающего мира посредством включения в различные
виды творческой деятельности;

Формирование
культурного
поведения,
санитарногигиенической культуры.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Создать условия для физического оздоровления детей и
осмысленного отношения каждого ребенка к своему
здоровью.
Развивать мотивацию здорового образа жизни, социально
одобряемого поведения, профилактика асоциальных
явлений через игровые, состязательные, познавательные,
лидерские формы деятельности.
Воспитывать гражданственность, патриотизм в процессе
коллективного взаимодействия.
2

Направление
деятельности

Ожидаемый результат

Техническое творчество
«Соблюдай ПДД» Социально-патриотическое
«Игры разума» Интеллектуально – образовательное;
«Творцы-молодцы» Творческое;
«Территория здоровья» Спортивно-оздоровительное.
Дети и подростки
 Сформировали ответственное отношение к своему здоровью.
Включение детей в техническую,
физкультурнооздоровительную и спортивно-массовую деятельность,
способствовало развитию физических, волевых качеств и
ценностей здорового образа жизни, навыков безопасного
поведения.
 Приобрели опыт коллективного творчества и навыки
самоорганизации. Успешность детей в различных
мероприятиях технической направленности повысит
социальную активность, даст уверенность в своих силах и
талантах.
 Повысили уровень духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитанности.
 Приобрели умения адекватно оценивать жизненные
ситуации, расставлять приоритеты.
 Повысили уровень коммуникативной культуры, развили
уверенность в себе, адаптировались в детском коллективе.
При активном участии детей и взрослых в реализации
программы предполагается, что у каждого возникнет чувство
сопричастности к большому коллективу единомышленников.
 Получили новые знания и расширили свой кругозор.
Проведение экскурсий, мастер - классов, творческих
мастерских и бесед помогут детям в формировании
отношения понимания, заботы о людях, а также сохранению
и пропаганде семейных ценностей.
 Летняя занятость детей в условиях неполного контроля со
стороны
родителей
способствует
профилактики
правонарушений несовершеннолетними.
Педагоги
 Приобрели новый опыт организации игровой и познавательной
деятельности детей и подростков в летний период,
возможность применения этого опыта в основной
педагогической деятельности.
 Осмыслили позитивный опыт реализации летней программы.
 Внедрили новые формы и методы работы в практику
деятельности.
 Вышли на уровень сотворчества детей и педагогов.
 Способствовали сплочению педагогического и детского
коллективов.
 Повысили уровень профессионализма.
 Способствовали развитию детей, выявлению одаренных детей.
Учреждение
 Будет совершенствовать программное обеспечение отдыха и
досуга детей в условиях лета, использование прогрессивных
форм организации детского досуга.
3

Условия участия в
программе

 Определит перспективы развития программы.
 В результате реализации программы определятся новые
инициативы, которые дадут новые возможности в расширении
влияния на социум, повышение авторитета учреждения.
Родители детей и подростков
 Установят долговременные и доверительные отношения с
учреждением.
 Получат информацию о творческом и интеллектуальном
развитии детей.
 Получат рекомендации педагогического и социальнопсихологического сопровождения детей по их воспитанию и
развитию.
 Будут иметь возможность принимать активное участие в
реализации программы лагеря.
Заявления родителей детей посещающих лагерь с дневным
пребыванием, проживающих на территории Кировградского
городского округа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период – одна
из приоритетных задач социальной и молодёжной политики Свердловской области и
4

