Хореография 2020

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
хореографии» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и
государственными программными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
3. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 утвержден Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, регулирующий организацию и осуществление
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в
том числеособенности организации образовательной деятельности для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
4. Сан Пин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41
- Устав МАУ ДО «ЦДТ», утвержденный Постановлением Администрации
Кировградского городского округа от 18.02.2018 г. № 221.
- Образовательной программой МАУ ДО «ЦДТ»;
- Внутренними локальными актами МАУ ДО «ЦДТ»
Направленность (профиль) программы – художественная.
Актуальность программы:
- востребованность занятий к хореографическому искусству у общественности в лице
родителей и детей;
- в формировании здоровой, физически развитой личности;
- в развитии творческих способностей, креативности, мобильности у детей
дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.
В наши дни увеличение статической и информационной нагрузки сопровождается
снижением уровня двигательной активности, и как следствие ухудшение физического и
психического состояния. Двигательная активность является необходимым условием
поддержания состояния здоровья. Занятия хореографией призваны развивать: силу,
выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать
трудности. Актуальным на сегодняшний день является – формирование культуры
личности ребенка, где приоритет отдается овладению общечеловеческими нормами
нравственности, развитию таких
«свойств» личности, как интеллигентности,
адекватности, чувства собственного достоинства, ответственность в поступках
«самостроительства».
Наиболее
эффективной
представляется
собственная
хореографическая деятельность детей, где каждый становится на время актером,
творчески осмысляющим происходящее.
Программа отвечает требованиям муниципальной и региональной политики в
сфере образования.
Отличительные особенности:
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Хореография» рассчитана на 5 лет обучения. Особенностью проведения занятий по
программе является то, что содержание предлагаемого материала не имеет четких границ.
На одном занятии может идти изучение элементов классического и народного танцев,

одновременно идет развитие и музыкального воспитания, решаются вопросы
всестороннего развития обучающихся. В связи с этим занятия в коллективе проходят в
интегрированной форме, объединяющей теоретический материал и практику. Учитывая
собственный опыт работы, введение теоретических понятий через практику способствует
лучшему усвоению материала.
Основная установка в работе с детьми не стремление к высоким исполнительским
достижениям, как самой цели, а использование навыков, знаний и умений, полученных по
ритмике и танцу для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, в атмосфере
доброжелательности, любви и уважения. Хореографические данные в занятиях по танцу
имеют очень важные значение, но по статистике ребенок с хорошими данными один на
тысячу. Программа предусмотрена практически для всех детей, кто проявил желание
заниматься хореографией. Уже после первого, второго года обучения все дети выступают
на отчетном концерте коллектива. И показывают хороший результат.
Критериями оценки результатов обучения служит освоение комплексной
программы обучения, успешное участие в фестивалях и конкурсах, а также создание
стабильного коллектива, заинтересованность учащихся в выбранном виде деятельности.
Работа с родителями имеет большое значение – это 50% успеха работы с детьми.
Система родитель-ребенок и его увлечения – важный элемент в воспитании, как родителя,
так и ребенка. Родительские собрания, отчетные выступления, открытые уроки для
родителей, личные индивидуальные беседы, привлечение к изготовлению костюмов,
подготовка праздников дает свои положительные результаты.
Адресат программы:
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными,
физиологическими и психологическими особенностями детей, что предполагает
возможность и необходимость корректировки режима детей.
Программа
является
продолжением
программы
«Основы
хореографии»,
модифицирована и рассчитана на 5 лет обучения (для детей 10-17 лет)
1 модуль (2 года обучения, дети 10-12лет) основы классического танца, основы
народно-сценического танца
2 модуль (2 года обучения, дети 13-15 лет) – классический танец, народно - сценический
танец, основы современного танца
3 модуль (1 год обучения, дети 16-17лет) – современный танец, классический танец,
народно-сценический танец
Возрастные особенности
10-12 лет - в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения
головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных
нервных процессов - возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность,
(желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение
подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание
добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их
достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение
запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть
ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут.
Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью
(значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие
мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности
исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала
должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять
внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию

ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление,
господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно
чувствительны
к
воспитательным
воздействиям
эстетического
характера.
13-15 лет - в этот период происходят быстрые количественные изменения и
качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С
интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата,
которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким
неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за
интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к
обморокам и головокружению.
Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного
функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется
раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают,
что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая
потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности - оно исходит из
желания быть и считаться взрослым.
Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении
ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным - это
несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность родная сестра подлости». Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они
долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый
живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая
тщательно скрывается.
16-17 лет - в физиологическом отношении это период интенсивного развития
мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и
умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность
понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть
замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности
свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по
хореографии должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным
доверять проведение занятий в младших классах.
Режим занятий:
1 год обучения 2 часа в неделю, 2 раза (144часа в год)
2 год обучения 2часа в неделю , 3 раза (216 часов в год)
3 год обучения 2часа в неделю, 3 раза в неделю (216 часов в год)
4 год обучения 2часа в неделю, 3 раза в неделю (216 часов в год)
5 год обучения 2часа в неделю, 3 часа в неделю (216 часов в год)
Программа рассчитана на 5 лет обучения.
Общий объем программы 1008 учебных часа (36 недель)
Программа выстроена таким образом, что материал предыдущего года, повторяется,
углубляется и расширяется в следующем учебном году.
Формы обучения:
-групповые;
-индивидуальные занятия с солистами и неуспевающими;
-индивидуально-групповые;
-коллективные репетиции двух или трех групп;
Виды занятий:
-практические занятия

