Эстрадный-вокал Программа

Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Кировградского городского округа»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Эстрадный вокал»
(коллектив «Звёздная страна»)
(дополнительное образование детей 5 - 17 лет)
Срок реализации: 5 лет

Составитель:
Гордеева Елена Витальевна
Педагог дополнительного образования

Кировградский ГО
2020 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Эстрадный
вокал» разработана в соответствии с законодательными актами РФ:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, от 29
мая 2015 г. N 996-р г. Москва;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
(Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14)
- Устав МАУ ДО «ЦДТ», утвержденный Постановлением Администрации Кировградского
городского округа от 18.02.2018 г. № 221;
- Образовательной программой МАУ ДО «ЦДТ»;
- Внутренними локальными актами МАУ ДО «ЦДТ».
Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок
развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется
огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков.
Программа разработана для обучающихся, которые стремятся научиться красиво и
грамотно петь. При этом даётся возможность заниматься детям не только разного возраста, но
и разных стартовых способностей.
В данных условиях программа – это
механизм, который определяет содержание обучения вокалу, методы работы педагога по
формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе
изучения эстрадно-джазового вокала дети осваивают основы вокального исполнительства,
развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского
мастерства.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости,
обучения чувствованию и художественному воображению – это
путь через игру,
фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству,
развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального
искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Эстрадный вокал» - художественная, программа является модифицированной.
Актуальность программы обусловлена ориентацией на решение основных задач
Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года, № 204 « О национальных целях и стратегических
задач развития Российской Федерации на период до 2024 года». Дополнительная
образовательная общеразвивающая программа « Эстрадный вокал» ориентирована на
развитие детского голоса, приобщение детей к вокальной культуре и к музыкальной
культуре
в
целом.
Пение
является
одним
из
приоритетных направлений,
способствующий формированию общечеловеческих ценностей, норм поведения в
обществе, эстетических
взглядов, художественного вкуса,
воспитанию
понимания
прекрасного, расширяет и обогащает эмоциональную сферу ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы заключена в обязательном развитии
личностных качеств ребенка. Поэтому результатом обучения должны быть такие
показатели, как: любовь ко всему прекрасному, эмоционально-ценностное отношение к
окружающему, потребность к новым знаниям об искусстве пения, наличие музыкально-

эстетических идеалов, критическое и
избирательное отношение к различным
музыкальным явлениям, самостоятельность в их оценке.
Занятия по вокалу дают возможность обучающимся активно участвовать в
исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный
слух, вкус, помогают более полно раскрыть образ и характер исполняемого произведения.
Учитывая возрастные особенности и индивидуальность каждого ребенка, необходимо
способствовать приобретению ими навыков творческой деятельности и умения находить
наиболее эффективные способы достижения результата.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней
представлена структура последовательного индивидуального педагогического воздействия на
формирование певческих навыков обучающихся и сопровождающую систему практических
занятий. Программа мобильна, так как репертуар обновляется, каждая новая песня
подбирается под определѐнного ребѐнка или группу детей с учѐтом их стартовых
возможностей, вокальных и двигательных способностей, диапазона, тембра голоса,
психологических особенностей.
Интерес обучающихся к вокально-эстрадной деятельности позволяет привлекать детей к
занятиям, заполнять активным содержанием их свободное время, развивать творческие
способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует
гражданскую позицию и самосознание, помогает реализовать потребность в общении.
Программа предназначена для занятия с детьми и подростками, в возрасте от 5 до 18
лет. Набор обучающихся производится при отсутствии у них медицинских противопоказаний
к данному виду деятельности и при ярко выраженном желании реализовывать себя в
творческой деятельности. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход в
обучении позволяет сформировать и развить элементарные музыкальные способности
каждого ученика, необходимые для успешного занятия эстрадным пением.
Объем общеразвивающей программы.
Срок реализации программы – 5 лет.
Общее количество учебных часов на весь период обучения – 864ч
Программа состоит из 5 разноуровневых модулей:
1 модуль «Подготовительный уровень» - дети 5-7 лет. 72 учебных часа в год. 2 часа в неделю
(2 раза по 1 занятию.)
2 модуль «Стартовый уровень» - дети 7-10 лет. 144 учебных часа в год. 4 часа в неделю (2 раза
по 2 занятия)
3 модуль «Базовый уровень» - дети 10- 14 лет. 216 учебных часов в год. 6 часов в неделю (3
раза по 2 занятия)
4 модуль «Уровень освоения» - дети 14-17 лет. 216 учебных часов в год. 6 часов в неделю (3
раза по 2 занятия)
5 модуль «Продвинутый уровень» – дети 15-17 лет. 216 учебных часа в год. 6 часов в неделю
(3 раза по 2 занятия).
Продолжительность занятий – для дошкольников 30 минут, для школьников 45 минут.
Формы обучения – групповая.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, творческая встреча, мастер-класс,
открытое занятие, творческий отчет, обсуждения.
Формы подведения результатов – выступление в классе перед коллективом,
выступление на концерте и другом творческом мероприятии, участие в музыкальном
спектакле, отчетный концерт, участие в фестивале и конкурсе.
Цель программы - выявление и развитие творческих способностей обучающихся через
обучение эстрадному пению.
Программа направлена на решение следующих задач:
Обучающие:
 формирование певческих навыков;
 формирование и развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе

(дуэт, ансамбль);
 вовлечение детей в мир прекрасных песен и музыкальных произведений;
 Развивающие:
 развитие и поддержание устойчивого интереса ребенка к вокально-эстрадному
творчеству;
 развитие активности детей, снятие закрепощенности;
 Воспитательные:
 формирование личностных качеств у обучающихся: гражданственность, патриотизм,
бережного отношения к природе, любви к Родине, нравственно – эстетических норм,
межличностных отношений;
 воспитание трудолюбия, силы воли;
 воспитание интереса к певческой деятельности.
Решение поставленных задач основано на следующих педагогических принципах:








природосообразность обучения, позволяющий выстраивать процесс
согласно
индивидуальным возрастным, психофизиологическим особенностям учащихся;
предвидеть зону ближайшего развития ученика с учетом его природных музыкальных
способностей
доступность и последовательность, предполагающий, что объем и содержание
учебного материала соответствует уровню развития способностей учащегося,
имеющемуся запасу знаний, умений и навыков; движение от простых форм работы к
более сложным; от формирования умений к навыкам
сознательность и активность, заключается в целенаправленном восприятии изучаемого
музыкального материала, его осмыслении, творческой переработке и воспроизведении
наглядность обучения, основанная на применении разнообразных музыкальных
иллюстраций, демонстраций, на показе голосом вокального материала
результативность, предполагающая стремление и достижение конкретных целей в
процессе обучения – публичное выступление, участие в различных творческих
мероприятиях и конкурсах

Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- уметь определять цель музыкального саморазвития и наиболее эффективные способы ее
достижения
- уметь решать творческую задачу и объективно оценивать собственный результат
- уметь анализировать информацию в области
эстрадного творчества; заниматься
музыкальным самообразованием, организовывая свой досуг
- проявлять творческую инициативу в организации и проведении концертов,
театрализованных представлений, музыкальных спектаклей и других творческих мероприятий
-уметь оценивать с художественно-эстетической точки зрения различные культурные события,
формулировать и высказывать собственное мнение о произведении, исполнителе, манере
исполнения
Личностные результаты:
-иметь личностно-оценочные суждения о современной эстрадной культуре
- уметь разрешать конфликтные ситуации, строить отношения в творческом коллективе на
основе принципов сотрудничества
- уметь объективно оценивать собственное исполнение на каждом занятии, корректировать
задачи в саморазвитии по итогам репетиций и анализа выступлений

Предметные результаты:
- овладение основными навыками эстрадного пения / дыхание, звуковедение, артикуляция,
чистота интонирования, основные приемы эстрадного пения/
- овладение навыками сольного и ансамблевого исполнения / унисон, 2-х и 3-х голосие,
интонационный, ритмический и тембральный ансамбль/
-умение пользоваться основными вокальными техниками / субтон, фальцет, микст, скэт,
портаменто/
- владеть навыками концертных и конкурсных выступлений
- знать основы музыкальной грамоты, иметь представление об основных средствах
музыкальной выразительности
- знать общую характеристику основых эстрадных стилей и направлений
- знать классификацию певческих голосов
Учебно-тематический план.
1 модуль «Подготовительный уровень»
№

Общее
теория
количество
часов
Вводное занятие
1
1
Ритмические
дыхательные 13
4
упражнения:
1.1 Движение под музыку
3
1
1.2 Ритмические каноны
3
1
1.3 Дыхательные
4
1
упражнения
1.4 Тонопластика
3
1

