Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Логическое мышление» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008)». Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11). Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва « Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Устав МАУ ДО «ЦДТ». Образовательная программа МАУ ДО « ЦДТ». Внутренние локальные акты МАУ ДО « ЦДТ». - направленность общеразвивающей программы : социальнопедагогическая; - актуальность: актуальность программы состоит в том, что в последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. Современные дети развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно - накопительного метода обучения к наиболее перспективному – развивающему обучению. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. Словеснологическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения в школе. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». - отличительные особенности данной программы состоят в том, что деятельность обучающихся нацелена на: приобретение знаний, умений , навыков, которые будут способствовать развитию умения рассказать о своей работе; развитие личностных качеств (внимания, аккуратности, памяти, мелкой моторики) ; обучение пониманию и решению логических задач; формирование таких умений как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; развитие математических представлений о геометрических фигурах, их свойствах ; количестве и счете, пространственной ориентировке, умение выстраивать простейшие умозаключения . В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Предполагается упрощенный вариант для детей с ограниченными возможностями. - адресат общеразвивающей программы: образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, физиологическими и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, что предполагает возможность и необходимость корректировки режима детей. - возрастные особенности детей дошкольного возраста: Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности, периодом интенсивного развития творческих возможностей. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, в том числе и познавательной. Ведущая роль принадлежит восприятию – идет формирование и совершенствование сенсорных процессов, т. е., представление о разновидностях свойств предметов, об основных эталонах (цвет, форма, величина). В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношений. Формируется свое «Я» у каждого ребенка, что способствует развитию самосознания, самоуважения, рефлексии и полноценному становлению личности. Программа модифицированная, рассчитана на 2 года обучения. Основное содержание программы составляют практические работы, направленные на формирование элементарных математических умений и навыков. Вид групп – постоянный набор детей по заявлению родителей. 1 год обучения - дошкольники 5-6 лет, 2 год обучения – дошкольники 6-7 лет. - режим занятий: Наполняемость групп 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. - объем общеразвивающей программы 36 учебных часов; программа выстроена таким образом, что материал предыдущего года обучения повторяется, углубляется и расширяется в следующем учебном году. - формы обучения : - фронтальная; - групповая; - индивидуальная; - коллективная работа. - виды занятий : - беседы; видеообзоры; занятия в форме игры, путешествия; практические занятия; дидактические игры и упражнения; открытые занятия; применяется прием совместной деятельности с родителями . Цель и задачи общеобразовательной программы Цель программы: создать условия для формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе развития логических структур. Задачи программы : Обучающие: - формировать образное и пространственное мышление; - формировать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; - формировать элементарные математические представления; - формировать мотивации к обучению, ориентированные на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. Развивающие: - развивать воображение, зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, навыки в работе с дидактическим и раздаточным материалом; устойчивый интерес к поисковой деятельности. Воспитательные: - воспитывать познавательный интерес к математическим занятиям , самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее; воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям. Содержание общеразвивающей программы Учебно-тематический план 1 год обучения № Название темы Количество часов Всего Формы контроля Теория Практи ка 1 - Опрос. 2. Вводное занятие. 1 Инструктаж по Т.Б. Признаки предметов. 6 1 5 3. Цифры и числа. 3 9 4. Отношения понятиями. - 4 5. Геометрические фигуры. 1 4 Опрос. Дидактические игры. Опрос. Дидактические игры. КВН. Открытый урок. Дидактические игры. Опрос. Графические работы. Открытый урок. 1. 12 между 4 5 6. 7. Время и пространство. Ориентировка в пространстве. 8. Лабиринты. 9. Приборы измерения. 10. Решение логических задач. 