Кировградского городского округа. Она вытекает из объективных потребностей общества в
решении социальных проблем, сложившихся в подростковой и молодёжной среде.
В последние годы вопрос организации летнего отдыха детей приобрёл особое значение.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не
все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный
отдых. Не все семьи имеют возможность обеспечить отдых ребёнка в лагерях за пределами
нашего региона. В связи с этим всё большую актуальность приобретает организация летнего
отдыха детей в пределах района или поселка.
Также, летние каникулы для учащихся – пора надежд, время игр, развлечений, свободы в
выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил,
восстановления здоровья, период свободного общения.
Лагерь – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного
возраста. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных
противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее
поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься
саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих
противоречий. С целью организации отдыха и оздоровления детей в каникулярный период на
базе МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И. Порошина» организуется лагерь дневного пребывания «Планета
Роботов».
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя
разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и
воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа деятельности летнего лагеря «Планета Роботов» ориентирована на создание
социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей воспитание
ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из
различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. По
продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение одной лагерной
смены.
Актуальность программы «Планета Роботов» заложена в следующих ее качествах:
Социальная полезность - у детей формируются навыки содержательного досуга, здорового
образа жизни, коммуникативные навыки. Содержание образовательной программы лагеря дает
ребенку возможность социального самоопределения.
Многообразие направлений деятельности - образовательная программа лагеря предлагает весь
спектр видов деятельности детского сообщества, как индивидуальных, так и коллективных.
Каждый обучающийся получает возможность неоднократно испытать ситуацию успеха,
повысить свою самооценку и статус.
Свободный выбор вида деятельности - профиль деятельности выбирается ребенком
самостоятельно, в соответствии с его интересами, природными склонностями и способностями.

Новизна программы
Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно
5

не может быть ни похищено, ни потеряно, ни истреблено.
Индийское изречение
Интеллект – это особое качество человеческой психики, включающее в себя способность
адаптироваться к различным жизненным ситуациям, обучаться и усваивать информацию на
основе полученного опыта, понимать и применять абстрактные концепции и имеющиеся знания
с целью управления окружающей действительностью.
Как гласит китайская мудрость: «Чем больше мы пополняем копилку наших знаний, тем
искреннее становится наша душа. Чем искреннее наша душа, разумнее становимся мы. Становясь
разумными, мы развиваем нашу культуру. Когда развивается культура, семья живет в гармонии.
Если семья в гармонии, то процветает страна. Процветание страны приводит к миру во всем мире.
Значит образование — это залог мира. А мир — это важная составляющая человеческого
счастья».
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены
закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся
участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами. Программа
включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления,
образования, воспитания в условиях летнего лагеря. Все мероприятия направлены на
восстановление эмоциональной сферы и развитие коммуникативных качеств с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Всем нам из детства хорошо знакомо роман-сказка Николая Носова «Незнайка в
Солнечном городе». А самое главное, любима и хорошо знакома детям, что позволит им
принять активное участие в планировании своей деятельности, самоопределении, повысит
мотивацию к действию. По словам самого автора Николая Николаевича Носова, главный
литературный герой его романа Незнайка. «Это ребёнок, но не такой, которого можно назвать
по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущего его возраста неугомонной жаждой
деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью
удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время – в общем, со всеми
хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками,
от которых нужно избавиться». Ведь дети - это непоседы, которым скучно на одном месте, они
любят приключения.

Понятийный аппарат программы
6

Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием (ДОЛ) — учреждение,
создаваемое на базе образовательной организации в летний период с целью оздоровления детей,
организации их активного отдыха, удовлетворения интересов и духовных потребностей.
Детство — этап развития человека, предшествующий взрослению; характеризуется
интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Деятельность — способ существования и развития человека, всесторонний процесс
преобразования им окружающей природной и социальной реальности (в том числе и его самого) в
соответствии с его потребностями, целями и задатками.

Диагностика педагогическая — процедура выявления уровня готовности к какому-либо
виду деятельности. Основывается на системе тестов, письменных работ, устных вопросов и
других методов, позволяющих получить картину состояния чьих-либо знаний и умений, уровня
воспитанности.
Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на
усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение
высших духовных ценностей (индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка,
честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её
традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны,
национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая
наука и культура, мир на Земле и так далее).
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья.
Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.
Игра — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в
коллективе детей с целью отдыха, развлечения, обучения, воспитания.
Коллектив — высокоорганизованная группа, объединенная общественно значимыми
целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами
Спортивно-оздоровительная деятельность – это целостная система воспитательнооздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются
в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского
работника.
Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение
действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных
ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей.
Эстетическое воспитание – процесс формирования и развития эстетического
эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующий ему
деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов, и явлений
реальности