практика Формы
контроля

2

Пальчиковые игры

8

3

Формирование
артикуляционного аппарата:
3.1Дикционные упражнения

1

4

5

Название темы

9
2
2
3

Анализ выполнения
Анализ выполнения
Анализ выполнения

2

Наблюдение

2

6

Анализ выполнения

12

4

8

6

2

4

Анализ выполнения

3.2 Скороговорки-распевки

6

2

4

Наблюдение/
прослушивание

Интонационные упражнения:

12

3

9

4.1Игровые
песенки- 4
распевки
4.2Основы звукообразования 4

1

3

1

3

4.3Формирование диапазона

1

3

6
4

12
10

4

2

2

музыкальной 8

3

5

Пение:
5.1Разучивание
материала

Основы

4

18
песенного 14

5.2Инсценировка песен

6

аттестации/

Прослушивание/анализ
исполнения
Прослушивание/анализ
исполнения
Прослушивание/анализ
исполнения
Анализ
исполнения/
самооценка
Анализ
исполнения/групповая
оценка

7

грамоты:
6.1
Элементарная 2
музыкальная грамота

1

1

Устный опрос

6.2Слушание музыки

6

2

4

Устный опрос

Итого

72

23

49

Содержание учебно-тематического плана
«Подготовительный уровень»
Вводное занятие.
Знакомство с группой.
Мониторинг музыкальных способностей – интонация, ритм, дикция.
1Тема: Ритмические дыхательные упражнения
1.1. Движение под музыку.
Теория:
Объяснение предлагаемых упражнений. Музыкальные подвижные игры. Понятие «темп,
сильная и слабая доля»
Практика:
Разучивание и выполнение простейших общеразвивающих, строевых упражнений,
направленных
на концентрацию внимания, расслабление отдельных групп мышц и
укрепление осанки. Согласование движения с характером, темпом и ритмом музыкального
сопровождения. Сочетание шага и бега в разном темпе. Хлопки и ходьба в такт музыке, сидя
на стуле. Различные движения руками. Музыкальные подвижные игры: «Нитка – иголка»,
«Цапля и лягушка», «У медведя во бору», «Эхо» и т.д.
1.2. Ритмические каноны.
Теория:
Объяснение сути понятия «метро-ритм». Понятие «канон». Объяснение разучиваемых
упражнений.
Практика:
Разучивание и выполнение ритмических игр и упражнений, формирующих и развивающих
ощущения метроритма в музыке. Ритмические упражнения: «Танец сидя», «Если весело
живется», «Шла веселая собака» и т.д., сочетающие различные движения руками, хлопки,
притопы, фиксирующие окончание фразы, сильную и слабую долю, паузу.
Простейшие упражнения ноги – метр, руки – ритм. Прохлопывание ритмического рисунка
исполняемых песен.
Работа над каноном, как простейшим видом двухголосия. Мимический канон. Канон жестов.
Ритмический канон со словами и без слов
1.3. Дыхательные упражнения.
Теория:
Понятие певческого дыхания. Понятие «диафрагма». Объяснение разучиваемых
упражнений.
Практика:
Сочетание дыхания с движением – вдох на подъем рук, выдох на наклон. Короткий
активный вдох через нос и длинный равномерный выдох через рот, со звуком. Упражнения
«Задуй свечу», «Мыльные пузыри», «Водолаз». Задержка дыхания на вдохе и выдохе.

Самый важный момент – перевести дыхание с ключиц на диафрагму. Упражнение «Надуй
мячик» - дыхание животом. Упражнение «Мельница» - непрерывный вдох и выдох с
наклонами в разную сторону.
1.4Тонопластика.
Теория:
Понятие «напряжение и расслабление». Объяснение разучиваемых упражнений.
Практика:
Комплекс простых игровых упражнений на снятие мышечных и психологических
зажимов, состояния усталости, тревоги, недоверия, оборонительной агрессии. Расслабление в
движении. Желательно исполнять под музыку, тогда упражнения становятся музыкальной
игрой. « В чистом поле дом стоит», «Ежики и пальмы», « Жевастики», «Хмурый и веселый».
Основной принцип – сначала создать сильное напряжение , а затем полностью расслабить
определенную группу мышц лица и тела.
2 Тема: Пальчиковые игры.
Теория:
Объяснение разучиваемых упражнений.
Практика:
Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных
действиях: поочередное сгибание и разгибание пальцев, работа одним пальцем, круговые
движения кистью и пальцами, выставление одного или несколько пальцев, сцепление,
соединение пальцев одной руки с другой, движение пальцев по различным частям тела и
поверхности.
Упражнения пальчиками с речитативом. Выполнение различных фигурок из пальцев – круг,
очки, бинокль, лодочка, цепочка. «Человечек», «Игра на рояле», «Два барана».
Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику рук и активизирует мыслительный
процесс. В сочетании с мелодекламацией, движением и дыханием способствует развитию
координации слуха и голоса.
3 Тема: Формирование артикуляционного аппарата
3.1. Дикционные упражнения.
Теория:
Понятие «звуки твердые и мягкие, глухие и звонкие, гласные и согласные»
Теория:
Работа над четким, твердым произношением согласных. Отдельные буквы, сочетания
букв согласные с гласными. Упражнения «лошадка», «ворона», «мухи», «жуки», «машинки».
Глубокое гортанное произношение гласных – ы, э, у, о, я. Сложные сочетания – БДГИ, БДГЭ,
БДГА, БДГО, БДГУ; ЗЖДРИ, ПТКИ, МНИ,ВСИ и т.д.
3.2. Скороговорки-распевки.
Теория:
Объяснение разучиваемых упражнений
Практика:
Разучивание и исполнение небольших попевок, выполняющих несколько функций –
распевка, дикционное упражнение, упражнение на развитие звуковысотности и метроритма.
Начинать проговаривать в медленном темпе, утрировано произнося все звуки. Использовать

приемы – пиано(шепотом) и крещендо с ускорением темпа. При выученном тексте переходить
к пропеванию в виде секвенции.
4 Тема: Интонационные упражнения
4.1. Игровые песенки-распевки
Теория:
Понятие «точность интонации, интонирование». Объяснение разучиваемых
упражнений.
Практика:
Разучивание и исполнение небольших по объему, простых по мелодике и ритму
песенок с забавным содержанием. Разучиваются и пропеваются секвенционно, начиная с 2-х,
3-х звеньев. «Сорока», «Дождик», «Два кота», «Баба яга», «Соловей». Начинать с песенок на
одной, двух нотах, диапазон терция, кварта. Сочетать пение хором и сольно, учитывая
индивидуальный диапазон каждого ученика. Начинать с середины первой октавы, постепенно
увеличивая диапазон вверх и вниз.
4.2.Основы звукообразования.
Теория:
Понятие «речевая позиция, гортань, небо, правильный певческий звук»
Практика:
Разучивание и выполнение упражнений С. Риггса. Дошкольники легко воспринимают
упражнения С.Риггса по формированию речевой позиции. Сложности возникают с пассажами
на «р»,опускающие гортань, т.к. большинство детей не проговаривают букву. Видя, как это
делают другие ученики, ребенок втягивается в процесс и , таким образом решаются
логопедические проблемы.
«Ми», «Ма», «Нэй», скрипучий звук, «крокодил» - эти упражнения дети воспринимают, как
игру. Обратить внимание на формирование гласной «а». «я», «е». Избегать прижатого и
плоского звучания.
4.3. Формирование диапазона.
Теория:
Понятие «певческий диапазон». Объяснение разучиваемых упражнений.
Практика:
Разучивание и исполнение комплекса упражнений, формирующих диапазон в
пределах первой октавы. На первых занятиях определить исходные данные каждого ребенка и
работать над диапазоном индивидуально. Как правило, дети не берут ноты ниже ре и выше
соль первой октавы. Расширение диапазона связано с развитием звуковысотных
представлений, навыков дыхания и четкой артикуляции. Ученикам- гудошникам помогут
«раскричаться» простые распевки – «Здравствуйте ребята», «Тиши мыши», «На качелях».
5 Тема: Пение
5.1. Разучивание песенного репертуара.
Теория:
Понятие «характер песни – жизнерадостный, лирический». Разбор содержания песни,
определение характера, темпа
Практика:
Песня прослушивается, пересказывается содержание, разучиваются слова,
определяется характер, темп. Прорабатывается ритмический рисунок. При разучивании
мелодии пропеваются отдельные обороты с показом рукой звуковысотности.