11. Итоговое занятие. Итого: 1 2 1 - 2 1 1 2 1 - 1 2 1 36 1 9 27 Беседа. Опрос. Графические задания. Работа со схемами. Беседа. Практические задания. Тест. Учебно-тематический план 2 год обучения № Название темы Количество часов Всего Формы контроля Теория Практи ка 1 - Опрос. 2. Вводное занятие. 1 Инструктаж по Т.Б. Признаки предметов. 3 - 3 3. Действия предметов. 2 - 2 4. Цифры и числа. 6 1 5 5. Последовательность 3 событий. Понятие «Множество» и 2 его элементы. 0,5 2,5 Опрос. Открытый урок Дидактические игры. Дидактические игры. Опрос. Математический КВН. Открытый урок 0,5 1,5 Понятие «Симметрия 2 фигур». Симметрия в природе. Ориентировка в 3 пространстве и на листе бумаги. Понятие «Информация». 3 0,5 1,5 - 3 Графические задания. 1 2 Составные части компьютера. Работа в текстовом редакторе «Word». Работа в графическом редакторе «Paint». Решение логических задач. Итоговое занятие. 1 - 1 Беседа. Открытый урок Беседа. Опрос. 2 0.5 1,5 Творческое задание. 4 1 3 Творческое задание. 3 - 3 1 1 - Практические задания. Тест. 36 7 29 1. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Итого: Опрос. Дидактические игры. Графические задания. Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения Вводное занятие -1 час. Теория: введение в программу; инструктаж по технике безопасности; правила внутреннего распорядка. Признаки предметов -6 час. Теория: Развивать представление о свойствах (цвете, величине, форме) предметов окружающего мира на наглядной основе. Развивать умение мыслить логически, рассуждать. Практика: Определение цвета предметов; классификация предметов по их цвету; выявление закономерности в чередовании цветов. Определение формы предметов; классификация предметов по форме. Понятие размера предметов: большой, средний, маленький; сравнение и классификация предметов по их размеру. Объединение предметов по какому-либо признаку. Описание предметов. Дидактические игры. Цифры и числа – 12 час. Теория: Знакомство с порядком следования чисел натурального ряда. Знакомство с порядковыми числительными. Закрепляем умение сравнивать числа. Запись числа в порядке возрастания и убывания. Уменьшение и увеличение чисел на 1. Определение пропущенного числа. Состав числа 1-5. Знакомство со знаками математической символики. Понятие «задача». Практика: Стихи о цифрах. Дидактические игры. Работа в печатных пособиях. Решение и составление задач. Отношения между понятиями – 4 час. Теория: Развивать образное и словесно-логическое мышление. Родовидовые отношения. Противоположные понятия. Практика: Дидактические игры. Геометрические фигуры – 5 час. Теория: Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению. Знакомство с объемными геометрическими телами. Практика: Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости фигуры из частей и разбивать их на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Время и пространство – 1 час. Теория: Способствовать развитию у детей временных представлений. Развивать целостность восприятия. Понятие времени суток, дней недели, их последовательности. Движение во времени: прошлое, будущее, настоящее. Практика: Знакомство с моделью суток, моделью года. Формирование представления об определении времени по часам. Ориентировка в пространстве - 2 час. Теория: Учимся ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции. Уточнять отношения на-над-под, справа-слева, посерединеспереди-сзади, снизу-сверху. Совершенствовать опыт ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов. Практика: Графические работы в тетради. Работа с компасом. Лабиринты – 1 час. Теория: Понятие «лабиринт». Учимся концентрировать внимание, осмысливать то, что видим, затем действовать. Практика: Ориентировка в лабиринтах. Приборы измерения -1час. Теория: Дать понятие приборов измерения, расширить знания о них (различные виды термометров, часов). Практика: Графические зарисовки. Решение логических задач – 2 час. Теория: Закрепляем приобретенные навыки в решении задач. Прививаем навыки решения логических задач. Развиваем мыслительные процессы. Практика: Развиваем внимание и сообразительность при решении головоломок, задач-шуток. Итоговое занятие – 1 час. Теория: Подведение итогов. Практика: Развивающие тесты. Содержание учебно-тематического плана 2 год обучения Вводное занятие – 1 час. Теория: введение в программу; инструктаж по технике безопасности; правила внутреннего распорядка. Признаки предметов -3 час. Теория: Закрепить знания о цвете, форме, размере предметов. Практика: Обобщить и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку. Описание предметов. Дидактические игры. Действия предметов – 2 час. Теория: Научить определять и называть действия предметов; обобщать и классифицировать предметы по их действиям. Практика: Описание и определение предметов через их признаки, составные части и действия. Цифры и числа – 6 час. Теория: Закрепить порядок следования чисел натурального ряда, прямой и обратный счет, возрастание и убывание числа. Состав числа 6-9. Знаки математической символики «=», «>», «<». Практика: Решение неравенств. Решение и составление задач. Последовательность событий – 3 час Теория: Подготовка к введению