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
7

Комплексная краткосрочная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей «Планета Роботов» реализуется на базе МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И.Порошина»
г.Кировград. Программа реализуется в течение одной смены (21 день) с 1 июня по 30 июня 2021
г. Участники программы являются дети и подростки в возрасте от 7 до 14 лет, проживающие в
г.Кировград. Деятельность обучающихся во время лагерной смены осуществляется в
разновозрастном отряде в количестве 15 человек.
Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или
лиц, их заменяющих, на основании приказа по МКУ «Управление образования КГО».
Комплектование педагогическими, обслуживающим персоналом осуществляет директор
учреждения совместно с начальником лагеря. Работники лагеря несут личную ответственность
за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Основная идея программы летнего оздоровительного лагеря через техническую
творческую деятельность реализовать возможность личностного роста ребенка. Участвуя в
различных играх, ребенок знакомится и выбирает для себя профессии, которые наиболее близки
ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом,
техническое творчество становится фактором социального развития личности. Являясь
активным участником ребенок, как правило, после окончания смены, начинает использовать
приобретенные знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга. Новая
роль организатора, также способствует личностному развитию. Полученные знания
разнообразных игр и опыт организаторской деятельности позволят ему стать хорошим
помощником педагога в реализации программ воспитания и закрепить на практике полученные
знания, умения, навыки. в каждый этап программы летнего лагеря, включены разнообразные
типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей
ребёнка, а также всестороннего развития его личности
Деятельность лагеря направлена на развитие технически творческой личности ребенка и
включение его в разнообразное межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь,
может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных
традиций через погружение ребенка в атмосферу технического творчества и познавательной
деятельности дружеского микросоциума.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ
Цель - организация эффективного отдыха и оздоровления детей в период летних каникул,
через создание благоприятные условия для укрепления здоровья детей во время летних
каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных
способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов,
наклонностей и возможностей.

Задачи программы
8










Организовать комплекс мероприятий для самореализации каждого ребенка в ходе
реализации технического творчества.
Создать условия для физического оздоровления детей и осмысленного отношения каждого
ребенка к своему здоровью.
Развивать мотивацию здорового образа жизни, социально одобряемого поведения.
Профилактика асоциальных явлений через игровые, состязательные, познавательные,
лидерские формы деятельности.
Развивать у ребенка креативность, стремление к познанию технического мира посредством
включения в различные виды творческой деятельности.
Формировать отношения сотрудничества и содружества в детском коллективе и во
взаимодействии со взрослыми.
Воспитывать гражданственность, патриотизм в процессе коллективного взаимодействия.
Укрепить связь школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Принципы организации работы лагеря «Планета Роботов»

Принцип комплексного подхода - использование целого ряда приёмов и методик по
организации и осуществлению досуговой, здоровьесберегающей и профилактической
деятельности.
Принцип активности - подразумевает участие каждого члена группы (отряда) в
совместной деятельности, активное усвоение обучающимися новых социально-нравственных
знаний, в том числе и в области здоровья, самопознания, и принятие ими ответственности за
реализацию этой возможности; признание активной роли самого ребёнка в сохранении
собственного здоровья, умении выстраивать свои отношения с окружающими.
Принцип деятельности - подразумевает создание многоплановой деятельности,
организацию совместной досуговой деятельности обучающихся с педагогами (воспитателями) и
сверстниками.
Принцип коллективности - подразумевает создание группы (отряда) высокого уровня
развития - коллектива, в котором формируются благоприятные условия для становления
общечеловеческих ценностных ориентаций личности.
Принцип личностного подхода - согласно этому принципу, следует учитывать
индивидуально-психологические особенности воспитанников лагеря (внимание, развитость тех
или иных способностей, сформированность навыков общения), то есть выяснять, чем
конкретный воспитанник отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует
выстраивать воспитательную работу с ним; опора на сильные стороны в личности и поведении
ребёнка.
Принцип поощрения - создаётся ситуация успеха для воспитанников, участвующих в
мероприятиях смены; обязательное поощрение (словесное и материальное), любое достижение
воспитанника площадки (лагеря) должно быть замечено и одобрено, подчёркнута значимость и
ценность каждого члена отряда.
Принцип открытости - информирование о деятельности лагеря (в том числе родителей,
обучающихся) через раздел «Летний лагерь» сайта МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И.Порошина».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
9






























