А Дома пионеров в годы войны работали и даже открывались

05.05.2020

Ccылка на видео


До детей ли было в годы войны? Да, и до детей тоже. И во многом гораздо больше, чем сегодня. Один из примеров тому — работа домов пионеров нашей страны.


Родители заняты великой бедой, но детей в кандалы этой беды заковать нельзя. Была чёткая установка: война обязательно окончится, но это время в жизни детворы упустить ни коем образом не должно. Да, много горя и страха вокруг. Но главные лекарства от бед — труд и сплочённость.


Серпухов

К началу Великой Отечественной войны этому дому исполнилось всего шесть лет. Но здесь уже работали более десяти кружков и студий. Мальчишки и девчонки занимались танцами, пением, лепкой, учились рисовать, вязать, шить, играть на народных инструментах (был даже свой оркестр!), осваивали сценическое искусство.

Практически ни один кружок не закрылся, несмотря на то, что более половины педагогов ушли на фронт. Теперь занятия в кружках были посвящены помощи фронту. Летом собирали лекарственные травы, сосновую хвою и сдавали в аптечные пункты. Специально созданные агитбригады выступали в госпиталях, перед бойцами трудового фронта, ездили даже на передовую. Как правило, к таким выступлениям ребята сами мастерили подарки бойцам: шили кисеты, вязали варежки. Никто из мальчишек не говорил, что это, мол, девчачья работа. В числе воспитанников был пионер Вася Куликов. Готовясь к выступлению перед ранеными, мальчишка шил рукавицы. Некоторое количество ткани приносили работники дома творчества и дети, но этого не хватало. Ваня за неделю сам прошёл практически по всему Серпухову, постучался в дома, попросил горожан о помощи. И собрал столько ткани, вещей и ниток, что не мог принести всё это в одиночку в Дом пионеров. Ему помогли одиннадцать ребят, и каждый был нагружен, как говорится, до отказа.


Москва

В начале войны на фронт ушли более тысячи педагогов и выросших воспитанников Московского городского дома пионеров.

Оставшиеся взрослые разделили ребят на большие группы. Одни помогали ухаживать за ранеными, другие пришли на подмогу работникам военкоматов и разносили повести, третьи выступали в воинских частях с концертами художественной самодеятельности. Изменилось содержание практически всех кружков: столярного, рукоделия, юных биологов... Пионеры работали в колхозах, даже добывали торф. Так, воспитанники объединения «Туризм» летом 1941 года поехали в город Озёры, что неподалёку от Коломны. Местному совхозу отчаянно требовались рабочие руки — и эти руки появились: мальчишки и девчонки выполняли норму на 300 процентов! Благодаря им совхоз получил прибыль в 15 тысяч рублей. Девчата из швейных кружков теперь шили рукавицы, кисеты и даже гимнастёрки. Правда, раскрой ткани делали взрослые, но разве это умаляет заслугу ребят?

Осенью того же года школьники рыли окопы, дежурили на крышах и в газоубежищах. Ребята помогали взрослым в деле светомаскировки, собирали макулатуру и металлический лом. Удивительно, но при этом они не отодвигали на второй план учёбу: в Доме пионеров даже работали специальные секции отстающих, где юные «доки» помогали всем желающим разобраться в непонятых предметах и темах, подтягивали младших, готовили вместе с ними домашние задания. Ходили и в ближайший детский дом, устраивали концерты для ребят-сирот, читали им стихи, пели песни.


Ленинград (Санкт-Петербург) 

Городской Дворец творчества юных (тогда - Ленинградский Дворец пионеров имени А.А. Жданова) открылся в Аничковом дворце в феврале 1937 года. Для него ничего не жалели – ни средств, ни материалов, ведь это был подарок всем детям города. На призыв председателя совета содействовать строительству откликнулось 228 предприятий, сотни научных работников, деятели искусства и техники, тысячи рабочих участвовали в его строительстве. Дворцу было подарено 50 роялей, 500 музыкальных инструментов, 7 тысяч книг, костюмы, современное оборудование и многое другое. Однако 1 сентября 1941 года Дворец впервые не открыл свои двери для воспитанников. 

Уже через месяц – в октябре 41-го - здесь расположился госпиталь на 1000 коек. Парадные залы Дворца были совершенно для этого не предназначены. Окна, забитые фанерой, холод, один титан с горячей водой на всех. Врачи делали, что могли. Сюда привозили раненых, сюда же обращалось гражданское население. Всю блокаду здесь работала библиотека. Так, из дневниковых записей заведующей Асты Пашкевич видно, что работа по сбору и каталогизации не прекращалась даже в таких тяжелых условиях: в книгах нуждались и госпиталь, и жители города. 