понятия «алгоритм». Определение последовательности событий. Практика: Дидактические игры. Составление и выполнение алгоритма. Понятие «Множество» и его элементы -2 час. Теория: Вводим понятие «множество», «элемент множества». Практика: Определяем принадлежность элемента множеству, задаем множества. Дидактические игры. Симметрия фигур. Симметрия в природе -2 час. Теория: Понятие «симметрия», «ось симметрии». Практика: Нахождение симметрии в геометрических фигурах, цифрах, буквах, в природе. Ориентировка в пространстве -3 час. Теория: Учимся ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции. Уточнять отношения на-над-под, справа-слева, посерединеспереди-сзади, снизу-сверху. Совершенствовать опыт ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов. «Говорящие рисунки»- карты. Практика: Графические работы в тетради. Графические диктанты. Информация. Органы чувств – 3 час. Теория: Понятие «информация». Способы представления информации. Виды общения (устное, письменное, жестами). Практика: 5 каналов получения информации. Компьютер. Составные части компьютера -1час. Теория: Виды компьютеров, их назначение, составные части персонального компьютера. Практика: Кроссворд. Стихи о компьютере. Работа в текстовом редакторе «Word» -2 час. Теория: Как создавать, хранить, передавать, получать, обрабатывать информацию. Практика: Знакомство с клавиатурой. Набор текста. Работа в графическом редакторе «Paint» - 4час. Теория: Назначение программы. Инструменты для создания и обработки рисунков. Практика: творческие работы по темам: «Космос», « Техника», «Замки». Решение логических задач -3 час. Теория: Закрепляем приобретенные навыки в решении задач. Прививаем навыки решения логических задач. Развиваем мыслительные процессы. Практика: Развиваем внимание и сообразительность при решении головоломок, задач-шуток, ребусов. Итоговое занятие – 1 час. Теория: Подведение итогов. Практика: Развивающие тесты. . Планируемые результаты - требования к уровню подготовки 1 года обучения: Специфика данной программы заключается в том, что ее содержание ориентировано прежде всего на развитие практических умений. Это обстоятельство, а также психолого – педагогические особенности дошкольников не позволяют выделить отдельным разделом блок «знания». Изучив данный курс, дошкольники овладевают следующими умениями: 1 год обучения - умение сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, узнавать цвет предмета; - умение ориентироваться в ограниченном пространстве; - умение находить общий признак предметов, находить лишний элемент; - умение распознавать геометрические фигуры и находить в окружающей обстановке предметы , сходные по форме; - умение воспроизводить предметы с помощью счетного материала, геометрических фигур и графических изображений; - умение соотносить запись чисел 1 – 5 с количеством элементов ; - количественный и порядковый счет в пределах 5. - умение составлять и решать простые задачи с помощью счетного материала; - умение устанавливать пространственно – временные отношения. 2 год обучения - умение правильно устанавливать пространственно- временные отношения, находить последовательность событий и нарушение порядка ; - умение непосредственно сравнивать предметы по размеру, форме, цвету; - умение практически измерять величины мерками; - умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов; - умение объединять совокупность предметов в единое целое, выделять часть совокупности; - умение распознавать изученные геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; - умение ориентироваться в ограниченном пространстве с помощью элементарного плана; - умение продолжить заданную закономерность, составленную из предметов или фигур; умение самостоятельно составлять подобные цепочки; - умение находить общий признак совокупности предметов, находить лишний элемент; - умение соотносить с количеством запись чисел 1 – 10; - количественный и порядковый счет в пределах 1-10; - умение составлять и решать простые задачи на нахождение суммы и разности на основе счетного материала, записывать их, используя знаки математической символики; - умение связно высказываться; - умение находить ошибки и пути их исправления; - умение анализировать строение предмета. Иметь понятие: - о множестве и его элементах; - об алгоритме, как последовательности действий; - о симметрии фигур; - о составных частях ПК; каналах получения информации; о работе в текстовом и графическом редакторе. - Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы: В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы: - устойчивый познавательный интерес к изучению элементарной математики; - чувство восприятия пространства, формы, времени; - навык самостоятельной работы при выполнении практических заданий; - ориентации на понимание успеха в деятельности; - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда. В сфере метапредметных результатов обучающиеся научатся: - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности; - адекватно воспринимать оценку окружающих; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в