Хореография КуропаткоО.В.(6-16лет)

Муниципальное казённое учреждение «Управление образования
Кировградского городского округа»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Развитие творческой личности ребенка
средствами хореографии»
(дополнительное образование детей 6-16 лет)
Срок реализации 5 лет

Составитель:
педагог дополнительного образования
Куропатко Оксана Валерьевна

Кировград
2020г.

Содержание программы
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Принципы учебно-воспитательного процесса
Методы и формы обучения
Новизна программы
Учебный план
I ступень
II ступень
III ступень
Содержание программы
I
ступень (цели и задачи)
Содержание программы
II
ступень (цели и задачи)
Содержание программы
III ступень (цели и задачи)
Планируемые результаты

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Условия реализации программы
2.2.Оценочные материалы
2.3. Методические материалы
2.4. Список литературы
Приложение I
Приложение II
Приложение III

2

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Программа «Развитие творческой личности ребенка средствами
хореографии» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и
государственными программными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4. Сан Пин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»,
утвержденный
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41;
5. Устав МАУ ДО ДЮЦ, утвержденный Постановлением Администрации ГО
Верхний Тагил от 11.05.2017 г. № 310.
Направленность программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Развитие творческой личности ребенка средствами хореографии» отнесена к
программам художественной направленности: 1. направлена на развитие
художественного вкуса, 2. направлена на развитие художественных
способностей и склонностей к различным видам искусства, 3. направлена на
развитие эмоционального восприятия, формированию стремления с
чувственного образа восприятия мира. Сфера профессиональной деятельности
«человек – художественный образ». Вид деятельности хореографическое
искусство. Программа ориентирована на формирование танцевальных
способностей, на умение передавать в танце образное содержание.
Актуальность данной программы характеризуется тем, что в настоящее время
растет спрос со стороны родителей и детей в области хореографии. Очень часто
дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как
родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать
развивается быстрее и гармоничнее сверстников. Сегодня в значительной мере
возрастает ценность и значимость художественно-эстетического воспитания
детей. Искусство хореографии тесно связывает духовную и физическую
культуру. Танцевать полезно в любом возрасте. Занятия танцем укрепляют
здоровье, способствуют физическому развитию, учат управлять своим телом,
3

снимают напряжение, положительно влияют на развитие интеллекта,
дисциплинируют. Программный материал даёт возможность знакомиться и
осваивать разные жанры хореографического искусства, привлекать
высокохудожественное музыкальное сопровождение: классическую, народную,
современную музыку.
Отличительные особенности программы.
Программа по хореографии нацелена на общее, гармоничное психическое,
духовое и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут
конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей
их воспитания.
Вся система обучения танцу строится так, чтобы к концу обучения ребенок
был творческим активен, обладал хорошей танцевальной манерой, техникой,
развитым художественным вкусом, эмоциональной отзывчивостью. Каждый год
следует возвращаться к пройденному материалу на более высоком уровне, на
новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.
Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой
конкретной группе детей, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним
процесс обучения, учитывая при этом состав группы, физические данные и
возможности детей. Можно перенести изучение на следующий год или вовсе
исключить из программы те движения, прохождение которых окажется
недоступным данной группе детей в связи с ограниченностью их возможностей. С
дугой стороны, существует возможность расширить тот или иной раздел
программы.
Лицом коллектива является репертуар, его идейный и художественный
уровень. При составлении репертуара необходимо учитывать ближние и
дальние перспективы творческой деятельности коллектива, в соответствии с
изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с
потребностью все время вносить в работу новое, свежее. Обязательно в
репертуаре уделять особое внимание родному уральскому танцу с богатым
внутренним содержанием, в ярком исполнении.
Танцевальные постановки должны быть направлены на раскрытие
индивидуальности детей, на воспитание этических отношений исполнителей друг
к другу, на развитие техники и выразительности исполнения.
По временным и возрастным характеристикам программа выстроена по трем
ступеням, взаимосвязанным между собой: последующая ступень является
развитием, совершенствованием предыдущей. Каждая ступень образовательной
программы имеет цель, решает определенные задачи и предполагает конечный
результат. Критериями успешности является результативность участия учащихся в
городских, областных, региональных, всероссийских, международных фестивалях,
концертах, конкурсах.
Численный состав группы 15-20 человек.

4

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. Во время приема и формирования групп проводится первичная
диагностика хореографических данных
Адресат программы: программа предусматривает обучение ребенка танцу с 6 -16
лет.
Режим занятий:
Нагрузка составляет 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительностью по 45 мин.
- в год 144 часа – II и III ступени ;
1 ступень нагрузка составляет 2 раза в неделю по 1 часу,
продолжительностью по 30 мин.- в год 72 часа;
Продолжительность обучения составляет 36 недель в год.
Объём программы: 648 часов за 5лет.
Стартовый уровень -72часа;
Базовый уровень – 288часов;
Продвинутый уровень – 288часов;
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 5 лет.
Уровневость программы: Программа включает три уровня.
I ступень (стартовый уровень) для детей 6-8 лет начальный этап
развития и обучения танцу, рассчитанный на 1 год, в ходе которого идет
подготовка ребенка к овладению навыками «мышления тела».
II ступень (базовый уровень) - рассчитана на 2 года для детей 9-12 лет и
позволяет расширить рамки задач.
III ступень (продвинутый уровень) - рассчитана на 2 года для детей
13-16 лет позволяет заложить основу будущей танцевальной техники.
Формы обучения: очная
индивидуальные занятия с солистами, с неуспевающими;
индивидуально-групповые: это отдельное обучение мальчиков и
девочек или одной группы отдельно, где воздействие идет от группы к
личности и, наоборот, от личности к группе;
коллективные репетиции 2-х или 3-х групп.
концертная деятельность танцевального коллектива.
Виды занятий
 традиционное занятие


комбинированное занятие



практическое занятие



игра, праздник, фестиваль



репетиции, постановки
5



концерт, конкурс, открытый урок

Формы проведения результатов:


оценка педагогом работы учащегося на уроке



открытое занятие - участие в концерте.



отчетный концерт



самостоятельный анализ учащегося достигнутых результатов

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля


Текущий (промежуточный), проводимый в ходе учебного занятия и
закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся
усвоить последовательность технологических операций;



итоговый, который проводится после завершения изучения каждого
блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической
характеристикой изделия.

Цели и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель программы:
создание условий, способствующих раскрытию и развитию природного и
творческого потенциала ребенка на основе интересов.
культурно-эстетическое образование и развитие художественной
активности.
формирование приемов передачи художественного образа языком танца.
Задачи программы:
Сформировать устойчивый интерес танцу.
Сформировать музыкальную культуру.
Развить творческие способности.
Развить физически и укрепить здоровье.
Дать на каждой ступени комплекс знаний, умений по искусству
танца с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Закрепить полученные навыки в концертной деятельности.
Пробудить интерес к профессии хореограф.
Учебно-воспитательный процесс в коллективе строится согласно
дидактических принципов:
строгая последовательность в овладении танцевальной лексикой и
техническими приемами танца;
6

систематичность и регулярность занятий, обеспечивающих постепенное
развитие природных данных и способностей учащихся;
доступность в овладении техническими приемами;
комплексность средств воздействия.
Ведущими методами обучения детей танцевальному искусству являются:
объяснение методики исполнения движения;
наглядный показ;
тренировочные танцевальные, спортивные движения;
танцевальная игра;
развивающие этюды;
танцевальные композиции.

