Пруш. ПРОГРАММА современный танец 10-17 лет (1)

Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Кировградского городского округа»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Основы хореографии»
(«Современный и эстрадный танец»)
(дополнительное образование детей 10-17 лет)
Срок реализации: 5 лет

Составитель:
Прушинская Екатерина
Станиславовна
Педагог дополнительного
образования

Кировградский ГО
2020 г
1

Пояснительная записка
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое
искусство, обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и
физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка
будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя
детское творчество. Танец, являясь источником эстетических впечатлений
ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия
«общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни
самые интимные и самые личные стороны нашего существа».
Современный танец — это направление, которое включает в себя
элементы самых разнообразных стилей и направлений, начиная с
классического балета и заканчивая уличными, клубными и другими
танцевальными направлениями.
Современный танец представляет собой хореографический номер,
который предназначен для исполнения перед зрителями, может являться
частью концерта.
К основным особенностям современного танца относятся:
 четкая драматургическая основа;
 лаконичность;
 разнообразие средств хореографической выразительности;
 содержание элементов неожиданности в характере исполнения
или в постановочных решениях.
Данная программа разработана на основании:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года №196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14)
- Устава МАУ ДО «ЦДТ»;
- Образовательной программой МАУ ДО «ЦДТ»;
- Внутренних локальных актов МАУ ДО «ЦДТ».

2

В основу создания данной программы положены принципы
преемственности и синтеза хореографических дисциплин эстрадного танца,
партерной гимнастики, ритмики и акробатики.
Направленность (профиль) программы: художественная
Востребованность программы заключается в том, что сегодня дети
хотят «идти в ногу» со временем. Они ориентируются на современные
тенденции в танцевальном искусстве и хотят подражать им. Современный
танец обладает множеством стилей и направлений, что позволяет ребенку
раскрыть творческий потенциал и развить физические данные. Принципы и
приемы хореографической педагогики направлены, прежде всего, на
формирование творческой личности, способной к самостоятельному и
неординарному мышлению, самовыражению.
В коллектив принимаются все желающие дети, независимо от степени
одаренности и уровня хореографической подготовки.
Новизна. Особенностью данного курса является интеграция
специальных дисциплин: в начале изучения упор идет на гимнастику и
ритмику – предметы, которые изучаются на подготовительном и младшем
модуле. В дальнейшем акцент идет на становление и развитие творческой
индивидуальности учащегося, создание проектов на основе интеграции
нескольких специальных дисциплин: современного танца и актерского
мастерства.
В основе курса лежит изучение основ техник современного танца:
джазовый танец, modern, contemporary, импровизации, композиции, hip-hop,
jazz funk, vogue, locking, waacking, dancehall. В качестве дополнительных
занятий в программу обучения включены курсы по акробатике, изоляции и
различным кроссам (перемещения в пространстве).
Актуальность. В настоящее время к числу наиболее актуальных
вопросов дополнительного образования относится создание такой системы
обучения хореографии, которая позволила бы:
 выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость
через обучение искусству современного танца;
 организовать полноценный досуг, наполняя его активнодеятельным, эмоционально и психологически комфортным
содержанием;
 помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;
 привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить
красоту.
Учебная рабочая программа по предмету «Современный танец»
способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
3

Современный танец пытается воплотить в хореографическую форму
окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую
пластику. Современный танец подвижен и непредсказуем, в нем соединены в
одно целое многообразие танцевальных стилей и элементы сценических
трюков, поэтому современный танец интересен и близок молодому
поколению. Современные танцы с их стремительными ритмами,
необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют
выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце, что
особенно важно в северных условиях.
Занятия по современному танцу способствуют созданию творческого
пространства, в котором у обучающихся формируются универсальные
умения и навыки, познавательная активность и личностная мотивация
достижения успеха, что соответствует идеях образовательных стандартов
нового поколения.
Отличительной особенностью программы «Современный танец»
является - синтез видов и форм хореографического обучения, создание
интегрированной модели обучения: джазовый танец, танец модерн,
классический, уличный танец.
Программа направлена не на подготовку профессионального танцора,
а на предоставление возможности ребенку выразить себя в танце, передать
эмоции через пластику и реализоваться на сценической площадке.
Возрастные особенности
Дети (9-10 лет)
Отличаются
большой
жизнерадостностью,
внутренней
уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической
деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им
подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко
вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать
оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их
увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно
выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при
этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных
определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача
вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает
эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы
"вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят
физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом
возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться
буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения,
поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям
жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого.
К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на
них. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в
любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
4

Особенности поведения детей средней группы (9—11 лет):
 стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;
 энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
 часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной
деятельности;
 стремятся к большой мускульной активности;
 любят коллективные игры;
 шумны, спорят, влюбчивы, боятся поражения, чувствительны к
критике;
 интересы постоянно меняются;
 мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству;
 начинают осознавать нравственные нормы;
 пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг.
Младшие подростки 11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения,
отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он
стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в
коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и
независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется
самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит
прямой связи между привлекательными для него качествами личности и
своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где
можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость,
выдержку. Их тянет к романтике. Сопровождающему легче воздействовать
на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким
образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
Подростки 13-15 лет
Складываются собственные моральные установки и требования,
которые определяют характер взаимоотношений со старшими и
сверстниками.
Появляется
способность
противостоять
влиянию
окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они
сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти
требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться
поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и
малоинтересную
подготовительную
работу,
упорно
преодолевая
препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более
она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они
болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого.
Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих
5

взглядов и мнений
взаимоотношений.

и

особенно

ценят

серьезный,

искренний

тон

Особенности поведения детей - подростков (12—15 лет):
 мальчики склонны к групповому поведению;
 дети испытывают внутреннее беспокойство;
 антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
 мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;
 дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;
 стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы
мнению команды;
 сопротивление критике.
Юношеский возраст 16-17 лет
Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют
привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки.
Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного
развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных
отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых
высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но
неустойчивая самооценка, есть комплексы.
Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под
контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к
исключительной социальной группе.
Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик.
Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать
свои эмоции.
Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет
желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней
близости и откровенности, тайнах и секретах. Потребность в неформальном,
доверительном общении с взрослым. Устанавливаются эмоциональные
контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.
Особенности поведения подростков (15-16 лет):
 девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем
мальчики девочками;
 наблюдается беспокойство о своей внешности;
 растет социальная активность;
 стремление к достижению независимости от своей семьи;
 поиск себя;
 происходит выбор будущей профессии;
 возникновение первой любви;
 проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!».
6

Адресат программы. Образовательный процесс строится в соответствии с
возрастными, физиологическими и психологическими особенностями детей,
что предполагает возможность и необходимость корректировки режима
детей.
Программа является продолжением программы «Основы хореографии»
модифицирована, рассчитана на 5 обучения (для детей 10-17 лет)
1 модуль (2 года обучения, дети 10-12лет) основы классического танца,
основы современного танца.
2 модуль (2 года обучения, дети 13-15 лет) – классический танец,
современный танец, основы джаз-модерн танца.
3 модуль (1 год обучения, дети 16-17лет) – современный танец,
классический танец, джаз-модерн танец.
Объем программы составляет 1008 часов и срок реализации – 5 лет.
В группы второго и последующего года обучения могут приниматься
обучающиеся, не прошедшие курс первого года обучения, но имеющие
необходимую подготовку, успешно прошедшие собеседование или другие
испытания.
Форма обучения – очная.
Режим занятий.
1 год обучения – 4 раза в неделю по 1 академическому часу – 144 часа в год;
2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа – 216 часа в год;
3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа – 216 часа в год;
4 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа – 216 часа в год;
5 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа – 216 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
Основной формой обучения является занятие. Обучение строится на
следующих принципах: доступность, последовательность, сотрудничество,
наглядность, активность, драматизация, и т.д.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями
современного хореографического искусства и образом жизни современного
ребенка.
Цель программы: развитие творческих способностей и условий для
творческого, личностного развития детей через знакомство с различными
направлениями современной хореографии.
Задачи программы:
обучающие:
 формирование знаний об основных хореографических понятиях;
 формирование знаний по исполнению экзерсиса у станка и на середине;
 формирование и развитие способностей к самостоятельной и
коллективной работе;
 формирование танцевальных знаний, умений и навыков;
 обучение навыкам постановочной и концертной деятельности;
7

формирование
и
развитие
познавательного
интереса
к
хореографическому искусству и общей культуры личности;
развивающие:
 развитие коммуникативных способностей обучающихся через учебнопрактическую деятельность;
 развитие
способности творческого выполнения практической
деятельности;
 развитие способности использовать приобретённые предметные знания
и опыт практической деятельности для решения задач реальной жизни;
 развитие танцевальной выразительности, координации движений,
ориентировку в пространстве;
 развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного
движения;
 развитие артистизма, умения исполнять ролевые танцы.
воспитательные:
 воспитание художественного вкуса, интереса к танцевальному
искусству разных направлений;
 сплочение коллектива, создание в нем отношений на основе
взаимопомощи и сотворчества;
 воспитание навыков творческой дисциплины;
 участие в концертах и конкурсах.