К апрелю госпиталь был расформирован, а уже 17 мая 1942 года Ленинградский Дворец пионеров возобновил свою работу. Педагоги ходили по домам, искали своих воспитанников. Открыли двери без флагов, транспарантов и привычных афиш, так как Дворец был объектом повышенного внимания немецких летчиков. Как городской лагерь проработали всё лето. Педагогам удавалось в таких условиях отвлечь, немного подкормить ребят и помочь в их развитии. 

Памятными событиями в жизни Дворца стали не только новогодние елки, но и школьный выпускной в июле 1942 года. На тот момент было мало выпускников в городе, и всех решили собрать вместе. Одна из участниц того торжественного вечера Ольга Петрова, выпускница 1942 года, вспоминает этот день: 

«Попали в другой мир. Встречает музыка, в зале паркет натерт до блеска, кружатся девочки с девочками (мальчиков почти нет). В торжественной обстановке вручают аттестаты. Всё как в мирные времена. Затем концерт артистов оперетты и торжественный обед. У каждого прибора лежит подарок – книга и … настоящие пирожные. Их и немного хлеба унесли домой угостить родственников. После обеда праздник закончился. Начался обстрел района». 

Уже в сентябре 1942 в кружки и секции записалось 500 детей. Сначала открылся отдел художественного воспитания, затем в 1943 году – отдел техники, и в 1944 году – спортивный отдел. А в 1945 году в Ленинградском Дворце пионеров снова занимались 10 тысяч детей. 

Всю войну танцевальный ансамбль воспитанников дворца под руководством педагога Аркадия Ефимовича Обранта выступал перед фронтовиками. Всего ребята дали 3 тысячи концертов. Одно из выступлений состоялось 9 мая 1945 года на Дворцовой площади.


Ульяновск

Сегодня в этом здании располагается театр кукол. А в годы войны был Дом пионеров, где в тридцати восьми кружках и студиях занимались более четырёхсот мальчишек и девчонок. Дом выступил организатором детского движения в Ульяновске «Тыл — фронту». Сюда приходили все дети, желающие помочь своим отцам-солдатам. Здесь собирали посылки на фронт: за четыре года их отправлено без малого десять тысяч! Кстати, с фронта, случалось, приходили и благодарности от бойцов. Их читали вслух на сборах.

Первой же военной весной ребята под руководством взрослых разбили большой огород, на котором выращивали несколько десятков сортов овощей и зелень. «Стойкие» овощи — картошку, свёклу, лук — отправляли на фронт в сыром виде. Огурцы и помидоры мариновали в кадках и бочонках, зелень сушили. В Доме пионеров работал и пункт помощи голодающим: любой мог прийти и попросить помощи. Кому-то давали немного овощей, кого-то ставили на питание в столовую.

Школьники собирали лекарственные травы — только в 1943 году аптечные пункты приняли более двух тысяч тонн. Для сбора выезжали как под Ульяновск, так и за много десятков километров от него. Девиз был такой: каждая травинка и цветок должны помочь фронту.


Горький (Нижний Новгород)

Городской дом пионеров был открыт в 1943 году — взрослые нашли в себе силы позаботиться о детях. Ранее в этом здании располагалась начальная школа. Вот и созданный Дом пионеров очень тесно сотрудничал со школами города. Не ушедшие на фронт преподаватели приходили к ребятам после уроков, занятия в кружках проводились и в здании Дома пионеров, и в школах: тем самым получилось задействовать в помощи фронту гораздо больше ребят — почти две тысячи. Занятия в кружке кройки и шитья перенесли в швейные и обувные мастерские. Многие старшеклассники начали трудиться в ателье «Швейник» и выполняли заказы не только на своём непосредственном месте работы, но и брали дополнительно домой.

В 1941 году специально открыли кружок юных железнодорожников (вела его женщина). Пионеры работали на Горьковской железной дороге.

Помогали и животноводам, и птицеводам. Выращивали молодняк, дежурили по ночам, кормили, следили за теплом, заготавливали корм, ремонтировали помещения. Поросят и, бывало, ягнят, часто брали к себе в дом. Ученики средней школы Богородского района вырастили четырнадцать лошадей для бойцов Красной Армии. А воспитанники кружка биологов в тёплое время года в четыре утра ходили рвать траву для кур (это притом, что занятия в школах никто не пропускал).