Программа будет считаться выполненной, если по окончании смены:
Дети и подростки
Сформировали ответственное отношение к своему здоровью. Включение детей в
физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность, способствовало
развитию физических, волевых качеств и ценностей здорового образа жизни, навыков
безопасного поведения.
Самореализовали себя, приобрели опыт коллективного технического творчества и навыки
самоорганизации. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную
активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
Повысили уровень духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитанности.
Приобрели умения адекватно оценивать жизненные ситуации, расставлять приоритеты.
Повысили уровень коммуникативной культуры, развили уверенность в себе,
адаптировались в детском коллективе. При активном участии детей и взрослых в
реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к
большому коллективу единомышленников.
Получили новые знания и расширили свой кругозор. Проведение экскурсий, мастер классов, творческих мастерских и бесед помогут детям в формировании отношения
понимания, заботы о людях, а также сохранению и пропаганде семейных ценностей.
Летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует
профилактики правонарушений несовершеннолетними.
Педагоги
Приобрели новый опыт организации игровой и познавательной деятельности детей и
подростков в летний период, возможность применения этого опыта в основной
педагогической деятельности.
Осмыслили позитивный опыт реализации летней программы.
Внедрили новые формы и методы работы в практику деятельности.
Вышли на уровень сотворчества детей и педагогов.
Способствовали сплочению педагогического и детского коллективов.
Повысили уровень профессионализма.
Способствовали развитию детей, выявлению одаренных детей.
Учреждение
Будет совершенствовать программное обеспечение отдыха и досуга детей в условиях лета,
использование прогрессивных форм организации детского досуга.
Определит перспективы развития программы.
В результате реализации программы определятся новые инициативы, которые дадут новые
возможности в расширении влияния на социум, повышение авторитета учреждения.
Родители детей и подростков
Установят долговременные и доверительные отношения с учреждением.
Получат информацию о творческом и интеллектуальном развитии детей.
Получат рекомендации педагогического и социально-психологического сопровождения
детей по их воспитанию и развитию.
Будут иметь возможность принимать активное участие в реализации программы лагеря.
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
10

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый
участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, имел мотивацию к обязанностям и
поручениям, а также с радостью участвовал в мероприятиях. Для выполнения этих условиях
разработаны следующие критерии эффективности: постановка реальных целей и планирование
результатов программы; заинтересованность преподавателей и детей в реализации программы,
благоприятный психологический климат; удовлетворенность детей и взрослых формами
работы; творческое сотрудничество взрослых и детей.
Критерии оценки качества реализации программы
Критерии
эффективности
Состояние физического
здоровья детей

Динамика
эмоционального
состояния
и
настроения
каждого
ребенка
Уровень
активности
каждого ребенка

Показатели
Приобретение навыков
здорового образа жизни;
Улучшение физического и
эмоционального
состояния
детей и подростков.
Улучшение психологической и
социальной комфортности в
едином
воспитательном
пространстве лагеря.
Формирование мотивов
социальной деятельности и
личностных достижений.

Практические
умения и навыки

Развитие
творческой
активности каждого ребенка.
Формирование
практических умений в
различных видах
творчества.

Уровень сплоченности
и социальной
адаптированности

Усвоение норм
социальной жизни,
поведения в коллективе,
культуры
взаимоотношений;
– приобретение
социального опыта
11

Способы отслеживания
результатов
Опрос «Мое отношение
к здоровью». Педагогическое
наблюдение за соблюдением
воспитанниками
здоровый
образ жизни.
«Дерево пожеланий»
«Забор
психологической
разгрузки»,
Использование
новых
методик и технологий по
привитию детям навыков
здорового образа жизни.
100%
охват
детей
спортивными
и
оздоровительными
мероприятиями.
Диагностика уровня
творческой активности
обучающихся (методика
М. И., Рожкова, Ю. С.
Тюнникова,
Б.С.Алишева,
Л.А.Воловича).
Участие
в
создании
технических
макетов,
проектов
и
заданий.
Постановке, танцевальных,
музыкальных
номеров.
Участие в мероприятиях и
конкурсах.
Методика «Пословицы»
(автор С.М. Петрова).
Диагностика
социализированности
личности подростка
(методика М.И. Рожкова).
Методика «Какой у нас

посредством апробации
новых ролей.
Приобретение умения
сочетать личные и
общественные интересы.
Формирование
позитивных
межличностных
отношений.

