Логическое мышление 2021

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Логическое мышление»
составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и
государственными программными документами:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N 273.
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №
1008)».
 Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от
4 сентября 2014 г. № 1726-р.
 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от
30.11.2016 № 11).
 Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об
образовании в Свердловской области".
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва « Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 « Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013
г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
 Устав МАУ ДО «ЦДТ».
 Образовательная программа МАУ ДО « ЦДТ».
 Внутренние локальные акты МАУ ДО « ЦДТ».
- направленность общеразвивающей программы : социальнопедагогическая;
- актуальность:
актуальность программы состоит в том, что в последние
годы
значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного
возраста. Современные дети
развиваются в эпоху
информационных

технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников –
перехода от традиционного информационно - накопительного
метода
обучения к наиболее перспективному – развивающему обучению. От того,
насколько удачно заложен в дошкольном детстве
потенциал
для
дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка,
зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. Словеснологическое мышление является высшей стадией развития детского
мышления. Полноценное развитие логического мышления требует не только
высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об
общих и существенных признаках предметов и явлений действительности,
которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое
логическое мышление – это залог успешного обучения в школе. Навыки и
умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом
для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И
важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления,
способность «действовать в уме».
- отличительные особенности
данной программы состоят в том, что
деятельность обучающихся
нацелена на: приобретение знаний, умений , навыков, которые будут
способствовать развитию умения рассказать о своей работе; развитие
личностных качеств (внимания, аккуратности, памяти, мелкой моторики) ;
обучение пониманию и решению логических задач; формирование таких
умений как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; развитие
математических представлений о геометрических фигурах, их свойствах ;
количестве и счете, пространственной ориентировке, умение выстраивать
простейшие умозаключения . В содержании обучения преобладают
логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых
алгоритмов.
Предполагается упрощенный вариант для детей с ограниченными
возможностями.
- адресат общеразвивающей программы:
образовательный процесс
строится в соответствии с возрастными, физиологическими и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста, что
предполагает возможность и необходимость корректировки режима детей.
- возрастные особенности детей дошкольного возраста:
Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития
познавательной активности личности, периодом интенсивного развития
творческих возможностей. Старший дошкольный возраст является этапом
интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят

прогрессивные изменения во всех сферах, в том числе и познавательной.
Ведущая роль принадлежит восприятию – идет формирование и
совершенствование сенсорных процессов, т. е., представление о
разновидностях свойств предметов, об основных эталонах (цвет, форма,
величина). В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к
выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам,
моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке
результата. Формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях
внешнего мира и человеческих отношений. Формируется свое «Я» у каждого
ребенка, что способствует развитию самосознания, самоуважения, рефлексии
и полноценному становлению личности.
Программа модифицированная, рассчитана на 2 года обучения. Основное
содержание программы составляют практические работы, направленные на
формирование элементарных математических умений и навыков. Вид групп
– постоянный набор детей по заявлению родителей.
1 год обучения - дошкольники 5-6 лет,
2 год обучения – дошкольники 6-7 лет.
- режим занятий:
Наполняемость групп 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю
продолжительностью 30 минут.
- объем общеразвивающей программы 36 учебных часов; программа
выстроена таким образом, что материал предыдущего года обучения
повторяется, углубляется и расширяется в следующем учебном году.
- формы обучения :
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная;
- коллективная работа.
- виды занятий :
- беседы; видеообзоры; занятия в форме игры, путешествия; практические
занятия; дидактические игры и упражнения; открытые занятия; применяется
прием совместной деятельности с родителями .

Цель и задачи общеобразовательной программы
Цель программы: создать условия для формирования
познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе
развития логических структур.
Задачи программы :
Обучающие:

- формировать образное и пространственное мышление;
- формировать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать
простейшие закономерности, связи и отношения;
- формировать элементарные математические представления;
- формировать мотивации к обучению, ориентированные на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
Развивающие:
- развивать воображение, зрительное восприятие, внимание, логическое
мышление, навыки в работе с дидактическим и раздаточным материалом;
устойчивый интерес к поисковой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к математическим занятиям ,
самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного
отношения к людям.

Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
1 год обучения

№

Название темы

Количество часов
Всего

Формы контроля

Теория

Практи
ка

1

-

Опрос.

2.

Вводное
занятие. 1
Инструктаж по Т.Б.
Признаки предметов.
6

1

5

3.

Цифры и числа.

3

9

4.

Отношения
понятиями.

-

4

5.

Геометрические фигуры.

1

4

Опрос.
Дидактические
игры.
Опрос.
Дидактические
игры.
КВН.
Открытый урок.
Дидактические
игры.
Опрос.
Графические
работы. Открытый
урок.

1.

12

между 4

5

6.
7.

Время и пространство.
Ориентировка
в
пространстве.
8.
Лабиринты.
9.
Приборы измерения.
10. Решение
логических
задач.
11. Итоговое занятие.
Итого:

1
2

1
-

2

1
1
2

1
-

1
2

1
36

1
9

27

Беседа. Опрос.
Графические
задания.
Работа со схемами.
Беседа.
Практические
задания.
Тест.

Учебно-тематический план
2 год обучения
№

Название темы

Количество часов
Всего

Формы контроля

Теория

Практи
ка

1

-

Опрос.

2.

Вводное
занятие. 1
Инструктаж по Т.Б.
Признаки предметов.
3

-

3

3.

Действия предметов.

2

-

2

4.

Цифры и числа.

6

1

5

5.

Последовательность
3
событий.
Понятие «Множество» и 2
его элементы.

0,5

2,5

Опрос. Открытый
урок
Дидактические
игры.
Дидактические
игры.
Опрос.
Математический
КВН.
Открытый урок

0,5

1,5

Понятие
«Симметрия 2
фигур». Симметрия в
природе.
Ориентировка
в 3
пространстве и на листе
бумаги.
Понятие «Информация». 3

0,5

1,5

-

3

Графические
задания.

1

2

Составные
части
компьютера.
Работа
в
текстовом
редакторе «Word».
Работа в графическом
редакторе «Paint».
Решение
логических
задач.
Итоговое занятие.

1

-

1

Беседа. Открытый
урок
Беседа. Опрос.

2

0.5

1,5

Творческое задание.

4

1

3

Творческое задание.

3

-

3

1

1

-

Практические
задания.
Тест.

36

7

29

1.

6.

7.

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

Итого:

Опрос.
Дидактические
игры.
Графические
задания.

Содержание учебно-тематического плана
1 год обучения
Вводное занятие -1 час.
Теория: введение в программу; инструктаж по технике безопасности;
правила внутреннего распорядка.
Признаки предметов -6 час.
Теория: Развивать представление о свойствах (цвете, величине, форме)
предметов окружающего мира на наглядной основе. Развивать умение
мыслить логически, рассуждать.
Практика: Определение цвета предметов; классификация предметов по
их цвету; выявление закономерности в чередовании цветов.
Определение формы предметов; классификация предметов по форме.
Понятие размера предметов: большой, средний, маленький; сравнение и
классификация предметов по их размеру. Объединение предметов по
какому-либо признаку. Описание предметов. Дидактические игры.
Цифры и числа – 12 час.
Теория: Знакомство с порядком следования чисел натурального ряда.
Знакомство с порядковыми числительными. Закрепляем умение
сравнивать числа. Запись числа в порядке возрастания и убывания.
Уменьшение и увеличение чисел на 1. Определение пропущенного
числа. Состав числа 1-5. Знакомство со знаками математической
символики. Понятие «задача».
Практика: Стихи о цифрах. Дидактические игры. Работа в печатных
пособиях. Решение и составление задач.
Отношения между понятиями – 4 час.
Теория: Развивать образное и словесно-логическое мышление. Родовидовые отношения. Противоположные понятия.
Практика: Дидактические игры.
Геометрические фигуры – 5 час.
Теория: Уточнить знание
известных геометрических фигур, их
элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей;
воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по
контурным образцам, по описанию, представлению. Знакомство с
объемными геометрическими телами.
Практика: Распознавать фигуры независимо от их пространственного
положения, изображать, располагать на плоскости фигуры из частей и
разбивать их на части, конструировать фигуры по словесному описанию