-мастер-классы (выпускников или приглашенных профессионалов)
-открытые занятия (для младших групп и родителей)
-беседы
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – создание условий способствующих раскрытию и развитию
творческого потенциала ребенка, формирования культуры личности посредством
хореографического искусства.
Задачи программы:
Образовательные
- формировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения
программного материала
-формировать поэтапное овладение каждой возрастной группой классическим, народным
и современным экзерсисом
- ознакомить с основами музыкальной грамоты
Развивающие
- развить внутреннюю собранность, внимание
- сформировать способность к волевым действиям
- избавить от стеснительности, зажатости, комплексов
-развить способность передавать посредством танца определенное эмоциональное
Воспитательные
- сформировать у обучающихся такие ценные качества как, адаптивность,
инициативность, креативность, общительность, трудолюбие, честность, чувство
собственного достоинства
- развить чувство ответственности, самокритичность, умение радоваться успехам других и
вносить вклад в общий успех
- воспитать потребность в систематических занятиях.
- формировать устойчивый интерес к танцу
Оздоровительные
- укрепить здоровье
- содействовать правильному физическому развитию организма: выработки правильной и
красивой осанки, укрепить все группы мышц
Эстетические
- сформировать интерес к музыкальной культуре
-приобщить обучающихся к достоянию культуры, путем ознакомления с историей
возникновения и развития танца.
Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Тема

1
2.

Вводное занятие
Шаги (все виды).

3.

Упражнение
для
отдельных групп

развития
мышц и

Количес
тво
Часов
1
15

Теория

Практик
а

Формы контроля

1
0

0
15

20

0

20

опрос
практическое
задании,
контрольный
урок
практическое
задание

4.

различных частей тела.
Партерная гимнастика.

22

0

22

5.

Элементы классического танца.

25

5

20

6.

Элементы народно-сценического
танца.

25

5

20

7.

Прыжки.

15

5

10

8.

Постановочная работа.

15

5

10

9.

Концертная деятельность.

4

0

4

10.

Итоговое занятие.

2

-

2

144 ч.

21ч.

123ч.

ИТОГО:

практическое
задание
практическое
задание,
контрольный
урок
практическое
задание,
контрольный
урок, отчетный
концерт
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
контрольный
урок, отчетный
концерт

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (1 год обучения)
1.Вводное занятие – 1 час.
теория
На первом занятии проводится беседа о танце, его красоте и выразительности, об
обязательной согласованности движений. Рассказ учащимся о том, как они должны вести
себя на занятии: заниматься сознательно, вдумчиво, обращать внимание на замечания,
сделанные другим ученикам, запоминать замечания и правильные мышечные ощущения,
участвовать на занятии активно и т.д.
Требования к уровню подготовки детей после 2-го года обучения. Расписание занятий.
Форма и обувь (народные туфли, балетные туфли).
2.Шаги
практика 15 часов.
Для концентрации внимания и начала урока выполняются все виды шагов в движении по
кругу, по диагонали и прямо (дополнительно по четырем точкам):
- танцевальные с вытягиванием стопы;
- шаркающие шаги;
- естественно-бытовые шаги;
- марш с сильно вытянутыми стопами;
- шаги с высоко поднятыми коленями;
- шаги на высоких полупальцах;
- то же с высоко поднятыми коленями;
- шаги на носках и пятках;
- шаги на внутреннем и внешнем своде стопы;
- легкий бег;
- то же с высоким подъемом ног, согнутых коленях вперед и назад (с захлестом);
- pas amboite, поочередное выбрасывание прямых ног вперед на 45°;
- pas couru – мелкий бег на полупальцах;
- pas chasse.

При исполнении этих движений необходимо ритмично двигаться, в соответствии с
различным характером музыки, ее динамикой (громко, умеренно, тихо; громче-тише).
Подключаются элементарные движения рук (подъем на опускание, вперед и в стороны),
координируя их с движениями ног.
3.Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных частей тела
практика 20 час.
- Поочередные наклоны головы (по четырем точкам, с приседаниями и releve).
- Круговые движения плеч (поочередные и одновременные).
- Сведение плеч вперед и их раскрытие, выравнивание (без сведения лопаток сзади).
- Растягивание локтей и плеч с согнутыми руками «в замок», за спиной «бабочка».
- Поочередные наклоны вперед с сомкнутыми руками «в замок», сзади и спереди.
- Разнообразные releve в свободной позиции в сочетании с plie.
4. Партерная гимнастика
Практика- 22часа
Упражнения на укрепления мышц поясничного отдела, позвоночника и мышц спины: вытягивание поясничного отдела в положение сидя (у стены);
- то же с согнутыми в коленях ногами;
- развороты колен направо и налево в положении лежа и сидя.
Упражнения для развития подвижности тазобедренного сустава (выворотности).
Лежа на спине:
- отведение и приведение ноги, согнутой в коленном суставе в сторону, поочередно и
одновременно;
- отведение и приведение вытянутой ноги с подъемом на 45-60° в сторону поочередно и
одновременно;
- passé, поочередно, с двух ног.
Лежа на животе:
- passé, поочередно, с двух ног;
- отведение и приведение вытянутой ноги с подъемом на 45-60° в сторону поочередно и
одновременно.
Упражнение для развития гибкости лежа на животе:
- прогибы назад в плечевом поясе (руки в третьей позиции);
- то же в поясничном отделе позвоночника;
- то же в грудном отделе позвоночника.
Лежа на спине:
- перенос прямых ног спереди в положении за голову;
- группировка из положения лежа в положение сидя;
- волна;
- лягушка;
- корзинка.
Упражнения для развития и укрепления мышц живота и брюшного пресса:
- Grand battement во всех направлениях (на спине, животе, на боку, стоя на коленях и
ладонях);
- Растяжки (сидя в паре).
5. Элементы классического танца – 25 час.
теория-5 часов
История классического танца. Основные элементы классического танца: позиции рук и
ног.
практика-20 часов
В начале года при изучении экзерсиса учащиеся стоят лицом к палке, затем по мере
освоения исполняют движения одной рукой за палкой.
- Plie;
- Battement tendu (по I позиции);