коллектив» (автор А. Н.
Лутошкин).

Мониторинг реализации программы
С целью выявления эффективности реализации программы планируется проведение
социологических опросов, анкетирования педагогических работников, детей и подростков.
Вводная
диагностика

Текущая
диагностика
Итоговая
диагностика

-Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений,
первичное выяснение психологического климата в детском
коллективе:
- анкетирование;
- планерки лагеря.
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Ежедневные пятиминутки.
Анкетирование «Чему я научился в лагере».
Творческий отзыв (рисунок «Я и мой отряд»).

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

•
•

Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап
Проведение совещаний при директоре по подготовке учреждения к летнему сезону.
Издание приказа по МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И.Порошина» об организации отдыха детей в
каникулярный период.
Разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей «Планета Роботов».
Составление необходимой документации для деятельности летнего лагеря (план
мероприятий, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).
Подготовка методического материала для работников.
Отбор кадров для работы.

•

2. Адаптивно-организационный период (включение в техническое творчество).
Педагогической идеей программы является легенда, которая закладывается в организацию
смены, согласно которой все дети, посещающие летний лагерь, становятся участниками
сюжетно - ролевой игры «Планета Роботов», со своими законами и правилами.
Знакомство ребят друг с другом, с педагогическим коллективом.

•
•
•
•

12

•

Проведение входящей диагностики детей и педагогов, организаторских и творческих
способностей.

•
•
•
•

Планирование отрядных мероприятий, мастер – классов, творческих мастерских.

•
•
•

•
•
•
•

•

•

Формирование коллективов отрядов, органов самоуправления, выявление Лидеров.
Оформление отрядных мест.
Вовлечение всех участников программы в совместную деятельность, мотивация на игровое
взаимодействие.
Выработка основных законов и правил жизнедеятельности отряда.
Корректировка плана-сетки воспитательных мероприятий на смену.
Праздник открытия смены.
3. Основной период
Создание единого воспитательного пространства как фактора формирования и личностного
роста ребенка.
Реализация творческого, физического и духовного потенциала воспитанников.
Формирование коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских
способностей, развитие инициативы.
Организация и проведение отрядных и массовых мероприятий, творческих мастерских,
конкурсов.
Корректировка программы относительно практического развития событий.
Проведение текущей психолого-педагогической диагностики личности ребенка и
отрядного коллектива. Рефлексия, проведение диагностики, коррекция планов, форм,
методов работы.
Подведение промежуточных итогов по видам деятельности.

4. Итоговый этап (заключительный) - посвящен подведению итогов.
 Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
 Подведение итогов смены, награждение ребёнка за участие в жизни отряда и лагеря.
 Выработка перспектив деятельности организации.
 Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности
летнего дворового клуба в будущем.
 Оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных
(желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребенка).
 Праздник закрытия смены.
 Социально-психолого-педагогический анализ результатов по проведению смены.







5. Постлагерный этап
Анализ данных психолого-педагогических диагностик.
Определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям.
Анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями,
педагогами.
Анализ качества продуктов социально-творческой деятельности детей.
Определение перспективных задач на следующий год.
Направления деятельности детского лагеря «Планета Роботов»
13

«Территория здоровья»
Спортивно-оздоровительное направление.
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни,
организация физически активного отдыха.
Задачи: сохранение и укрепление здоровья; совершенствования навыков здорового
образа жизни; формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня,
здорового питания; пропаганда здорового образа жизни средствами физической культуры и
занятиями спортом.
Форма работы:
 Подвижные игры на спортивной площадке, пеших прогулок, принятия солнечных ванн;
 Проведение спортивных мероприятий;
 Профилактические мероприятия.
 С целью профилактики предупреждения чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в
летний период планируется проведение бесед и профилактических мероприятий.
 Минутка безопасности.
«ТЕХНОТворцы-молодцы»
Техническое творчество.
Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого
ребенка, для его творческого роста, и самореализации. Воспитание ценностного отношения к
прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи: приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства,
воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой
быт; создание условий для реализации и развития творческого потенциала, разносторонних
интересов и увлечений детей; воспитание у детей эстетическое отношение к жизни, обществу,
культуре народов других стран и своего народа; формирование эмоционально - чувственной
сферы личности, соучастие, сопереживание.
Форма работы:
 Творческие мастерские