Педагогическая
целесообразность
обусловлена
важностью
художественного
образования,
использования
познавательных
и
воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у
учащихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус,
нравственность, а также пробуждение в учащихся стремления к прекрасному,
интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; приобщение к
физической культуре и здоровому образу жизни; усиление эмоциональной
отзывчивости и творческой активности; знакомство с танцевальной
культурой, развитие образного мышления и воображения.
Формы обучения:
 индивидуальные занятия с солистами и неуспевающими;
 индивидуально-групповые;
 коллективные репетиции двух или трех групп;
 игровые;
 концертная деятельность коллектива;
 совместный просмотр видеофильмов;
 совместные поездки в театр и музеи.


Методы обучения:
 методы организации учебно-воспитательной работы (словесные,
наглядные, практические, репродуктивные проблемно-поисковые).
8

 методы стимуляции и мотивации (требование-совет, требованиедоверие, просьба, условие, поощрение, замечание, соревнование).
 методы преподавания (объяснительный, объяснительно-побуждающий,
инструктивно-практический).
 методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивнопрактический, репродуктивно-поисковый).
Выбор форм и методов занятия зависит от цели, содержания, возрастных
особенностей детей, уровня развития детей, психологических и
физиологических особенностей детей.
Формы контроля:
 подведение итогов каждого занятия;
 проведение открытых занятий для родителей и педагогов;
 проведение итоговых занятий по современному танцу;
 запись занятий и концертных выступлений на видеокамеру с
последующим просмотром, обсуждением и анализом;
 участие коллектива в фестивалях, конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I МОДУЛЬ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ Тема
п/п
1
Вводное занятие
2. Кросс. Перемещение в
пространстве

Количество Теория Практика
Часов
1
1
10
2
8

3.

Основы акробатики

18

5

13

4.

Партерная гимнастика

12

2

10

5.

Элементы
классического танца

20

2

18

6.

20

2

18

7.

Элементы
contemporary танца
Изоляция

15

2

13

8.

Постановочная работа

22

-

22

9.

Пилатес

24

4

20

2

-

2

144ч.

20

124

10. Итоговое занятие
ИТОГО:

9

Формы
контроля
опрос
практическое
задании,
контрольный
урок
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание,
контрольный
урок
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
контрольный
урок, отчетный
концерт

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (1 год обучения)
1. Вводное занятие – 1 час.
Теория (1 ч.): на первом занятии проводится беседа о танце, его красоте и
выразительности, об обязательной согласованности движений. Рассказ
учащимся о том, как они должны вести себя на занятии: заниматься
сознательно, вдумчиво, обращать внимание на замечания, сделанные другим
ученикам, запоминать замечания и правильные мышечные ощущения,
участвовать на занятии активно и т.д. Расписание занятий. Форма и обувь
(дансеры, балетные туфли).
2.Кросс. Перемещение в пространстве –10 часов.
Теория (2 ч.): Знакомство с техникой сценического шага, вращений и
прыжков при перемещении в пространстве. Техника безопасности при
выполнении упражнений.
Практика (8 ч.): исполняются комбинации шагов, вращений и прыжков.
Все виды шагов в движении по кругу, по диагонали и прямо (дополнительно
по четырем точкам):
- танцевальные с вытягиванием стопы;
- естественно-бытовые шаги;
- марш с сильно вытянутыми стопами;
- шаги на высоких полупальцах;
- шаги на носках и пятках;
- перекаты по полу;
- исполнение rond на полу;
- исполнение swing руками;
- исполнение swing ногами;
Прыжки:
-Temps leve sauté по I позиции;
-Temps leve sauté по VI позиции;
-Temps leve sauté и согнутыми коленями (поджатые);
-Temps leve sauté с продвижением вперед, назад, направо, налево;
Различные комбинации прыжков, соскоков, перескоков.
Вращения:
- на полупальцах;
-на всей стопе;
При исполнении этих движений необходимо ритмично двигаться, в
соответствии с различным характером музыки, ее динамикой (громко,
умеренно, тихо; громче-тише). Подключаются элементарные движения рук
(подъем на опускание, вперед и в стороны), координируя их с движениями
ног.
3. Основы акробатики – 18 часов.
10

Теория (5 ч.): Терминология. Понятие о равновесии, вестибулярном аппарате,
скорости реакции. Техника безопасности во время учебного процесса и
концертных выступлений. Правила страхования во время выполнения
трюков.
Практика (13 ч.): Общая физическая подготовка:
-упражнения на развитие гибкости;
-упражнения на развитие силы;
-упражнения на развитие ловкости;
-упражнения на развитие координации.
Изучение акробатических элементов: мост, шпагаты, колесо на две и одну
руку, переворот, переворот назад.
Основы партерной акробатики.
Основы эквилибристики: стойка на руках, поддержки, построение пирамид
из 2-3 человек.
4. Партерная гимнастика – 12 часов.
Теория (2 ч.): Знакомство с разновидностями партерной гимнастики. Техника
безопасности, страховка и самостраховка во время занятий и выступлений.
Практика (10 ч.): Подготовка к классическому танцу в партере.
Упражнения на укрепления мышц поясничного отдела, позвоночника и
мышц спины:
 вытягивание поясничного отдела в положение сидя (у стены);
 то же с согнутыми в коленях ногами;
 развороты колен направо и налево в положении лежа и сидя.
Упражнения для развития подвижности тазобедренного сустава
(выворотности). Лежа на спине:
 отведение и приведение ноги, согнутой в коленном суставе в сторону,
поочередно и одновременно;
 отведение и приведение вытянутой ноги с подъемом на 45-60° в
сторону поочередно и одновременно;
 passé, поочередно, с двух ног.
Лежа на животе:
 passé, поочередно, с двух ног;
 отведение и приведение вытянутой ноги с подъемом на 45-60° в
сторону поочередно и одновременно.
Упражнение для развития гибкости лежа на животе:
 прогибы назад в плечевом поясе (руки в третьей позиции);
 то же в поясничном отделе позвоночника;
 то же в грудном отделе позвоночника.
Лежа на спине:
 перенос прямых ног спереди в положении за голову;
 группировка из положения лежа в положение сидя;
 волна;
 лягушка;
 корзинка.
11