При выборе репертуара соблюдать следующие правила – интересное содержание, яркие
доступные образы; удобная тесситура, простая мелодическая линия, ярко выраженная ладовая
основа, простой запоминающийся ритм, удобный темп. Большая часть песен должна быть
жизнерадостного характера. «Паучок», «Дождик», «Гномики», «Божья коровка», «Ягодки» (
Например – репертура детской эстрадной студии «Дельфин»).
5.2.Инсценировка песен.
Теория:
Объяснение сути «инсценирования» песни. Распределение ролей.
Практика:
Выученные песни распределить по ролям ( куплетам, фразам) и разыграть в
соответствии с характером и образным содержанием. Такой вид работы очень нравится детям
и поддерживает в них стремление солировать, проявить себя. Движение в проигрышах в
соответствии с образом и содержанием также является элементом инсценировки. При
подготовке к праздникам, концертам для родителей дети могут разыгрывать песню,
исполняемую более старшими учениками ( «Неразлучные друзья»).Таким образом дети
получают возможность выйти на сцену и поучаствовать в серьезном мероприятии раньше, чем
они научатся петь. А это очень важно для поддержания интереса к занятиям.
6 Тема: Основы музыкальной грамоты
6.1. Элементарная музыкальная грамота.
Теория:
Понятие - «музыкальные звуки, звукоряд, ноты, высота звука, длительность, мажор и
минор».
Практика:
Упражнение «Звуки на пальчиках» ( система К. Орфа). Клавиатура фортепиано. Игра
на фортепиано отдельных звуков, звукоряда, попевок. Определение лада в разучиваемых
песнях. Восприятие мажора и минора, как основную краску в музыке.
6.2. Слушание музыки.
Теория:
Объяснение и разбор прослушиваемых песен, видеоклипов с опорой на знание
элементарных средств музыкальной выразительности
Практика:
Сочетание слушания музыки с видеорядом ( картинки, клипы). Слушание – небольшой
рассказ – рисунок. С целью воспитания активного слушателя, данная форма работы должна
содержать элемент поиска, загадки и отгадки. Узнавание простых доступных образов –
животные, сказочные персонажи, времена года, явления природы. К этой же форме работы
относится посещение концертов с выступлением учащихся старшего возраста.
Ожидаемые результаты.
Знания:
- общее представление о строении и работе голосового аппарта / гортань, небо, диафрагма/
-понятие о певческом дыхании и певческом звуке
- основы музыкальной грамоты /звуки, звукоряд, ноты, мажор-минор, темп, ритм, сильная и
слабая доля/
Умения и навыки:
- правильный певческий вдох в диафрагму
- умение распределять выдох

-правильное положение корпуса при пении
- четкая артикуляция согласных и округление гласных
-движение под музыку в такт и в заданном темпе
-исполнение простейших ритмических упражнений
- исполнение вокальных интонационных упражнений
-исполнение разучиваемых песен сольно и в ансамбле в унисон
- умение рассказать о прослушанном произведении /образ, характер, лад, темп/
Учебно-тематический план
2 модуль «Стартовый уровень»
№

Название темы

Общее
Теория
количество
часов
1
1

Практика Формы
аттестации/контроля

65

8

57

4

-

4

1.2

Вокально-интонационные
навыки:
Диагностика певческих
данных
Основы звукообразования

20

2

18

1.3

Формирование диапазона

14

2

12

1.4

Чистота интонирования

15

2

13

1.5

Ритмические упражнения

12

2

10

2

Работа над музыкальным
произведением:
Образ, характер
произведения
Средства музыкальной
выразительности
Эмоциональное содержание,
манера исполнения.
Прослушивание и выбор
репертуара.
Работа с ансамблем,
солистами

45

10

35

5

2

3

Устный опрос

5

2

3

Устный опрос

15

4

11

Прослушивание,
анализ

20

2

18

Прослушивание,
самооценка,
групповая оценка

10
4

2
1

8
3

4

1

3

3.3

Сценическая работа:
Работа над сценическим
образом, движение на сцене
Репетиция номеров, работа с
микрофоном
Инсценировка песен

2

-

2

Самооценка,
групповая оценка
Презентация работы

4

Концертная деятельность

4

-

4

Выступление

5
5.1

Беседы:
Песенный жанр

18
4

8
4

10
-

Устный опрос

Вводное занятие
1
1.1

2.1
2.2
2.3

2.4

3
3.1
3.2

-

Прослушивание.
Анализ
Прослушивание,
анализ исполнения
Прослушивание,
анализ исполнения
Самооценка. Анализ
исполнения
Анализ исполнения

Анализ выполнения

5.2
5.3

Музыкальная грамота
Просмотр музыкальных
фильмов, анализ сценических
выступлений

8
6

4
-

4
6

6

ИТОГО:

144

29

115

Устный опрос
Прослушивание,
анализ исполнения

Содержание учебно-тематического плана
«Стартовый уровень»
Вводное занятие – мониторинг состояния певческого аппарата. Организационные вопросы.
1 Тема «Вокально-интонационные навыки».
1.1 Диагностика певческих данных.
Практика:
Тестирование и определение исходного уровня данных по основным параметрам:
интонирование, диапазон, чувство ритма, дикция. С этой целью каждому ребенку
предлагается пропеть знакомую песню, повторить за педагогом небольшую попевку на разной
высоте, прохлопать стишок или фразу из песни.
Основы звукообразования.
Теория:
Понятие «голосовой аппарат, гортань, небо, нижнереберное дыхание, парные гласные»
Практика:
Упражнения С.Риггса на расслабление гортани - пассажи в пределах октавы с тремоло
губами на разные слоги.
Формирование нижнереберного дыхания - активный вдох в живот и длинный выдох.
Упражнения на выработку певческого полузевка - попевки с гласными « э, ы, у, о, я»; «и- е-ё ю - я».
С первых уроков строить работу над развитием певческого голоса, основываясь на следующих
принципах : - певческий аппарат развивается комплексно; голос звучит легко и
непринужденно; голосовой аппарат не должен напрягаться.
1.2

Формирование диапазона.
Теория:
Понятие «диапазон, певческая маска, небная перегородка, регистр»
Практика:
Упражнения по выравниванию регистров - трехзвучные попевки «ми, нэй, вью, вье».
Упражнения С.Риггса на «связное пение».
Начинать «раскачивать» диапазон с интервалов «секунда, терция», учитывая индивидуальные
особенности каждого ученика.
Развитие навыков пения в «маску» - ощущение резонанса носовой и придаточных полостей.
1.3

Чистота интонирования.
Теория:
Объяснение связи между слухом и голосом (координация)
Практика:
Развитие координации слуха и голоса при исполнении комплекса вокально-интонационных
упражнений.
Контроль за чистотой интонирования при исполнении музыкальных произведений графическое изображение мелодии, показ рукой мелодической линии.
1.4

1.4. Ритмические упражнения.
Теория:

Понятие «чередование сильных и слабых долей, музыкальная фраза»
Практика:
Разучивание и исполнение музыкальных игр, формирующих навыки слушания
музыкального материала, определения фразировки, контрастности динамики, темпа и
ритмического рисунка.
Упражнения на чередование сильных и слабых долей, соотношение разных длительностей.
Простейшие ритмические каноны.
Работа над ритмом параллельно работе над дикцией.
Каждая форма работы прорабатывается отдельно с каждым учеником и в малых ансамблях –
дуэты, трио, квартеты.
2.

Тема «Работа над музыкальным произведением».

2.1. Образ, характер произведения.
Теория:
Понятие «образ, характер произведения, содержание произведения»
Практика:
Формирование понятий «образ, характер произведения» в процессе обсуждения при
разучивании.
С первых занятий - выбор доступного по исполнению и интересного по образноэмоциональному состоянию произведений.
Предлагать для разучивания те произведения, которые вызывают у детей живой
эмоциональный отклик. Например: популярные песни из детских кинофильмов,
мультфильмов («Приключения Электроника», «Буратино», «Бременские музыканты»);
современные детские песни И.Фроловой, Е.Попляновой, К.Костина; песни из репертуара
«Волшебники двора», « Непоседы» и других популярных детских групп.
Средства музыкальной выразительности.
Теория:
Понятие «мелодия, ритмический рисунок, темп, лад, динамика»
Практика:
Обсуждение музыкальных произведений с опорой на профессиональные музыкальные
понятия. Знакомство с основными средствами музыкальной выразительности в процессе
прослушивания, разбора и разучивания музыкальных произведений.
2.2.

Эмоциональное содержание, манера исполнения.
Теория:
Понятие «эмоциональное содержание, манера исполнения»
Практика:
В процессе прослушивания и выбора репертуара обсуждается эмоциональное
содержание произведения, способы передачи определенного настроения и создания
конкретного образа. Разбирается манера исполнения конкретного исполнителя.
Для того, чтобы исполнение песни было ярким, образным, эмоциональным - работа над
произведением не должна сводиться к разучиванию текста. Дети должны хорошо понимать то,
что они поют.
Первым шагом в процессе формирования собственной манеры исполнения является
приобретение элементарных певческих навыков.
2.3.