«Игры разума»
Интеллектуально - образовательное направление.
Цель: создание условий для интеллектуального развития детей, интересного,
разнообразного, активного отдыха.
Задачи: формирование первоначальных навыков коллективной работы; побуждение
интереса к новой информации; воспитание уважения к интеллектуальному труду и его
результатам
Форма работы:
 Экскурсии;
 Презентации, просмотр фильмов;
 Игры и мероприятия;
 Музыкальные занятия;
Система мотивации и стимулирования участников программы
В лагере действует система поощрения:

14

Каждый день участники, соревнуясь, зарабатывает за активность и творчество рейтинговые
баллы: максимальное количество 3 балла «СуперМастер», 2 балла – «Мастер», 1 балл –
«Подмастерье», которые поощряются в виде звездочек.
Награждение участников смены
На торжественной церемонии закрытия смены все участники получают грамоты, памятные
сувениры, свидетельствующие о том, что они проявили себя в каком – либо виде деятельности.
Программа предусматривает материальные и моральные формы поощрения участников лагеря.
Моральные формы поощрения:
- размещение фотографии на Аллее почета;
- запись в летописи лагеря с вручением грамоты;
- грамоты, дипломы.
Организация самоуправления в летнем лагере
Высшим органом самоуправления является Городская дума, на котором совместно с
администрацией Солнечного города, принимаются важные решения, обсуждаются текущие
вопросы, знакомятся с планом и подводятся итоги. Заседание Городской думы проводится 1 раз
в неделю. На Городской думе можно согласовать действия по выполнению какого-либо
мероприятия, найти точку соприкосновения, если нужно объединиться для решения какой-либо
проблемы.
Каждый день заканчивается Большим Советом, где участники отряда делятся своими
впечатлениями, анализируют проблемы, ситуации, намечают планы на следующий день,
поднимают вопросы и темы, важные для лагеря и просто общаются. Большой Совет проводится
ежедневно в начале и конце дня.
Сменное лидерство
Каждый ребенок имеет право выбирать и быть избранным лидером дня – капитаном
путешествия. Условия выбора капитана: на отрядном огоньке, анализируя прожитый в лагере
день, ребята выбирают голосованием достойного возглавить отряд, приводят аргументы в пользу
своего кандидата. Капитан – надежный помощник воспитателя.
- координирует деятельность отряда в течение дня;
- информирует отряд о планах работы на день;
- оказывает помощь воспитателям в решении организационных задач;
- участвует в работе Городской думы и Большого совета.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
15

Организатором деятельности детского оздоровительного лагеря дневного пребывания
детей «Планета Роботов» является МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И,Порошина».
В соответствии с законодательством РФ организатор несет ответственность за:
- созданий безопасных условий для полноценного отдых детей и подростков, их оздоровления,
физического, интеллектуального, творческого и нравственного развития;
- качество реализуемой в лагере программы;
- соответствие форм и методов деятельности воспитанников их возрасту, интересам и
потребностям;
Сотрудники лагеря:
 Начальник лагеря
 Педагоги дополнительного образования
 Административно - хозяйственный персонал
№
п/п
1.

Должность
Начальник
лагеря

2.

Педагог
дополнительного
образования

3.