7

1.2. Учебный (тематический) план
I ступень (6 -8 лет)
Стартовый уровень - 1год обучения
№

Наименование темы

1. Вводное занятие
1.1 Правила техники
безопасности
2.
2.1

3.
3.1
3.2
3.3
4.
4.1

5.
5.1
6.
6.1
6.2
6.3
7.

7.1
7.2

8
8.1
9.

Основы музыкальной
культуры
Связь музыки и
движения,
музыкальный темп,
ритм
Подготовительные
упражнения
Постановка корпуса
Основные позиции рук
и ног
Разминка
Партерная гимнастика
и элементы акробатики
Упражнения на
развитие мышц и
подвижности суставов
Ориентирование в
пространстве
Перестроения, рисунки
танца
Танцевальные
элементы
Различные виды шагов,
бега, прыжков
Имитационные
движения
Плясовые движения
Этюды, массовые
танцы, танцевальные
игры
Разучивание массовых
танцев, базовых
движений
Разучивание
танцевально-игровых
этюдов
Танцевальная
импровизация
Ритмические фантазии
Этикет танца
Просмотр видеофайлов

1 год обучения
теория практик
а
1

Формы контроля
всего

1

8

9

1

8

9

Контрольные упражнения

1

10

11

Контрольные упражнения

1

8

9

Контрольные упражнения
Игра

1

10

11

Контрольные упражнения
Игра

1

10

11

Игра
Соревнование

1

7

8

1

1

2

Наблюдение
Беседа
Игра
Викторина
Практическое занятие

1

Беседа
Анкетирование
Предварительный
контроль
Беседа
Контрольные упражнения

8

и беседы об искусстве
10. Итоговое занятие
Итого:

1
63

9

Отчетный концерт

1
72

Учебный (тематический) план
II ступень (9 -12 лет)
Базовый уровень 2-3 год обучения
№

1.

Вводное занятие

1

1

2

11-12 лет
те пра всег
о кти о
р ка
и
я
1 1
2

2.

Основы музыкальной
культуры
Подготовительные
упражнения
Партерная гимнастика
и элементы
акробатики
Элементы и движения
классического
экзерсиса
Элементы и движения
народного танца
Элементы
современного танца
Танцевальная
импровизация
Этикет танца

2

4

6

2

2

4

2

18

20

2

20

22

Беседа
Анкетирование
Предварительный контроль
Беседа
Контрольные упражнения
Контрольные упражнения

2

26

28

2

28

30

Контрольные упражнения

2

24

26

2

24

26

Контрольные упражнения

2

14

16

2

18

20

Контрольные упражнения

2

24

26

2

20

22

Контрольные упражнения

2

12

14

2

10

12

2

2

4

2

2

4

2

2
144

2

2
144

Наблюдение
беседа
Беседа
Практическое занятие
Отчетный концерт

3.
4.

5.

6.
7.
8.
9.
10.

Наименование темы

Итоговое занятие
Итого:

9-10 лет
тео
рия

пра
кти
ка

все
го

Формы контроля

9

Учебный (тематический) план
III ступень (13-16 лет)
Продвинутый уровень - 4-5 год обучения
№

Наименование темы

15-16 лет

13-14 лет
Тео
рия

Прак
тика

все
го

теор
ия

Прак
тика

Формы контроля
всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

1

1

2

2.

Основы музыкальной
культуры

2

2

4

1

3

4

3.

Тренировочные
упражнения
Партерная гимнастика
и элементы
акробатики
Элементы и движения
классического
экзерсиса
Элементы и движения
народного танца
Элементы
современного танца

2

26

28

2

28

30

2

24

26

2

20

22

2

18

20

2

22

24

Контрольные
упражнения

2

18

20

2

16

18

2

18

20

2

20

22

Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения

Танцевальная
импровизация
Этикет танца

2

18

20

2

14

16

1

1

2

2

2

4

2

2
144

2

2
144

4.

5.

6.
7.

8.
9.

10.

Итоговое занятие
Итого:

Беседа
Анкетирование
Предварительный
контроль
Беседа
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения

Наблюдение
Беседа
Беседа
Практическое
занятие
Отчетный концерт

10

Цель I ступени (стартовый уровень)  начальное музыкально-ритмическое
развитие детей, выявление интереса и способностей детей к танцу.
Основные задачи:
Образовательные
 сформировать устойчивый интерес к танцу:
 способствовать освоению основ хореографического искусства;
 способствовать формированию познавательных навыков (память,
внимание, мышление);
 способствовать формированию чувство ритма, темпа,
исполнительских навыков танца;
Развивающие
 формирование умения связывать музыку с движением,
 формирование умения передавать в танце образное содержан
 формирование чувство уверенности в себе, умение взаимодействовать
со сверстниками;
Воспитательные
 создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;
1.3 Содержание программы
I ступени (6-8 лет)
Программа I ступени рассчитана на развитие детей 6-8 летнего возраста,
срок обучения 1 год
Тема №1. Вводное занятие.
Содержание и форма занятий. Внешний вид. Костюм для занятий. Роль
подготовки к занятиям. Правила поведения и техники безопасности на занятиях
хореографии. Класс для занятий танцем. Режим занятий.
Организация групп. Знакомство с детьми. Беседа с родителями о роли
занятий танцем. О цели и задачах обучения. Проведение отчетного
родительского собрания о результатах. Провести начальную диагностику на
элементарных движениях.
Тема №2. Основы музыкальной культуры.
Связь музыки и движений. Воспитание интереса и любви к музыке,
потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения и
высказываться о них, двигаться под музыку.
11

Формирование умения выражать в движениях характер музыки и ее
настроения, передавая как контрасты, так и тонкие нюансы: изящество,
тревожность, грусть, безмятежность, восторг и т.д.
Упражнения, развивающие музыкальное чувство: марш, легкий бег,
подскоки, торжественный шаг. Следить за началом исполнения музыки после
музыкального вступления и за окончанием движения вместе с концом
музыкальной фразы. Использовать в музыкальном сопровождении движения
замедления и ускорения. Хлопки в различных ритмических рисунках.
Тема №3. Подготовительные упражнения.
Понятие «исходное положение» (И.П.)
Основное положение ног: свободная I прямая. Упражнение игра «ножки
поссорились, ножки помирились».
Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе, округлые. Упражнение
«Шарик», «Окошечко», «Деревце растет», «Дорасти до солнышка»  понятие
полупальцы
Постановка корпуса. Упражнение «Елочка», «Принц"
Понятие «твердые и мягкие мышцы». Упражнения на расслабление и
напряжение мышц в положении стоя, сидя, лежа. Понятие «тяжесть тела»,
«перенос тяжести тела». Упражнение по переносу тяжести тела вперед, назад, в
сторону с одной ноги на другую. Понятие «устойчивость» на полу пальцах,
«препарасьон»
Развитие мышц шеи и плечевого пояса. Понятие наклон и поворот головы.
Упражнение  этюд «Волшебный карандаш»: повороты и наклоны головы
вперед, назад, вправо, влево, круговые повороты.
Подвижность плечевого пояса: подъем и опускание плеч, движение их
вперед и назад. Упражнение этюд «Паровозик».
Развитие мышц и подвижности суставов рук. Положение рук, вытянутых
вперед, вверх, в сторону. Разведение рук, резкие и плавные. Круговые
движения рук. Упражнение «Ветер», «Регулировщик».
Тема №4. Партерная гимнастика, элементы акробатики.
Упражнения для развития «выворотности» и танцевального шага.
«Лягушка»  в положении лежа на животе. М/р 4/4.
Лежа на животе, ноги фиксируют I позицию. Подъем ноги вверх (от
исполнителя) тянуть ее рукой к себе и возвращать ее в исходное положение.
Развитие и укрепление подвижности и натянутости стоп.
Положение стоп выворотное и не выворотное. Сокращенное - (утюжок) и
натянутое. Упражнения на сокращение и натяжение, и разворот стоп в
положении лежа на спине и сидя. Чередуется плавное и резкое исполнение. М/р
4/4 и 2/2
Упражнение «Калачик» - в положении сидя.
Укрепление мышц спины.
Упражнения исполняются в положении стоя на ногах, на коленях и руках, лежа
на животе. Амплитуда перегиба позвоночника увеличивается: Упражнение
12