- Battement tendu jete (по I позиции);
- Rond de jambe en parterre
- Sur lu cou – de - pied u passé
- - Releve lent на 45° и 90° (крестом)
- Grand Battement ent jete (крестом)
Танцевальные движения (полька, галоп, вальсовая дорожка по кругу и линиям, шаг
полонеза).
6. Элементы народно-сценического танца – 25 час.
теория-5 часов
Русский народный танец: основные особенности, основные элементы, костюм.
практика-20 часов
Простейшие элементы изучаются как у станка, так и на середине зала. Затем из
разученных элементов составляются танцевальные этюды или законченные по форме
танцевальные постановки.
Экзерсис у станка (лицом к палке).
1. Demi – plie.
2. Battement tendu (с переходом стопы с носка на каблук).
3. Каблучные упражнения (вынесение рабочей ноги на каблук во все направления).
Экзерсис на середине зала.
Изучение элементов русского танца:
 поклон в русском характере;
 положение рук;
 положение рук в парах;
 движение рук (раскрытие в сторону и закрытие на пояс, движение рук с платком).
 Ходы:
 простой ход;
 переменный ход;
 боковой ход «гармошка»;
 боковой шаг;
 шаркающий (кадрильный).
 Танцевальные движения:
 «ковырялочка»;
 «моталочка»;
 подготовка к дробям;
 притопы;
 удары полупальцами;
 удары каблуком;
 «ключи» I, II, III;
 хлопки и хлопушки для мальчиков (одинарные по бедру и голенищу).
Движения обычно строятся по кругу, по линии танца. Для развития мышц кистей рук и
освоения мелких движений кистями той или иной национальности разучиваются
подготовительные упражнения:
 характерное положение рук;
 сгибание и разгибание в запястье;
 вращение внутрь и наружу;
 волнообразные движения;
 щелчки пальцами;
 мягкое движение рук от предплечья;
 переводы из стороны в сторону через низ;
 раскрытие и закрытие через позиции в сторону или вверх.
7. Прыжки

практика-15часов
 Temps leve sauté по I позиции.
 Temps leve sauté по VI позиции.
 Temps leve sauté и согнутыми коленями (поджатые).
 Temps leve sauté с продвижением вперед, назад, направо, налево.
 Temps leve sauté по ¼ поворота в обе стороны поочередно.
Различные комбинации прыжков, соскоков, перескоков.
8. Постановочная работа
теория-5часов
Построение композиций.
Правила создания хореографического номера. Средства
выразительности. Коммуникативные аспекты танцевального выступления - «танцор»«зритель».
Практика-15часов
-работа над танцевальным репертуаром.
-постановка хореографических номеров.
-репетиционная работа
-генеральная репетиция
9. Концертная деятельность
Практика-4часа
Выступления на мероприятиях ЦДТ и отчетном концерте.
10. Итоговое занятие
Практика-2часа
Открытый урок для педагогов и родителей.
1. Экзерсис у станка.
2. Экзерсис на середине.
3. Прыжки.
4. Танцевальный этюд.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Тема

Количест
во
часов
2
6

Теория

Практика

2
4

0
2

1
2.

Вводное занятие
Воспитание музыкальной культуры.

3.

Классический экзерсис у палки.

32

4

28

4.

Танцевальные элементы классического
танца на середине.

34

6

28

5.

Прыжки.

20

0

20

6.

Народно-сценический
палки.

у

30

6

24

7.

Танцевальные элементы
танца на середине.

народного

32

4

28

8.

Постановочная работа.

40

0

40

экзерсис

Формы
контроля

опрос
практическое
задание
практическое
задание, открытый
урок
практическое
задание. Открытый
урок
практическое
задание
практическое
задание,
контрольный урок
практическое
задание,
контрольный урок
Выступления на

9.

Концертная деятельность.

18

0

18

10.

Итоговое занятие.

2

-

2

216 ч.

26 ч.

190 ч.

Итого:

мероприятиях ЦДТ,
контрольный урок,
отчетный урок
мониторинг
усвоения
программы
мониторинг
усвоения
программы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Вводное занятие – 2 часа
Требование к уровню подготовки детей после 2-го года обучения. Перспективы.
Расписание занятий.
2. Воспитание музыкальной культуры – 6 час.
теория-4часа
Прослушивание музыкальных классических произведений и музыки разных народов
мира.
практика-2
Практические упражнения для развития музыкальности осуществляются непосредственно
на уроке классического и народного танца. Ритмические рисунки в движениях.
Импровизация под музыку.
4.Классический экзерсис у палки – 32 часа
теория-4часа
Методика работы мышц. Объяснение правил исполнения. Терминалогия (название
упражнений, перевод названий на русский язык)
Практика-28часов
Постановка корпуса, позиции рук и ног у станка:
 Battement tendu;
 Battement tendu jete;
 Rond de jambe en parterre
 Sur lu cou – de - pied u passé
 Battement frappe
 Releve на полупальцах
 Battement developpes
 Releve lent на 45° и 90° (крестом)
 Grand Battement ent jete (крестом)
Перегибы корпуса. Растяжки.
4. Танцевальные элементы классического танца на середине – 34 часа теория-6часов
Методика работы мышц на середине класса.
практика-28часов
Экзерсис на середине (по мере усвоения упражнений у палки в той же
последовательности). Изучение port de brass (подготовительное, первое, третье); pas
balance. Разучиваются элементы вальса (вперед, назад, в повороте).
5. Прыжки
Практика-2часа
Повторяются все прыжки 2-го года обучения. Знакомство с новыми названиями прыжков
и их переводы.