Административнохозяйственный
персонал

Функциональные обязанности
 Обеспечивает общее руководство деятельностью смены,
издаёт приказы и распоряжения, руководит работой
педагогического и вспомогательного персонала.
 Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей,
сотрудников лагеря: осуществляет подготовку помещений
к открытию лагеря, проводит инструктажи с персоналом,
создаёт
безопасные
условия
для
проведения
образовательной, воспитательной и оздоровительной
работы.
 Несёт ответственность за соблюдение санитарно –
гигиенических норм, правил техники безопасности
жизнедеятельности и пожарной безопасности.
 Несёт ответственность за организацию питания,
медицинское обслуживание детей, за охрану жизни и
здоровья детей.
 Проходит профилактический медицинский осмотр,
посещает обучающие занятия и семинары для начальников
лагерей Кировградского городского округа.
 По окончании смены готовит отчет о проделанной работе.
 Оказывает помощь воспитателю в реализации
программы.
 Участвуют в подготовке общественных мероприятий,
проводит мастер – классы, занятия с детьми, мероприятия
согласно плану.
 Несет ответственность за жизнь и здоровье детей, за
качество проведения мероприятий, результативность
работы.
 Своевременно
проходит
профилактический
медицинский осмотр.
 Обязанности обслуживающего персонала определяются
начальником лагеря.
 Отвечают за соблюдение правил техники безопасности,
выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья
воспитанников.
16

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение комплексной программы оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей «Планета Роботов», обеспечивает заместитель директора по
воспитательной работе совместно с административным аппаратом.












Методическое обеспечение программы
Разработана и собрана нормативно – правовая документация, регламентирующая
деятельность лагеря.
Разработаны должностные инструкции и инструкции по ТБ, ППБ, правилам безопасности
проведения массовых мероприятий, проведения экскурсий, организации выхода и
транспортировки детей и т.д.
Определены темы педагогических советов, проводимых в течение смены.
Разработано программное и дидактическое обеспечение работы творческих мастерских.
Разработана документация по работе лагеря: график работы персонала, акт о приемке лагеря,
режим дня, договора с родителями.
Подготовлены журналы инструктажей, журнал посещаемости детьми лагеря.
Разработаны планы лагерной смены.
Разработано оформление лагеря и отрядных мест.
Разработаны системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Информационное обеспечение программы
Самым важным в работе педагогического и детского коллективов является сохранение
жизни и здоровья, поэтому в лагере будут оформлены :
 Уголок по обеспечению безопасности жизнедеятельности включает в себя:
- Правила поведения в лагере.
- Памятка для родителей.
- Правила пожарной безопасности.
- Правила поведения детей при прогулке.
- Памятка «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
- Основные причины детского дорожно-транспортного травматизма.
- Безопасные маршруты в лагерь и обратно домой.
- Сигналы тревоги и действия при экстренной эвакуации из здания.
- Опасность обращения с взрывоопасными предметами.
- Действия на улице в экстремальной ситуации;
- Оказание первой помощи и др.
 Уголок органов самоуправления лагеря
- Режим работы лагеря.
- Законы и правила лагеря.
- Устав лагеря.
- План работы и др.
 Уголок по спортивно-оздоровительной работе «В здоровом теле – здоровый дух»
- Информация по данному направлению – о предстоящих соревнованиях, фамилии победителей,
поздравления и др.
17

В оформление по лагерю также можно включить поздравления именинников, достижения во
всех творческих конкурсах, фотографии, объявления и др.
СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Чтобы проанализировать эффективность реализации программы, с родителями и
воспитанниками летнего оздоровительного лагеря проводится постоянный мониторинг,
начальное, промежуточные и итоговое анкетирования. Каждый день заканчивался планёркой,
где планировался следующий день с учетом мнений детей.
№

Мероприятия

Сроки
Исполнитель
исполнения
1.
Анкетирование родителей (учёт мнений Март
Начальник лагеря
и пожеланий родителей по организации
каникулярного времени в пришкольном
лагере)
2.
Анкетирование обучающихся
1 день смены/в Педагоги
«Оценка
уровня
конфликтности один
из дополнительного
личности»
заключительных образования
дней смены
3.
Мониторинг адаптации детей к В течение смены Начальник лагеря,
условиям отдыха в лагере.
педагоги
Ежедневное отслеживание настроения
дополнительного
детей,
удовлетворенности
образования
проведенными мероприятиями (листок
откровения, дерево откровений).
Беседы в отрядах, подведение итогов
дня
4.
Анкетирование детей в конце смены, Последний день Педагоги
позволяющее выявить оправдание смены
дополнительного
ожиданий «Чему я научился в лагере»
образования
Творческий отзыв (рисунок «Я и мой
отряд»).
В начале смены проводится анкетирование обучающихся, целью которого является
выявлениях интересов и мотивов пребывания в лагере. В течение смены ведется ежедневная
самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня
развития коллектива. Педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика
эмоционального состояния участников смены.
В конце смены проводится итоговое анкетирование воспитанника, с целью выявления
удовлетворённости детей и родителей работой летнего лагеря.
Механизмом обратной связи служит «Солнце настроения», которое позволяет судить об
эмоциональном состоянии детей ежедневно - это итог дня. Каждый день – новый лучик,
который в конце дня становится цветным. Дети наклеивают в него «цветной кусочек» своего
настроения, а воспитатели анализируют качество и содержание своей работы по результатам
обратной связи.
Красный цвет – «Классный день!»
Оранжевый – «Очень хороший день!»
Зеленый – «Нормальный день»
Синий – «Скучный день»
18