сидя  «Книжечка»: м/р 2/4; стоя на коленях и кистях рук  «Кошка добрая и
сердитая» М/р 2/4; стоя на коленях  «Колечко» (наклоны корпуса назад), М/р
4/4; лежа на животе «Лодочка», «Самолетик», М/р 4/4.
Укрепление мышц живота.
Упражнение по укреплению мышц пресса исполняются лежа на спине «Велосипед», «Ножницы», М/р 2/4; подъем и удержание одновременно 2-х ног
на высоте 45° от пола М/р 4/4.
Элементы акробатики.
Упражнение «Ласточка» - равновесие на одной ноге. Стойка на руках –
проучивается у стенки. Разновидность кувырков – вперед, перекаты на спине с
согнутыми ногами и прямыми вытянутыми (умение группироваться).
Тема №5. Ориентирование в пространстве.
Самостоятельно находить свободное место в зале.
Понятия линии, колонки, круг, интервал, шеренги, равнение в линиях и
колонках. Понятие  полный поворот, пол поворота, поворот налево, направо.
Диагональ.
Упражнения на перестроения: переход из 1 линии на 2, из линии на круг, из
круга на 1 или 2 линии, сужение и расширение круга, движение по диагонали.
Упражнения исполняются в разных характерах: бег, марш, подскоки.
Этюд на перестроение «Нитка за иголкой». Исполняется легким бегом,
меняя
направление
движения.
М.О.полька,
галоп.

13

Тема №6. Танцевальные элементы.
Различные виды шагов. Шаг с носка, шаг с притопом, шаг с каблучка,
топающий шаг, приставной шаг из стороны в сторону, с приседанием, шаг
на полу пальцах, шаг с подъемом колена, М/р 2/4.
Различные виды бега  бег с откидыванием прямых ног вперед и назад
легкий бег на полу пальцах, ритмичный бег с высоким подниманием
коленей. Галоп.
Различные виды прыжков. Амплитуда прыжка в образе «Мяч», «Лягушка»,
«Заяц». Прыжки на месте, в повороте, с поджатыми ногами, в продвижении.
Различные виды ходьбы, бега и прыжков исполняются в сочетании друг с
другом и с другими движениями. Исполнять по одному и в парах лицом
друг к другу.
Элементы русского танца. Движения «Ковырялочка», «Моталочка»,
припадая по 1 прямой позиции, «Гармошка». Элементы соединяются в
небольшие комбинации.
Тема №7. Этюды, массовые танцы, танцевальные игры.
Этюды, развивающие творческую активность детей. Предлагать детям
самим фантазировать, придумывать сюжеты, подбирая понятные им
образы.
На основе изученных движений и элементов танца составляются
законченные танцевальные композиции на закрепление полученных умений
и навыков.
«Часики» - ритмичные движения руками и ногами, изображающие ход
стрелок (Тик-так, тик-так, мы всегда привыкли так, шаг налево, шаг
направо, мы всегда идем вот так).
«Ладушки»  парный танец на развитие навыков (этики общения
мальчиков и девочек). Муз.оформление В. Блок «Иринушка».
«Стал сапожником енот»  на образ, выразительность. Ковырялочка,
пружинка, топающий шаг, тройной притоп, носочек пятка, приставной шаг
в сторону. Муз.оформление эстрадная музыка.
Массовые танцы создаются на основе изученных танцевальных
элементах. Они просты, не требуют особого заучивания, темы понятны и
интересны детям.
Тема №8. Танцевальная импровизация.
Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их
комбинации;
формирование умений исполнять знакомые движения в игровых
ситуациях, импровизировать, создавая пластичный образ;
Тема № 9.«Этикет танцев». История танцев.
«Полька», «Хорошо плясать вдвоем», «Вальс», «Галоп в парах».
Прочное закрепление навыков общения в паре партнера и партнерши,
14

умение общаться в паре, индивидуальность исполнения каждого номера.
Изучение блока «Этикет на балу», правила поведения в танцевальном зале.
Знакомство со сценой. Культура поведения на сцене и за кулисами.
Теоретические занятия (беседы о хореографии).
Тема №10. Итоговое занятие.
В конце года проводится открытый показ, демонстрация детьми
педагогу и родителям приобретенных знаний, умений и навыков.
Освоенные детьми танцевальные номера могут быть показаны на сцене в
рамках отчётного концерта.

15

Цель II ступень (базовый уровень)  заложить основу формирования
комплекса знаний, умений, навыков и качеств танцевального
исполнительства; усвоение танцевальной азбуки.
Задачи:
• приобретение знаний в области хореографического искусства,
изучение истории танцевальной культуры, культуры народов мира;
• совершенствование
исполнительского
мастерства
совершенствование основных движений классического экзерсиса на
основе выработки мышечных ощущений;
• овладение воспитанниками приёмами самостоятельной и
коллективной работы в ансамбле танца;
• приобретение исполнительского мастерства через концертную и
фестивальную деятельность;

Содержание программы
II ступень (10-12 лет)
Повторяется и закрепляется весь пройденный материал по
классическому, народному, современному и эстрадному танцу,
повторяются танцы репертуара.
Тема № 1. Вводное занятие.
Программа обучения II ступени II года обучения и ее отличие от
программы II ступени I года обучения, техника безопасности, правила
исполнения
программных
элементов
классического,
народного,
современного и эстрадного танцев.
Практическая часть: экзерсис у станка и на середине зала, повторение
элементов изученных на II ступени I года обучения.
Костюмы для репетиций. Обувь мягкая, народные туфли.
Беседа с родителями о задачах, перспективах занятий. Выбор актива и
его задачи. Подготовка костюмов к выступлениям. Помощь в проведении
концертов.
Тема № 2. Основы музыкальной грамотности.
Сильная и слабая доля в музыке, ритмические рисунки в движении:
сочетание четвертей и восьмых. Практические упражнения на развитие
музыкальности осуществляются непосредственно на уроках по
дисциплинам, на репетиционных и постановочных репетициях. Слушание
музыки для танцевальных композиций: обсуждение образных ассоциаций у
детей. Просмотр концертных программ детских коллективов.
Тема № 3. Подготовительные упражнения с элементами эстрады