В колхозах и совхозах области только летом 1942 года трудились более ста тысяч школьников, заработавших три с половиной тысячи трудодней!Хочу такой сайт

А этот факт касается не только воспитанников Дома пионеров, но и всех школьников Горького: ребята помогали школам районов, освобождённых от фашистской нечисти. Вот строки из газеты «Горьковская коммуна» от 10 января 1942 года: «Учащиеся и учителя трёх средних школ Автозаводского района: №1, 19 и 7 — решили оказать помощь средней школе одного из освобождённых Красной Армией районов. Коллектив этих школ взял на себя обязательство собрать для подшефной школы полный комплект наглядных пособий, учебников и учебных принадлежностей. Учащиеся приступили к изготовлению некоторых наглядных пособий своими руками. Начинается сбор учебников и пособий в других школах района. Этот прекрасный почин следует подхватить всем школам города Горького и области. Учащиеся отправили в школы освобождённых районов 15 тысяч учебников и наглядных пособий!»

1 сентября 1941 года пионеры школы №102 обратились ко всем школьникам города и области: «Ребята! Давайте поможем нашим отцам, воюющим с фашистами! Построим танк «Горьковский пионер», а средства на него заработаем сами!».

Всего через четыре месяца юные делегаты пионерских отрядов уже приняли танк от рабочих и передали его на фронт. В октябре 1943 года на передовую отправился ещё один «детский» танк - «Олег Кошевой». Школьники Арзамасского района дополнительно собрали деньги на строительство самолёта, а школьники Автозаводского района — ещё на один танк.

И ведь оставалось время и силы для детской деятельности: пионерских слётов, соревнований. Летом 1942 года был проведён слёт юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. А в смотре художественной самодеятельности (декабрь 1942 года) участвовали около пяти тысяч ребят! Более того, взрослые каким-то совершенно непостижимым образом организовали отдых ребят в загородных пионерских лагерях, где за четыре года войны отдохнули 120 тысяч мальчишек и девчонок.


Архангельск

Этот Дом пионеров открылся в 1938 году. Здесь работали двадцать кружков, в которых занимались 960 мальчишек и девчонок. Но началась война. Здание Дома стало госпиталем...

Вот воспоминания Зинаиды Матвеевны Кочетовой, в годы войны она посещала кружок юных растениеведов: «Узнав о том, что в нашем здании будет располагаться госпиталь, все пионеры сразу решили помогать врачам и медсёстрам ухаживать за ранеными. Мы каждый день после уроков приходили сюда. Заданий было много: девочкам постарше доверили кипячение нательного белья, марли и бинтов. Всех нас научили обрабатывать несложные раны, делать перевязки. Мы умывали бойцов, причёсывали, носили им еду, мыли посуду, убирали в палатах и коридорах. Мы сами установили ночные дежурства: на смену ежедневно заступала бригада из десяти пионеров. Летом все собирали лекарственные травы. Было устроено соревнование: какая бригада больше наберёт. Моя заняла второе место: мы за месяц собрали 568 килограммов.

Пионеры, ранее посещавшие кружки самодеятельности, готовили для раненых концерты. Нас строго предупредили: если будут угощать, ничего брать нельзя. А у нас был один мальчик, Ваня, ещё даже не пионер. Он однажды взял то ли кусок сахара, то ли конфету. Его в тот день очень стыдили, говорили, что у раненых ничего нельзя отбирать, им нужны силы, чтобы бить фашистов. Ругали-ругали, а на следующий день многие ребята принесли Ване что-то вкусное. Все понимали, что он взял тогда сладкое не из жадности, а оттого, что самому жилось не сытно, а он ещё маленький».


Свердловск (Екатеринбург) Уральских пионеров привлекали к помощи семьям фронтовиков, местным колхозам и совхозам, организации концертов в госпиталях, сбору дикорастущих лекарственных трав, грибов, ягод, а также средств на строительство танков и самолетов. 

История Свердловских пионеров примечательна еще и тем, что дети сами купили… танк. Случилось это, когда в Свердловске начали формировать Уральский добровольческий танковый корпус. Рабочие заводов работали сверх плана, чтобы выпустить побольше бронетехники, из которой он был бы сформирован. А рабочие предприятий скидывались, кто чем мог, чтобы оплатить эти работы.

В течение трех дней 180 тысяч рублей собирали школьники и педагоги деньгами, облигациями, ювелирными украшениями. Через несколько дней во двор одной из школ въезжает танк. На нем написано «Школьник Свердловска». Состоялся митинг. Танк торжественно отправили на станцию Свердловск-Сортировочная, откуда он ушел на фронт. 