Дополнительно для анализа работы ребятам предлагается заполнить стенд «Мои
впечатления», на котором предлагается написать о своих впечатлениях о проведенном дне,
оставить отзыв о проведенных мероприятиях.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста
участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон
деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам
дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный - "лидер-организатор",
зелёный - "лидер-вдохновитель",
жёлтый - "активный участник",
синий - "исполнитель"

19

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Применение

Источник
финансирования и
материальная база

Ответственные

Кабинеты

Творческие мастерские

Материальная база
учреждения.

Хореографиче
ский зал
(Спортивный
зал)
Открытая
спортивная
площадка

Занятия
спортом,
состязания, линейки
(в случае плохой погоды)

Материальная база
учреждения

педагоги
дополнительного
образования,
технический
персонал
Педагоги
дополнительного
образования

Линейка, проведение игр
на открытом воздухе,
спартакиады,
спортивные состязания
Проведение
познавательноразвлекательных
мероприятий,
шоупрограмм.
Туалеты, раздевалка

Договор о
сотрудничестве

Инвентарь

Мячи,
скакалки,
настольные
игры
(шашки, шахматы)

Материальная база
учреждения

Техническое
оборудование

Телевизор, компьютер,
проектор,
принтер,
экран,
фотоаппарат,
музыкальный центр

Материальная база
учреждения

Оборудование

Столы,
стулья,
мольберты,
натюрмортные столики,
натюрмортный фонд

Материальная база
учреждения

Наградная
продукция

Дипломы, сертификаты,
призовой фонд.

Материальная база
учреждения

Печатная
продукция

Листовки,
буклеты,
памятки, брошюры.

Материальная база
учреждения

Актовый
зал

Комнаты
гигиены

Материальная база
учреждения

Материальная база
учреждения

20

Начальник
лагеря, Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования,
технический
персонал
Начальник
лагеря,
технический
персонал
Начальник
лагеря, Педагоги
дополнительного
образования
Начальник
лагеря,
Педагоги
дополнительного
образования
Начальник
лагеря,
Педагоги
дополнительного
образования
Начальник
Лагеря, Педагоги
дополнительного
образования
Начальник
Лагеря, Педагоги
дополнительного
образования

НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Закон «Об образовании РФ».
2. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
3. Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
4. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в
оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул.
5. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.4.3155-13.
6. Приказ директора МАУ ДО «ЦДТ им. Е.И.Порошина» «Об организации летнего отдыха
обучающихся».
7. Положение о лагере дневного пребывания.
8. Программа работы детского лагеря отдыха дневного пребывания.
9. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
10. Инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности.
11. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных
случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
12. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
13. Приказы Управления образования.
14. Должностные инструкции работников.
15. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
16. Заявления от родителей.
17. Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
18. Планы работы.

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. – М.: Московское городское
педагогическое общество, 2000. - 120 с.
2. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль:
Академия развития, 2003
3. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
4. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского
досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России,
2002.
5. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для
воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
6. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель,
2007
7. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем
лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.
8. Соколова Л. Необычные праздники дома, в школе и во дворе Новосибирск. 2007.
9. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.
Лобачева: ВАКО, 2007 г.
10. Сборник сценариев массовых мероприятий. В помощь учителю в

пропаганде

экологических знаний». Бишкек, 2011.
11. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме, Москва: «Глобус», 2007
12. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки, М., 1993
13. Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
14. Школьная площадка А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».