16

Все упражнения, проученные на II ступени I года обучения,
исполняются с увеличенной амплитудой движения, в ускоренном темпе, в
координации с движениями рук.
Подготовительные упражнения  это своеобразная разминка перед
основной частью, поэтому она не должна быть трудной, необходимо просто
активизировать организм и подготовить его к выполнению основной
работы.
Упражнение на развитие мышц шеи (наклоны, повороты головы).
Подвижность плечевого пояса (подъем, опускание, движение их вперед
и назад, одновременно одно плечо вперед, другое назад и т.д.).
Развитие мышц и подвижности суставов рук. Упражнения: круговые
махи рук с усилением амплитуды разворота; повороты руки в локтевом
составе вперед и назад. Движения рук сочетаются с прыжками и с
приседанием.
Развитие силы мышц и подвижности суставов ног.
Упражнения: Стоя в естественной позиции ног, резко выносить их и
фиксировать ногу на высоту 45° от пола, затем возвращать ее в исходное
положение, сохраняя устойчивое положение. М/р 2/4.
Элементы эстрады
Особенности положения рук и ног в открытой, «закрытой» позиции.
Исполнение движений в невыворотном положении.
Навык резкого, четкого исполнения. Умение четко работать бедрами,
диафрагмой, головой, плечами и т.д.
Упражнения на середине зала.
Повторение эстрадных элементов: «Кик», «Пируэт». Составление
различных эстрадных этюдов и их отработка.
Разминка: II поз.ног (невыворотно), начинаем с головы, плечи, верхняя
часть корпуса, качалочка, поворот стопы пяткой вперед, гармошка.
Фиксируем на плие с поворотом пятки.
Бедро  круговые вращения, наклоны  «Мельница», «Резиночка» (ногу
поднимаем вверх через ронд). Растяжка модерн, кач. стрейченг. Партерная
растяжка.
Прыжковые, шаговые движения  корпус «не вихляется».
На основе новых
и уже изученных элементов
составляются
танцевальные композиции: «Недетское время», «Космонавты», «По лужам»
и т.д.
Тема № 4. Элементы и движения классического экзерсиса.
Движения у станка. Исполняются лицом к станку, а хорошо проученные
одним боком к станку.
Гранд плие глубокое приседание по I; II; III; позже V поз. М.Р. 4/4
Батман тандю по I поз., позднее по V поз.
Батман тандю жете  вытянутый бросковый батман с I позднее с V
позиций.М.Р.2/4, 2 такта
Пассе пар терр (проведение ноги по полу вперед и назад через I поз.)
Демиронд де жамб пар терр (круг ногой по полу). М.Р. 4/4, 2 такта.
17

Понятие «андеор», «андедан» - к себе, от себя.
Положение ноги surlecoudepied ("Сюр ли ку де пье" -обхватное для батмана
фраппе впереди и сзади). Разучивается лицом к станку.
Петит батман (маленький батман). М.Р.2/4
Батман релеве лян (поднимание ноги) на 45° по I позиции. М.Р. 4/4
Перегибы корпуса стоя лицом к палке. М.Р. 4/4
Упражнения на середине
Позы круазе и эфассе. Положения рук в позах.
Правила исполнения: Поза I арабеск М.О. 4/4, 8 тактов
I и II пор де бра (переводы рук)
Демиплие по I; II; V паз. М.Р.4/4.
Батман тандю в позе круазе и эфассе.
Прыжки: Соте; Шажман де пье
Исполнение прыжковых комбинаций 4 такта 2/4.
Тема № 5. Партерная гимнастика, элементы акробатики
Партерная гимнастика проводится отдельным блоком вместе с
элементами акробатики для развития и укрепления групп мышц: спины,
живота, силы и натянутости ног, растяжки. Исполняется ряд движений для
исправления осанки: «лодочка», «кошечка», «книжечка», «волна» и т.д.
В положении лежа на спине и на боку поднимать вытянутые ноги на
90°от пола, медленно. М.Р. 4/4.
В положении лежа на спине, на боку, на животе выполнять резкие махи
ногой. Следить за подтянутостью ног. М.Р. 2/4.
Развитие подвижности и натянутости стоп.
В положении лежа на спине исполнять сокращение и натяжение стоп
поднятых ног на высоту 45°, 90°от пола, в выворотном и невыворотном
положении М.Р. 2/4.
Развитие выворотности в тазобедренном и коленном суставах.
Упражнения. «Бабочка» исполняется сидя на полу в позе «Лотоса». В
положении лежа на спине и на боку резкие махи согнутых в коленях ног.
М.р. 2/4.
Растяжки, шпагаты.
Укрепление мышц живота.
Упражнения: «Книжка», «Уголок», «Ножницы» - на высоте 90 от пола М.р.
2/4.
Укрепление мышц спины.
В положении стоя на коленях и ладошках исполнять «Волну». В положении
сидя, ноги в стороны исполняем «Волну» вперед, вправо, влево, вперед.
М.р. 4/4. Из положения лежа на спине. М.Р. 4/4. Упражнение «Мост»,
«Подкова», «Коробочка».
Элементы акробатики.
«Кувырок» 
вращательное движение тела с последовательным
касанием опоры и переворачиванием через голову.
Кувырок вперед; длинный кувырок; кувырок с прыжка; кувырок назад;
кувырок назад через плечо; боковые перекаты с группировкой.
18

Для способных мальчиков «Рондат» (переворот с поворотом) 
выполняется с темпового подскока и с разбега опорой разноименной рукой
и толчком ногой с поворотом кругом и приходом на напряженные ноги,
руки вверх.
Для девочек и мальчиков:
Переворот колесом  вращение тела с последовательной и равномерной
опорой каждой рукой и ногой без фазы полета.
Переворот вправо (влево) («колесо»).
«Колесо» назад.
«Шпагаты»; «Мосты»; «Стойка на руках», «Стойка» из положения лодочки.
«Парные упражнения» и т.д.
Тема № 6.Элементы и движения народного танца.
Постепенно в элементы классического экзерсиса вводятся элементы
народно - характерного экзерсиса.
На практических занятиях освоить основные элементы русского
народного танца «Барыня». Большое внимание должно быть уделено
характеру, манере, танцевальности и музыкальности исполнения, как
отдельных движений, так и танцевальных комбинаций.
Движения у станка
«Препрасьон»;
«Переходы из позиций»;
«Демиплие» и «гран плие» по I закрытой, I открытой, II и V позициям;
Положение стопы вытянутой, сокращенной;
Каблучное упражнение без разворота рабочей стопы, позднее с разворотом.
М.р. 2/4.;
Движение народного танца
Поклон в народном танце, на месте, наклон корпуса, манера исполнения.
Движения на середине
Техника исполнения дроби;
Пор де бра в характере русского народного танца для девочек и мальчиков;
«Моталочка» с акцентом ноги на полу пальцы, с сокращением стопы, с
мазком в повороте;
«Веревочка двойная», с переходом на каблук;
Дробь одинарная, двойная;
«Дробные дорожки» - различные вариации.
Припадание в повороте: сначала по 1/4 круга, потом по 1/2 круга, затем в
полном повороте – это упражнение для девочек.
Уральские молоточки.
Веревочка с переступанием, с переходом на каблук.
Техника вращений
Вращения: продвижение по линии  поворот по VI позиции (шене). Шаг с
подскоком и в повороте; легкий бег в повороте. Все вращения исполняются
в сочетании с подготовкой.
19

