Компьютер и я

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Основанием для разработки настоящей программы являются
следующие нормативные документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организации дополнительного образования
детей» (далее - СанПиН).
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разно уровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

общеобразовательных

реализации

адаптированных

программ,

способствующих

дополнительных
социально

-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных

2

технологий при реализации образовательных программ».
Направленность (профиль) программы: техническая.
Актуальность

программы.

В

настоящее

время

процесс

информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности.
Использование

современных

информационных

технологий

является

необходимым условием успешного развития как отдельных отраслей, так
государства в целом.
В связи с возрастающим спросом на высококвалифицированных
специалистов в области информационных технологий, а также уверенных
пользователей

персонального

компьютера,

необходимость

ориентироваться

в

у

учащихся

возникает

операционных системах,

обладать

базовыми навыками самостоятельного сервисного обслуживания и ремонта
компьютерной техники, с целью дальнейшей профессиональной ориентации в
области IT-технологий.
Образовательная

программа

«Компьютер

и

я»

реализуется

в

направлении технической деятельности, в рамах персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей (ПФДОД).
Отличительные

особенности

общеразвивающей

программы.

Программу отличает практическая направленность преподавания в сочетании
с теоретической, творческий поиск, научный и современный подход.
Программа

включает

изучение

устройства

компьютера,

семейства

операционных систем (ОС), организации сетей и многое другое. Полученные
знания помогут обучающимся на практическом опыте убедиться в высокой
эффективности

программных

пакетов.

В

дальнейшем

это

позволит

обучающимся самостоятельно проходить все этапы проектной деятельности,
создавать творческие работы, собирать компьютер из комплектующих,
устанавливать и настраивать операционные системы различных семейств,
настраивать роутер, подключать компьютер к локальной сети, настраивать
доступ к общим ресурсам сети и многое другое. Программа построена с
учетом специфики дополнительного образования.

3

Адресат общеразвивающей программы. Программа «Компьютер и я»
адресована обучающимся 6 - 9 классов общеобразовательной школы (12-16
лет) без ограничений возможностей здоровья, проявляющих интерес к
компьютерной технике. Состав группы – 12 человек.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю - 2 часа по 45
минут, перемена 10 минут. Занятия проводятся в строгом соответствии с
нормами СанПиН: обязательное проведение физкультминутки, непрерывное
нахождение учащихся за компьютерами не превышает 10-15 минут, сразу
после работы на компьютере следует минутка релаксации с обязательным
выполнением гимнастики для глаз.
Объем общеразвивающей программы - 144 часа.
Срок освоения. Срок реализации программы - 1 год
Уровневость общеразвивающей программы. Уровень программы базовый, направлена на освоение специализированных знаний и умений
гарантировано обеспечивает трансляцию общей и целостной картины в
рамках программы.
Программой предусмотрено ознакомление учащихся с современной
компьютерной

техникой,

самостоятельному
программного

приобретение

сервисному
обеспечения,

знаний

и

умений

обслуживанию,

подбор

необходимого

для

и

по

её

установка

полноценного

функционирования компьютерной техники.
Первый

блок

—

это

работа

с

программным

обеспечением:

операционные системы, программы, связанные с дизайном, графикой, аудиои видеомонтажом, анимацией и версткой текста, антивирусные программы 90 часов.
Отдельным блоком идет изучение локальных сетей, составных частей
компьютера, занятия по ремонту и настройке компьютерной техники,
компьютерной безопасности – 54 часа.
Теоретическую часть занятий следует соединить с практическими
упражнениями. При условии недостаточного количества компьютеров,

4

учащихся можно объединять в пары. Основная деятельность учащихся –
знакомство с составными элементами компьютерной техники. В блок
обучения внесено изучение устройства компьютера, элементы сервисного
обслуживания, использование компьютера в быту. Перед учащимися ставится
два задания:
 произвести самостоятельную разборку и сборку компьютера на
составные части;
 провести самостоятельное обслуживание и ремонт неисправного
компьютера с целью восстановления его функциональности.
Формы обучения. Занятия проводятся в группах по 12 человек (по
количеству компьютеров в компьютерном классе).
Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар,
лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия,
открытое занятие и др.
Формы подведения результатов: зачёт, мастер-класс, презентация
проекта, практическое занятие, открытое занятие.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: формирование информационной культуры, алгоритмического
мышления, познавательных и творческих способностей обучающихся в
процессе

освоения

информационно-коммуникационных

технологий

посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
 Обучить работе

с

операционными системами и программным

обеспечением компьютера, с файловой структурой компьютера;
 Обучить

терминологии

и

основным

информационно-коммуникационных

понятиям

технологий

и

в

области

компьютерной

техники;
 Обучить навыкам самостоятельного сервисного обслуживания и
ремонта компьютерной техники;

5

 Развивать гибкие (soft) компетенции (4К: критическое мышление,
креативное мышление, коммуникация, кооперация);
 Воспитывать

настойчивость

самостоятельность,

в

достижении

ответственность,

поставленной

цели,

дисциплинированность,

аккуратность.