Упражнения для развития и укрепления мышц живота и брюшного пресса:
 Grand battement во всех направлениях (на спине, животе, на боку, стоя на
коленях и ладонях).
5. Элементы классического танца – 20 часов.
Теория (2 ч.): Знакомство со специальной терминологией, свойственной
классическому танцу. Знакомство с основными принципами исполнения
экзерсиса у станка. Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика (18 ч.): Первоначальные упражнения для усвоения принятой в
классическом танце постановке корпуса рук, ног, головы.
В начале года при изучении экзерсиса учащиеся стоят лицом к палке, затем
по мере освоения исполняют движения одной рукой за палкой:
 Plie;
 Battement tendu (по I позиции);
 Battement tendu jete (по I позиции);
 Rond de jambe en parterre;
 Sur lu cou – de - pied u passé;
 Releve lent на 45° и 90° (крестом);
 Grand Battement ent jete (крестом);
Танцевальные движения (полька, галоп, вальсовая дорожка по кругу и
линиям, шаг полонеза).
6. Элементы contemporary танца – 20 часов.
Теория (2 ч.): История появления танца, его особенности. Ознакомление
учащихся с танцевальными элементами в contemporary:
 полицентрия;
 соединение движений нескольких центров в различных ритмических
рисунках;
 использование различных ритмов в исполнении движений различными
центрами, их особенностями и требуемым выполнением.
Практика (18 ч.):
Позиции, положения рук и ног
Практическое обучение позициям и положениям рук и ног.
Понятия isolation, сontraction, release
Практическое обучение учащихся элементам isolation, сontraction, release
Упражнения у станка, на середине, в партере
Практическое обучение хореографическим элементам, отрабатывающимися
на середине, в партере, их особенностям и их практическому выполнению.
Уровни (Levels): основные уровни: стоя, сидя, лежа.
Простейшие комбинации, импровизации.
7. Изоляция – 15 часов.
Теория (2 ч.): Знакомство с техникой изоляции в джаз-танце и contemporary.
Практика (13 ч.): Изолированные центры и ареалы центров (части центров).
Положение коллапса (свободное держание тела) во время изоляции.
Голова:
-наклоны вперед-назад;
12

-наклоны из стороны в сторону (ухом к плечу);
-повороты в правую и левую стороны;
-свинговое раскачивание;
Плечевой пояс:
- подъем и опускание одновременно двух плеч (с остановкой в центре и без
остановки);
-оппозиционное движение плеч (одно вверх, другое-вниз);
Грудная клетка:
-движения из стороны в сторону, по точкам.
Пелвис (бедра):
-движение вперед-назад, из стороны в сторону;
-полукруги справа-налево через переднюю дугу и заднюю дугу;
Руки:
(изолированные движения ареалами руки, кистью, предплечьем)
-положение flex-сокращенная ладонь;
-круги в параллельных направлениях двух предплечий;
-круги кистью в параллельных направлениях.
Ноги:
(изолированные движения ареалов ног)
-положение flex- сокращенная стопа;
-рoint- натянутая стопа, круги стопой;
-свинговое раскачивание ноги из стороны в сторону и вперед-назад;
-круги голеностопом в свободном положении, нога в воздухе, колено согнут
8. Постановочная работа – 22 часа.
Практика (22 ч.): Разучивание и постановка танцевальных этюдов и танцев.
9. Пилатес – 24 часа.
Теория (4 ч.): Знакомство с методом Пилатеса. Знакомство с основными
принципами (контроль, дыхание, плавность движений, точность,
центрирование, стабильность). Знакомство с понятием «исходное
положение» перед каждым упражнением. Изучение терминологии.
Практика (20 ч.): Комплекс упражнений «для начинающих»
− Неполное сгибание туловища – упражнение для брюшных мышц,
которые укрепляют мышцы кора, защищая спину и повышая
мышечный тонус.
− Маленькие шаги – упражнение позволяет защитить поясницу и
укрепить все мышцы вокруг бедра.
− Подъем ног лежа на боку – подготовка
− Раскачивание («Ежик»)
− Растяжка позвоночника 2- повышает гибкость спины, помогая
избежать повреждений и улучшить осанку.
− Скручивание спины – позволяет растянуть спину и туловище,
придерживаясь вертикальной оси.
− Раскручивание вниз- тренирует мышцы пресса и повышает
стабильность.
− Мостик 1 – упражнение для тонизирования мышц ног и ягодиц.
13

− Круги ногой – способствует выработке контроля над мышцами живота.
− Сотня 1- упражнение для разогрева легких и мышц живота. Оно
помогает повысить выносливость при выработке надлежащего
дыхания.
− Поочередное растягивание ног- направлено на укрепление мышц
пресса, помогает улучшить координацию.
− Одновременное растягивание ног
– усложненный вариант
«поочередное растягивание ног»
− Поза ребенка – расслабляющая растяжка для снятия напряжения в
спине и бедрах.
− Раскручивание вниз в положение «Планка» - укрепляет руки и
брюшной пресс.
− Покачивание бедер – упражнение, укрепляющее бедра, брюшной пресс
и одновременно растягивающее ноги и голеностопные суставы.
− Растяжка сухожилий- укрепляет мышцы голеностопного сустава.
− Равновесие на одной ноге
− Ветряная мельница – способствует выпрямлению позвоночника
посредством медленного, растягивающего движения.
10. Итоговое занятие – 2 час.
Открытый урок для педагогов и родителей:
− экзерсис у станка и на середине;
− прыжки;
− демонстрация растяжки;
− танцевальный этюд.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I МОДУЛЬ 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Количество
часов

Теория

2
20
26

2
2
4

0
18
22

28

-

28

практическое задание.
Открытый урок

30

2

28

практическое задание

18

2

16

практическое задание,
контрольный урок

7

Вводное занятие
Основы акробатики
Классический экзерсис у
палки
Танцевальные элементы
классического танца на
середине
Танцевальные элементы
современного танца
Кросс. Перемещение в
пространстве
Основы джаз-модерн танца

32

4

28

8

Постановочная работа

30

0

1
2
3
4

5
6

Тема

14

Практ Формы
ика

контроля
опрос

практическое задание
практическое задание,
открытый урок

практическое задание,
контрольный урок
Выступления на
30
мероприятиях ЦДТ,
контрольный урок, отчетный

9

Пилатес

10 Итоговое занятие
Итого:

28

4

24

2

-

2

216 ч.

26

190

концерт
мониторинг усвоения
программы
мониторинг усвоения
программы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (2 год обучения)
1. Вводное занятие – 2 часа.
Теория (1 ч.): Требование ко 2 году обучения, перспективы. Расписание
занятий. Техника безопасности.
2. Основы акробатики – 20 часов.
Теория (2 ч.): Терминология. Понятие о равновесии, вестибулярном аппарате,
скорости реакции. Техника безопасности во время учебного процесса и
концертных выступлений. Правила страхования во время выполнения
трюков.
Практика(18ч): Общая физическая подготовка:
-упражнения на развитие гибкости;
-упражнения на развитие силы;
-упражнения на развитие ловкости;
-упражнения на развитие координации.
Изучение акробатических элементов: мост, шпагаты, колесо на две и одну
руку, переворот, переворот назад, переворот со сменой ног, переворот на две
ноги, переворот назад с двух ног на две (выборочно).
Основы партерной акробатики.
3. Классический экзерсис у палки – 26 часов.
Теория (4 ч.): Повторение и расширение специальной терминологии. Техника
безопасности при выполнении упражнений.
Методика работы мышц. Объяснение правил исполнения.
Практика(22ч): Постановка корпуса, позиции рук и ног у станка:
-Battement tendu;
-Battement tendu jete;
-Rond de jambe en parterre
-Sur lu cou – de - pied u passé
-Battement frappe
-Releve на полупальцах
-Battement developpes
-Releve lent на 45° и 90° (крестом)
-Grand Battement ent jete (крестом)
-Перегибы корпуса. Растяжки.
4. Танцевальные элементы классического танца на середине – 28 часов.
Методика работы мышц на середине класса. Экзерсис на середине (по мере
усвоения упражнений у палки в той же последовательности). Изучение port
de brass (подготовительное, первое, третье); pas balance. Разучиваются
элементы вальса (вперед, назад, в повороте).
5. Танцевальные элементы современного танца – 30 часов.
15