1. Маленькие прыжки – tens leve sauté (I, II, V позиция); petits changements de pied (вначале
разучивается лицом к палке); petits echappee (лицом к палке); assemble (лицом к палке).
6. Народно-сценический экзерсис у палки – 30 час
теория-6часов
Методика исполнения элементов народного танца
Практика-24часа
 Demi-plie (резкое и плавное).
 Battement tendu (с носка на каблук).
 Battement tendu (с работой пятки опорной ноги).
 Каблучные упражнения (с работой опорной пятки, а сочетании с ковырялочкой).
 Flic-flac «от себя к себе» в сторону (стоя лицом к станку).
 Подготовка к «веревочке» (лицом к станку).
 Дробное выстукивание.
7. Танцевальные элементы народного танца на середине -32часа
теория-4часа
Русский,татарский народный танец. Особенности, основные элементы. Положение рук в
массовых танцах (движение рук из стороны в сторону, скрещивание на груди, поднятие
вверх).
практика-28часов
Ходы и основные движения:
 Простой, дробный.
 Беговой шаг (с отбрасыванием назад).
 Боковой шаг («припадания»).
 Переменный.
 «Ковырялочка», «моталочки», «моталочки с подскоком на полупальцах».
 Дробные перестукивания.
 Ключи I, II, III.
 Вращения по диагонали и на середине.
 Разучивание татарского национального материала:
 Переменный ход.
 «Трилистник».
 Тройной притоп.
 «Гармошка» (на каблук).
 Постановка рук в танце.
 Бегунец.
8. Постановочная работа
практика-40часов
Разучивание русского танца
Разучивание татарского танца.
9. Концертная деятельность
практика-18часов
Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города, отчетном
концерте.
10. Итоговое занятие
практика-2часа
-экзерсис у станка
-экзерсис на середине
-прыжки
-вращения
Этюд в народном характере.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
№
п/п
1.
2.

Тема
Вводное занятие.
Классический экзерсис у
станка.

Количество
часов
2
35

Теория

Практика

0
5

2
30

3.

Классический экзерсис на
середине.

24

4

20

4.

Allegro в классическом танце.

20

0

20

5.

Народный экзерсис у станка.

36

6

30

6.

37

7

30

6

2

4

8.

Танцевальные элементы
народного танца.
Направления современного
танца, особенности
танцевальных движений.
Экзерсис современного танца.

10

0

10

9.

Постановочная работа.

20

2

18

10.

Репетиционная работа.

8

0

8

11.
12.

Концертная деятельность.
Итоговое занятие.

18
2

0
0

18
2

216 ч.

26 ч.

190 ч.

7.

Итого:

Форма
контроля
опрос
практическое
задание,
контрольный
урок
практическое
задание,
контрольный
урок
практическое
задание
практическое
задание
контрольный
урок
Практическое
задание
практическое
задание
открытый
урок,
отчетный
концерт
практическое
задание.
Открытый
урок,
конкурсы
конкурсы
мониторинг
выполнения
программы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (3 год обучения)
1.Вводное занятие
теория-2
Требование к уровню подготовки детей после 2-го года обучения. Требование к 3 году
обучения, перспективы. Расписание занятий. Знакомство с новичками.
2.Классический экзерсис у станка – 35 час
теория-5
Правила исполнения новых движений классического танца. Терминология классического
танца.
практика-30часов
 Deme-plie (по всем позициям, кроме IV);

 Battement tendu (по V позиции);
 Battement tendu jete (по V позиции);
 Rond de jambe en parterre;
 Sur lu cou – de - pied u passé;
 Battement frappe;
 Releve на полупальцах;
 Battement developpes (по I позиции);
 Releve lent на 45° и 90° (крестом);
 Grand Battement ent jete (крестом).
Растяжки у станка. Перегибы корпуса в разных направлениях.
3.Классический экзерсис на середине – 24 часа
теория-4
Правила исполнения движений классического танца на середине
практика-20
Позиции рук в классическом танце.
Temps lie вперед, назад.
Повороты корпуса из положения en face в epaulement и обратно, сочетается с port de bras.
Изучение поз классического танца: croisee, efface.
Port de bras на середине.
4.Allegro – 20 часов
практика-20
Закрепление прыжков 3-го года обучения, сочетая плавный и четкий темпы.
Комбинации из проученных прыжков.
5. Народный экзерсис у станка – 36 час
теория-6часов
Правила исполнения движения у станка в народном характере.
практика-30
1. Demi-plie c grand plie (в сочетании с port de bras).
2. Battement tendu (с носка на каблук).
3. Battement tendu (с работой пятки опорной ноги, с одинарным и двойным ударом; с
«ковырялочкой» в сторону).
4. Каблучные упражнения (с работой опорной пятки, а сочетании с ковырялочкой).
5. Flic-flac «от себя к себе» в сторону (стоя лицом к станку).
6. Подготовка к «веревочке».
7. Дробное выстукивание: удары с переступанием; удары в V, VI позиции в сочетании;
соскоки, каблучки; 1-й ключ в повороте; молоточки.
6. Танцевальные элементы народного танца – 37 час
теория- 7 часа
Правила исполнения элементов народного танца, вращений
практика- 30 часа
Дробные движения в русском характере:
 «Хромающая дробь» с продвижением вперед.
 «Двойная дробь» в сочетании с подскоком.
 «Дробная дорожка» с продвижением и заключительным ударом.
 «Ключи» в ¼ поворота.
 Комбинации «веревочки».
 Припадание в повороте по четвертям.
 Комбинации «моталочек, «ковырялочек».
 Вращение на месте.
 Вращение по диагонали (подскоки, беговая крутка, дробные).