6

1.3. Учебно-тематический план на 1 год обучения
№

Название раздела,

п/п

темы

1. Вводное занятие

Количество часов

Форма

Всего Теория Практика
2

1

1

2. История и современное

/контроля/
Беседа, устный
опрос
Самостоятельная

состояние компьютерной
техники

аттестации

8

6

2

60

22

38

работа.

3. Программное обеспечение

ПК
Типы программного

Практическая

3.1 обеспечения.
Системные требования

11

3

8

Лицензионное
ПО

Практическая

3.2 соглашение, типы
лицензирования ПО

работа

15

4

11

работа

Знакомство с
3.3

операционными

Практическая

системами, их

работа

установка и настройка.
4. Работа в Интернет,

34

9

25

20

5

15

компьютерная
безопасность
Типы вредоносных
Тест

4.1 программ.
Антивирусное ПО
4.2

8

1

7

Фишинг. Виды
фишинговых сайтов

Тест
10

4

6

7

4.3

Мошенничество в
Интернет

5. Устройство ПК

5.1

2

-

2

20

10

10

6

3

3

Устройство и принцип
действия ПК

Тест

Тест

Основные и
Тест

5.2 периферийные
составляющие ПК

14

7

7
Реализация

6. Сервисное обслуживание

и ремонт ПК

24

5

7. Локальная сеть.

8

3

19 проекта
5

Понятие локальной
7.1

сети. Типы сетей.
данных (витая пара).
Сетевая проводка,

7.2

Тест

Среда передачи
4

2

2

сетевая карта,

Тест

коммутационное
оборудование

8. Итоговое занятие

Итого

4

1

3
Вручение

2

1

144

53

1 сертификата
91

8

1.4

Содержание учебного плана.

Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство. Правила поведения и техника безопасности в
кабинете и при работе с компьютером. Специфика терминологии системного
администрирования.
Практика: Устройство компьютера. Знакомство с клавиатурой.
Горячие клавиши.
Раздел 2. История и современное состояние компьютерной техники.
Теория: История развития компьютерной техники. Классификация
компьютеров по функциональным возможностям и по поколениям.
Практика:

Сборка

ПК

из

устаревших,

а

затем

из

новых

комплектующих, сравнение, анализ совместимости аппаратного обеспечения.
Раздел 3. Программное обеспечение ПК.
3.1. Типы программного обеспечения. Системные требования ПО.
Теория. Типы программного обеспечения. Системные требования
к современным компьютерам.
Практика.

Задание

на

определение

видов

программного

обеспечения.
3.2 Лицензионное соглашение, типы лицензирования ПО.
Теория. Раскрытие понятия лицензионного соглашения. Типы
лицензий.
Практика. Установка и настройка лицензионного ПО.
3.3. Знакомство с операционными системами, их установка и
настройка.
Теория. Виды ОС. Недостатки и достоинства ОС Windows и Linux.
Пошаговые инструкции для установки ОС Windows и Linux. Установка
драйверов. Настройка и оптимизация ОС Windows.
Практика. Установка ОС Windows и Linux разных редакций на
компьютеры, установка драйверов. Персонализация рабочего стола в
разных ОС

9

Раздел 4. Работа в Интернет, компьютерная безопасность.
4.1. Типы вредоносных программ. Антивирусное ПО.
Теория. Вредоносные программы и их виды. Актуальность
антивирусного ПО.
Практика. Способы нейтрализации вредоносных программ.
4.2. Фишинг. Виды фишинговых сайтов
Теория. Раскрытие понятия «Фишинг», его значение. Виды
фишинговых сайтов.
Практика. Установка антивирусных пакетов.
4.3. Мошенничество в Интернет.
Теория. Обзор популярных типов мошенничества в сети
Интернет, способов распознать обман.
Практика. Проект на тему «Мошенничество в сети Интернет,
способы противодействия»
Раздел 5. Устройство ПК.
5.1. Устройство и принцип действия ПК.
Теория. Основные узлы компьютера. Блок питания, материнская
плата,

процессор,

накопитель,

видеокарта.

Устройства

ввода-вывода.

Знакомство с BIOS\UEFI.
Практика. Сконфигурировать системный блок по заданным
параметрам. Сборка и разборка системного блока.
5.2. Основные и периферийные составляющие ПК.
Теория. Обзор составляющих персонального компьютера, а также
периферийных устройств. Устройство и принцип работы системного блока,
монитора, клавиатуры, мыши, принтера, колонок.
Практика. Практический тест на устройство системного блока.
Чистка системного блока. Работа с устройствами.
Раздел 6. Сервисное обслуживание и ремонт ПК.
Теория. Инструкции по обслуживанию компьютерной техники,
проведению профилактических работ, ремонту рабочих станций. Техническая

10

и консультационная поддержка пользователей ПК. Замена морально
устаревшего оборудования и отдельных частей рабочих станций.
Практика.