Движения для мальчиков
Хлопушки по голенищам;
Фиксирующие и скользящие удары по подошве, по груди, по полу;
Исполнение хлопушечных комбинаций в различных сочетаниях и
ритмических рисунках.
Присядки:
 присядки с разножкой; присядка с продвижением; присядка с
ковырялочкой; «мячик».
Ходы: переменный ход – с выносом ноги на каблук ( мужское), с
проскальзыванием ноги через 1 позицию.
Прыжки с поджатыми ногами: колени поднимаются наверх.
Исполняются комбинации в сочетании присядок и хлопушек в различных
ритмических рисунках.
Тема № 7. Элементы современного танца.
На основе изученных движений и элементов танца составляются
законченные танцевальные композиции на закрепление полученных умений
и навыков. «Первоцветы» и т.д.
Игры, упражнения мимические, пантомимические для эмоции чувств.
Упражнения: «Злобный танец», «Воображаемый предмет», «Волшебная
палочка»; распознавание по голосу, по волосам, по рукам - тактильные
ощущения.
Тема № 8.Танцевальная импровизация.
Побуждать детей к творческой активности, ассоциативному мышлению,
пластической выразительности. Создать обстановку на занятиях для
вовлечения всех ребят в импровизационную деятельность.
Тема № 9. Этикет танца.
Теоретические занятия - беседы: «История искусств», «История
костюмов», «Беседы о выпускниках танцевального коллектива».
Поклон (на начало и в конце занятия).
Исполняется у мальчиков и у девочек по-разному.
Постоянная работа над этикетом танца.
Партер приглашает девочку на танец и благодарит в конце танца поклоном,
девочка отвечает на приглашение и выражает благодарность за танец также,
поклоном.
Партнер приглашает девочку на танец, смотрит на нее, общается с ней в
танце мимикой, жестами, глазами.
Тема №10 Итоговое занятие
Практическая часть: выполнение программных элементов.
Участие в концертах, посвященных праздничным датам, отчетных
концертах, а также участие в фестивалях – конкурсах различного уровня,
как городских, так и областных, всероссийских, и международных.
Обсуждение положительного и отрицательного в исполнении.
20

Цель III ступени (продвинутый уровень)  заложить основу
будущей танцевальной техники; овладение танцевальными навыками и
умениями.
Основные задачи:
- совершенствование исполнительских навыков и умений, сценической
культуры и художественного вкуса;
- приобретение исполнительского мастерства через концертную и
фестивальную деятельность; индивидуальную и коллективную работу,
предпрофессиональная подготовка;
- формирование общей культуры, толерантности, способности
адаптироваться в современном обществе.
2. Содержание общеразвивающей программы

Содержание программы
III ступень (13-16 лет)
Дети осваивают сумму основных технических и выразительных
приемов, опираясь на тот фундамент знаний, навыков и умений, который
получен на II ступени. Дети знакомятся с богатейшим материалом бытовой
хореографии народного танца, который дает широкие возможности в выборе
репертуара, в зависимости от технической подготовленности исполнителей
и тех задач, которые ставит перед собой коллектив.
Тема № 1. Вводное занятие.
Перспективный план репетиционной и концертной деятельности.
Знакомство с репертуаром. Оформление кабинета, коллективного альбома.
Знакомство с новичками.
Расписание занятий. Решение коллективных проблем с родительским
комитетом. Проведение анкетирования.
Тема № 2.Основы музыкальной грамотности.
Выразительные средства музыки и танца. Музыка к танцу и танец под
музыку. Подбор музыки к танцам. Анализ музыкального произведения перед
постановочной работой. Выработка приемов передачи музыкального образа.
Тема № 3.Тренировочные упражнения, элементы эстрады
Большое количество упражнений, носящих «аэробный» характер  это
упражнения, стимулирующие сердечную и дыхательную активность. Бег,
прыжки, танцевальные шаги  типичные упражнения аэробики. «Аэробную»
часть нужно постепенно увеличивать. В «Аэробную часть, также
включаются «элементы эстрады». Главная задача «аэробного» комплекса 
тренировка опорно-двигательного аппарата. Упражнения выполняются с
21

различной амплитудой, скоростью и в различных направлениях. В работу
вовлекаются крупные мышцы. Главная задача заключительной части
комплекса  вывести организм из состояния повышенной двигательной
активности и подготовить его к последующей деятельности.
Элементы эстрады
Эстрадный танец с его техническим и выразительным средством,
расширяет исполнительские возможности детей.
Изучение эстрадного танца, его виды и стили: техно, хип-хоп и т.п.
Тема № 4.Партерная гимнастика, элементы акробатики.
Повторение полученных ранее знаний и умений, навыков. Темп
исполнения увеличивается.
Применяется партерная разминка отдельным блоком для развития и
укрепления групп мышц: спины, живота, силы и натянутости ног.
Большое внимание на этой ступени уделяется упражнениям,
способствующим развитию «выворотности».
Шпагаты, растяжки.
Можно проводить занятия отдельным блоком, а можно применять на
занятиях: партерная гимнастика, акробатика, как связующее звено, после
хорошего разогрева мышц.
Элементы акробатики.
Повторение и закрепление пройденного материала. Координация
движений усложняется.
Тема № 5.Движения классического танца.
В движения у станка вводятся полупальцы. Комбинации усложняются
координацией исполнения. Культура движения рук  выразительность,
техника  форс в прыжках и вращениях. Критерии исполнительской
деятельности.
Повторяется весь пройденный материал, но исполняется в более быстром
темпе.
Элементы экзерсиса.
Батман сотеню М.Р. 4/4
Батман фондю М.Р. 2/4
Батман дубль фраппе М.Р. 2/4
Батман девлопе М.Р. 4/4
Батман тандюбаленсуар М.Р. 2/4
Ронд де жамб пар тер в демиплие ¾ 4/4
Пируэт сюрле ку де пье с V поз.во II поз.
Ронд де жамбанлер 4/4
Поза аттитюд.
Движения на середине.
Поза III арабеск. Положение рук и положение головы в позах, адажио из поз
и переходов на 16 тактов.
Танлие пар терр с пор де бра.
Па де буре с переменой ног
22

Прыжки:
Па эшапэ по IV поз. М.Р. 2/4
Па ассамбле вперед и назад в позах эфассе и круазе.М.Р. 2/4.
Па глисар М.Р. 2/4
Па баллоне М.Р. 2/4
Исполняются прыжковые комбинации на 8 тактов.
Новые элементы и движения вводятся постепенно.
Тема № 6.Элементы народно-характерного экзерсиса и движения
народного танца.
Усложняются техника, координация движений. Движения у станка и на
середине исполняется в координации с движениями рук.
Упражнения у станка выполняются в характере русских, цыганских танцев.
Усложняется ритмический рисунок, растет темп музыки.
Упражнения у станка.
Препарасьон.
Гран плие в открытых и прямых позициях ног. М.Р. 4/4
Притопы и развороты стоп. М.Р. 2/4
Флик-фляк по V поз. М.Р. 2/4
Ронд де жамб и ронд де пье и их разновидности. М.Р. 3/4 4/4.
Батман тандю жете баленсуар. М.Р. 2/4
Батман девлоне с ударом пятки, с двумя ударами пятки работающей ноги.
М.Р. 4/4
«Веер» М.Р. 2/4 или 6/8.
Растяжка по I поз.назад.
Движение на середине.
Исполняются различные выстукивающие комбинации в русском характере.
Хоровод  один из основных жанров русского народного танца.
Исполнение всех основных элементов медленно. Музыка народная на 2/4
(«светит месяц», «Страдания», «Вдоль по улице метелица метет» и др.)
Соединение рук в хороводах. Некоторые фигуры хороводов: «Круг», «Круг в
круге», «Стенка» (линии), «Улитка», «Змейка». Подготовка к движению 
открывание рук перед началом исполнения элемента. Приглашение к танцу
 вынос ноги на каблук (с фасоном).
Уральский народный танец.
Характерные движения рук, кистей и локтей.
Многообразие положение и движений рук с платочком.
Дроби во вращении в координации с руками на жести и в продвижении.
«Веревочка».
Движения для мальчиков.
Присядка  растяжки в стороны на носки и на каблуки.
Растяжки  разножки.
Хлопушки с усложненным ритмом, рисунком, координацией.
23