7. Направления современного танца, особенности танцевальных движений- 6 час
теория-1час
Характеристика и сравнение стилей хип-хоп, рок-н-ролл, стек, модерн, фанк, джаз, фолк
Рассказ, показ и просмотр видео. Взаимосвязь и отличие пластики тела в классическом и
современном танцах. Отличие манеры исполнения движений народного и современного
танца.
практика-5часов
Разучивание комбинаций в разных стилях, применение их в танцевальных постановках.
8. Экзерсис современного танца
практика-10 часов
-проработка положений корпуса в современном танце: параллельно полу вперед, по
диагонали, со смещенным центром тяжести.
-работа над положениями и движениями головы: повороты (с середины, без середины),
вращение (половинка спереди, половинка сзади, полный круг)
-изучение положения рук и ног: параллельные позиции, выворотные позиции,
комбинированные, позиции с завернутой внутрь стопой.
-упражнение на расслабление и напряжение мышц: медленная и быстрая концентрация,
вытяжка и втяжка мышц спины, вращение (половинка спереди, сзади, полный круг),
выдвижение и втяжка параллельно полу
-изучение специфики шагов, прогибов, вращение в танце: хип-хоп, джаз, модерн.
9. Постановочная работа - 20 часов
теория- 2 часов
Композиционное построение танца, работа с партнером.
практика- 18 часов
Разучивание рабочих комбинаций, этюдов народного, классического, современного
танца. Постановка хореографических номеров.
10. Репетиционная работа
практика- 8 часов
Репетиции одной или нескольких групп.
Отработка концертных номеров в классе и на сцене.
11. Концертная деятельность
практика-18 часов
Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города, отчетном
концерте, участие в областных фестивалях и конкурсах.
12. Итоговое занятие
практика -2 часа
- экзерсис у станка.
- экзерсис на середине.
-прыжки.
- вращение.
- этюд в народном характере
- этюд в современном стиле.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1.
2.

Тема
Вводное занятие.
Классический экзерсис у
станка.

Количество
часов
2

Теория

Практика

0

2

26

8

18

Формы
контроля
опрос
практическое
задание,

3.

Классический экзерсис на
середине.

28

8

20

4.

Allegro в классическом танце.

16

0

16

5.

Народный экзерсис у станка.

34

6

28

6.

Танцевальные элементы
народного танца на середине.

40

6

34

7.

Экзерсис современного танца.

16

4

12

8.

Лексика современного танца.

10

0

10

9.

Постановочная работа.

24

6

18

10.

Концертная деятельность.

18

0

18

11.

Итоговое занятие.

2

0

2

216 ч.

38 ч.

178 ч.

Итого:

контрольный
урок
практическое
задание,
контрольный
урок
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание,
открытый урок
отчетный урок
практическое
задание,
открытый урок
практическое
задание,
открытый урок,
отчетный
концерт
открытое
занятие,
отчетный
концерт
мониторинг
выполнения
программы
мониторинг
выполнения
программы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (4 год обучения)
1.Вводное занятие – 2 часа
теория-2 часа
Требование к уровню подготовки детей после 3-го года обучения. Требование к 4 году
обучения, перспективы. Расписание занятий. Знакомство с новичками.
2. Классический экзерсис у станка – 26 часов
теория- 8 часов
Терминология и правила исполнения классических движений у станка.
практика-18 часов
 Deme-plie (по всем позициям, кроме IV);
 Battement tendu (по V позиции);
 Battement tendu jete (по V позиции);
 Rond de jambe en parterre;
 Sur lu cou – de - pied u passé;
 Battement frappe;
 Releve на полупальцах;
 Battement developpes (по I позиции);

 Releve lent на 45° и 90° (крестом);
 Grand Battement ent jete (крестом с plie).
Растяжки у станка. Перегибы корпуса в разных направлениях.
3. Классический экзерсис на середине – 28 часов
теория-8 часов
Изучение терминологии, методика новых упражнений.
практика-20 часов
Перенесение упражнений, проученных у палки, на середину в той же последовательности.
Разучивание новых движений port de bras II, III. Повторение croisee, efface. Разучивание
арабесков 1, 2.
Port de bras на середине.
4. Allegro
практика-16 часов
Повторение движений, выученных ранее, в более сложных комбинациях. Разучивание
движений по pas assamble вперед и обратно; sissonns simple; pas glissade; sissonne fermee.
5. Народный экзерсис у станка – 34 часа
теория-6 часов
Методика исполнения новых движений, манера исполнения
Практика- 28 часов
Повторяются все выученные движения у станка, усложняется ритмический рисунок.
1. Demi-plie c grand plie (в сочетании с port de bras).
2. Battement tendu (с работой пятки опорной ноги, с одинарным и двойным ударом; с
«ковырялочкой» в сторону).
3. Каблучные упражнения (с работой опорной пятки, а сочетании с ковырялочкой).
4. Flic-flac (веер) в цыганском характере.
5. Подготовка к «веревочке».
6. Дробное выстукивание: удары с переступанием; удары в V, VI позиции в сочетании;
соскоки, каблучки; 1-й ключ в повороте; молоточки.
6. Танцевальные элементы народного танца на середине – 40 часов
теория- 6 часов
Народно-характерный танец. Украинский танец: особенности, основные элементы,
костюм.
практика- 34 часов
Повторение и усложнение ранее изученных движений, синкопированные дробные
движения, трюковые подскоки.
Вращение на середине зала, по диагонали, по кругу. Разучивание лексики украинского
танца:
 Положение рук
 «Бегунец»
 «Тынок»
 «Обертас»
 «Веревочка»
 «Голубцы»
Исполняется в чистом виде, затем в комбинациях.
7. Экзерсис современного танца – 16 часов
теория- 4 часа
Методика исполнения движений современного танца.
практика- 12 часов
-упражнения на изоляцию отдельных центров тела, отдельных группа мышц и
подвижности суставов: плечевого пояса (поднимание, опускание, полукруг, вращение,
выдвижение вперед, назад); грудной клетки (выдвижение по точкам, полукруги спереди,