2.4. Работа с ансамблем. Соло.
Теория:
Понятие «ансамблевое пение, сольное пение, интонационный и ритмический ансамбль»
Практика:
Разучивание произведений для сольного и ансамблевого исполнения.

Работа с дуэтами и соло позволяет добиться большей чистоты в интонировании. Сольное
пение развивает самостоятельность и уверенность в исполнении; обостряет работу слуха,
позволяет более детально проработать с каждым учеником отдельные интонации и наиболее
трудные моменты в произведении.
При работе с ансамблем необходимо уделять особое внимание выработке интонационного и
ритмического унисона.
3.

Тема «Сценическая работа».

3.1. Работа над сценическим образом. Движение на сцене.
Теория:
Понятие «сценическое пространство, культура поведения на сцене».
Практика:
Выработка культуры поведения ребенка на сцене, ощущения сценического
пространства в ходе репетиций. Умение концентрироваться на исполнении. При этом важно не
форсировать события, если ребенок боится сцены, теряется при виде зала, подсветки и т.д..
Преодолеть подобные страхи можно только путем многократных репетиций и выступлений
сначала перед небольшой, знакомой аудиторией.
Большая часть концертных номеров должна быть постановочного характера, что предполагает
регулярную совместную работу с хореографом.
Репетиция номеров.
Теория:
Объяснение основных принципов работы сценической аппаратуры (микрофон,
мониторы, колонки, свет).
Практика:
В ходе репетиций концертных номеров вырабатываются навыки работы с
микрофонами, умение слышать фонограмму и собственный голос через усилители; умение
двигаться на сцене с микрофоном.
Репетиция постановочных номеров.
3.2.

3.3. Инсценировка песен
Практика:
Инсценировка разучиваемых песен. На данном этапе работы необходимо опираться на
естественную тягу ребенка к ролевым играм. Можно проигрывать каждую песню в разных
лицах (персонажи). Использовать инсценировки песен, как одну из форм актерских этюдов.
Удобный материал для данной формы работы – песни из мультфильмов. Дети могут
копировать персонажи и в процессе предлагать свои варианты поведения или развития
ситуации.
Тема «Концертная деятельность».
Практика:
Участие в концертах и творческих мероприятиях разного уровня - внутри коллектива,
для родителей, мероприятия в школе, праздники.
4.

5. Тема «Беседы».
5.1.Песенный жанр.
Теория:
Понятие «песня». Песня народная и авторская. Песня с сопровождением и a,capella.
Жанровое разнообразие песни - лирическая, жизнерадостная, сказка, колыбельная и т.д.
5.2.Музыкальная грамота.
Теория:

Понятие «скрипичный ключ, звукоряд, длительности, мажор и минор»
Практика:
Изучение основ нотной грамоты. Графическое изображение мелодии.
Определение на слух мажора и минора. Устные ритмические диктанты.
Анализ сценических выступлений.
Практика:
Просмотр и обсуждение музыкальных мультфильмов.
Обязательный разбор пробных выступлений на занятиях в классе.
Анализ репетиций на сцене, выступлений перед родителями, в школе.
Обсуждение музыкальных программ ТВ - конкурсы, концерты.
5.2.

Ожидаемые результаты
Знания:
- иметь общее представление о работе голосового аппарата
- знать основы звукообразования /диапазон, регистр, певческая маска, парные гласные/
- понятие «нижнереберное дыхание»
- понятие «метро-ритм, музыкальная фраза»
- понятие « образ, характер музыкального произведения», «средства музыкальной
выразительности»/ мелодия, ритмический рисунок, темп, лад, динамика/
- иметь представление о сценическом пространстве и принципах работы со сценической
аппаратурой
-понятие «песенный жанр»
Умения и навыки:
- владеть навыками раскрепощения голосового аппарата
- владеть начальными навыками самоанализа и анализа сценических выступлений
- уметь вести себя на сцене, работать с микрофоном, слушать фонограмму
- владеть навыками выразительного, эмоционального исполнения песни
- чисто интонировать песни при сольном и ансамблевом исполнении в унисон
- владеть навыками певческого дыхания
- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок и четко артикулировать

№

1
1.1

1.2

1.3

2

Учебно-тематический план
3 модуль «Базовый уровень»
Название темы
Общее
Теория Практик
количеств
а
о часов
Вводное занятие.
2
2
Вокально-интонационные 80
8
72
навыки:
Развитие координации
35
3
32
голосового аппарата.
Дыхательные упражнения
Расширение певческого
20
3
17
диапазона. Упражнения
на выравнивание
диапазона
Чистота интонирования. 25
2
23
Соло. Ансамбль
Работа над музыкальным

60

12

48

Формы
аттестации/контроля

Прослушивание,
анализ исполнения
Прослушивание,
анализ исполнения
Самоанализ,
групповой
исполнения

анализ

2.1
2.2

2.3
3
3.1

3.2
3.3

4
5
5.1

5.2

6

произведением:
Образ, характер
произведения
Средства музыкальной
выразительности,
динамика развития,
фразировка,
терминология
Разучивание песен. Соло.
Ансамбль
Сценическая работа:
Сценический
образ,
сценическое движение в
сольных
номерах
и
ансамбле
Репетиция
концертных
номеров
Постановка
театрализованных
представлений
Концертная деятельность

10

5

5

Устный опрос

10

4

6

Устный опрос

40

10

30

Прослушивание,
анализ исполнения

44
8

10
2

34
6

Анализ исполнения

20

2

18

16

2

14

20

-

20

Самооценка,
групповая оценка
Просмотр,
презентация
постановки
Выступление

6
2

4
-

Устный опрос

4

4

Анализ исполнения

38

178

Беседы:
10
Классификация певческих 2
голосов. Вокальная
терминология
Анализ сценических
8
выступлений
Итого:

216

Содержание учебно-тематического плана
«Базовый уровень»
Вводное занятие.
Диагностика текущего состояния певческого аппарата. Организационные вопросы.
1. Тема « Вокально-интонационные навыки».
1.1 Развитие координации голосового аппарата. Дыхательные упражнения.
Теория:
Усвоение понятий «голосовой аппарат, речевая позиция, тембр голоса».
Объяснение техники выполнения упражнений.
Практика:
Закрепление и развитие навыков звукообразования.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Упражнения китайской дыхательной гимнастики.
Упражнения С. Риггса по освобождению гортани:
- пассажи на коротких, длинных и ломаных арпеджио на слоги « нэй, мам, гэ, гу, ги, ку»
- пассажи в нисходящем движении ( связывание диапазона)
Упражнения на освобождение голосового аппарата по методу К. Ликлэйстер
Упражнения в речевой позиции
Пассажи на стаккато и парные лиги.
Упражнения на формирование индивидуального тембра солистов.
1.2 Расширение певческого диапазона. Выравнивание диапазона.

Теория:
Усвоение понятий «диапазон сопрано и альта, открытый эстрадный звук». Объяснение
техники выполняемых упражнений.
Практика:
Продолжение работы над формированием и расширением певческого диапазона
индивидуально с каждым учеником. Выполнение комплекса упражнений по развитию
природных особенностей диапазона ученика – сопрано, альт.
Формирование открытого эстрадного звука.
Упражнения С.Риггса по выравниванию диапазона.
Задача данного этапа обучения – формирование связного диапазона от 1,5 до 2 октав.
1.3 Чистота интонирования. Соло, Ансамбль.
Теория:
Понятия «транспонирование, секвенция, канон, сольфеджирование»
Практика:
Упражнения на развитие интонационного и гармонического слуха:
- транспонирование различных мотивов, пассажей
- сольфеджирование ( гаммы, интервалы, аккорды)
- каноны
- пение A,сapella
- двухголосные попевки
- выстраивание аккордов
Работа сольно, индивидуально с каждым учеником.
Работа с ансамблем – дуэты, трио ( интонационный и тембровый ансамбль). Формирование
навыков двух и трехголосия в ансамбле. Подбор дуэтов и трио в соответствии с
индивидуальным тембром каждого ученика.
2. Тема « Работа над музыкальным произведением».
2.1. Образ, характер произведения.
Теория:
Усвоение понятий «образ, характер произведения; знакомство со стилевыми
особенностями /джаз, рок, поп/»
Практика:
Характеристика круга образов разучиваемых произведений.
Работа над раскрытием образа и характера произведения, выявление стилистических
особенностей исполнения.
Прослушивание и анализ исполнения современных эстрадных исполнителей и популярных
групп.
2.2 Средства музыкальной выразительности. Динамика развития. Фразировка. Терминология.
Теория:
Усвоение понятий «мелодия, гармония, аккомпанемент, фраза, предложение, цезура,
модуляция, тоника, тональность, кульминация, реприза, секвенция».Понятие «динамика
развития».
Практика:
Работа над фразировкой и драматургией произведения. Знакомство и освоение в процессе
разучивания различных приемов эстрадного пения – субтон, портаменто, филировка, скэт,
свинг.
При выборе репертуара опираться на предпочтения ученика, анализируя совместно различные
варианты и помогая остановиться на интересных в музыкальном и содержательном плане
произведениях.
Структура работы над произведением:

- показ ( исполнение, прослушивание записи)
- анализ содержания и средств музыкальной выразительности
- разучивание текста, мелодии
- работа над отдельными фразами на слоги
- работа над текстом, артикуляция
- работа над звукообразованием
- пение с сопровождением, работа над драматургией
- раскрытие эмоционального содержания, решение актерских задач
- пение под фонограмму
2.3 Разучивание песен. Соло, ансамбль.
Теория:
Усвоение понятий «тембральный ансамбль, ритмический ансамбль». Объяснение и
обсуждение выбранного репертуара, определение стилистических особенностей и выбор
манеры исполнения.
Практика:
Выбор репертуара, соответственно возрасту и индивидуальным возможностям (
«Волшебники двора», «Волшебный микрофон», «Непоседы», «Дельфин»)
Работа с солистами над звуковедением, легким, полетным звучанием. Большое внимание
уделяется точности в интонировании, дикционной четкости и остроте ритмического рисунка.
Работа с ансамблями ( дуэты, трио, квартеты). Тембральный и ритмический ансамбль.
Элементы 2-х и 3-хголосия. Данный вид работы наиболее сложный, т.к. требует
определенного уровня подготовки каждого участника ансамбля.
3. Тема « Сценическая работа».
3.1. Сценический образ. Сценическое движение в сольных номерах и ансамбле.
Теория:
Обсуждение сценического образа и движения, соответствующего разученному
произведению. Понятие «интерпретация, трактовка».
Практика:
Формирование сценического образа конкретного исполнителя в конкретном
произведении.
Выработка навыков сценического движения с микрофоном.
Постановка сольных и ансамблевых номеров ( дуэты, трио, бэк-вокал, подтанцовка).
Решение комплекса педагогических и психологических задач при подготовке учащихся к
выступлению.
Формирование навыка самостоятельной трактовки произведения.
3.2. Репетиция концертных номеров.
Теория:
Анализ и обсуждение проблем, возникающих в ходе репетиций.
Практика:
Постановка и репетиция концертного номера.
Работа в зале с аппаратурой, микрофонами, сценическим светом.
Интерпретация музыкального произведения.
3.3 Постановка театрализованных представлений.
Теория:
Обсуждение готовящегося мероприятия. Определение темы и сценарного плана,
распределение ролей и музыкального материала.
Практика:
Подготовка и проведение театрализованных музыкальных представлений ( отчетный
концерт, новогодний концерт и т.д.)
Разучивание и репетиция ролей.

Постановка мизансцен.
Запись музыкального сопровождения спектакля ( плюсовые фонограммы)
Репетиция отдельных сцен.
Прогон и генеральная репетиция спектакля.
Участие в новогодних постановках ЦДТ
4.Тема « Концертная деятельность»
Практика:
Публичные выступления являются одним из главных итогов работы с учащимися.
Выступления на сцене, перед различной аудиторией в качестве:
- солиста, участника ансамбля, в составе бэк-вокала
- ведущего мероприятие ( соведущего)
- исполнителя роли в спектакле, постановке, театрализованного представления
- осветителя, звукооператора
- работника сцены ( установка декораций, открытие занавеса, помощь в проведении
мероприятия).
Выступления на всех мероприятиях ЦДТ
Выступления на городских мероприятиях
Участие наиболее одаренных учащихся в фестивалях и конкурсах разного уровня.
5. ТЕМА «Беседы»
5.1. Классификация певческих голосов. Вокальная терминология.
Теория:
Определение певческих голосов по диапазону и тембру – сопрано, альт, контральто, тенор,
баритон.
Понятия – диафрагмальное дыхание, тесситура, нюансы в исполнении, атака звука.
5.2. Анализ выступлений.
Теория:
Понятие «оценка и самооценка качества выступления; объективные и субъективные
факторы неудачного исполнения»
Практика:
Прослушивание записей и просмотр видео с репетициями и концертными выступлениями
учащихся.
Работа над ошибками, поиск путей исправления недочетов. Акцент на положительных
моментах ( каждое выступление – это шаг вперед).
Прослушивание различных образцов эстрадно- джазовой музыки, просмотр видеоклипов,
концертных и конкурсных программ.
Анализ манеры исполнения, качества звучания голоса, постановки номера, внешнего вида (
сценического образа) исполнителя.
Посещение концертов с последующим анализом ( коллективы ЦДТ, ДК, Новоуральска и т.д.).
Ожидаемые результаты
Знания:
- понятия «речевая позиция, индивидуальный тембр голоса»
- представление о диапазоне сопрано и альта
-основные понятия вокальной терминологии, классификация певческих голосов
- понятия «мелодия, гармония, аккомпанемент, фраза, предложение, цезура, модуляция,
секвенция, тоника, тональность, кульминация, реприза»
- усвоить понятие « динамика развития, сквозное развитие»
- знать основные приемы эстрадного пения
- знать критерии оценки и самооценки выступления, исполнения
- знать структуру самостоятельной работы над произведением
Умения и навыки:

- владеть навыками правильного звукообразования и освобождения гортани
- владеть приемами лечебной дыхательной гимнастики
- иметь диапазон, сформированный в 1,5 – 2 октавы
- уметь петь a,capella, сольно, в двух и трехголосном ансамбле
- владеть музыкальной терминологией, в пределах полученных знаний
- владеть навыками самостоятельной интерпретации произведения
- владеть навыками сценической работы
- уметь анализировать музыкальное произведение, качество исполнения
- уметь проявить себя в различных видах творчества ( солист, участник ансамбля,
исполнитель роли в спектакле, работник сцены, автор сценария, ведущий и т.д.)
Учебно-тематический план
4 модуль «Уровень освоения»
№

1
1.1

1.2

1.3

1.4
2
2.1

2.2

2.3
2.4
3
3.1

3.2

Название темы
Вводное занятие
Вокально-интонационные
навыки:
Дыхательные упражнения.
Владение диафрагмальным
дыханием.
Развитие и выравнивание
диапазона. Развитие
четкой, артистичной
артикуляции.
Формирование
индивидуального тембра
(работа с солистами).
Тембральный и
интонационный ансамбль
Работа над музыкальным
произведением:
Использование
разнообразных вокальных
приемов, владение
средствами музыкальной
выразительности.
Создание индивидуального
образа и характера в
произведении. Соло
Ансамблевое исполнение –
2-х и 3-хголосие
Театрализация. Участие в
музыкальных спектаклях
Сценическая работа:
Сценический образ,
характер, движение в
сольных номерах и
ансамбле.
Репетиция концертных
номеров.

Общее
количество
часов
2
80

Теория

Практик
а

Формы
аттестации/
контроля

2
10

70

10

2

8

10

2

8

30

3

27

Прослушивание,
самоанализ

30

3

27

Прослушивание,
групповой анализ

60

10

50

10

2

8

Прослушивание,
анализ
исполнения

20

3

17

Наблюдение,
самооценка

20

3

17

10

2

8

Групповая
самооценка
Презентация
постановки

44
8

4
2

40
6

20

-

20

Прослушивание,
анализ
исполнения
Прослушивание,
анализ
исполнения

Наблюдение,
анализ
исполнения
Прослушивание

3.3
4
5
5.1

5.2
6

Постановка музыкальных
спектаклей
Концертная деятельность
Беседы:
Вокальная терминология.
Понятие основных
эстрадных вокальных
приемов.
Анализ сценических
выступлений
Итого

16

2

14

Презентация

20
10
2

2
2

20
8
-

Выступление

8

-

8

Прослушивание,
анализ

216

28

188

Устный опрос

Содержание учебно-тематического плана
«Уровень освоения»
Вводное занятие.
Диагностика состояния певческого аппарата. Организационные вопросы. Творческие
планы. Репертуарный план.
1.Тема «Вокально-интонационные навыки».
Дыхательные упражнения. Владение диафрагмальным дыханием.
Теория:
Усвоение понятия «диафрагмальное дыхание, задержка вдоха и распределение
выдоха.
Практика:
Регулярное выполнение комплекса дыхательных упражнений на укрепление
диафрагмы. Элементы китайской оздоровительной системы ЦиГун. Развитие умения
регулировать силу и протяженность звука с помощью дыхания.
1.1.