Исполнение танцевальных комбинаций в различном сочетании движений
Тема № 7.Элементы современного танца.
Современный танец – динамично развивающаяся система, органично
соединяющая технику джазового танца, танца – модерн и классического
балета.
Особенность современного танца – достаточная свобода педагога в
выборе лексического материала. Именно эта свобода позволяет создать
множество индивидуальных способов преподавания.
Основные технические принципы модерн – джаз танца: (поза коллапса,
изоляция и полицентрия, полиритмия, мультипликация, координация,
уровни, contraction u release.
Методика преподавания современного танца: (разогрев, изоляция,
упражнения для позвоночника, уровни, кросс – перемещение в
пространстве, комбинация или импровизация).
Наиболее распространенные комбинации:
Крест (вперед-центр-вверх-центр-назад-центр-вниз-центр)
Квадрат (все точки равноудалены от центра)
Полукруги (могут исполняться одним и двумя плечами, спереди-назад и
сзади-вперед)
Круг (к себе от себя может исполняться двумя плечами отдельно и
поочередно)
Восьмерка (два круга, которые исполняются поочередно плечами)
Грудная клетка (движения из стороны в сторону, вперед-назад, подъем и
опускание), позиции рук, позиции ног.
Тема № 8. Танцевальная импровизация.
Подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих
интерпретировать музыкальный образ.
Пластические импровизации (без показа педагога).
Импровизация возможно только на базе развития музыкального слуха,
творческого воображения, а также на основе свободного владения своим
телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают
внимание на технику их исполнения.
Сам процесс должен быть привлекательным, игровым и творчески
Тема № 9. Этикет танца.

Цикл бесед по хореографии: «История костюмов», «Деятели
искусств», «Беседы с выпускниками танцевального коллектива
«Сюрприз».


Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с
детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам
уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место,
извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
24



Воспитание чувства такта, умение вести себя в группе во время
занятий.



Воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям,
животным (например, радоваться успеху других детей и переживать,
если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время
движения).

Тема №10 Итоговое занятие
Участие в концертах, посвященных праздничным датам, новогодних
представлениях, отчетных концертах, а также участие в фестивалях –
конкурсах различного уровня, как областных, так и всероссийских, и
международных. Обсуждение плюсов и минусов в исполнении.

1.4 Планируемые результаты
Iступени
Обучая детей по данной программе, к концу обучения на I ступени мы
добиваемся следующих результатов:
Метапредметные
 Уметь исполнять различные упражнения в соответствии с
контрастным характером музыка;
 Уметь реагировать на начало музыки и ее окончание;
 Уметь исполнять музыкальное вступление препарасьон;
 Уметь исполнять движение в соответствии с темпом и ритмом
музыки;
 Уметь давать характеристику прослушанному произведению;
Личностные
 Уметь сохранять интервалы в движении;
 Уметь выполнять танцевальные движения;
 Уметь сопереживать и ценить партнера по совместному творчеству;
 Уметь радоваться за успех другого;
 Уметь дать оценку своим исполнительским возможностям;
Предметные
 Знать и исполнять танцевальные композиции;
 Знать определенные танцевальные навыки;
 Уметь хорошо ориентироваться в пространстве;
 Иметь большой запас исполнительской выразительности;
 Уметь использовать полученные двигательные навыки в творческих
программах, праздниках, тематических занятиях;
 Уметь импровизировать;
25

Показом уровня подготовки детей являются итоговое занятие (в виде
открытых занятий для родителей, показательных выступлений).
В конце года
проводится отчетный концерт - открытый показ,
демонстрация детьми педагогу и родителям приобретенных знаний, умений
и навыков. Оцениваются результаты пройденного детьми учебного
материала.
Планируемые результаты
II ступени
К завершению обучения на II ступени мы добиваемся следующих
результатов:
Метапредметные
 Уметь владеть определенным количеством движений классического
экзерсиса.
 Уметь владеть достаточным запасом движений - эстрадного,
народного и современного танцев.
Личностные
 Развиты физически.
 Максимально устранены недостатки осанки.
 Развита координация.
Предметные
 Знать и исполнять танцевальные композиции.
 Уметь научить товарища, ценить партнера по совместному творчеству
 Уметь анализировать музыкальное произведение.
 Уметь исполнять танцевальные композиции технично, выразительно,
эмоционально.
Планируемые результаты
IIIступень.
К завершению III ступени у ребенка сформирован комплекс знаний,
умений навыков, качеств, используемых в процессе обучения.
Метапредметные
 Обладать развитым художественным вкусом.
 Обладать эмоциональной отзывчивостью.
 Владеть широким кругозором в области искусства, танца, музыки,
живописи.
Личностные
 Четко представлять на их основе программу собственных
26

действий
 Уметь воспринимать задания и замечания.
Предметные
 Анализировать музыкальный материал.
 Владеть танцевальной техникой.
 Оперировать сформированными профессиональными
понятиями
 Владеть хорошей танцевальной манерой.
 Ребенок имеет представление о профессии хореографа.
Результативность освоения образовательной, общеразвивающей
программы «Развитие творческой
личности средствами
хореографии» отслеживается через участие воспитанников в
городских, а также областных, всероссийских и международных
конкурсах, концертных программах, в ежегодных отчетных
концертах, в проведении открытых занятий для родителей.
В репетиционной и концертной деятельности ребенок прилагает
максимум усилий для совершенствования своих исполнительских качеств.
Результаты не могут быть одинаковыми для всех воспитанников.
Объективная причина этого- индивидуальные данные детей и их различная
степень одарённости.
Итоговое занятие (в виде открытых занятий для родителей, показательных
выступлений).
В конце года
проводится отчетный концерт - открытый показ,
демонстрация детьми педагогу и родителям приобретенных знаний, умений
и навыков. Оцениваются результаты пройденного детьми учебного
материала.

27

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Условия реализации программы
Занятия по хореографии проводятся в танцевальном классе МАУ ДО
«Детско–юношеский центр» расположенном на втором этаже здания. Для
успешной реализации данной программы обучения детей хореографии
необходимы определённые условия
Материально – техническое обеспечение
 Ноутбук – 1 шт.
 Музыкальный центр – 1шт.
 Просторный зал, приспособленный для занятий хореографией
 Металлические станки для выполнения экзерсиса у станка - 3шт.
 Вдоль стен и станков зеркала - 23шт.
 Стол- 1шт.
 Стул -1шт.
 Раздевалки для детей
 Сцена, концертная площадка
Информационное обеспечение программы
 Фотографии – 1000 шт.
 Правила поведения в классе – 1шт.
 Словари терминов – 1шт.
 Видео – 10 шт.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования. Образование: высшее.
Концертмейстер, образование: средне-специальное
Методические материалы
ческом искусстве»
«Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы»
Формы аттестации/ контроля
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы,
отслеживаются и фиксируются в формах: видеозапись, фото, журнал
посещаемости.
Методы отслеживания:
1.Педагогическое наблюдение;
2.Педагогический анализ результатов участия воспитанников в
мероприятиях – конкурсах, концертах;
28