сзади, вращение); тазобедренного сустава (по квадрату, по диагонали, полукруги, круги,
восьмерка, вперед, назад); коленные чашечки (развороты, вращения, вперед, назад).
-упражнения на координацию рук, ног, корпуса головы. Шаги, переходы с одновременной
работой рук, корпуса.
-прыжки в движении, на месте.
Экзерсис «non-stop»: demi и grand plie с переводом стоп и коленей из выворотного
положения в параллельное и наоборот.
-Demi и grand plie в сочетании с releve.
- Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот.
- Battement tendu с использованием brash. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги
во время вынесения на носок или броска.
-Battement tendu jete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот.
- Battement tendu jete с использованием brash. Battement tendu jete с подъемом пятки
опорной ноги во время выноса на носок или Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 45
градусов
-Rond de jambe par terre с подъемом на 90 градусов.
- Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand battman jete по
всем направлениям через developpes.
-арабески.
-упражнения stretch-характера (растяжка).
8. Лексика современных танцев
практика-10 часов
Разучивание учебных комбинаций в стиле хип-хоп, фанк, рок-н-ролл, модерн. Вращение в
стиле модерн по диагонали. Постановка рук.
9. Постановочная работа
теория-6 часов
Построение композиции, работа в паре , группами.
практика-24 часа
Разучивание рабочих комбинаций, этюдов народного, классического, современного
танца.
10. Концертная деятельность
практика-18 часов
Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города,
отчетном концерте, участие в областных фестивалях и конкурсах.
11. Итоговое занятие
практика-2 часа
-экзерсис у станка
-экзерсис на середине
-прыжки
-вращение
-этюд в народном характере
-этюд в современном стиле
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Тема
1.
2.

Вводное занятие.
Классический экзерсис у
станка.

Количество
часов
2
34

Теория

Практика

0
4

2
30

Формы
контроля
опрос
практическое
задание,

3.

Классический экзерсис на
середине.

24

4

20

4.

Allegro в классическом танце.

20

5

15

5.

Народный экзерсис у станка.

36

6

30

6.

Танцевальные элементы
народного танца на середине.

40

5

35

7.

Экзерсис современного танца.

16

4

12

8.

Лексика современного танца.

16

0

16

9.

Постановочная работа.

10

0

10

10.

Концертная деятельность.

16

0

16

11.

Итоговое занятие.

2

0

2

216 ч.

28 ч.

188 ч.

Итого:

открытый урок
практическое
задание,
открытый урок
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание,
открытый урок,
отчетный
концерт
практическое
задание
практическое
задание,
открытый урок,
отчетный
концерт
отчетный
концерт,
конкурс
мониторинг
выполнения
программы
мониторинг
выполнения
программы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (5 год обучения)
1.Вводное занятие
теория-2часа
Требование к уровню подготовки детей после 4-го года обучения. Требование к 5 году
обучения, перспективы. Расписание занятий. Знакомство с новичками.
2. Классический экзерсис у станка – 34 часа
теория-4часа
методика исполнения движений классического танца у станка
практика-30 часов
Повторение пройденных упражнений с увеличенной нагрузкой и усложнением
построения комбинаций. Работа над правильностью и чистотой исполнения упражнений.
Усложнение ранее изученных движений подъемом на полупальцы.
3. Классический экзерсис на середине – 24 часа
теория-4часа
Терминология, методика исполнения танцевальных движений.
Практика-20часов
Повторение упражнений с сохранением той же последовательности (в положении en face,
затем постепенно с epaulement, с чередованием).
4. Allegro – 20 часа
теория-5часов
Терминология, методика исполнения прыжков.

практика-15часов
Повторение движений, выученных ранее, в более сложных темпах комбинациях.
Разучивание развернутых комбинаций для развития танцевальности и техники.
5. Народный экзерсис у станка – 36 часа
теория-6часов
Методика исполнения движений у станка
практика-30часов
Повторяются все движения с ускорением, в развернутых комбинациях.
6. Танцевальные элементы народного танца на середине – 40 часов
теория-5 часов
Русский народный танец (уральские особенности) Цыганский танец: особенности,
основные элементы, костюм
практика-35 часов
-элементы русского танца (основные ходы, крутки, дроби)
-элементы татарского танца
-элементы украинского танца
-элементы цыганского танца и т.д.
7.
7.Экзерсис современного танца – 16 часов
теория-4часов
Методика исполнения элементов современного танца.
практика-12часов
Изолированные центры и ареалы центров (части центров). Положение коллапса
(свободное держание тела) во время изоляции.
Голова:
-наклоны вперед-назад;
-наклоны из стороны в сторону( ухом к плечу);
-повороты в правую и левую стороны;
-свинговое раскачивание;
-zundary (зундари) – смещение шейных позвонков вперед-назад, из стороны в сторону.
Руки над головой согнуты в локтях, ладонь в ладонь.
Плечевой пояс:
- подъем и опускание одновременно двух плеч (с остановкой в центре и без остановки);
-оппозиционное движение плеч (одно вверх, другое-вниз);
- параллельное одновременное движение двух плеч ( вперед, центр, назад, центр);
-twist (твист) изгиб плеч. Одно вперед, другое- назад. С акцентом вперед и назад. Руки в V
позиции.
Грудная клетка:
-движения из стороны в сторону ,по точкам.
Пелвис (бедра):
-движение вперед-назад, из стороны в сторону;
-полукруги справа-налево через переднюю дугу и заднюю дугу;
Руки:(изолированные движения ареалами руки , кистью, предплечьем)
-положение flex-сокращенная ладонь;
-круги в параллельных направлениях двух предплечий;
-круги кистью в параллельных направлениях;
-положение «свастика».
Ноги:(изолированные движения ареалов ног)
-положение flex- сокращенная стопа;
-рoint- натянутая стопа, круги стопой;
-свинговое раскачивание ноги из стороны в сторону и вперед-назад;
-круги голеностопом в свободном положении, нога в воздухе, колено согнуто.