Тобольск

Здесь к началу войны в шестнадцати кружках занимались около шестисот школьников. Ребята сразу включились в огромное дело помощи фронту и делали всё то же, что и пионеры других городов: собирали посылки, шили, вязали, занимались сбором лекарственных трав. Но отдельно надо сказать о труде педагогов, которые смогли деятельность ребят сочетать с игрой. Так, первым же военным летом около пятисот пионеров участвовали в игре «На штурм!». В борьбе за сдачу норм на получение оборонного значка школьники учились быстро надевать противогазы, оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться в условиях бомбёжки. Каждую зиму проводили лыжные состязания: ребята должны были как можно быстрее доставлять в обозначенные на импровизированной карте места «донесения». Организовали экскурсионно-туристскую базу, каждое лето ребята ходили в походы по историческим местам. Особенно любили бывать на могиле декабристов.


Сальск (Ростовская область)

Этот Дом и сегодня по-прежнему называется Домом пионеров, а не домом творчества. В годы войны город был оккупирован (31 июля 1942 — 22 января 1943 г.г.), здание наполовину разрушено: пробита кровля, выбиты окна, разобран пол (немцы топили печи), в зале обвалился потолок.

Конечно, во время оккупации дом пионеров пришлось закрыть. Но он работал вплоть до неё и сразу после, несмотря на то, что здания у ребят теперь не было. В первый год войны школьники помогали фронту: одних рукавиц сшили и связали более шестисот пар. А после оккупации взрослые старались наладить работу таким образом, чтобы проводить мероприятия для детей на улице. Сбор лекарственных трав, уборка города. Создали группы помощи неуспевающим в учёбе — ребята отрядами ходили домой к отстающему, и получались настоящие уроки. Организовывали походы. Во время них существовала традиция: обязательно сесть всем в круг и написать письмо на фронт незнакомому бойцу. Однажды ребятам пришёл ответ с 1-го Белорусского фронта: боец писал, что вместе с однополчанами прочитал их весточку и просит разрешения после войны приехать. На войне он потерял семью и хотел бы иметь друзей среди детей.

Переписка длилась довольно долго, а потом оборвалась: видимо, солдат погиб.


Рязань

К началу войны здесь работали многие кружки: фото, радио, собаководов, рукоделия, авиамодельный, электроники, краеведческий, автомобильный, физкультурный, хореографический, театр кукол, хор мальчиков, духовой оркестр. И ни один за годы войны не был закрыт! Более того, в 1943 году появился пионерский ансамбль песни и пляски, руководителем которого стал директор Рязанского музыкального училища С.А.Заливухин.

Ребята и много работали. Они обратились к пионерам области с предложением заработать деньги на строительство истребителя. И в результате появился не только истребитель «Рязанский пионер», но и танковая колонна, и бронепоезд «Рязанский ученик».

К ребятам обращались с заказами. Так, получив военный заказ на пошив тёплых безрукавок, девочки из кружка кройки и шитья каждый день после уроков трудились в Доме пионеров по 4-5 часов (за работу они получали дополнительные талоны на 200 граммов хлеба). Ребята из кружка мягкой игрушки шили зайцев и мишек для малышей из детских садов и даже организовали специальную игровую комнату в Доме, куда приводили малышей мамы, если им надо было отлучиться. Занимались с крохами в этой комнате тоже пионеры, но уже из театрального и педагогического кружков.

Пять команд тимуровцев взяли под свою опеку солдатские семьи, дежурили в госпиталях. У пионеров из кружков художественной самодеятельности была своя концертная программа для выступлений перед бойцами. Хореографом в те годы работала Ида Александровна Милова. Уходя на фронт вместе с концертной бригадой, воспитанница Дома пионеров Нина Какуца попросила её придумать сольный танец. Ида Александровна придумала «Марш Победы», с которым и выступала Нина.

Цитата из отчёта за лето 1944 года: «Общий охват кружками — 220 человек. Одна из задач кружков в летний период — подготовка пионеринструкторов. Всего подготовлено 40 человек, которые с начала учебного года будут проводить кружковую работу в школах. Дом проводил массовую работу с детьми города. Военный руководитель провёл 2 похода на 3 и 5 километров, а также 4 военизированных игры в Луковском и Никульчинском лесу. В играх приняли участие 320 детей.

Было проведено 7 экскурсий и прогулок: в Рязанский Кремль, на Оку, на Борковское озеро, в Луковский лес, в Рязанский музей. В городском парке проведено 2 массовых гулянья для детей. Театр кукол Дома пионеров за лето дал 48 спектаклей: в детских садах, детском приёмнике, туберкулёзном санатории, яслях, госпиталях, районах. Из-за отсутствия света в летний период удалось провести только 4 киносеанса. В июне работала выставка детского технического творчества. Проводилась читка художественной литературы и беседы о Чехове, Горьком...»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.05.2020

Дата обновления: 28.04.2022

Дата публикации: 05.05.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».