решении элементарных задач; - приобретать практические навыки и умения в работе с печатными пособиями; - развивать фантазию, воображение, память, логическое мышление; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. К концу обучения будут уметь : - выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам; - сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности; - ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу; - разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством; - сопоставлять части и целое для предметов и действий; - называть главную функцию (назначение) предметов; - расставлять события в правильной последовательности; - выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий; - применять какое-либо действие по отношению к разным предметам; - описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; - находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; - проводить аналогию между разными предметами; - запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать. рассуждать; - проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, выслушивать, помогать по необходимости. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы: Материально-техническое оснащение: - Учебный кабинет. - Ученические столы и стулья. - Доска. - Шкафы для хранения пособий и раздаточного материала. Технические средства обучения: - телевизор, магнитофон, ноутбук. Методическое оснащение: - Иллюстрации, книги, журналы, учебные пособия. - Наглядно-дидактический материал. - Раздаточный материал. - Подборки стихов, загадок, пословиц. - Игрушки - персонажи. Информационное обеспечение: Вспомогательная литература, разработки методических материалов по темам программы; книги и журналы; диски с обучающими материалами, интернет источники. Кадровое обеспечение : Педагог дополнительного образования Луконина Татьяна Михайловна. Стаж работы 34 года. Формы аттестации: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - фото и видео; - журнал посещаемости; - выполненная работа. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - открытый урок; - диагностическая карта. Оценочные материалы. Мониторинг освоения детьми программы проводится руководителем 2 раза в год (в начале и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. -контрольный урок. -открытый урок. В основе программы лежат педагогические принципы: Принцип системности и последовательности предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность предлагаемой информации. «Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» - Я.А.Каменский. Принцип сочетания научности и доступности материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов. . Принцип воспитывающего обучения Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые и нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание). Принцип наглядности предполагает использование наглядных, дидактических пособий. Принцип результативности – в программе указано, что должен знать и уметь каждый обучающийся. Принцип целеполагания отражает систему целей обучающихся и обучаемого. Принцип связи с жизнью - уметь устанавливать взаимосвязь процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в быте человека. Принцип природосообразности обучения предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста; при этом учитывается необходимость социализации ребенка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности. Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность программ к реальным условиям жизни и деятельности обучающихся. Методы проведения занятий: словесные, наглядные, игровой, практические; чаще всего их сочетание. Список литературы Алабина Л.В. Сборник занимательных задач в стихах – М.,2003. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – М.,ТЦ Сфера,2005. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере – М.,2007. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных –Ярославль,2000. Дурнова И.Н. Наш друг – компьютер. Методическое пособие. – Н.Новгород,2009. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения – Ярославль,1997. Семенов А., Рудченко Т., Щеглова О. – Информатика для 1 класса-М.,2001. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет- М..2006. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников – Ярославль,1999. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей – Ярославль, 1997. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей – Ярославль, 1997. Шарыгин И.Ф. , Шарыгина П.Г. Первые шаги в геометрии - М., 2003. Интернет – сайт «logiclike» (логика в игровой форме) . Аннотация Образовательная программа «Логическое мышление» способствует образному и пространственному мышлению, развитию внимания, памяти, речи, формированию элементарных математических представлений; знакомит с основами информационных технологий; развивает умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основе приобретенных знаний. Программа рассчитана на два года обучения, возраст детей 5 – 7 лет. Данная программа адресована педагогам дополнительного образования.