3.Педагогический анализ результатов активности и посещаемости
воспитанниками занятий.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
Образовательные результаты в соответствии с целью программы
демонстрируются в формах: диагностики отслеживания ЗУН, фото, видео
выступлений,
кубки,
грамоты,
поступление
выпускников
в
специализированные учреждения художественной направленности.
1. Концерты
2. Конкурсы
2. Отчетный концерт
3. Открытое занятие
4.Диагностические карты

2.2 Оценочные материалы


Дневник педагогических наблюдений (Приложение №I)



Карта диагностики уровня специальных хореографических данных по
программе «Развитие творческой личности ребенка средствами
хореографии» (Приложение № II)

Определения уровня освоения воспитанниками данной программы
проводится, согласно диагностической карты
 Диагностическая карта уровня развития творческих способностей
ребенка. (Приложение № III)
Диагностика
Мониторинг освоения детьми программы «Развитие творческой
личности ребенка средствами хореографии» проводится не менее 2 раз в год
(входящий и итоговый)
Уровни развития:
Основные критерии при оценке обучения:
Музыкальность, чувство ритма,
Двигательная координация, пространственная ориентация.
Развитие физических данных: гибкость, растяжки, выворотность,
танцевальный шаг.
Результаты оцениваются по пятибалльной системе:
5 - высокий уровень
4 - средний уровень
1-3 – низкий уровень
29

Оценочные критерии танцевальных способностей у детей
Минимальный уровень
способностей

1-3 балла
1. Подвижность
нервных процессов, т.е.
реагировать на темп,
динамику, ритм и
форму произведения
и т.п.
2. Умение работать по
образцу.

Средний уровень
способностей
4 балла
1. Подвижность нервных процессов.

Максимальный уровень
способностей
5 баллов
1. Подвижность нервных процессов.

2. Хорошие
внешние
данные
(правильно
сформированный
костно-мышечный
аппарат).

2. Хорошие
данные.

3. Умение
держать
равновесие,
иметь
хорошуюкоординацию и хороший
вестибулярный аппарат.
4. Умение работать по
показу.

внешние

3. Умение держать равновесие и т.п.
4. Умение работать по
образцу,
а
также
умение
импровизировать.
5. Психическая устойчивость в стрессовых
ситуациях (стабильность исполнения).
6. Выворотность.
7. Пластичность.
8. Гибкость.
9. Танцевальный шаг.
10. Артистизм.
11. Критерии красоты:
а) плавность;
б) постепенность перехода.

30

Результаты не могут быть одинаковыми для всех воспитанников.
Объективная причина этого - индивидуальные данные детей и их различная
степень одарённости.
2.3 Методические материалы
Для реализации программы используются следующие методы и приёмы
Приёмы и методы организации образовательного процесса


словесный (устное изложение, беседа)-беседа о характере музыки,
средствах её выразительности, объяснение методики исполнения
движений.



наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ
педагогом)- выразительный показ под счёт с музыкой.



практический (упражнение)- заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально- ритмического движения.



Аналогии (образ, поза, двигательная имитация) – метод аналогий с
животным и растительным миром.

Приёмы


игра



беседа



показ видеоматериалов



показ педагогом



наблюдение

Структура занятия может иметь один из двух предлагаемых вариантов ;
Вводная часть
Поклон-приветствие
1.Разминка –ходьба на всей стопе, на полупальцах; бег с выбрасыванием ног
назад; дыхательные упражнения.
Основная часть
2. Партерная гимнастика - упражнения направленные на поддержание
двигательной подвижности связок, суставов.
3. Танцевальные элементы.
Заключительная часть
Поклон – прощание
Вариант №2
Структура занятий состоит из трех частей
31

1 часть включает задания на умеренную
двигательную активность
построение, приветствие комплекс упражнений для подготовки разных
групп мышц к основной работе. По длительности-1/3 часть общего времени
занятия.
2 часть включает задания с большой двигательной активностью,
разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего задания.
3 часть включает танцевальные игры, творческие задания, комплекс
упражнений на расслабление мышц и восстановления дыхания, По
длительности 2-3 минуты.
Занятия 1 ступени проводятся в игровой форме, элементы классического
экзерсиса вводятся постепенно.
Дидактические материалы
 Инструкция по технике безопасности;
 Аудиоматериалы по темам;
 Видеоматериалы по теме «Беседы о хореографическом
искусстве»;
 Вспомогательная литература;

32

Список литературы
Нормативные документы и материалы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4. Сан Пин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования
детей»,
утвержденный
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41;
5. Устав МАУ ДО ДЮЦ, утвержденный Постановлением Администрации ГО
Верхний Тагил от 11.05.2017 г. № 310.
Для педагога
1. «Бальные танцы» А.Н. Беликова. М., 2014.
2. «Хореография» И.Э. Бриске. Челябинск, 2015.
3. «Гимнастическая терминология» А. Брыкин. М., 2015.
4. Воспитательная работа в самодеятельности. А.С. Каргин. М.,
«Просвещение», 2014.
5. Внешкольные учреждения. «Проблемы и перспективы. Институт развития
личности». М.Б.Коваль. М., 2016.
6. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. М.,
Просвещение, 2016.
7. Методическая разработка для учащихся КПУ хореографической
специализации. «Классический танец» (упражнения у станка). М.В.
Смирнова. М., 2015.
8. «Классический танец» (упражнения на середине зала). М.В. Смирнова. М.,
2015.
9. «Классический танец». Н. Тарасов. М., «Искусство», 2014.
10. «Народный танец». Ткаченко Т.М., «Исксство», 2015.
11. Весеннее настроение «Бальные танцы». А.Г. Шмикина. Екатеринбург,
2014.
12. «Модерн джаз-танец» В.Ю.Никитин М., ВЦХТ,1998 – (Серия «Я вхожу в
мир искусства», №4),. 2015.
13. http://www.ballet.classical.ru/ (Маленькая балетная энциклопедия);

33

14. http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam (сборники по
хореографии и танцам)
15. http://www.horeograf.com (все для хореографии и танцоров);
16.http://horeograf.ucoz.ru/blog/metodika_raboty_s_detmi_metodicheskoe_posobie_quot_ot_rit
miki_k_tancu_quot/2011-12-08-1 - о методике партерного экзерсиса-«Методика работы с
детьми. Методическое пособие «От ритмики к танцу».

Для детей
1.Старковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей, - М., 2014.
2. Танцы – начальный курс – М., 2014.
3.http://video4child.in.ua/tag/aerobika
4. http://dancealltime.ru/waltz/lessons/lesson_1.html
5. http://www.planetatalantov.ru/
6. http://www.horeograf.ucoz.ru
Для родителей
1.Пасотинская В. «Волшебный мир танца», – М., 2014
2.Константинова Л.Э. «Сюжетно-ролевые игры для дошкольников», – СПБ.:
Вита,2014.
3.Бриске И.Э. «Мир танца для детей», – Челябинск, 2014
4.Скрипниченко «Чудо ритмика» программа по хореографии для детей 4,56,5, Соликамск,
http://www.ballet.classical.ru/ (Маленькая балетная энциклопедия);
5. http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam (сборники по
хореографии и танцам)
6. http://www.horeograf.com (все для хореографии и танцоров);

34

Приложение I
Дневник педагогических наблюдений.
Фамилия, имя
Объединение
Педагог
Предметное творчество
Техника
Удовлетворительно 1
исполнения работы