Теория (2 ч.): Знакомство с основными направлениями современного
танца. Эмоции, как основное средство выразительности. История появления
танца «Хип-хоп», его особенности.
Практика (28 ч): Основные принципы движений в хип-хоп танце.
Отработка базовых движений в хип-хоп танце. Работа над эмоциями в танце
хип-хоп.
Основа уличного стиля Hip-hop. Основатели стиля hip-hop.
Разновидности базы hip-hop:
-старая школа (old school)- 80-е годы;
-средняя школа (middle school) – 90-е годы;
-новая школа (new school) после 2000 года.
Старая школа: Smurf, The Prep, Fila (The Rambo), Happy Feet, Cabbage Patch,
Reebok.
Средняя школа: Running Man, Roger Rabbit, Party Machine, Bart Simpson,
Steve Martin и др.
Новая школа: Tone-Whop, Monestary, Harlem Shake, Walk it out, ATL Stomp и
т.д
6. Кросс. Перемещение в пространстве- 18 часов.
Теория (2 ч.): Передвижение в пространстве. Шаги: шаг на месте; шаг в
сторону с приставкой. Прыжки: по I параллельной; из I-ой во II
параллельную.
Практика (16 ч): исполняются комбинации шагов, вращений и прыжков.
Все виды шагов в движении по кругу, по диагонали и прямо (дополнительно
по четырем точкам):
- танцевальные с вытягиванием стопы;
- естественно-бытовые шаги;
- марш с сильно вытянутыми стопами;
- шаги на высоких полупальцах;
- шаги на носках и пятках;
- перекаты по полу;
- исполнение rond на полу;
- исполнение swing руками;
- исполнение swing ногами;
Прыжки:
Temps saute:
-по параллельным позициям;
-из выворотной позиции, а во время приземления перевод стопы в
параллельную позицию
-во время прыжка согнуть колени, голень завести назад и пятками коснуться
ягодиц;
-согнуть одну ногу во время прыжка в положение « у колена»;
-исполнить contraction в центр торса во время прыжка;
-«лягушка»
-«разножка»
- поджатые к груди.
16

Как и в классическом танце, прыжки могут исполняться на месте и с
продвижением в пространстве.
Вращения
Вращения, как и прыжки, могут исполняться на месте и с
продвижением в пространстве.
Основные виды поворотов:
-на двух ногах;
-на одной ноге;
-повороты на различных уровнях.
7. Основы джаз- модерн танца- 32 часов.
Теория (4 ч.): Знакомство с историей появления джаз-танца, его особенности.
Знакомство с терминологией джаз-модерн танца.Техника безопасности при
выполнении упражнений.
Практика (28 ч): Разогрев: стопы и ахиллесово сухожилие; коленный сустав;
тазобедренный сустав; позвоночник.
Позиции ног:(Позиции ног школы Г. Джордано):
- 1 параллельная стопы вместе;
-1 аут аналогична 1 позиции классического танца;
-1 ин пятки направлены наружу, носки соединяются вместе;
-2 параллельная стопы параллельны и находятся точно под бедрами;
Плечи, бедра и стопы находятся на одной прямой линии и составляют
квадрат.
-2 аут аналогична кл. поз, иногда используется широкая 2 аут позиция, когда
стопы в выворотном положении располагаются шире плеч;
- 3 поз. Практически не используется
- 4 параллельная позиция одна стопа перед другой на расстоянии одной
стопы;
-4 и 5 аут аналогична классической;
-5 парал. Стопы параллельны, рядом и одна стопа немного впереди другой
(на полстопы).
Позиции рук
I позиция варьируется:
-руки вытянуты вперед на уровне солнечного сплетения;
-руки вытянуты в локтях и направлены по диагоналям V позиция впереди;
-руки согнуты в локтях и ладони находятся у груди 1 закрытая позиция;
- руки согнуты в локтях, которые опущены вниз, кисти около плеч.
II позиция варьируется:
- руки вытянуты в локтях на уровне плеч, ладонь может быть повернута
вверх, вниз или в сторону;
-вторая сокращенная позиция. Локти согнуты, предплечья располагаются
параллельно полу.
III позиция:
-руки вытянуты в локтях, ладони повернуты вовнутрь, наружу, или вперед;
- руки вытянуты в локтях и раскрыты диагонально V позиция вверху;
-локти немного согнуты, ладони вместе и располагаются над макушкой.
17

8. Постановочная работа – 30 часов.
Практика (24 ч): Разучивание рабочих комбинаций классического,
современного танца.
9. Пилатес – 28 часов.
Теория (4 ч)
Продолжение знакомства с основными принципами (контроль,
дыхание, плавность движений, точность, центрирование, стабильность).
Знакомство с понятием «исходное положение» перед каждым упражнением.
Изучение терминологии.
Практика (24 ч)
Комплекс упражнений «для продолжающих»
«Планка» с отведением прямой ноги назад – помогает привести в тонус все
мышцы вдоль центральной оси тела посредством одного движения;
Подъем ноги вперед в упоре сзади – направлено на укрепление мышц ног,
пресса и рук;
«Тюлень» – упражнение позволяет укрепить мышцы кора;
«Пила» – расслабляет спину и бедра, растягивая при этом задние мышцы
бедра;
Скрещивания – тонизирует мышцы пресса и обеспечивает гибкость спины;
«Ножницы» – тонизирует и укрепляет мышцы от кора до ног;
«Головоломка I» – развивает силу мышц живота;
Удары ногой вперед лежа на боку I – упражнение развивает силу и гибкость
ног;
Пассе в сторону;
Серия упражнений на боку «Велосипед»;
Скручивание наверх – упражнение тренирует мышцы пресса;
Захлест одной ногой – укрепление задних мышц бедра;
Отжимания в упоре лежа – упражнение интенсивно тренирует руки и
плечевой пояс;
Скручивание за голову – тренирует контроль над ногами и бедрами во время
работы над мышцами брюшного пресса;
«Русалочка» – растяжка верхней части корпуса;
«Плавание» – упражнение на все мышцы;
Наклон в сторону I – упражнение, укрепляющее кор и увеличивающее
гибкость позвоночника;
«Мостик II» – укрепляет мышцы пресса и мышцы задней поверхности бедра;
Вытяжение шеи;
«Сотня II» – способствует развитию выносливости и усовершенствованию
дыхательных навыков.
10. Итоговое занятие – 2 часа.
Экзерсис у станка.
Экзерсис на середине.
Прыжки.
Вращение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
18

II МОДУЛЬ 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Тема

1
2

Вводное занятие
Классический экзерсис у
станка
Танцевальные элементы
классического танца на
середине
Основы акробатики
Кросс. Перемещение в
пространстве
Пилатес
Экзерсис
современного
танца
Основы
джаз-модерн
танца
Постановочная работа

3

4
5
6
7
8
9
10

Итоговое занятие
Итого:

Количест
во
Часов
2
20

Теория

Практика

Форма контроля

0
5

2
15

опрос
практическое задание,
контрольный урок

26

4

22

практическое задание,
контрольный урок

26
20

2
2

24
18

практическое задание
практическое задание

25
30

2
4

23
26

контрольный урок
практическое задание

25

2

23

открытый урок, отчетный
концерт

40

0

40

2
216

0
21

2
195

практическое задание.
Открытый урок, конкурсы
Отчетный концерт

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (3 год обучения)
1. Вводное занятие – 2 часа
Теория (2 ч.): Цель и задачи на предстоящий учебный год. Расписание.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Правила
поведения
в
хореографическом классе. Требование к 3 году обучения, перспективы.
2. Классический экзерсис у станка – 20 часов.
Теория (5 ч.): Повторение и закрепление ранее изученного материала.
Развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и нагрузки в
комбинациях.
Практика (15 ч.):
-Deme-plie (по всем позициям, кроме IV);
-Battement tendu (по V позиции);
-Battement tendu jete (по V позиции);
-Rond de jambe en parterre;
-Sur lu cou – de - pied u passé;
-Battement frappe;
-Releve на полупальцах;
-Battement developpes (по I позиции);
-Releve lent на 45° и 90° (крестом);
19