Диапазон. Артикуляция.
Теория:
Усвоение понятий «рабочий диапазон, диапазон по типу голоса, трель, пассаж.
Арпеджио. Объяснение разучиваемых упражнений
Практика:
Исполнение упражнений по методу С.Ригса по расширению и выравниванию
диапазона. Формирование рабочего диапазона в 2 октавы с учетом типа голоса ученика (
сопрано, альт, тенор, баритон):
- пение треллями; пение пассажей на различные сочетания гласных и согласных
- пение гамм и арпеджио по аккордовым звукам в диапазоне 2 – 2.5 октавы
- упражнения в речевой позиции
- упражнения на подвижную диафрагму (парные лиги)
Комплекс дикционных упражнений, развивающих артикуляцию. Скороговорки и
речевки в разных темпах и тесситурах.
1.2.

Работа с солистами. Индивидуальный тембр.
Теория:
Понятие «резонатор, виды резонаторов». Принципы работы резонаторов.
Практика:
Индивидуальная работа с учащимися. Упражнения на включение резонаторов –
грудного, головного, твердого неба. Упражнения с использованием сонорных согласных
в сочетании с различными гласными. Работа с переходными нотами, сглаживание
регистров. Формирование тембрально- окрашенного диапазона у каждого ученика.
1.3.

Ансамбль – тембральный и интонационный.
Теория:
Понятия «тембральный ансамбль, унисон, интервал, аккорд»
Практика:
Работа с дуэтами, трио, квартетами. Упражнения на чистоту интонирования в
ансамбле – в унисон, на различные интервалы, аккорды. Работа над тембральным
ансамблем – упражнения на активизацию слуха и формирование слитного,
выравненного звучания в отдельных гласных, интервалах и аккордах.
1.4.

2 Тема « Работа над музыкальным произведением».
2.1. Разнообразие вокальных приемов. Средства музыкальной выразительности.
Теория:
Понятие основных приемов в вокальной технике. Усвоение основных средств
музыкальной выразительности – мелодия, аккомпанемент, лад, темп, метроритм.
Практика:
Практическое освоение разнообразных вокальных приемов:
-филировка; субтон; портаменто; скэт; свинг; гроулинг; фальцет
Разучивание музыкального произведения с опорой на средства музыкальной
выразительности. Владение фразировкой и динамикой развития. Подбор песен, где
тональность соответствует диапазону ученика.
Работа со словом; осмысленное и выразительное интонирование текста песни.
2.2. Индивидуальный образ и характер в произведении. Соло.
Теория:
Разбор и анализ текстов песен на английском языке. Усвоение понятия
«индивидуальная трактовка произведения».
Практика:
Работа над сольными произведениями. Развитие навыков сольного исполнения.
Обсуждение характера произведения и выбор интерпретации. Разучивание песен в
разных жанрах и стилях, на русском и английском языках. Работа с текстом;
декламирование в ритме; интонирование; отработка наиболее трудных интонационных
ходов. Формирование индивидуальной манеры исполнения.
2.3. Ансамблевое исполнение. 2-х и 3-хголосие.
Теория:
Виды вокальных ансамблей. Особенности смешанного ансамбля.
Практика:
Разучивание произведений для исполнения различными составами ансамблей –
дуэты, трио, квартеты; женские, мужские, смешанные.
Использование сольного пения отдельных фраз в сочетании с ансамблем. Работа над
интонационным, ритмическим, тембральным ансамблем. Гармонический ансамбль –
использование многоголосия, как подпевку (бэк); отдельные интервалы и аккорды.
2.4.Театрализация. Участие в музыкальных спектаклях.
Теория:
Обсуждение темы и сценарного плана музыкального спектакля и концерта.
Выбор персонажей и распределение ролей.
Практика:
Разработка и подготовка театрализованных представлений – Новогодний концерт,
Отчетный концерт, День матери и т.д. Выбор сюжета, действующих лиц и исполнителей.
Выбор музыкального материала (песен) и фонового сопровождения. Создание сценария.
Разучивание ролей, текста и песен.

Активное участие в музыкальных спектаклях ЦДТ ( Новогодние и др.). Запись
музыкального материала для постановок ЦДТ.
3. Тема « Сценическая работа».
3.1. Сценический образ, характер. Движение в сольных и ансамблевых номерах.
Теория:
Усвоение и расширение понятия «сценический образ» на основе анализа
исполнения популярных певцов и собственного сценического опыта
Практика:
Построение сценического образа. Просмотр видеоклипов популярных
исполнителей. Работа над спецификой звуковедения и дикции при пении в микрофон.
Работа над артистизмом исполнения.
Постановка и отработка сценического движения в сольных номерах и синхронного
движения в ансамбле. Помощь хореографа. Постановка совместных песеннотанцевальных номеров.
3.2. Репетиция концертных номеров.
Практика:
Репетиции на сцене с солистами и ансамблями. Работа с микрофоном и
фонограммой. Постановка света. Отработка сценического движения. Создание
законченного эстрадного номера.
3.3. Постановка музыкальных спектаклей.
Теория:
Сценарий концерта, спектакля. Сюжетные линии, персонажи. Распределение
ролей.
Практика:
Репетиции на сцене театрализованных представлений – репетиции по ролям;
отдельных музыкальных номеров.
Постановка и репетиция отдельных сцен.
Прогон и генеральная репетиция спектакля. Участие в музыкальных представлениях и
отчетных концертах коллективов ЦДТ.
Участие в тематических театрализованных мероприятиях ( Новый год, 9 Мая, 8 Марта и
т.д.)
4 Тема «Концертная деятельность»
Практика:
Публичные выступления на разных уровнях и площадках, как главный итог
работы.
Выступления в концертах в качестве солиста, участника ансамбля, в бэк-вокале.
Выступление в спектакле, театрализованной постановке, тематическом мероприятии в
качесвте ведущего, соведущего, исполнителя роли.
Участие во всех мероприятиях ЦДТ для различной целевой аудитории – школьники,
родители, педагоги, работники различных служб и ведомств.
Участие в городских мероприятиях на различных площадках – ЦДТ, ДК, площадь.
Участие наиболее одаренных учащихся в фестивалях и конкурсах разного уровня.
5 Тема «Беседы»
5.1. Вокальная терминология. Основные вокальные приемы.
Теория:

Понятие – голосовой аппарат; атака звука; диапазон; темб голоса, обертоны;
регистры; диафрагмальное дыхание; микст; вибрато.
Определение основных вокальных приемов – субтон, филировка; скриминг; скэт; свинг;
гроуминг. Анализ прослушиваемых примеров.
5.2. Анализ сценических выступлений.
Практика:
Прослушивание записей и просмотр видео репетиций и концертов.
Развитие навыка самооценки, адекватного восприятия всех плюсов и минусов в
исполнении.
Посещение и обсуждение концертов эстрадных коллективов ЦДТ и города.
Просмотр и обсуждение популярных конкурсных программ – «Голос» и «Голос. Дети».
Анализ манеры исполнения, сценического движения, внешнего вида и оформления
номера на примере популярных исполнителей ( «Евровидение»)
Ожидаемые результаты
Знания:
- понятия «диафрагмальное дыхание, рабочий диапазон баритона, тенора, альта,
сопрано»
- виды и типы резонаторов
- интервал, аккорд, мелодическое и гармоническое исполнение
-понятие «тембральный и ритмический ансамбль»
-основные приемы эстрадной вокальной техники
- смешанный состав ансамбля
-основные средства музыкальной выразительности
Умения и навыки:
- уметь пользоваться диафрагмальным певческим дыханием
- петь в диапазоне 2 октавы
-владеть навыками пения в речевой позиции
-уметь направлять звук в резонаторы
-держать строй в ансамблях /2-х, 3-х и 4-хголосии/
-владеть навыками выразительного пения, фразировкой и динамикой
-использовать элементы основных вокальных техник
-исполнять произведения на иностранном языке
- уметь анализировать музыкальное произведение, качество исполнения
- уметь проявить себя в различных видах творчества ( солист, участник ансамбля,
исполнитель роли в спектакле, работник сцены, автор сценария, ведущий и т.д.)
Учебно-тематический план
5 модуль «Продвинутый уровень»
№

Название темы
Вводное занятие

1
1.1
1.2

Общее
Теория Практика Формы
количество
аттестации
часов
\контроля
2
2
-

Вокально-интонационные
70
навыки:
Дыхательные упражнения
15
Расширение и выравнивание 15
диапазона. Артикуляция