Развитие мышечного чувства через сочетание работы мышц в различном ритмическом
рисунке и с различной расстановкой музыкальных акцентов. Упражнения и комбинации,
выстроенные на синкопированном и пунктирном ритме. Шаги и прыжки с работой рук и
головы. Шаги с работой мышц плечевого пояса. Вращение. Усложнение и разнообразие
растяжки. Развитие прыгучести. Броски (в различных направлениях). Комбинации
танцевальных движений с работой нескольких групп мышц.
8. Лексика современного танца – 16 часов
теория-4часа
Характеристика направлений в современной хореографии.
Практика-12часов
-изучение и проработка движений танцев фанк, рок и т.д. Ходы, шаги с работой рук и
корпуса (плавные и резкие). Разучивание волн корпуса, рук; джаз повороты с волной;
различные вращения с прыжками.
-изучение энергетических потоков при исполнении движений разных направлений
хореографии. Характеристика классического джаза и модерна. Различия в эмоциональной
окраске этих направлений. Проработка положений корпуса используемых в современном
танце. Использование 8 положений рук в джаз танце.
-проработка позиции ног.
-упражнение на координацию: рук с различными por de brass; ног (с помощью простых
движений различных ритмических рисунков); корпуса с помощью swing (качание) и twist
(скручивание); с помощью ориентации в пространстве; с помощью изоляции разных
частей тела.
-проработка пируэтов (с перемещением в пространстве; со сменой вертикальных уровней
и т.д.).
9. Постановочная работа – 10 часов
практика-10часов
Разучивание рабочих комбинаций, этюдов народного, классического, современного танца.
Работа над лексикой новых номеров. Разводка композиционного рисунка. Репетиции
номеров в классе и на сцене.
10. Концертная деятельность – 19 часов
практика-19часов
Выступление коллектива на мероприятиях Центра детского творчества, города, отчетном
концерте, участие в областных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.
11. Итоговое занятие – 2 час.
-экзерсис у станка.
-экзерсис на середине.
-прыжки.
-вращение.
Этюд в народном характере.
Этюд в современном стиле.
Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки 1 года обучения
К концу 1 года обучения дети должны уметь и знать:
 правил основных движений классического и народного танца.
 выполнять упражнения развивающего комплекса.
 уметь исполнять движения с затактом.
 уметь выразить характер музыки в движении.
 уметь станцевать простейший русский танец на следующих движениях:
притопы, припадания, ключ, гармошка.

Требования к уровню подготовки 2 года обучения
К концу 2 года обучения дети должны знать и уметь:
 особенности классического танца.
 понимать специфику и нюансы исполнения движений классического танца.
 уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
 выполнять танцевальные композиции технично, выразительно, эмоционально.
 выполнять танцевальные комбинации классического и народного танца.
 ориентироваться на сценической площадке.
 выступать с хореографическими номерами на мероприятиях.
Требования к уровню подготовки 3года обучения
К концу 3 года обучения дети должны уметь и знать:
 особенности классического народного танца.
 основы современного танца.
 уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
 уметь станцевать композиции народного, классического и современного танца.
 исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально.
 ориентироваться на сценической площадке, выступать с номерами на
мероприятиях
 участвовать на конкурсах разного уровня
Требования к уровню подготовки 4 года обучения
К концу 4 года обучения дети должны знать и уметь:
 танцевать композиции классического, народного, современного танца.
 особенности классического народного танца.
 уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
 исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально.
 ориентироваться на сценической площадке.
 выступать с номерами на мероприятиях.
 участвовать на конкурсах различного уровня
Требования к уровню подготовки 5 года обучения
К концу 5 года обучения дети должны знать и уметь:
 танцевать композиции классического, народного, современного танца.
 особенности классического народного танца.
 уметь выполнять упражнения подготовительного комплекса.
 исполнять композиции технично, выразительно, эмоционально.
 ориентироваться на сценической площадке.
 выступать с номерами на мероприятиях.
 танцевальные жанры и стили современного танца.
 правила сценического поведения.
 исполнять движения и комбинации разделов программы.
 хорошо координировать, гармонично владеть всем телом.
 анализировать, сравнивать, обобщать увиденные танцевальные произведения,
определять стиль и характер музыкального произведения.
исполнять основной концертный репертуар, активно участвовать в концертно-творческой
деятельности коллектива и в конкурсах различного уровня.

Личностные, метапредметные и предметные результаты,
которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы.
Личностными результатами изучения хореографии являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении
к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)
исполнения танцевальных образов;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей;
- развитие творческих способностей;
- развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных
знаний;
Учащиеся научатся:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни
- решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы
- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно творческой
деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса, школы
(музыкальные вечера, концерты).
Метапредметными результатами изучения хореографии являются освоенные способы
деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации; стремление самостоятельному общению с
искусством и художественному самообразованию;
- умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно
сотрудничать со сверстниками при решении различных задач;
Учащиеся научатся:
-наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их;
- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, театр и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других
видов искусства;
- передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
Предметными результатами занятий являются:
- устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к
различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимание значения танца в жизни человека;
- освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
- знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в
различных видах учебно-творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
- понимать роль хореографии в жизни человека;
- различать лирические, эпические, драматические образы в танце;
-определять
по
характерным
признакам
хореографических композиций
к
соответствующему танцевальному направлению и стилю танец классический,
народный, эстрадный, современный;
- эмоционально воспринимать и оценивать танец;
- размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах;
- высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- понимать специфику хореографического языка;
- получать представление о средствах танцевальной выразительности;
- исполнять народный танец, изученные классические танцевальные комбинации,
участвовать в концертном исполнении танцевального репертуара класса.