-Grand Battement ent jete (крестом).
Растяжки у станка. Перегибы корпуса в разных направлениях.
3. Танцевальные элементы классического танца на середине – 26 часов.
Теория (4ч.): Особенности выполнения экзерсиса на середине зала,
повторение и отработка пройденного материала.
Выполнение упражнений по диагонали: вращения: fouette и пируэт на
месте и с продвижением по диагонали. Работа над увеличением скорости и
чистоты исполнения составляющих элементов. Техника безопасности.
Практика (22 ч.): Позиции рук в классическом танце. Temps lie вперед,
назад.
Повороты корпуса из положения en face в epaulement и обратно, сочетается с
port de bras.
Изучение поз классического танца: croisee, efface. Port de bras на середине.
4. Основы акробатики – 26 часов.
Теория (2ч.): Терминология. Понятие о равновесии, вестибулярном аппарате,
скорости реакции. Техника безопасности во время учебного процесса и
концертных выступлений. Правила страхования во время выполнения
трюков. Постепенное усложнение упражнений.
Практика (24 ч.): Общая физическая подготовка:
-упражнения на развитие гибкости;
-упражнения на развитие силы;
-упражнения на развитие ловкости;
-упражнения на развитие координации.
Изучение акробатических элементов: мост, шпагаты, колесо на две и одну
руку, переворот, переворот назад, переворот со сменой ног, переворот на две
ноги, переворот назад с двух ног на две (выборочно), фляк, рондат-фляк.
Основы партерной акробатики.
5. Кросс. Передвижение в пространстве – 20 часов.
Практика (20 ч.):
исполняются комбинации шагов, вращений и прыжков.
Все виды шагов в движении по кругу, по диагонали и прямо (дополнительно
по четырем точкам):
- танцевальные с вытягиванием стопы;
- естественно-бытовые шаги;
- марш с сильно вытянутыми стопами;
- шаги на высоких полупальцах;
- шаги на носках и пятках;
- перекаты по полу;
- исполнение rond на полу;
- исполнение swing руками;
- исполнение swing ногами;
Прыжки:
Temps saute:
-по параллельным позициям;
20

-из выворотной позиции, а во время приземления перевод стопы в
параллельную позицию
-во время прыжка согнуть колени, голень завести назад и пятками коснуться
ягодиц;
-согнуть одну ногу во время прыжка в положение « у колена»;
-исполнить contraction в центр торса во время прыжка;
-«лягушка»
-«разножка»
- поджатые к груди.
Как и в классическом танце, прыжки могут исполняться на месте и с
продвижением в пространстве.
Вращения
Вращения, как и прыжки, могут исполняться на месте и с
продвижением в пространстве.
Основные виды поворотов:
-на двух ногах;
-на одной ноге;
-повороты на различных уровнях.
-на полупальцах;
-на всей стопе;
-на demi plie.
6. Пилатес – 25 часов.
Теория (2 ч.): Повторение и закрепление изученного материала за
предыдущие года. Знакомство с новыми упражнениями
Практика (23 ч.):
комплекс упражнений «Продвинутый уровень»
Скручивание – упражнение уделяет особое внимание мышцам плечевого
пояса и мышцам брюшного пресса, а также помогает «отточить» линию
талии;
Удары ногой лежа на боку II – тонизирует мышцы нижней части тела,
позволяет сконцентрироваться на позвоночнике и стимулирует его
стабильность;
«Головоломка II» – стимулирует гибкость и удлиняет корпус;
«Кресло-качалка»;
Удары двумя ногами – упражнение для тренировки бедер и ягодиц;
«Короткая планка» – эффективно задействует верхние мышцы тела;
Подъем ноги назад в упоре лежа;
Скручивание бедер – упражнение для мышцы нижней части тела;
«Тюлень» с ударами ступнями – укрепление мышц таза и глубоких мышц
пресса;
Наклон в сторону II;
Отжимания – упражнение на выносливость;
Подъем ног лежа на боку – задействует косые мышцы живота и стимулирует
удлинение всех основных мышц;
21

Удар ногой вперед стоя на колене I – направлено на поддержание равновесия
и удлинения мышц всего тела;
Раскручивание вниз – тренировка косых мышц;
«Мостик III»;
«Перочинный нож» – укрепление мышц пресса, ягодичных мышц и мышц
бедра;
«Штопор» – укрепление мышц пресса, ягодичных мышц и мышц бедра;
Удар ногой вперед стоя на коленях II – упражнение на равновесие;
Контроль равновесия;
«Звезда» – укрепление нижних и верхних мышц тела.
7. Экзерсис современного танца – 30 часов.
Теория (4ч.): Знакомство со стилем и школой американской
танцовщицы-новатора, основоположницей свободного танца - Айседоры
Дункан. Основные принципы, используемые при импровизации. Своеобразие
работы мышц, суставов и связок во время движения.
Практика (26 ч.): Проработка положений корпуса в современном танце:
параллельно полу вперед, по диагонали, со смещенным центром тяжести.
Работа над положениями и движениями головы: повороты (с середины, без
середины), вращение (половинка спереди, половинка сзади, полный круг).
Изучение положения рук и ног: параллельные позиции, выворотные позиции,
комбинированные, позиции с завернутой внутрь стопой. Упражнение на
расслабление и напряжение мышц: медленная и быстрая концентрация,
вытяжка и втяжка мышц спины, вращение (половинка спереди, сзади,
полный круг), выдвижение и втяжка параллельно полу. Изучение специфики
шагов, прогибов, вращений.
8 . Основы джаз-модерн танца – 25 часов.
Теория (2 ч.): Знакомство с историей появления джаз-танца, его особенности.
Знакомство с терминологией джаз-модерн танца. Техника безопасности при
выполнении упражнений.
Практика (23 ч): Разогрев: стопы и ахиллесово сухожилие; коленный сустав;
тазобедренный сустав; позвоночник.
Позиции ног:(Позиции ног школы Г. Джордано):
- 1 параллельная стопы вместе;
-1 аут аналогична 1 позиции классического танца;
-1 ин пятки направлены наружу, носки соединяются вместе;
-2 параллельная стопы параллельны и находятся точно под бедрами;
Плечи, бедра и стопы находятся на одной прямой линии и составляют
квадрат. Это очень важная позиция, в которой исполняется очень много
упражнений.
-2 аут аналогична кл. поз, иногда используется широкая 2 аут позиция, когда
стопы в выворотном положении располагаются шире плеч;
- 3 поз. Практически не используется
- 4 параллельная позиция одна стопа перед другой на расстоянии одной
стопы;
-4 и 5 аут аналогична классической;
22

-5 парал. Стопы параллельны, рядом и одна стопа немного впереди другой
(на полстопы).
Позиции рук
I позиция варьируется:
-руки вытянуты вперед на уровне солнечного сплетения;
-руки вытянуты в локтях и направлены по диагоналям V позиция впереди;
-руки согнуты в локтях и ладони находятся у груди 1 закрытая позиция;
- руки согнуты в локтях, которые опущены вниз, кисти около плеч.
II позиция варьируется:
- руки вытянуты в локтях на уровне плеч, ладонь может быть повернута
вверх, вниз или в сторону;
-вторая сокращенная позиция. Локти согнуты, предплечья располагаются
параллельно полу.
Постановка корпуса, рук и ног у станка:
-demi и grand plie
-по параллельным позициям;
-перевод стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и
наоборот во время исполнения demi и grand plie.
-battement tendu, battement jete
-по параллельным позициям
-перевод из параллельного в выворотное положение и наоборот
-rond de lambe par terre
-исполнение по параллельной позиции.
-battement fondu, battement frappe
-по параллельным позициям.
-battement developpe, battement releve lent
- по параллельным позициям.
-grand battement
-по параллельным позициям.
9.Постановочная работа – 40 часов.
Практика (40 ч): Разучивание рабочих комбинаций, этюдов классического,
современного танца. Работа над лексикой новых номеров. Разводка
композиционного рисунка. Репетиции номеров в классе и на сцене.
10. Итоговое занятие – 2 часа.
Экзерсис у станка.
Экзерсис на середине.
Прыжки.
Танцевальный этюд в современном стиле.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1.

Тема
Вводное занятие

Количество
часов
2
23

Теория

Практика

Формы контроля

2

0

опрос

20

2

18

20

2

18

практическое задание,
контрольный урок
практическое задание

20
28
20

0
2
0

20
26
20

практическое задание
практическое задание
практическое задание

18

4

14

30

4

26

26

4

22

практическое задание,
открытый урок
практическое задание,
открытый урок
Практическое занятие

10.

Классический экзерсис у
станка
Танцевальные элементы
классического танца на
середине
Пилатес
Основы акробатики
Кросс. Перемещение в
пространстве
Экзерсис современного
танца
Танцевальные элементы
современного танца
Танцевальные элементы
танца джаз-модерн
Постановочная работа

30

0

30

11.