16

54

3
3

12
12

Наблюдение
Прослушивание,
анализ

Освоение
основных 15
вокальных приемов
Интонационно-ритмический 25
ансамбль

5

10

5

20

2

Работа над музыкальным 70
произведением:

16

54

2.1

8

2

6

12

4

8

2.3
2.4
2.5

Прослушивание и выбор
репертуара
Разучивание
песен
на
иностранном языке
Работа с солистами
Работа с ансамблями
Театрализация

20
20
10

4
4
2

16
16
8

3

Сценическая деятельность:

44

6

38

3.1

2

12

3.2
3.3

Постановка
концертных 14
номеров
Репетиции на сцене
16
Постановка спектаклей
14

4

16
10

Наблюдение,
Анализ
Прослушивание
Презентация

4

Концертная деятельность

20

-

20

Выступление

5

Беседы:

10

4

6

5.1

2

-

Устный опрос

5.2

Жанровое
разнообразие 2
эстрадной музыки
Анализ выступлений
8

2

6

Устный опрос

6

Итого

44

172

1.3
1.4

2.2

216

Прослушивание,
Анализ
Групповой
анализ

Анализ
выполнения
Анализ
и
самоанализ
Прослушивание
Прослушивание
Презентация

Содержание учебно-тематического плана
«Продвинутый уровень»
Вводное занятие.
Диагностика текущего состояния певческого аппарата. Обсуждение творческих планов.
Организационные вопросы.
1.Тема «Вокально-интонационные навыки».
1.1 Дыхательные упражнения.
Теория:
Закрепление понятий о принципах певческого дыхания, работе диафрагмы, координации
мышц корпуса, участвующих в процессе пения
Практика:
Выполнение комплекса дыхательных упражнений на каждом занятии. Выполнение
упражнений оздоровительной гимнастики, укрепляющей мышцы корпуса и развивающей
объем легких / гипервентиляция легких в статическом положении тела и в движении с
поворотами и наклонами/. Контроль за физическим состоянием, т.к. данные упражнений
могут вызвать головокружение.
1.2 Расширение и выравнивание диапазона. Артикуляция.

Теория:
Определение понятий «регистр, резонаторы, диапазон, артикуляционный аппарат».
Объяснение сути исполняемых упражнений.
Практика:
Выполнение с каждым учеником индивидуально комплекса упражнений по расширению и
выравниванию диапазона. Подбор упражнений с учетом индивидуальных особенностей
голоса /мужской - женский, баритон, тенор, альт, сопрано /. Упражнения С. Риггса, Д.Мигдал
на выравнивание диапазона и освобождение нижней и верхней челюсти, гортани, активацию
губ и языка.
1.3 Освоение основных вокальных приемов.
Теория:
Закрепление понятий « субтон, фальцет, расщепление, драйв, вибрато, скэт»
Анализ вокальной техники популярных исполнителей. Объяснение техники выполнения
упражнений.
Практика:
Разучивание и выполнение комплекса вокально-интонационных упражнений,
направленных на развитие вокальной техники / упражнения И. Цукановой, «Школа
эстрадного вокала»/. Упражнения на быстрое и плавное переключение – субтон-нос-небо.
Упражнения на развитие подвижности небной перегородки и поднятие верхнего неба.
На примере конкретных произведений освоение различных вокальных техник /субтон и скэт в
джазе, расщепление и драйв в роке/.
1.4 Интонационно-ритмический ансамбль
Теория:
Закрепление понятий «унисон, тембральный, интонационный, ритмический ансамбль».
Понятия « фраза, цезура, предложение, затакт».
Практика:
Выполнение комплекса упражнений на развитие навыков ансамблевого исполнения:
- ритмические упражнения с использованием сложных ритмических формул в 2-х и 3-х
голосии; ритмические каноны; сочетание метра и ритма /руки-ноги/
- интонационные упражнения на развитие гармонического слуха / выстраивание интервалов и
аккордов в 2-х и 3-хголосии/
-дикционные упражнения на развитие навыка одновременного произношение звуков / начало
звука, замыкание звука, точность ритма и дикции в декламации/
-выстраивание тембрового ансамбля в процессе выполнения всех вокальных упражнений.
2.Тема «Работа над музыкальным произведением.
2.1 Прослушивание и выбор репертуара
Теория:
Составление репертуарного плана для каждого ученика. Распределение учеников в
ансамбли – дуэты, трио, квартеты. Выбор репертуара в соответствии с предпочтениями
учащихся и планом творческих мероприятий.
Практика:
Прослушивание и анализ разножанровой эстрадной музыки. На данном этапе обучения
ученикам предлагается самостоятельно искать музыкальные произведения. При анализе
музыки определяется не только эстетическая ценность, но и соответствие возможностям
ученика. В отдельных случаях произведения выбираются «на вырост», позволяющие в
процессе разучивания овладеть более сложными навыками и техниками.
2.2 Разучивание песен на иностранном языке.
Теория:

Опираясь на особенности музыкального слухового восприятия – анализировать, разбирать
текст /английский например/ и особенности произношения/пропевания/ в оригинале.
Практика:
Прослушивание песни одновременно отслеживая текст и делая пометки о паузах, цезурах,
распевании, ритмических оборотах. Тщательное проговаривание текста по транскрипции.
Проговаривание текста в ритме в медленном темпе и в оригинале. Проучивание отдельных,
наиболее трудных оборотов. Пение с оригиналом. Пение с учетом стилистики данного
произведения.
2.3. Работа с солистами
Теория:
Понятие «индивидуальный тембр, диапазон, границы возможностей»
Практика:
На данном этапе обучения основным результатом является активная концертная
деятельность каждого ученика. Наиболее продвинутые ученики готовятся к конкурсным
выступлениям по индивидуальному плану. В соответствии с уровнем развития вокальных
навыков подбирается сольный репертуар. Форма проведения занятий – индивидуальная.
Помимо участия в конкурсах и фестивалях ученики выступают на концертах, музыкальных
спектаклях и других творческих мероприятиях ЦДТ и школ города.
2.4 Работа с ансамблями
Теория:
Анализ тембрального сочетания голосов в ансамбле. Стилистический ансамбль.
Практика:
Подбор исполнителей в разные составы ансамблей – дуэты, трио, квартеты, смешанные
ансамбли. Распределение по голосам. Разучивание произведения отдельно по голосам;
отдельно с каждым учеником. Соединение в многоголосие по отдельным фразам и
предложениям. Выстраивание отдельных, наиболее трудных оборотов. Выстраивание
аккордов. Пропевание по голосам с фонограммой. Наиболее сложная и крайне полезная форма
работы – исполнение многоголосия a,capella . Исполнение разучиваемого произведения в
сопровождении фортепиано /гармоническая поддержка/ и под минусовую фонограмму.
2.5 Театрализация
Теория:
Понятие «театрализация, театрализованное представление»
Практика:
Выбор темы и сюжета для театрализованного концерта. Составление сценарного плана.
Распределение ролей. Разучивание ролей / ведущий концерта, персонаж/
3.Тема «Сценическая деятельность»
3.1. Постановка концертных номеров.
Теория:
Обсуждение сценического образа и характера. Выбор сценического движения.
Практика:
Работа над созданием сценического образа каждого исполнителя в соответствии с
характером произведения. Постановка сценического движения. Совместная работа с
хореографом. Постановка сольных и ансамблевых номеров.
3.2 Репетиции на сцене.
Практика:

Работа на сцене с солистами и ансамблями. Работа со сценической аппаратурой.
Выстраивание ансамбля в микрофоны. Отработка поставленных номеров под фонограмму.
Репетиции со светом и костюмами.
3.3 Постановка музыкальных спектаклей
Теория:
Понятие «мюзикл, драматургия музыкального спектакля»
Практика:
Участие в музыкальных спектаклях ЦДТ. Разучивание и исполнение ролей. Разучивание и
запись фонограмм к спектаклю. Постановка музыкальных спектаклей в коллективе
/Бременские музыканты», «Красавица и чудовище», «Королева снежная»/
4.Тема «Концертная деятельность
Практика:
Выступление на концертах и мероприятиях ЦДТ и других городских площадках.
Выступления на различных мероприятиях и конкурсах в школах. Выступления на
тематических и отчетных концертах коллектива. Выступление наиболее продвинутых
учащихся на конкурсах и фестивалях различного уровня.
5.