и перечислению их характерных свойств; составлять тематические
композиции из фигур по собственному замыслу.
Время и пространство – 1 час.
Теория: Способствовать развитию у детей временных представлений.
Развивать целостность восприятия. Понятие времени суток, дней недели,
их последовательности. Движение во времени: прошлое, будущее,
настоящее.
Практика: Знакомство с моделью суток, моделью года. Формирование
представления об определении времени по часам.
Ориентировка в пространстве - 2 час.
Теория: Учимся ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной
инструкции. Уточнять отношения на-над-под, справа-слева, посерединеспереди-сзади, снизу-сверху. Совершенствовать опыт ориентировки в
пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов.
Практика: Графические работы в тетради. Работа с компасом.
Лабиринты – 1 час.
Теория: Понятие «лабиринт». Учимся концентрировать внимание,
осмысливать то, что видим, затем действовать.
Практика: Ориентировка в лабиринтах.
Приборы измерения -1час.
Теория: Дать понятие приборов измерения, расширить знания о них
(различные виды термометров, часов).
Практика: Графические зарисовки.
Решение логических задач – 2 час.
Теория: Закрепляем приобретенные навыки в решении задач. Прививаем
навыки решения логических задач. Развиваем мыслительные процессы.
Практика: Развиваем внимание и сообразительность при решении
головоломок, задач-шуток.
Итоговое занятие – 1 час.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Развивающие тесты.

Содержание учебно-тематического плана
2 год обучения
Вводное занятие – 1 час.
Теория: введение в программу; инструктаж по технике безопасности;
правила внутреннего распорядка.
Признаки предметов -3 час.

Теория: Закрепить знания о цвете, форме, размере предметов.
Практика: Обобщить и классифицировать предметы по какому-либо
общему признаку. Описание предметов. Дидактические игры.
Действия предметов – 2 час.
Теория: Научить определять и называть действия предметов; обобщать и
классифицировать предметы по их действиям.
Практика: Описание и определение предметов через их признаки,
составные части и действия.
Цифры и числа – 6 час.
Теория: Закрепить порядок следования чисел натурального ряда, прямой
и обратный счет, возрастание и убывание числа. Состав числа 6-9. Знаки
математической символики «=», «>», «<».
Практика: Решение неравенств. Решение и составление задач.
Последовательность событий – 3 час
Теория: Подготовка к введению понятия «алгоритм». Определение
последовательности событий.
Практика: Дидактические игры. Составление и выполнение алгоритма.
Понятие «Множество» и его элементы -2 час.
Теория: Вводим понятие «множество», «элемент множества».
Практика: Определяем принадлежность элемента множеству, задаем
множества. Дидактические игры.
Симметрия фигур. Симметрия в природе -2 час.
Теория: Понятие «симметрия», «ось симметрии».
Практика: Нахождение симметрии в геометрических фигурах, цифрах,
буквах, в природе.
Ориентировка в пространстве -3 час.
Теория: Учимся ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной
инструкции. Уточнять отношения на-над-под, справа-слева, посерединеспереди-сзади, снизу-сверху. Совершенствовать опыт ориентировки в
пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов.
«Говорящие рисунки»- карты.
Практика: Графические работы в тетради. Графические диктанты.
Информация. Органы чувств – 3 час.
Теория:
Понятие
«информация».
Способы
представления
информации. Виды общения (устное, письменное, жестами).
Практика: 5 каналов получения информации.
Компьютер. Составные части компьютера -1час.
Теория: Виды компьютеров, их назначение, составные части
персонального компьютера.