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы:
Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия
необходимые для реализации программы в течение всего периода:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормативами СанПиН;
- танцевальный станок;
- зеркальная стена;
- репетиционная форма;
- танцевальная обувь;
- музыкальный центр;
- коврики;
- аудио материалы с фонограммами;
- видео с записями выступлений творческого объединения;
- видео материалы с записями выступлений известных
хореографических коллективов.
-альбом с фотографиями выступлений творческого объединения
По мере необходимости планируется усовершенствование материально-технического
оснащения:
- пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой
постановки);
Информационное обеспечение:
 вспомогательная литература
 папка с разработками теоретических материалов по темам программы
 диски с обучающим материалом
 интернет
Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования Пчелина Анна
Александровна, стаж работы 19 лет.
Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и
навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился);
- фото и видео;
- журнал посещаемости;
- выполненная работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытый урок;
- выступление;
- диагностическая карта;
- соревнования, конкурсы;
Оценочные материалы.
Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в
середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса,
тестирования, наблюдения.
-контрольный урок.
-открытый урок.
-отчетный концерт.
-участие в конкурсах и результаты
В основе программы лежат педагогические принципы:

-принцип доступности и индивидуализации; предусматривает учет возрастных
особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение по силе его заданий.
Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка.
-принцип постепенного повышения требований; постепенный переход к новым, к более
сложным упражнениям, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации
организма к нагрузкам.
-принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и
регулярность занятий.
-принцип сознательности и активности; предполагает обучение,опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.
-принцип повторяемости материала; хореографические занятия требуют повторения
вырабатываемых, двигательных навыков. Только при многократных повторениях
образуется двигательный стереотип.
-принцип наглядности; в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие
всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с
окружающей действительностью. Большое значение имеет взаимосвязь образного слова и
наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет
вызывать необходимые двигательные представления.
Используя разнообразные и доступные движения классического, народного и
современного танцев у коллектива создается свой танцевальный репертуар, имеющий
целью воспитание личности учащегося, нравственной направленности его сознания.
Танцевальные коллектив активно занимается концертной деятельностью, выступает на
различных площадках города, а также участвует в областных конкурсах и фестивалях.
Танцевальные постановки направлены на раскрытие индивидуальности детей, на
воспитание этических отношений исполнителей друг к другу, на развитие техники и
выразительности исполнения.
Также уделяется особое внимание к развитию познавательной деятельности за счет
систематического проведения бесед о хореографическом искусстве, совместных
просмотров видеофильмов о танцах, посещение концертов, балетов, фестивалей.
Организация занятий по хореографии обеспечивается рядом методических приемов,
которые вызывают у детей желание творчества.
Метод показа.
Разучивание нового движения, позы, педагог предваряет точным показом
Словесный метод.
Разговорная речь, будучи тесно связанное с движением, жестом и музыкальной
интонацией, оказывается мостиком, который служит соединительным звеном между
движением и музыкой.
Музыкальное сопровождение как методический прием.
Правильно выбранная музыка несет в себе те эмоции, которые маленькие исполнители
проявляют в танце.
Импровизационный метод.
На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности
импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого как подсказывает
музыка. направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, как поиск
собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод иллюстративной наглядности.
Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказов о танцевальной
культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными
иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
Игровой метод.
Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая
отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение, именно в игре легче всего
корректировать поведение воспитанников.
Концентрический метод.
Заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенный движений,
танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все
более сложные упражнения и задания.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, физиологическими и
психологическими особенностями детей, что предполагает возможность и необходимость
корректировки режима детей.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования – М., 1984.
2. Базарова Н.П. Классический танец. – М., 1968.
3. Брышкова Т. Азбука хореографии. – С.Петербург, 1996.
4. Белова Е. Ракурсы танца – М., 1972.
5. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М., 1984.
6. Богаткова Л. Хоровод друзей – М., 1957.
7. Ваганова Н. Основы классического танца. – М., 1980.
8. Васильева В. Танец. – М., 1968.
9. Внешкольник. 1999, 2000, 2001.
10. Выготский Л.С. Психология творчества. – М., 1976.
11. Головкина С.М. Уроки классического танца в старших классах. – М., 1989.
12. Дополнительное образование. 2000, 2001.
13. Захаров Р. Сочинение танца. – М., 1989.
14. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки.
15. Методическая разработка для преподавателей хореографических школ.
Классический танец. – М., 1989.
16. Коваль М.Б. Внешкольные учреждения. Проблемы, перспективы. – М.: Институт
развития личности, 1989.
17. Костровицкая В. Сто уроков классического танца. – Л., 1986.
18. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. – М., 1972.
19. Луцкая Е. Жизнь в танце. – М.: Искусство, 1986.
20. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
21. Подольский И.Г. Педагогика. – М., 1996.
22. Преподавание
хореографических
дисциплин.
Классический
танец
непрофессиональных коллективов. – Екатеринбург.
23. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Художественные кружки. – М., 1982.
24. Руководство по растяжке связок и мышц. – М., 1990.
25. Стуколкина М. Уроки характерного танца. Четыре экзерсиса. – М., 1972.
26. Сауна Х. Латинский народный танец. – М., 1983.
27. Ткоченко Т.С. Народный танец. Часть 1, часть 2. – М., 1973.
28. Ткоченко Т.С. Работа с танцевальным коллективом. – М., 1958.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».