Качественно 2

Безупречно 3

Сентябрь - Октябрь

Ноябрь

Компиляция 2

Декабрь - Январь

Февраль

Использование
готовых вариантов,
предложенных
педагогом
Импровизация 3

Март - Апрель

Май

Творческая
сторона работы

Подражание 1
Исполнительский
уровень работы

Максимально
творческая,
самостоятельно
выполненная
работа

35

Творчество в общении
Коммуникативные
умения

Пассивность 1

Средний уровень 2

Высокая активность 3

Негативные формы
общения 1

Сентябрь - Ноябрь

Декабрь

Отзывчивость,
равноправное
общение 2

Январь

Февраль - Март

Активное
сопереживание,
помощь 3

Апрель

Май

Содержательная
сторона общения

Сводная таблица педагогических наблюдений
Оцениваемые
показатели

Месяцы
Сентябрь ноябрь
3+3+4= 10

Декабрь февраль
4+4+5=13

Саморазвитие

3+3+3=9

4+4+5=13

Общение

3+3+3=9

4+4+5=13

Предметное
творчество

Примечание
Март май
5+5+6=16 Видна динамика в
предметном
творчестве
5+5+6=16 В саморазвитии
видна динамика
5+5+6=16 Ребенок
общительный

36

Приложение II
Карта диагностики уровня специальных хореографических данных по
программе «Развитие творческой личности ребенка средствами
хореографии»

Критерии:
Ф.И.ребенка
Балетные данные:


осанка



выворотность;



танцевальный шаг;



подъем стопы;



гибкость;



прыжок;

Критерии

Высокий
уровень 5
баллов

Средний
уровень 4 балла

Низкий уровень
1-3 баллов

1

Осанка

нормальная

Небольшие
проявления
искривления
(плечи,
лопатки)

Сутулость,
выпячивание
живота, прогиб
в пояснице
(выпячивание
ягодиц)

2

выворотность

Способность
ног (бедра,
голени, стопы)
стоять
выворотно

Присутствует
слабость
связочномышечного
аппарата при
достаточной
выворотности

Носки стоп
повернуты
внутрь
(косолапие)

3

Танцевальный шаг

Амплитуда
шага выше 90

Амплитуда
шага 90 при
нормальной
выворотности

Амплитуда
шага ниже 90

37

4

Подъем стопы

Правильное
строение стопы,
хорошая
эластичность ее
связок, высокий
подъем

Свод стопы в
пределах
нормы, подъем
средний

Плоскостопие,
маленький
подъем

5

гибкость

Корпус
свободно
наклоняется во
все стороны

Ограничен
наклон назад

Ребенку сложно
наклоняться в
любую сторону

6

прыжок

Ахиллово
сухожилие
эластично,
высокий
прыжок,
мягкость
приземления, в
момент прыжка
пальцы
вытянуты

Высота прыжка Сложно
средняя,
выполнить
недостаточная
прыжок
выворотность
во время
прыжка

Общая оценка уровня результативности: 7-20 баллов – программа в целом
освоена на низком уровне; 21-28 баллов – программа в целом освоена на
среднем уровне; 29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком
уровне.
Результаты оцениваются по пятибалльной системе:
5 -высокий уровень
4 -средний уровень
1-3 – низкий уровень
Результаты не могут быть одинаковыми для всех воспитанников.
Объективная причина этого - индивидуальные данные детей и их различная
степень одарённости
Итоговое занятие (в виде открытых занятий для родителей, показательных
выступлений)
В конце года
проводится отчетный концерт - открытый показ,
демонстрация детьми педагогу и родителям приобретенных знаний, умений и
навыков. Оцениваются результаты пройденного детьми учебного материала.

38

Приложение III
Диагностическая карта
Диагностическая карта уровня развития творческих способностей
ребенка.
Название программы
Ф.И.О. педагога
Ф.И. ребенка
1.

2.
3.
4.
5.

Параметры
Музыкальность (способность к
отражению в движении с характером
музыки и основных средств
выразительности)
Проявление некоторых особенностей
ребенка (замкнутость-общительность)
Творческие проявления
Пластичность, гибкость
Координация движений
Итого:

Начало года
2

Конец года
3

2

3

2
3
2
11 баллов – средний
уровень

3
3
3
15 баллов - высокий
уровень

Критерии показателей:
Высокий уровень - 3 балла – умение передавать характер мелодии,
самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять
движения на каждую часть музыки (в сумме от 15 баллов);
Средний уровень - 2 балла – в движении выражается общий характер музыки,
темп, начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда (в
сумме от 10 баллов );
Низкий уровень - 1 балл – движения не отражают характер музыки и не
совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения (в
сумме от 5 баллов);
Музыкальность – способность воспринимать и передовать в движении образ
И основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с
фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений
музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога);
Проявление некоторых особенностей ребенка :
1балл – зажатость;
2 балла – подвижность;
3 балла - общительность;
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также
придумывать собственные. Творческая одаренность проявляется в особой
выразительности движений, нестандартности пластических средств и
увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень
39

выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе
наблюдения.
Координация – точность, ловкость движений, координация рук и ног при
выполнении упражнений ( в ходьбе и в других общеразвивающих видах
движений ).
Гибкость, пластичность – способность мягко, плавно управлять рук ами,
музыкальность движений, подвижность суставов, гибкость позвоночника,
позволяющие
исполнять,
несложные
акробатические
упражнения
(корзиночка, полушпагат, лягушка, бабочка и др.
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать
средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии
ребенка на протяжении определенного периода времени.

Оценочные критерии танцевальных способностей у детей
40

Минимальный уровень
способностей
3. Подвижность
нервных процессов, т.е.
реагировать на темп,
динамику, ритм и
форму произведения
и т.п.
4. Умение работать по
образцу.

Средний уровень
способностей
5. Подвижность нервных процессов.

Максимальный уровень
способностей
12. Подвижность нервных процессов.

6. Хорошие
внешние
данные
(правильно
сформированный
костно-мышечный
аппарат).

13. Хорошие внешние
данные.

7. Умение
держать
равновесие,
иметь
хорошуюкоординацию и хороший
вестибулярный аппарат.

15. Умение работать
по образцу, а также
умение
импровизировать.

8. Умение работать по
показу.

14. Умение
держать
рав-новесие и т.п.

16. Психическая
устой-чивость
в
стрессовых ситуациях
(стабиль-ность
исполнения).
17.

Выворотность.

18.

Пластичность.

19.

Гибкость.

20.

Танцевальный шаг.

21. Артистизм.
22. Критерии красоты:
а) плавность;
б) постепенность перехода.

Основные критерии при оценке обучения:
Музыкальность, чувство ритма,
Двигательная координация, пространственная ориентация.
Развитие физических данных: гибкость, растяжки, выворотность,
танцевальный шаг.

Аннотация.
41

Предоставленная
программа
обучения
ребенка
средствами
хореографии создана согласна права альтернативного выбора форм и
методов обучения и рассчитана для детей от шести до шестнадцати лет.
Основные принципы, заложенные в данную программу: танец как способ
«проживания» ребенком ситуации, игра как способ познания и отражения
жизни, сочетание коллективного и индивидуального творчества, единство
чувственного и рационального. Исходя из принципов, выбрана форма подачи
учебного материала  «Развитие личности ребенка средствами хореографии».
Программа рассчитана на III ступени развития с постепенным поэтапным
переходом от игровых форм, этюдов и массовых танцев I ступени, до
создания образных композиций (мини-спектаклей) на III ступени.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».