Педагогом

моделируется

множество

вариаций

неисправностей компьютерной техники, а задача учащегося – верно
определить

и

устранить

неисправность.

Техническое

обслуживание

компьютеров организации.
Раздел 7. Локальная сеть.
7.1. Понятие локальной сети. Типы сетей. Среда передачи
данных (витая пара).
Теория. Понятие «Локальная сеть», значение, типы. Раскрытие
понятия «Витая пара». Типы сред по передаче данных.
Практика. Конфигурирование коммутатора: подключение и
настройка параметров. Монтаж локальной сети.
7.2. Сетевая проводка, сетевая карта, коммутационное
оборудование
Теория.

Активное

сетевое

оборудование,

значение

и

отличительные особенности. Типы сетевых карт.
Практика. Обжим коннекторов. Подключение к сетевым картам.
Настройка маршрутизатора.
Раздел 8. Итоговое занятие.
Теория. Устный опрос по пройденному материалу.
Практика. Тестирование.
1.5 Планируемые результаты
Личностные:

•

Развитие познавательных интересов, любознательности, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и реализации творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет
развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

11

•

повышение образовательного уровня и продолжение обучения с ис-

пользованием средств и методов информатики и ИКТ;

•

готовность самостоятельно совершать поступки и действия, быть от-

ветственным за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной
и коллективной информационной деятельности;

•

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа

жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные:

•

развитие умения организовать собственную учебную деятельность,

включающую: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

•

планирование - определение последовательности промежуточных це-

лей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения
цели при помощи фиксированного набора средств;

•

прогнозирование - предвосхищение результата;

•

контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с

имеющимися

данными

с

целью

установления

соответствия

или

несоответствия (обнаружения ошибки);

•

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план

действий в случае обнаружения ошибки;

•

оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена

учебно-познавательная задача;

•

умение осуществлять в коллективе совместную информационную де-

ятельность, в частности при выполнении проекта;

•

умение выступать перед аудиторией;

12

Предметные:
 Овладение первичными навыками технического обслуживания и
ремонта компьютерной техники;
 Умение работать с линейкой операционных систем MS Windows,
пользоваться стандартными приложениями для редактирования текста
и графики;
 Умение

самостоятельно

провести

первоначальное

знакомство

(установка программы, интерфейс, панель инструментов, меню и т.д.) с
любой новой прикладной программой на платформе ОС Windows;
 Овладение навыками безопасного поиска информации в глобальной
сети Интернет;
 Приобретение желания с интересом и желанием самостоятельно
работать, используя ПК в качестве рабочего инструмента, для
достижения любой намеченной цели самообразования.

13

2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы.
Занятия проводятся в помещении, соответствующем нормам СанПин.
В компьютерном классе 12 комплектов компьютеров. Каждый
обучающийся занимается за компьютером индивидуально.
Материально-техническое обеспечение:

•

компьютерный

класс

с

современными

компьютерами,

объединенными в сегмент локальной сети с возможностью выхода в Интернет
с каждого рабочего места;

•

мультимедийный проектор и экран для демонстрации;

•

компьютерная техника, вышедшая из употребления (макет

компьютера и ноутбука);

•

компьютерное лицензионное программное обеспечение.

Кадровое

обеспечение:

дополнительного

образования

Программу
без

реализует

категории,

один

образование

педагог
среднее-

специальное (Учитель информатики и ИКТ, АНО «НИИДПО», г. Москва.
Техник, программное обеспечение ВТ и АС, Челябинский государственный
промышленно-гуманитарный техникум им. Яковлева).
Информационное

обеспечение:

бесперебойный

доступ

к

сети

Интернет, презентации и учебные фильмы по темам занятий.
Методические материалы.
 Специализированная литература, подборка журналов;
 Наборы

технической

документации

к

применяемому

оборудованию;
 Образцы моделей и систем, выполненные обучающимся и
педагогом;
 Плакаты, фото и видеоматериалы;
 Учебно-методические пособия для педагога и обучающихся,

14

включающие дидактический, информационный, справочный
материалы на различных носителях, компьютерное и видео
оборудование;
Применяемое на занятиях дидактическое и учебно-методическое
обеспечение включает в себя электронные учебники, справочные материалы,
рабочие тетради обучающихся.
Методы обучения:

•

словесный, наглядный, практический;

•

объяснительно-иллюстративный,

частично

-

поисковый,

исследовательский проблемный;

•

игровой, дискуссионный, проектный

Формы организации учебного занятия: беседа, лекция, практическое
занятие, семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс,
экскурсия, открытое занятие и др.
Педагогические технологии:

обучения

технология индивидуализации обучения, технология группового
технология

коллективного

взаимообучения

технология

программированного обучения;

обучения,

технология развивающего обучения, технология проблемного
здоровьесберегающая

технология,

технология

игровой

деятельности, технология решения поставленных задач.