Тема «Беседы»

5.1.Жанровое разнообразие эстрадной музыки.
Теория:
Понятие «жанровое и стиливое разнообразие современной эстрадной музыки». Знакомство
с основными признаками джаза, рока, блюза и поп-культуры. Краткий анализ популярных
стилей хип-хоп, рэп, R&B.
5.2 Анализ выступлений.
Теория:
Понятие «критерий оценки и самооценки исполнения»
Практика:
Анализ всех выступлений. Просмотр видео выступлений и обсуждение. Самоанализ в ходе
репетиций и по итогам выступлений. Выработка положительного взгляда и продуктивного
подхода к обсуждению. Оценка недочетов, как стимула к дальнейшему росту и развитию.
Воспитание взаимоподдержки в коллективе.
Ожидаемые результаты
Знания:
-строение и принципы работы голосового аппарата
- строение и принципы работы артикуляционного аппарата
-понятие «интонационно- ритмический ансамбль
- понятие «стилистический ансамбль»
- основные жанры и стили современной эстрадной музыки
- понятия «театрализация, театрализованное представление, мюзикл, драматургия
музыкального спектакля»
- критерии оценки и самооценки исполнения
Умения и навыки:
- владеть техникой выполнения комплекса дыхательных упражнений и лечебной гимнастики
- владеть четкой дикцией и правильной артикуляцией
- владеть навыками качественного звукообразования на протяжении всего рабочего диапазона
- уметь самостоятельно выбирать репертуар с учетом своих исполнительских возможностей
- уметь самостоятельно работать с песнями на иностранном языке
- владеть навыками ансамблевого исполнения в различных составах

- уметь самостоятельно работать над сценическим образом и движением
- вести активную творческую концертную деятельность / для продвинутых учащихся –
выступления на конкурсах/
-владеть навыками анализа и самоанализа исполнения
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
 Просторный кабинет для занятий, отвечающий требованиям звукоизоляции
 Цифровое пианино
 Компьютер
 Аппаратура для репетиций( пульт, колонки, микрофоны с базами)
 Концертный зал
 Сценическая аппаратура ( микрофоны, колонки, мониторы), звукооператор
 Концертные костюмы, реквизит для музыкальных спектаклей
Информационное обеспечение:
 Интернет-сайт xminus.me для поиска минусовок песен
 Интернет-сайт ВКонтакте, приложение «музыка» для поиска музыкального материала
 Интернет-сайт youtube.come для поиска и просмотра видеоклипов, концертов,
конкурсов, мастер-классов
 Интернет-сайты для поиска текста песен, перевода и транскрипции иностранных песен
Кадровое обеспечение:
 Педагог с музыкально-педагогическим образованием /высшим или среднеспециальным/, владеющий навыками игры на музыкальном инструменте и опытом
работы в музыкальной педагогике
 Звукорежиссер –оператор
 Хореограф-постановщик
Методические материалы:
 «Музыка и чудеса» И. Каплунова, И. Новоскольцева, С.-Петербург, «Композитор», 2000
г.
 « Песни для голоса с фортепиано», Дж. Гершвин, Екатеринбург, «Гулисы», 2000 г
 « Хоры из американских мюзиклов», Москва, «Музыка», 1989 г.
 « Волшебные звуки», И. Мнанкова, И. Смирнова, Екатеринбург, «Калан», 1998 г.
 « Жаворонушки» вып. 3, Москва, «Советский композитор», 1984 г.
 « Давай сыграем сказку», Е. Поплянова, Челябинск, «Автограф», 1999 г. « Острова», О. Ушакова, К.-Уральский, 2000 г.
 « Пойте с нами», С.-Петербург, «Композитор», 2004 г.
 « Сказка в музыке» О.П. Радынова, Москва 2009 г.
 « Музыкальные скороговорки» М. Погребинская, С.- Петербург, 2007 г.
 «Как стать звездой» Сет Риггс – полный учебный курс пения в речевой позиции,
позволяющий существенно расширить диапазон и поднять исполнительский уровень
 «Правильное пение» Дина Мигдал – аудио и видеокурс для начинающих вокалистов,
позволяющий освоить секреты сценического мастерства и открывающий новый
уровень знаний для педагогов-вокалистов

 «Спой со мной» Ирина Цуканова – аудио и видеокурс для педагогов и вокалистов,
основанный на смешении стилей, жанров и вокальных позиций и реализованный в
авторской вокальной школе «ImproviNation»
В основе применяемой методики – принцип пения в речевой позиции, при котором гортань
находится в том же положении, что и при разговорной речи. Данный метод позволяет
пользоваться голосом легко и комфортно, независимо от регистра и громкости. Это
возможно при освобождении мышц, не участвующих в звукообразовании, что позволяет
добиться четкой артикуляции и ровности всего диапазона. Комплекс интонационных и
дыхательных упражнений, направленных на укрепление корня языка, раскрепощение
гортани, формирование мягкого неба является здоровьесберегающим и предназначен для
учащихся любого возраста и уровня подготовки.
Формы аттестации и контроля
Результативность освоения программы отслеживается систематически в течении года, с
учетом уровня знаний и умений учащихся на каждом этапе обучения.
Виды контроля:
- Предварительный в начале учебного года. На первых занятиях проводится прослушивание,
мониторинг музыкальных способностей для первого года обучения и мониторинг состояния
певческих данных для последующих лет обучения
- Текущий на каждом занятии, в ходе репетиций. Позволяет отслеживать активность
обучающихся, внимание, заинтересованность и промежуточный результат. Позволяет выявить
недочеты и скорректировать процесс обучения. Проходит в виде прослушивания и
наблюдения.
-Итоговый контроль в конце полугодия и в конце учебного года. Позволяет определить
уровень освоения программы, динамику развития музыкальных способностей и
формирования певческих навыков. Проходит в форме выступлений на открытых занятиях,
тематических концертах, творческих мероприятиях ЦДТ; участия в музыкальных спектаклях,
фестивалях и конкурсах; выступления на отчетном концерте коллектива
Список литературы
1. Федеральный закон РФ « Об образовании в российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
3. Государственные образовательные стандарты. Национально-региональный
компонент.- Екатеринбург, 1997 г.
4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования
5. Устав МАУ ДО «Центр детского творчества»
6. Образовательная программа МАУ ДО Центр детского творчества
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- Екатеринбург, УГПИ, 1992 г.
8. Бернстайн Л. Концерты для молодежи.- Ленинград, Советский композитор, 1991г.
9. Возрастная психология под. Ред. Петровского А.-М., 1998 г.
10. Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников.Екатеринбург, 2003 г.
11. Емельянов В.В. Фонопедические методы развития певческого голоса.-Свердловск, 1991 г.
12.Лукьянов П.Н. Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкальнопедагогическом факультете.- Свердловск, 1979 г.
13.Маркуорт Л. Как правильно петь.- Москва, «Издательство Астрель», 2006 г.
14.Многообразие форм эстетического воспитания в школе.- Екатеринбург, 1994 г.
15.Риггс С. Школа пения в речевой позиции.- Москва, Гид, 2005 г.
16.Ригсс С. Аудиошкола для вокалистов.

17.Хуторской А.В. «Формы и методы обучения»,- интернет ресурс
18.Медведев Д. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа»,- интернет
ресурс
19.Королькова И. «Учимся, играя»,- Феникс 2011 г.
20.Фирилева Ж. «Танцевально-игровая гимнастика для детей» - Санкт- Петербург 2007 г.
Для учащихся и родителей:
1. Алпарова Н. « Зимние сказки»,- Феникс 2009 г.
2.Бекина С. «Музыка и движение»,- Москва 1983 г.
3.Погребинская М. «Музыкальные скороговорки»,- «Композитор» 2007 г.
4. Радынова О. « Настроения, чувства в музыке»,- Москва 2009 г.
5.Руднева С. «Ритмика. Музыкальное движение», Москва 1972 г.

Аннотация
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» является
модифицированной и рассчитана на 5 лет обучения для детей и подростков, в возрасте 6-18
лет.
Основной целью программы является формирование активной творческой позиции ребенка,
формирование вокальной, музыкальной и коммуникативной культуры.
Содержание курса способствует формированию существенных качеств артистической
личности:
- эмоциональная восприимчивость
- развитое эстетическое чувство
- творческое мышление
- воображение
- стремление к саморазвитию
- критичность.
Основные направления работы:
- освоение приемов эстрадного вокала
- освоение сценического движения
- беседы
- концертно-репетиционная деятельность
- участие в спектаклях и театрализованных постановках
- участие в фестивалях и конкурсах.
Учебно-тематический план программы включает в себя групповые занятия, занятия с малыми
ансамблями ( дуэты, трио, квартеты) и индивидуальные занятия с солистами.
Учащиеся принимаются без конкурсного отбора; программный материал осваивается в
соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем способностей каждого ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».