Итоговое занятие

2

0

2

216 ч.

20

196

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Итого:

мониторинг
выполнения
программы
мониторинг
выполнения
программы
отчетный концерт

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (4 год обучения)
1.Вводное занятие – 2 часа
Теория (2часа)
Требование к уровню подготовки детей после 3-го года обучения.
Требование к 4 году обучения, перспективы. Расписание занятий. Знакомство
с новичками.
2. Классический экзерсис у станка – 20 часов
Теория (2 часа)
Терминология и правила исполнения классических движений у станка.
Практика (18 часов)
− Deme-plie (по всем позициям, кроме IV);
− Battement tendu (по V позиции);
− Battement tendu jete (по V позиции);
− Rond de jambe en parterre;
− Sur lu cou – de - pied u passé;
− Battement frappe;
− Releve на полупальцах;
− Battement developpes (по I позиции);
− Releve lent на 45° и 90° (крестом);
− Grand Battement ent jete (крестом с plie).
Растяжки у станка. Перегибы корпуса в разных направлениях.
24

3. Танцевальные элементы классического танца на середине – 20 час
Теория (2 часа)
Изучение терминологии, методика новых упражнений.
Практика (18 часов)
Перенесение упражнений, проученных у палки, на середину в той же
последовательности. Разучивание новых движений
port de bras II, III.
Повторение croisee, efface. Разучивание арабесков 1, 2.
Port de bras на середине.
4. Пилатес – 20 часов
Практика (20 ч)
Повторение движений, выученных ранее, в более сложных комбинациях.
комплекс упражнений «Продвинутый уровень»
Скручивание – упражнение уделяет особое внимание мышцам плечевого
пояса и мышцам брюшного пресса, а также помогает «отточить» линию
талии;
Удары ногой лежа на боку II – тонизирует мышцы нижней части тела,
позволяет сконцентрироваться на позвоночнике и стимулирует его
стабильность;
«Головоломка II» – стимулирует гибкость и удлиняет корпус;
«Кресло-качалка»;
Удары двумя ногами – упражнение для тренировки бедер и ягодиц;
«Короткая планка» – эффективно задействует верхние мышцы тела;
Подъем ноги назад в упоре лежа;
Скручивание бедер – упражнение для мышцы нижней части тела;
«Тюлень» с ударами ступнями – укрепление мышц таза и глубоких мышц
пресса;
Наклон в сторону II;
Отжимания – упражнение на выносливость;
Подъем ног лежа на боку – задействует косые мышцы живота и стимулирует
удлинение всех основных мышц;
Удар ногой вперед стоя на колене I – направлено на поддержание равновесия
и удлинения мышц всего тела;
Раскручивание вниз – тренировка косых мышц;
«Мостик III»;
«Перочинный нож» – укрепление мышц пресса, ягодичных мышц и мышц
бедра;
«Штопор» – укрепление мышц пресса, ягодичных мышц и мышц бедра;
Удар ногой вперед стоя на коленях II – упражнение на равновесие;
Контроль равновесия;
«Звезда» – укрепление нижних и верхних мышц тела.
5. Основы акробатики – 28 часов
Теория (2 часа)
Методика исполнения новых упражнений и техник. Техника безопасности.
Практика ( 26 часов)
 упражнения, направленные на развитие активной гибкости;
25

 упражнения, направленные на развитие специальной силы;
 упражнения, направленные на развитие ловкости;
 упражнения,
направленные
на
развитие
скоростно-силовых
способностей;
 упражнения, направленные на развитие специальной выносливости;
 упражнения, направленные на развитие быстроты.
 техника выполнения равновесия в шпагат;
 техника выполнения угла и его вариантов;
 техника выполнения связки мост-перекат;
 техника выполнения кувырка назад из положения стоя в шпагат;
 техника выполнения дорожки перекатов;
 техника выполнения прыжка шпагатом и его вариантов;
 техника выполнения кувырка в шпагате.
6. Кросс. Перемещение в пространстве – 20 часов
Практика (20 часов)
 grand battement;
 ходьба в grand plie;
 saute;
соединение трех элементов в один кросс
 прыжки;
 скольжение balance с добавлением рук;
 заход в мостик и пробежка вокруг руки;
 заход во вторую позицию и attitude с прокруткой;
то же движение с добавлением партера (переката)
 перекаты в партере;
 проходка на полупальцах с уходом от оси.
7. Экзерсис современного танца – 18 час
Теориия (4 часа)
Методика исполнения движений современного танца.
Практика (14 часов)
Экзерсис «non-stop»: demi и grand plie с переводом стоп и коленей из
выворотного положения в параллельное и наоборот.
-Demi и grand plie в сочетании с releve.
- Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и
наоборот.
- Battement tendu с использованием brash. Battement tendu с подъемом пятки
опорной ноги во время вынесения на носок или броска.
-Battement tendu jete с переводом из параллельного в выворотное положение
и наоборот.
- Battement tendu jete с использованием brash. Battement tendu jete с подъемом
пятки опорной ноги во время выноса на носок или Rond de jambe par terre с
подъемом ноги на 45 градусов
-Rond de jambe par terre с подъемом на 90 градусов.
26

- Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand
battman jete по всем направлениям через developpes.
-арабески.
-упражнения stretch-характера (растяжка).
8. Танцевальные элементы современных танцев – 30 часов
Теория ( 4 часа)
История появления и развития танцевальных стилей.
Практика (26 часов)
Разучивание учебных комбинаций в стиле hip-hop, jazz-funk, vogue.
Вращение в стиле модерн по диагонали. Постановка рук.
9. Танцевальные элементы танца джаз-модерн – 26 часов
Теория (4 часа)
Построение композиции, работа в паре, группами.
Практика (24 часа)
Разучивание рабочих комбинаций, этюдов, классического, современного
танца.
 разогрев;
 кросс в партере: перекаты, слайды, подготовка к прыжку, прыжки;
 слайды с усложнением;
 перевороты;
 комбинация на основе элемента swing;
 комбинация на развитие координации;
дополнение танцевальной комбинации, включающей в себя все
пройденные элементы.
 комбинация в партере;
 подготовка к вращениям;
 стойки на руках;
 комбинация с перекатами и стойками на руках;
дополнение танцевальной комбинации, включающей в себя все
пройденные элементы.
 маленькие прыжки;
 прыжковые дорожки;
танцевальная комбинация, включающая в себя все пройденные элементы.
10. Постановочная работа – 30 часов
Практика (30 часов)
Разучивание рабочих комбинаций, этюдов классического, современного
танца. Работа над лексикой новых номеров. Разводка композиционного
рисунка. Репетиции номеров в классе и на сцене.
11. Итоговое занятие – 2 часа
Практика (2часа)
 экзерсис у станка
 экзерсис на середине
 прыжки
 вращение
27

 этюд в современном стиле
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III МОДУЛЬ 5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Тема

Количество
Часов
2
24

Теория
0
4

Практик
а
2
20

1.
2.

Вводное занятие
Классический экзерсис у
станка

3.

24

4

20

4.

Танцевальные элементы
классического танца на
середине
Пилатес

24

0

24

5.

Основы акробатики

25

2

23

6.

Кросс. Перемещение в
пространстве

20

0

18

7.

Экзерсис современного
танца

20

2

18

8.

Танцевальные элементы
современного танца

25

0

25

9.

Танцевальные элементы
танца джаз-модерн

20

0

20

10.

Постановочная работа

30

0

30

11.

Итоговое занятие

2

0

2

216 ч.

12 ч.

204 ч.