2.2 Способы определения результативности реализации программы и
формы подведения итогов реализации программы.
В

процессе

обучения

проводятся

различные

виды

контроля

результативности усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за
успехами каждого обучающегося, процессом формирования компетенций.

15

Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и служит для
определения педагогических приемов и методов для индивидуального
подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой
темы в виде конкурсов или представления практических результатов
выполнения заданий. Конкретные проверочные задания разрабатывает
педагог с учетом заявленных требований к знаниям и умениям обучающегося
с

учетом

возможности проведения

анализа

процесса

формирования

компетенций. Периодический контроль проводится в виде педагогического
анализа результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях
(викторинах, соревнованиях), активности обучающихся на занятиях и т.п.
Итоговый контроль проводится в виде педагогического анализа
результатов выполнения учащимися диагностических заданий итогового
тестирования. В процессе проведения итоговой аттестации оценивается
результативность освоения программы.
Критерии оценивания приведены в таблицах 1, 2.
Таблица 1.
Критерии оценивания сформированности компетенций SoftSkills
и HardSkills.
Уровень
1

Описание поведенческих проявлений

уровень

- Обучающийся не владеет навыком, не понимает его

недостаточный
2

уровень

важности, не пытается его применять и развивать.

– Обучающийся находится в процессе освоения данного

развивающийся навыка. Обучающийся понимает важность освоения
навыков, однако не всегда эффективно применяет его в
практике.
3

уровень

– Обучающийся

полностью

освоил

данный

навык.

опытный

Обучающийся эффективно применяет навык во всех

пользователь

стандартных, типовых ситуациях.

16

4

уровень

– Особо высокая степень развития навыка.

продвинутый

Обучающийся способен применять навык в нестандартных

пользователь

ситуациях или ситуациях повышенной сложности.

5

уровень

- Уровень развития навыка, при котором обучающийся

мастерство

становится авторитетом и экспертом в среде сверстников.
Обучающийся

способен

передавать

остальным

необходимые знания и навыки для освоения и развития
данного навыка
Таблица 2.
Критерии оценивания уровня освоения программы.
Уровни освоения Результат
программы
Высокий уровень

Обучающиеся

демонстрируют

заинтересованность

в

учебной,

высокую

познавательной

и

творческой деятельности, составляющей содержание
программы. На итоговом тестировании показывают
отличное

знание

практическое

теоретического

применение

знаний

материала,

воплощается

в

качественный продукт.
Средний уровень

Обучающиеся

демонстрируют

заинтересованность

в

учебной,

достаточную
познавательной

и

творческой деятельности, составляющей содержание
программы. На итоговом тестировании показывают
хорошее

знание

практическое

теоретического

применение

знаний

материала,

воплощается

в

продукт, требующий незначительной доработки.
Низкий уровень

Обучающиеся

демонстрируют

заинтересованности

в

учебной,

низкий

уровень

познавательной

и

творческой деятельности, составляющей содержание

17

программы. На итоговом тестировании показывают
недостаточное

знание

теоретического

материала,

практическая работа не соответствует требованиям.

18

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кенин А.М. Самоучитель системного администратора. - 2012.
2. Нортон, Питер; Гудмен, Джон Внутренний мир персональных
компьютеров; DiaSoft; Издание 8-е - К., 2010. - 584 c.
3. Офисная техника и оборудование. Мозаика-Синтез - М., 2012. 463 c.
4. Собель

М.

Linux.

Администрирование

и

системное

программирование; Питер - М., 2011. - 279 c.
5. Фултон Д. Модернизация и ремонт персональных компьютеров;
АСТ - М., 2009. - 140 c.
6. Фултон, Дж. Модернизация и ремонт персональных компьютеров;
АСТ - М., 2010. - 507 c.
7. Хагеман С. SAP R/3 Системное администрирование; ЛОРИ - М.,
2013. - 480 c.
8. Хант К. TCP/IP. Сетевое администрирование; Символ-плюс - М.,
2014. - 787 c.
9. Хант, К. TCP/IP. Сетевое администрирование; СПб: СимволПлюс; Издание 3-е - М., 2016. - 816 c.
10. Яремчук С., Матвеев А. Системное администрирование Windows
7 и Windows Server 2008 R2 на 100%; Книга по Требованию - М.,
2011. - 384 c.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».