Практика: Кроссворд. Стихи о компьютере.
Работа в текстовом редакторе «Word» -2 час.
Теория: Как создавать, хранить, передавать, получать, обрабатывать
информацию.
Практика: Знакомство с клавиатурой. Набор текста.
Работа в графическом редакторе «Paint» - 4час.
Теория: Назначение программы. Инструменты для создания и
обработки рисунков.
Практика: творческие работы по темам: «Космос», « Техника»,
«Замки».
Решение логических задач -3 час.
Теория: Закрепляем приобретенные навыки в решении задач. Прививаем
навыки решения логических задач. Развиваем мыслительные процессы.
Практика: Развиваем внимание и сообразительность при решении
головоломок, задач-шуток, ребусов.
Итоговое занятие – 1 час.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Развивающие тесты.
.
Планируемые результаты
- требования к уровню подготовки 1 года обучения:
Специфика данной программы заключается в том, что ее содержание
ориентировано прежде всего на развитие практических умений.
Это
обстоятельство, а также
психолого – педагогические особенности
дошкольников не позволяют выделить отдельным разделом блок
«знания». Изучив данный курс, дошкольники овладевают следующими
умениями:
1 год обучения
- умение сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, узнавать цвет
предмета;
- умение ориентироваться в ограниченном пространстве;
- умение находить общий признак предметов, находить лишний
элемент;
- умение распознавать геометрические фигуры и находить в
окружающей обстановке предметы , сходные по форме;
- умение воспроизводить предметы с
помощью счетного
материала, геометрических фигур и графических изображений;

- умение соотносить
запись
чисел 1 – 5 с количеством элементов ;
- количественный и порядковый счет в пределах 5.
- умение составлять и решать простые задачи с помощью
счетного материала;
- умение устанавливать пространственно – временные отношения.
2 год обучения
- умение правильно устанавливать пространственно- временные отношения,
находить последовательность событий и нарушение порядка ;
- умение непосредственно сравнивать предметы по размеру, форме, цвету;
- умение практически измерять величины мерками;
- умение выделять и выражать в речи признаки сходства и
различия
отдельных предметов;
- умение объединять совокупность предметов в единое целое,
выделять часть совокупности;
- умение распознавать изученные геометрические фигуры, находить в
окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
- умение ориентироваться в ограниченном пространстве с помощью
элементарного плана;
- умение продолжить заданную закономерность, составленную из
предметов или фигур; умение самостоятельно составлять подобные
цепочки;
- умение находить общий признак совокупности предметов,
находить
лишний элемент;
- умение соотносить с количеством запись чисел 1 – 10;
- количественный и порядковый счет в пределах 1-10;
- умение составлять и решать простые задачи на нахождение суммы и
разности на
основе счетного материала, записывать их, используя знаки
математической символики;
- умение связно высказываться;
- умение находить ошибки и пути их исправления;
- умение анализировать строение предмета.
Иметь понятие:
- о множестве и его элементах;
- об алгоритме, как последовательности действий;
- о симметрии фигур;
- о составных частях ПК; каналах получения информации; о работе в
текстовом и графическом редакторе.

- Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые
приобретут обучающиеся по итогам освоения программы:
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся
будут сформированы:
- устойчивый познавательный интерес к изучению элементарной
математики;
- чувство восприятия пространства, формы, времени;
- навык самостоятельной работы при выполнении практических
заданий;
- ориентации на понимание успеха в деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных
качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим,
уважение к чужому труду и результатам труда.
В сфере метапредметных результатов обучающиеся научатся:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;
- адекватно воспринимать оценку окружающих;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
решении элементарных задач;
- приобретать практические навыки и умения в работе с печатными
пособиями;
- развивать фантазию, воображение, память, логическое мышление;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
К концу обучения будут уметь :
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные
по внешним признакам;
- сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать
предметы окружающей действительности;
- ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся
справа, слева, вверху, внизу;
- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим

свойством;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность
действий;
- применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых
действий;
- проводить аналогию между разными предметами;
- запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать.
рассуждать;
- проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, выслушивать,
помогать по необходимости.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы:
Материально-техническое оснащение:
- Учебный кабинет.
- Ученические столы и стулья.
- Доска.
- Шкафы для хранения пособий и раздаточного материала.
Технические средства обучения:
- телевизор, магнитофон, ноутбук.
Методическое оснащение:
- Иллюстрации, книги, журналы, учебные пособия.
- Наглядно-дидактический материал.
- Раздаточный материал.
- Подборки стихов, загадок, пословиц.
- Игрушки - персонажи.
Информационное обеспечение:
Вспомогательная литература, разработки методических материалов по темам
программы; книги и журналы; диски с обучающими материалами, интернет источники.
Кадровое обеспечение :
Педагог дополнительного образования Луконина Татьяна Михайловна. Стаж
работы 34 года.
Формы аттестации:
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, умений и
навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или
не справился);
- фото и видео;
- журнал посещаемости;
- выполненная работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытый урок;
- диагностическая карта.

Оценочные материалы.
Мониторинг освоения детьми программы проводится руководителем 2
раза в год (в начале и в конце учебного года) и определяется с
помощью устного опроса, тестирования, наблюдения.
-контрольный урок.
-открытый урок.
В основе программы лежат педагогические принципы:
Принцип системности и последовательности предполагает, что усвоение
материала идет в определенном порядке, системе; доступность и
привлекательность предлагаемой информации. «Все должно вестись в
неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло
вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» - Я.А.Каменский.
Принцип сочетания научности и доступности
материала, учитывая
приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность состоит в
том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие
действительность. Материал дается в игровой форме с использованием
определенных методов и приемов.
.
Принцип воспитывающего обучения Важно помнить, что обучение и
воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не
только даются знания, но и воспитываются волевые и нравственные качества,
формируются
нормы
общения
(сотрудничество,
сотворчество,
сопереживание).
Принцип
наглядности
предполагает
использование
наглядных,
дидактических пособий.
Принцип результативности – в программе указано, что должен знать и уметь
каждый обучающийся.
Принцип целеполагания отражает систему целей обучающихся и
обучаемого.
Принцип связи с жизнью - уметь устанавливать взаимосвязь процессов,
находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в быте человека.
Принцип природосообразности обучения предполагает отбор содержания
обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста; при этом
учитывается необходимость социализации ребенка, развитие у него чувства
гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной
принадлежности.
Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность
программ к реальным условиям жизни и деятельности обучающихся.

Методы проведения занятий: словесные, наглядные, игровой, практические;
чаще всего их сочетание.

Список литературы
Алабина Л.В. Сборник занимательных задач в стихах – М.,2003.
Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи,
занятия, игры, упражнения, диагностика. – М.,ТЦ Сфера,2005.
Антошин М.К. Учимся работать на компьютере – М.,2007.
Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных –Ярославль,2000.
Дурнова И.Н. Наш друг – компьютер. Методическое пособие. –
Н.Новгород,2009.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения –
Ярославль,1997.
Семенов А., Рудченко Т., Щеглова О. – Информатика для 1 класса-М.,2001.
Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет- М..2006.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников –
Ярославль,1999.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей –
Ярославль, 1997.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей – Ярославль,
1997.
Шарыгин И.Ф. , Шарыгина П.Г. Первые шаги в геометрии - М., 2003.
Интернет – сайт «logiclike» (логика в игровой форме) .

Аннотация
Образовательная программа «Логическое мышление»
способствует
образному и пространственному мышлению, развитию внимания, памяти,
речи, формированию элементарных
математических
представлений;
знакомит с основами информационных технологий; развивает умение
высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основе
приобретенных знаний. Программа рассчитана на два года обучения, возраст
детей 5 – 7 лет.
Данная программа адресована педагогам дополнительного образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».