Итого:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (5 год обучения)
1.Вводное занятие – 2 часа
Теория (2 часа)

28

Формы
контроля
опрос
практическое
задание,
открытый урок
практическое
задание,
открытый урок
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание,
открытый урок
практическое
задание
открытый урок
практическое
задание,
открытый урок,
отчетный
концерт
практическое
задание,
отчетный
концерт
мониторинг
выполнения
программы
мониторинг
выполнения
программы

Требование к уровню подготовки детей после 4-го года обучения.
Требование к 5 году обучения, перспективы. Расписание занятий. Знакомство
с новичками.
2. Классический экзерсис у станка – 24 часа
Теория (4 часа)
методика исполнения движений классического танца у станка
Практика (20 часов)
Повторение пройденных упражнений с увеличенной нагрузкой и
усложнением построения комбинаций. Работа над правильностью и чистотой
исполнения упражнений. Усложнение ранее изученных движений подъемом
на полупальцы.
3. Танцевальные элементы классического танца на середине – 24 часа
Теория ( 4 часа)
Терминология, методика исполнения танцевальных движений.
Практика (20 часов)
Повторение упражнений с сохранением той же последовательности (в
положении en face, затем постепенно с epaulement, с чередованием).
4. Пилатес – 24 часа
Практика (24 ч)
Повторение движений, выученных ранее, в более сложных комбинациях.
комплекс упражнений «Продвинутый уровень»
Скручивание – упражнение уделяет особое внимание мышцам плечевого
пояса и мышцам брюшного пресса, а также помогает «отточить» линию
талии;
Удары ногой лежа на боку II – тонизирует мышцы нижней части тела,
позволяет сконцентрироваться на позвоночнике и стимулирует его
стабильность;
«Головоломка II» – стимулирует гибкость и удлиняет корпус;
«Кресло-качалка»;
Удары двумя ногами – упражнение для тренировки бедер и ягодиц;
«Короткая планка» – эффективно задействует верхние мышцы тела;
Подъем ноги назад в упоре лежа;
Скручивание бедер – упражнение для мышцы нижней части тела;
«Тюлень» с ударами ступнями – укрепление мышц таза и глубоких мышц
пресса;
Наклон в сторону II;
Отжимания – упражнение на выносливость;
Подъем ног лежа на боку – задействует косые мышцы живота и стимулирует
удлинение всех основных мышц;
Удар ногой вперед стоя на колене I – направлено на поддержание равновесия
и удлинения мышц всего тела;
Раскручивание вниз – тренировка косых мышц;
«Мостик III»;
«Перочинный нож» – укрепление мышц пресса, ягодичных мышц и мышц
бедра;
29

«Штопор» – укрепление мышц пресса, ягодичных мышц и мышц бедра;
Удар ногой вперед стоя на коленях II – упражнение на равновесие;
Контроль равновесия;
«Звезда» – укрепление нижних и верхних мышц тела.
5. Основы акробатики – 25 часов
Теория (2 часа)
Практика (23 часа)
 техника выполнения равновесия в шпагат;
 техника выполнения угла и его вариантов;
 техника выполнения связки мост-перекат;
 техника выполнения кувырка назад из положения стоя в шпагат;
 техника выполнения дорожки перекатов;
 техника выполнения прыжка шпагатом и его вариантов;
 техника выполнения кувырка в шпагате.
 техника выполнения равновесия "кольцом" с захватом двумя;
 техника выполнения угла и его вариантов;
 техника выполнения связки мост-перекат;
 техника выполнения подъема в перекат;
 техника выполнения дорожки перекатов;
 техника выполнения перекидки вперед в шпагат;
 техника выполнения прыжка шпагатом и его вариантов;
 техника выполнения прыжка «кольцом двумя».
6. Кросс. Перемещение в пространстве – 20 часов
Практика (20 часов)
 grand battement;
 ходьба в grand plie;
 saute;
соединение трех элементов в один кросс
 прыжки;
 скольжение balance с добавлением рук;
 заход в мостик и пробежка вокруг руки;
 заход во вторую позицию и attitude с прокруткой;
то же движение с добавлением партера (переката)
 перекаты в партере;
 проходка на полупальцах с уходом от оси.
7. Экзерсис современного танца – 20 часов
Теория (2 часа)
Методика исполнения элементов современного танца.
Практика (18 часов)
разогрев:
 сontractjon стопы;
 рlie;
30

 battement tendu;
 port de bras;
 комбинация Plie;
 battement tendu;
 battement tendu jete;
 pond jambe par terre 0:45;
 battement foundus, Battement frappes;
 battement developpe;
 grand battements;
 allegro;
 свинговая прыжковая комбинация;
 pas eshappe;
 pas jete;
 диагональ;
 pas chasse;
 grand jete en tournant;
 танцевальная комбинация на середине;
 pas saute.
8. Танцевальные элементы современного танца – 25 часов
Практика (25 часов)
Разучивание учебных комбинаций в стиле hip-hop, jazz-funk, vogue.
Вращение в стиле модерн по диагонали. Ходы, шаги с работой рук и корпуса
(плавные и резкие). Разучивание волн корпуса, рук; различные вращения с
прыжками. Изучение энергетических потоков при исполнении движений
разных направлений хореографии. Характеристика классического джаза и
модерна. Различия в эмоциональной окраске этих направлений. Проработка
положений корпуса, используемых в современном танце. Проработка
позиции ног.
упражнение на координацию:
 рук с различными por de brass;
 ног (с помощью простых движений различных ритмических
рисунков);
 корпуса с помощью swing (качание) и twist (скручивание);
 с помощью ориентации в пространстве; с помощью изоляции разных
частей тела.
 проработка пируэтов (с перемещением в пространстве;
 со сменой вертикальных уровней и т.д.).
9. Танцевальные элементы танца джаз-модерн – 20 часов
Практика (20часов)
 Экзерсис на середине Port De Bras (координация, выпады, баланс, plie,
flatback, arabesque 4);
 Партер на середине - Swing (подготовка, перекаты на полу сидя, лежа,
«неваляшка» сидя, выход в стойку, через взъём возврат);
31

 Кросс-комбинация с перекатами и стойкой, добавление прыжка;
 Кросс-комбинация – мягкий уход в партер (releve, перекаты,
добавление прыжка, шагов в повороте);
 Кросс – слайды;
 Партер на середине – разновидности swing сидя, лежа, выход в
свастику, подъем на взъемы («домик») и прыжок, из прыжка выход в
стойку, стойка как подготовка с вертикальным шпагатом со взъемов,
прыжок со сменой ног, side stretch и перекат со стойкой, уход в
свастику;
 Кросс - side stretch с уходом в свастику;
 Партер – стойка на плече с переката, разучивание кувырка, вариации;
 Кросс-комбинация (шаги, уход в партер, перекат, grand battement,
прыжок, swing).
 Экзерсис на середине Roll down/up;
 Экзерсис на середине Swing корпусом (из стороны в сторону, вперед,
ногами, flatback);
 Экзерсис на середине Battement Tendus;
 Экзерсис на середине Plie;
 Разучивание и отработка медленной комбинации;
 Разучивание и отработка быстрой комбинации;
 Соединение экзерсиса Port De Bras, медленной и быстрой комбинаций.
10. Постановочная работа – 30 часов
Практика (30 часов)
Разучивание рабочих комбинаций, этюдов классического, современного
танца. Работа над лексикой новых номеров. Разводка композиционного
рисунка. Репетиции номеров в классе и на сцене.
11. Итоговое занятие – 2 час.
 экзерсис у станка;
 экзерсис на середине;
 прыжки;
 вращение;
 этюд в современном стиле.
Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки 1 года обучения
К концу 1 года обучения дети должны уметь и знать:
 правил основных движений классического и современного танца.
 выполнять упражнения развивающего комплекса.
 уметь исполнять движения с затактом.
 уметь выразить характер музыки в движении.
 уметь станцевать танцевальный этюд в современном стиле.
Требования к уровню подготовки 2 года обучения
32

К концу 2 года обучения дети должны знать и уметь:
 особенности классического танца.
 понимать специфику и нюансы исполнения движений классического и
современного танца.
 уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
 выполнять танцевальные композиции технично, выразительно,
эмоционально.
 выполнять танцевальные комбинации классического и современного
танца.
 ориентироваться на сценической площадке.
 выступать с хореографическими номерами на мероприятиях.
Требования к уровню подготовки 3 года обучения
К концу 3 года обучения дети должны уметь и знать:
 особенности классического, современного и джаз-модерн танца.
 основы современного и джаз-модерн танца.
 уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
 уметь станцевать композиции классического и современного танца.
 исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально.
 ориентироваться на сценической площадке, выступать с номерами на
мероприятиях
 участвовать на конкурсах разного уровня
Требования к уровню подготовки 4 года обучения
К концу 4 года обучения дети должны знать и уметь:
 танцевать композиции классического, современного танца.
 особенности современного танца.
 уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
 исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально.
 ориентироваться на сценической площадке.
 выступать с номерами на мероприятиях.
 участвовать на конкурсах различного уровня
Требования к уровню подготовки 5 года обучения
К концу 5 года обучения дети должны знать и уметь:
 танцевать композиции классического, современного танца.
 уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
 исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально.
 ориентироваться на сценической площадке.
 выступать с номерами на мероприятиях.
 танцевальные жанры и стили современного танца.
 правила сценического поведения.
 исполнять движения и комбинации разделов программы.
33

 хорошо координировать, гармонично владеть всем телом.
 анализировать, сравнивать, обобщать увиденные танцевальные
произведения, определять стиль и характер музыкального
произведения.
 исполнять основной концертный репертуар, активно участвовать в
концертно-творческой деятельности коллектива и в конкурсах
различного уровня.
Личностные, метапредметные и предметные результаты,
которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы
Личностными результатами изучения хореографии являются:
 развитое эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству;
 реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) исполнения танцевальных образов;
 позитивная самооценка своих танцевальных и творческих
способностей;
 развитие творческих способностей;
 развитие
интеллектуальных
способностей,
приобретение
интеллектуальных знаний.
Учащиеся научатся:
 высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в
жизни;
 решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях
школы;
 проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно
творческой деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса,
школы (музыкальные вечера, концерты).
Метапредметными результатами изучения хореографии являются
освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях:
 сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей
между произведениями разных видов искусства;
 работа
с
разными
источниками
информации;
стремление
самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
 умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др.
и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных
задач;
Учащиеся научатся:
 наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и
оценивать их;
34

 выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами
искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.);
 находить ассоциативные связи между художественными образами в
танце и других видов искусства;
 передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
Предметными результатами занятий являются:
 устойчивый интерес к хореографии, различным видам музыкальнотворческой деятельности;
 понимание значения танца в жизни человека;
 освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
 знание основных закономерностей хореографического искусства,
умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
 понимать роль хореографии в жизни человека;
 различать лирические, эпические, драматические образы в танце;
 определять по характерным признакам хореографических композиций
к соответствующему танцевальному направлению и стилю - танец
классический, эстрадный, современный;
 эмоционально воспринимать и оценивать танец;
 размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах;
 высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее
воплощения;
 понимать специфику хореографического языка;
 получать представление о средствах танцевальной выразительности;
 исполнять современный танец, изученные классические танцевальные
комбинации, участвовать в концертном исполнении танцевального
репертуара класса.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы:
Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия
необходимые для реализации программы в течение всего периода:
 помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН;
 танцевальный станок;
 зеркальная стена;
 репетиционная форма;
 танцевальная обувь;
 музыкальный центр;
 коврики;
 аудио материалы с фонограммами;
 видео с записями выступлений творческого объединения;
 видео материалы с записями выступлений известных
35

 хореографических коллективов.
 альбом с фотографиями выступлений творческого объединения
По мере необходимости планируется усовершенствование материальнотехнического оснащения:
 пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой
постановки);
 Информационное обеспечение:
 вспомогательная литература
 папка с разработками теоретических материалов по темам
программы
 диски с обучающим материалом
 интернет
Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования Прушинская
Екатерина Станиславовна, стаж работы 4 года.
Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных
детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания
(справился или не справился);
 фото и видео;
 журнал посещаемости;
 выполненная работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 открытый урок;
 выступление;
 диагностическая карта;
 соревнования, конкурсы;
 оценочные материалы.
Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем, 2 раза
в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью
устного опроса, тестирования, наблюдения.
 контрольный урок.
 открытый урок.
 отчетный концерт.
 участие в конкурсах и результаты
В основе программы лежат педагогические принципы:
 принцип доступности и индивидуализации; предусматривает учет
возрастных особенностей и возможностей ребенка и, в связи с этим –
определение по силе его заданий. Индивидуализация подразумевает
учет индивидуальных особенностей ребенка.

36

 принцип постепенного повышения требований; постепенный переход к
новым, к более сложным упражнениям, по мере закрепления
формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
 принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду
непрерывность и регулярность занятий.
 принцип сознательности и активности; предполагает обучение,
опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение
воспитанника к своим действиям.
 принцип повторяемости материала; хореографические занятия требуют
повторения вырабатываемых, двигательных навыков. Только при
многократных повторениях образуется двигательный стереотип.
 принцип наглядности; в обучении хореографии понимается как
широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов,
непосредственно связывающих ребенка с окружающей
действительностью. Большое значение имеет взаимосвязь образного
слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта
образное слово будет вызывать необходимые двигательные
представления.
Используя разнообразные и доступные движения классического,
народного и современного танцев у коллектива создается свой танцевальный
репертуар, имеющий целью воспитание личности учащегося, нравственной
направленности его сознания. Танцевальные коллектив активно занимается
концертной деятельностью, выступает на различных площадках города, а
также участвует в областных конкурсах и фестивалях. Танцевальные
постановки направлены на раскрытие индивидуальности детей, на
воспитание этических отношений исполнителей друг к другу, на развитие
техники и выразительности исполнения.
Также уделяется особое внимание к развитию познавательной
деятельности за счет систематического проведения бесед о
хореографическом искусстве, совместных просмотров видеофильмов о
танцах, посещение концертов, балетов, фестивалей.
Организация занятий по хореографии обеспечивается рядом методических
приемов, которые вызывают у детей желание творчества.
Метод показа.
Разучивание нового движения, позы, педагог предваряет точным показом
Словесный метод.
Разговорная речь, будучи тесно связанное с движением, жестом и
музыкальной интонацией, оказывается мостиком, который служит
соединительным звеном между движением и музыкой.
Музыкальное сопровождение как методический прием.
Правильно выбранная музыка несет в себе те эмоции, которые
маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод.
37

На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к
возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного
движения, такого как подсказывает музыка. направлять внимание ребенка на
подлинный характер музыки, как поиск собственных красок и оттенков в
исполнении.
Метод иллюстративной наглядности.
Полноценная творческая деятельность не может протекать без
рассказов о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с
репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и
видеофильмами.
Игровой метод.
Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую
игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и
подготовленности занимающихся. Игра всегда вызывает у ребят веселое
настроение, именно в игре легче всего корректировать поведение
воспитанников.
Концентрический метод.
Заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенный
движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но
уже предлагает все более сложные упражнения и задания.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными,
физиологическими и психологическими особенностями детей, что
предполагает возможность и необходимость корректировки режима детей.

38

Список литературы
1. Базарова Н.П., Мей В. Азбука классического танца. Учебнометодическое пособие. – Л.: Искусство, 1983 г.
2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». - Издательство
«Искусство», Ленинград- Москва, 1963г.
3. Заболотская М.А. «Хореография». - Издательство «Искусство», С.Петербург,1998г.
4. Зайферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа:
Учебное пособие/ пер. с нем. В. Штакенберга. – СПб: издательство
«Лань, 2015
5. Захаров Р.В., «Сочинение танца». М. 1989г.
6. Королева М. «Слушай музыку, делай кач, будь собой! Как танцевать
хип-хоп». Студия «Диваданс», С.-Петербург 2005г.
7. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце: Учебное
пособие. - СПБ: издательство «Лань, 2016
8. Никитин В.Ю. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника».
- Издательство «Один из лучших», Москва 2004г.
9. Письменская А. «Хип-хоп и R’n’B — танец». Студия «Диваданс». С, Петербург 2005г.
10. Руднева С.Д. и Фиш Э.М., «Ритмика и музыкальное движение». М.
1972г
11. Ткаченко Т.С., «Народный танец». М, 1975г.
12. Ходоров Джоан. Танцевальная терапия и глубинная пчихология:
Движущее воображение. –М: Когито-центр» 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».